Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 1 сентября 2022 г. N 03-07-13/1/85227
Вопрос: Российская организация приобретает товар у резидента Республики Казахстан на условиях DAP г. Санкт-Петербург, Россия. При этом фактически товар в РФ поставляется с территории Финляндской Республики, российская организация оплачивает ввозной НДС.
Российская организация является налогоплательщиком НДС и товар приобретается для операций, облагаемых НДС. Поставщик (Республика Казахстан) и грузоотправитель (Финляндская Республика) не стоят на учете в налоговых органах РФ, в т.ч., в связи с отсутствием у них обособленных подразделений на территории РФ.
В соответствии со ст. 34.2 НК РФ просим дать нам письменное разъяснение по следующим вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах:
1. Верно ли мы понимаем, что российской организации необходимо выполнить обязанности налогового агента по НДС,
- какую ставку НДС мы должны применить при выполнении функций налогового агента по НДС (0%, 10/110% или 20/120%),
- можем ли мы принять к вычету НДС, оплаченный нами, как налоговым агентом, и при ввозе товара на территорию РФ,
- имеет ли значение для вычета НДС, уплаченного нами в качестве налогового агента, факт его оплаты за счет средств поставщика (резидент Республики Казахстан) или за счет наших средств?
2. Правильно ли мы понимаем, что в описанной ситуации применяются следующие нормы.
В п. 3 Порядка применения косвенных налогов при экспорте товаров (Раздел II Приложения N 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе указано следующее:
"3. При экспорте товаров с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена налогоплательщиком государства-члена, с территории которого вывезены товары, применяются нулевая ставка НДС и (или) освобождение от уплаты акцизов при представлении в налоговый орган документов, предусмотренных пунктом 4 настоящего Протокола.
При экспорте товаров с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена налогоплательщик имеет право на налоговые вычеты (зачеты) в порядке, аналогичном предусмотренному законодательством государства-члена, применяемому в отношении товаров, экспортированных с территории этого государства-члена за пределы Союза.
Место реализации товаров определяется в соответствии с законодательством государств-членов, если иное не установлено настоящим пунктом.
В случае реализации товара налогоплательщиком одного государства-члена налогоплательщику другого государства-члена, когда перевозка (транспортировка) товара начата за пределами Союза и завершена в другом государстве-члене, местом реализации товара признается территория государства-члена, на территории которого товар помещается под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления".
Таким образом, на основании указанного положения при доставке товара в РФ с территории Финляндской Республики методом реализации будет территория РФ.
В п.п. 1, 2 ст. 161 НК РФ указано следующее:
"1. При реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых является территория Российской Федерации, налоговая база определяется налоговыми агентами в случае реализации этих товаров (работ, услуг) налогоплательщиками - иностранными лицами:
не состоящими на учете в налоговых органах либо состоящими на учете в налоговых органах только в связи с нахождением на территории Российской Федерации принадлежащих им недвижимого имущества и (или) транспортных средств либо в связи с открытием счета в банке;
состоящими на учете в налоговых органах по месту нахождения их обособленных подразделений на территории Российской Федерации (за исключением осуществления реализации указанных в абзаце первом настоящего пункта товаров (работ, услуг) через обособленное подразделение иностранной организации, расположенное на территории Российской Федерации).
Налоговая база определяется налоговыми агентами отдельно при совершении каждой операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации с учетом настоящей главы как сумма дохода от реализации этих товаров (работ, услуг) с учетом налога.
2. Для целей пункта 1 настоящей статьи налоговыми агентами признаются организации и индивидуальные предприниматели, приобретающие на территории Российской Федерации товары (работы, услуги) у указанных в пункте 1 настоящей статьи иностранных лиц, если иное не предусмотрено пунктом 3 статьи 174.2 настоящего Кодекса. Налоговые агенты обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога вне зависимости от того, исполняют ли они обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой налога, и иные обязанности, установленные настоящей главой".
На основании п. 4 ст. 164 НК РФ налоговый агент, исчисляющий НДС в соответствии с п.п. 1, 2 ст. 161 НК РФ, применяет налоговую ставку НДС - 10/110 или 20/120.
На основании п.п. 1, 2 и 3 ст. 171 НК РФ ввозной НДС и НДС, оплаченный нами как налоговым агентом, мы - российская организация - вправе принять к вычету, поскольку являемся налогоплательщиком НДС и товар используется для операций, облагаемых НДС.
Ответ: В связи с письмом по вопросам о принятии к вычету сумм налога на добавленную стоимость (далее - НДС), уплаченных таможенному органу при ввозе на территорию Российской Федерации с территории Финляндии товаров, приобретенных у казахстанского хозяйствующего субъекта, а также о порядке применения абзаца четвертого пункта 3 раздела III "Порядок взимания косвенных налогов при экспорте товаров" Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, являющегося приложением N 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее - Протокол), Департамент налоговой политики сообщает следующее.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Здесь и далее по тексту имеется в виду абзац четвертый пункта 3 раздела II
Согласно положениям пункта 2 статьи 171 и пункта 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) суммы НДС, уплаченные при ввозе товаров на территорию Российской Федерации в таможенных процедурах выпуска для внутреннего потребления, переработки вне таможенной территории, временного ввоза и переработки вне таможенной территории, подлежат вычетам в случае использования этих товаров (работ, услуг) для осуществления операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость, после их принятия на учет.
Таким образом, суммы НДС, уплаченные таможенному органу при ввозе на территорию Российской Федерации с территории Финляндии товаров, приобретенных у казахстанского хозяйствующего субъекта, принимаются к вычету в порядке и на условиях, предусмотренных вышеуказанными положениями статьей 171 и 172 Кодекса.
Что касается применения абзаца четвертого пункта 3 раздела III "Порядок взимания косвенных налогов при экспорте товаров" Протокола, согласно которому в случае реализации товара налогоплательщиком одного государства - члена Евразийского экономического союза) далее - ЕАЭС) налогоплательщику другого государства - члена ЕАЭС, когда перевозка (транспортировка) товара начата за пределами территории ЕАЭС и завершена в другом государстве - члене ЕАЭС, местом реализации товара признается территория государства - члена ЕАЭС, на территории которого товар помещается под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, то положения данного абзаца четвертого применяются в целях определения места реализации товаров продавцом.
В связи с этим при приобретении у казахстанского хозяйствующего субъекта товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации с территории Финляндии, положения вышеуказанного абзаца четвертого пункта 3 раздела III Протокола не применяются и, соответственно, российскому налогоплательщику, приобретающему такие товары, уплачивать НДС в качестве налогового агента не следует.
Одновременно сообщается, что настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
В.А. Прокаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суммы НДС, уплаченные таможенному органу при ввозе в Россию из Финляндии товаров, приобретенных у казахстанского хозяйствующего субъекта, принимаются к вычету в порядке и на условиях, установленных НК РФ.
В силу Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг при реализации товара налогоплательщиком одного государства ЕАЭС налогоплательщику другого государства Союза, когда перевозка товара начата за пределами Союза и завершена в другом государстве Союза, местом реализации товара признается территория государства, на территории которого товар помещается под процедуру выпуска для внутреннего потребления. При приобретении у казахстанского хозяйствующего субъекта товаров, ввозимых из Финляндии, это правило не применяется. Российскому налогоплательщику, приобретающему такие товары, уплачивать НДС в качестве налогового агента не следует.
Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 1 сентября 2022 г. N 03-07-13/1/85227
Опубликование:
-