В соответствии со статьей 44 Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей", пунктом 16 части 1 статьи 15.1 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", постановлением администрации Кумылженского муниципального района Волгоградской области от 09.10.2013 г. N 619 "Об утверждении Положения о муниципальных программах" постановляю:
1. Утвердить муниципальную программу "Обеспечение защиты прав потребителей в Кумылженском муниципальном районе Волгоградской области" на 2023 - 2025 годы.
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы по экономике - начальника отдела экономики, торговли и бухгалтерского учета администрации Кумылженского муниципального района А.А. Пинского.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его обнародования в МКУК "Кумылженская межпоселенческая центральная библиотека им. Ю.В. Сергеева" и подлежит размещению в сети Интернет на официальном сайте Кумылженского муниципального района.
Глава Кумылженского муниципального района |
В.В. Денисов |
И.о. начальника правового отдела |
П.М. Столетов |
Утверждена
постановлением администрации
Кумылженского муниципального
района Волгоградской области
от 15.08.2022 г. N 594
Муниципальная программа
"Обеспечение защиты прав потребителей в Кумылженском муниципальном районе Волгоградской области" на 2023 - 2025 годы
Паспорт программы
Наименование Программы |
Муниципальная программа "Обеспечение защиты прав потребителей в Кумылженском муниципальном районе Волгоградской области" на 2023 - 2025 годы (далее - Программа). |
Разработчик Программы |
- отдел экономики, торговли и бухгалтерского учета администрации Кумылженского муниципального района Волгоградской области. |
Исполнители Программы |
- отдел экономики, торговли и бухгалтерского учета администрации Кумылженского муниципального района Волгоградской области. |
Соисполнители программы |
- администрации сельских поселений Кумылженского муниципального района Волгоградской области (по согласованию). |
Цели Программы |
Развитие системы обеспечения прав потребителей в Кумылженском муниципальном районе Волгоградской области, направленное на минимизацию рисков нарушения законных прав и интересов потребителей и обеспечение необходимых условий для их эффективной защиты. |
Задачи Программы |
- создание и совершенствование условий для эффективной защиты прав потребителей в Кумылженском муниципальном районе Волгоградской области в соответствии с действующим законодательством о защите прав потребителей; - повышение уровня правовой грамотности и формирование у населения навыков рационального потребительского поведения; - повышение доступности правовой помощи для потребителей; - систематическая оценка состояния потребительского рынка и системы защиты прав потребителей; - повышение уровня социальной ответственности и правовой грамотности хозяйствующих субъектов, работающих на потребительском рынке; - содействие общественным организациям в решении задач по защите прав потребителей; - развитие институтов досудебного урегулирования споров в сфере защиты прав потребителей. |
Целевые показатели Программы |
- количество обращений потребителей, связанных с нарушением их прав; - количество публикаций и сообщений в средствах массовой информации всех видов, направленных на повышение потребительской грамотности населения; - количество консультаций в сфере защиты прав потребителей; - количество мероприятий по мониторингу состояния потребительского рынка и системы защиты прав потребителей; - количество проведенных семинаров, совещаний, круглых столов для хозяйствующих субъектов по вопросам соблюдения действующего законодательства в сфере защиты прав потребителей; - удельный вес претензий потребителей, удовлетворенных хозяйствующими субъектами в добровольном порядке, поступивших в администрацию Кумылженского муниципального района Волгоградской области. |
Сроки и этапы реализации Программы |
Реализация Программы будет осуществлена в течение 2023 - 2025 годов в один этап. |
Объёмы и источники финансирования Программы |
- финансирование Программы не предусматривается. |
Ожидаемые результаты реализации Программы |
- повышение правовой грамотности населения за счет увеличения доли мероприятий информационно-просветительского характера, направленных на просвещение и информирование потребителей; - увеличение количества фактов добровольного удовлетворения законных требований потребителей продавцами (исполнителями); - снижение количества нарушений законодательства в сфере потребительского рынка. |
1. Общая характеристика сферы реализации муниципальной программы
В соответствии со статьей 44 Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" органами местного самоуправления осуществляются мероприятия по реализации, обеспечению и защите прав потребителей и в пределах своих полномочий принимаются определенные меры.
На отдел экономики, торговли и бухгалтерского учета администрации Кумылженского муниципального района Волгоградской области (далее именуется - Отдел) возложены полномочия в области защиты прав потребителей, в том числе:
участие в реализации государственной политики в области защиты прав потребителей на территории Кумылженского муниципального района;
содействие реализации и защите прав потребителей;
осуществление работы, направленной на повышение правовой грамотности населения в области защиты прав потребителей;
рассмотрение обращений потребителей, консультирование их по вопросам защиты прав потребителей;
обращение в суды в защиту прав потребителей (неопределенного круга потребителей).
