Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Характеристика и анализ текущего состояния сферы реализации муниципальной программы
Настоящая муниципальная программа разработана для решения задач в сфере управления муниципальными финансами Горноуральского городского округа.
С 2016 года успешно реализовывалась муниципальная программа Горноуральского городского округа "Повышение эффективности управления муниципальными финансами Горноуральского городского округа на период до 2024 года", утвержденная постановлением администрации Горноуральского городского округа от 14.08.2015 N 1937 (далее - муниципальная программа "Повышение эффективности управления муниципальными финансами Горноуральского городского округа на период до 2024 года").
Настоящая муниципальная программа разработана в продолжение муниципальной программы "Повышение эффективности управления муниципальными финансами Горноуральского городского округа на период до 2024 года" и сохраняет преемственность ее целей и задач.
В рамках реализации муниципальной программы "Повышение эффективности управления муниципальными финансами Горноуральского городского округа на период до 2024 года" достигнуты следующие результаты:
1) осуществлен переход от годового к среднесрочному финансовому планированию, утверждению бюджета Горноуральского городского округа на очередной финансовый год и плановый период;
2) внедрен программно-целевой метод формирования расходов бюджета Горноуральского городского округа путем разработки муниципальных программ Горноуральского городского округа;
3) осуществлены внедрение и модернизация информационных систем, используемых при планировании и исполнении бюджета Горноуральского городского округа и формировании бюджетной отчетности;
4) создана система мониторинга качества финансового менеджмента главных распорядителей средств бюджета Горноуральского городского округа.
Стратегической целью Финансового управления является эффективное управление средствами бюджета Горноуральского городского округа при достижении приоритетных целей социально-экономического развития Горноуральского городского округа.
Реализация комплекса мероприятий муниципальной программы сопряжена со следующими рисками:
1) изменение экономической ситуации в Российской Федерации, Свердловской области и Горноуральском городском округе, связанное с неустойчивостью макроэкономических параметров (уровень инфляции, темпы экономического роста, уровень платежеспособности предприятий, населения, изменение процентных ставок Центрального банка Российской Федерации, изменение обменного курса валют);
2) высокий уровень дефицита бюджета округа, рост муниципального долга;
3) ухудшение условий для заимствований;
4) возникновение новых расходных обязательств, не обеспеченных источниками финансирования;
5) изменение налогового и бюджетного законодательства Российской Федерации;
6) перераспределение расходных обязательств и доходных источников;
7) принятие решений, приводящих к повышению рисков несбалансированности бюджета Горноуральского городского округа и нарушению бюджетного законодательства Российской Федерации, снижению качества управления муниципальными финансами;
8) организационные риски, связанные с возможной неэффективной организацией выполнения мероприятий муниципальной программы.
В целях управления указанными рисками в процессе реализации муниципальной программы предусматриваются:
1) повышение доходного потенциала Горноуральского городского округа;
2) максимальное наполнение доходной части бюджета для осуществления социально значимых расходов (на образование, социальную поддержку населения Горноуральского городского округа);
3) поддержание экономически безопасного уровня муниципального долга Горноуральского городского округа;
4) поддержание минимально возможной стоимости обслуживания долговых обязательств Горноуральского городского округа;
5) разработка и принятие нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере муниципальных финансов;
6) контроль соблюдения ограничений, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации и Свердловской области;
7) проведение регулярной оценки качества и распространение лучших практик управления финансами;
8) активное участие в привлечении средств областного и федерального бюджетов, в том числе в рамках государственных программ Свердловской области;
9) проведение проверок исполнения бюджета Горноуральского городского округа;
10) формирование эффективной системы управления муниципальной программой на основе четкого распределения функций и полномочий в Финансовом управлении;
11) оперативный мониторинг выполнения мероприятий муниципальной программы.
Настоящая муниципальная программа является "обеспечивающей" и ориентирована (через развитие правового регулирования и методического обеспечения) на создание общих для всех участников бюджетного процесса, в том числе органов местного самоуправления, отраслевых, функциональных органов администрации, реализующих другие муниципальные программы, условий и механизмов их реализации.
Для оценки достижения целей (задач) настоящей муниципальной программы установлены основные целевые показатели, которые представлены в паспорте муниципальной программы.
Подпрограмма 1 "Организация исполнения доходной части бюджета"
Формирование доходов бюджета Горноуральского городского округа осуществляется в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Налоговым кодексом Российской Федерации, законодательством Свердловской области о налогах и сборах и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Свердловской области, а также правовыми актами Горноуральского городского округа.
