1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в региональную программу Челябинской области "Снижение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума в Челябинской области", утвержденную распоряжением Правительства Челябинской области от 11.05.2021 г. N 265-рп "О региональной программе Челябинской области "Снижение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума в Челябинской области" (Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 11 мая 2021 г.).
2. Настоящее распоряжение подлежит официальному опубликованию.
Председатель Правительства |
А.Л. Текслер |
Утверждены
распоряжением Правительства
Челябинской области
от 21 сентября 2022 г. N 917-рп
Изменения,
которые вносятся в региональную программу Челябинской области "Снижение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума в Челябинской области"
1. Раздел II региональной программы Челябинской области "Снижение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума в Челябинской области" (далее именуется - региональная программа) изложить в следующей редакции:
"II. Анализ текущей ситуации
5. Федеральной службой государственной статистики (далее именуется - Росстат) опубликована оценка численности населения Челябинской области на 01.01.2022 года - 3 418 606 человек. В 2021 году естественная убыль составила 27 164 человека, миграционный прирост - 2 960 человек. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, по предварительной оценке Росстата, по итогам 2021 года составила 69,16 года.
Кроме того, удельный вес населения трудоспособного возраста на начало 2022 года составил 56,17 процента.
По оценке Росстата, валовой региональный продукт Челябинской области (далее именуется - ВРП) за 2021 год составил 1 911,2 млрд. рублей с ростом индекса физического объема (в сопоставимых ценах) на 6,7 процента к прошлому году.
ВРП на душу населения (по оценке) в 2021 году составил 557,1 тыс. рублей (119,2 процента к 2020 году в текущих основных ценах).
По предварительным данным, в 2021 году продукция сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в фактически действовавших ценах) составила 132,2 млрд. рублей и снизилась на 3,5 процента по сравнению с 2020 годом.
В 2021 году произошел рост оборота розничной торговли (в фактически действовавших ценах) с 598,91 млрд. рублей в 2020 году до 678,23 млрд. рублей в 2021 году.
Индекс производительности труда в 2021 году вырос на 4 процента по сравнению с предыдущим годом.
6. Уровень жизни домохозяйств в первую очередь определяется их доходами. В 2018-2020 годах отмечен рост доли оплаты труда, в том числе за счет доведения минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума. Существенное влияние на рост оплаты труда оказывают меры, принимаемые по повышению заработной платы в бюджетной сфере, в том числе повышение средней заработной платы отдельных категорий работников до установленного соотношения со средней заработной платой наемных работников в регионе, ежегодная индексация заработной платы работникам государственных и муниципальных учреждений. В рамках региональной программы работа по повышению заработной платы работникам бюджетной сферы продолжается.
По предварительным данным, в 2021 году объем денежных доходов населения сложился в размере 1 203,6 млрд. рублей и по сравнению с 2020 годом увеличился на 9 процентов.
Реальные располагаемые денежные доходы населения в 2021 году увеличились на 2,5 процента по сравнению с 2020 годом.
Среднедушевые денежные доходы жителей Челябинской области в 2021 году выросли на 9,7 процента к уровню 2020 года и составили 29 237,0 рубля (2020 год - 26 647,2 рубля, 2019 год - 25 432,4 рубля).
7. В структуре формирования денежных доходов населения основную долю занимает оплата труда (таблица 1).
Таблица 1
Структура
денежных доходов населения 1 Челябинской области
(в процентах) | ||||||
|
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
Денежные доходы - всего, |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
оплата труда |
57,7 |
58,4 |
62,0 |
62,8 |
59,7 |
60,3 |
социальные выплаты |
23,9 |
25,3 |
24,8 |
25,3 |
28,7 |
28,0 |
доходы от предпринимательской деятельности |
4,6 |
3,9 |
4,0 |
4,0 |
3,4 |
3,5 |
доходы от собственности |
4,0 |
4,0 |
3,8 |
4,2 |
6 |
4,5 |
другие доходы |
9,8 |
8,4 |
5,4 |
3,7 |
2,2 |
3,7 |
-------------------------------
1 С 2013 года данные рассчитываются в соответствии с Методологическими положениями по расчету показателей денежных доходов и расходов населения, утвержденными приказом Росстата от 02.07.2014 г. N 465 "Об утверждении Методологических положений по расчету показателей денежных доходов и расходов населения".