Для реализации Отделом мероприятий по осуществлению защиты прав потребителей на территории Кумылженского муниципального района Волгоградской области в соответствии с постановления администрации Кумылженского муниципального района от 09.10.2013 г. N 619 "Об утверждении Положения о муниципальных программах" разработана настоящая Программа.
Программа направлена на создание условий для эффективной защиты установленных законодательством Российской Федерации прав потребителей Кумылженского муниципального района, снижение социальной напряженности на потребительском рынке района.
Актуальность вопроса и необходимость повышения эффективности защиты прав потребителей были подчеркнуты на заседании Государственного совета Российской Федерации об усилении государственных гарантий защиты прав потребителей, состоявшемся 18 апреля 2017 года.
Одной из причин, порождающей многочисленные нарушения прав потребителей, является низкая правовая грамотность населения и хозяйствующих субъектов, а также недостаточная информированность граждан о механизмах реализации своих прав.
Проведенный Отделом мониторинг поступивших обращений граждан по вопросам защиты прав потребителей показал, что в администрацию Кумылженского муниципального района по итогам 2021 года поступило 30 обращений граждан, связанных с нарушением Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей". Наибольшее количество жалоб связано с качеством реализованных товаров - они составляют 80% от общего числа обращений. Порядка 90% претензий касаются сферы оказания финансовых услуг (ОСАГО).
С учетом снижения административных барьеров, риск реализации на потребительском рынке товаров (работ, услуг), не соответствующих обязательным требованиям, по-прежнему остается высоким.
Поскольку предупреждение нарушения прав потребителей не может быть достигнуто только через реализацию контрольно-надзорных функций, важнейшим направлением деятельности является применение мер превентивного характера, направленных на повышение правовой грамотности и социальной ответственности хозяйствующих субъектов и информированности потребителей об их правах и механизмах защиты этих прав.
Для повышения эффективности защиты прав потребителей на территории Кумылженского муниципального района необходим переход на качественно новый уровень защиты прав потребителей, для чего требуются новые организационные подходы, в том числе внедрение программно-целевых методов.
Реализация мероприятий Программы позволит обеспечить сбалансированную защиту интересов потребителей, повысить социальную защищенность жителей Кумылженского муниципального района.
2. Цели, задачи, сроки и этапы реализации Программы
Исходя из приоритетов государственной политики в сфере защиты прав потребителей сформулирована цель Программы - развитие системы обеспечения прав потребителей в Кумылженском муниципальном районе, направленное на минимизацию рисков нарушения законных прав и интересов потребителей и обеспечение необходимых условий для их эффективной защиты.
Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих задач:
1. создание и совершенствование условий для эффективной защиты прав потребителей в Кумылженском муниципальном районе в соответствии с действующим законодательством о защите прав потребителей;
2. повышение уровня правовой грамотности и формирование у населения навыков рационального потребительского поведения;
3. повышение доступности правовой помощи для потребителей;
4. систематическая оценка состояния потребительского рынка и системы защиты прав потребителей;
5. повышение уровня социальной ответственности и правовой грамотности хозяйствующих субъектов, работающих на потребительском рынке;
6. содействие общественным организациям в решении задач по защите прав потребителей;
7. развитие институтов досудебного урегулирования споров в сфере защиты прав потребителей.
Реализация Программы рассчитана на 2023 - 2025 годы и предусматривает один этап, обеспечивающий непрерывность решения поставленных задач.
3. Целевые показатели достижения целей и решения задач, основные ожидаемые конечные результаты Программы
В систему показателей для оценки эффективности реализации Программы включены показатели, характеризующие выполнение установленных задач и конкретных ожидаемых конечных результатов Программы. Перечень целевых показателей муниципальной Программы и их значений приведен в Приложении 1 к Программе.
4. Обобщенная характеристика основных мероприятий Программы
Достижение цели и решение задач Программы осуществляются путем выполнения мероприятий Программы.
Перечень мероприятий Программы приведен в Приложении 2 к Программе.
5. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации Программы
Реализация мероприятий Программы не предусматривает финансирования за счет средств бюджета Кумылженского муниципального района Волгоградской области.
6. Механизмы реализации Программы
Реализация Программы будет осуществляться администрацией Кумылженского муниципального района через структурные подразделения, ответственные за реализацию мероприятий, предусмотренных Программой, путем координации и взаимодействия с соисполнителями Программы, органами местного самоуправления поселений, муниципальными учреждениями и организациями, участвующими в ее реализации на территории Кумылженского муниципального района Волгоградской области.
