Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению администрации
муниципального района
"Сыктывдинский"
от 7 сентября 2022 года N 9/1224
Прогноз
социально-экономического развития муниципального района "Сыктывдинский" Республики Коми на 2023 год и на период до 2025 года с. Выльгорт, 2022 год
Введение
Прогноз социально-экономического развития муниципального района "Сыктывдинский" Республики Коми на 2023 год и на период до 2025 года (далее - Прогноз) является документом стратегического планирования МР "Сыктывдинский" Республики Коми в соответствии с пунктом 5 статьи 11 Федерального закона РФ от 28.06.2014 N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации".
Разработка прогноза осуществляется на основе:
- Статистической информации о социально-экономическом развитии Республики Коми за 2020 - 2021 годы и отчетный период 2022 года (январь - июнь);
- параметров Стратегии социально-экономического развития МО МР "Сыктывдинский" на период до 2035 года (далее - Стратегия МР), утвержденной решением Совета муниципального района "Сыктывдинский" Республики Коми от 2 сентября 2020 года N 53/9-1);
- иных аналитических материалов о социально-экономическом развитии муниципального образования.
При разработке прогноза учитывались материалы Министерства экономического развития Российской Федерации по основным макроэкономическим параметрам социально-экономического развития Российской Федерации на 2023 и на плановый период 2025 года и Прогноза Республики Коми на 2023 год и на период до 2025 года, одобренного Распоряжением Правительства Республики Коми от 10 августа 2022 г. N 350-р.
По словам российских экспертов "2022 год обещает российской экономике "нормализацию" ситуации после двух пандемийных лет: рост ВВП замедлится, а бюджетная политика стабилизируется, но рисков много - от высокой инфляции до геополитики и санкций".
По итогам полугодия 2022 года текущая экономическая ситуация в целом складывается лучше первоначальных оценок, что является во многом результатом реализации мер плана первоочередных действий Правительства РФ. Вместе с тем сохраняется ряд рисков: динамика экономического развития до конца 2022 года будет зависеть от темпов восстановления потребительского спроса, денежно-кредитной политики Банка России, а также скорости переориентации экспорта и импорта, выстраивания новых логистических цепочек. Санкции против России и ее ответные меры по импорт замещению имеют для нас сегодня положительных эффект, так как восстанавливается наше российское производство, но с "оглядкой" на будущее. Промышленное производство, особенно с использованием высоких технологий может стать не конкурентоспособным на мировом рынке. Своего рода "занавес" от Европы и Америки может затормозить качество и конкурентоспособность российских товаров.
Сегодня ориентация на внутренний рынок и его потребителя хороша для наращивания объемов производства, но недостаточна для высокоэффективной работы в мировом сообществе, выход сегодня местного товаропроизводителя на азиатский рынок снижает ценовую политику. Например, цена на лесопродукцию Республики Коми на азиатском рынке сегодня ниже, поэтому идет затаривание складов. Транспортная логистика, в том числе через мировые порты, как наиболее грузоподъёмный вид транспортировки, сегодня не справляются с объемами поставок. Для выстраивания хорошей логистики нужно время. Необходимы срочные государственные меры по поддержке местного товаропроизводителя из числа субъектов малого и среднего бизнеса:
- снижение арендных платежей, в том числе на аренду лесных участков;
- реструктуризация долгов субъектов малого и среднего бизнеса;
- компенсация выпадающих доходов производителю при реализации продукции местному населению определенных социальных категорий.
Прогноз муниципального района на трехлетний период 2023 - 2025 годов разработан администрацией муниципального района "Сыктывдинский" Республики Коми в двух вариантах: базовом и консервативном.
Базовый вариант описывает наиболее вероятный сценарий развития экономики с учетом ожидаемых внешних условий и принимаемых мер экономической политики в Российской Федерации и в Республике Коми.
Консервативный вариант основан на предпосылке о менее благоприятной ситуации, затяжном восстановлении экономики и структурном замедлении темпов ее роста в среднесрочной перспективе.
Поэтому, консервативный вариант отличается стрессовыми внешними условиями, связанными с динамикой факторов экономического роста, зависящими, в том числе, от успешности мер структурной экономической политики, которые планируются к реализации в текущем и последующем годах. Однако, в прогнозируемый период даже консервативный вариант прогноза района предполагает сохранение части положительной динамики во многих отраслях экономики с незначительной динамикой роста или сохранения динамики к условиям 2020 года, в стоимостных показателях с учетом роста потребительских цен и индексов - дефляторов, принятых в Прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации и с применением индексов производства, используемых в Прогнозе социально-экономического развития Республики Коми, но с учетом основных тенденций развития муниципального района "Сыктывдинский".
Базовый вариант основан на предположении, что в прогнозируемом периоде сохранятся темпы роста объемов промышленного производства, отраслей сельского хозяйства, роста оборотов розничной торговли и общественного питания, положительная демографическая ситуация, которая будет обеспечена в основном миграционным приростом населения района.
В представленном прогнозе допущена корректировка в сторону уменьшения показателей численности населения и числа субъектов малого среднего предпринимательства, показателей по производству некоторых видов сельскохозяйственной продукции в 2022 году по отношению к 2021 году.
1. Основные тенденции и ожидаемые итоги социально-экономического развития МО МР "Сыктывдинский" в 2022 году
Оценивая итоги социально-экономического развития муниципального района за 6 месяцев 2022 года, можно сказать, что район сохраняет положительную динамику по большей части основных макроэкономических показателей Прогноза района.
Ожидаемая оценка итогов 2022 года получит положительную динамику в таких важных отраслях экономического развития, как:
увеличение оборота организаций;
увеличение объемов отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами,
увеличение объемов обрабатывающих производств;
увеличение производительности в сельском хозяйстве: производства мяса крупного рогатого скота, свинины и птицы;
увеличение количества ввода в действие жилых домов, количества выданных разрешений на строительство
увеличение оборотов розничной торговли и общественного питания;
увеличение доходов бюджета МО в совокупности, при снижении поступлений по отдельным налоговым и неналоговым доходам;
увеличение реальной заработной платы;
снижение уровня безработицы и численности безработных граждан.
В числе негативных итогов 6 месяцев и ожидаемой оценки 2022 года можно назвать:
снижение рождаемости и увеличение смертности населения;
снижение реальных денежных доходов населения;
снижение объема работ, выполненных по виду деятельности "Строительство";
снижение поступления некоторых налоговых платежей в консолидированный бюджет МР "Сыктывдинский";
снижение численности малых и средних предприятий, включая микропредприятия (без внешних совместителей), а также снижение численности индивидуальных предпринимателей
снижение объема инвестиций;
снижение темпов роста среднесписочной численности работников организаций.
Инициатива Правительства Республики Коми и Министерства экономического развития и промышленности Республики Коми по размещению на территории Сыктывдинского района особой экономической зоны и индустриальных парков в прогнозе позволит улучшить как экономические, так и социальные показатели района, вывести район из района сельскохозяйственной направленности, в район с промышленно развитой экономикой.
Наряду с этим необходимо решать извечные проблемы с плохими дорогами, жилищно-коммунальной и энергетической инфраструктурой, привлекать в рамках государственно-частного партнерства инвесторов для строительства объектов социальной инфраструктуры, повысить заинтересованность и активность общественных институтов для развития социально-экономического партнерства с целью привлечения региональных и федеральных возможностей и мер поддержки.
2. Приоритетные направления социально-экономического развития МР "Сыктывдинский" Республики Коми на период до 2025 года
Основной задачей предстоящего периода является сохранение благоприятного макроэкономического климата и социальной обстановки на территории МР "Сыктывдинский" и активизация факторов экономического роста.
Органами местного самоуправления муниципального района будет обеспечиваться последовательная реализация мер социально-экономической политики по следующим приоритетным направлениям:
обеспечение инвестиционной привлекательности и формирование положительного имиджа муниципалитета;
повышение инвестиционной и инновационной активности организаций;
повышение эффективности управления финансово-бюджетной сферой;
обеспечение эффективного использования природно-ресурсного потенциала;
повышение качества жилищно-коммунальных услуг населению,
модернизация, реконструкция и строительство инженерной сферы, транспортной системы;
поддержка создания сельскохозяйственного производства по первичной и глубокой переработке, производимой на территории района продукции;
увеличение вклада малого и среднего предпринимательства в развитие экономики муниципалитета;
сохранение положительной демографической ситуации, улучшение здоровья и социально-психологического состояния населения;
повышение культурного и образовательного уровня населения;
подготовка квалифицированных кадров;
рост реальных денежных доходов населения;
рост эффективности программ социальной защиты населения, направленной на преодоление бедности;
обеспечение доступности и повышение качества социальных услуг для населения;
улучшение жилищных условий населения;
повышение эффективности, устойчивости и надежности функционирования коммунальных систем жизнеобеспечения населения;
улучшение экологической обстановки.
