Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 1 сентября 2022 г. N 03-03-06/1/85330
Департамент налоговой политики рассмотрел обращение и сообщает, что согласно Регламенту Министерства финансов Российской Федерации, утвержденному приказом Минфина России от 14.09.2018 N 194н, в Министерстве не рассматриваются по существу обращения организаций по проведению экспертиз договоров, учредительных и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Одновременно сообщаем, что на основании пункта 1.3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) для сельскохозяйственных товаропроизводителей, отвечающих критериям, предусмотренным пунктом 2 статьи 346.2 Кодекса, налоговая ставка по налогу на прибыль организаций по деятельности, связанной с реализацией произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также с реализацией произведенной и переработанной данными налогоплательщиками собственной сельскохозяйственной продукции, устанавливается в размере 0 процентов.
При этом пунктом 2 статьи 346.2 Кодекса установлено, что сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются, в частности, организации, производящие сельскохозяйственную продукцию, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) и реализующие эту продукцию, при условии, что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, а также от оказания сельскохозяйственным товаропроизводителям услуг, которые относятся в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности к вспомогательной деятельности в области производства сельскохозяйственных культур и послеуборочной обработки сельскохозяйственной продукции, составляет не менее 70 процентов.
Как указывается в письме Минфина России от 05.07.2011 N 03-11-09/39, направленном в адрес ФНС России, а также в письмах Минфина России от 09.12.2016 N 03-11-06/1/73660 и от 22.02.2018 N 03-11-11/11556 статья 346.2 Кодекса не предусматривает право организаций и индивидуальных предпринимателей при участии в простом товариществе учитывать в целях получения статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя при определении в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) доли дохода от реализации произведенной этими организациями и индивидуальными предпринимателями сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, доходы, полученные от реализации сельскохозяйственной продукции, произведенной в рамках договора простого товарищества и распределенной между участниками.
В случае, если налогоплательщик единого сельскохозяйственного налога является участником договора простого товарищества (договора о совместной деятельности), то доходы, распределяемые в пользу налогоплательщика, согласно пункту 9 статьи 250 Кодекса относятся к внереализационным доходам, которые при определении статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя для целей исчисления единого сельскохозяйственного налога не учитываются.
Вместе с тем в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.12.2010 N 9534/10 указано, что доход, полученный организацией от реализации сельскохозяйственной продукции, произведенной в рамках договора о совместной деятельности, учитывается при определении доли дохода, предоставляющего организации право на применение системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей.
В этой связи в случае, если организация является участником договора простого товарищества, в соответствии с которым осуществляется исключительно производство и реализация сельскохозяйственной продукции силами нескольких сельскохозяйственных товаропроизводителей, то при определении доли дохода от реализации произведенной организацией сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную из сельскохозяйственного сырья собственного производства, в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) в целях главы 26.1 Кодекса возможно учитывать доходы от реализации сельскохозяйственной продукции, полученной в рамках договора простого товарищества.
Если договор простого товарищества не связан с производством и реализацией сельскохозяйственной продукции либо если такое производство и реализация не являются основной или преобладающей деятельностью в рамках договора о простом товариществе, то вышеуказанное Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации при определении доли дохода, предоставляющего организации право на применение системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, не учитывается.
С учетом изложенного, а также принимая во внимание сложившуюся арбитражную практику (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.01.2012 N 9790/12, постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 02.02.2021 N Ф03-6110/2020, постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 13.11.2015 по делу N А56-11637/2013, постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 20.05.2016 N Ф04-1441/2016), если организация в рамках договора простого товарищества непосредственно осуществляет производство сельскохозяйственной продукции, то при определении доли дохода, предоставляющего организации право на применение системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей учитывается стоимость сельскохозяйственной продукции, полученной этой организацией в рамках договора простого товарищества.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного постановления N 9790/12 следует читать как "22.01.2012"
Метод распределения сельскохозяйственной продукции, полученной в рамках договора простого товарищества, между участниками простого товарищества определяется договором простого товарищества.
Таким образом, к прибыли от деятельности по реализации данной сельскохозяйственной продукции указанным сельскохозяйственным товаропроизводителем применяется налоговая ставка 0 процентов, установленная пунктом 1.3 статьи 284 Кодекса.
Директор Департамента |
Д.В. Волков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В постановлении Президиума ВАС РФ указано, что доход, полученный организацией от реализации с/х продукции, произведенной в рамках договора о совместной деятельности, учитывается при определении доли дохода, предоставляющего право на ЕСХН.
Если договор простого товарищества не связан с производством и реализацией с/х продукции либо если такое производство и реализация не являются основной или преобладающей деятельностью в рамках договора, то вышеуказанное Постановление Президиума ВАС не учитывается.
Таким образом, если организация в рамках договора простого товарищества непосредственно осуществляет производство с/х продукции, то при определении доли дохода, предоставляющего право на ЕСХН, учитывается стоимость с/х продукции, полученной этой организацией в рамках договора простого товарищества.
К прибыли от деятельности по реализации данной с/х продукции применяется нулевая ставка налога на прибыль, установленная для с/х товаропроизводителей.
Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 1 сентября 2022 г. N 03-03-06/1/85330
Опубликование:
-