Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Утвержден постановлением
Администрации Приуральского района
от "14" сентября 2022 года N 535
Порядок
проведения оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизы муниципальных нормативных правовых актов муниципального округа Приуральский район Ямало-Ненецкого автономного округа, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности
I. Общие положения
1.1. Настоящий порядок проведения оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизы муниципальных нормативных правовых актов муниципального округа Приуральский район Ямало-Ненецкого автономного округа, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности (далее - Порядок, муниципальный округ), определяет процедуру:
а) проведения оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов муниципального округа (далее - проект муниципального нормативного правового акта):
устанавливающих новые или изменяющих ранее предусмотренные муниципальными нормативными правовыми актами обязанности и запреты для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности;
устанавливающих, изменяющих или отменяющих ответственность за нарушение муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности;
устанавливающих новые, изменяющих или отменяющих ранее предусмотренные муниципальными нормативными правовыми актами обязательные требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования) для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности;
б) процедуру проведения экспертизы муниципальных нормативных правовых актов муниципального округа, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности (далее - муниципальный нормативный правовой акт).
1.2. Проекты муниципальных нормативных правовых актов подлежат оценке регулирующего воздействия, проводимой уполномоченным органом в соответствии с настоящим Порядком, за исключением:
- проектов муниципальных нормативных правовых актов, устанавливающих, изменяющих, приостанавливающих, отменяющих местные налоги и сборы;
- проектов муниципальных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения;
- проектов муниципальных нормативных правовых актов, разработанных в целях ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на период режимов чрезвычайных ситуаций.
Настоящий Порядок не применяется в отношении проектов муниципальных нормативных правовых актов, проектов решений или их отдельных положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.
1.3. В настоящем Порядке используются следующие термины:
орган-разработчик - структурные подразделения (территориальные органы) Администрации Приуральского района, ответственные за нормативное правовое регулирование в установленной сфере, являющиеся разработчиками проектов муниципальных нормативных правовых актов;
уполномоченный орган - управление экономики Администрации Приуральского района;
публичные консультации - открытое обсуждение с заинтересованными лицами проекта муниципального нормативного правового акта, организуемое органом-разработчиком и (или) уполномоченным органом в ходе проведения процедуры оценки регулирующего воздействия и подготовки заключения об оценке регулирующего воздействия;
участники публичных консультаций - физические и юридические лица, общественные объединения в сфере предпринимательской и инвестиционной деятельности, а также научно-экспертные организации;
сводный отчет об оценке регулирующего воздействия - документ, подготавливаемый органом-разработчиком, содержащий выводы по итогам проведения органом-разработчиком исследования о возможных вариантах решения выявленной в соответствующей сфере общественных отношений проблемы, а также результаты расчетов издержек и выгод применения указанных вариантов решения (далее - сводный отчет);
заключение об оценке регулирующего воздействия - завершающий процедуру оценки регулирующего воздействия документ, подготавливаемый уполномоченным органом и содержащий выводы об обоснованности полученных органом-разработчиком результатов оценки регулирующего воздействия проекта муниципального нормативного правового акта;
заключение об экспертизе - завершающий экспертизу документ, подготавливаемый уполномоченным органом и содержащий вывод о положениях муниципального нормативного правового акта, в отношении которого проводится экспертиза, создающих необоснованные затруднения для осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, или об отсутствии таких положений.
II. Оценка регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов
2.1. Оценка регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов проводится в целях выявления положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, необоснованно способствующих ограничению конкуренции, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности и бюджета муниципального округа.
2.2. Процедура проведения оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов состоит из следующих этапов:
- размещение органом-разработчиком уведомления о проведении публичных консультаций проекта муниципального нормативного правового акта, формирование свода предложений, сводного отчета и его обсуждение;
- подготовка и направление органом-разработчиком в уполномоченный орган проекта муниципального нормативного правового акта и сводного отчета с обоснованием достижения после принятия проекта муниципального правового акта целей, поставленных органом-разработчиком;
- проведение оценки регулирующего воздействия и подготовка заключения об оценке регулирующего воздействия уполномоченным органом.
