Решение Алтайского краевого суда от 6 июня 2022 г. N 3а-1137/2022
Алтайский краевой суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "З.д." к Рубцовскому районному Собранию депутатов Алтайского края о признании недействующими в части нормативного правового акта, установил:
Административный истец ООО "З.д." обратилось в Алтайский краевой суд с административным иском к Рубцовскому районному Собранию депутатов Алтайского края, в котором фактически с учетом уточнения просительной части административного иска /л.д. 46 том 3 протокол судебного заседания от 01 июня 2022 года) просит признать недействующим со дня принятия абзац 7 пункта 10 "Положения о базовых коэффициентах арендной платы за использование земельных участков на территории Рубцовского района, государственная собственность на которые не разграничена, а также за земли, находящиеся в муниципальной собственности муниципального образования Рубцовский район Алтайского края", утвержденного Решением Рубцовского районного Собрания депутатов Алтайского края 25 декабря 2020 года N 47.
В обоснование требований указано, что ООО "З.д." на основании договора аренды от 13 января 2010 года N 136, дополнительных соглашений к нему является арендатором земельных участков расположенных в Рубцовском районе Алтайского края, участки предоставлены для сельскохозяйственного производства.
До 01 января 2021 года расчет арендной платы по данному договору осуществлялся по формуле, приведенной в Положении о базовых коэффициентах арендной платы за использование земельных участков на территории Рубцовского района, государственная собственность на которые не разграничена, а также за земли, находящиеся в муниципальной собственности муниципального образования Рубцовский район Алтайского края", утвержденного решением Рубцовского районного Собрания депутатов Алтайского края от 26 декабря 2018 года N 41 в соответствии с которой, при расчете размера арендной платы учитывался размер кадастровой стоимости земельного участка, а именно удельный показатель кадастровой стоимости квадратного метра.
Решением Рубцовского районного Собрания депутатов Алтайского края 25 декабря 2020 года N 47 утверждено "Положение о базовых коэффициентах арендной платы за использование земельных участков на территории Рубцовского района, государственная собственность на которые не разграничена, а также за земли, находящиеся в муниципальной собственности муниципального образования Рубцовский район Алтайского края" (далее по тексту - Положение).
Пунктом 3 данного Положения предусмотрено, что размер годовой арендной платы за земельный участок, предоставляемый без проведения торгов, определяется по формуле:
,
где:
- сумма арендной платы,
- общая площадь земельного участка,
- удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка.
Вместе с тем, абзацем 7 пункта 10 данного Положения (л.д. 68 оборотная сторона том 1) предусмотрено, что размер арендной платы за земельный участок, предоставленный без проведения торгов, изменяется арендодателем в одностороннем порядке в случае уменьшения кадастровой стоимости земельного участка по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных на территории Алтайского края, либо в судебном порядке более чем на 50%, размер арендной платы устанавливается в размере ежегодной арендной платы, определенной по результатам рыночной оценки в соответствии с Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации.
Решениями комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных на территории Алтайского края от 10 декабря 2020 года N 2/22-2020Р, N 3/22-2020Р, N 4/22-2020Р, N 5/22-2020Р, N 6/22-2020Р была пересмотрена кадастровая стоимость в отношении части земельных участков переданных на праве аренды ООО "З.д.".
С 01 января 2021 года размер арендной платы стал рассчитываться не по формуле, указанной в пункте 3 оспариваемого Положения, а с применением абзаца 7 пункта 10 Положения.
Административный истец полагает, что в данной части оспариваемый нормативный правовой акт не соответствует положениям Земельного кодекса Российской Федерации, принципам определения арендной платы, установленным Правительством Российской Федерации, противоречит положениям, установленным в п. 2.2. Положения о порядке определения размера арендной платы за использование находящихся на территории Алтайского края земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденного Постановлением Администрации Алтайского края 24 декабря 2007 года N 603, нарушает права административного истца, поскольку содержит возможность выборочного изменения по усмотрению органов местного самоуправления объема прав граждан и организаций, в том числе прав административного истца. Также полагает, что устанавливая порядок расчета арендной платы указанный в абзаце 7 пункта 10 Положения, административный ответчик вышел за пределы предоставленных ему полномочий, фактически изменив порядок расчета годовой арендной платы установленный п. 2.2. Положения о порядке определения размера арендной платы за использование находящихся на территории Алтайского края земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденного Постановлением Администрации Алтайского края 24 декабря 2007 года N 603.
