Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 6 сентября 2022 г. N 03-07-11/86608
В связи с письмом по вопросам применения налога на добавленную стоимость (далее - НДС) и налога на прибыль организаций в случае, когда вследствие обстоятельств непреодолимой силы невозможно представить в налоговые органы документы, подтверждающие применение налоговой ставки НДС в размере 0 процентов, Департамент налоговой политики по согласованию с Правовым департаментом сообщает следующее.
1. По вопросу доначисления НДС по налоговой ставке в размере 20 процентов при непредставлении в налоговые органы документов, подтверждающих обоснованность применения налоговой ставки НДС в размере 0 процентов.
Согласно абзацу второму подпункта 1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогообложение НДС производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта. При этом положения указанного подпункта 1 пункта 1 статьи 164 Кодекса применяются при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 165 Кодекса при реализации товаров, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 Кодекса, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов в налоговые органы представляются документы, указанные в данном пункте.
Согласно абзацу первому пункта 9 статьи 165 Кодекса документы (их копии), указанные в пунктах 1-3 данной статьи, представляются налогоплательщиками для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов при реализации товаров, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 164 Кодекса, в срок не позднее 180 календарных дней, считая с даты помещения товаров под таможенные процедуры экспорта, реэкспорта, свободной таможенной зоны.
Если по истечении 180 календарных дней, указанных в абзаце первом пункта 9 статьи 165 Кодекса, налогоплательщик не представил указанные документы (их копии), операции по реализации товаров, предусмотренные подпунктами 1 и 8 пункта 1 статьи 164 Кодекса, подлежат налогообложению по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2 и 3 статьи 164 Кодекса. Если впоследствии налогоплательщик представляет в налоговые органы документы (их копии), обосновывающие применение налоговой ставки в размере 0 процентов, уплаченные суммы налога подлежат вычету в порядке и на условиях, которые предусмотрены статьями 171 и 172 Кодекса (абзац второй пункта 9 статьи 165 Кодекса).
Таким образом, в случае если налогоплательщик по истечении 180 календарных дней, считая с даты помещения товаров под таможенную процедуру экспорта, не представил документы (их копии), подтверждающие обоснованность применения налоговой ставки в размере 0 процентов, то операции по реализации таких товаров подлежат налогообложению по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2 и 3 статьи 164 Кодекса.
2. По вопросу доначисления пени в связи с непредставлением документов, подтверждающих обоснованность применения налоговой ставки в размере 0 процентов.
Согласно пункту 1 статьи 75 Кодекса пеней признается установленная данной статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (пункт 2 статьи 75 Кодекса).
Положениями пункта 9 статьи 167 Кодекса предусмотрено, что при реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 Кодекса, моментом определения налоговой базы по указанным товарам (работам, услугам) является последнее число квартала, в котором собран полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 Кодекса. В случае, если полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 Кодекса, не собран в течение сроков, указанных в пункте 9 статьи 165 Кодекса, момент определения налоговой базы по указанным товарам (работам, услугам) определяется в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 167 Кодекса, если иное не предусмотрено пунктом 9 статьи 167 Кодекса.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 167 Кодекса моментом определения налоговой базы является день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав.
В силу пункта 1 статьи 174 Кодекса уплата налога по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1-3 пункта 1 статьи 146 Кодекса, на территории Российской Федерации производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации (передачи) товаров (выполнения, в том числе для собственных нужд, работ, оказания, в том числе для собственных нужд, услуг) за истекший налоговый период равными долями не позднее 25-го числа каждого из трех месяцев, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено главой 21 Кодекса.
При этом согласно пункту 3 статьи 75 Кодекса пеня начисляется, если иное не предусмотрено данной статьей и главами 25 и 26.1 Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно.
Учитывая изложенное, в случае непредставлением документов, подтверждающих обоснованность применения налоговой ставки в размере 0 процентов, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным статьей 174 Кодекса дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно начисляется пеня. Указанный вывод подтверждается судебной практикой (определение Верховного Суда Российской Федерации от 10 января 2018 г. N 306-КГ17-19942).
3. По вопросу возможности учета в качестве расходов по налогу на прибыль организаций себестоимости товаров, незаконно удерживаемых неустановленными лицами.
Согласно пункту 1 статьи 252 Кодекса в целях налогообложения прибыли организаций расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, понесенные налогоплательщиком при осуществлении деятельности, направленной на получение дохода (а в случаях, предусмотренных в статье 265 Кодекса, убытки, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком).
На основании подпункта 5 пункта 2 статьи 265 Кодекса к внереализационным расходам приравниваются убытки, полученные налогоплательщиком в отчетном (налоговом) периоде, в частности, расходы в виде недостачи материальных ценностей в производстве и на складах, на предприятиях торговли в случае отсутствия виновных лиц, а также убытки от хищений, виновники которых не установлены.
При этом факт отсутствия виновных лиц должен быть документально подтвержден уполномоченным органом государственной власти.
Одновременно сообщаем, что настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое мнение имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
В.А. Прокаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Если налогоплательщик по истечении 180 календарных дней, считая с даты помещения товаров под таможенную процедуру экспорта, не представил документы (их копии), подтверждающие обоснованность применения нулевой ставки НДС, то операции по реализации таких товаров облагаются по ставкам 10 и 20 процентов.
В случае непредставления указанных документов за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начисляется пеня.
Также даны разъяснения по вопросу возможности учета в качестве расходов по налогу на прибыль организаций себестоимости товаров, незаконно удерживаемых неустановленными лицами.
Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 6 сентября 2022 г. N 03-07-11/86608
Опубликование:
-