3. Общая характеристика прогноза социально-экономического развития МР "Сыктывдинский" на 2023 год и плановый период до 2025 года
3.1. Демографическая ситуация
Демографический показатель "Среднегодовая численность постоянного населения Сыктывдинского района" на 2023 год и на период до 2025 года прогнозируется положительной, но данная положительная динамика будет сохраняться за счет миграционного притока, к сожалению, при наличии естественной убыли населения.
В октябре - ноябре 2021 года прошла Всероссийская перепись населения, итоговые результаты которой поступят в администрацию района только в октябре текущего года. Предполагаем, что по итогам переписи произойдет еще раз корректировка численности населения района.
В представленном Прогнозе среднегодовая численность населения района за 2021 год оставлена равной 24490 человек. По оценке 2022 года среднегодовая численность составит 24443 человека, то есть снизится на 47 человек к уровню прошлого года. Такая оценка сложилась из-за показателей за 5 месяцев 2022 года. Так, за 5 месяцев 2022 года родилось 86 человек, что на 11 человек меньше аналогичного периода прошлого года. Умерло в это период 2022 года 143 человека или столько же, как и в прошлом году. Следовательно, по оценке 2022 года можно предположить естественную убыль населения, уменьшение коэффициента рождаемости и увеличение коэффициента смертности населения.
На территории района в исследуемый период впервые наблюдается миграционный отток (- 48 человек). Так в район за 5 месяцев 2022 года прибыло 283 человека, на 169 человек меньше аналогичного периода прошлого года. Убыло 428 человек, больше на 48 человек, чем в аналогичный период прошлого года. Надеемся, что такая тенденция не сохраниться и по итогам 2022 года показатель миграции будет иметь положительную оценку.
У Сыктывдинского района есть к этому все предпосылки, сохраняется один из приоритетов социально-экономического развития района, направленный на рост индивидуально-жилищного строительства. В миссии района остается слоган "Сыктывдин - территория комфортного проживания...". Это обусловлено выгодным расположением района на территории, прилегающей к столице Республики Коми г. Сыктывкару, на пересечении главных автомобильных и железнодорожных транспортных магистралей республики. Территория Сыктывдина отличается благоприятными климатическими условиями и плодородными сельскохозяйственными угодьями, богатством природных ресурсов и полезных ископаемых, развитой энергетической и инженерной инфраструктурой, наличием трудовых ресурсов, высоко разветвленной социальной инфраструктурой, охватывающей все сельские поселения муниципалитета.
По оценке 2022 года коэффициент рождаемости (число родившихся на 1000 человек населения) уменьшится до 8,4. Катастрофическая ситуация с рождаемостью характерна для всей территории Коми и большинства субъектов Российской Федерации.
Причина снижения показателя заключается в уменьшении численности женщин фертильного возраста. Нивелировать этот процесс поможет только дальнейшая реализация системных мер социальной поддержки семей с детьми.
Данный показатель в среднесрочный период прогнозируется к увеличению к 2025 году до 10,4 в базовом варианте прогноза и до 10,2 в консервативном варианте.
Коэффициент смертности в 2022 году, по оценке, вырос по сравнению с уровнем 2020 года (12,6) до 14,0 умерших на 1000 человек населения. Рост смертности связан с общим снижением здоровья населения, наличием сложных у них хронических заболеваний и тяжелой санитарно-эпидемиологической обстановкой в последние 2 года.
Сегодня в структуре смертности первое место занимают болезни системы кровообращения (51,3%), второе место - злокачественные новообразования (16,8%), увеличился процент смертей от болезни легких, что связано с неблагоприятной санитарно-эпидемиологической обстановкой в период коронавирусной пандемии.
В среднесрочный период прогнозируется улучшение ситуации со смертностью, ожидается снижение коэффициента смертности до 11,5 в 2025 году в базовом варианте прогноза и до 12,6 в консервативном варианте.
Таким образом, на фоне снижения показателей рождаемости и смертности населения, имея незначительный миграционный приток населения, в период 2023 - 2025 годов по консервативному и базовому вариантам можно спрогнозировать также незначительный рост численности населения.
В целом численность населения к 2025 году в консервативном варианте составит 24,6 тыс. человек, в базовом варианте прогнозируется 24,7 тыс. человек.
Но данный раздел как в оценке, так и в прогнозе на 2023 - 2025 годы может быть скорректирован итогами Всероссийской переписи населения.
3.2. Промышленное производство
Среди муниципальных районов Республики Коми МР "Сыктывдинский" остается в пятерке лидеров, как по промышленному производству, так и по показателю "Оборот организаций", уступая только муниципальным районам "Сосногорск", "Печора", "Княжпогостский" и "Усть-Вымский", имеющим на своих территориях моногорода.
Так, отгружено товаров собственного производства по данным Комистата в 2021 году на сумму 6049,3 млн. рублей (107,6% к 2020 году). Данный показатель за 6 месяцев также имеет положительную динамику. Темпы роста объёма отгруженных товаров за 6 месяцев 2022 года составили 102,3%.
Наблюдается также рост промышленного производства по обрабатывающим производствам в 2021 году на 111,4% и в 2022 году (1 полугодие) - 106,0%.
При сохранении данных темпов роста, можно спрогнозировать положительную динамику промышленного производства по итогам за 2022 год, что также позволяет спрогнозировать в консервативном и базовых вариантах рост промышленного производства и обрабатывающих производств в 2023 - 2025 году 100,5-103,3%.
Прирост будет обусловлен открытием новых производств на территории района, таких как лесопильное производство ООО "Сыктывкарский лесопильно-экспертный завод" недалеко от станции Язель, а также обустройством новых и модернизацией старых лесопильных производств в селах Зеленец, Выльгорт и Пажга. Начато строительство новых площадок промышленного производства и сферы услуг: планируется создание индустриального парка "Зеленец" с привлечением до 10 резидентов к 2025 году, с общим объемом инвестиций 727 млн. рублей с созданием более 1300 рабочих мест. В планах создание особой экономической зоны "Север" на территории в 40 га справа от автодороги "Койты-Мандач" с созданием более 2,0 тыс. рабочих мест и с освоением более 30 млрд. инвестиций. Таким образом, особое географическое положение района создает прекрасные перспективы для расширения производства лесного и строительного кластеров и производства товаров народного потребления.
3.3. Сельское хозяйство
По производству продукции отрасли "Сельское хозяйство" МР "Сыктывдинский" сохраняет свои позиции в тройке лидеров по республике.
По-прежнему, более 70% поголовья скота (крупного рогатого скота и свиней) сельскохозяйственных организаций республики сосредоточено в Сыктывдинском районе.
За 1 полугодие 2022 года производство мяса КРС, свинины и птицы возросло на 111,2% к аналогичному периоду 2021 года.
Всего за 2021 год в районе произведено 30295,1 тонны скота и птицы на убой, это 91,7% от общего производства Республики Коми по данному виду продукции. Кроме того, Сыктывдинский района производит 85% яиц, 9,8% молока от республиканского объема. По состоянию на 1 июля 2022 года в хозяйствах всех категорий содержится 1518 голов КРС, что на 29 голов больше с начала 2022 года, в том числе 713 коров, более 35,0 тыс. свиней, более 1,0 млн. кур.
Следует отметить, что в связи с банкротством ООО "Пажги", одного из основных сельхозпроизводителей района, производство молока сократилось в 2021 году, что скажется и на оценке 2022 года и прогнозных показателях на 2023 - 2025 годов.
Для улучшения показателей работы сельскохозяйственных предприятий молочного направления необходима модернизация старых ферм и строительство новых животноводческих помещений, но из-за отсутствия собственных средств у предприятий такая модернизация на трехлетний период не запланирована. Сегодня перед предприятиями стоит задача сохранить поголовье и улучшить качество кормов.
