Решение Алтайского краевого суда от 21 июля 2022 г. N 3а-1018/2022
Алтайский краевой суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Акватория" к Барнаульской городской Думе об оспаривании в части нормативного правового акта представительного органа местного самоуправления, установил:
общество с ограниченной ответственностью "А." (далее - ООО "А.") обратилось в суд с административным исковым заявлением, требуя признать недействующим приложение 5 "Карта планируемого размещения объектов местного значения. Карта планируемого размещения объектов физической культуры и массового спорта, образования, здравоохранения, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов, иных объектов местного значения городского округа" Генерального плана городского округа - города Барнаула, утв. решением Барнаульской городской Думы от 30 августа 2019 года N 344, в части размещения объекта местного значения - дошкольной образовательной организации на 320 мест в границах земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>. При этом указано, что ООО "А." является собственником данного земельного участка. Согласно градостроительному плану земельного участка, на нем планируется размещение дошкольной образовательной организации. Вместе с тем, материалы по обоснованию Генерального плана не содержат обоснования размещения данного объекта на земельном участке административного истца. Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт не соответствует положениям статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации (т. 2 л. д. 18-24).
В судебном заедании представитель административного истца Г.И.В. требования поддержала по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении; представители административного ответчика О.Е.А. и К.П.В. возражали против удовлетворения требований по доводам, изложенным в письменном отзыве, указав на наличие документации обосновывающей необходимость строительства дошкольного образовательного учреждения (т. 1 л. д. 147-149); представитель заинтересованного лица Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае и Республике Алтай А.Т.Г. разрешение требований оставила на усмотрение суда; иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены в установленном порядке. При этом заинтересованным лицом администрацией г. Барнаула представлены письменные возражения относительно административных исковых требований (т. 1 л. д. 140-141).
На основании статей 150, 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд рассмотрел административное дело при имеющейся явке.
Выслушав объяснения представителей сторон и заинтересованного лица, заключение прокурора, полагавшего административный иск не подлежащим удовлетворению, исследовав письменные материалы дела и оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Решением Барнаульской городской Думы от 30 августа 2019 года N 344 утвержден Генеральный план городского округа - города Барнаула Алтайского края (далее также - Генеральный план города Барнаула), в которое Решением Барнаульской городской Думы от 30 ноября 2021 года N 794 внесены изменения.
Решение представительного органа местного самоуправления опубликовано в газете "Вечерний Барнаул" 07 сентября 2019 года N 134 (5026), включено в Регистр муниципальных нормативных правовых актов 11 декабря 2019 года с присвоением номера государственной регистрации N .
Как установлено судом, ООО "А." является собственником земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: <адрес> (т. 1 л.д. 20-34).
Согласно градостроительному плану данного земельного участка на нем планируется размещение дошкольной образовательной организации (т. 1 л. д. 35-45).
Согласно Карте функционального зонирования территории, являющейся приложением 4 к Генеральному плану города Барнаула, земельный участок по <адрес>, в <адрес> находится в функциональной зоне смешанной и общественно-деловой застройки (т. 1 л.д. 151).
В соответствии Картой планируемого размещения объектов физической культуры и массового спорта, образования, здравоохранения, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов, иных объектов местного значения городского округа, являющейся приложением 5 к Генеральному плану города Барнаула, на вышеуказанном земельном участке запланировано размещение дошкольной образовательной организации (т. 1 л.д. 150).
Поскольку Генеральный план города Барнаула применен к административному истцу при утверждении градостроительного плана земельного участка, суд приходит к выводу о праве ООО "А." с учетом положений части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оспорить данный нормативный правовой акт.
Генеральный план города Барнаула утвержден Барнаульской городской Думой в соответствии с предусмотренными пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пунктом 1 части 3 статьи 8, частью 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пунктом 8 части 2 статьи 40 Устава городского округа - города Барнаула Алтайского края, принятого Решением Барнаульской городской Думы от 28 февраля 2018 года N 71, полномочиями представительного органа местного самоуправления.
Процедура разработки и принятия нормативного правового акта, предусмотренная статьями 24-25 Градостроительного кодекса Российской Федерации проверена судом, ее нарушений не установлено.
Вступившим в законную силу решением Алтайского краевого суда от 24 декабря 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 02 июня 2020 года, по административному делу N по административному исковому заявлению К.Н.А. к Барнаульской городской Думе о признании не действующим в части решения Барнаульской городской Думы от 30 августа 2019 года N 344 "Об утверждении Генерального плана городского округа - города Барнаула Алтайского края" нарушений порядка принятия нормативного правового акта не установлено. По основаниям нарушения процедуры принятия нормативный правовой акт не оспаривается административным истцом.
Проверяя соответствие оспариваемых положений нормативного правового акта положениям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
Пунктом 2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что территориальное планирование представляет собой планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений (части 1,3 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
К документам территориального планирования муниципальных образований относится, в том числе генеральный план, который в соответствии с частями 3-5 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации содержит:
1) положение о территориальном планировании;
2) карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа;
3) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа;
4) карту функциональных зон поселения или городского округа.
