Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
администрации
муниципального образования
Октябрьский район
Оренбургской области
от 28 июля 2022 г. N 534-п
Положение
об обеспечении мероприятий по гражданской обороне на территории муниципального образования Октябрьский район
I. Общие положения
1. Настоящее Положение определяет основные направления деятельности органов местного самоуправления на муниципальном уровне по вопросам обеспечения мероприятий гражданской обороны на территории муниципального образования Октябрьский район, а также реализации соответствующих планов гражданской обороны и защиты населения (далее - планы ГО).
2. Организация проведения мероприятий гражданской обороны на территории муниципального образования Октябрьский район является обязательной функцией органов местного самоуправления и организаций в пределах своих полномочий.
3. Понятия, используемые в настоящем Положении, применяются в значениях, определенных законодательством Российской Федерации.
4. Мероприятия по подготовке к защите населения, материальных и культурных ценностей на территории муниципального образования Октябрьский район от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, разрабатываются и осуществляются заблаговременно в мирное время с учетом возможной обстановки, которая может сложиться в результате применения противником современных средств поражения, имеющихся финансовых, материальных и трудовых ресурсов.
Мероприятия по гражданской обороне, которые по своему характеру и объему не могут быть осуществлены в мирное время, должны проводиться в возможно короткие сроки с введением в Российской Федерации (отдельных местностях) военного положения и объявления мобилизации, а также в условиях военных действий.
II. Основы организации гражданской обороны
5. Организационную структуру гражданской обороны в муниципальном образовании Октябрьский район составляет совокупность органов управления, сил и средств территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций, в компетенцию которых входят вопросы защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
6. Для выполнения и обеспечения мероприятий по гражданской обороне на территории муниципального образования Октябрьский район создаются спасательные службы гражданской обороны (далее - спасательная служба (спасательные службы)) по видам обеспечения.
Спасательная служба - это совокупность органов управления, сил и средств гражданской обороны, предназначенных для проведения мероприятий по гражданской обороне, всестороннего обеспечения действий аварийно-спасательных формирований, нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне и выполнения спасательных и других неотложных работ при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и террористических актов.
Задачи, организация и функции спасательных служб определяются соответствующими положениями о спасательных службах.
Положение о спасательной службе разрабатывается соответствующим начальником спасательной службы, согласовывается с органами, осуществляющими управление гражданской обороной, и утверждается соответствующим руководителем гражданской обороны.
Вид и количество спасательных служб определяются в зависимости от характера и объема выполняемых в соответствии с планами гражданской обороны задач с учетом наличия соответствующей базы для создания спасательных служб.
В состав сил спасательных служб включаются силы и средства организаций и их структурных подразделений, обладающих сходным профилем деятельности и способных независимо от их форм собственности и ведомственной принадлежности (подчиненности) к совместному выполнению мероприятий по гражданской обороне в мирное и военное время, а также нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне.
7. На муниципальном уровне и в организациях решением соответствующего руководителя гражданской обороны создаются спасательные службы специального назначения:
- медицинская спасательная служба;
- спасательная служба защиты животных и растений;
- инженерная спасательная служба;
- спасательная служба связи и оповещения;
- спасательная служба торговли и питания;
- автотранспортная спасательная служба;
- коммунально-техническая спасательная служба;
- спасательная служба энергоснабжения;
- другие спасательные службы по видам обеспечения (при необходимости);
8. Создаваемые спасательные службы гражданской обороны муниципального образования Октябрьский район представлены в перечне спасательных служб гражданской обороны муниципального образования Октябрьский район согласно приложению к настоящему Положению.
9. Медицинская спасательная служба включает в себя подвижные медицинские отряды, бригады, дружины и санитарные посты для оказания медицинской помощи пострадавшим, ведения медицинской, санитарно-эпидемической и биологической разведки, проведения противоэпидемических и санитарно-гигиенических мероприятий в очагах поражения, на маршрутах ввода сил гражданской обороны в зону поражения, эвакуации населения и в безопасных районах.