В текущем году уборочная компания на сельхозпредприятиях, сохранивших своё производство, дала положительные результаты, а именно: улучшились количество и качество кормов, что привело к значительному увеличению надоев молока с 1 коровы. Рост надоев молока позволяет прогнозировать до 2025 году увеличение производства молока в консервативном варианте до 100,5%, в базовом варианте до 102,5%.
В 2021 году объем валовой продукции сельского хозяйства составил 6422,28 млн. рублей, что на 236,8 млн. рублей больше предыдущего года. Лето и весна 2022 года для сельхозпроизводителей района были благоприятны, хоть и имелись трудности с трудовыми ресурсами и техникой, однако можно спрогнозировать рост продукции сельского хозяйства за 2022 год до 7549,29 млн. рублей, в том числе за счет производства мяса и молока.
Индекс производства продукции сельского хозяйства в консервативном и базовом вариантах на 2023 - 2025 год прогнозируется на уровне 100,3-102,5%, он будет достигнут также за счет увеличения производственных объемов.
3.4. Строительство
Строительная отрасль муниципального района нацелена на развитие как производственной, так и социальной сферы.
В производственной сфере строительный комплекс ориентирован, прежде всего, на создание обновленного потенциала мощностей и материально-технической инфраструктуры на основе инновационных технологий, архитектурно-строительных систем, структур объемно-планировочных и конструктивных решений для нового строительства, реконструкции и технического перевооружения промышленных узлов, предприятий, зданий и сооружений, инженерных сетей.
В социальной сфере строительный комплекс ориентирован на реализацию федеральных и региональных программ, повышение доступности жилья для граждан, удовлетворение спроса населения на жилье различной степени комфортности, повышение уровня обеспеченности современными объектами жилищно-коммунального хозяйства и гражданского назначения (образования, культуры и спорта).
Статистические показали отрасли "Строительство" в последние 3-4 года нестабильны, они характеризуются скачкообразной потребностью населения в улучшении своих жилищных условий, насыщенностью рынка новыми благоустроенными жилыми помещениями, в том числе на территории г. Сыктывкара, отсутствием в районе финансовых средств на обустройство коммунальной и дорожной инфраструктуры для районов жилой застройки с. Выльгорт и повышением стоимости строительных материалов на 20-30% по сравнению с прошлым годом.
В районе реализуется государственная программа "Переселение граждан из аварийного и ветхого жилья", а также муниципальная программа "Обеспечение доступным и комфортным жильем", реализация программы осуществляется через приобретение жилых помещений вторичного рынка. Но сегодня на рынке вторичного жилья имеется недостаток жилой площади требуемого объема и определенных характеристик. Поэтому администрацией района начата работа по строительству жилых домов под реализацию программ, как для обеспечения граждан из аварийного фонда, так и для обеспечения детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей.
Объем работ, выполненных по договорам строительного подряда в 2021 году, составил сумму 477,4 млн. рублей или 106,1% от объема предыдущего года. Объемы данной отрасли за 6 месяцев 2021 года показали "падение" на 13% по сравнению с тем же периодом прошлого года, что может отрицательно сказаться на годовой оценке 2022 года. С учетом индекса потребительских цен в размере 116,5% и падением производства до 87%, объем по отрасли в 2022 году может составить сумму 483,87 млн. рублей.
Для улучшения показателей отрасли необходимо изменение подхода к формированию готовых земельных участков под строительство, необходимо развитие данной отрасли на территории района. А пока на период 2023 - 2025 годов прогнозируется спад производства по отрасли "Строительство" в размере 95,5% - 96,6% ежегодно по обеим вариантам прогноза. Небольшое увеличение возможно спрогнозировать в стоимостном выражении из-за роста потребительских цен на строительные материалы. Хотя ситуация в отрасли сегодня показывает стагнацию производства стройматериалов, затаривание товарами складов, необходимость выстраивания новых логистических цепочек, с выходом местного производителя на азиатские и африканские рынки, уменьшение стоимости транспортных затрат на погрузку, доставку и выгрузку.
Безусловно, наличие Государственной программы переселения граждан из ветхого и аварийного жилья и необходимости ее исполнения, будут "диктовать условия" для строительства как жилищного строительства, так и строительства объектов социальной сферы. Что из крупного планируется к строительству в муниципалитете:
- Школа-сад в с. Выльгорт на 750 мест по концессионному соглашению с ПАО "Сбербанк";
- Строительство Домов культуры в с. Шошка и в с. Лэзым;
- Строительство многофункционального центра в с. Пажга;
- Строительство ФАПов в районе, строительства амбулатории в с. Зеленец;
- Продолжение жилищного строительства комплексной застройки м. Пичипашня с. Выльгорт, строительство 8-этажного жилого дома по Школьному переулку с. Выльгорт;
- Завершение строительства лесоперерабатывающего завода ООО "Сыктывкарский лесопильно-экспертный завод" в п. Язель;
- Строительство производственных мощностей предприятий особой экономической зоны (9 км. трассы на Мандач) и индустриального парка в с. Зеленец.
Особое значение для развития строительного комплекса будет иметь продолжение реализации на территории Республики Коми инвестиционных проектов по строительству газопроводов. В перспективе в рамках утвержденной "Региональной программы газификации жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми на 2017 - 2025 годы" предусмотрено газифицировать сетевым природным газом населенные пункты: Палевицы, Нювчим, Пажга, Шошка, Граддор.
Возможно строительство запланированных объектов позволит скорректировать показатели прогноза по данной отрасли, но не в ближайшие 3 года.
Строительство жилых помещений осуществляется в Сыктывдинском районе по территориальному признаку. Основной объем вводимого жилья в МР "Сыктывдинский" сосредоточен в районном центре - с. Выльгорт. Это объясняется тем, что в последние годы строительство жилья в большей части осуществляется коммерческими застройщиками, которые ведут такое строительство в местах наибольшего спроса на жилье, а наибольший спрос наблюдается в данном населенном пункте, где имеется рост численности населения.
В 2021 году объем ввода в действие жилых домов составил 25521,0 кв. м. или на 5275 кв. м. больше предыдущего года. Показатели за 6 месяцев 2022 года по вводу несколько выше 174,8%. За 6 месяцев 2022 года введено 17203 кв. м. общей площади жилых помещений, что на 117,9% выше уровня 2021 года, и это позволяет прогнозировать положительный результат по оценке 2022 года до 26000 кв. м. общей площади.
В прогнозе на 2023 - 2025 год муниципалитет планирует как в консервативных, так и в базовых вариантах показатели ввода в действие жилых домов на уровне 24,0-24,3 тыс. кв.м.
В период 2023 - 2025 годов прогнозируется сохранение количества выданных разрешений (уведомлений) на строительство объектов на уровне 2020 года или 250-310 ед. ежегодно. По оценке 2022 года планируется до конца года выдать 323 разрешения (уведомления) на строительство, с учетом роста показателя за счет объектов, на который не были выданы разрешения в два предыдущих пандемийных года.
3.5. Инвестиции
Для динамичного развития экономики и социальной сферы района требуется значительный ежегодный рост инвестиционных вложений. Это возможно лишь при создании в районе благоприятного инвестиционного климата. Одним из ключевых моментов улучшения инвестиционного климата и привлечения инвестиций является постоянное и эффективное сотрудничество органов власти с бизнес-сообществом, придание работе по реализации инвестиционной политики района системного характера.
К положительным факторам, влияющим на развитие экономики в муниципальном районе "Сыктывдинский", относятся:
- наличие свободных, не освоенных территорий;
- близкое расстояние к столице республики - город Сыктывкар;
- хороший уровень обеспеченности базовыми видами природных ресурсов, что создает основу для экономического развития;
- устойчивая работа основных для экономики района производств обрабатывающей отрасли пищевых продуктов и лесопиления, производства сельскохозяйственной продукции;
- наличие зон для развития туризма;
- устойчивое развитие малого бизнеса;
- сложившиеся глубокие культурные и исторические традиции, сохранившиеся исторические и природные памятники;
- стабильная социально-политическая обстановка в муниципальном районе, отсутствие значимых политических и социально-трудовых конфликтов, спокойные межнациональные отношения.
Однако потенциал развития экономики в муниципальном районе на сегодняшний день используется не в полной мере, имеется ряд нерешенных проблем, существует реальная угроза внешних факторов:
- ухудшение экономической конъюнктуры за счет роста цен и тарифов на продукцию естественных монополий;
- ухудшение санитарно-эпидемиологической обстановки;
- снижение реальных доходов населения и усиление инфляционных процессов в связи с возобновлением тенденций мирового кризиса;
- отток трудовых ресурсов;
- рост объемов отходов производства и потребления;
- возникновение кризисных явлений в производственном секторе экономики в связи с изменением налогового законодательства Российской Федерации;
- международные санкции, закрытие границ и другие меры.