По предварительным данным, среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников по полному кругу организаций по Челябинской области в 2021 году составила 43 781 рубль и увеличилась по отношению к 2020 году на 11,3 процента (на 35,7 процента по отношению к 2017 году).
Наибольшими темпами размер заработной платы рос по следующим видам экономической деятельности: деятельность в области информации и связи (119,5 процента), торговля оптовая и розничная (119,2 процента), строительство (113,2 процента), деятельность гостиниц и предприятий общественного питания (112,7 процента), водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений (111,3 процента), добыча полезных ископаемых (111,1 процента), транспортировка и хранение (110,1 процента).
Снижение размера заработной платы по итогам 2021 года отмечено по виду экономической деятельности: деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги (93,9 процента).
По величине заработной платы лидируют виды экономической деятельности: деятельность профессиональная, научная и техническая - 61 020,1 рубля; деятельность финансовая и страховая - 60 807,7 рубля; деятельность в области информации и связи - 57 959,1 рубля; добыча полезных ископаемых - 53 095,7 рубля; государственное управление и обеспечение военной безопасности, социальное обеспечение - 48 609,7 рубля; обеспечение электрической энергией, газом, паром - 47 750,3 рубля; деятельность в области культуры - 47 692,0 рубля; обрабатывающие производства - 47 641,0 рубля.
Самая низкая заработная плата в 2021 году сложилась в следующих отраслях: деятельность гостиниц и предприятий общественного питания - 25 543,8 рубля; деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги - 27 950,5 рубля; предоставление прочих видов услуг - 30 198,8 рубля. Именно эти отрасли отмечены как наиболее пострадавшие от распространения новой коронавирусной инфекции.
8. Высокую степень расслоения населения по уровню доходов характеризуют показатели социально-экономической дифференциации населения (таблица 2).
Таблица 2
Динамика
основных показателей социально-экономической дифференциации населения Челябинской области
(в процентах) | ||||||
|
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
Все население, |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
в том числе по 20 - процентным группам населения: |
|
|
|
|
|
|
первая (с наименьшими доходами) |
6,5 |
6,8 |
6,7 |
6,9 |
7,3 |
7,1 |
вторая |
11,4 |
11,6 |
11,6 |
11,7 |
12,1 |
11,9 |
третья |
16,2 |
16,4 |
16,3 |
16,4 |
16,7 |
16,6 |
четвертая |
23,0 |
23,0 |
23,0 |
23,1 |
23,1 |
23,1 |
пятая (с наивысшими доходами) |
42,9 |
42,2 |
42,4 |
41,9 |
40,8 |
41,3 |
Коэффициент фондов (коэффициент дифференциации доходов), раз |
10,8 |
10,1 |
10,3 |
9,8 |
8,9 |
9,4 |
Коэффициент Джини (индекс концентрации доходов) |
0,361 |
0,352 |
0,354 |
0,348 |
0,334 |
0,341 |
Численность населения с денежными доходами ниже границы бедности к общей численности населения (до 2020 года включительно - численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума к общей численности населения) |
13,8 |
13,2 |
12,8 |
12,8 |
12,6 |
12,1 |
------------------------------
2 Утвержденная предварительная оценка.
На долю 20 процентов населения с наибольшими доходами в 2021 году приходилось 41,3 процента всех доходов, что выше уровня 2020 года на 0,5 процентного пункта. Удельный вес первой (низкодоходной) группы населения снизился на 0,2 процентного пункта и составил 7,1 процента.
Наиболее ярко процесс расслоения населения по уровню доходов подтверждает коэффициент фондов (соотношение дохода 10 процентов наиболее и наименее обеспеченного населения). В 2021 году наблюдается рост дифференциации доходов, однако с 2012 года коэффициент фондов снизился на 33,8 процента.