В целях обеспечения сбалансированности бюджета округа на стадии формирования и исполнения бюджетных показателей необходима высокая точность прогноза доходов бюджета округа на базе среднесрочного прогноза социально-экономического развития Горноуральского городского округа с учетом изменений налогового и бюджетного законодательства Российской Федерации и законодательства Свердловской области.
В Горноуральском городском округе на протяжении последних лет сохраняется достаточно стабильная экономическая ситуация, которая обеспечивает положительную динамику поступлений собственных доходов бюджета округа.
Объем налоговых и неналоговых доходов бюджета Горноуральского городского округа увеличился с 335,9 млн. рублей в 2018 году до 491,8 млн. рублей в 2021 году, рост составляет 46,4%.
Основными бюджетообразующими налогами являются налог на доходы физических лиц (поступления составляют 53,9% налоговых и неналоговых доходов бюджета округа), акцизы на нефтепродукты (поступления составляют 21,5%), налоги на совокупный доход (8,6%), земельный налог (7,9%).
Поступления по налогу на доходы физических лиц увеличились за период с 2018 года по 2021 год на 23,1% (с 215,2 млн. рублей в 2018 году до 264,9 млн. рублей в 2021 году) в результате ежегодного роста фонда заработной платы работающих, а также за счет увеличения работодателями заработной платы по результатам проведения адресной работы с хозяйствующими субъектами в рамках межведомственной комиссии по вопросам укрепления финансовой самостоятельности бюджета Горноуральского городского округа и работы комиссии по легализации налоговой базы, созданной в территориальном налоговом органе.
Доходы от акцизов на нефтепродукты возросли с 42,5 млн. рублей в 2018 году до 105,5 млн. рублей в 2021 году (в 2,5 раза) в результате изменения нормативов межбюджетного распределения акцизов, роста акцизных ставок.
Значительно увеличилось поступление налогов на совокупный доход в 4,8 раза (с 8,7 млн. рублей в 2018 году до 42,1 млн. рублей в 2021 году). Причина высокого роста поступлений обусловлена:
- изменением норматива межбюджетного распределения налога, взимаемого с применением упрощенной системы налогообложения;
- увеличением количества индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную и патентную системы налогообложения;
- регистрацией на территории округа крупного плательщика единого сельскохозяйственного налога ООО "Некрасово-1".
Поступления по земельному налогу возросли с 26,9 млн. рублей в 2018 году до 38,6 млн. рублей в 2021 году, или в 1,4 раза, в связи с увеличением кадастровой стоимости земельных участков.
В целях выполнения обязательств по повышению качества жизни жителей Горноуральского городского округа, развития инфраструктуры необходимо дальнейшее развитие доходной базы бюджета округа.
С 2014 года в Горноуральском городском округе реализуется план мероприятий ("дорожная карта") по повышению доходного потенциала Горноуральского городского округа.
Бюджетный эффект от реализации вышеуказанного плана за 2018 - 2021 годы составил более 61 млн. рублей.
В рамках развития комплексной системы учета и контроля налоговых льгот и преференций, предоставленных решениями Думы Горноуральского городского округа, проводится работа по оценке налоговых расходов.
Объем налоговых расходов бюджета округа в 2018 году составил 12,0 млн. рублей, в 2019 году - 12,3 млн. рублей, в 2020 году - 9,8 млн. рублей, предварительная оценка за 2021 год - 12,0 млн. рублей.
Из них свыше 95% составляют технические льготы, предоставленные органам местного самоуправления и муниципальным учреждениям Горноуральского городского округа по земельному налогу в целях исключения встречных финансовых потоков.
Менее 5% составляют социальные льготы, предоставленные в целях поддержки социально слабо защищенных категорий граждан.
В целях изыскания резервов для увеличения доходного потенциала Горноуральского городского округа, а также обеспечения сбалансированности бюджета округа Администрацией Горноуральского городского округа совместно с налоговыми органами и другими заинтересованными структурами и ведомствами планируется продолжать реализацию мероприятий по повышению доходного потенциала Горноуральского городского округа.
Подпрограмма 2 "Управление бюджетным процессом и его совершенствование"
Эффективное, ответственное и прозрачное управление финансами Горноуральского городского округа является базовым условием для повышения уровня и качества жизни населения Горноуральского городского округа, устойчивого экономического роста, модернизации экономики и социальной сферы и достижения других стратегических целей социально-экономического развития Горноуральского городского округа (далее - Городского округа).
На протяжении последних лет в Горноуральском городском округе осуществляется планомерный процесс реформирования муниципальных финансов, основной целью которого является повышение эффективности бюджетных расходов.