По объемам инвестиций Сыктывдинский район в 2021 году сохранил позиции по инвестициям, он входит в пятерку муниципальных районов республики, после МР "Печора", МР "Сосногорск", МР "Княжпогостский" и МР "Усть-Вымский".
Но объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования за 2021 год уменьшился почти в 2 раза и составил 980,8 млн. руб., где 492,2 млн. рублей - это собственные средства предприятий и 488,6 млн. рублей - привлеченные средства, большая часть из которых, а именно: 481,5 млн. рублей это привлеченные бюджетные средства.
В текущем году (2022 г.) объемы инвестиций как собственных, так и привлеченных уменьшились. На момент подготовки настоящего прогноза имеются данные Комистата об инвестициях только за 1 квартал текущего года. В данный период освоены инвестиции на сумму 65,3 млн. рублей, в том числе привлеченные - 9,9 млн. руб.
При сохранении темпов роста инвестиций на уровне 95,5% по отношению к предыдущему году можно спрогнозировать оценку инвестиций в 2022 году в размере 1028,93 млн. рублей, с учетом индекса-дефлятора на 2022 год равного 112,2%.
В период 2023 - 2024 годов сложно прогнозировать рост по всем показателям раздела "Инвестиции". В представленном прогнозе прогнозируется рост инвестиций в основной капитал предприятий за счет привлечения новых инвесторов на территорию района, особенно в особой экономической зоне в направлении развития лесопереработки, производства и сельхозпереработки, строительства социальных объектов и инженерной инфраструктуры за счет комплексной застройки территории района и газификации населенных пунктов в обоих вариантах прогноза базовом и консервативном только в 2025 году на уровне 945,49 млн. рублей в консервативном варианте и 1173,31 млн. руб. в базовом варианте. В среднесрочном периоде индекс-дефлятор прогнозируется по обоим вариантам прогноза в размере 104,8-107,1%.
3.6. Торговля и услуги населению
По состоянию на 01.07.2022 год торговую деятельность розничной торговли на территории муниципального района "Сыктывдинский" осуществляют 49 юридических лиц и 33 индивидуальных предпринимателя. Всего функционируют 128 магазинов, общей площадью торговых залов 12,34 тыс. кв.м., что на 1 объект больше, чем на ту же дату прошлого года. Фактическая обеспеченность населения района площадью торговых объектов составляет 506 кв. м. при нормативной минимальной обеспеченности для МР "Сыктывдинский" - 402,0 кв. м. В населенных пунктах, где нет предприятий розничной торговли, организована выездная торговля продуктами первой необходимости (п. Новоипатово, д. Шыладор, д. Ипатово, д. Сёйты). На период паводка завозится запас продуктов первой необходимости в населенные пункты Усть - Пожег и Озёл. Осуществляется доставка продуктов по заказам населения.
В 2021 году оборот розничной торговли по сравнению с предыдущим годом возрос на 102% и составил - 1612,6 млн. руб. Однако в первой половине 2022 года оборот снизился за счет ухудшения общего качества жизни населения, девальвации денежной массы, роста ставок по вкладам и кредитам, "обесценивании" рубля, в связи с вводом санкций в отношение Российской Федерации. Всё это привело к тому, что население на ту же стоимость смогло приобретать меньший объем продуктов питания. По данным причинам темпы роста оборота розничной торговли по итогам года в оценке будут снижены до 98,0% к прошлому году. В прогнозе на 2023 - 2025 годы темпы роста прогнозируются положительные в обоих вариантах: консервативном и базовом от 100,3% до 104,9% с индексом-дефлятором в размере 104,0-108,5% в консервативном варианте прогноза и 104,5-110,2% в базовом варианте прогноза.
В прогнозе учтены индексы потребительских цен на конец года и в среднем за год, представленные в Прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации. Для оценочных показателей 2022 года применяются индексы потребительских цен на конец года в размере 116,5% и индексы потребительских цен в среднем за год в размере 116,1%. В среднесрочном периоде 2023 - 2025 годов индексы потребительских цен установлены в диапазоне 103,7-105,4% в консервативной варианте и в диапазоне 104,0 - 106,1% в базовом варианте Прогноза.
С учетом индексов - дефляторов от 104,0% до 108,7% оборот розничной торговли к 2025 году по консервативного варианту будет составлять 2367,92 млн. руб., по базовому варианту - 2515,78 млн. руб.
На территории района также размещаются 17 объектов общественного питания, из них 13 общедоступных столовых и закусочных находятся в сельских поселениях Выльгорт, Пажга, Зеленец. Общее количество посадочных мест составляет 2227, из них 558 мест приходится на общедоступные столовые и закусочные. Суммарная площадь всех объектов общественного питания муниципального района составила 3625,06 кв. м. Данная сфера потребительского рынка развита недостаточно, в виду отсутствия спроса в небольших поселках.
Объем общественного питания в 2021 года возрос на 114,1% и составил сумму 40,7 млн. руб. В первом полугодии 2022 года также наблюдается рост в сфере услуг общественного питания и по оценке темпы роста оборота общественного питания за 2022 год составят 102,1%. Таким образом оценка оборота общественного питания за 2022 год с учетом индекса-дефлятора в 109,9% составит 45,67 млн. руб.
В прогнозе на 2023 - 2025 годы планируются положительные темпы роста общественного питания в размере 100,7-104,5% по обоим вариантам прогноза и с учетом индексов-дефляторов 104,1-106,5% оборот общественного питания к 2025 году по консервативному варианту будет составлять 54,74 млн. рублей, по базовому - 57,75 млн. руб.
В среднесрочном периоде 2023 - 2025 годов ожидается увеличение роста цен на ряд продовольственных и непродовольственных товаров, а также снижение цен на товары, имеющие сезонную направленность. На увеличение темпа роста цен на продовольственные товары в целом окажет влияние ухудшение конъюнктуры отдельных продовольственных рынков ввиду зависимости продовольственного рынка республики от внешних условий из-за низкой самообеспеченности продовольствием и другими товарами. К сведению, сегодня порядка 80,0% продуктов питания завозится из-за пределов Республики Коми.
На увеличение темпов роста цен на непродовольственные товары окажет влияние рост цен на бензин, дизельное топливо и транспортные услуги.
При этом в 2022 году на потребительском рынке ожидается достаточный уровень товарной насыщенности рынка и стабильная ценовая ситуация на рынках товаров первой необходимости.
3.7. Малое и среднее предпринимательство
Положительные моменты в экономике района неизменно связаны с деятельностью коммерческих предприятий, особенно субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - СМП), по количеству которых муниципалитет находится в лидерах в сравнении с другими муниципальными районами республики.
Однако, количество субъектов, осуществляющих хозяйственную деятельность на территории МР "Сыктывдинский", в статусе "юридических лиц", начиная с 2017 года, сокращается, введение режима налогообложения на самозанятость также отрицательно сказалось на численности индивидуальных предпринимателей.
В 2021 году число субъектов малого и среднего предпринимательства в расчете на 10 тыс. населения сократилось до 305,17 ед. или на 27,33 ед. меньше показателя 2020 года.
Между тем, в районе количество самозанятых граждан, уплачивающих налог на профессиональный доход, увеличилось с начала 2022 года с 450 до 515 человек. Часть индивидуальных предпринимателей, особенно из сферы услуг: парикмахерские, массаж, окраска ногтей, ремонт бытовой техники, иные ремонтные работы, прокат и аренда недвижимости, перешли в категорию "самозанятых" граждан. Данная тенденция будет сохраняться, если самозанятых граждан не причислят к категории малого и среднего бизнеса. В связи с этим прогнозировать значительное увеличение численности субъектов малого и среднего бизнеса на территории района невозможно, так же, как и увеличение численности работающих на таких предприятиях.
По оценке число субъектов малого и среднего предпринимательства в 2022 году также прогнозируется к уменьшению и составить 98,3% от численности предыдущего года или 300, ед. на 1000 чел. населения.
