Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к Постановлению Главы
городского округа Лобня
от 25.05.2022 N 606-ПГ
Положение
о спасательных службах по обеспечению мероприятий по гражданской обороне городского округа Лобня
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральными законами от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне", от 22.08.1995 N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей", постановлением Правительства РФ от 26.11.2007 N 804 "Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации", приказами МЧС России от 23.12.2005 N 999 "Об утверждении Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований" и от 18.12.2014 N 701 "Об утверждении Типового порядка создания нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне" и определяет организацию руководства и правовые основы функционирования спасательных служб по обеспечению мероприятий по гражданской обороне городского округа Лобня (далее - "спасательные службы").
1.2. Состав спасательной службы определяется решением соответствующего руководителя спасательной службы в целях создания эффективной системы гражданской обороны городского округа Лобня и организаций в области гражданской обороны, предусмотренных Федеральным законом от 12.02.199 N 28-ФЗ "О гражданской обороне".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Федерального закона следует читать как "от 12.02.1998"
1.3. Основные понятия, применяемые в настоящем Положении.
1.3.1. Спасательная служба - это совокупность органов управления, сил и средств гражданской обороны, предназначенных для проведения мероприятий по гражданской обороне (далее - "ГО"), всестороннего обеспечения действий аварийно-спасательных формирований (далее - "АСФ") и выполнения других неотложных работ при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и террористических актов (далее - "ЧС").
1.3.2. АСФ - это самостоятельные или входящие в состав спасательных служб структуры, предназначенные для проведения аварийно-спасательных работ, основу которой составляют подразделения спасателей, оснащенные специальной техникой, оборудованием и снаряжением.
1.3.3. Аварийно-спасательные формирования могут создаваться: на постоянной штатной основе - профессиональные АСФ; на нештатной основе - нештатные АСФ (далее - "НАСФ"); на общественных началах - общественные АСФ.
1.3.4. Нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне (далее - "НФГО") - формирования, создаваемые организациями, в том числе входящими в состав спасательных служб, из числа своих работников в целях участия в обеспечении выполнения мероприятий по гражданской обороне и проведения не связанных с угрозой жизни и здоровью людей неотложных работ при ликвидации ЧС.
1.3.5. Аварийно-спасательные работы - это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне ЧС, локализации ЧС и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов.
1.3.6. Неотложные работы при ликвидации ЧС - это деятельность по всестороннему обеспечению аварийно-спасательных работ, оказанию населению, пострадавшему в ЧС, медицинской и других видов помощи, созданию условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их работоспособности.
1.3.7. АСДНР - Аварийно-спасательные и другие неотложные работы.
1.4. Спасательные службы создаются по принципу, обеспечивающему централизацию управления организациями, их силами и средствами на территории городского округа Лобня, объединенными по видам обеспечения.
1.5. Спасательные службы в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Московской области, нормативными правовыми актами городского округа Лобня, а также настоящим Положением.
1.6. Руководители спасательных служб назначаются постановлением Главы городского округа Лобня.
1.7. Спасательные службы являются составной частью системы организации и управления гражданской обороны городского округа Лобня, а также организаций, продолжающих работу и производственную деятельность в военное время.
1.8. К основным специальным видам обеспечения мероприятий гражданской обороны, предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера относятся:
- обеспечение оповещения;
- противопожарное обеспечение;
- медицинское обеспечение;
- инженерное обеспечение;
- автодорожно-транспортное обеспечение;
- коммунально-техническое обеспечение;
- обеспечение торговлей, питанием и бытовыми услугами;
- обеспечение охраны общественного порядка;
- организация захоронения трупов;
- обеспечение газового хозяйства;
- обеспечение животными и растениями;
- обеспечение убежищами и укрытиями;
- обеспечение защиты культурных ценностей;
- обеспечение связи;
- обеспечение мероприятий по повышению устойчивости функционирования объектов экономики в условиях чрезвычайных ситуаций.
