Правительство Республики Дагестан постановляет:
Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в государственную программу Республики Дагестан "Реализация государственной национальной политики в Республике Дагестан", утвержденную постановлением Правительства Республики Дагестан от 13 ноября 2020 г. N 247 "Об утверждении государственной программы Республики Дагестан "Реализация государственной национальной политики в Республике Дагестан" (интернет-портал правовой информации Республики Дагестан (www.pravo.e-dag.ru), 2020, 16 ноября, N 05002006255; 2021, 15 июня, N 05002007284; 28 июля, N 05002007519; 2022, 22 апреля, N 05002008779).
Временно исполняющий обязанности |
Р. Алиев |
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Республики Дагестан
от 14 сентября 2022 г. N 300
Изменения,
которые вносятся в государственную программу Республики Дагестан "Реализация государственной национальной политики в Республике Дагестан"
1. В паспорте Программы:
а) позицию, касающуюся целей Программы, дополнить абзацами следующего содержания:
б) позицию, касающуюся задач Программы, дополнить абзацами следующего содержания:
в) позицию, касающуюся перечня подпрограмм, изложить в следующей редакции:
г) позицию, касающуюся объемов и источников финансирования Программы, изложить в следующей редакции:
2. Раздел I Программы изложить в следующей редакции:
"I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа, основные показатели и анализ социальных, финансово-экономических и прочих рисков реализации Программы
Республика Дагестан - одна из республик Северного Кавказа, где исторически сосуществуют различные этнические группы и имеется богатейший опыт построения межкультурных и межэтнических отношений. В процессе многовекового совместного проживания и взаимодействия на территории Дагестана представителей разных народов складывались прочные традиции добрососедства, взаимопонимания и уважения, межнационального диалога и веротерпимости. Многонациональность республики, а сегодня в ней проживают представители более 117 национальностей и этнических групп, никогда не являлась причиной напряженности в межэтнических взаимоотношениях.
Стабильность межнациональных отношений требует активизации межэтнического диалога национальных общественных организаций с органами государственной власти и органами местного самоуправления, усиления информационной политики, направленной на формирование позитивного межэтнического воздействия.
Необходимо продолжать работу по гармонизации межнациональных отношений, направленную на снижение конфликтного потенциала в обществе посредством консолидации национально-культурных объединений и общественных организаций на конструктивной основе, привлекая их к участию в реализации мероприятий Государственной программы, активизации взаимодействия с органами местного самоуправления.
Инициативы общественных объединений, иных некоммерческих организаций, занимающихся развитием национальных культур, идей духовного единства и межэтнического согласия, играют важнейшую роль в процессе социального развития и составляют основу гражданского общества. Их полноценная деятельность является фактором, создающим благоприятные условия для развития экономики, социальной сферы и укрепления гражданского мира.
В настоящее время сфера межнациональных отношений остается наиболее вероятным центром притяжения конфликтных настроений населения, вызванных проблемами в экономической, социальной и миграционной сферах.
В этой связи необходима система мер по нейтрализации причин и условий, способствующих возникновению конфликтных ситуаций.
Важнейшее место в искоренении конфликтов занимает предупреждение их проявлений.
Решение поставленных задач обеспечивается соответствующими органами государственной и муниципальной власти во взаимодействии с общественными объединениями и организациями. Необходимы организация и проведение разъяснительной работы среди населения, скоординированные совместные усилия представителей всех ветвей власти, правоохранительных органов и самого населения по устранению причин, порождающих появление конфликтов, в том числе экстремистские проявления.
Сегодня особую актуальность приобретает необходимость выстраивания системы взаимоотношений органов государственной власти и некоммерческих организаций как равноправных субъектов взаимодействия, направленного на развитие гражданских инициатив, духовности, гражданственности, патриотизма, самореализации личности в процессе участия в преобразованиях по формированию гражданского общества.
Следует отметить, что грантовая поддержка некоммерческих организаций в республике является актуальной формой развития их деятельности. В этой ситуации проблемными остаются вопросы имущественной, информационной и других видов материальной и нематериальной поддержки деятельности некоммерческих организаций на уровне муниципального образования.
В последнее время много усилий прилагается федеральным руководством к решению вопросов поддержки российского казачества. Приняты федеральный закон о казачестве, Концепция государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества и ряд других нормативных правовых актов.
Одним из приоритетных направлений деятельности казачьих обществ является несение государственной и иной службы: по охране Государственной границы Российской Федерации, по службе казачьей молодежи в Российской армии, в том числе по контракту, по охране общественного порядка, по охране административных границ, объектов жизнеобеспечения и объектов особой важности, подготовка казачьей молодежи к военной службе, вневойсковая подготовка членов казачьих обществ во время их пребывания в запасе.
На территории Республики Дагестан функционирует Кизлярский особый приграничный округ Терского казачьего войска, состоящий из 14 казачьих обществ. При Правительстве Республики Дагестан создана рабочая группа Республики Дагестан по делам казачества, вошедшая в состав Комиссии Северо-Кавказского федерального округа по делам казачества при Совете Президента Российской Федерации по делам казачества.
Особую актуальность приобретает и сложившаяся миграционная ситуация, которая требует от государства и общества серьезных усилий, последовательной и планомерной работы в сфере социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан в дагестанское общество. Именно выстраивание эффективной системы социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан, основанной на уважении и знании русского языка, истории и культуры, традиционного уклада жизни, является эффективным инструментом гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений между коренным населением и иностранными гражданами.
Проблема экстремизма остается одной из самых серьезных для международного сообщества, а борьба с экстремистскими группировками входит в число актуальных задач современного общества.
Существующая угроза экстремистских проявлений как в Российской Федерации в целом, так и в Республике Дагестан в частности, выдвигает целый ряд новых требований к организации и содержанию противодействия экстремизму на всех уровнях и во всех аспектах, в том числе в сфере профилактики экстремизма, борьбы с носителями экстремистских идей.