Сегодня данный раздел прогноза уменьшен по количеству показателей, так как представленные ранее в прогнозе показатели могут корректироваться только 1 раз в 5 лет по итогам отчетности субъектов малого и среднего бизнеса в налоговых органах. Сведения об их отчетности за 2020 год обрабатываются и будут представлены в администрацию МР только в октябре текущего года, следующий период отчетности - 2025 год.
В прогнозируемый период 2023 - 2025 годов ситуация с численностью субъектов малого и среднего предпринимательства и с темпами роста численности прогнозируется положительной. Администрация муниципального района надеется, что предпринимаемые Правительством Республики Коми меры поддержки и та работа, которая проводится администрацией района на местах позволит улучшить данный показатель в прогнозный период 2023 - 2025 годов. Так в 2025 году по консервативному варианту прогнозируется численность субъектов малого и среднего предпринимательства в размере 303,0 ед. на 1000 человек населения, а в базовом варианте до 303,5 ед. на 1000 человек населения района.
С целью развития малого и среднего предпринимательства на территории района разработана и реализуется подпрограмма "Малое и среднее предпринимательство" муниципальной программы "Развитие экономики", в которой предусмотрены все меры поддержки в виде: финансовой поддержки, имущественной поддержки, информационной и консультационной поддержки, кадровой поддержки.
В 2021 году финансовая поддержка оказана 7 субъектам предпринимательства на сумму более 4,0 млн. рублей, в 2022 году планируется увеличение финансовой поддержки до 6,0 млн. рублей, за счет привлечения республиканских средств в размере 2,4 млн. рублей на реализацию 3 проектов Народного бюджета:
- ООО "Олений остров" "Приобретение технологического оборудования для гостевого дома Экопарка "Лозымская пуща";
- ИП Осипова Т.С. "Приобретение оборудования для открытия пекарни в с. Часово";
- ИП Степанов Д.В. "Приобретение технологического оборудования для переработки дикоросов".
Имущественную поддержку за 2021 год получили 2 предпринимателя. На площадке администрации района в 1 полугодии 2022 года проведено 6 встреч с субъектами малого и среднего предпринимательства, консультацию на личном приеме получили 60 предпринимателей.
В сети Интернет в группе "Вконтакте" создан аккаунт "Малый бизнес Сыктывдина". Страничку в 2021 году посетили 76,1 тыс. человек, за 8 месяцев 2022 года на страничке размещено - 336 публикаций, ее посетило 63 тыс. человек.
3.8. Консолидированный бюджет
Доходы консолидированного бюджета за 2021 год по сравнению с фактом 2020 года увеличились на 43,5 млн. руб. и составили 1 707,0 млн. руб. По оценке 2022 года доходы консолидированного бюджета составят 1932,3 млн. рублей, что выше предыдущего года на 225,3 млн. рублей.
Налоговые и неналоговые доходы консолидированного бюджета за 2021 год составили 400,4 млн. рублей, что на 25,3 млн. руб. или 5,9% меньше по сравнению с фактом 2020 года, в т.ч.
- налоговые доходы уменьшились на 32,3 млн. руб. или 8,1%,
- неналоговые доходы увеличились на 7,0 млн. руб. или 24,7%.
Основным источником собственных доходов является налог на доходы физических лиц (далее - НДФЛ), составивший в объеме налоговых и неналоговых доходов 71,3%. Доля налогов на совокупный доход составила 4,4%, земельного налога - 6,3%, налога на имущество физических лиц - 2,4% и неналоговых доходов - 8,8% в общем объеме собственных доходов.
Поступления по НДФЛ составили 285,8 млн. руб., что больше на 7,7 млн. руб. или 2,7% к факту 2020 года. Прирост НДФЛ обусловлен увеличением размера МРОТ, увеличением фонда оплаты труда бюджетных учреждений разных уровней бюджета. Прогнозные показатели оценки 2022 года по данному налогу тоже соблюдают рост на 10,2% или 29,1 млн. рублей и составили 314,9 млн. рублей. Тенденция по увеличению данного налога будет сохраняться на протяжении среднесрочного периода 2023 - 2025 годов в обоих вариантах прогноза.
По налогам на совокупный доход поступило 17,7 млн. рублей, что на 38,5 млн. рублей или 68,5% меньше факта 2020 года, в т.ч.:
- по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения - 23,3 млн. рублей. Увеличение поступлений составило 2,2 млн. руб. или 10,4%, в связи с отменой налога на ЕНВД и перехода части налогоплательщиков на УСН;
- по единому сельскохозяйственному налогу -(-10,1) млн. рублей, уменьшение на 35,8 млн. рублей относительно 2020 года (25,7 млн. рублей). Снижение объясняется увеличением произведенных расходов предприятием с ОКВЭД "Разведение сельскохозяйственной птицы" связанных со строительством завода по производству комбикормов с зернохранилищем.
- по единому налогу на вмененный доход - 2,3 млн. руб., что меньше на 6,1 млн. руб. или 72,6% в связи со снятием с учета налогоплательщиков, применяемых ЕНВД по причине отмены единого налога на вмененный доход с 1 января 2021 года.
Поступления по акцизам составили 22,9 млн. руб., что больше на 2,6 млн. руб. или 12,8%. В сравнении с 2020 годом увеличение поступлений обусловлено ростом ставки, увеличением объема реализации продукции, а также изменением норматива отчисления платежей в региональный бюджет.
Земельного налога поступило 25,1 млн. руб., что на 10,7% или на 3,0 млн. руб. меньше факта 2020 года. Снижение поступлений по земельному налогу с физических лиц объясняется погашением задолженности за 2019 год по сроку уплаты 01.12.2020 г., а также в связи с уплатой авансовых платежей за 4 квартал 2020 года в декабре 2020 года налогоплательщиками по организации с ОКВЭД "Прочая деятельность в области спорта".
Поступления налога на имущество физических лиц составили 9,5 млн. руб., что меньше факта 2020 года на 0,7 млн. руб. или на 6,8%. Снижение поступлений по сравнению с 2020 годом обусловлено уменьшением поступлений в счет погашения задолженности за 2019 год по сроку уплаты 01.12.2020 г.
В целом, как в консервативном, так и в базовом варианте в 2023 годах планируется незначительное снижение поступления налоговых доходов, только в 2024 начнется небольшой рост и к 2025 году поступления в базовом периоде составят 522,0 млн. руб.
Неналоговых доходов в 2021 году поступило 35,3 млн. руб., что больше факта 2020 года на 7,0 млн. рублей, или 24,7%, в том числе:
- за аренду земельных участков - 7,2 млн. руб. Уменьшение на 1,6 млн. руб. или на 18,2% за счет снижения спроса на земельные участки;
- за аренду имущества - 15,4 млн. руб., что больше на 10,7 млн. руб. или в 3,2 раза. Значительное увеличение за счет оплаты имеющейся задолженности по арендным платежам за пользование муниципальным имуществом;
- по доходам от продажи материальных активов - 6,7 млн. руб., что меньше на 3,2 млн. руб. или 32,3% вследствие отсутствия спроса на неликвидные объекты, находящиеся в муниципальной собственности;
- по штрафам, санкциям и возмещению ущерба - 2,9 млн. руб., что больше на 0,4 млн. руб. или на 16,0% вследствие увеличения установленных нарушений законодательства физическими и юридическими лицами;
- за найм муниципального жилья - 0,8 млн. руб., что меньше на 0,4 млн. руб. или 33,3%. Снижение произошло по причине погашения задолженности по средствам найма за приватизацию жилищного фонда нанимателями.
В период 2023 - 2025 годы по консервативному и базовому вариантам идет снижение неналоговых доходов, в целом к 2025 году прогноз неналоговых доходов в базовом варианте составит 19,1 млн. руб., что ниже факта 2021 года на 16,2 млн. руб.
В 2022 году поступление налоговых и неналоговых доходов ожидается в сумме 460,2 млн. руб., что на 14,9% больше уровня 2021 года. Оценка дана на основании фактических поступлений 2021 года и динамики поступлений текущего года.
