Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 14 сентября 2022 г. N 03-07-13/1/88895
Вопрос: Общество с ограниченной ответственностью на основании пункта 1 статьи 34.2 Налогового кодекса РФ просит предоставить письменные разъяснения по вопросу применения налогового законодательства в связи со следующей ситуацией.
Между российскими организациями ООО (далее - Общество) и ООО заключен договор, в соответствии с которым Общество обязалось по поручению контрагента за вознаграждение совершать сделки по продаже товаров народного потребления от своего имени, но за счет контрагента, по цене, указанной сторонами в товарных накладных/спецификациях согласованной формы. Право собственности на товар Обществу не переходит.
Процедура движения товара, по имеющимся у Общества данным, предусматривала, что вначале товар приобретался иностранной организацией ЗАО (Республика Армения) из-за рубежа (Европа, Китай, Вьетнам). Товар хранился на складе в Армении, далее отгружался с территории Армении и ввозился на территорию Российской Федерации согласно оформленным в Армении товаросопроводительным документам - международным товарно-транспортным накладным. Товар отгружался иностранной организацией ЗАО в адрес ООО по заключенному между ними договору комиссии.
Таким образом, заключенный Обществом и ООО договор являлся договором субкомиссии, ООО являлось по нему субкомитентом, а Общество субкомиссионером.
Для целей налогообложения все участники договорных отношений применяли положения Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, являющегося приложением N 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (далее - Протокол). Протокол не предусматривает уплату комиссионерами или субкомиссионерами НДС в российский бюджет при импорте товаров, а объект обложения этим налогом в соответствии с НК РФ у них также отсутствовал.
Соответственно, Общество НДС в связи с импортом товаров, передаваемых на субкомиссию, в российский бюджет не уплачивало. НДС уплачивался Обществом только с комиссионного вознаграждения, а также с товаров, которые были выкуплены в собственность. В чеках, выдаваемых Обществом конечным покупателям (физическим лицам) с помощью контрольно-кассовой техники, указан субкомитент - ООО, а цена указана без НДС.
Просим подтвердить верность изложенного понимания Обществом как субкомиссионером требований налогового законодательства.
Ответ: Департамент налоговой политики рассмотрел письмо и по вопросу применения налога на добавленную стоимость при реализации российским покупателям - физическим лицам товаров, ввезенных в Российскую Федерацию с территории Республики Армения, на основании договора комиссии российской организацией (комиссионером) по поручению армянской организации (комитента) при участии российского субкомиссионера сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 146 Кодекса объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров на территории Российской Федерации.
Порядок определения места реализации товаров в целях применения налога на добавленную стоимость в Российской Федерации установлен нормами статьи 147 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), согласно которым местом реализации товаров признается территория Российской Федерации, если товар в момент начала отгрузки и транспортировки находится на территории Российской Федерации.
Если в момент начала отгрузки и транспортировки товар находится за пределами территории Российской Федерации, то местом реализации такого товара территория Российской Федерации не признается.
Учитывая изложенное, реализация российской организацией по поручению комитента на основе договора комиссии на территории Российской Федерации товаров, ввезенных в Российскую Федерацию с территории Республики Армения, не является объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость в Российской Федерации.
Что касается уплаты налога на добавленную стоимость при импорте товаров с территории Республики Армения в Российскую Федерацию, то пунктом 13.3 раздела III "Порядок применения косвенных налогов при импорте товаров" Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (далее - Протокол), являющегося приложением N 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, предусмотрено, что если товары реализуются налогоплательщиком одного государства - члена ЕАЭС через комиссионера, поверенного или агента налогоплательщику другого государства - члена ЕАЭС и импортируются с территории первого либо третьего государства - члена ЕАЭС, уплата налога на добавленную стоимость осуществляется налогоплательщиком государства - члена ЕАЭС, на территорию которого импортированы товары, - собственником товаров либо, если это предусмотрено законодательством государства - члена ЕАЭС, - комиссионером, поверенным или агентом.
Уплата на добавленную стоимость при импорте товаров в Российскую Федерацию с территории другого государства - члена ЕАЭС комиссионером (субкомиссионером), поверенным или агентом Кодексом не предусмотрена.
В связи с этим при импорте товаров в Российскую Федерацию с территории государств - членов ЕАЭС, в том числе Республики Армения, налог на добавленную стоимость уплачивается собственником товаров.
Вместе с тем, согласно статье 143 Кодекса физические лица не являются плательщиками налога на добавленную стоимость.
Таким образом, при импорте товаров, ввезенных с территории Республики Армения на территорию Российской Федерации и реализуемых на основании договора комиссии комиссионерами (субкомиссионерами) покупателям - физическим лицам, обязанность по уплате налога на добавленную стоимость в Российской Федерации не возникает. Соответственно, в чеках, формируемых на реализуемые комиссионером (субкомиссионером) товары с помощью контрольно-кассовой техники, сумма налога на добавленную стоимость не указывается. При этом налоговая база как у комиссионера, так и у субкомиссионера определяется в порядке, предусмотренном пунктом 1 статьи 156 Кодекса.
Директор Департамента |
Д.В. Волков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Минфин разъяснил порядок применения НДС, если российская организация (комиссионер) по поручению армянской организации (комитента) при участии российского субкомиссионера реализует товары, ввезенные из Армении, российским покупателям - физлицам по договору комиссии.
Реализация российской организацией по поручению комитента на основе договора комиссии в России товаров, ввезенных из Армении, не облагается НДС в нашей стране.
При импорте товаров, ввезенных из Армении и реализуемых на основании договора комиссии комиссионерами (субкомиссионерами) покупателям-физлицам, обязанность по уплате НДС в России не возникает. Соответственно, в чеках, формируемых на реализуемые комиссионером (субкомиссионером) товары, сумма НДС не указывается. Разъяснено, как при этом определяется налоговая база у комиссионера и субкомиссионера.
Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 14 сентября 2022 г. N 03-07-13/1/88895
Опубликование:
-