Поддержка соотечественников, проживающих за рубежом, всемерная защита их прав и законных интересов, удовлетворение национально-культурных потребностей (этнокультурных потребностей) посредством расширения связей с национально-культурными общественными объединениями в Российской Федерации являются важными направлениями в осуществлении Правительством Республики Дагестан международной деятельности.
Вместе с тем принципы, цели и задачи принятой на федеральном уровне Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года обуславливают необходимость формирования новых и существенной корректировки уже существующих задач и приоритетных направлений национальной политики.
Разработка и принятие государственной программы Обусловлены необходимостью интеграции усилий органов исполнительной власти Республики Дагестан, территориальных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и институтов гражданского общества в вопросах гармонизации межнациональных отношений, согласованного противодействия возникновению конфликтов на межэтнической почве, снижения влияния факторов, оказывающих негативное влияние на развитие межнациональной ситуации.
Цели и задачи государственной программы Республики Дагестан "Реализация государственной национальной политики в Республике Дагестан" (далее - Программа) соответствуют приоритетным задачам развития Российской Федерации, которые определены Стратегией государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. N 1666, Стратегией национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. N 400, Стратегией противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 29 мая 2020 г. N 344, а также иными документами стратегического характера.
Решение задач по созданию дополнительных социально-экономических и политических условий для обеспечения прочного национального и межнационального мира и согласия предполагает применение комплексного подхода и совершенствование межведомственной координации в сфере реализации республиканской национальной политики. Все это обуславливает необходимость применения программно-целевого метода.
Реализация Программы будет способствовать укреплению единства народов Республики Дагестан, преодолению негативных тенденций в сфере межнациональных отношений и развитию этнокультурного многообразия.".
3. Раздел II Программы изложить в следующей редакции:
"II. Основные цели и задачи Программы, прогноз ее конечных результатов
Основными целями Программы являются:
укрепление общероссийской гражданской идентичности и единства народов Российской Федерации, проживающих на территории Республики Дагестан;
гармонизация национальных и межнациональных (межэтнических) отношений;
укрепление национального согласия, обеспечение политической и социальной стабильности, развитие демократических институтов;
успешная социальная и культурная адаптация иностранных граждан в Российской Федерации и их интеграция в российское общество;
сохранение и поддержка этнокультурного и языкового многообразия народов, населяющих Республику Дагестан;
организация эффективной системы мер антиэкстремистской направленности для предупреждения угроз экстремистских проявлений на территории Республики Дагестан;
оказание государственной поддержки соотечественникам, проживающим за рубежом.
Для достижения указанных целей необходимо решить следующие основные задачи:
обеспечение равноправия граждан и реализации их конституционных прав;
обеспечение межнационального мира и согласия, гармонизации межнациональных (межэтнических) отношений;
формирование гражданского самосознания, патриотизма, гражданской ответственности, чувства гордости за историю России, воспитание культуры межнационального общения, основанной на уважении чести и национального достоинства граждан, традиционных российских духовно-нравственных ценностей;
совершенствование взаимодействия государственных органов и органов местного самоуправления с институтами гражданского общества при реализации государственной национальной политики Российской Федерации в Республике Дагестан;
содействие этнокультурному и духовному развитию народов Республики Дагестан;
формирование системы социальной и культурной адаптации иностранных граждан в Республике Дагестан и их интеграции в российское общество;
совершенствование межведомственного взаимодействия органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, средств массовой информации в целях повышения эффективности функционирования общегосударственной системы профилактики экстремизма;
проведение воспитательной, пропагандистской работы с населением Республики Дагестан, направленной на предупреждение экстремистской деятельности и повышение бдительности населения;
укрепление связей с соотечественниками и их общественными объединениями за рубежом;
поддержка соотечественников в области культуры, языка и образования. Реализация Программы приведет к:
укреплению единства народов Республики Дагестан и общероссийской гражданской идентичности, формированию единого культурного пространства республики, в том числе увеличению доли граждан, положительно оценивающих состояние межнациональных (межэтнических) отношений, в общей численности граждан Российской Федерации (до 75,0 процента к 2025 году);
увеличению количества участников мероприятий, направленных на укрепление общероссийского гражданского единства (до 14200 человек к 2025 году);
увеличению численности участников мероприятий, направленных на этнокультурное развитие народов России (до 4500 человек к 2025 году).".
4. Раздел V Программы изложить в следующей редакции:
"V. Информация по ресурсному обеспечению, необходимому для реализации Программы, порядок финансирования мероприятий Программы и источники финансирования с указанием объемов, а также обоснование возможности привлечения средств
Финансирование мероприятий Программы предусматривается осуществлять за счет средств федерального бюджета и республиканского бюджета Республики Дагестан. Общий объем финансирования Программы составляет 142533,9 тыс. рублей, в том числе по годам:
в 2021 г. - 16461,58 тыс. рублей;
в 2022 г. - 16461,58 тыс. рублей;
в 2023 г. - 37403,58 тыс. рублей;
в 2024 г. - 36803,58 тыс. рублей;
в 2025 г. - 35403,58 тыс. рублей,
из них:
средства федерального бюджета - 66317,5 тыс. рублей, в том числе по годам:
в 2021 г. - 13263,5 тыс. рублей;
в 2022 г. - 13263,5 тыс. рублей;
в 2023 г. - 13263,5 тыс. рублей;
в 2024 г. - 13263,5 тыс. рублей;
в 2025 г. - 13263,5 тыс. рублей;
средства республиканского бюджета Республики Дагестан - 76216,4 тыс. рублей, в том числе по годам:
в 2021 г. - 3198,08 тыс. рублей;
в 2022 г. - 3198,08 тыс. рублей;
в 2023 г. - 24140,08 тыс. рублей;
в 2024 г. - 23540,08 тыс. рублей;
в 2025 г. - 22140,08 тыс. рублей.".
5. В абзаце первом раздела VII Программы слово "четырем" заменить словом "шести".
6. Раздел IX Программы изложить в следующей редакции:
"IX. Подпрограммы Программы
Поставленные в рамках Программы задачи требуют дифференцированного подхода к их решению. В связи с этим в Программе сформированы следующие подпрограммы:
"Формирование общероссийской гражданской идентичности и развитие национальных отношений в Республике Дагестан";
"Развитие институтов гражданского общества в Республике Дагестан";
"Государственная поддержка казачьих обществ в Республике Дагестан";
"Социальная и культурная адаптация и интеграция иностранных граждан в Республике Дагестан";
"Профилактика и противодействие проявлениям экстремизма в Республике Дагестан";
"О поддержке соотечественников за рубежом".
Подпрограммы Программы выделены исходя из целей, содержания и с учетом специфики механизмов, применяемых для решения определенных задач.
Целью подпрограммы "Формирование общероссийской гражданской идентичности и развитие национальных отношений в Республике Дагестан" является укрепление гражданского единства, гражданского самосознания и этнокультурного многообразия народов Республики Дагестан.
Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих задач:
укрепление общероссийской гражданской идентичности на основе духовно-нравственных и культурных ценностей народов Российской Федерации, проживающих в Республике Дагестан;
укрепление гражданского единства народов Республики Дагестан, обеспечение межнационального мира и согласия, гармонизации межнациональных (межэтнических) отношений.
Целью подпрограммы "Развитие институтов гражданского общества в Республике Дагестан" является создание условий для институтов развития гражданского общества в Республике Дагестан.
Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих задач:
повышение эффективности взаимодействия органов власти с институтами гражданского общества;
вовлечение институтов гражданского общества в сферу реализации государственной национальной политики в Республике Дагестан;
развитие форм и методов социального партнерства на территории Республики Дагестан.
Целью подпрограммы "Государственная поддержка казачьих обществ в Республике Дагестан" является реализация государственной политики в отношении казачества в Республике Дагестан.
Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих задач:
содействие привлечению членов казачьих обществ к несению государственной и иной службы в Республике Дагестан;
развитие духовно-нравственных основ и самобытной культуры дагестанского казачества;
повышение роли дагестанского казачества в воспитании подрастающего поколения в духе патриотизма.
Целью подпрограммы "Социальная и культурная адаптация и интеграция иностранных граждан в Республике Дагестан" является создание условий для социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан в Республике Дагестан.
Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих задач:
содействие развитию в обществе культуры межнациональных и межрелигиозных отношений, формирование у иностранных граждан и принимающего сообщества навыков межкультурного общения;
обеспечение доступа иностранных граждан и членов их семей к социальным, медицинским и образовательным услугам с учетом их правового статуса;
совершенствование взаимодействия органов государственной власти Республики Дагестан и органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Дагестан с некоммерческими организациями, в том числе некоммерческими организациями - исполнителями общественно полезных услуг, союзами, ассоциациями и иными организациями, созданными в целях адаптации и интеграции иностранных граждан в Республике Дагестан;
содействие в использовании информационных ресурсов в целях социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан в Республике Дагестан.
Целью подпрограммы "Профилактика и противодействие проявлениям экстремизма в Республике Дагестан" является организация эффективной системы мер антиэкстремистской направленности для предупреждения угроз экстремистских проявлений на территории Республики Дагестан.
Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих задач:
совершенствование межведомственного взаимодействия органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, средств массовой информации в целях повышения эффективности функционирования общегосударственной системы профилактики экстремизма;
проведение воспитательной, пропагандистской работы с населением Республики Дагестан, направленной на предупреждение экстремистской деятельности и повышение бдительности населения.
Целью подпрограммы "О поддержке соотечественников за рубежом" является оказание государственной поддержки соотечественникам, проживающим за рубежом.
Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих задач:
укрепление связей с соотечественниками и их общественными объединениями за рубежом;
поддержка соотечественников в области культуры, языка и образования.".
7. Дополнить Программу подпрограммой "Профилактика и противодействие проявлениям экстремизма в Республике Дагестан" следующего содержания:
"Паспорт
подпрограммы "Профилактика и противодействие проявлениям экстремизма в Республике Дагестан"
Ответственный исполнитель подпрограммы |
- |
Министерство по национальной политике и делам религий Республики Дагестан |
Соисполнители подпрограммы |
- |
Министерство образования и науки Республики Дагестан; Министерство по делам молодежи Республики Дагестан; Министерство культуры Республики Дагестан; Министерство по физической культуре и спорту Республики Дагестан; Агентство информации и печати Республики Дагестан; Уполномоченный по правам ребенка в Республике Дагестан (по согласованию) |
Участники подпрограммы |
- |
Избирательная комиссия Республики Дагестан (по согласованию); Министерство внутренних дел по Республике Дагестан (по согласованию); Представительство МИД России в Махачкале (по согласованию); Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Дагестан (по согласованию) |
Цели и задачи подпрограммы |
- |
организация эффективной системы мер антиэкстремистской направленности для предупреждения угроз экстремистских проявлений на территории Республики Дагестан; совершенствование межведомственного взаимодействия органов исполнительной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Дагестан (далее - ОМСУ), средств массовой информации в целях повышения эффективности функционирования общегосударственной системы профилактики экстремизма; проведение воспитательной, пропагандистской работы с населением Республики Дагестан, направленной на предупреждение экстремистской деятельности и повышение бдительности населения |
Этапы и сроки реализации подпрограммы |
- |
2023 - 2025 годы в один этап |
Целевые показатели (индикаторы) подпрограммы |
- |
количество изданных пособий, созданных работ и изготовленных баннеров анти экстремистской направленности, а также материалов, размещенных в республиканских средствах массовой информации и в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; количество лиц (в том числе группы риска), охваченных профилактическими мероприятиями по противодействию проявлениям экстремизма; количество проведенных мероприятий в духовно-образовательных учреждениях; количество реализованных общественными организациями проектов и программ по противодействию экстремизму; количество социологических исследований по вопросам противодействия идеологии экстремизма; количество просветительских встреч и акций, направленных на профилактику экстремизма в подростковой и молодежной среде |
Объемы и источники финансирования подпрограммы |
- |
финансирование мероприятий подпрограммы предусматривается осуществлять за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан. Общий объем финансирования подпрограммы составляет 30226,0 тыс. рублей, в том числе по годам: в 2023 году - 10942,0 тыс. рублей; в 2024 году - 10342,0 тыс. рублей; в 2025 году - 8942,0 тыс. рублей |
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы |
- |
снижение уровня экстремистских проявлений в обществе; повышение уровня защищенности населения от влияния экстремистской идеологии; организация межведомственного взаимодействия органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, средств массовой информации в вопросах профилактики и противодействия экстремизму на территории республики; повышение уровня противодействия распространению идеологии экстремизма и усиление работы по информационно-пропагандистскому обеспечению антиэкстремистских мероприятий; осуществление эффективного, нормативного, правового регулирования деятельности по профилактике экстремизма на территории республики |
I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена подпрограмма
Подпрограмма вызвана необходимостью выработки на государственном уровне системного, комплексного подхода к решению проблемы профилактики и противодействия проявлениям экстремизма в Республике Дагестан.