2.3. Орган-разработчик, принявший решение о разработке проекта муниципального нормативного правового акта, обеспечивает его размещение на официальном Интернет-сайте Администрации Приуральского района (далее - официальный сайт) для проведения публичных консультаций с одновременным размещением уведомления о проведении публичных консультаций (далее - уведомление) для представителей участников публичных консультаций, перечня вопросов для проведения публичных консультаций (далее - перечень вопросов), свода предложений, поступивших в ходе публичных консультаций (далее - свод предложений) и сводного отчета.
Образцы форм уведомления, перечня вопросов, свода предложений и сводного отчета приведены в приложениях к настоящему Порядку:
- приложение N 1 - форма уведомления о проведении публичных консультаций;
- приложение N 2 - форма перечня вопросов для проведения публичных консультаций;
- приложение N 3 - форма свода предложений, поступивших в ходе публичных консультаций;
- приложение N 4 - форма сводного отчета об оценке регулирующего воздействия.
2.4. О размещении уведомления о проведении публичных консультаций орган-разработчик информирует с указанием сведений о месте такого размещения (полный электронный адрес):
2.4.1. в обязательном порядке:
уполномоченный орган;
органы и организации, действующие на территории муниципального округа, целью деятельности которых является защита и представление интересов субъектов предпринимательской деятельности;
общественного помощника Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Ямало-Ненецком автономном округе по Приуральскому району;
2.4.2. в инициативном порядке:
иных лиц, которых целесообразно привлечь к публичным консультациям, исходя из содержания проблемы, цели и предмета регулирования.
2.5. Возможно получение информации о позиции заинтересованных лиц посредством проведения совещаний, заседаний экспертных групп, общественных советов и других совещательных и консультативных органов при органе-разработчике (в случае их наличия), проведения опросов представителей групп заинтересованных лиц, а также с использованием иных форм и источников получения информации. Поступившие в ходе указанных мероприятий предложения включаются органом-разработчиком в общий свод предложений.
2.6. Орган-разработчик, являющийся автором проекта муниципального нормативного правового акта и принявший решение о необходимости введения правового регулирования для решения выявленной проблемы, формирует сводный отчет.
2.7. Орган-разработчик размещает сводный отчет на официальном сайте, заполнив разделы 1-10 сводного отчета. Раздел 11 сводного отчета заполняется органом-разработчиком после проведения публичных консультаций.
2.8. Срок проведения публичных консультаций устанавливается органом-разработчиком и должен составлять не более 20 рабочих дней со дня размещения проекта муниципального нормативного правового акта на официальном сайте.
2.9. В случае поступления в рамках публичных консультаций в отношении проекта муниципального нормативного правового акта значительного количества предложений от заинтересованных лиц орган-разработчик может принять решение о продлении срока их проведения, но не более чем на 10 рабочих дней.
Срок проведения публичных консультаций для проектов муниципальных нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении муниципального контроля, составляет 15 рабочих дней.
2.10. Орган-разработчик обязан рассмотреть все замечания и предложения, поступившие в установленный срок в связи с размещением уведомления, перечня вопросов, сводного отчета и самого проекта муниципального нормативного правового акта, как в бумажном, так и в электронном виде.
2.11. По итогам рассмотрения поступивших в установленный срок замечаний и предложений орган-разработчик составляет свод предложений, содержащий сведения об авторе и содержании предложения, а также сведения об учете или причинах отклонения предложений, который подлежит обязательному размещению органом-разработчиком на официальном сайте в срок не позднее 5 рабочих дней со дня окончания публичных консультаций.
При отсутствии замечаний и предложений по итогам публичных консультаций в сводном отчете делается соответствующая запись.
2.12. В случае принятия по результатам публичных консультаций органом-разработчиком решения об отказе в разработке проекта муниципального нормативного правового акта данный орган-разработчик размещает на официальном сайте соответствующую информацию в течение 3 рабочих дней с момента принятия такого решения.