Преобразования, проводимые за эти годы в Горноуральском городском округе, позволили повысить качество управления средствами бюджета городского округа по следующим направлениям:
1) муниципальные программы и программный бюджет.
В рамках перехода к формированию бюджетов с применением программно-целевого метода в целях повышения эффективности бюджетных расходов и ответственности муниципальных органов за реализацию полномочий в соответствующей сфере управления администрацией Горноуральского городского округа была организована работа по разработке и принятию муниципальных программ Горноуральского городского округа (далее - муниципальные программы) органами местного самоуправления, отраслевыми (функциональными) органами администрации Горноуральского городского округа.
В целях обеспечения выполнения требований бюджетного законодательства в 2014 году постановлением администрации Горноуральского городского округа утвержден Порядок формирования и реализации муниципальных программ Горноуральского городского округа.
Используя современные инструменты бюджетирования, произошел переход от контроля над финансовыми потоками к системе контроля за результатами. В настоящее время бюджет Горноуральского городского округа сформирован с использованием программно-целевого метода планирования, при котором бюджетные средства направляются на достижение целей, поставленных в муниципальных программах, и используются максимально эффективно. Это позволило обеспечить формирование в программном формате более 90% от общего объема расходов бюджета Горноуральского городского округа.
2) муниципальное задание и новые формы финансового обеспечения муниципальных услуг.
Сформирована нормативная база и обеспечено практическое внедрение новых форм оказания и финансового обеспечения муниципальных услуг (выполнения работ).
В Горноуральском городском округе после вступления в силу Федерального закона от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" проведена значительная работа по реформированию муниципальных учреждений и формированию нового механизма оказания и финансового обеспечения муниципальных услуг и работ.
В качестве результатов проведенной работы можно обозначить увеличение самостоятельности учреждений в распоряжении финансами и переданным им имуществом, повышение ответственности руководителей муниципальных учреждений, закрепленной в трудовом договоре, установление прямой зависимости объема финансового обеспечения от результатов деятельности муниципальных учреждений, доступность и открытость информации о деятельности учреждений.
3) осуществление мероприятий, направленных на повышение открытости бюджетного процесса в Горноуральском городском округе.
В целях повышения открытости бюджетных данных, а также информированности граждан в вопросах формирования и исполнения бюджета округа на официальном сайте Горноуральского городского округа осуществляется регулярная публикация информации в разделе "Бюджет для граждан".
4) создание системы казначейства Горноуральского городского округа.
В Финансовом управлении создана и эффективно действует система казначейства Горноуральского городского округа, обеспечивающая казначейское обслуживание бюджета Горноуральского городского округа, эффективный учет и предварительный контроль в процессе исполнения расходных обязательств получателей средств бюджета городского округа, управление единым счетом.
В предстоящем периоде решение задач социально-экономического развития Горноуральского городского округа будет осуществляться в условиях, призванных обеспечить долгосрочную устойчивость и сбалансированность бюджета. Эффективная и ответственная бюджетная политика в части управления бюджетным процессом является важнейшей предпосылкой для улучшения качества жизни населения.
В 2023 - 2027 годах бюджетная политика Горноуральского городского округа в части управления бюджетным процессом должна быть направлена на безусловное исполнение действующих расходных обязательств, в том числе с учетом их оптимизации и повышения эффективности использования финансовых ресурсов, а также в полной мере учитывать прогнозируемые риски развития экономики и предусматривать адекватные меры по минимизации их неблагоприятного влияния на качество жизни населения Горноуральского городского округа.
Эффективная бюджетная политика в части управления бюджетным процессом должна обеспечивать устойчивое развитие округа, повышение результативности муниципальных расходов, улучшение качества и доступности услуг.
5) полнота формирования и предоставления бюджетной отчетности.
Все участники и неучастники бюджетного процесса Горноуральского городского округа задействованы в автоматизированном процессе управления финансами Горноуральского городского округа. Данное мероприятие позволяет повышать качество и скорость принимаемых управленческих решений посредством увеличения доступности информации о фактах хозяйственной деятельности субъектов учета и отчетности, а также формирования достоверной бюджетной (бухгалтерской) отчетности, полностью соответствующей данным бухгалтерского учета.
Единая централизованная система обеспечивает автоматизированную технологию обработки информации, оперативность и бесперебойность обработки информации, позволяющие экономить рабочее время пользователей единой централизованной системы, эффективное использование трудовых, технических, материальных, технологических, временных и прочих ресурсов, минимизацию объема представляемой информации на бумажном носителе, передачу и обновление данных в режиме реального времени, доступность инструктивной информации и оперативность взаимодействия с пользователями по вопросам работы в единой централизованной системе.