В настоящее время проблема экстремизма остается одной из самых серьезных для международного сообщества, а борьба с экстремистскими группировками входит в число актуальных задач современного общества.
Существующая угроза экстремистских проявлений как в Российской Федерации в целом, так и в Республике Дагестан в частности, выдвигает целый ряд новых требований к организации и содержанию противодействия экстремизму на всех уровнях и во всех аспектах, в том числе в сфере профилактики экстремизма, борьбы с носителями экстремистских идей.
В новой версии Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации 29 мая 2020 г. N 344 (далее - Стратегия), расширен список внешних и внутренних угроз и повышена оценка степени угрозы проявлений экстремизма для безопасности страны.
Если в предыдущей версии Стратегии экстремистская деятельность националистических, радикальных, религиозных, этнических и иных организаций была названа одним из источников угроз национальной безопасности, то в новой редакции экстремизм считается одним из основных источников таких угроз, проявления которых реально угрожают суверенитету, межнациональному (межэтническому) и межконфессиональному единению, политической и социальной стабильности в Российской Федерации.
На современном этапе сохраняются тенденции распространения радикализма среди отдельных групп населения и обострения внешних и внутренних угроз.
В число внешних угроз в новой Стратегии дополнительно включена поддержка другими странами деструктивной деятельности, направленной на дестабилизацию социально-экономической обстановки, нарушение единства и территориальной целостности.
В список внутренних угроз добавлены попытки распространения идеологии насилия (в предыдущей версии такое понятие вообще отсутствовало, в новой же определено как совокупность взглядов и идей, оправдывающих применение насилия для достижения политических, идеологических, религиозных и иных целей), вербовка россиян и иностранцев в экстремистские организации, формирование замкнутых этнических и религиозных анклавов, межнациональные и территориальные конфликты в регионах России, ведущие к попыткам сепаратистов расколоть страну или добиться "дезинтеграции государства".
При этом в Стратегии отмечается, что особую тревогу вызывает ориентированность экстремистских организаций на молодежь, распространение в обществе мнения о приемлемости насилия для достижения поставленных целей и использование информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в качестве основного механизма вербовки и распространения идеологии насилия.
В целях борьбы с экстремизмом Стратегия ставит перед региональными властями задачу создания единой системы профилактики экстремизма и мониторинга СМИ и информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для выявления пропаганды идеологии экстремизма, попыток инспирирования массовых беспорядков и своевременного реагирования субъектов профилактики экстремизма и институтов гражданского общества на возникновение конфликтных ситуаций.
По данным МВД по РД, за 6 месяцев 2022 года на территории республики зарегистрировано 39 преступлений (АППГ - 44) экстремистской направленности. Отрицательное сальдо составило 11 процентов.
За аналогичный период к административной ответственности привлечены 132 пользователя (АППГ - 152) информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", размещавших в публичном доступе экстремистские и фейковые материалы.
В 2022 году выявлено 40 лиц, совершивших преступления экстремистской направленности, большая часть которых не имеет постоянного источника дохода (37 человек).
По возрастной категории лиц, совершивших преступления экстремистской направленности, ситуация обстоит следующим образом: в возрасте от 18 - 24 лет - 6 чел., от 25-29 лет - 6 чел., от 30-39 лет - 18 чел., от 40-49 лет - 7 чел., 50 лет и старше - 3 человека.
По образовательному уровню: имеющие начальное и основное общее образование - 6 чел., среднее полное образование - 13 чел., среднее профессиональное - 6 чел. и высшее - 15 человек.
Из 40 лиц, совершивших преступления экстремистской направленности, 5 ранее привлекались к уголовной ответственности за совершение преступлений общеуголовной направленности.
Несмотря на наблюдающееся снижение количества зарегистрированных преступлений и административных правонарушений экстремистской направленности, на территории республики по-прежнему сохраняется высокая вероятность совершения противоправных деяний данной категории.
Основной причиной совершения преступлений и административных правонарушений данной категории остается социальная необеспеченность жителей республики. Более 90 проц. лиц, привлеченных к уголовной ответственности за преступления экстремистской направленности, не имеют постоянного заработка. При этом такие факторы, как уровень образования и молодой возраст, не имеют особого влияния на уровень преступлений данной категории (как было указано выше, почти половина лиц, совершивших преступления экстремистской направленности, имеют высшее и среднее профессиональное образование (21 человек) и на момент совершения преступления осознавали степень тяжести совершенного проступка (28 человек в возрасте от 30 лет и старше).
За первое полугодие 2022 года субъектами противодействия экстремизму с привлечением институтов гражданского общества проведено более 3500 профилактических мероприятий (встречи, семинары и т.д.) с охватом порядка 28 463 чел., из которых 835 чел. - иностранные граждане (студенты) и 164 - дети группы риска.
Кроме того, результаты социологического исследования, проведенного в 2021 году в 15 муниципальных образованиях РД с охватом 1 500 чел., по оценке эффективности действий органов государственной власти и местного самоуправления по профилактике экстремизма показывают, что проблема экстремизма в дагестанском обществе все еще актуальна, почти треть общественности республики (27,4 проц.) обеспокоена подверженностью местной молодежи влиянию экстремистских идей и идеологий. При этом почти каждый пятый респондент (18,3 проц.) считает, что воздействию подобных идей подвержены многие дагестанцы (безотносительно к их возрасту).
Высокие статистические показатели совершаемых в Дагестане преступлений экстремистской направленности, по мнению большого числа респондентов, объясняются наивностью и необразованностью дагестанской молодежи, которая по своему легкомыслию вовлекается в экстремистскую деятельность. Причины экстремизма в регионе объясняются также отсутствием перспектив на достойную жизнь у большинства дагестанской молодежи, плохим материальным положением жителей республики, коррупцией, взяточничеством, кумовством и воровством во власти. Почти 28 проц. респондентов связывают проявления экстремизма в Дагестане с деятельностью проповедников экстремистских идей и идеологий; 23,8 проц. участников опроса считают причиной экстремизма в Дагестане стремление к легким деньгам и преступному обогащению приверженцев экстремизма. Таким образом, среди факторов, порождающих экстремизм в Дагестане, лидируют социально-экономические, психологические, политико-управленческие и внешние.
Почти каждый третий (31,4 проц.) опрошенный дагестанец сталкивается в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и других источниках массовой информации с экстремистскими материалами. При этом 7,4 проц. участников опроса довольно часто сталкиваются с подобного рода информацией.
Актуальность проблемы экстремизма в Дагестане, по мнению, участников опроса, все еще высокая, хотя наиболее актуальными проблемами общества дагестанцы считают рост цен (78,3 проц.), коррупцию и взяточничество (51 проц.), ухудшение состояния окружающей среды (47 проц.), рост безработицы (46 проц.) и бедность (44,4 проц.). Безусловно, эти проблемы влияют и на проявления экстремизма в регионе.
Проблему распространения экстремистских идей среди молодежи отметили 16,7 проц. участников опроса, а проблему роста национализма, ухудшения межнациональных отношений - 14,4 проц. респондентов. Кроме того, свыше 15 проц. участников опроса к числу проблем дагестанского общества, которые их тревожат больше всего, отнесли угрозу взрывов и других терактов.
Результаты опроса свидетельствуют, что у большей части населения республики сформировалось адекватное понимание сущности понятия "экстремизм", его пагубности как для общества и государства, так и для отдельного человека, его семьи и близких. Экстремизм во всех его проявлениях ведет к нарушению гражданского мира и согласия, подрывает общественную безопасность и государственную целостность Российской Федерации, создает реальную угрозу сохранению основ конституционного строя, межнационального (межэтнического) и межконфессионального согласия.
Несмотря на сохранение стабильной обстановки в республике, позитивные результаты борьбы с экстремистскими проявлениями, продолжает сохраняться угроза безопасности населению вследствие продолжающейся активизации диверсионно-подрывной деятельности экстремистских сил.
В этой связи очевидна необходимость постоянной активной разъяснительной работы среди населения, особенно среди молодежи, с привлечением авторитетных деятелей различных общественных и религиозных объединений, представителей научной интеллигенции, средств массовой информации.
Распространение экстремистской идеологии обеспечивает ресурсную поддержку и приток новых членов в ряды террористических организаций. Основной целью экстремистской деятельности являются подростки и молодежь как наиболее пластичная среда с точки зрения сформированности гражданской идентичности и правосознания. Задача снижения экстремистской угрозы напрямую связана с активным противодействием ее распространению.
Приведенные выше обстоятельства обусловили необходимость разработки настоящей подпрограммы для решения указанных проблем системными методами.
В настоящее время на федеральном уровне действуют нормативные акты, регламентирующие деятельность органов государственной власти и местного самоуправления по противодействию экстремизму. Одним из основных документов является Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности", который определяет цель, задачи и основные направления государственной политики в сфере противодействия экстремизму с учетом стоящих перед Российской Федерацией вызовов и угроз и направлен на объединение усилий указанных органов, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в целях пресечения экстремистской деятельности, укрепления гражданского единства, достижения межнационального (межэтнического) и межконфессионального согласия, сохранения этнокультурного многообразия народов Российской Федерации, формирования в обществе обстановки нетерпимости к экстремистской деятельности и распространению экстремистских идей.
Кроме того, приняты Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года, Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2025 года, Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, а также другие документы, направленные на противодействие экстремизму.
II. Цель, задачи, целевые показатели и ожидаемые конечные результаты подпрограммы
Целью подпрограммы является организация эффективной системы мер антиэкстремистской направленности для предупреждения угроз экстремистских проявлений на территории Республики Дагестан.
Для достижения цели подпрограммы необходимо решение следующих задач:
совершенствование межведомственного взаимодействия органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, средств массовой информации в целях повышения эффективности функционирования общегосударственной системы профилактики экстремизма;
проведение воспитательной, пропагандистской работы с населением Республики Дагестан, направленной на предупреждение экстремистской деятельности и повышение бдительности населения.
