Решение Верховного Суда Республики Татарстан от 2 сентября 2022 г. N 3а-450/2022
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Республики Татарстан в составе председательствующего - судьи Верховного Суда Республики Татарстан Сафиной М.М. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ушаковым К.Н. с участием прокурора прокуратуры Республики Татарстан Золина И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ежкова Эдуарда Геннадьевича, Ежкова Григория Геннадьевича к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан о признании недействующими пункта 310 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 25 ноября 2019 года N 3711-р, пункта 315 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденного распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 16 ноября 2020 года N 3495-р, пункта 323 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, утвержденного распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 22 ноября 2021 года,
установил:
распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 25 ноября 2019 года N 3711-р, зарегистрированным в Министерстве юстиции Республики Татарстан 29 ноября 2019 года за N 5889, опубликованным в первоначальной редакции на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru 28 ноября 2019 года, утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год (далее - Перечень на 2020 год). Распоряжениями от 27 декабря 2019 года N 4168-р, от 11 ноября 2020 года N 3440-р в Перечень внесены изменения.
Распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 16 ноября 2020 года N 3495-р, зарегистрированным в Министерстве юстиции Республики Татарстан 25 ноября 2020 года за N 7027, опубликованным в первоначальной редакции на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru 25 ноября 2020 года, утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год (далее - Перечень на 2021 год). Впоследствии в Перечень вносились изменения распоряжениями от 4 декабря 2020 года N 3814-р, от 26 декабря 2020 года N 4184-р, от 30 декабря 2020 года N 4343-р, от 27 июля 2021 года N 2267-р, от 30 сентября 2021 года N 2962-р.
Распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 22 ноября 2021 года N 3555-р утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год (далее - Перечень на 2022 год). Данное распоряжение зарегистрировано в Министерстве юстиции Республики Татарстан 29 ноября 2021 года за N 8219, опубликовано в первоначальной редакции на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru 29 ноября 2021 года. В данный Перечень также внесены изменения распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 28 декабря 2021 года N 4120-р.
В пункте 310 Перечня на 2020 год, пункте 315 Перечня на 2021 год, пункте 323 Перечня на 2022 год в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость, указан объект недвижимости с кадастровым номером ...., расположенный по адресу: адрес.
Индивидуальные предприниматели Ежков Э.Г., Ежков Г.Г., являющиеся собственниками данного объекта недвижимости, обратились в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими названных положений, полагая, что включение объекта в перечни противоречит статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и части 1 статьи 1.1 Закона Республики Татарстан от 28 ноября 2003 года N 49-ЗРТ "О налоге на имущество организаций", так как данный объект не входит в категорию торговых центров (комплексов).
В судебное заседание Ежков Э.Г., Ежков Г.Г., надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, не явились, от их представителя Набиуллиной Г.В. поступило ходатайство о рассмотрении дела без их участия.
Представитель Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан Рахимзянова А.И. административный иск не признала, представила письменные возражения, пояснила, что спорный объект недвижимости включен в оспариваемые перечни, поскольку более 20 процентов его общей площади занимают торговые помещения, при этом по сведениям Единого государственного реестра недвижимости данный объект представляет собой отдельное здание.
Исполнительный комитет муниципального образования "город Набережные Челны", Министерство юстиции Республики Татарстан, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, представителя для участия в судебном заседании не направили.
Выслушав представителей административного истца, административного ответчика, изучив доказательства, имеющиеся в материалах дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего административное исковое заявление подлежащим удовлетворению, оценив нормативный правовой акт на его соответствие федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
Пунктом "и" части первой статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в круг полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения включено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Статьей 12 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено право законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливать особенности определения налоговой базы, налоговые льготы, основания и порядок их применения в порядке и пределах, которые предусмотрены данным Кодексом.
В подпункте 6 пункта 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации здания, строения, сооружения, помещения, расположенные в пределах муниципального образования, указаны в качестве объектов налогообложения по налогу на имущество физических лиц.
В силу пункта 1 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных этой же статьей.
Подпунктом 2 пункта 2 статьи 406 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в размере, не превышающем 2 процентов в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 названного Кодекса, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Кодекса.
Решением Городского совета муниципального образования "город Набережные Челны" от 22 октября 2015 года N 2/11 "О налоге на имущество физических лиц" установлен налог на имущество физических лиц на территории муниципального образования "город Набережные Челны", налоговая база определена исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения. В отношении объектов налогообложения, включенных в перечень объектов недвижимого имущества, определяемый уполномоченным органом исполнительной власти Республики Татарстан в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, установлена налоговая ставка в размере 2,0 процента в 2018 году и последующие годы, в то время как в отношении прочих объектов налогообложения налоговая ставка составляет 0,5 процента.
В силу положений пункта 3 статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности и включенного в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Кодекса, не предусмотрено освобождение от обязанности по уплате налога на имущество физических лиц при применении упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями.
Пунктом 7 статьи 378.2 Кодекса уполномоченному органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации предписано не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определять на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 этой же статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них; нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества установлены статьей 1.1 Закона Республики Татарстан от 28 ноября 2003 года N 49-ЗРТ "О налоге на имущество организаций", согласно которой налоговая база в отношении торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 2000 квадратных метров и помещений в них, расположенных на территориях населенных пунктов с численностью населения более 145 тысяч человек, определяется как их кадастровая стоимость, утвержденная в установленном порядке (часть 1).
Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в части 1 названной статьи, определяется органом исполнительной власти Республики Татарстан, уполномоченным в области имущественных отношений, в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (часть 2).