Коэффициент Джини, характеризующий степень неравномерности распределения доходов (чем выше степень поляризации общества, тем он ближе к 1), составил в Челябинской области в 2021 году - 0,341 (в 2017 году - 0,352), что говорит о снижении концентрации доходов у высокодоходных групп населения.
9. Величина прожиточного минимума по Челябинской области с 1 июня 2022 года составила в среднем на человека в месяц 13 076 рублей и увеличилась по сравнению с предыдущим годом на 14,4 процента (в 2021 году прирост составил 3,1 процента), в том числе по трудоспособному населению - на 16,4 процента (в 2021 году - на 3,1 процента), по пенсионерам - на 14,8 процента (6,8 процента), по детям - на 14,4 процента (3,7 процента) (таблица 3).
Таблица 3
Величина
прожиточного минимума различных категорий населения Челябинской области
(в среднем на человека в месяц, рублей) | |||||
Годы |
Всего |
В том числе |
Соотношение среднедушевого денежного дохода и величины прожиточного минимума |
||
трудоспособное население |
пенсионеры |
дети |
|||
2016 |
9 286 |
9 926 |
7 672 |
9 556 |
в 2,5 раза |
2017 |
9 426 |
10 080 |
7 798 |
9 733 |
в 2,5 раза |
2018 |
9 495 |
10 151 |
7 844 |
9 869 |
в 2,6 раза |
2019 |
10 150 |
10 887 |
8 425 |
10 468 |
в 2,5 раза |
2020 |
11 083 |
11 880 |
9 167 |
11 534 |
в 2,4 раза |
2021 |
11 430 |
12 247 |
9 794 |
11 965 |
в 2,5 раза |
2022 (до 1 июня) |
11 887 |
12 957 |
10 223 |
12 444 |
- |
2022 (с 1 июня) |
13 076 |
14 253 |
11 245 |
13 688 |
- |
По состоянию на 1 апреля 2022 года численность пенсионеров составила 1 012,7 тыс. человек. Средний размер назначенных месячных пенсий в I квартале 2022 года составил 16 858,2 рубля и увеличился по сравнению с предыдущим годом на 7,5 процента (таблица 4).
Таблица 4
Динамика
среднего размера назначенных месячных пенсий в Челябинской области
(в среднем на человека, в месяц) | ||||
|
Средний размер назначенных месячных пенсий, рублей |
Реальный размер назначенных пенсий в процентах к |
Средний размер назначенных пенсий в процентах к среднему размеру начисленной заработной платы |
|
соответствующему периоду предыдущего года |
предыдущему периоду |
|||
2020 год | ||||
I квартал |
14 862,2 |
103,5 |
99,4 |
39,2 |
II квартал |
14 862,0 |
102,7 |
98,6 |
40,3 |
III квартал |
14 909,2 |
102,3 |
99,5 |
40,0 |
IV квартал |
15 617,8 |
101,3 |
103,8 |
42,2 |
2021 год | ||||
I квартал |
15 659,9 |
100,3 |
98,4 |
35,7 |
II квартал |
15 683,7 |
100,2 |
98,5 |
33,9 |
III квартал |
15 733,0 |
99,9 |
99,2 |
36,0 |
IV квартал |
16 686,4 |
100,1 |
104,1 |
- |
2022 год | ||||
I квартал |
16 858,2 |
100,3 |
97,0 |
- |
По предварительным данным, объем денежных расходов жителей Челябинской области в 2021 году составил 1 159,9 млрд. рублей и увеличился на 13,0 процента по сравнению с 2020 годом.
Среднемесячные денежные расходы одного жителя Челябинской области в 2021 году составили 28 173,3 рубля (в 2020 году - 24 751,3 рубля).
Основной составляющей денежных расходов населения являются потребительские расходы, которые по итогам обследования бюджетов домашних хозяйств в 2020 году составили 16 769,00 рубля в среднем в месяц на человека (в 2019 году - 16 393,3 рубля), что на 2,29 процента выше, чем в 2019 году (таблица 5).