Взаимодействие между ответственным исполнителем и соисполнителями Программы будет осуществляться в соответствии с Положением о муниципальных программах, утвержденным постановлением администрации Кумылженского муниципального района от 09.10.2013 г. N 619.
Осуществление превентивных мер, направленных на профилактику нарушений в сфере защиты прав потребителей, создаст условия для повышения культуры обслуживания потребителей, повышения гражданского самосознания изготовителей и продавцов (исполнителей) товаров, работ и услуг. Реализация мероприятий Программы должна привести к сокращению поступления на потребительский рынок опасных и некачественных товаров, работ, услуг, сформировать у жителей района навыки рационального потребительского поведения. Программа обеспечит повышение информированности населения в сфере защиты прав потребителей. Повышение уровня защиты населения при реализации потребительских прав приведет к снижению социальной напряженности в обществе.
Для осуществления контроля и мониторинга хода реализации муниципальной Программы ответственный исполнитель совместно с соисполнителями отчитывается о ходе её выполнения, в соответствии с Положением о муниципальных программах, утвержденным постановлением администрации Кумылженского муниципального района от 09.10.2013 г. N 619.
7. Анализ рисков реализации Программы и описание мер управления рисками реализации Программы
Важное значение для успешной реализации Программы имеет прогнозирование возможных рисков, связанных с достижением основных целей, решением задач Программы, оценка их масштабов и последствий, а также формирование системы мер по их предотвращению. В рамках реализации Программы могут быть выделены правовые риски ее реализации.
Правовые риски связаны с изменением федерального, областного законодательств, муниципального законодательства, длительностью формирования нормативно-правовой базы, необходимой для эффективной реализации муниципальной программы. Это может привести к существенному увеличению планируемых сроков или изменению условий реализации мероприятий муниципальной программы. Для минимизации воздействия данной группы рисков в рамках реализации Программы планируется:
привлекать при разработке проектов документов основные заинтересованные стороны к их обсуждению и согласованию;
проводить мониторинг планируемых изменений в законодательстве.
Приложение 1
к муниципальной программе
"Обеспечение защиты прав потребителей
в Кумылженском муниципальном районе
Волгоградской области"
на 2023 - 2025 годы
Перечень целевых показателей муниципальной программы "Обеспечение защиты прав потребителей в Кумылженском муниципальном районе Волгоградской области" на 2023 - 2025 годы
N п/п |
Наименование целевого показателя |
Единица измерения |
Значения целевых показателей |
|||||
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
2025 |
||||
1. |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
|
Цель программы - развитие системы обеспечения прав потребителей в Кумылженском муниципальном районе, направленное на минимизацию рисков нарушения законных прав и интересов потребителей и обеспечение необходимых условий для их эффективной защиты. | ||||||||
1 |
Задача 1. Создание и совершенствование условий для эффективной защиты прав потребителей в Кумылженском муниципальном районе в соответствии с действующим законодательством о защите прав потребителей. |
|||||||
1.1 |
Осуществление приема граждан по личным вопросам |
кол-во |
30 |
54 |
52 |
50 |
48 |
|
2. |
Задача 2. Повышение уровня правовой грамотности и формирование у населения навыков рационального потребительского поведения. |
|||||||
2.1 |
Создание и ведение на сайте Кумылженского муниципального района специального раздела "Защита прав потребителей" |
кол-во |
2 |
5 |
6 |
7 |
8 |
|
2.2 |
Организация и обеспечение работы "горячей линии" по вопросам защиты прав потребителей |
- |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
3. |
Задача 3. Повышение доступности правовой помощи для потребителей. |
|||||||
3.1 |
Обеспечение защиты интересов потребителей всех слоев населения при акцентировании внимания на социально уязвимых группах населения, выработка системного подхода к улучшению положения потребителей из числа лиц с ограниченными возможностями, людей старшего поколения |
кол-во |
80 |
85 |
90 |
95 |
100 |
|
3.2 |
Организация правовой помощи гражданам в сфере защиты прав потребителей |
кол-во |
0 |
0 |
5 |
7 |
10 |
|
3.3 |
Размещение на сайте Кумылженского муниципального района информационно-аналитических материалов |
кол-во |
0 |
1 |
2 |
2 |
2 |
|
4 |
Задача 4. Повышение уровня социальной ответственности и правовой грамотности хозяйствующих субъектов, работающих на потребительском рынке. |
|||||||
4.1 |
Проведение совещаний, круглых столов, заседаний рабочих групп и иных мероприятий, приуроченных к Всемирному дню защиты прав потребителей |