Наибольшее увеличение ожидается по ЕСХН на 41,5 млн. руб. Также увеличение поступлений ожидается по следующим доходам:
- НДФЛ на 29,1 млн. руб. или 10,2% в связи увеличение МРОТ с 01.01.2022 г. и 01.06.2022 г. и передачей дополнительного норматива в размере 4,1%, с уровня бюджета Республики Коми на уровень бюджета муниципального района;
- акцизам на 0,4 млн. руб. или 1,7%;
- налогу, взимаемому в связи с применением УСН на 0,5 млн. руб. или 2,1%;
- патентной системе налогообложения - 0,1 млн. руб. или 4,4%;
- аренде земельных участков на 2,4 млн. руб. или 33,3%;
Снижение ожидается по следующим видам доходов:
- налогу на имущество физических лиц на 0,2 млн. руб. или 2,1%;
- платежи при пользовании природными ресурсами на 0,4 млн. руб. или 44,5%;
- доходы от оказания платных услуг на 0,4 млн. руб. или 48,8%;
- штрафы, санкции и возмещение ущерба на 0,2 млн. руб. или 6,9%;
- аренда имущества на 7,7 млн. руб. или 50,0% и прочие поступления по аренде имущества (средства найма) на 0,3 млн. руб. или 37,5%;
- доходы от реализации материальных и нематериальных активов на 2,6 млн. руб. или на 38,2%, что поясняется активностью потребительского спроса на муниципальное имущество.
В консервативном и базовом вариантах прогноза в 2023 году по данным, представленным главными администраторами поступлений доходов, ожидается замедление динамики роста налоговых и неналоговых доходов бюджета, начиная с 2024 года ожидается незначительный рост, в 2025 году в базовом варианте прогноз составит 541,1 млн. руб.
В целом по консервативному и базовому вариантам прогноза в 2023 году ожидается рост доходов бюджета за счет увеличения сумм межбюджетных трансфертов из других уровней бюджетов для реализации адресной инвестиционной программы по переселению граждан из аварийного и ветхого жилья, а также обустройство объектами инженерной инфраструктуры и благоустройство площадок, расположенных на сельских территориях, под компактную жилищную застройку в с. Выльгорт, м.Пичипашня. Начиная с 2024 года ожидается снижение и к 2025 году бюджет в базовом варианте будет составлять 1 649,1 млн. руб.
Безвозмездные поступления сформированы на основании проекта Республиканского бюджета Республики Коми на 2023 - 2025 гг.
Снижение расходов в 2021 году по сравнению с уровнем 2020 года произошло на 2,8%.
В 2021 году реализованы народные проекты в рамках реализации проекта "Народный бюджет" по 6 направлениям на общую сумму более 15 млн. руб.: благоустройство, занятость, спорт, образование, культура и дорожная деятельность. Также на территории муниципального района реализованы национальный проекты:
- формирование комфортной городской среды в СП Выльгорт, Зеленец и Пажга;
- обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилья;
- обеспечение качественно нового уровня развития инфраструктуры.
Муниципалитетом "Майские" Указы Президента по достижению целевых показателей по заработной плате работников социальной сферы исполнены на 100,0%. На данные цели из республиканского бюджета в 2021 году, как и в 2020 году выделена субсидия на софинансирование расходных обязательств ОМСУ, связанных с повышением оплаты труда работникам учреждений культуры и педагогическим работникам учреждений дополнительного образования.
Бюджет муниципального района сформирован на основе 9 муниципальных программ, в которых определены не только объемы финансового обеспечения мероприятий, но и целевые показатели, и способы их достижения. Освоение по муниципальным программам составило 85,7%, доля программного бюджета в общей сумме расходов - 86,8%.
В бюджете 2022 года в расходах учтена индексация оплаты труда с 1 октября 2022 года на 4%, повышение МРОТ с 1.01.2022 года и расходы на оплату труда, работников, определенных майскими указами президента РФ, расходы на софинансирование субсидий, выделенных из республиканского бюджета Республики Коми. Наибольший объем расходов бюджета приходится на социальную сферу: отрасль "Образования" и "Культуры". По итогам года существует риск неисполнения ряда мероприятий: проведение кадастровых работ, строительство многофункционального центра в с. Пажга и переселение граждан из аварийного жилья. При переселении граждан существует ряд причин, сдерживающих исполнение данных мероприятий - это и практическое отсутствие в муниципалитете жилья на вторичном рынке, отвечающего необходимым параметрам, и не развитость сферы строительства многоквартирных домов.
В 2020 году профицит консолидированного бюджета МР "Сыктывдинский" составил 14,8 млн. руб. По итогам 2021 года также сложился профицит в сумме 104,4 млн. руб., ввиду поступления на счет бюджета средств на переселение граждан из аварийного жилья. По оценке 2022 году по данному показателю ожидаем профицит в размере 32,6 млн. рублей. На 2023 - 2024 годы по консервативному варианту планируется дефицит в размере 25 млн. руб., на 2025 год - 30 млн. руб.
Объемы расходов консолидированного бюджета МР "Сыктывдинский" на 2023 - 2025 годы сформированы исходя из прогнозируемого объема доходов и сумм безвозмездных поступлений из республиканского бюджета Республики Коми.
3.9. Денежные доходы населения
Реальные располагаемые денежные доходы населения в 2021 году возросли на 103,0% по сравнению с предыдущим годом. По оценке на 2022 год денежные доходы населения будут снижены до 93,2%. В прогнозных цифрах 2023 - 2025 года реальные доходы обозначены в диапазоне от 98,9% консервативного варианта 2023 года до 104,3% базового варианта 2024 года.
Ожидается, что с 2023 года рост реальных располагаемых денежных доходов населения возобновится, этому будет способствовать принятые меры поддержки граждан, прежде всего семей с детьми и получателей социальных пособий, граждан, оказавшихся в сложной финансовой ситуации, в том числе по государственным программам приобретения ипотечного жилья, жилья в сельской местности, молодыми семьями и студентами. С 1 августа 2022 года упрощена процедура банкротства физических лиц и другие меры "послабления" использования и выбора налогового режима.
Среднемесячная начисленная заработная плата наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячный доход от трудовой деятельности) за 2021 год составила сумму 48407,0 рублей, что на 2186,0 рублей больше предыдущего года, темп роста заработной платы составил 109,8%. По оценке за 2022 год среднемесячная начисленная заработная плата наемных работников составит 54167,4 рублей с увеличением на 111,9% к уровню прошлого года. В среднесрочном периоде 2023 - 2025 годов данный показатель будет иметь темпы роста в диапазоне 104,1% - 109,9% в обоих варианта прогноза: консервативном и базовом.
Фонд заработной платы в 2021 году увеличен до 2912,6 млн. рублей, это больше на 106 млн. рублей, его темп роста по сравнению с предыдущим годом составил 109,1%. По оценке за 2022 год прогнозируется увеличение фонда заработной платы на 108,5% до суммы 3255,9 млн. руб. В прогнозный период 2023 - 2025 года данный показатель будет иметь темпы роста в диапазоне 105,2% - 111,1% в обоих варианта прогноза: консервативном и базовом.
3.10. Труд и занятость
В 2021 году среднесписочная численность работников организаций составила 5014 человек, наблюдается ее снижение по сравнению с предыдущим годом на 46 человек. По оценке 2022 года тенденция к снижению показателя будет сохраняться и составит 5009 человек.
На среднесрочную перспективу на 2023 - 2025 годы, напротив, прогнозируется темпы роста численности в размере от 100,1% до 100,8%, возможно больше в обоих вариантах прогноза. В связи с этим среднесписочная численность работников организаций также будет увеличиваться и к 2025 году составит: консервативный вариант 5050 чел., базовый вариант - 5086 чел.
Выполнение прогнозных показателей и их перевыполнение возможно за счет реализации на территории района инвестиционных проектов, планируемых к размещению в особой экономической зоне, где прогнозируется создание более 2,0 тысяч рабочий мест до 2030 года и индустриального парка "Зеленец" до 1,3 тыс. новых рабочих мест.
По состоянию на 1 января 2022 года численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения (на конец года), составила 286 человек, что на 429 человек меньше на ту же дату предыдущего года, уровень безработицы составил 2,6%. По оценке 2022 года уровень безработицы стремится к снижению до 2,2%, со снижением численности безработных, стоящих на учете, до 272 чел.
В соответствии со Стратегией социально-экономического развития муниципального района "Сыктывдинский" Республики Коми на период до 2035 года прогноз уровня безработицы на среднесрочный период 2023 - 2025 года составил по годам: 2023 - 2,18%; 2024 - 2,15%; 2025 - 2,12%. В связи с этим прогноз на среднесрочную перспективу по данному показателю должен соответствовать Стратегии МР, а именно: в базовом варианте те же численные показатели.
Создание новых рабочих мест на промышленных площадках района будет способствовать снижению уровня безработицы.