Таблица 5
Структура
денежных расходов населения Челябинской области
(в процентах к итогу) | ||||||
|
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
Денежные расходы и сбережения - всего, |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
покупка товаров и оплата услуг |
73,0 |
73,1 |
74,8 |
76,7 |
76,8 |
80,3 |
обязательные платежи и разнообразные взносы |
12,2 |
12,6 |
13,9 |
14,5 |
14,6 |
15 |
приобретение недвижимости |
2,1 |
2,0 |
2,4 |
2,3 |
2,6 |
2,8 |
прирост финансовых активов |
11,0 |
10,1 |
6,7 |
4,6 |
4,5 |
0,8 |
прочие расходы |
1,7 |
2,2 |
2,2 |
1,9 |
1,5 |
1,1 |
10. Важнейшим фактором сохранения и поддержания доходов граждан является повышение уровня оплаты труда и доходов от предпринимательской деятельности.
Существенное влияние на рост размера оплаты труда оказывают меры, принимаемые по повышению заработной платы в бюджетной сфере, в том числе ежегодная индексация заработной платы работникам государственных и муниципальных учреждений и контроль за соблюдением требований Федерального закона от 19 июня 2000 года N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда". В рамках региональной программы работа по повышению заработной платы работникам бюджетной сферы будет продолжена.
На материальное благополучие граждан также большое влияние оказывает несоблюдение работодателями трудового законодательства, в частности, нарушение сроков выплаты заработной платы, неоформление трудовых отношений с работниками.
В целях повышения доходов граждан во внебюджетном секторе экономики предусмотрены мероприятия:
направленные на снижение неформальной занятости и легализации "теневых доходов";
мониторинг уровня просроченной задолженности по заработной плате перед работниками организаций внебюджетного сектора экономики.
Малое и среднее предпринимательство как явление социальное, экономическое и политическое, охватывающее почти все отрасли деятельности, решает следующие основные задачи развития Челябинской области:
в социальном аспекте - способствует обеспечению занятости и материального благополучия населения, его духовному и культурному развитию, удовлетворению материальных потребностей посредством расширения рынка потребительских товаров и сферы услуг;
в экономическом аспекте - содействует развитию конкурентной рыночной экономики, увеличению валового регионального продукта, повышению доходов консолидированного бюджета Челябинской области и внебюджетных фондов;
в политическом аспекте - обеспечивает формирование среднего класса - основного гаранта социальной и политической стабильности общества.
Выполнить свою социально-экономическую и политическую роль сектор малого и среднего предпринимательства сможет лишь при наличии благоприятных условий для его деятельности. Основной задачей на предстоящий период должно стать не только поддержание сложившегося уровня количественного воспроизводства субъектов малого и среднего предпринимательства, но и осуществление комплекса мер, направленных на повышение эффективности их деятельности и статуса, реализацию в полной мере предпринимательского ресурса.
11. На сохранение и поддержание доходов граждан значительное влияние оказывает обеспечение занятости населения.
По итогам выборочного обследования среди населения в возрасте 15 лет и старше, численность рабочей силы в среднем за октябрь-декабрь 2021 года составила 1 857,2 тыс. человек, или 54,2 процента от общей численности населения Челябинской области, в их числе 1 787,1 тыс. человек, или 96,2 процента рабочей силы, были заняты в экономике и 70,1 тыс. человек (3,8 процента) не имели занятия, но активно его искали (в соответствии с методологией Международной Организации Труда они классифицируются как безработные).
На регистрируемом рынке труда на 01.01.2022 года (в сравнении с показателями на 01.01.2021 года) численность безработных составила 20 889 (65 503) человек, уровень регистрируемой безработицы - 1,1 (3,49) процента.
Численность безработных граждан, состоящих на учете в органах службы занятости, по сравнению с численностью на начало года сократилась в 3,1 раза.
В целях снижения безработицы и повышения эффективности занятости населения постановлением Правительства Челябинской области от 24.12.2020 г. N 709-П "О государственной программе Челябинской области "Содействие занятости населения Челябинской области" утверждена государственная программа Челябинской области "Содействие занятости населения Челябинской области" на 2021-2025 годы.