В судебном заседании представитель административного истца Г.В.А. настаивал на удовлетворении административных исковых требований, пояснил, что все арендуемые ООО "З.д." земельные участки используются для сельскохозяйственного производства, в отношении земельных участков с кадастровыми номерами N, N, N, N, N кадастровая стоимость была пересмотрена решениями комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных на территории Алтайского края от 10 декабря 2020 года. При этом размер арендной платы по части участков рассчитывается по формуле, приведенной в п. 3 оспариваемого Положения, а по части с применением абзаца 7 п. 10 Положения, при этом понять принцип такого расчета не представляется возможным. Ссылается на то, что оспариваемая норма подлежит признанию недействующей также по тем основаниям, что она не отвечает критерию формальной определенности и принципу ожидаемости, так как установленное ею правовое регулирование не позволяет однозначно определить размер арендной платы за земельный участок переданный по договору аренды.
Представитель административного ответчика Рубцовского районного Собрания депутатов Алтайского края (далее - Рубцовское районное Собрание), Ч.Ю.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения административного искового заявления, пояснив, что абзац 7 пункта 10 оспариваемого Положения применяется только в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, в связи с чем оспариваемая норма принята в пределах полномочий Рубцовского районного Собрания и соответственно не противоречит положениям пункта 2.2 Положения о порядке определения размера арендной платы за использование находящихся на территории Алтайского края земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденного Постановлением Администрации Алтайского края 24 декабря 2007 года N 603, которая регулирует порядок расчета арендной платы в отношении земельных участков государственная собственность на которые не разграничена. Также полагал, что оспариваемая норма принята с учетом принципа экономической обоснованности, поскольку при пересмотре кадастровой стоимости земельных участков находящихся только в аренде у ООО "З.д." в случае применения расчета исходя из кадастровой стоимости земельных участков бюджет муниципального образования Рубцовский район Алтайского края недополучит 2 840 168,75 руб.
Выслушав пояснения представителей сторон, исследовав письменные материалы административного дела, заключение прокурора, полагавшего заявленные требования подлежащими удовлетворению, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о наличии оснований для признания нормативного правового акта в оспариваемой части недействующими в силу следующего.
Поскольку оспариваемое Положение является нормативным правовым актом, так как отвечает признакам нормативности, а именно содержит правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и направленные на урегулирование общественных отношений, возникающих в связи определением размера арендной платы за использование находящихся на территории Рубцовского района Алтайского края земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, а также находящихся в муниципальной собственности суд рассматривает настоящее административное исковое заявление по правилам главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
При этом, поскольку ООО "З.д." является субъектом регулируемых отношений, нормативный правовой акт в оспариваемой части к нему применен при расчете арендной платы, поэтому оно в соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации вправе его оспорить.
Из представленных в суд материалов следует, что порядок принятия Положения от 25 декабря 2020 года соблюден. Требования Устава муниципального образования Рубцовский район Алтайского края, принятого решением Рубцовского районного Собрания депутатов Рубцовского района Алтайского края от 25 сентября 2020 года N 30, Регламента Рубцовского районного Собрания депутатов Алтайского края, утвержденного Решением районного Собрания депутатов от 29 сентября 2017 года N 40, к составу, численности, кворуму и порядку принятия решения были соблюдены. Решение официально опубликовано (обнародовано) в установленном порядке и внесено в Регистр муниципальных нормативных правовых актов Алтайского края.
Как следует из материалов дела, вопрос о принятии Положения от 25 декабря 2020 года N 47 вынесен на рассмотрение, Рубцовским районным Собранием рассматривался на двадцать первой сессии шестого созыва Рубцовского районного Собрания, состоявшейся 25 декабря 2020 года; данное решение принято большинством голосов (из 35 избранных депутатов на сессии присутствовало 27, которые проголосовали единогласно за утверждение данного Положения (протокол заседания Рубцовского районного Собрания (л.д. 69-72 том 1); решение подписано заместителем председателя районного собрания Ш.Ю.Д., поскольку председатель районного собрания отсутствовал на 21 сессии, что предусмотрено статьей 34 Устава муниципального образования Рубцовский район Алтайского края (в редакции решения от 25 сентября 2020 года N 30).
Таким образом, указанное решение принято Рубцовским районным Собранием с соблюдением требований законодательства к форме данного акта.
