Заслушав и обсудив информацию председателя Комитета Государственного Совета Республики Татарстан по жилищной политике и инфраструктурному развитию А.В. Тыгина, Президиум Государственного Совета Республики Татарстан отмечает следующее.
Пассажирские перевозки являются одним из важнейших и востребованных населением услуг. В Республике Татарстан пассажирский транспорт представлен наземным, водным, железнодорожным, воздушным и внеуличным транспортом. Наиболее массовым видом общественного транспорта является автомобильный и городской электрический транспорт, доля перевозок на котором составляет около 97 процентов от всех видов перевозок.
Пассажирские перевозки автомобильным транспортом осуществляют 45 перевозчиков различных форм собственности, включая 15 крупных автотранспортных предприятий. Маршрутная сеть состоит из 165 межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок. За 2021 год данным видом транспорта перевезено 237,2 млн пассажиров, в том числе по внутригородским маршрутам - 216,5 млн пассажиров, пригородным - 16,8 млн пассажиров, междугородным - 3,9 млн пассажиров.
Среднесписочное количество подвижного состава предприятий городского электрического транспорта на конец I полугодия 2022 года составило 472 единицы, в том числе 249 трамваев, 208 троллейбусов, 15 поездов метрополитена.
Городским наземным электрическим транспортом осуществляется перевозка пассажиров по 38 маршрутам. Городским электрическим транспортом за 2021 год перевезено 88,4 млн пассажиров. Пассажирооборот на предприятиях городского электрического транспорта за 2021 год составил 419,2 млн пассажиро-километров.
Отрасль пассажирских перевозок, наряду с другими отраслями экономики, подвержена влиянию внутренних и внешних факторов. Множественные ограничения, вызванные пандемией коронавируса, а также нестабильность геополитической обстановки и введенные экономические санкции сказались и на транспортной системе. В сложном финансовом положении, прежде всего, оказались предприятия автомобильных пассажирских перевозок, что обусловлено снижением пассажиропотока, ростом стоимости топлива, подвижного состава, комплектующих и др. На первый план вышли вопросы сохранения бесперебойных перевозок и сдерживания тарифов на приемлемом для населения уровне, что потребовало принятия комплекса мер государственной поддержки как на федеральном, так и на региональном уровнях.
Так, на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан из бюджета Республики Татарстан в 2021 году выделены субвенции в размере 843,8 млн рублей, в 2022 году на указанные цели предусмотрено 1642,6 млн рублей.
В текущем году из республиканского бюджета выделены средства:
на возмещение недополученных доходов перевозчиков в связи с введением ограничительных мер в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции в размере 68,8 млн рублей;
на возмещение затрат перевозчиков на оплату труда работников, осуществляющих проверку наличия у пассажиров персональных QR-кодов, в размере 16,7 млн рублей.
В рамках развития муниципальной маршрутной сети в пригородном сообщении пролонгирована программа субсидирования сельских маршрутов, по которой объем расходов в бюджетах 39 муниципальных образований в текущем году составил 300,7 млн рублей (138,6 млн рублей в 2021 году).
Принятые государством меры по обеспечению экономической стабильности позволили фактически сохранить такой социально значимый вид перевозок, как автомобильные пассажирские перевозки, обеспечив при этом их доступность для населения и сохранив льготы для отдельных категорий граждан. Однако сложившаяся сегодня в отрасли ситуация в целом требует выработки на государственном уровне концептуальных решений по созданию эффективной финансовой модели функционирования отрасли на средне- и долгосрочную перспективу.
Данный тезис сформулирован с учетом многочисленных обращений перевозчиков в адрес парламентариев, на основе которых и в целях анализа правоприменительной практики Комитетом Государственного Совета Республики Татарстан по жилищной политике и инфраструктурному развитию (далее также - Комитет) в феврале 2021 года было принято решение о проведении мониторинга законодательства в сфере организации пассажирских перевозок.
В процессе мониторинга принимали участие органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, надзорные органы в пределах установленной сферы деятельности и компетенции. К мониторингу привлекались различные институты гражданского общества, обладающие определенной правоприменительной практикой, крупнейшие перевозчики Республики Татарстан, а также Экспертный совет, созданный при Комитете.
Результаты мониторинга позволили выделить основные направления правового, организационного и технического характера для исследования проблем и перспектив развития автомобильного пассажирского транспорта и городского наземного электрического транспорта, к которым можно отнести:
отсутствие на республиканском уровне единой концепции развития инфраструктуры и парка автомобильного пассажирского транспорта, городского наземного электрического транспорта;
отсутствие у транспортных предприятий собственных инвестиционных возможностей для обновления инфраструктуры и подвижного состава в силу несовершенства действующих институтов экономического регулирования, в частности, тарифной политики;
несовершенство механизмов управления мобильностью и повышения роли пассажирского транспорта общего пользования в городах и городских агломерациях (развитие перехватывающих парковок с целью снижения транспортной нагрузки улично-дорожной сети, совершенствование маршрутной сети пассажирского транспорта общего пользования и др.);
недостаточная укомплектованность транспортных предприятий водительским составом и недостаточная эффективность системы их профессиональной подготовки;
отсутствие взаимосвязи градостроительного и транспортного планирования, в том числе с использованием агломерационных подходов, порождающее избыточный транспортный спрос и перегруженность городских улично-дорожных сетей;
недостаточная развитость инфраструктуры и подвижного состава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта для маломобильных групп населения (пассажиров с детскими колясками, инвалидов и т.д.).