4. Основные показатели социально-экономического развития муниципального района "Сыктывдинский" Республики Коми на 2023 год и на период до 2025 года
N стр |
Показатели |
Единица измерения |
отчет |
отчет |
оценка |
прогноз |
|||||
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
2025 |
||||||
консервативный |
базовый |
консервативный |
базовый |
консервативный |
базовый |
||||||
|
I. Демографические показатели |
||||||||||
1. |
Численность постоянного населения (среднегодовая) |
тыс. чел. |
24,430 |
24,490 |
24,443 |
24,492 |
24,524 |
24,588 |
24,620 |
24,600 |
24,700 |
в % к пред. году |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
2. |
Количество родившихся |
тыс. чел. |
0,225 |
0,241 |
0,206 |
0,246 |
0,252 |
0,248 |
0,255 |
0,251 |
0,257 |
3. |
Общий коэффициент рождаемости |
число родившихся на 1000 чел. населения |
10,1 |
9,9 |
8,4 |
10,0 |
10,3 |
10,1 |
10,4 |
10,2 |
10,4 |
4. |
Количество умерших |
тыс. чел. |
0,282 |
0,356 |
0,343 |
0,318 |
0,299 |
0,315 |
0,290 |
0,310 |
0,285 |
5. |
Общий коэффициент смертности |
число умерших на 1000 чел. нас. |
12,6 |
14,6 |
14,0 |
13,0 |
12,2 |
12,8 |
11,8 |
12,6 |
11,5 |
6. |
Естественный прирост (+), убыль (-) |
тыс. чел. |
-0,016 |
-0,083 |
-0,137 |
-0,072 |
-0,047 |
-0,067 |
-0,035 |
-0,059 |
-0,028 |
7. |
Коэффициент естественного прироста |
чел. на 1000 нас. |
-2,5 |
-4,7 |
-5,6 |
-2,9 |
-1,9 |
-2,7 |
-1,4 |
-2,4 |
-1,1 |
8. |
Миграция населения |
тыс. чел. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
прибыло |
1034 |
1219 |
1037 |
1226 |
1118 |
1228 |
1117 |
1315 |
1264 |
||
убыло |
949 |
1135 |
902 |
1105 |
1039 |
1065 |
986 |
1244 |
1156 |
||
9. |
Миграционный прирост (+), убыль (-) |
тыс. чел. |
0,085 |
0,084 |
0,135 |
0,121 |
0,079 |
0,163 |
0,131 |
0,071 |
0,108 |
10. |
Коэффициент миграционного прироста |
чел. на 1000 нас. |
-2,5 |
-4,7 |
-5,6 |
-2,9 |
-1,9 |
-2,7 |
-1,4 |
-2,4 |
-1,1 |
|
II. Производство товаров и услуг |
||||||||||
11. |
Индекс промышленного производства |
% к предыд.году |
102,8 |
107,6 |
101,3 |
100,1 |
100,4 |
101,7 |
101,7 |
101,5 |
102,1 |
12. |
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами |
млн. руб. |
5611,50 |
6049,90 |
7139,76 |
7532,83 |
7605,59 |
7944,34 |
8044,28 |
8386,05 |
8541,73 |
|
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
13. |
Обрабатывающие производства |
млн. рублей |
3793,5 |
4226,30 |
4963,03 |
5257,19 |
5381,62 |
5478,96 |
5731,21 |
5749,40 |
6061,79 |
% к предыд.году |
104,9 |
111,4 |
100,8 |
100,5 |
102,2 |
100,5 |
102,4 |
100,9 |
101,7 |
||
14. |
Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха (раздел D) |
млн. руб. |
276,00 |
230,46 |
282,18 |
300,69 |
306,88 |
318,67 |
328,73 |
339,04 |
353,16 |
% к предыд.году |
112,7 |
83,5 |
105,1 |
101,1 |
102,5 |
102,2 |
103,0 |
102,3 |
103,3 |
||
15. |
Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений (раздел Е) |
млн. руб. |
86,80 |
54,51 |
67,31 |
72,09 |
77,06 |
72,58 |
81,75 |
74,05 |
84,17 |
% к предыд.году |
164,9 |
62,8 |
106,0 |
101,6 |
107,9 |
97,1 |
102,0 |
98,1 |
99,0 |
||
III. Сельское хозяйство | |||||||||||
16. |
Продукция сельского хозяйства |
млн. руб. |
6185,47 |
6422,28 |
7549,29 |
7996,74 |
8194,03 |
8325,79 |
8726,31 |
8684,80 |
9302,25 |
17. |
Индекс производства продукции сельского хозяйства |
% к предыд.году |
104,7 |
103,8 |
100,9 |
100,5 |
102,3 |
100,4 |
102,4 |
100,3 |
102,5 |
18. |
Производство и реализация скота и птицы на убой |
тонн |
30243,7 |
30295,1 |
30567,8 |
30720,6 |
31270,8 |
30843,5 |
32021,3 |
30936,0 |
32821,8 |
|
|
% к предыд.году |
104,97 |
100,17 |
100,9 |
100,5 |
102,3 |
100,4 |
102,4 |
100,3 |
102,5 |
19. |
Производство молока |
тонн |
4024,3 |
3659,7 |
3692,6 |
3711,1 |
3777,6 |
3725,9 |
3868,2 |
3737,1 |
3964,9 |
% к предыд.году |
97,47 |
90,94 |
100,9 |
100,5 |
102,3 |
100,4 |
102,4 |
100,3 |
102,5 |
||
IV. Строительство | |||||||||||
20. |
Объем работ, выполненных по виду деятельности "Строительство" |
в ценах соответствующих лет; млн. руб. |
392,76 |
477,4 |
483,87 |
487,05 |
493,88 |
483,35 |
495,14 |
482,07 |
497,44 |
% к пред. году |
106,1 |
109,9 |
87 |
95,5 |
96,2 |
95,7 |
96,4 |
95,9 |
96,6 |
||
21. |
Ввод в действие жилых домов |
кв. м. в общей площади |
20246 |
25521 |
26000 |
24000 |
24300 |
24000 |
24300 |
24000 |
24300 |
22. |
Количество выданных разрешений (уведомлений) на строительство |
единиц |
271 |
323 |
233 |
250 |
270 |
286 |
302 |
290 |
310 |
V. Инвестиции | |||||||||||
23. |
Инвестиции в основной капитал |
млн. рублей |
1828,2 |
980,8 |
1028,93 |
881,59 |
1034,06 |
875,93 |
1056,20 |
945,49 |
1173,31 |
24. |
Темпы роста инвестиций в основной капитал |
в % к пред. году |
187,7 |
84 |
93,5 |
80 |
94,1 |
94 |
97 |
102,9 |
106 |
25. |
Индекс-дефлятор |
% г/г |
103,3 |
104,9 |
112,2 |
107,1 |
106,8 |
105,7 |
105,3 |
104,9 |
104,8 |
26. |
Объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) в расчете на 1 жителя |
тыс. руб. |
50,628 |
20,426 |
42,09 |
35,99 |
42,17 |
35,62 |
42,90 |
38,43 |
47,50 |
VI. Торговля и услуги населению | |||||||||||
27. |
Индекс потребительских цен на конец года |
% к декабрю пред. года |
106,6 |
108,4 |
116,5 |
105,4 |
106,1 |
103,7 |
104 |
104 |
104 |
28. |
Индекс потребительских цен в среднем за год |
% г/г |
106 |
106,7 |
116,1 |
107,8 |
109 |
104,2 |
104,6 |
103,9 |
104 |
29. |
Оборот розничной торговли |
млн. рублей |
1473,42 |
1612,60 |
1869,55 |
2038,30 |
2111,75 |
2234,39 |
2325,99 |
2367,92 |
2515,78 |
30. |
Темп роста оборота розничной торговли |
% г/г |
97,8 |
102,0 |
98,0 |
100,3 |
102,5 |
104,9 |
104,9 |
101,9 |
103,8 |
31. |
Индекс-дефлятор |
% г/г |
105,1 |
107,3 |
118,3 |
108,7 |
110,2 |
104,5 |
105,0 |
104,0 |
104,2 |
32. |
Оборот общественного питания (без субъектов малого предпринимательства) |
млн. рублей |
34,2 |
40,70 |
45,67 |
48,79 |
50,05 |
51,96 |
54,55 |
54,74 |
57,75 |
33. |
Темп роста оборота общественного питания |
% г/г |
89,7 |
114,1 |
102,1 |
100,7 |
102,9 |
102,3 |
104,5 |
101 |
101,5 |
34. |
Индекс-дефлятор |
% г/г |
104,9 |
104,3 |
109,9 |
106,1 |
106,5 |
104,1 |
104,3 |
104,3 |
104,3 |
