Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Костромской областной Думы
от 7 июля 2022 N 505
Обращение
Костромской областной Думы к Министру юстиции Российской Федерации К.А. Чуйченко о включении в проект нового Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и проект Процессуального кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, разработанных Министерством юстиции Российской Федерации, положений о примирении сторон в производстве по делам об административных правонарушениях
Уважаемый Константин Анатольевич!
В некоторых отраслях российского права предусмотрена возможность примирения сторон по ранее возникшим конфликтным правоотношениям (например, статья 137 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, глава 14.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статья 76 Уголовного кодекса Российской Федерации).
По данным судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в 2020 году судами общей юрисдикции из оконченных производством 748,9 тыс. уголовных дел было прекращено 187,8 тыс. уголовных дел, из них 102 486 уголовных дел - в связи с примирением сторон.
Преступления, предусмотренные такими статьями Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ), как статья 128.1 "Клевета", части 1 и 2 статьи 158 "Кража", статья 167 "Умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества", часть 1 статьи 213 "Хулиганство", статья 330 "Самоуправство" и другими, в том числе и частного обвинения, с учётом степени общественной опасности подпадают под категорию преступлений небольшой или средней тяжести. Лицо, впервые совершившее одно из этих преступлений, может быть освобождено от уголовной ответственности, если оно примирилось с потерпевшим и загладило причинённый ему вред.
По значительной части дел об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), поводами к возбуждению дел являются заявления граждан (например, статья 5.61 "Оскорбление", 5.61.1 "Клевета", 6.1.1 "Побои", 7.17 "Уничтожение или повреждение чужого имущества", 19.1 "Самоуправство", 20.1 "Мелкое хулиганство" и др.).
Правонарушения, предусмотренные КоАП РФ, имеют меньшую степень общественной опасности, чем преступления, предусмотренные УК РФ, однако действующее законодательство об административных правонарушениях не предусматривает возможности прекращения административного производства по основанию примирения сторон.
Как показывает практика, лицо, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, и потерпевший зачастую являются знакомыми, в том числе и по работе, соседями по дому, садово-огородническому товариществу, родственниками. Иногда та или иная сторона предпринимают меры к примирению и снятию претензий, но в законодательстве об административных правонарушениях отсутствуют нормы, регулирующие порядок, механизм и юридические последствия этого.
Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие подобные правонарушения, при таких обстоятельствах зачастую вынуждены признавать административное правонарушение малозначительным или искусственно находить обстоятельства, смягчающие ответственность, для минимизации административного наказания. Тем самым создаётся видимость законных оснований для прекращения дела или назначения минимального вида наказания.
Считаем, что освобождение от административной ответственности при наличии законодательного установления факта примирения сторон позволит на законных основаниях прекращать производство по делу об административном правонарушении, что повысит степень правовой защищённости участников производства по делам об административных правонарушениях, уменьшит возможность порождения вражды и мести, минимизирует возникновение новых административных или уголовных деяний.
Суд, орган, должностное лицо, уполномоченные на рассмотрение дел об административных правонарушениях, в таких случаях не будут подвергаться критике за жестокость наказания либо за его мягкость, так как решение о примирении будет принимать сам потерпевший, а орган административной юрисдикции будет лишь утверждать факт примирения на основе законодательно установленной нормы права.
Костромская областная Дума просит рассмотреть предложения, изложенные в настоящем обращении, в ходе работы над проектом нового Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и проектом Процессуального кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Костромской областной Думы от 7 июля 2022 г. N 505 "Об обращении Костромской областной Думы к Министру... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.