Кроме того, по данному основанию нормативный правовой акт административным истцом не оспаривается.
Проверяя соответствие оспариваемых положений нормативного правового акта, принятого Рубцовским районным Собранием положениям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. п. "в" и "г" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; разграничение государственной собственности.
Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти (ст. 73 Конституции Российской Федерации).
Согласно ст. 1 Закона Алтайского края от 30 апреля 2008 года N 35-ЗС "О статусе и границах муниципальных и административно-территориальных образований Рубцовского района Алтайского края" Рубцовский район наделен статусом муниципального образования, в структуру органов местного самоуправления которого входит районное Собрание депутатов, являющееся постоянно действующим представительным органом муниципального района.
Частью 1 ст. 132 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Пунктом 3 части 1, частью 3 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципальных образований отнесено владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
Согласно части 1 статьи 51 названного закона органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Земельный кодекс Российской Федерации закрепил право органов местного самоуправления осуществлять управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности (пункт 1 статьи 5, пункт 2 статьи 11 ЗК РФ).
Из п. 1 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что использование земли в Российской Федерации является платным, арендная плата является одной из форм оплаты за использование земли в Российской Федерации.
Размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации (п. 1 ст. 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации).
Как предусмотрено п. 3 ст. 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено Земельным кодексом Российской Федерации или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается:
1) Правительством Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности;
2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;
3) органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Согласно ст. 1 и п. 4 ст. 3 закона Алтайского края от 04 февраля 2007 года N 12-ЗС "О полномочиях органов государственной власти Алтайского края в сфере управления и распоряжения земельными участками в Алтайском крае" Правительство Алтайского края (ранее - Администрация Алтайского края) является органом государственной власти Алтайского края, осуществляющим регулирование земельных отношений в Алтайском крае посредством реализации следующих полномочий: устанавливает порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Алтайского края, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и предоставленные в аренду без торгов, если иное не установлено Земельным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами.
Постановлением Администрации Алтайского края от 24 декабря 2007 года N 603 утверждено Положение о порядке определения размера арендной платы за использование находящихся на территории Алтайского края земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, порядке, условиях и сроках ее внесения, согласно п. 2.2 которого размер годовой арендной платы за использование земельного участка, предоставляемого без проведения торгов, определяется по формуле:
,
где:
- сумма арендной платы за полный год, руб.;
- общая площадь земельного участка, кв. м;
- удельный показатель кадастровой стоимости, руб./кв. м;
- коэффициент, устанавливаемый в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка;
- коэффициент, устанавливаемый в зависимости от категории, к которой относятся арендаторы.
Коэффициенты K и K1 утверждаются решением представительного органа муниципального района или городского округа.
По вопросам местного значения органами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (части 1 и 4 статьи 7 Закона N 131-ФЗ).
Как следует из подпункта 3 пункта 3 статьи 39.7 ЗК РФ, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Исходя из системного толкования вышеприведенных норм закона, в компетенцию Рубцовского районного Собрания депутатов в отношении земельных участков государственная собственность на которые не разграничена, входит только утверждение коэффициентов K и K1 используемых при расчете годовой арендной платы. При этом устанавливать либо изменять порядок определения размера арендной платы за использование находящихся на территории Алтайского края земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, установленный нормативным правовым актом имеющим большую юридическую силу, а именно п. 2.2 Положения о порядке определения размера арендной платы за использование находящихся на территории Алтайского края земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, порядке, условиях и сроках ее внесения, утвержденного Постановлением Администрации Алтайского края от 24 декабря 2007 года N 603 представительный орган муниципального района был не вправе.
В тоже время оспариваемый административным истцом абзац 7 пункта 10 Положения, устанавливает иной порядок исчисления размера годовой арендной платы без учета формулы приведенной в п. 2.2 Положения от 24 декабря 2007 года N 603, в том числе и для земельных участков государственная собственность на которые не разграничена, что прямо следует из названия нормативного правового акта. При этом абзац 7 пункта 10 Положения не содержит какого либо указания на то, что данный пункт применяется только в отношении расчета арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности.
С учетом изложенного нормативный правовой акт в оспариваемой части принят за пределами имеющихся полномочий Рубцовского районного Собрания депутатов в отношении порядка расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена.
В пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 разъяснено, что при проверке соблюдения компетенции органом, принявшим нормативный правовой акт, суд выясняет, относятся ли вопросы, урегулированные в оспариваемом акте или его части, к ведению субъектов Российской Федерации или к вопросам местного значения. Если судом будет установлено, что оспариваемый акт или его часть приняты по вопросу, который не мог быть урегулирован нормативным правовым актом данного уровня, или приняты с нарушением полномочий органа, издавшего этот акт, то оспариваемый акт или его часть признаются недействующими.
Как установлено судом и следует из представленных в материалы дела выписок из единого государственного реестра недвижимости в отношении земельных участков с кадастровыми номерами N, N, N, N, N переданных в аренду ООО "З.д." право муниципальной собственности не зарегистрировано, в тоже время расчет арендной платы осуществляется с применением положений абзаца 7 пункта 10 оспариваемого Положения. /л.д. 211 том 2/.
Кроме того, согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 35 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", проверяя содержание оспариваемого акта или его части, необходимо также выяснять, является ли оно определенным. Если оспариваемый акт или его часть вызывают неоднозначное толкование, оспариваемый акт в такой редакции признается не действующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 25 апреля 1995 года N 3-П, от 15 июля 1999 года N 11-П, от 11 ноября 2003 года N 16-П и от 21 января 2010 года N 1-П, правовая норма должна отвечать общеправовому критерию формальной определенности, вытекающему из принципа равенства всех перед законом и судом, поскольку такое равенство может быть обеспечено лишь при условии ясности, недвусмысленности нормы, ее единообразного понимания и применения всеми правоприменителями. Неопределенность правовой нормы ведет к ее неоднозначному пониманию и, следовательно, к возможности ее произвольного применения, а значит - к нарушению принципа равенства всех перед законом и судом.
Пунктом 3 оспариваемого Положения о базовых коэффициентах арендной платы за использование земельных участков на территории Рубцовского района, государственная собственность на которые не разграничена, предусмотрено, что размер годовой арендной платы за земельный участок, предоставляемый без проведения торгов, определяется по формуле:
,
где:
- сумма арендной платы,
- общая площадь земельного участка,
- удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка.
При этом данный пункт, определяя порядок расчета годовой арендной платы не содержит оговорок на какие случаи он распространяется, следовательно, он распространяется и на случаи, когда кадастровая стоимость была изменена в установленном законом порядке.
В тоже время абзац 7 пункта 10 Положения содержит иной порядок расчета годовой арендной платы в случае, если кадастровая стоимость земельного участка была изменена по решению комиссии, либо в судебном порядке более чем на 50%, что свидетельствует о правовой неопределенности данной нормы, в том числе и в отношении установления порядка расчета арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности.
Также следует учесть, что абзацем 7 пункта 10 Положения N 47 предусмотрено, что размер арендной платы за земельный участок, предоставленный без проведения торгов, изменяется арендодателем в одностороннем порядке в случае уменьшения кадастровой стоимости земельного участка по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных на территории Алтайского края, либо в судебном порядке более чем на 50%, размер арендной платы устанавливается в размере ежегодной арендной платы, определенной по результатам рыночной оценки в соответствии с Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации.
Как следует из пояснений представителя административного ответчика Ч.Ю.В., а также представленных сведений по запросу суда Комитетом по управлению муниципальным имуществом Администрации Рубцовского района расчет арендной платы за земельные участки с кадастровыми номерами N, N, N, N, N осуществляется с применением методики расчета арендной платы предусмотренной абзацем 7 пункта 10 Положения N 47, при этом в расчет берутся отчеты об оценки стоимости аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения N 20-57-6, N 20-57-7, N 20-57-8, N 20-57-9, составленными независимыми экспертами.
В тоже время из представленных по запросу суда указанных отчетов следует, что цель оценки по данным отчетам - определение начальной стоимости аренды земельного участка для сдачи в аренду на открытом конкурсе, что противоречит самой сути Положения от N 25 декабря 2020 года N 47, которым предусмотрены разные методики определения арендной платы для договоров аренды заключенных по результатам торгов и по договорам передачи земельных участков в аренду без торгов. Земельные участки ООО "З.д." предоставлены в аренду без торгов, следовательно, методика, установленная оспариваемым абзацем 7 пункта 10 Положения N 47 применяемая в отношении расчета арендной платы за земельные участки переданные в аренду без торгов но на основании отчетов об определение начальной стоимости аренды земельного участка для сдачи в аренду на открытом конкурсе, однозначно свидетельствует о правовой неопределенности данной нормы.