Основаниями для принятия такого решения являются выявление в проекте муниципального нормативного правового акта положений, необоснованно затрудняющих осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности, необоснованно способствующих ограничению конкуренции или приводящих к возникновению необоснованных расходов бюджета муниципального округа.
Срок принятия данного решения составляет 5 рабочих дней со дня окончания публичных консультаций.
2.13. По результатам обработки предложений, поступивших в ходе публичных консультаций, орган-разработчик направляет в уполномоченный орган доработанный проект муниципального нормативного правового акта и сводный отчет, со всеми поступившими к нему замечаниями и предложениями для подготовки заключения об оценке регулирующего воздействия.
2.14. Уполномоченный орган готовит заключение об оценке регулирующего воздействия проекта муниципального нормативного правового акта в соответствии с формой, приведенной в приложении N 5 к настоящему Порядку, в течение 10 рабочих дней со дня поступления материалов, указанных в пункте 2.13 настоящего Порядка, от органа-разработчика.
Срок подготовки заключения об оценке регулирующего воздействия для проектов муниципальных нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении муниципального контроля (надзора), составляет 7 рабочих дней.
2.15. Уполномоченный орган осуществляет анализ обоснованности выводов органа-разработчика относительно необходимости введения предлагаемого им способа правового регулирования.
Анализ, проводимый уполномоченным органом, основывается на результатах исследования органом-разработчиком выявленной проблемы, представленных в сводном отчете. При этом учитываются также позиции заинтересованных лиц, поступившие в ходе публичных консультаций и отраженные в сводке предложений.
При оценке эффективности предложенных вариантов правового регулирования уполномоченный орган учитывает следующие основные сведения, содержащиеся в соответствующих разделах сводного отчета:
точность формулировки выявленной проблемы;
обоснованность качественного и количественного определения потенциальных адресатов предлагаемого правового регулирования;
определение целей предлагаемого правового регулирования;
практическая реализуемость заявленных целей предлагаемого правового регулирования;
проверяемость показателей достижения целей предлагаемого правового регулирования и возможность последующего мониторинга их достижения;
корректность оценки органом-разработчиком дополнительных расходов и доходов потенциальных адресатов предлагаемого правового регулирования и бюджета муниципального округа, связанных с введением предлагаемого правового регулирования;
степень соответствия устанавливаемых в проектах муниципальных нормативных правовых актов обязательных требований принципам, установленным Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 247-ФЗ).
2.16. По результатам проведения процедуры оценки регулирующего воздействия уполномоченный орган составляет заключение об оценке регулирующего воздействия.
2.17. Заключение об оценке регулирующего воздействия должно содержать выводы о наличии либо об отсутствии достижения заявленных целей регулирования, об эффективности решения проблемы с помощью принятия муниципального нормативного правового акта, а также о наличии либо об отсутствии в нем положений, вводящих избыточные обязанности, запреты, ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, оказывающих негативное влияние на отрасли экономики, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности и бюджета муниципального округа.
2.18. Заключение об оценке регулирующего воздействия подписывается руководителем уполномоченного органа или лицом, замещающим руководителя. Заключение не позднее 5 рабочих дней со дня его подписания размещается на официальном сайте и направляется органу-разработчику.
2.19. При получении заключения орган-разработчик направляет проект муниципального нормативного правового акта на согласование в порядке, предусмотренном для согласования муниципальных нормативных правовых актов муниципального округа.
2.20. В случае несоблюдения органом-разработчиком требований, установленных настоящим Порядком, уполномоченный орган возвращает проект муниципального нормативного правового акта на доработку с требованием провести установленные процедуры. После выполнения данного требования орган-разработчик повторно направляет в уполномоченный орган проект муниципального нормативного правового акта.
2.21. При несогласии с замечаниями, изложенными в уведомлении уполномоченного органа, орган-разработчик не позднее 5 рабочих дней со дня получения вышеуказанного уведомления направляет в адрес уполномоченного органа соответствующие обоснования о невозможности устранения указанных замечаний.