Реализация подпрограммы позволит обеспечить:
снижение уровня экстремистских проявлений в обществе;
повышение уровня защищенности населения от влияния экстремистской идеологии;
повышение уровня межведомственного взаимодействия органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, средств массовой информации в вопросах профилактики и противодействия проявлениям экстремизма на территории республики;
повышение уровня противодействия распространению идеологии экстремизма и усиление работы по информационно-пропагандистскому обеспечению антиэкстремистских мероприятий;
осуществление эффективного, нормативного, правового регулирования деятельности по профилактике экстремизма на территории республики.
Целевые показатели подпрограммы приведены в приложении N 1.
III. Объемы и источники финансирования подпрограммы
Финансирование мероприятий подпрограммы предусматривается осуществлять за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан. Общий объем финансирования за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан - 30226,0 тыс. рублей, в том числе по годам:
в 2023 г. - 10942,0 тыс. рублей;
в 2024 г. - 10342,0 тыс. рублей;
в 2025 г. - 8942,0 тыс. рублей.
IV. Перечень программных мероприятий и механизмов реализации подпрограммы
Механизм управления реализацией подпрограммы состоит из следующих действий:
периодический (1 раз в квартал) мониторинг и анализ хода выполнения мероприятий подпрограммы;
рассмотрение результатов указанного мониторинга и анализа, принятие и проведение (при необходимости) корректирующих решений;
внесение изменений в перечень мероприятий подпрограммы (при необходимости);
ежеквартальное информирование исполнителями подпрограммы Министерства по национальной политике и делам религий Республики Дагестан о ходе реализации мероприятий подпрограммы, представление в установленном порядке необходимой отчетности;
проведение корректировок по замечаниям контролирующих структур.
Министерство по национальной политике и делам религий Республики Дагестан осуществляет функции по управлению реализацией и мониторингу мероприятий, предусмотренных подпрограммой, а также по контролю и координации деятельности исполнителей указанных мероприятий.
Исполнители подпрограммы, ежеквартально, до 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляют в Министерство по национальной политике и делам религий Республики Дагестан информацию о состоянии и ходе реализации мероприятий подпрограммы.
Министерство по национальной политике и делам религий Республики Дагестан по результатам анализа и обобщения поступивших материалов ежеквартально, до 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляет информацию в Министерство экономики и территориального развития Республики Дагестан о ходе реализации подпрограммы и эффективности использования бюджетных средств.
Перечень программных мероприятий приведен в приложении N 3 к подпрограмме.
Организацию реализации подпрограммы и контроль за ходом выполнения предусмотренных ею мероприятий осуществляет ответственный исполнитель подпрограммы, который ежегодно уточняет показатели эффективности и затраты по подпрограммным мероприятиям.
V. Этапы и сроки реализации подпрограммы
Сроки реализации подпрограммы - 2023 - 2025 годы в один этап.".
8. Дополнить Программу подпрограммой "О поддержке соотечественников за рубежом" следующего содержания:
"Паспорт
подпрограммы "О поддержке соотечественников за рубежом"
Ответственный исполнитель подпрограммы |
- |
Министерство по национальной политике и делам религий Республики Дагестан |
Участники подпрограммы |
- |
Министерство промышленности и торговли Республики Дагестан; Министерство образования и науки Республики Дагестан; Министерство культуры Республики Дагестан; Министерство по физической культуре и спорту Республики Дагестан; Министерство по туризму и народным художественным промыслам Республики Дагестан; Министерство по делам молодежи Республики Дагестан; Агентство информации и печати Республики Дагестан; Агентство по предпринимательству и инвестициям Республики Дагестан; органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Дагестан (по согласованию); Представительство Министерства иностранных дел Российской Федерации в Махачкале (по согласованию) |
Цель и задачи подпрограммы |
- |
оказание государственной поддержки соотечественникам, проживающим за рубежом; укрепление связей с соотечественниками и их общественными объединениями за рубежом; поддержка соотечественников в области культуры, языка и образования |
Сроки и этапы реализации подпрограммы |
- |
2023 - 2025 годы в один этап |
Целевые индикаторы и показатели подпрограммы |
- |
количество участников мероприятий, направленных на укрепление связей с соотечественниками, проживающими за рубежом; количество проведенных мероприятий, направленных на поддержку соотечественников в области культуры, языка и образования |
Объемы и источники финансирования подпрограммы |
- |
финансирование мероприятий подпрограммы предусматривается осуществлять за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан. Общий объем финансирования подпрограммы составляет 30000,0 тыс. руб., в том числе по годам: в 2023 г. - 10000,0 тыс. рублей; в 2024 г. - 10000,0 тыс. рублей; в 2025 г. - 10000,0 тыс. рублей |
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы |
- |
налаживание и укрепление связей Республики Дагестан с соотечественниками и их общественными объединениями за рубежом; увеличение численности соотечественников, проживающих за рубежом, участвующих в мероприятиях, направленных на развитие культуры, языка и образования; формирование положительного имиджа Республики Дагестан за рубежом |
I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена подпрограмма
После распада СССР и образования на основе союзных республик новых независимых государств, за пределами России, по разным данным, проживает более 3 млн этнических дагестанцев.
Дагестанская (северокавказская) диаспора в основном сформировалась в странах Ближнего Востока и Турции.
В Конституции Российской Федерации в соответствии с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года, закреплена норма о том, что "Российская Федерация оказывает поддержку соотечественникам, проживающим за рубежом, в осуществлении их прав, обеспечении защиты их интересов и сохранении общероссийской культурной идентичности".
В данном контексте поддержка соотечественников за рубежом, всемерная защита их прав и законных интересов являются одним из важных направлений в осуществлении международной деятельности Правительства Республики Дагестан.
В этом направлении органами государственной власти Республики Дагестан ведется последовательная работа, осуществляемая в рамках Федерального закона от 24 мая 1999 г. N 99-ФЗ "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом" и других нормативных правовых актов.