1.8.1. В состав спасательных служб входят:
- организации, на базе которых созданы эти службы;
- спасательные службы нижестоящего уровня и аварийно-спасательные формирования служб, в том числе функционирующие на нештатной основе, состоящие из постов, групп, звеньев, отрядов, команд.
1.8.2. АСФ создаются в организациях, входящих в состав спасательных служб, а также, по согласованию, в иных организациях, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, продолжающих работу в военное время на территории городского округа Лобня.
1.9. Деятельность спасательных служб осуществляется в соответствии с планом гражданской обороны городского округа Лобня, планами спасательных служб, а также положениями о соответствующих службах.
1.10. Руководители спасательных служб:
- определяют организации, в которых создаются формирования, входящие в состав службы;
- определяют по согласованию с организациями виды, количество и численность создаваемых формирований;
- осуществляют общее руководство деятельностью создаваемых спасательными службами формирований в целях выполнения задач, указанных в пункте 2 настоящего Положения;
- разрабатывают штаты и табели оснащения формирований специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами.
1.11. В соответствии с законодательством Российской Федерации организации, в которых создаются формирования, входящие в состав спасательных служб:
- укомплектовывают формирования людскими ресурсами, оснащают их специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами;
- осуществляют подготовку и руководство деятельностью формирований;
- поддерживают формирования в постоянной готовности.
1.12. Непосредственное руководство спасательными службами осуществляют руководители спасательных служб.
1.13. Руководители спасательных служб создают органы управления спасательными службами. Управление спасательными службами заключается в осуществлении постоянного руководства руководителями формирований в организации деятельности и обеспечении готовности к выполнению задач по предназначению.
1.14. Управление спасательными службами и планирование мероприятий гражданской обороны производятся на основании решений руководителя гражданской обороны городского округа Лобня, а также плана гражданской обороны городского округа Лобня.
1.15. Состав формирований спасательных служб комплектуется преимущественно за счет работников организаций, продолжающих работу и производственную деятельность в военное время.
1.16. Ответственность за готовность сил и средств, включаемых в состав спасательных служб, несут руководители спасательных служб и руководители организаций, на которые возложены задачи по выполнению мероприятий гражданской обороны.
2. Основные задачи спасательных служб
2.1. Основными задачами спасательных служб являются:
- поддержание в постоянной готовности органов управления, сил и средств спасательных служб к проведению специальных и других мероприятий гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций по направлению деятельности служб;
- участие в разработке планов гражданской обороны организаций, на базе которых созданы спасательные службы, планов взаимодействия при ликвидации чрезвычайных ситуаций на других объектах и территориях;
- обеспечение деятельности формирований в ходе проведения АСДНР;
- организация взаимодействия с другими спасательными службами;
- учет сил и средств входящих в состав спасательных служб организаций, их укомплектованности личным составом, техникой и имуществом;
- участие в предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также чрезвычайных ситуаций, вызванных террористическими актами.
2.2. Общими задачами для всех спасательных служб являются:
- планирование и осуществление обеспечения мероприятий гражданской обороны мирного и военного времени;
- создание и подготовка органов управления, сил и средств спасательных служб к выполнению специальных и других мероприятий гражданской обороны;
- организация управления подчиненными органами управления, силами и средствами спасательных служб, их всестороннее обеспечение;
- организация и поддержание взаимодействия с другими спасательными службами, соответствующими органами управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, органами военного командования;
- подготовка предложений руководителю гражданской обороны городского округа Лобня для принятия решения на проведение АСДНР;
- руководство силами и средствами спасательных служб при выполнении задач, поставленных руководителем гражданской обороны городского округа Лобня;
- защита рабочих и служащих, техники и имущества спасательных служб от современных средств поражения, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- совершенствование обеспечения мероприятий гражданской обороны с учетом целей и задач спасательных служб.
