В целях содействия формированию благоприятной конкурентной среды на рынке банковских услуг, соблюдения прав и законных интересов физических лиц-клиентов кредитных организаций (далее - потребители) ФАС России и Банк России рекомендуют кредитным организациям учитывать следующее.
В настоящее время распространенной является практика кредитных организаций по привлечению клиентов такими условиями по использованию банковских карт, как возможность получения "кешбэка", то есть возврата части стоимости покупки (денежными средствами или бонусами: баллы, мили и т.д.), начисляемой при выполнении клиентом определенных условий.
Данная практика может быть определена недобросовестной, когда кредитные организации при продвижении своих продуктов 1 акцентируют внимание потенциальных клиентов на определенных свойствах, вызывающих повышенный интерес потребителя реализуемого продукта (прежде всего размере "кешбэка"), однако надлежащим образом не доводят до сведения потребителей информацию о наличии дополнительных условий и/или ограничений, непосредственно влияющих на его размер, о необходимости ознакомления с документами, закрепляющими указанные условия, а также не предоставляют/затрудняют возможность потребителя ознакомиться с этими документами.
Среди основных условий и/или ограничений по начислению "кешбэка", которые, исходя из практики отдельных кредитных организаций, не доводятся до потребителя в доступном для него формате, можно выделить:
- максимальный размер подлежащего начислению "кешбэка" за определенный период;
- максимальная и минимальная сумма покупки, с которой будет начислен "кешбэк";
- перечень МСС-кодов, участвующих в расчете "кешбэка";
- ограничение на начисление "кешбэка" при использовании банковской карты преимущественно/исключительно для оплаты отдельных категорий товаров/услуг;
- ограничение повышенного "кешбэка" по отдельным категориям без предупреждения потребителя об этих категориях.
Совершение кредитными организациями действий, вводящих в заблуждение потребителей, может приводить к возникновению у таких кредитных организаций необоснованных преимуществ перед конкурентами и нарушению общественных отношений в сфере конкуренции.
ФАС России и Банк России рекомендуют обеспечивать доступ потенциальным клиентам к информации и документам, раскрывающим и закрепляющим полные условия и правила обслуживания банковских карт, предусматривающих возможность получения "кешбэка", без совершения ряда дополнительных действий в виде перехода по ссылкам, использования сенсорных манипуляций и прочего.
Раскрывать подобную информацию на сайтах кредитных организаций на страницах реализуемых продуктов, предусматривающих возможность получения "кешбэка", в документах, выдаваемых потребителям при оформлении банковских карт, а также в иных информационных материалах, используемых кредитными организациями при взаимодействии с потребителями рекомендуется таким образом, чтобы привлекательные для потребителя условия и возможные ограничения для их использования размещались в одном месте и в сопоставимом формате, не вызывая у потребителя искаженного восприятия / ожиданий.
Отмечаем, что совершение кредитными организациями действий, вводящих в заблуждение потребителей, может рассматриваться как нарушение положений Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе". 2
Подобные действия пресекаются антимонопольными органами в рамках имеющихся полномочий, в частности, путем выдачи предупреждений, возбуждения и рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства на основании поступивших обращений или иной имеющейся информации.
Настоящее информационное письмо подлежит опубликованию на официальных сайтах ФАС России и Банка России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
От ФАС России |
А.Б. Кашеваров |
От Банка России |
В.В. Чистюхин |
------------------------------
1 Как при описании условий на соответствующих страницах сайтов, так и в рекламных материалах.
2 Например, нарушение статьи 14.2 Федерального закона "О защите конкуренции", части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
ФАС и ЦБ рекомендуют банкам раскрывать привлекательные условия по программам кешбэка и возможные ограничения для их использования в одном месте и в сопоставимом формате, чтобы у потребителей не возникало неоправданных ожиданий и искаженного восприятия. У граждан должна быть возможность беспрепятственно и без дополнительных усилий ознакомиться с документами, которые содержат полную информацию по кешбэку.
Дело в том, что банки зачастую делают акцент на размере кешбэка, но не всегда полностью доводят до потенциальных клиентов информацию об ограничениях, например:
- о максимальном размере кешбэка за определенный период;
- о сумме покупки, с которой будет начислен кешбэк;
- о том, что повышенный кешбэк начисляется только по определенным видам покупок.
Такая практика может считаться недобросовестной. Введение потребителей в заблуждение может рассматриваться как нарушение законов о защите конкуренции и о рекламе.
Информационное письмо Федеральной антимонопольной службы и Банка России от 13 сентября 2022 г. NN АК/85107/22, ИН-02-52/113 "О раскрытии информации по некоторым бонусным программам"
Опубликование:
сайт Банка России (cbr.ru) 14 сентября 2022 г.
приложение к газете "Учет. Налоги. Право" - "Официальные документы", 20-26 сентября 2022 г. N 35