Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к распоряжению Комитета по образованию
от 25.08.2022 N 1676-р
Критерии
оценки качества дополнительных общеразвивающих программ, реализуемых организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и индивидуальными предпринимателями Санкт-Петербурга
1. Общие положения
1.1. Критерии оценки качества дополнительных общеразвивающих программ (далее - ДОП), реализуемых организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и индивидуальными предпринимателями Санкт-Петербурга (далее - критерии, организации), разработаны с целью установления единых подходов к разработке, структуре и оформлению ДОП, в том числе краткосрочных ДОП (1).
1.2. Содержание ДОП, а также сроки обучения по ним определяются ДОП, разработанной и утвержденной организацией.
1.3. ДОП формируются с учетом части 9 статьи 2 Федерального Закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 N 196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам".
1.4. Процедура утверждения ДОП и внесения изменений в ДОП осуществляется в соответствии с уставом и локальным актом организации, за исключением индивидуальных предпринимателей.
1.5. Оценка качества ДОП осуществляется согласно структурным компонентам ДОП.
2. Структурные компоненты ДОП
ДОП включает в себя следующие структурные компоненты:
1. Титульный лист ДОП.
2. Пояснительная записка, которая содержит информацию о ДОП:
направленность;
актуальность реализации;
адресат;
уровень освоения;
объем и срок освоения;
отличительные особенности (при наличии);
цель и задачи;
планируемые результаты освоения;
организационно-педагогические условия реализации;
язык реализации;
форма(ы) обучения;
особенности реализации;
условия набора и формирования групп;
формы организации и проведения занятий;
материально-техническое оснащение;
кадровое обеспечение.
3. Учебный план.
4. Календарный учебный график.
5. Рабочая(ие) программа(ы), включающая(ие):
особенности обучения (при наличии);
задачи и планируемые результаты обучения;
содержание обучения;
календарно-тематический план на каждую учебную группу;
6. Методические и оценочные материалы.
3. Рекомендации по применению критериев при разработке ДОП организациями
ДОП является подвидом дополнительной общеобразовательной программы, поэтому рекомендуется употреблять наименование "Дополнительная общеразвивающая программа".
В приказе Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 N 467 "Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей" закреплен программный подход к управлению образовательным процессом: "Обновление содержания дополнительных общеобразовательных программ и методов обучения производится на основе программного подхода, который включает методы целеполагания, прогнозирования, планирования и программирования развития региональной системы дополнительного образования детей, исходя из приоритетов обновления содержания дополнительных общеобразовательных программ, определяемых на основе документов стратегического планирования федерального уровня, уровня субъектов Российской Федерации и уровня муниципальных образований".
Соответственно, от качества каждой ДОП в соответствии с требованиями законодательства во многом будет зависеть и качество образовательной деятельности.
Содержание структурных компонентов ДОП
1. Титульный лист
Титульный лист (лат. titulus - надпись, заглавие) - первая страница, служащая источником информации, необходимой для идентификации документа. На титульном листе согласно приложению N 1 к Критериям оценки качества дополнительных общеразвивающих программ, реализуемых организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и индивидуальными предпринимателями Санкт-Петербурга (далее - Критерии) указывается:
наименование организации, осуществляющей реализацию ДОП (в соответствии с уставом организации);
гриф согласования/рассмотрения/принятия ДОП (слева) в соответствии с порядком, предусмотренным уставом или локальным актом организации, номер протокола и дата принятия решения педагогическим (методическим) советом организации;
гриф утверждения ДОП руководителем организации (справа): номер и дата приказа об утверждении ДОП, подпись руководителя, печать;
наименование и название ДОП;
срок освоения;
возраст обучающихся;
ФИО и должность разработчика(ов) программы.
2. Пояснительная записка, которая содержит информацию о ДОП.
Пояснительная записка содержит основные характеристики ДОП и организационно-педагогические условия ее реализации.
Основные характеристики ДОП:
направленность;
адресат;
актуальность;
отличительные особенности/новизна (при наличии);
уровень освоения;
объем и срок освоения;
цель и задачи;
планируемые результаты освоения.
Организационно-педагогические условия реализации ДОП:
язык реализации;
форма обучения;
особенности реализации;
условия набора и формирования групп;
формы организации и проведения занятий;
материально-техническое оснащение;
кадровое обеспечение.
При обозначении направленности ДОП, важно кратко, но аргументированно, обосновать принадлежность ДОП именно к данной направленности.
Направленности ДОП:
техническая;
естественнонаучная;
физкультурно-спортивная;
художественная;
туристско-краеведческая;
социально-гуманитарная (2).
К объединениям, реализующим ДОП технической направленности, относятся объединения, направленные на развитие интереса детей к инженерно-техническим и информационным технологиям, научно-технической и конструкторской деятельности, способствующие развитию инженерного мышления, формированию технологической грамотности и современных компетенций обучающихся в области технических и естественных наук, инженерных профессий; формированию предпрофессиональных навыков в сфере инженерии и технического творчества.
К объединениям, реализующим ДОП естественнонаучной направленности, относятся объединения, направленные на освоение методов научного познания мира, формирование и развитие научного мировоззрения и мышления, исследовательских способностей обучающихся; их профессиональную ориентацию, на освоение компетенций, востребованных в научных отраслях, экономике страны и региона.
К объединениям, реализующим ДОП физкультурно-спортивной направленности, относятся объединения начальной и общей физической подготовки, объединения по олимпийским и неолимпийским видам спорта, направленные на общее развитие личности обучающихся средствами физической культуры и спорта; сохранение и укрепление здоровья, формирование ценностного отношения и мотивации к здоровому образу жизни, приобретение навыков самостоятельных занятий, самоорганизации и организации занятий физической культурой и спортом; профессиональную ориентацию на современные и перспективные профессии в сфере физической культуры и спорта.
К объединениям, реализующим ДОП туристско-краеведческой направленности, относятся объединения по всем видам туризма и направлениям краеведения, способствующие изучению, как малой Родины, так и России в целом, ее исторического и культурного наследия, формированию у обучающихся знаний, умений и навыков, связанных с безопасным пребыванием в условиях природной и городской среды, получению опыта работы в коллективе и социализации в обществе.
К объединениям, реализующим ДОП художественной направленности, относятся объединения по всем видам искусства: музыкальные, хореографические, театральные, фольклорные, цирковые, литературные, изобразительного и декоративно-прикладного творчества, а также могут относиться объединения кино-фото-видео творчества при условии преобладания в содержании программы творческо-художественной составляющей, направленные на содействие эстетическому, нравственному, патриотическому, этнокультурному воспитанию детей путем приобщения к искусству, народному творчеству, художественным ремеслам и промыслам, а также сохранению культурного наследия народов Российской Федерации; на развитие обучающихся в соответствии с актуальным содержанием в сфере искусства и культуры, освоение разнообразного художественного опыта и овладение навыками по реализации тесной связи между технологией, искусством, культурой и повседневной жизнью.
К объединениям, реализующим ДОП социально-педагогической (социально-гуманитарной) направленности, относятся объединения по всем видам гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания детей, культурологические, языковые, психолого-педагогические, социально-экономические, предшкольного образования и т.п., ставящие своей целью формирование социальной компетентности обучающихся как основы социализации (способность к жизнедеятельности в обществе, присвоение ценностей, знание норм, прав и обязанностей, адаптация), развитие социальных способностей как готовности к социальной деятельности (социальный интеллект, социальная активность, готовность к социальному творчеству); выявление, поддержку и развитие способностей, направленных на самоопределение и профессиональную ориентацию обучающихся, готовность к их активному проявлению в различных сферах жизни общества; вовлечение детей в практику глобального, регионального и локального развития общества; развитие культуры межнационального общения, лидерских качеств, финансовой, правовой и медиа-грамотности, предпринимательской деятельности, в том числе с применением игровых форматов и технологий, использования сетевых коммуникаций в реальной и виртуальной среде, формирования у обучающихся навыков, связанных с эмоциональным, физическим, интеллектуальным, духовным развитием человека.
Направленность ДОП определяется не только направлением деятельности (шахматный клуб, танцевальная студия, фольклорный коллектив), но и ведущей педагогической идеей, выраженной в исходной концепции, целях и задачах.
Адресат ДОП - характеристика категории обучающихся по данной программе. Описывается примерный портрет учащегося, для которого будет актуальным обучение по данной ДОП. Необходимо указать возраст детей, а также при необходимости:
пол;
степень сформированности интересов и мотивации к данной предметной области;
наличие базовых знаний по определенным предметам;
наличие специальных способностей в данной предметной области;
наличие определенной физической и практической подготовки по направлению ДОП;
физическое здоровье детей (наличие/отсутствие противопоказаний).
Актуальность ДОП включает в себя обоснование необходимости реализации данной программы с точки зрения современности и социальной значимости и состоит в том, чтобы отвечать потребностям и запросам современных детей и их родителей, быть ориентированной на эффективное решение задач и актуальных проблем современного ребенка, соответствовать государственной политике в области дополнительного образования и социальному заказу общества.
Актуальность может базироваться на:
государственной, региональной образовательной политике;
анализе социальных проблем общества, города, района;
социальном заказе общества (детей и родителей (законных представителей));
материалах научных исследований;
интеграции общего и дополнительного образования в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов (далее - ФГОС);
возможности поддержки детей с особыми образовательными потребностями (одаренные, с ограниченными возможностями здоровья, инофоны, дети-мигранты);
анализе лучших педагогических практик;
потенциале образовательного учреждения.
Отличительные особенности ДОП (при наличии) - характерные свойства, основные идеи, черты, отличающие данную программу:
от предыдущего варианта данной программы;
от других, уже существующих в данной области.
Следует обосновать своеобразие ДОП, принципы отбора содержания, ключевые понятия, указать, чем отличается от предыдущей версии или от уже существующих в данном направлении. Отличия могут быть: в постановке образовательных задач, в построении учебного плана, в содержании занятий, в используемых технологиях, в оценочных средствах, в изложенных основных идеях, на которых базируется ДОП. Данный раздел пояснительной записки может включать и характеристики новизны.
Новизна ДОП - это признак, наличие которого дает право на использование понятия "впервые" при характеристике программы, что означает факт отсутствия подобных ДОП или компонентов образовательной деятельности в направленности. В формулировках можно использовать отражающие степень новизны слова: "впервые", "конкретизировано", "дополнено", "расширено", "углублено", кратко пояснять, что существенного составитель программы внес при ее разработке в сравнении с известными аналогами по содержанию, методам и организационным формам реализации предлагаемого материала.
Уровень освоения ДОП - общекультурный, базовый, углубленный. Определяется в соответствии с требованиями к уровню освоения ДОП согласно приложению N 2 к Критериям.
Объем и срок освоения ДОП - указывается общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, и количество лет, необходимых для ее освоения (определяется возрастными особенностями обучающихся, содержанием и уровнем освоения ДОП).
Цель и задачи ДОП
Цель - это стратегия, фиксирующая желаемый конечный результат; должна быть ясна, перспективна, достижима, значима для учащегося. Цель ДОП должна быть сформулирована конкретно, однозначно, соответствовать направленности и отражать специфику конкретной программы. Описание цели должно содержать в себе указание на виды деятельности, отражать развитие личностных качеств, а также общих и специальных способностей. Результаты достижения цели должны быть измеримы.
Цель должна отражать современные тенденции развития дополнительного образования детей. Образовательная деятельность по ДОП должна быть направлена на:
формирование и развитие творческих способностей обучающихся (указать, каких именно, в соответствии с направлением творчества);
удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном, нравственном, художественно-эстетическом развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом;
укрепление здоровья, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни;
обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического, трудового воспитания обучающихся;
выявление, развитие и поддержку талантливых обучающихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности;
профессиональную ориентацию обучающихся;
создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, профессионального самоопределения и творческого труда обучающихся;
создание условий для получения начальных знаний, умений, навыков в области физической культуры и спорта для дальнейшего освоения этапов спортивной подготовки;
социализацию и адаптацию обучающихся к жизни в обществе;
формирование общей культуры обучающихся;
удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов обучающихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами ФГОС и федеральных государственных требований.
Конкретизация цели осуществляется через определение задач, раскрывающих пути достижения цели. Задачи должны раскрывать логику достижения цели при организации практической деятельности учащихся, быть конкретными, четко сформулированными, а главное - достижимыми и диагностичными.
В ДОП должны быть определены следующие группы задач:
обучающие: что узнает учащийся, какие представления получит, чем овладеет, чему научится, освоив программу (раскрыть теоретические знания, практические умения и навыки);
развивающие: какие качества, способности, творческие возможности будут реализованы, получат развитие средствами конкретного вида деятельности (творческие способности, внимание, память, мышление, воображение, речь, волевые качества), на развитие каких ключевых компетенций будет делаться упор при обучении;
воспитательные: какие ценностные ориентации, отношения, личностные качества будут сформированы у учащихся.
Формулировки задач должны быть соотнесены с планируемыми результатами освоения ДОП.
Планируемые результаты освоения ДОП - совокупность личностных качеств, метапредметных и предметных компетенций (знаний, умений, навыков, отношений), приобретаемых учащимися в ходе ее освоения. Планируемые результаты формулируются с учетом цели и задач обучения, развития и воспитания, а также уровня освоения ДОП.
Реализация концептуальных идей развития дополнительного образования детей предполагает достижение каждым учащимся личностных, метапредметных и предметных результатов освоения ДОП. Проектирование и реализация ДОП должны быть ориентированы на современные образовательные результаты: функциональные, системные, инструментальные, универсальные (межличностные и личностные) компетентности и новые грамотности. Для их отслеживания необходима разработка критериального аппарата и соответствующих форм фиксации, что должно быть представлено в разделе ДОП "Оценочные материалы".
К организационно-педагогическим условиям реализации ДОП относятся:
Язык реализации: образовательная деятельность может осуществляться на государственном языке Российской Федерации (далее - РФ), на государственных языках республик РФ, на языках народов РФ, на иностранном языке в соответствии с ДОП и в порядке, установленном законодательством об образовании и локальными актами организации.
Форма обучения; очная, очно-заочная, заочная, семейное образование, самообразование. Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.
Особенности реализации ДОП:
модульный принцип представления содержания ДОП и построения учебных планов;
сетевая форма реализации ДОП;
реализация с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
В этом разделе можно указать:
возможность реализации ДОП в каникулярное время: предусмотрен ли краткосрочный модуль/программа для каникулярного периода или иное содержание образовательной деятельности (полевая практика, конный поход);
сведения об организации и проведении массовых мероприятий, создании необходимых условий для совместной деятельности обучающихся и родителей (законных представителей) в рамках реализации ДОП (при наличии).
Особенности организации образовательного процесса: особое построение содержания и хода освоения ДОП, описание этапов, модулей, ступеней прохождения обучения.
Особенности организации образовательного процесса для различных категорий учащихся характеризуются с учетом их психолого-педагогических особенностей, особых образовательных потребностей.
Условия набора в коллектив; принимаются все желающие или набор производится на основании прослушивания, тестирования, просмотра работ, наличия базовых знаний в данной области деятельности. При проведении отбора необходимо указывать параметры и критерии оценки результатов в соответствии с локальными актами организации.
Условия формирования групп: одновозрастные, разновозрастные; допускается ли дополнительный набор учащихся на второй и последующие годы обучения и на какой основе (тестирование, прослушивание, собеседование в соответствии с локальными актами организации).
Количество обучающихся в группе: списочный состав групп формируется с учетом вида деятельности, санитарных норм, особенностей реализации программы или по норме наполняемости: на 1-м году обучения - не менее 15 человек; на 2-м году обучения - не менее 12 человек; на 3-м и последующих годах обучения - не менее 10 человек, в соответствии с локальным актом организации. Необходимо дать обоснование уменьшенного количества обучающихся в группе, например, меньшего количества учащихся в объединениях технической направленности.
Формы организации занятий: занятия в объединениях могут проводиться по группам, индивидуально или всем составом объединения. Необходимо указать, в каких случаях используется та или иная форма.
ДОП могут предусматриваться как аудиторные, так и внеаудиторные, в том числе самостоятельные, занятия, которые проводятся по группам или индивидуально.
Формы проведения занятий. Занятие может быть построено как традиционно, так могут быть использованы и другие формы: акция, аукцион, вст
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.