Мероприятия по недопущению роста уровня безработицы отражены в региональной программе.
12. Поддержание доходов населения обеспечивается в том числе через предоставление мер социальной поддержки в сфере социальной защиты населения, здравоохранения и образования.
Органами социальной защиты населения городских округов и муниципальных районов Челябинской области в 2020 году проведено анкетирование 7 140 семей (19 948 граждан).
По результатам обработки анкет можно отметить, что среди всех малообеспеченных домохозяйств семьи с детьми составляют 74,7 процента (33,9 процента - многодетные семьи), без детей - 25,3 процента.
Среди семей с доходами ниже величины прожиточного минимума 32,5 процента имеют одного ребенка, 20,6 процента - двух детей, 11,5 процента имеют трех и более детей.
Основной состав малоимущих семей составляют трудоспособные граждане в возрасте от 31 до 40 лет (23,8 процента), дети от 7 до 15 лет (23,2 процента), дети от 3 до 7 лет (21 процент), дети до 3-х лет (9,2 процента), дети от 16 до 18 лет (5 процентов), трудоспособные иных возрастов (14,7 процента). В составе малообеспеченных семей присутствие граждан предпенсионного и пенсионного возраста незначительно (только 3,1 процента).
Среди опрошенных трудоспособных работают 62 процента граждан, 14,4 процента являются безработными, 20,5 процента обучаются, 3,1 процента отказались отвечать на вопрос о трудоустройстве. Около 34 процентов граждан имеют среднее специальное образование, высшее образование имеют 17 процентов опрошенных, незаконченное высшее - 5,3 процента, 7,6 процента - среднее общее образование, 17,9 процента не имеют начального образования, 10,3 процента получили начальное образование, неполное среднее и основное общее образование - 7,9 процента.
Основным источником дохода является заработная плата членов семьи (72,3 процента), доля остальных видов дохода в совокупном доходе семьи незначительна:
пенсия (13,4 процента);
меры социальной поддержки (5,1 процента);
временный заработок, доходы от предпринимательской деятельности (4,6 процента);
помощь друзей, родственников (1,2 процента);
алименты (1,1 процента);
доход от продажи продукции личного подсобного хозяйства (0,4 процента);
пособие по безработице (0,1 процента);
доходы от предпринимательской деятельности (1 процент);
иные доходы (0,8 процента).
Большинство респондентов (32 процента) считают, что основной причиной низкого дохода семьи является низкий уровень заработной платы, почти 24 процента семей связывают проблемы низкого дохода с высокими ценами на продукты питания и вещи, около 10 процентов ссылаются на отсутствие работы, 34 процента указывают низкий размер социальных выплат и пособий и иные причины.
Каждая четвертая семья обращалась за помощью к родственникам, друзьям, в благотворительные фонды.
Основным источником питания семьи 14,3 процента опрошенных считают продукцию личного подсобного хозяйства.
В отдельных благоустроенных квартирах проживает 41,2 процента; в неблагоустроенных квартирах - 6,6 процента; в индивидуальных благоустроенных домах - 6,6 процента; в домах с частичными удобствами - 18,8 процента; на жилплощади в общежитии - 4,6 процента; в коммунальной квартире - 10,1 процента; 12,1 процента семей не имеют собственного жилья.
На сегодняшний день мерами социальной поддержки охвачен 81 процент опрошенных семей, 19 процентов не обращались за предоставлением мер либо не соответствуют категориям получателей указанных мер.
Основное количество малообеспеченных семей находится в стесненных материальных условиях более 3 лет (с 3 до 5 лет - 24,6 процента, с 5 до 10 лет - 26 процентов, более 10 лет - 20,3 процента).
В целях улучшения материального положения:
планируют поменять место работы 41 процент семей;
планируют найти подработку 37 процентов;
планируют обратиться за материальной помощью 12 процентов;
не ответили на вопрос 10 процентов.