Этнические дагестанцы проживают ориентировочно в 40 странах ближнего и дальнего зарубежья. В большей степени они сосредоточены в Азербайджане, Туркменистане, Казахстане, Киргизии, Украине, Сирии, Грузии, Белоруссии, Ираке, Иране, Йемене, Эстонии, Египте, Ливане, Саудовской Аравии, Австрии, Австралии, Бразилии, Болгарии, Венгрии, Великобритании, Венесуэле, Голландии, Греции, Канаде, Италии, Чехии, Словакии, ЮАР, Франции, Финляндии, Швейцарии и в других странах. Самая большая дагестанская диаспора проживает в Турецкой Республике.
Судьба этнических дагестанцев, выехавших за границу в разные исторические периоды и находящихся в настоящее время в эмиграции, сложна и многогранна.
Этнических дагестанцев относят за границей к дагестанской диаспоре, потому что они осознают и воспроизводят свое единство на основе главных отличительных черт - языка, культуры, исторической памяти и ощущения своей связи с Родиной - Дагестаном.
Можно отметить установленные контакты с этнокультурными объединениями соотечественников из более чем 20 стран, в числе которых Азербайджан, Киргизия, Украина, Грузия, Турция, Германия, Англия, Израиль, США, Иордания, Белоруссия, Франция, Сирия и др.
Соотечественниками проводятся различные общественно значимые мероприятия за рубежом. Ежегодно в Турецкой Республике проводится Международный фестиваль кавказских танцев и музыки. Аналогичные мероприятия проводятся в Азербайджане, Казахстане, Франции, Белоруссии и других странах.
В ряде стран соотечественники являются яркими представителями государственного управления, бизнеса, культуры, науки, медицины. Многие из них поддерживают связи со своей исторической Родиной.
Необходимо отметить, что укрепление гуманитарных отношений с Дагестаном позволяет расширить экономические связи с регионом. Благодаря финансовой поддержке соотечественников из Казахстана в Ахтынском и Хивском районах республики построены детский сад на 80 мест, спортивный комплекс, медицинский центр "Самур", проведен водопровод и другие.
Одним из основных вопросов Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года (далее - Стратегия), требующих особого внимания государственных и муниципальных органов, является поддержка соотечественников, проживающих за рубежом, содействие развитию их связей с Россией.
В целях реализации Стратегии в 2017 и 2019 годах в Республике Дагестан были проведены Форум соотечественников и Форум молодых соотечественников (далее - Форумы), в которых приняли участие этнические дагестанцы более чем из 30 стран мира (Азербайджан, Белоруссия, Казахстан, Турция, Германия, Франция, США, Иордания, Саудовская Аравия, Абхазия, Иран, Ирак, Великобритания, Сирия, Туркменистан, Израиль, Латвия, Украина и др.).
Форумы проводились в целях консолидации этнических дагестанцев, в том числе молодых, проживающих за рубежом, сохранения этнической идентичности, национально-религиозной самобытности, духовного и культурного единения народов Дагестана, содействия развитию и укреплению всесторонних связей соотечественников с исторической Родиной и продвижения российских интересов за рубежом.
Реализация мероприятий по поддержке соотечественников в конкретных зарубежных государствах осуществляется в рамках национального законодательства этих государств и с учетом общепринятой мировой практики.
На уровне Российской Федерации правоотношения, связанные с осуществлением субъектами Российской Федерации деятельности в области отношений с соотечественниками, урегулированы Федеральным законом от 24 мая 1999 г. N 99-ФЗ "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом".
В Республике Дагестан принят Закон Республики Дагестан от 9 апреля 2021 г. N 15 "О поддержке соотечественников за рубежом", который обусловлен необходимостью всесторонней поддержки соотечественников за рубежом.
Принимая во внимание актуальность и важность тематики, которая, прежде всего, имеет внешнеполитическую государственную направленность, в целях реализации полномочий субъекта Российской Федерации по проведению единой государственной политики в отношении соотечественников, проживающих за рубежом, необходимо продолжить работу по реализации направлений, позволяющих достичь положительных социально-экономических результатов:
укрепление связей Республики Дагестан с соотечественниками, повышение ее авторитета в среде соотечественников;
придание системного и целенаправленного характера отношениям Республики Дагестан с соотечественниками и их общественными объединениями за рубежом;
привлечение экономического, творческого и духовного потенциала соотечественников и укрепление деловых и культурных связей Республики Дагестан с зарубежными партнерами.
Главным результатом реализации подпрограммы будут являться содействие сохранению российской духовной, культурной и языковой среды, создание условий для взаимодействия с общественными объединениями за рубежом.
II. Цель, задачи, целевые показатели и ожидаемые результаты реализации подпрограммы
Целью подпрограммы является оказание государственной поддержки соотечественникам, проживающим за рубежом.
Для достижения цели подпрограммы необходимо решение следующих задач:
укрепление связей с соотечественниками и их общественными объединениями за рубежом;
поддержка соотечественников в области культуры, языка и образования.
Реализация подпрограммы позволить обеспечить:
налаживание и укрепление связей Республики Дагестан с соотечественниками и их общественными объединениями за рубежом;
увеличение численности соотечественников, проживающих за рубежом, участвующих в мероприятиях, направленных на развитие культуры, языка и образования;
формирование положительного имиджа Республики Дагестан за рубежом.
Целевые показатели подпрограммы приведены в приложении N 1.
III. Объемы и источники финансирования подпрограммы
Финансирование мероприятий подпрограммы предусматривается осуществлять за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан. Общий объем финансирования подпрограммы составляет 30000,0 тыс. руб., в том числе по годам:
в 2023 г. - 10000,0 тыс. рублей;
в 2024 г. - 10000,0 тыс. рублей;
в 2025 г. - 10000,0 тыс. рублей.