2.3. Специальными задачами спасательных служб в соответствии с профилем их деятельности являются:
- оповещения - оповещение населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при угрозе и возникновении ЧС;
- противопожарная - противопожарное обеспечение при проведении мероприятий гражданской обороны согласно плану гражданской обороны городского округа Лобня, при проведении АСДНР осуществление контроля за своевременным выполнением инженерно-технических, организационных и пожарно-профилактических мероприятий, направленных на повышение противопожарной устойчивости объектов экономики, локализация, тушение пожаров и проведение АСДНР в очагах поражения в зонах чрезвычайных ситуаций;
- медицинская - медицинское обеспечение мероприятий гражданской обороны согласно плану гражданской обороны городского округа Лобня, при проведении АСДНР организация и проведение комплекса лечебно-эвакуационных мероприятий, направленных на сохранение жизни и здоровья населения, своевременное оказание медицинской помощи пострадавшим и больным гражданам в целях быстрейшего их излечения, возвращения к трудовой деятельности, максимального снижения инвалидности и смертности, организация и проведение лечебно-эвакуационных, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий;
- инженерная - обеспечение инженерной защиты мероприятий гражданской обороны согласно плану гражданской обороны городского округа Лобня, при проведении АСДНР планирование и организация инженерного обеспечения мероприятий гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;
- автодорожно-транспортная - автодорожное и транспортное обеспечение мероприятий гражданской обороны согласно плану гражданской обороны городского округа Лобня, при проведении АСДНР, в том числе вывоз эваконаселения, подвоза (вывоза) рабочих смен, уникального оборудования, продовольствия, подвоза материальных и культурных ценностей, подвоза сил и средств для проведения АСДНР в очагах поражения и зонах катастрофического затопления, организация и осуществление специальной обработки техники, организация и осуществление дорожно-мостового обеспечения мероприятий гражданской обороны и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, ремонт и восстановление дорог и мостов, организация ремонта техники, вышедшей из строя в ходе выполнения мероприятий ГО, эвакуация поврежденной и неисправной техники с маршрутов движения и участков работ на сборные пункты поврежденных машин и ремонтные предприятия, обеспечение горюче-смазочными материалами автотранспортных и других технических средств, привлекаемых к проведению мероприятий ГО;
- коммунально-техническая - коммунально-техническое обеспечение мероприятий гражданской обороны согласно плану гражданской обороны городского округа Лобня, при проведении АСДНР и осуществление мероприятий по повышению устойчивости работы сооружений и сетей жилищно-коммунального хозяйства, ликвидация аварий на них, обеспечение водой населения, формирований и сил гражданской обороны, организация и осуществление специальной обработки зданий, сооружений и обеззараживания территорий, выполнение мероприятий по защите источников хозяйственно-питьевого водоснабжения, обеспечение работы автономных источников энергоснабжения при подготовке и проведении АСДНР формированиями в очагах поражения и районах ЧС, создание запасов дегазирующих и дезактивирующих веществ и проведение дегазации, дезактивации и дезинфекции зараженной техники и территорий;
- торговли, питания и бытовых услуг - организация снабжения продовольственными и непродовольственными товарами (при необходимости нормирования), обеспечение бытовыми услугами (банно-прачечными, парикмахерскими услугами и др.) населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, организация и проведение санитарной обработки населения и формирований, выходящих из очагов поражения, обеззараживания одежды и средств индивидуальной защиты, разработка и осуществление мероприятий по защите запасов продовольствия и промышленных товаров первой необходимости, закладка продовольствия на пункты управления и в защитные сооружения ГО, обеспечение питанием и вещевым имуществом личного состава формирований, работающих в очагах поражения и районах ЧС, а также пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС населения;
- охраны общественного порядка - восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий, обеспечение эвакуационных мероприятий, охрана государственной, муниципальной собственности и личного имущества граждан, ведение учета потерь населения;
- по захоронению трупов - организация и проведение комплекса мероприятий по захоронению трупов людей и животных в военное время, а также, в случае необходимости, при крупномасштабных чрезвычайных ситуациях мирного времени;