шт |
0 |
1 |
2 |
2 |
3 |
|
5 |
Задача 5. Развитие институтов досудебного урегулирования споров в сфере защиты прав потребителей. |
|||||||
5.1 |
Мониторинг судебной практики по потребительским спорам и правонарушениям, касающимся вопросов защиты прав потребителей |
% |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Приложение 2
к муниципальной программе
"Обеспечение защиты прав потребителей
в Кумылженском муниципальном районе
Волгоградской области"
на 2023 - 2025 годы
Перечень
мероприятий муниципальной программы Кумылженского муниципального района
N п/п |
Наименование мероприятия |
Ответственный исполнитель, соисполнитель муниципальной программы, подпрограммы |
Год реализации |
Объемы и источники финансирования (тыс. рублей) |
Ожидаемые результаты мероприятия |
Плановые сроки реализации мероприятия |
||||||
Всего |
в том числе |
|||||||||||
федеральный бюджет |
областной бюджет |
местный бюджет |
внебюджетные средства |
|||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
||
1 |
Задача 1. Создание и совершенствование условий для эффективной защиты прав потребителей в Кумылженском муниципальном районе в соответствии с действующим законодательством о защите прав потребителей. |
|||||||||||
1.1 |
Осуществление приема граждан по личным вопросам |
Отдел экономики, торговли и бухгалтерского учета |
2023 - 2025 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Оказание помощи потребителям в связи с нарушением их прав |
Весь период действия программы |
||
2 |
Задача 2. Повышение уровня правовой грамотности и формирование у населения навыков рационального потребительского поведения. |
|||||||||||
2.1 |
Создание и ведение на сайте Кумылженского муниципального района специального раздела "Защита прав потребителей" |
Отдел экономики, торговли и бухгалтерского учета |
2023 - 2025 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Повышение потребительской грамотности населения |
Весь период действия программы |
||
3 |
Задача 3. Повышение доступности правовой помощи для потребителей. |
|||||||||||
3.1 |
Обеспечение защиты интересов потребителей всех слоев населения при акцентировании внимания на социально уязвимых группах населения, выработка системного подхода к улучшению положения потребителей из числа лиц с ограниченными возможностями, людей старшего поколения |
Отдел экономики, торговли и бухгалтерского учета |
2023 - 2025 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Обеспечение защиты интересов потребителей всех слоев населения, в том числе лиц с ограниченными возможностями, людей старшего поколения |
Весь период действия программы |
||
3.2 |
Организация правовой помощи гражданам в сфере защиты прав потребителей |
Отдел экономики, торговли и бухгалтерского учета |
2023 - 2025 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Снижение количества нарушений в сфере потребительского рынка |
Весь период действия программы |
||
3.3 |
Размещение на сайте Кумылженского муниципального района информационно-аналитических материалов |
Отдел экономики, торговли и бухгалтерского учета |
2023 - 2025 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Увеличение количества фактов добровольного удовлетворения законных требований потребителей |
Весь период действия программы |
||
4. |
Задача 4. Повышение уровня социальной ответственности и правовой грамотности хозяйствующих субъектов, работающих на потребительском рынке. |
|||||||||||
4.1 |
Проведение совещаний, круглых столов, заседаний рабочих групп и иных мероприятий, приуроченных к Всемирному дню защиты прав потребителей |
Отдел экономики, торговли и бухгалтерского учета |
2023 - 2025 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Разъяснительная работа для хозяйствующих субъектов действующего законодательства в сфере защиты прав потребителей |
Весь период действия программы |
||
5. |
Задача 5. Развитие институтов досудебного урегулирования споров в сфере защиты прав потребителей. |
|||||||||||
5.1 |
Мониторинг судебной практики по потребительским спорам и правонарушениям, касающимся вопросов защиты прав потребителей |
Отдел экономики, торговли и бухгалтерского учета |
2023 - 2025 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Увеличение количества фактов добровольного удовлетворения законных требований потребителей |
Весь период действия программы |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Кумылженского муниципального района Волгоградской области от 15 августа 2022 г. N 594 "Об утверждении муниципальной программы "Обеспечение защиты прав потребителей в Кумылженском муниципальном районе Волгоградской области" на 2023 - 2025 годы"
Вступает в силу со дня обнародования
Текст постановления опубликован в сети Интернет на официальном сайте Кумылженского муниципального района www.kumadmin.ru