С учетом всех мероприятий, в среднесрочной перспективе бюджетная политика Горноуральского городского округа в части управления бюджетным процессом сохранит свои приоритеты и будет сконцентрирована на решении следующих основных задач:
1) реализация эффективной бюджетной политики в части управления бюджетным процессом, направленной на долгосрочную устойчивость и сбалансированность бюджета Горноуральского городского округа.
Необходимым условием устойчивого и сбалансированного социально-экономического развития Горноуральского городского округа и формирования эффективной бюджетной и налоговой политики на долгосрочный период является разработка и утверждение основных направлений бюджетной и налоговой политики Горноуральского городского округа на очередной финансовый год и плановый период.
Долгосрочное планирование дает возможность сформулировать приоритетные задачи, оценить необходимые ресурсы для их реализации и определить возможные источники этих ресурсов. Таким образом, долгосрочное планирование позволяет уйти от инерционного подхода, когда бюджетные ассигнования распределяются на основе индексирования тенденций предыдущих лет.
2) оптимизация структуры бюджетных расходов в целях мобилизации ресурсов на приоритетные направления;
3) повышение открытости бюджетной политики Горноуральского городского округа.
Совершенствование бюджетного процесса на федеральном и областном уровнях требует постоянного развития и внедрения новых инструментов в Горноуральском городском округе, в частности совершенствования методов планирования и исполнения бюджета Горноуральского городского округа.
Решение указанных задач позволит перейти на качественно новый уровень управления муниципальными финансами и создать инструментарий для принятия обоснованных управленческих решений в целях повышения эффективности и результативности бюджетных расходов.
Подпрограмма 3 "Управление муниципальным долгом"
В рамках поставленных задач Финансовым управлением проводится работа, направленная на поддержание муниципального долга Горноуральского городского округа в объеме, обеспечивающем возможность гарантированного выполнения всех обязательств и неукоснительное соблюдение требований, установленных бюджетным законодательством.
В 2018 и 2021 годах в бюджет округа привлечено из областного бюджета 4 бюджетных кредита для покрытия временных кассовых разрывов, возникших при исполнении бюджета, на общую сумму 29,4 млн. рублей.
Несмотря на осуществление муниципальных заимствований, долговая нагрузка сохранена на безопасном уровне ниже 30% от суммы доходов бюджета округа без учета безвозмездных поступлений и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений (2018 год - 26,2%, 2019 год - 12,4%, 2020 год - 9%, 2021 год - 8,1%).
За 2018 - 2021 годы муниципальный долг Горноуральского городского округа снизился с 40,7 млн. рублей в 2018 году до 21,8 млн. рублей в 2021 году (на 18,9 млн. рублей) в результате гашения долговых обязательств согласно графикам, а также проведения Министерством финансов Свердловской области реструктуризации задолженности по бюджетным кредитам.
В целях снижения рисков возникновения кризисных ситуаций при исполнении бюджета, сохранения финансовой устойчивости и сбалансированности бюджета округа в Горноуральском городском округе утверждается и реализуется долговая политика.
Долговой политикой определены основные задачи и направления деятельности администрации Горноуральского городского округа в сфере управления муниципальным долгом, в том числе:
- сохранение объема муниципального долга Горноуральского городского округа на безопасном уровне и обеспечение доли общего объема долговых обязательств не более 50% общего годового объема доходов местного бюджета без учета безвозмездных поступлений и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений;
- равномерное распределение долговой нагрузки по годам;
- обеспечение сохранения дефицита бюджета на уровне не более 5% общего годового объема доходов местного бюджета без учета безвозмездных поступлений и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений;
- минимизация стоимости обслуживания муниципального долга городского округа;
- безусловное выполнение долговых обязательств;
- соблюдение ограничений, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации;
- обеспечение доступности информации о муниципальном долге.
Проводимая долговая политика позволяет поддерживать на минимальном уровне расходы на обслуживание муниципального долга в общей структуре расходов бюджета округа (в 2018 году - 0,004%, в 2019 году - 0,003%, в 2020 году - 0,002%, в 2021 году - 0,002%).
В рейтинге муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, по уровню долговой устойчивости Горноуральский городской округ отнесен к группе заемщиков с высоким уровнем долговой устойчивости.
В предстоящем периоде долговая политика Горноуральского городского округа будет реализовываться в условиях умеренных темпов роста экономики, нестабильности на финансовых рынках и, как следствие, существенных рисков при исполнении бюджета. Финансирование дефицита бюджета округа продолжится за счет заемных источников.