Механизм действия закона должен быть понятен субъектам соответствующих правоотношений прежде всего из содержания конкретного нормативного положения.
Приведенное в оспариваемой норме указание на возможность определения арендной платы на основании рыночной стоимости права аренды земельного участка в отсутствие описания конкретного порядка и требований к расчету вызывает множественность толкования и носит неопределенный характер.
Более того, Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков.
К числу основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, относятся принцип предельно допустимой простоты расчета арендной платы, в соответствии с которым предусматривается возможность определения арендной платы на основании кадастровой стоимости, и принцип запрета необоснованных предпочтений, в соответствии с которым порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, принадлежащие соответствующему публично-правовому образованию и отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться.
С учетом единства экономического пространства и правовой системы Российской Федерации нашедшие свое отражение в Постановлении Правительства Российской Федерации N 582 принципы являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда в соответствии с законом размер платы подлежит установлению соответствующими компетентными органами.
Статьей 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" установлен запрет принимать акты, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности запрещается создание дискриминационных условий, к которым статьей 4 этого же закона относятся условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.
Из приведенных норм права следует, что в оспариваемом Положении, предусмотрено одновременное действие различных методик определения регулируемой арендной платы за публичные земли, приводящее к установлению различного размера арендной платы за земельные участки, отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, в зависимости от величины процента на который пересмотрена кадастровая стоимость земельного участка, что свидетельствуют о создании дискриминационных условий и нарушает принцип запрета необоснованных предпочтений, поэтому не соответствуют статье 15 Закона о защите конкуренции и Постановлению Правительства Российской Федерации N 582.
В соответствии с пунктом 4 Постановления N 582 приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 29 декабря 2017 г. N 710 утверждены Методические рекомендации по применению основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582 (далее - Методические рекомендации).
Согласно пункту 16 Методических рекомендаций применение принципа предельно допустимой простоты расчета арендной платы предусматривает установление случаев расчета арендной платы на основе кадастровой стоимости земельных участков, на основе рыночной стоимости земельных участков или рыночной стоимости права аренды земельных участков, определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
При этом порядок определения размера арендной платы может основываться на ставках арендной платы, а также повышающих или понижающих коэффициентах, применяемых в случаях, предусмотренных порядком определения размера арендной платы.
Как указывалось выше, положений, определяющих механизм расчета арендной платы в виде методики или формулы применительно к абзацу 7 пункта 10 оспариваемого Положения, не содержит.
С учетом установленных по делу обстоятельств абзац 7 пункта 10 "Положения о базовых коэффициентах арендной платы за использование земельных участков на территории Рубцовского района, государственная собственность на которые не разграничена, а также за земли, находящиеся в муниципальной собственности муниципального образования Рубцовский район Алтайского края", утвержденное Решением Рубцовского районного Собрания депутатов Алтайского края 25 декабря 2020 года N 47, следует признать недействующим.
Определяя момент, с которого нормативный правовой акт в оспариваемой части подлежат признанию недействующими, суд с целью восстановления нарушенных прав административного истца, исходит из того, что поскольку оспариваемый нормативный акт применялся и права граждан и организаций были реализованы, в настоящее время в Арбитражном суде Алтайского края рассматривается иск о взыскании с ООО "З.д." арендной платы размер которой рассчитан с применением оспариваемого положения нормативного правового акта, то в соответствии со ст. 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и с учетом разъяснений, содержащихся в п. 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", оспариваемые положения подлежат признанию не действующими со дня их принятия.
В силу п. 2 ч. 4 ст. 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта должно содержаться указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "З.д." о признании недействующим в части нормативного правового акта удовлетворить.
Признать абзац 7 пункта 10 "Положения о базовых коэффициентах арендной платы за использование земельных участков на территории Рубцовского района, государственная собственность на которые не разграничена, а также за земли, находящиеся в муниципальной собственности муниципального образования Рубцовский район Алтайского края", утвержденного Решением Рубцовского районного Собрания депутатов Алтайского края 25 декабря 2020 года N 47 недействующим со дня принятия.
Сообщение о принятом решении суда подлежит опубликованию в газете "Хлебороб Алтая" в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Алтайский краевой суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 09 июня 2020 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Алтайского краевого суда от 6 июня 2022 г. N 3а-1137/2022
Текст решения предоставлен Алтайским краевым судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании