Досье на проект федерального закона
Банк России в связи с Вашим письмом от 23.12.2021 N 3.24-6/1498 рассмотрел проект федерального закона N 41152-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и координации его взаимодействия с Правительством Российской Федерации по вопросам обеспечения финансовой стабильности в Российской Федерации" (далее - Законопроект) и сообщает следующее.
Законопроектом предусматривается дополнение Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" положениями в части расширения целей деятельности и функций Банка России, которые, по мнению авторов Законопроекта, будут способствовать "обеспечению условий для восстановления роста экономики", "обеспечению темпов стабильного развития экономики страны" и "поддержанию целевого уровня инфляции".
Предлагаемые Законопроектом изменения выходят за рамки закрепленных Конституцией Российской Федерации функций Банка России, не соотносятся с установленным разграничением полномочий между органами публичной власти Российской Федерации, не учитывают сущность денежно-кредитной политики, ее основы и механизмы реализации, а также не вполне согласуются с характером инфляционных процессов и возможностями влияния на них мерами денежно-кредитной политики.
Экономическая политика в России осуществляется Правительством Российской Федерации, а также Банком России. При этом функции и задачи указанных органов в части экономической политики четко распределены. Изменение данного механизма не только не приведет к положительным последствиям, но, напротив, снизит макроэкономическую устойчивость в стране.
Статьей 75 Конституции Российской Федерации закреплен особый конституционно-правовой статус Банка России, определена основная функция Банка России - защита и обеспечение устойчивости рубля. В соответствии со статьей 34.1 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" основной целью денежно-кредитной политики Банка России является защита и обеспечение устойчивости рубля посредством поддержания ценовой стабильности, в том числе для формирования условий сбалансированного и устойчивого экономического роста.
Ценовая и финансовая стабильность, развитый и устойчивый финансовый сектор, бесперебойность функционирования национальной платежной системы способствуют нормальной работе экономической системы, создают возможности для повышения эффективности экономической деятельности, снижают неопределенность и риски, но при этом сами по себе не могут стать залогом повышения производительности труда и других факторов производства, технологического перевооружения и появления новых отраслей, а также улучшения качества управления как в государственном, так и в частном секторе. Денежно-кредитная политика Банка России создает условия для экономического роста, но по своей природе не может стать его основным источником. Более того, смещение ее приоритетов может подорвать доверие к национальной валюте, привести к формированию дисбалансов в финансовой системе и экономике в целом и с высокой вероятностью спровоцировать устойчивое увеличение инфляции.
Положения Законопроекта, разделяющие инфляцию на монетарную и немонетарную составляющие, не учитывают условность и неоднозначность подобного разделения. Инфляция представляет собой единый процесс, сложный и многофакторный. Более того, управляющее воздействие на инфляцию может отражаться на ней только в целом, так как именно общая динамика потребительских цен влияет на инфляционные ожидания населения и бизнеса. Такое воздействие в целях достижения и поддержания ценовой стабильности осуществляет единая государственная денежно-кредитная политика. При ее проведении Банк России учитывает разнообразие и разнородность факторов, влияющих на ценовую динамику, в том числе и временных факторов со стороны предложения, на то, как устойчивый темп роста общего уровня потребительских цен и прогноз инфляции соотносятся с целью Банка России вблизи 4%.
Осуществление Банком России покупки государственных ценных бумаг в целях, обозначенных в Законопроекте (формирование необходимой ресурсной базы, "длинных денег" и осуществление инвестиций), поставит под угрозу способность Банка России выполнять задачи денежно-кредитной политики, в частности поддерживать низкую инфляцию. С большой вероятностью проведение таких операций будет систематически приводить к избыточному смягчению денежно-кредитных условий, что будет требовать поддержания более высокого уровня ключевой ставки для достижения цели по инфляции.
Относительно положений Законопроекта о разработке стратегии валютной политики сообщаем, что действующее законодательство уже определяет стратегические цели валютной политики. Федеральным законом "О валютном регулировании и валютном контроле" в качестве цели валютной политики установлено обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества.
С учетом изложенного Банком России Законопроект не поддерживается. Развернутые комментарии по отдельным положениям Законопроекта представлены в приложении к настоящему письму.
Приложение: 1 файл.
Заместитель Председателя |
А.Б. Заботкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Банка России от 11 января 2022 г. N 09-20/46 "О проекте федерального закона"
Опубликование:
-