В рамках реализации муниципальной программы будет продолжена практика поддержания оптимальной долговой нагрузки на бюджет округа, соблюдения принятых ограничений исходя из безусловного исполнения расходных и долговых обязательств Горноуральского городского округа.
Подпрограмма 4 "Повышение эффективности системы муниципального финансового контроля, казначейского контроля и контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг"
Финансовое управление в соответствии с Положением о финансовом управлении является органом внутреннего муниципального финансового контроля, уполномоченным на осуществление контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с частью 3 статьи 99 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - сфера закупок).
Финансовым управлением осуществляются контрольные мероприятия в целях выполнения задач по организации контроля за использованием бюджетных средств, в том числе выделяемых на реализацию мероприятий муниципальных программ.
За 2021 год Финансовым управлением проверено более 100,0 млн. рублей, выявлено нарушений на сумму более 9,0 млн. рублей.
Меры, принимаемые по результатам контрольной деятельности препятствуют нарушениям бюджетного законодательства, позволяют своевременно пресекать факты неправомерных и нецелевых расходов и исключать негативные последствия бюджетных нарушений.
Развитие системы муниципального финансового контроля, взаимодействие с главными распорядителями средств бюджета Горноуральского городского округа способствовало сокращению нецелевого, неправомерного и неэффективного использования бюджетных средств, минимизировало риски неисполнения муниципального задания и недостижения целевых показателей муниципальных программ Горноуральского городского округа.
Основной задачей Финансового управления в предстоящем периоде является повышение эффективности системы финансового контроля.
С целью организации контрольной деятельности в сфере закупок Финансовым управлением утверждаются планы проверок.
За 2021 год Финансовым управлением в рамках реализации контрольных полномочий в сфере закупок проведено 3 внеплановые проверки и 15 плановых проверок (данный показатель остается стабильным в течение нескольких лет).
В целях реализации материалов контрольных мероприятий объектам контроля направлены 12 предписаний об устранении нарушений.
Результаты деятельности Финансового управления свидетельствуют о том, что финансовый контроль и контроль в сфере закупок являются незаменимыми инструментами эффективного, ответственного и прозрачного управления муниципальными финансами.
В целях реализации мер по повышению качества муниципального финансового контроля осуществляется предварительный казначейский контроль в соответствии с частью 5 статьи 99 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ), охватывающий все этапы от планирования закупки до исполнения контракта, что позволяет предотвратить нарушения, устранить причины, повлекшие их допущение.
В целях усиления предварительного финансового контроля за расходованием средств бюджета Горноуральского городского округа организована работа на этапе постановки на учет бюджетных обязательств по муниципальным контрактам, соглашениям, заключенным получателями бюджетных средств Горноуральского городского округа.
В целях осуществления исполнения бюджета Горноуральского городского округа по расходам Финансовое управление ведет учет денежных обязательств получателей средств бюджета Горноуральского городского округа.
Предварительный казначейский контроль за расходованием средств бюджета Горноуральского городского округа позволит обеспечить:
1) создание условий для повышения эффективности и результативности бюджетных расходов;
2) прозрачность закупок, осуществляемых получателями средств бюджета Горноуральского городского округа и неучастниками бюджетного процесса;
3) своевременность оплаты принятых получателями средств бюджета Горноуральского городского округа и неучастниками бюджетного процесса обязательств.
Подпрограмма 5 "Обеспечение реализации муниципальной программы "Управление муниципальными финансами Горноуральского городского округа до 2027 года"
В соответствии с Положением о Финансовом управлении, Финансовое управление является функциональным органом администрации Горноуральского городского округа.
Финансовое управление обладает следующими полномочиями:
- формирование, утверждение, исполнение бюджета Горноуральского городского округа и контроль за исполнением бюджета городского округа;
- ведение муниципальной долговой книги, реестра расходных обязательств муниципального образования;
- осуществление контроля в сфере размещения заказов путем проведения плановых и внеплановых проверок, рассмотрения жалоб участников размещения заказов и т.д.
В рамках своих полномочий Финансовое управление осуществляет закупки товаров, работ, услуг и заключает муниципальные контракты, предметом которых являются поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг в установленной сфере деятельности, в том числе для обеспечения нужд Финансового управления, а также иные гражданско-правовые договоры.
Подпрограмма разработана в целях повышения качества реализации целей и задач, поставленных муниципальной программой.
В целом подпрограмма направлена на формирование и развитие обеспечивающих механизмов реализации муниципальной программы.
В подпрограмму включены расходы бюджета Горноуральского городского округа на обеспечение деятельности Финансового управления, за счет которых осуществляется реализация полномочий (функций), направленных на решение всех задач муниципальной программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.