- газового хозяйства - организация обеспечения транспортирования и подачи природного газа от поставщиков до потребителей в объемах, предусмотренных договорами о поставке газа; поставка газа потребителям, расположенным на территории городского округа Лобня, и т.п.;
- животных и растений - организация мероприятий по защите животных, продуктов питания и растений от оружия массового поражения; повышение устойчивости функционирования организаций и объектов экономики в современных условиях;
- убежищ и укрытий - организация строительства, ремонта, учета, распределения и осуществление контроля за накоплением фонда защитных сооружений гражданской обороны, заглубленных помещений и других сооружений подземного пространства для укрытия населения;
- защиты культурных ценностей - организация и проведение мероприятий, направленных на защиту культурных ценностей, памятников истории и культуры;
- связи - обеспечение органов управления гражданской обороны связью с подчиненными и взаимодействующими силами по существующим каналам и системам связи в мирное и военное время, ведение аварийно-восстановительных и ремонтных работ на линиях и сооружениях связи, организация эксплуатационно-технического обслуживания стационарных систем оповещения и связи, поддержание их в постоянной готовности;
- мероприятий по повышению устойчивости функционирования объектов экономики в условиях чрезвычайных ситуаций - проведение комплекса мероприятий организационно-технического, технологического, производственного, экономического, научного, учебного и иного характера, направленных на предотвращение ЧС, снижение ущерба от них, максимально возможное сохранение уровня выполнения производственных или иных целевых функций объекта.
2.4. Приказы и распоряжения руководителей спасательных служб по вопросам, входящим в их компетенцию, обязательны для выполнения всеми организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, находящимися на территории городского округа Лобня.
3. Организация и управление спасательными службами
3.1. Общее руководство спасательными службами осуществляет глава городского округа Лобня - руководитель гражданской обороны городского округа Лобня. Непосредственное руководство спасательными службами осуществляют:
- руководители спасательных служб;
- руководители организаций, на базе которых создаются эти службы.
3.2. Спасательная служба состоит из руководства, органов управления (штаба), сил и средств организаций, расположенных на территории городского округа Лобня (их структурных подразделений, расположенных на территории городского округа Лобня), имеющих сходный профиль деятельности и способных независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности к проведению конкретного вида специальных мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.
3.3. По решению руководителя гражданской обороны городского округа Лобня или организации (на базе которой создана спасательная служба) из руководящего состава организации, без освобождения от основных обязанностей, создается штаб спасательной службы.
3.4. К руководству спасательной службы относятся: руководитель спасательной службы, первый заместитель руководителя спасательной службы (он же начальник штаба спасательной службы), заместители руководителя спасательной службы по направлениям деятельности (руководители организаций, ведомственно не подчиненных руководителю спасательной службы).
3.5. К органам управления спасательной службы относятся: руководство спасательной службы и штаб спасательной службы (далее - орган управления).
Группы штаба спасательной службы создаются приказом руководителя спасательной службы по необходимости.
3.6. Среди организаций (структурных подразделений), расположенных на территории городского округа Лобня, силы и средства которых объединяются в соответствующие их профилю деятельности спасательные службы, определяется организация (ее подразделение), имеющая соответствующие условия и материально-техническую базу, на которую возлагаются функции для создания той или иной спасательной службы.
3.6.1. Руководитель указанной организации формирует штаб спасательной службы, разрабатывает необходимые документы, осуществляет руководство подготовкой органов управления, сил и средств других организаций, данной спасательной службы городского округа Лобня.
3.7. Основой управления спасательными службами являются решения руководителя гражданской обороны городского округа Лобня, руководителей спасательных служб, а также план гражданской обороны городского округа Лобня.
3.8. Руководитель спасательной службы в пределах своей компетенции издает приказы и распоряжения, которые обязательны для выполнения всеми подчиненными спасательной службе должностными лицами.
3.9. Начальник штаба спасательной службы является заместителем руководителя спасательной службы и имеет право от его имени издавать распоряжения (приказы) по вопросам деятельности спасательной службы.