Ряд проблем, выявленных в ходе мониторинга, нашли решение в законах Республики Татарстан от 16.07.2021 N 52-ЗРТ "О внесении изменений в Закон Республики Татарстан "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Татарстан отдельными государственными полномочиями в сфере обеспечения равной доступности услуг общественного транспорта на территории Республики Татарстан для отдельных категорий граждан" (в части определения механизма возмещения транспортным предприятиям, осуществляющим регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам, недополученных доходов, связанных с перевозкой льготных категорий граждан) и от 25.07.2022 N 48-ЗРТ "О внесении изменений в Закон Республики Татарстан "О реализации Федерального закона "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части актуализации полномочий органов исполнительной власти Республики Татарстан и органов местного самоуправления в сфере организации регулярных перевозок и порядка осуществления таких перевозок).
В целом анализ результатов мониторинга свидетельствует о необходимости продолжения совместно с органами исполнительной власти Республики Татарстан, органами местного самоуправления работы по изучению ситуации в сфере пассажирских перевозок и выработки консолидированных законодательных и управленческих решений, направленных на обеспечение доступности и потребности населения в транспортных услугах.
На основании изложенного Президиум Государственного Совета Республики Татарстан постановляет:
1. Информацию председателя Комитета Государственного Совета Республики Татарстан по жилищной политике и инфраструктурному развитию А.В. Тыгина принять к сведению.
2. Комитету Государственного Совета Республики Татарстан по жилищной политике и инфраструктурному развитию продолжить работу по мониторингу законодательства в сфере организации пассажирских перевозок, в том числе с выездом в муниципальные образования Республики Татарстан, и представить при необходимости предложения о внесении изменений в федеральное и республиканское законодательство.
3. Предложить Кабинету Министров Республики Татарстан:
3.1. Рассмотреть вопрос перераспределения полномочий по управлению системой транспорта общего пользования городских агломераций между органами местного самоуправления и органами государственной власти Республики Татарстан для обеспечения согласования документов транспортного планирования нескольких муниципальных образований и создания единой тарифной системы.
3.2. Проработать вопрос разработки эффективных механизмов (создания постоянно действующих механизмов) государственной поддержки модернизации подвижного состава автомобильного пассажирского транспорта и городского наземного электрического транспорта, в том числе с привлечением внебюджетных источников на условиях государственно-частного партнерства.
3.3. Рассмотреть вопрос создания единого центра управления и финансирования системы транспортного обслуживания населения автомобильным пассажирским транспортом и городским наземным электрическим транспортом по аналогии с существовавшим ранее предприятием Татавтотранс.
4. Рекомендовать Министерству транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан:
4.1. Провести анализ организации перевозок автомобильным пассажирским транспортом в других субъектах Российской Федерации в целях внедрения наиболее эффективной модели транспортного обслуживания населения в Республике Татарстан.
4.2. При проведении мероприятий по обновлению парка транспортных средств общего пользования, в том числе с использованием собственных средств предприятий, учитывать приоритет транспортных средств, приспособленных для перевозки маломобильных групп населения.
4.3. Принимать активное участие в федеральных программах для реализации мероприятий по обновлению подвижного состава наземного общественного пассажирского транспорта.
4.4. Совместно с Министерством экономики Республики Татарстан разработать меры дополнительной государственной поддержки предприятий автомобильного пассажирского транспорта и городского наземного электрического транспорта в обновлении и наращивании парка современных транспортных средств.
4.5. Совместно с Министерством промышленности и торговли Республики Татарстан продолжить работу по налаживанию логистических и производственных цепочек поставки оборудования и комплектующих для бесперебойного обслуживания транспортными предприятиями подвижного состава.
4.6 Совместно с Министерством образования и науки Республики Татарстан разработать предложения по совершенствованию системы профессиональной подготовки и отбора водителей и специалистов, ответственных за обеспечение безопасности пассажирских перевозок.
5. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов:
5.1. Осуществлять транспортное планирование во взаимосвязи с градостроительным планированием на основе обязательного периодического мониторинга транспортных потребностей и платежеспособного спроса населения.
5.2. Проработать вопрос развития новых форм транспортного обслуживания маломобильных групп населения в целях обеспечения транспортной доступности основных объектов социальной инфраструктуры в муниципальном образовании.
6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Комитет Государственного Совета Республики Татарстан по жилищной политике и инфраструктурному развитию.
Председатель Государственного |
Ф.Х. Мухаметшин |
г. Казань,
15 сентября 2022 года
N 1553-VI ГС
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Президиума Государственного Совета Республики Татарстан от 15 сентября 2022 г. N 1553-VI ГС "Об итогах мониторинга законодательства в сфере организации пассажирских перевозок в Республике Татарстан"
Текст постановления опубликован в Ведомостях Государственного Совета Татарстана, N 9, сентябрь 2022 г.