10. Спасательная служба защиты животных и растений включает в себя:
- команды, бригады и группы по защите сельскохозяйственных животных - для ведения ветеринарной разведки, защиты животных, кормов и источников воды, ферм и других мест размещения скота, обеззараживания кормов и продуктов животного происхождения, а также для проведения профилактических ветеринарно-санитарных и охранно-карантинных мероприятий;
- команды, бригады и звенья по защите сельскохозяйственных растений - для ведения фитопатологической разведки, защиты растений и продуктов растениеводства, обеззараживания сельскохозяйственных угодий и продуктов растениеводства.
11. Инженерная спасательная служба включает в себя:
- инженерные команды, группы и звенья - для ведения инженерной разведки, аварийно-спасательных и других неотложных работ, восстановления и ремонта дорог и дорожных сооружений, защитных сооружений, взрывных работ;
- группы, звенья по обслуживанию укрытий и убежищ - для подготовки укрытий и убежищ к приему укрываемого населения.
12. Спасательная служба связи и оповещения включает в себя команды, группы и звенья связи для обеспечения оповещения органов управления, сил и населения, обеспечения связью руководителей гражданской обороны, органов управления, а также для ведения аварийно-восстановительных и ремонтных работ на линиях и сооружениях связи.
13. Спасательная служба торговли и питания включает в себя подразделения торговли промышленными товарами и обеспечения питанием:
- подвижные пункты питания - для обеспечения горячим питанием личного состава органов управления, формирований в местах размещения и при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ, а также пораженного населения в отрядах первой медицинской помощи.
14. Автотранспортная спасательная служба включает в себя автомобильные и автотранспортные колонны для вывоза в безопасные районы эвакуируемого населения, материальных ценностей, перевозки сил гражданской обороны к очагам поражения, эвакуации пострадавших в медицинские учреждения безопасных районов, подвоза (вывоза) рабочих, смен, доставки материальных средств.
15. Коммунально-техническая спасательная служба включает в себя:
- аварийно-технические команды, группы - для ведения аварийно-технических и восстановительных работ на сетях и сооружениях коммунально-энергетического хозяйства;
- команды и звенья подвоза воды - для обеспечения водой личного состава органов управления, формирований и населения;
- пункты санитарной обработки, станции специальной обработки транспорта, одежды - для осуществления санитарной обработки людей, выходящих из очагов поражения, обеззараживания одежды и средств индивидуальной защиты, специальной обработки техники.
16. Спасательная служба энергетики (энергоснабжения) включает в себя аварийно-технические команды по электросетям для ведения аварийно-технических и восстановительных работ на электросетях.
17. Общими задачами спасательных служб являются:
- планирование и организация первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов и в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
- контроль за созданием и подготовкой в организациях нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне, спасательных служб;
- подготовка необходимых сил и средств для выполнения мероприятий по гражданской обороне;
- управление силами, входящими в состав спасательных служб, их всестороннее обеспечение в ходе проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;
- организация взаимодействия с органами управления гражданской обороной, другими спасательными службами по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне, подразделениями войск гражданской обороны, органами военного командования (управления);
- защита личного состава, техники и имущества спасательных служб от поражающих факторов во время ведения военных действий;
- ведение учета сил и средств, входящих в состав спасательных служб, обеспечение их укомплектования личным составом, техникой и имуществом;
- поддержание в готовности пунктов управления.
18. Для организации планирования, подготовки и проведения эвакуационных мероприятий по гражданской обороне органами местного самоуправления и организациями создаются эвакуационные органы.
К эвакуационным органам относятся:
- эвакуационные (эвакоприемные) комиссии;
- приемные эвакуационные пункты;
- администрации пунктов высадки населения, выгрузки материальных и культурных ценностей на транспорт.