Основными факторами, оказывающими негативное влияние на уровень бедности, являются:
отсутствие индексации (низкий уровень индексации) заработной платы на предприятиях и организациях региона;
несоблюдение работодателями трудового законодательства, в том числе в части установления заработной платы не ниже уровня минимального размера оплаты труда;
отсутствие рабочих мест и возможности трудоустройства;
повышение стоимости потребительской корзины;
снижение численности трудоспособного постоянного населения;
снижение количества "самозанятых" граждан;
недостаточная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства.
13. Одной из важнейших составляющих системы предоставления мер социальной поддержки семей, имеющих детей, находящихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в социальной поддержке со стороны государства, является последовательно реализуемая региональная программа государственной социальной помощи населению.
Среди получателей государственной социальной помощи значительную долю составляют граждане, не имеющие реальной возможности самостоятельно решать свои жизненные проблемы, связанные с низким уровнем доходов. Это в первую очередь семьи с детьми-инвалидами, неполные и многодетные семьи.
Для граждан, получивших право на меры социальной поддержки в результате снижения уровня среднедушевого дохода семьи, предоставляются:
ежемесячное пособие на ребенка (в 2021 году - 127 503 получателя на 213 491 ребенка);
ежемесячная денежная выплата при рождении 3 ребенка или последующих детей (для детей, рожденных с 1 января 2020 года, если доход семьи ниже двукратной величины прожиточного минимума для трудоспособного населения, установленной в Челябинской области во II квартале года, предшествующего году подачи заявления) (в 2021 году - 20 456 получателей);
ежемесячная денежная выплата по оплате жилого помещения и коммунальных услуг многодетным семьям (в 2021 году - 24 376 получателей);
субсидия на оплату жилищно-коммунальных услуг (в 2021 году - 155 680 получателей);
ежемесячное пособие женщине, вставшей на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности (в 2021 году 5 190 получателей на сумму 114 664,9 тыс. рублей);
ежемесячное пособие на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет (в 2021 году - 55 235 детей на сумму 1 658 259,0 тыс. рублей).
14. Одним из механизмов поддержки малоимущих граждан, который планируется активно развивать, является оказание государственной социальной помощи в виде социального пособия на основании социального контракта.
За период 2014-2020 годов помощь получили 1 605 граждан на общую сумму 91 766,9 тыс. рублей. В 2021 году на оказание государственной социальной помощи было предусмотрено 77 140,0 тыс. рублей, помощь была оказана 1 116 гражданам на сумму 77 115,9 тыс. рублей. Общий объем бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете Челябинской области на оказание государственной социальной помощи в виде социального пособия на основании социального контракта, составил в 2021 году 412 310,12 тыс. рублей, из них средств федерального бюджета 333 971,20 тыс. рублей.
Законом Челябинской области от 29.12.2020 г. N 300-ЗО "О внесении изменений в статью 2 Закона Челябинской области "О государственной социальной помощи в Челябинской области" максимальный размер государственной социальной помощи в виде социального пособия на основании социального контракта увеличен до 250 тыс. рублей.
Государственная социальная помощь в виде социального пособия на основании социального контракта будет оказываться на реализацию следующих мероприятий:
организация помощи по поиску работы и последующее трудоустройство граждан;
осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности, организация самозанятости;
ведение личного подсобного хозяйства;
иные мероприятия, в рамках которых гражданину будет оказана поддержка в целях удовлетворения текущих потребностей в приобретении товаров первой необходимости, одежды, обуви, лекарственных препаратов, товаров для ведения личного подсобного хозяйства, а также для обеспечения потребности семей в услугах дошкольного образования.
Между Правительством Челябинской области и Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации заключено Соглашение о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации от 20 апреля 2020 г. N 149-09-2020-381 (далее именуется - Соглашение).
Согласно Соглашению общий объем бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете Челябинской области на оказание государственной социальной помощи в виде социального пособия на основании социального контракта, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, составляет в 2021 году 412 215,64 тыс. рублей, в 2022 году 880 507,1 тыс. рублей, в 2023 году 833 210,7 тыс. рублей, в 2024 году 833 210,7 тыс. рублей.