3.10. Функциональные обязанности должностных лиц штаба спасательной службы разрабатываются начальником штаба и утверждаются руководителем спасательной службы.
3.11. Планы обеспечения мероприятий гражданской обороны на военное время, определяющие организацию, порядок выполнения спасательными службами специальных мероприятий и приведение их в готовность, разрабатываются штабами спасательных служб на основании Плана ГО и утверждаются руководителями спасательных служб городского округа Лобня.
4. Формирования спасательных служб
4.1. Формирования составляют основную часть сил спасательной службы. Общее количество формирований, включаемых в состав спасательной службы, и их численность определяются характером и объемом задач, решаемых спасательной службой в мирное и военное время, наличием штатной численности сотрудников и материальных средств с учетом особенностей местных условий.
4.2. Включаемые в состав спасательной службы формирования создаются в мирное время в городском округе Лобня и в организациях по территориально-производственному принципу.
4.3. Формирования спасательных служб предназначаются для выполнения специальных мероприятий при проведении АСДНР, обеспечения действий нештатных аварийно-спасательных формирований.
4.4. Формирования спасательных служб по своей подчиненности подразделяются на территориальные и объектовые, при этом определенная часть их является формированиями повышенной готовности.
4.5. Территориальные формирования спасательных служб создаются в городском округе Лобня, подчиняются руководителю гражданской обороны городского округа Лобня, руководителям спасательных служб и используются по их решениям.
4.5.1. Базой для их создания являются подразделения соответствующего подчинения. Они используются для проведения АСДНР совместно с объектовыми формированиями спасательных служб на наиболее важных объектах, а также являются резервом сил предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в условиях мирного и военного времени.
4.6. Объектовые формирования спасательных служб создаются по производственному принципу в организациях и подчиняются руководителям спасательных служб этих организаций.
4.6.1. Основное предназначение объектовых формирований спасательных служб - осуществление мероприятий по защите рабочих, служащих и членов их семей, проведение АСДНР непосредственно на объектах.
4.6.2. Решением руководителя гражданской обороны городского округа Лобня объектовые формирования спасательных служб могут использоваться для проведения специальных и других мероприятий ГО не только на своих, но и на других объектах.
4.7. Необходимая часть формирований спасательных служб организаций включается на период проведения АСДНР для выполнения работ, соответствующих профилю своей деятельности, в состав спасательных отрядов. Остальные формирования спасательных служб с учетом предназначения остаются в непосредственном подчинении руководителей соответствующих спасательных служб.
5. Материально-техническое и финансовое обеспечение спасательных служб
5.1. Комплектование спасательных служб людьми, оснащение техникой и материально-техническими средствами осуществляются соответствующими руководителями спасательных служб за счет организаций, на базе которых создаются эти формирования.
5.2. Обеспечение спасательных служб автомобильным транспортом, дорожно-строительной и подъемно-транспортной техникой производится за счет ресурсов, не подлежащих передаче Вооруженным Силам Российской Федерации в военное время в соответствии с планом мобилизационного развертывания.
5.3. Обеспечение спасательных служб техникой и всеми видами материально-технических средств осуществляется как централизованно, так и из местных ресурсов, в первую очередь тех организаций, на базе которых создаются формирования.
5.4. Финансирование специальных мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени, включая подготовку и оснащение спасательных служб, осуществляется соответственно:
- в городском округе - за счет средств бюджета городского округа Лобня;
- в организациях - за счет средств этих организаций.
6. Ответственность за готовность спасательных служб к решению поставленных задач
6.1. Ответственность за готовность органов управления, сил и средств, включенных в состав спасательных служб, несут руководители спасательных служб, а также руководители организаций, на базе которых созданы эти спасательные службы и, которые входят в нее как структурные подразделения в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
6.2. При изменении форм собственности организаций с дальнейшим сохранением профиля их деятельности, на которые постановлением Главы городского округа Лобня было возложено создание спасательных служб, данные обязанности закрепляются за новым правопреемником имущественных прав, обязанностей и отношений.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.