IV. Перечень программных мероприятий и механизмов реализации подпрограммы
Механизм управления реализацией подпрограммы состоит из следующих действий:
периодический (1 раз в квартал) мониторинг и анализ хода выполнения мероприятий подпрограммы;
рассмотрение результатов указанного мониторинга и анализа, принятие и проведение (при необходимости) корректирующих решений;
внесение изменений в перечень мероприятий подпрограммы (при необходимости);
ежеквартальное информирование исполнителями подпрограммы Министерства по национальной политике и делам религий Республики Дагестан о ходе реализации мероприятий подпрограммы, представление в установленном порядке необходимой отчетности;
проведение корректировок по замечаниям контролирующих структур.
Министерство по национальной политике и делам религий Республики Дагестан осуществляет функции по управлению реализацией и мониторингу мероприятий, предусмотренных подпрограммой, а также по контролю и координации деятельности исполнителей указанных мероприятий.
Исполнители подпрограммы ежеквартально, до 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляют в Министерство по национальной политике и делам религий Республики Дагестан информацию о состоянии и ходе реализации мероприятий подпрограммы.
Министерство по национальной политике и делам религий Республики Дагестан по результатам анализа и обобщения поступивших материалов ежеквартально, до 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, подготавливает информацию в Министерство экономики и территориального развития Республики Дагестан о ходе реализации подпрограммы и эффективности использования бюджетных средств.
Перечень программных мероприятий приведен в приложении N 3 к подпрограмме.
Организацию реализации подпрограммы и контроль за ходом выполнения предусмотренных ею мероприятий осуществляет ответственный исполнитель подпрограммы, который ежегодно уточняет показатели эффективности и затраты по подпрограммным мероприятиям.
V. Этапы и сроки реализации подпрограммы
Сроки реализации Подпрограммы - 2023 - 2025 годы в один этап.".
9. Приложения N 1 - 3 к Программе изложить в следующей редакции:
"ПРИЛОЖЕНИЕ N 1
к государственной программе
Республики Дагестан "Реализация
государственной национальной
политики в Республике Дагестан"
Целевые показатели
государственной программы Республики Дагестан "Реализация государственной национальной политики в Республике Дагестан"
"ПРИЛОЖЕНИЕ N 2
к государственной программе
Республики Дагестан "Реализация
государственной национальной
политики в Республике Дагестан"
Объемы и источники
финансирования государственной программы Республики Дагестан "Реализация государственной национальной политики в Республике Дагестан"
Подпрограмма |
Источник финансирования |
Всего, тыс. руб. |
Объемы финансирования по годам, тыс. руб. |
||||
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
2025 |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
"Формирование общероссийской гражданской идентичности и развитие национальных отношений в Республике Дагестан" |
республиканский бюджет |
13857,09 |
2740,59 |
2894,73 |
2740,59 |
2740,59 |
2740,59 |
федеральный бюджет |
25784,41 |
4571,14 |
7499,85 |
4571,14 |
4571,14 |
4571,14 |
|
"Развитие институтов гражданского общества в Республике Дагестан" |
республиканский бюджет |
1371,56 |
299,14 |
175,0 |
299,14 |
299,14 |
299,14 |
федеральный бюджет |
26059,84 |
5683,71 |
3325,0 |
5683,71 |
5683,71 |
5683,71 |
|
"Государственная поддержка казачьих обществ в Республике Дагестан" |
республиканский бюджет |
266,75 |
53,35 |
53,35 |
53,35 |
53,35 |
53,35 |
федеральный бюджет |
5068,25 |
1013,65 |
1013,65 |
1013,65 |
1013,65 |
1013,65 |
|
"Социальная и культурная адаптация и интеграция иностранных граждан в Республике Дагестан" |
республиканский бюджет |
495,0 |
105,0 |
75,0 |
105,0 |
105,0 |
105,0 |
федеральный бюджет |
9405,0 |
1995,0 |
1425,0 |
1995,0 |
1995,0 |
1995,0 |
|
"Профилактика и противодействие проявлениям экстремизма в Республике Дагестан" |
республиканский бюджет |
30226,0 |
- |
- |
10942,0 |
10342,0 |
8942,0 |
"О поддержке соотечественников за рубежом" |
республиканский бюджет |
30000,0 |
- |
- |
10000,0 |
10000,0 |
10000,0 |
Всего |
|
142533,9. |
16461,58 |
16461,58 |
37403,58 |
36803,58 |
35403,58 |
в том числе |
республиканский бюджет |
76216,4 |
3198,08 |
3198,08 |
24140,08 |
23540,08 |
22140,08 |
|
федеральный бюджет |
66317,5 |
13263,5 |
13263,5 |
13263,5 |
13263,5 |
13263,5 |
"ПРИЛОЖЕНИЕ N 3
к государственной программе
Республики Дагестан "Реализация
государственной национальной
политики в Республике Дагестан"
Перечень
мероприятий государственной программы Республики Дагестан "Реализация государственной национальной политики в Республике Дагестан"
10. Приложения N 5 к Программе изложить в следующей редакции:
"ПРИЛОЖЕНИЕ N 5
к государственной программе
Республики Дагестан "Реализация
государственной национальной
политики в Республике Дагестан"
Показатели и индикаторы
мероприятий государственной программы Республики Дагестан "Реализация государственной национальной политики в Республике Дагестан"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
На 60226 тыс. рублей увеличено финансирование государственной программы Республики Дагестан по охране окружающей среды и составляет теперь 142533,9 тыс. рублей.
Так, дополнительные денежные средства будут направлены на реализацию новых подпрограмм - "Профилактика и противодействие проявлениям экстремизма в Республике Дагестан" и "О поддержке соотечественников за рубежом".
Постановление Правительства Республики Дагестан от 14 сентября 2022 г. N 300 "О внесении изменений в государственную программу Республики Дагестан "Реализация государственной национальной политики в Республике Дагестан"
Вступает в силу с 14 сентября 2022 г.
Текст постановления опубликован на Интернет-портале правовой информации Республики Дагестан (www.pravo.e-dag.ru) 16 сентября 2022 г., на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 20 сентября 2022 г. N 0500202209200010