2.22. В случае принципиальных разногласий орган-разработчик инициирует проведение согласительного совещания с участием заместителя Главы Администрации Приуральского района, курирующего вопросы развития малого и среднего предпринимательства, уполномоченного органа, общественного помощника Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Ямало-Ненецком автономном округе по Приуральскому району и иных заинтересованных лиц с целью поиска взаимоприемлемого решения.
По результатам обсуждения оформляется протокол согласительного совещания, который подлежит размещению на официальном сайте в течение 5 рабочих дней с момента подписания.
III. Экспертиза действующих муниципальных нормативных правовых актов
3.1. Экспертиза муниципальных нормативных правовых актов проводится органом-разработчиком в отношении:
а) муниципальных нормативных правовых актов, при разработке проектов которых проводилась оценка регулирующего воздействия;
б) иных муниципальных нормативных правовых актов при наличии предложений научно-исследовательских, общественных и иных организаций, субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, их ассоциаций и союзов, содержащих сведения, указывающие, что положения муниципального нормативного правового акта могут создавать условия, необоснованно затрудняющие ведение предпринимательской и иной экономической деятельности или приводящие к возникновению необоснованных расходов бюджета муниципального округа, или при выявлении указанных сведений органами-разработчиками в связи с осуществлением функций по выработке муниципальной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности.
3.2. Экспертиза муниципальных нормативных правовых актов проводится в целях анализа достижения целей регулирования, заявленных в сводном отчете о результатах проведения оценки их регулирующего воздействия (при наличии), определения и оценки фактических положительных и отрицательных последствий принятия муниципальных нормативных правовых актов, а также выявления в них положений, необоснованно затрудняющих осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности, необоснованно способствующих ограничению конкуренции или приводящих к возникновению необоснованных расходов бюджета муниципального округа.
3.3. Процедура проведения экспертизы муниципальных нормативных правовых актов состоит из следующих этапов:
- формирование плана проведения экспертизы муниципальных нормативных правовых актов;
- подготовка отчета об экспертизе муниципального нормативного правового акта и его публичное обсуждение;
- подготовка заключения об экспертизе муниципального нормативного правового акта уполномоченным органом.
3.4. Экспертиза муниципальных нормативных правовых актов проводится в соответствии с планом проведения экспертизы муниципальных нормативных правовых актов (далее - план) по форме, приведенной в приложении N 6 к настоящему Порядку.
3.5. Проект плана формируется уполномоченным органом и включает в себя муниципальные нормативные правовые акты, указанные в пункте 3.1 настоящего Порядка. План утверждается постановлением Администрации Приуральского района на год.
В план на очередной год включаются:
- муниципальные нормативные правовые акты, указанные в подпункте "а" пункта 3.1 настоящего Порядка, при разработке проектов которых проводилась оценка регулирующего воздействия, по истечении 2 лет со дня их вступления в силу;
- муниципальные нормативные правовые акты, указанные в подпункте "б" пункта 3.1 настоящего Порядка.
3.6. Уполномоченный орган до 01 октября размещает на официальном сайте уведомление о сборе предложений в целях формирования плана проведения экспертизы муниципальных нормативных правовых актов на следующий год. Срок сбора предложений составляет не более 45 календарных дней.
3.7. В целях формирования плана проведения экспертизы муниципальных нормативных правовых актов уполномоченным органом могут использоваться иные формы сбора предложений, включая направление запросов заинтересованным лицам, опросы, совещания и другие.
3.8. Проект плана на очередной год утверждается не позднее 15 декабря текущего года и в течение 5 рабочих дней после его утверждения размещается на официальном сайте.
3.9. В течение отчетного года в план могут вноситься изменения.
3.10. В отношении каждого муниципального нормативного правового акта, включенного в план, орган-разработчик в сроки, указанные в плане, подготавливает отчет об экспертизе муниципального нормативного правового акта в соответствии с формой, приведенной в приложении N 7 к настоящему Порядку.
3.11. В целях публичного обсуждения отчета об экспертизе муниципального нормативного правового акта орган-разработчик размещает на официальном сайте текст муниципального нормативного правового акта (в редакции, действующей на день размещения), отчет об экспертизе муниципального нормативного правового акта, а также перечень вопросов для участников публичного обсуждения отчета об экспертизе муниципального нормативного правового акта, приведенный в приложении N 8 к настоящему Порядку.