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 21 ноября 2014 года N 896 утвержден Порядок формирования, ведения, утверждения и опубликования Перечня, согласно которому в Перечень включаются объекты недвижимого имущества, указанные в части 1 статьи 1.1 Закона Республики Татарстан от 28 ноября 2003 года N 49-ЗРТ (пункт 2).
В соответствии с пунктом 3 названного Порядка Перечень утверждается распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Следовательно, правительством региона предписывается, что в Перечень подлежат включению только торговые центры (комплексы) общей площадью свыше 2000 квадратных метров, расположенные на территориях населенных пунктов с численностью населения более 145 тысяч человек. Региональный законодатель не предусмотрел возможность включения в Перечень других видов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (например, административно-деловых центров, нежилых помещений, для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания) и не наделил соответствующими полномочиями упомянутое министерство.
Обращаясь к доводам административного истца о необоснованном отнесении объекта недвижимости к категории торговых центров (комплексов), суд исходит из положений пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
По смыслу статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающей исчерпывающий перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых установлены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога (подпункты 1-4 пункта 1), которая включает наряду с административно-деловыми центрами, торговыми центрами (комплексами) также жилые дома, принимая во внимание, что в целях названной статьи к торговым центрам (комплексам) относят здания (строения, сооружения), отвечающие условиям, указанным в пункте 4, под отдельно стоящим зданием следует понимать самостоятельный объект недвижимого имущества, не входящий в состав жилого дома, то есть не являющийся частью этого дома.
Установленные в приложении Б к СП 31-107-2004. Архитектурно-планировочные решения многоквартирных жилых зданий, одобренном и рекомендованном к применению письмом Госстроя Российской Федерации от 28 апреля 2004 года N ЛБ-131/9, признаки позволяют охарактеризовать встроенное нежилое помещение как помещение, располагаемое в габаритах жилого дома с выступом за его пределы не более чем на 1,5 метра), встроенно-пристроенное нежилое помещение - как помещение, располагаемое в габаритах жилого здания и в объемах, вынесенных за пределы габаритов жилого здания более чем на 1,5 метра.
В соответствии с выписками из Единого государственного реестра недвижимости объект недвижимости нежилого назначения с кадастровым номером ...., поставленный на государственный кадастровый учет 14 мая 2012 года, площадью 2048,7 квадратного метра имеет наименование "магазин".
Согласно выписке из технического паспорта на здание магазина от 7 июля 2006 года, он имеет встроенную часть (проспект Московский, дом 131/6) и пристроенную часть (проспект Московский, дом 133). В результате раздела помещений данного объекта на встроенную и пристроенную части сформированы технические паспорта от 13 марта 2019 года на встроенные нежилые помещения N 1001 в многоквартирном жилом доме площадью 329,2 квадратного метра и на пристроенную часть (здание магазина) площадью помещений 1964,9 квадратного метра.
По информации общества с ограниченной ответственностью "Энтузиаст", осуществляющей управление многоквартирным жилым домом, (письмо от 25 июля 2022 года N 649) принадлежащее административным истцам встроенно-пристроенное здание с кадастровым номером .... и многоквартирный дом по адресу: адрес, имеют общие инженерные сети и строительные конструкции, в том числе фундамент, несущие стены, плиты перекрытий, ограждающие несущие конструкции, что свидетельствует о наличии между конструкциями объектов неразрывной физической и технологической связи. Инженерные сети помещений встроенно-пристроенного здания присоединены к сетям ресурсоснабжающих организаций через сети многоквартирного дома, системы водоснабжения и теплоснабжения используются встроенно-пристроенным зданием и многоквартирным жилым домом совместно. Данные объекты изначально проектировались и строились как единый комплекс, встроенно-пристроенное здание расположено частично внутри многоквартирного дома.
Вопреки положениям части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, возлагающей бремя доказывания законности оспариваемого нормативного правового акта на приявший его орган, Министерством земельных и имущественных отношений Республики Татарстан не представлено доказательств того, что спорный объект недвижимости является отдельно стоящим зданием, не входящим в состав жилого дома.
Таким образом, объект недвижимости с кадастровым номером .... не отвечает основному признаку торгового центра (комплекса), установленному пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статьей 1.1 Закона Республики Татарстан от 28 ноября 2003 года N 49-ЗРТ, вне зависимости от видов разрешенного использования земельного участка на котором оно расположено, предназначения и фактического использовании помещений в нем.
С учетом того, что законом Республики Татарстан предусмотрено определение налоговой базы как кадастровой стоимости лишь в отношении торговых центров или торговых комплексов (подпункт 1 пункта 1, пункт 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 1.1 Закона Республики Татарстан), включение в перечень объекта недвижимости, не являющегося отдельно стоящим зданием, нельзя признать законным.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Поскольку оспариваемые нормативные правовые акты имеют ограниченный срок действия (на 2020, 2021 и 2022 годы), признание их отдельных положений с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в связи с чем суд полагает необходимым признать оспариваемые нормы недействующими со дня принятия.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-178, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
административное исковое заявление Ежкова Эдуарда Геннадьевича, Ежкова Григория Геннадьевича удовлетворить.
Признать недействующими со дня принятия:
пункт 310 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 25 ноября 2019 года N 3711-р;
пункт 315 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденного распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 16 ноября 2020 года N 3495-р;
пункт 323 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, утвержденного распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 22 ноября 2021 года N 3555-р.
Настоящее решение суда или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежат опубликованию на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме через Верховный Суд Республики Татарстан в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции.
Судья |
М.М. Сафина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда Республики Татарстан от 2 сентября 2022 г. N 3а-450/2022
Текст решения опубликован на Официальном портале правовой информации Республики Татарстан (PRAVO.TATARSTAN.RU) 13 января 2023 г.