По итогам 2021 года на территории Челябинской области заключено 4 737 социальных контрактов, из них по мероприятиям:
1 882 социальных контракта на поиск работы, что составило 39,7 процента от общего количества заключённых социальных контрактов;
977 социальных контрактов на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности, что составило 20,6 процента от общего количества заключённых социальных контрактов;
305 социальных контрактов на ведение личного подсобного хозяйства, что составило 6,4 процента от общего количества заключённых социальных контрактов;
1 573 социальных контракта на преодоление трудной жизненной ситуации, что составило 33,2 процента от общего количества заключённых социальных контрактов.
В 2021-2024 годах в целях увеличения доли граждан, получивших государственную социальную помощь в виде социального пособия на основании социального контракта, в общей численности малоимущих граждан, получивших государственную социальную помощь в виде социального пособия на основании социального контракта, в сфере развития предпринимательства планируется поощрение стартапов, развитие самозанятости, оказание помощи (консультации, профессиональное обучение, финансовая помощь при оформлении документов), предоставление субсидий на открытие собственного дела.
Кроме того, планируется увеличение доли малоимущих граждан, получивших государственную социальную помощь в виде социального пособия на основании социального контракта, в общей численности малоимущих граждан, получивших государственную социальную помощь, с 1,6 процента в 2018 году до 15 процентов в 2030 году и увеличение доли граждан, преодолевших трудную жизненную ситуацию, в общей численности получателей государственной социальной помощи в виде социального пособия на основании социального контракта с 0,22 процента в 2018 году до 30 процентов в 2030 году.
15. В целях повышения уровня доходов, улучшения качества жизни семей с детьми в рамках региональной программы предусмотрено:
предоставление ежемесячной выплаты при рождении после 1 января 2018 года первого ребенка до достижения им возраста 3 лет в размере установленной величины прожиточного минимума для детей в Челябинской области (если размер среднедушевого дохода семьи не превышает двукратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную в Челябинской области во II квартале года, предшествующего году подачи заявления);
предоставление ежемесячной денежной выплаты на ребенка до достижения им возраста 3 лет семьям, нуждающимся в поддержке, при рождении после 31 декабря 2012 года третьего или последующих детей в размере величины прожиточного минимума для детей (для детей, рожденных с 1 января 2020 года, если доход семьи ниже двукратной величины прожиточного минимума для трудоспособного населения, установленной в Челябинской области во II квартале года, предшествующего году подачи заявления);
предоставление ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет.
Предоставление отдельных мер социальной поддержки будет эффективно на фоне роста реальных располагаемых доходов населения, снижения показателей бедности. К таким мерам относятся:
приобретение протезно - ортопедических изделий лицам, не имеющим инвалидности, но по медицинским показаниям нуждающимся в них;
предоставление семьям, имеющим трех и более детей, земельных участков, обеспеченных инженерной инфраструктурой, для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства;
обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений;
компенсация расходов на оплату найма жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включенным в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями по достижению ими возраста 18 лет, а также по приобретении ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия;
предоставление единовременной выплаты детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, на ремонт жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности;
предоставление гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг;
предоставление государственной социальной помощи в виде социального пособия на основании социального контракта малоимущим одиноко проживающим гражданам и малоимущим семьям, имеющим по независящим от них причинам среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленной в Челябинской области в расчете на душу населения.
Одним из механизмов поддержки семей, имеющих детей, является обеспечение распоряжения средствами федерального материнского (семейного) капитала.
