Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 26 августа 2022 г. N 03-07-11/83410
Вопрос: ООО получит на лицевой счет, открытый в территориальном органе Федерального казначейства, от одного из своих участников - Акционерного общества (далее - Корпорация) - денежные средства в оплату доли, выкупаемой Корпорацией в ходе увеличения размера Уставного капитала ООО. При этом:
- полученные ООО от Корпорации средства зачисляются в полном объеме на специально открытый в территориальном органе Федерального казначейства лицевой счет;
- данные средства в заключаемом между Корпорацией и ООО договоре о предоставлении вклада в уставный (складочный) капитал (далее - Договор) прямо поименованы в статье 80 Бюджетного кодекса Российской Федерации в качестве бюджетных инвестиций;
- текущая редакция Договора не содержит запрет на использование ООО данных средств для уплаты сумм НДС, предъявляемого поставщиками и подрядчиками.
Непосредственно из бюджетной системы ООО какие-либо денежные средства не получает.
Источником финансирования дополнительного вклада Корпорации в Уставный капитал ООО являются бюджетные инвестиции в виде взноса Российской Федерации в уставный капитал Корпорации в целях обеспечения реализации инвестиционных проектов в сфере туризма в рамках мероприятий федерального проекта "Развитие туристической инфраструктуры" национального проекта "Туризм и индустрия гостеприимства" Российской Федерации в уставном капитале Корпорации. По имеющейся у нас информации, договор о предоставлении Корпорации бюджетных инвестиций не содержит запрет на оплату налога на добавленную стоимость в составе приобретаемых товаров (работ, услуг).
Учитывая изложенное, а также норму пп. 2.1. ст. 170 НК РФ, просим дать пояснение по следующему вопросу:
имеет ли право ООО, получившая от Корпорации (не из бюджетной системы) вклад в уставный капитал в виде бюджетных инвестиций, принять к вычету "входной" НДС по приобретаемым в рамках деятельности, облагаемой НДС, товарам (работам, услугам), оплаченный за счет средств этого вклада (с лицевого счета, открытого в территориальном органе Федерального казначейства)?
Ответ: В связи с обращением по вопросу применения налога на добавленную стоимость в ситуации и при условиях, изложенных в обращении, Департамент налоговой политики сообщает, что в соответствии с Регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 14 сентября 2018 г. N 194н, обращения организаций по оценке конкретных хозяйственных ситуаций в Минфине России не рассматриваются и консультационные услуги не оказываются.
Одновременно отмечаем, что согласно пункту 2 статьи 171 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) суммы налога на добавленную стоимость (далее - НДС), предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на территорию Российской Федерации, подлежат вычетам в порядке, предусмотренном статьей 172 Кодекса, в случае использования этих товаров (работ, услуг) для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения НДС.
Как следует из положений статей 78, 78.2-79 и 80 Бюджетного кодекса Российской Федерации из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета предоставляются в том числе:
- субсидии на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг;
- субсидии и (или) бюджетные инвестиции на осуществление капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности и приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность;
- бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства, находящиеся в собственности юридических лиц, и (или) на приобретение ими объектов недвижимого имущества либо в целях предоставления взноса в уставные (складочные) капиталы дочерних обществ указанных юридических лиц на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства, находящиеся в собственности таких дочерних обществ, и (или) на приобретение такими дочерними обществами объектов недвижимого имущества.
В случае если приобретенные товары (работы, услуги) оплачиваются налогоплательщиком за счет поименованных субсидий и (или) бюджетных инвестиций, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, то принятие к вычету (возмещению) НДС, оплаченного за счет таких бюджетных средств, приводит к повторному субсидированию налогоплательщиков из федерального бюджета на сумму возмещенного НДС, что, в конечном итоге, увеличивает расходы федерального бюджета на реализацию мероприятий, финансируемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В связи с этим положениями пункта 2.1 и подпункта 6 пункта 3 статьи 170 Кодекса предусмотрено, что суммы НДС по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам, нематериальным активам, имущественным правам, приобретенным налогоплательщиком полностью за счет субсидий и (или) бюджетных инвестиций, предоставленных бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, к вычету не принимаются (подлежат восстановлению).
Таким образом, если в целях реализации инвестиционного проекта организацией в качестве взноса в уставный капитал инвестора вносятся средства субсидий и (или) бюджетных инвестиций, ранее предоставленные этой организации из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, то суммы НДС, предъявленные инвестору при приобретении товаров (работ, услуг) в том числе основных средств, нематериальных активов, имущественных прав, оплаченных за счет средств, полученных от организации в качестве взноса в уставный капитал, инвестором к вычету в# не принимаются (подлежат восстановлению) на основании вышеуказанных норм пункта 2.1 и подпункта 6 пункта 3 статьи 170 Кодекса.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
В.А. Прокаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Если в целях реализации инвестиционного проекта организацией в качестве взноса в уставный капитал инвестора вносятся средства субсидий и (или) бюджетных инвестиций, ранее предоставленные этой организации из бюджетов, то суммы НДС, предъявленные инвестору при приобретении товаров (работ, услуг), оплаченных за счет средств, полученных от организации в качестве взноса в уставный капитал, инвестором к вычету не принимаются (подлежат восстановлению).
Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 26 августа 2022 г. N 03-07-11/83410
Опубликование:
журнал "Строительство: акты и комментарии для бухгалтера", ноябрь 2022 г. N 11