Положение о территориальном планировании, содержащееся в генеральном плане, включает в себя:
1) сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов местного значения поселения, городского округа, их основные характеристики, их местоположение (для объектов местного значения, не являющихся линейными объектами, указываются функциональные зоны), а также характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов;
2) параметры функциональных зон, а также сведения о планируемых для размещения в них объектах федерального значения, объектах регионального значения, объектах местного значения, за исключением линейных объектов. На указанных в пунктах 2-4 части 3 настоящей статьи картах соответственно отображаются: 1) планируемые для размещения объекты местного значения поселения, городского округа, относящиеся к следующим областям: а) электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения, водоотведение; б) автомобильные дороги местного значения; в) физическая культура и массовый спорт, образование, здравоохранение, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов в случае подготовки генерального плана городского округа; г) иные области в связи с решением вопросов местного значения поселения, городского округа; 2) границы населенных пунктов (в том числе границы образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; 3) границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения. Из приведенных норм в их совокупности следует, что генеральный план является основой для долгосрочного развития территории муниципального образования, отображение в котором объектов местного значения может носить общий, планируемый характер. Детальная проработка территории осуществляется в проектах планировки территории и проектах межевания, положения генерального плана учитываются при утверждении территориального зонирования и градостроительных регламентов территориальных зон, используются для принятия решений об изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд, утверждения программ по развитию территории. Как указано выше, земельный участок административного истца находится согласно Генеральному плану города Барнаула в функциональной зоне смешанной и общественно-деловой застройки. Действующее градостроительное законодательство не содержит норм, обязывающих органы власти при принятии генерального плана городского округа определять функциональные зоны в соответствии с фактическим использованием территории, поскольку генеральный план несет функцию определения назначения территории исходя из планов развития территории городского округа в целом и не направлен на фиксацию существующего положения. С учетом необходимости гармоничного развития территорий документы территориального планирования призваны обеспечивать как права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, так и защищаемые законом права и интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территорий муниципальных образований, сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия, которые могут вступать в объективное противоречие с интересами иных лиц (Апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 7 ноября 2019 года N 2-АПА19-13). Как следует из объяснений административного ответчика, расчет потребности населения в объектах социальной инфраструктуры осуществлен, исходя из численности населения, а также нормативных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности, установленных нормативами градостроительного проектирования Алтайского края, утвержденных постановлением администрации Алтайского края от 09 апреля 2015 года N 129 "Об утверждении нормативов градостроительного проектирования Алтайского края". Доводы представителя административного истца об отсутствии в материалах по обоснованию Генерального плана города Барнаула обоснования выбранного варианта размещения объектов местного значения суд отклоняет, поскольку в научно-исследовательской работе по разработке проекта генерального плана городского округа - города Барнаула Алтайского края, выполненной ОАО "Р. и. г. и. р. "Г.", приведено обоснование необходимости увеличения числа дошкольных образовательных, общеобразовательной организаций и организации дополнительного образования на территории муниципального образования города Барнаула (т. 1 л.д. 249-256, т. 2 л.д. 87-113). В частности, указано, что согласно региональным нормативам градостроительного проектирования минимальный показатель обеспеченности объектами дошкольного образования составляет 55 мест на 1000 жителей. Таким образом, нормативная потребность составляет 38478 мест, нормативная обеспеченность - 92%. Наименьшая нормативная обеспеченность таким объектами отмечается в сельских населенных пунктах и части Нагорного и Центрального планировочных районов г. Барнаула. расчетный норматив на 1 очередь составляет 65 мест/1000 чел., на расчетный срок - 550 мест/1000 чел. Потребность в объектах дошкольного образования на расчетный срок составляет 40,7 тыс. мест, на 1 очередь - 47,1 тыс. мест. На рисунке 3.4.1 представлен дефицит/избыток в объектах дошкольного образования для расчетной численности населения на 2025 и 2016 годы, отражающий разницу между существующим числом мест и расчетным для планировочных микрорайонов г. Барнаула, р.п. Южного и сельских населенных пунктов. В графических материалах на карте планируемого размещения объектов физической культуры и массового спорта, образования, здравоохранения, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов, иных объектов местного значения городского округа отражено местоположение планируемых объектов дошкольного образования. Кроме того, в таблице 3.4.3 "Планируемые объекта местного значения в области образования" отражено планируемое размещение дошкольной образовательной организации на 320 мест. При таких обстоятельствах предусмотренное в Генеральном плане города Барнаула размещение объекта местного значения - дошкольной образовательной организации соответствует положениям пункта 1 части 4 и пункта 1 части 5 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации и не может свидетельствовать о нарушении прав. Планируемое размещение объекта местного значения на земельном участке, принадлежащем административному истцу на праве собственности, не противоречит положениям статей 23 и 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, поскольку Генеральный план города Барнаула в оспариваемой части не содержит положений, ограничивающих права ООО "А." как правообладателя земельного участка. Доводы административного истца о бездействии органов местного самоуправления по реализации Генерального плана города Барнаула не могут быть приняты во внимание при рассмотрении настоящего публичного спора в рамках абстрактно нормоконтроля. Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает прав и законных интересов административного истца, в связи с чем, на основании статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд отказывает в удовлетворении административных исковых требований. Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, решил:
отказать в удовлетворении административных исковых требований общества с ограниченной ответственностью "А." к Барнаульской городской Думе об оспаривании в части приложения 5 "Карта планируемого размещения объектов местного значения. Карта планируемого размещения объектов физической культуры и массового спорта, образования, здравоохранения, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов, иных объектов местного значения городского округа" Генерального плана городского округа - города Барнаула, утв. решением Барнаульской городской Думы от 30 августа 2019 года N 344.
Апелляционные жалоба, представление могут быть поданы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции через Алтайский краевой суд.
Мотивированное решение составлено 04 августа 2022 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Алтайского краевого суда от 21 июля 2022 г. N 3а-1018/2022
Текст решения предоставлен Алтайским краевым судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Текст решения опубликован не был