VII. Малое и среднее предпринимательство | |||||||||||
35. |
Число субъектов малого и среднего предпринимательства в расчете на 10 тыс. населения |
единиц |
332,5 |
305,17 |
300 |
302 |
302,4 |
302,2 |
302,8,0 |
303 |
303,5 |
36. |
Темпы роста численности субъектов малого и среднего предпринимательства |
в % к предыд. году |
97,2 |
91,8 |
98,3 |
100,7 |
100,8 |
100,1 |
100,1 |
100,3 |
100,2 |
VIII. Консолидированный бюджет муниципального образования Российской Федерации | |||||||||||
37. |
Доходы консолидированного бюджета |
млн. руб. |
1 663,5 |
1 707,0 |
1 932,3 |
1 819,4 |
2 630,3 |
1 508,7 |
1 626,2 |
1 518,7 |
1 649,1 |
38. |
Налоговые и неналоговые доходы, всего |
млн. руб. |
425,7 |
400,4 |
460,2 |
394,5 |
454,9 |
413,7 |
507,9 |
413,7 |
541,1 |
39. |
Налоговые доходы консолидированного бюджета субъекта РФ всего, в том числе: |
млн. руб. |
397,4 |
365,1 |
434,6 |
376,8 |
434,4 |
398,1 |
488,7 |
398,1 |
522,0 |
40. |
налог на доходы физических лиц |
млн. руб. |
278,1 |
285,8 |
314,9 |
315,7 |
326,1 |
327,6 |
335,3 |
327,6 |
345,1 |
41. |
акцизы |
млн. руб. |
20,3 |
22,9 |
23,3 |
22,9 |
23,8 |
23,3 |
23,8 |
23,3 |
23,8 |
42. |
налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения |
млн. руб. |
21,1 |
23,3 |
23,8 |
33,6 |
49,8 |
42,6 |
84,6 |
42,6 |
108,0 |
43. |
налог на имущество физических лиц |
млн. руб. |
10,2 |
9,5 |
9,3 |
8,4 |
9,4 |
8,5 |
9,5 |
8,5 |
9,6 |
44. |
земельный налог |
млн. руб. |
28,1 |
25,1 |
25,1 |
23,4 |
25,4 |
23,6 |
25,6 |
23,6 |
25,6 |
45. |
Неналоговые доходы |
млн. руб. |
28,3 |
35,3 |
25,6 |
17,7 |
20,5 |
15,6 |
19,2 |
15,6 |
19,1 |
46. |
Безвозмездные поступления всего, в том числе |
млн. руб. |
1 237,8 |
1 306,6 |
1 472,1 |
1 424,9 |
2 175,4 |
1 095,0 |
1 118,3 |
1 105,0 |
1 108,0 |
47. |
субсидии из федерального и республиканского бюджета |
млн. руб. |
420,1 |
440,2 |
507,4 |
539,5 |
1286,5 |
210,5 |
227,4 |
212,2 |
212,2 |
48. |
субвенции из федерального и республиканского бюджета |
млн. руб. |
698,7 |
727,6 |
835,3 |
795,9 |
799,4 |
800,8 |
804,3 |
801,3 |
804,3 |
49. |
дотации из республиканского бюджета, в том числе: |
млн. руб. |
105,1 |
109,7 |
74,9 |
63,6 |
63,6 |
63,6 |
63,6 |
63,6 |
63,6 |
50. |
дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности |
млн. руб. |
63,6 |
49,8 |
28,4 |
|
|
|
|
|
|
51. |
Расходы консолидированного бюджета всего, в том числе по направлениям: |
млн. руб. |
1 648,7 |
1 602,6 |
1 899,7 |
1 844,4 |
2 630,3 |
1 533,7 |
1 626,2 |
1 548,7 |
1 649,1 |
52. |
общегосударственные вопросы |
млн. руб. |
167,2 |
180,4 |
222,9 |
147,2 |
150,2 |
156,5 |
162,3 |
165,6 |
172,3 |
53. |
национальная оборона |
млн. руб. |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
54. |
национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
млн. руб. |
2,1 |
1,1 |
4,0 |
1,5 |
1,5 |
0,9 |
1,3 |
1,0 |
1,4 |
55. |
национальная экономика |
млн. руб. |
79,2 |
88,7 |
164,3 |
73,7 |
76,2 |
74,2 |
79,5 |
79,2 |
84,1 |
56. |
жилищно-коммунальное хозяйство |
млн. руб. |
227,5 |
108,5 |
67,1 |
433,7 |
1159,7 |
100,4 |
133,3 |
109,4 |
141,7 |
57. |
охрана окружающей среды |
млн. руб. |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
58. |
образование |
млн. руб. |
945,5 |
1 003,5 |
1 102,3 |
957,6 |
988,5 |
1 000,0 |
1 033,0 |
990,4 |
1 034,0 |
59. |
культура, кинематография |
млн. руб. |
155,6 |
147,3 |
265,1 |
171,1 |
191,1 |
138,6 |
147,2 |
140,0 |
147,3 |
60. |
здравоохранение |
млн. руб. |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
61. |
социальная политика |
млн. руб. |
53,4 |
58,7 |
60,2 |
48,6 |
52,1 |
50,6 |
57,1 |
52,0 |
56,0 |
62. |
физическая культура и спорт |
млн. руб. |
18,2 |
14,4 |
13,8 |
10,8 |
10,8 |
12,0 |
12,0 |
10,6 |
11,8 |
63. |
средства массовой информации |
млн. руб. |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
64. |
обслуживание государственного и муниципального долга |
млн. руб. |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,2 |
0,2 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
65. |
Дефицит(-),профицит(+) консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, млн. рублей |
млн. руб. |
14,8 |
104,4 |
32,6 |
-25,0 |
0,0 |
-25,0 |
0,0 |
-30,0 |
0,0 |
66. |
Государственный долг субъекта Российской Федерации и входящих в его состав муниципальных образований, млн. рублей |
млн. руб. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
IХ. Денежные доходы населения |
||||||||||
67. |
Реальные располагаемые денежные доходы населения |
% г/г |
97,0 |
103,0 |
93,2 |
98,9 |
101,3 |
102,6 |
104,3 |
101,5 |
103,0 |
68. |
Среднемесячная начисленная заработная плата наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячный доход от трудовой деятельности) |
рублей |
46221,0 |
48407,0 |
54167,4 |
56388,3 |
59530,0 |
58982,2 |
64113,8 |
61931,3 |
68281,2 |
% к предыдущему году |
106,1 |
109,8 |
111,9 |
104,1 |
109,9 |
104,6 |
107,7 |
105,0 |
106,5 |
||
69. |
Фонд заработной платы работников организаций |
млн. руб. |
2806,5 |
2912,6 |
3255,9 |
3393,4 |
3590,4 |
3554,5 |
3883,8 |
3753,0 |
4167,3 |
70. |
Темп роста фонда заработной платы работников организаций |
% г/г |
106,0 |
109,1 |
108,5 |
105,2 |
111,1 |
105,3 |
108,6 |
107,3 |
108,3 |
|
Х. Труд и занятость |
||||||||||
71. |
Среднесписочная численность работников организаций - всего |
чел. |
5060 |
5014 |
5009 |
5015 |
5026 |
5022 |
5048 |
5050 |
5086 |
72. |
Темпы роста среднесписочной численности работников организаций |
% |
97,2 |
99,8 |
99,9 |
100,1 |
100,3 |
100,1 |
100,4 |
100,6 |
100,8 |
73. |
Уровень зарегистрированной безработицы (на конец года) |
% |
7 |
2,6 |
2,2 |
2,24 |
2,18 |
2,21 |
2,15 |
2,18 |
2,12 |
74. |
Общая численность безработных |
чел. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
75. |
Численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения (на конец года) |
чел. |
715 |
286 |
272 |
259 |
232 |
251 |
228 |
242 |
225 |
<< Назад |
||
Содержание Постановление Администрации муниципального района "Сыктывдинский" Республики Коми от 7 сентября 2022 г. N 9/1224 "Об одобрении... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.