Подготовка приема и эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы осуществляется заблаговременно в мирное время и включает в себя:
- разработку плана эвакуационных мероприятий, создание и подготовку необходимых эвакуационных органов на территории муниципального образования Октябрьский район;
- планирование необходимых транспортных средств для проведения эвакуации;
- определение и подготовку районов для размещения эвакуируемого населения, материальных и культурных ценностей;
- подготовку мероприятий по обеспечению эвакуируемого населения продуктами питания, водой, коммунально-бытовыми услугами, медицинскому обеспечению;
- подготовку к осуществлению мер по охране общественного порядка при проведении эвакуационных мероприятий.
19. Для организации мероприятий по гражданской обороне, осуществляемых в целях решения задачи, связанной с обеспечением устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, органами местного самоуправления и организациями образуются комиссии по вопросам повышения устойчивости функционирования объектов экономики в мирное и военное время.
Для принятия существенных мер, направленных на сохранение объектов для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время:
- осуществляются разработка и реализация в мирное время инженерно-технических мероприятий по повышению физической стойкости производственных фондов;
- на объектах проводится работа по подготовке к проведению аварийно-восстановительных работ и созданию необходимых запасов оборудования и материалов для их проведения;
- создаются резервы материальных ресурсов (сырья, топлива, комплектующих изделий и другого);
- проводится накопление резервных источников энергоснабжения;
- создается страховой фонд документации;
- осуществляется модернизация технологических процессов, направленная на снижение ущерба производственным фондам при воздействии на них поражающих факторов.
20. В целях заблаговременной разработки и реализации мероприятий по гражданской обороне в объеме, необходимом и достаточном для предотвращения чрезвычайных ситуаций и защиты населения от поражающих факторов и последствий чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, осуществляется работа по отнесению территорий к группам по гражданской обороне.
В целях сохранения организаций и защиты их персонала от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, путем заблаговременной разработки и реализации мероприятий по гражданской обороне осуществляется отнесение организаций к категориям по гражданской обороне.
21. Для обеспечения устойчивого управления гражданской обороной в муниципальном образовании Октябрьский район создается система пунктов управления на местном уровне и в организациях.
На местном уровне создаются:
- повседневный пункт управления;
- запасный пункт управления (должен размещаться в безопасном районе в противорадиационном укрытии);
- подвижный пункт управления.
В организациях создаются:
- повседневный пункт управления;
- запасный пункт управления для организаций, разрабатывающих планы гражданской обороны в соответствии с законодательством Российской Федерации (должен размещаться в защитных сооружениях или противорадиационных укрытиях, в безопасном районе);
- подвижный пункт управления.
22. Осуществление мероприятий по созданию и поддержанию в состоянии постоянной готовности систем оповещения населения включает в себя:
- заблаговременное создание новых и реконструкцию действующих систем оповещения населения на основе современной технической базы связи, радиотрансляционных и телевизионных систем;
- организацию эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения;
- комплексное использование государственных и коммерческих технических систем связи, радио-, проводного и телевизионного вещания и других технических средств передачи информации.
Системы оповещения населения создаются на муниципальном и объектовом уровнях.
Требованием к системе оповещения населения является доведение до органов управления гражданской обороной и населения необходимой информации об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера в сроки, приемлемые для оперативного принятия мер по защите населения (укрытие в защитных сооружениях, применение средств индивидуальной защиты, эвакуация в безопасные районы и другое).
Для оповещения населения задействуются сети электросирен, радиовещательные и телевизионные станции независимо от форм собственности, а также местные сети проводного вещания, включая сети уличной звукофиксации.
23. Мероприятия, осуществляемые в целях решения задач, связанных с предоставлением населению средств индивидуальной и коллективной защиты, проводятся заблаговременно и включают в себя:
- строительство, поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений гражданской обороны и их технических систем;
- приспособление в мирное время и при приведении гражданской обороны в готовность к ее ведению и в ходе ее ведения в военное время заглубленных помещений и других сооружений подземного пространства для укрытия населения;
- подготовка в мирное время и строительство при приведении гражданской обороны в готовность к ее ведению и в ходе ее ведения в военное время быстровозводимых защитных сооружений гражданской обороны с упрощенным внутренним оборудованием и укрытий простейшего типа;
- накопление, хранение, освежение и использование по предназначению средств индивидуальной защиты населения;
- планирование и подготовку мероприятий по выдаче населению средств индивидуальной защиты.