Срок публичного обсуждения вышеуказанного отчета не может составлять менее 20 рабочих дней со дня его размещения на официальном сайте.
3.12. По результатам публичного обсуждения орган-разработчик готовит доработанный отчет об экспертизе муниципального нормативного правового акта, в который включаются:
- сведения о проведении публичного обсуждения и сроках его проведения;
- свод предложений, поступивших в ходе публичного обсуждения;
- подготовленные на основе полученных выводов предложения об отмене или изменении нормативного правового акта, а также о принятии иных мер.
3.13. Доработанный по результатам публичного обсуждения отчет об экспертизе муниципального нормативного правового акта подписывается руководителем или заместителем руководителя органа-разработчика одновременно с размещением на официальном сайте и направляется в уполномоченный орган для подготовки заключения об экспертизе муниципального нормативного правового акта (приложение N 9 к настоящему Порядку).
3.14. В заключении об экспертизе муниципального нормативного правового акта уполномоченным органом делаются выводы о достижении или недостижении заявленных целей регулирования муниципального нормативного правового акта, фактических положительных и отрицательных последствиях принятия муниципального нормативного правового акта, а также о выявлении или невыявлении в нем положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и иной экономической деятельности, необоснованно способствующих ограничению конкуренции или приводящих к возникновению необоснованных расходов бюджета муниципального округа.
3.15. В случае если уполномоченным органом сделан вывод о том, что органом-разработчиком при подготовке отчета об экспертизе муниципального нормативного правового акта не соблюден настоящий Порядок, то орган-разработчик, при необходимости, дорабатывает вышеуказанный отчет и повторно направляет в уполномоченный орган.
3.16. В указанном случае уполномоченный орган письменно уведомляет в течение 5 рабочих дней орган-разработчик о несоблюдении настоящего Порядка.
3.17. Заключение об экспертизе муниципального нормативного правового акта подготавливается в течение 20 рабочих дней со дня поступления отчета об экспертизе муниципального нормативного правового акта в уполномоченный орган.
Заключение об экспертизе подписывается руководителем уполномоченного органа или лицом, замещающим руководителя. Заключение не позднее 2 рабочих со дня подписания размещается на официальном сайте и направляется органу-разработчику.
3.18. Орган-разработчик учитывает выводы, изложенные в заключении уполномоченного органа об экспертизе муниципального нормативного правого акта, при доработке муниципального нормативного правового акта, в том числе при выборе наиболее эффективного варианта решения проблемы.
3.19. О согласии с выводами, изложенными в заключении об экспертизе муниципального нормативного правового акта, содержащими предложения о признании утратившим силу или изменении муниципального нормативного правового акта или его отдельных положений, орган-разработчик уведомляет уполномоченный орган в течение 7 рабочих дней с даты получения указанного заключения.
3.20. При несогласии с замечаниями, изложенными в уведомлении уполномоченного органа, орган-разработчик не позднее 5 рабочих дней со дня получения вышеуказанного уведомления направляет в адрес уполномоченного органа соответствующие обоснования о невозможности устранения указанных замечаний.
3.21. В случае принципиальных разногласий разработчик инициирует проведение согласительного совещания с участием заместителя Главы Приуральского района, курирующего вопросы развития малого и среднего предпринимательства, уполномоченного органа, общественного помощника Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Ямало-Ненецком автономном округе по Приуральскому району и иных заинтересованных лиц с целью поиска взаимоприемлемого решения.
По результатам обсуждения оформляется протокол согласительного совещания, который подлежит размещению на официальном сайте в течение 5 рабочих дней с момента подписания.
IV. Отчетность о развитии и результатах процедур оценки регулирующего воздействия
Уполномоченный орган ежегодно не позднее 15 февраля года, следующего за отчетным, готовит и размещает на официальном сайте доклад о развитии и результатах проведения процедур оценки регулирующего воздействия в муниципальном округе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.