Запасы средств индивидуальной защиты рассчитываются на личный состав нештатных аварийно-спасательных формирований, нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне, персонал химически опасных объектов, население, проживающее в зонах возможного заражения.
Нормы накопления средств индивидуальной и коллективной защиты определяются Правительством Российской Федерации.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
23. В целях усиления мер по защите населенных пунктов, организаций, а также снижения размеров возможного ущерба экономике Октябрьского района при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов планируется проведение мероприятий по световой и другим видам маскировки.
Мероприятия по световой и другим видам маскировки включают в себя:
- определение перечня объектов (зданий и сооружений), расположенных на территории муниципального образования Октябрьский район, подлежащих световой маскировке и другим видам маскировки (далее - территории);
- разработка планов осуществления комплексной маскировки территорий, отнесенных в установленном порядке к группам по гражданской обороне, организаций, являющихся вероятными целями при использовании современных средств поражения;
- создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических средств, необходимых для проведения мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;
- проведение инженерно-технических мероприятий по уменьшению демаскирующих признаков территорий, отнесенных в установленном порядке к группам по гражданской обороне, организаций, отнесенных в установленном порядке к категориям по гражданской обороне.
Световая маскировка организуется органами местного самоуправления и организациями в соответствии с требованиями, установленными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Оренбургской области.
24. Для оценки складывающейся радиационной, химической, биологической и санитарно-эпидемиологической обстановки в интересах решения задач гражданской обороны Правительством Оренбургской области и муниципальным образованием Октябрьский район создается территориальная подсеть Оренбургской области сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения.
В состав территориальной подсети Оренбургской области сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения входят организации санитарно-эпидемического профиля, отдельные медицинские учреждения, научно-исследовательские организации, осуществляющие наблюдение за состоянием окружающей природной среды, опытно-исследовательские подразделения (лаборатории) промышленных и научных организаций, в том числе ведомственные.
Состав, задачи и порядок функционирования территориальной подсети Оренбургской области сети лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения определяются положением о ней.
25. Организация и проведение подготовки населения в области гражданской обороны, подготовка руководящего состава органов управления и сил гражданской обороны осуществляются органами местного самоуправления и организациями.
26. В целях осуществления мероприятий по гражданской обороне, проводимых для решения задач, связанных с первоочередным жизнеобеспечением населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, органы местного самоуправления:
- создают и поддерживают на местном уровнях и в организациях запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;
- подготавливают мероприятия по нормированному снабжению пострадавшего населения средствами жизнеобеспечения;
- накапливают мобильные технические средства для жизнеобеспечения населения;
- планируют мероприятия по медицинскому обеспечению пострадавшего населения и оказание первой помощи, квалифицированной и специализированной медицинской помощи с развертыванием лечебно-профилактических учреждений в безопасных районах;
- подготавливают территории к проведению мероприятий первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения в местах его размещения (включая подготовку исходных данных, оценку возможностей и подготовленности территории, выбор и реализацию запланированных мероприятий, в том числе обеззараживание зданий и территорий, специальную обработку техники, санитарную обработку личного состава нештатных аварийно-спасательных формирований, нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне и населения);
- организуют первоочередное жизнеобеспечение пострадавшего населения.
27. Финансовое обеспечение мероприятий по гражданской обороне, осуществляемых администрацией муниципального образования Октябрьский район, производится в пределах средств, предусмотренных главным распорядителем бюджетных средств в районном бюджете на соответствующий год и в пределах численности, установленной соответствующими нормативными правовыми актами муниципального образования Октябрьский район.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.