В рамках реализации Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" материнским (семейным) капиталом в Челябинской области в 2020 году распорядилась 25 161 семья на общую сумму 9 145 349,7 тыс. рублей, в 2021 году 28 866 семей на сумму 11 098 016,7 тыс. рублей, в том числе по направлениям:
уплата первоначального взноса и (или) погашение основного долга и уплата процентов по кредитам или займам на приобретение (строительство) жилого помещения, включая ипотечные кредиты (займы), в 2020 году - 15 159 получателей на сумму 7 365 954,1 тыс. рублей, в 2021 году - 17 824 получателя на сумму 9 284 138,9 тыс. рублей;
улучшение жилищных условий без привлечения кредитных средств в 2020 году - 3535 получателей на сумму 1 394 465,8 тыс. рублей, в 2021 году - 3 258 получателей на сумму 1 312 508,0 тыс. рублей;
получение образования ребенком (детьми) в 2020 году - 1 958 получателей на сумму 132 726,0 тыс. рублей, в 2021 году - 2 465 получателей на сумму 150 896,9 тыс. рублей;
ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2017 года N 418-ФЗ "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей" в 2020 году - 4 509 получателей на сумму 252 203,8 тыс. рублей, в 2021 году - 5 319 получателей на сумму 348 640,1 тыс. рублей.
Кроме того, на формирование накопительной пенсии женщины в 2020 году направили средства 11 владельцев федерального материнского (семейного) капитала, в 2021 году - 58 владельцев федерального материнского (семейного) капитала.
Одной из важнейших составляющих системы предоставления мер социальной поддержки семей, имеющих детей, находящихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в социальной поддержке со стороны государства, является реализация Федерального закона от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" в части выплаты следующих пособий:
ежемесячного пособия женщине, вставшей на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности (в 2021 году 5 190 получателей на сумму 114 664,9 тыс. рублей);
ежемесячного пособия на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет (в 2021 году 55 235 детей на сумму 1 658 259,0 тыс. рублей).
16. В сфере образования региональной программой планируется проведение следующих мероприятий, влияющих на уровень дохода семей с детьми:
предоставление субсидий местным бюджетам на привлечение детей из малообеспеченных, неблагополучных семей, а также семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в расположенные на территории Челябинской области муниципальные образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования, через предоставление компенсации части родительской платы;
предоставление субсидий местным бюджетам на обеспечение питания детей из малообеспеченных семей и детей с нарушениями здоровья, обучающихся в муниципальных общеобразовательных организациях;
предоставление ежемесячной выплаты на реализацию права бесплатного проезда на городском, пригородном транспорте, а также бесплатного проезда один раз в год к месту жительства и обратно к месту учебы детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, лицам, потерявшим в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающимся по основным профессиональным образовательным программам и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих или по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего общего образования в областных государственных профессиональных организациях по очной форме обучения за счет средств областного бюджета и находящимся на полном государственном обеспечении в таких образовательных организациях до завершения обучения по указанным образовательным программам.
17. В сфере здравоохранения региональной программой планируется проведение следующих мероприятий, влияющих на уровень дохода населения:
организация лекарственного обеспечения жителей Челябинской области, имеющих право на льготное лекарственное обеспечение в соответствии с действующим законодательством, в амбулаторных условиях за счет средств федерального и областного бюджетов;
обеспечение полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей, а также детей в возрасте до трех лет, осуществляемое по заключению врачей с учетом медицинских показаний;
обеспечение детей, страдающих сахарным диабетом I типа, получающих помповую инсулинотерапию, расходными материалами;
предоставление мер государственной поддержки молодежи в возрасте от 14 до 35 лет (стипендии, иные выплаты социального характера);
предоставление дополнительной формы государственной поддержки молодежи в возрасте от 14 до 30 лет - ежемесячной денежной выплаты, обучающимся в образовательных организациях высшего образования в рамках осуществления целевой подготовки.".
2. Пункт 29 раздела VI региональной программы после абзаца восьмого дополнить абзацем следующего содержания:
"Министерство по физической культуре и спорту Челябинской области;".
3. Приложения 1, 2 к региональной программе изложить в следующей редакции:
"Приложение 1
к региональной программе
Челябинской области
"Снижение доли населения с доходами
ниже прожиточного минимума
в Челябинской области"
План
мероприятий региональной программы
N п/п |
Мероприятия |
Ожидаемый результат /документ, подтверждающий исполнение мероприятия |
Срок реализации |
Ответственный исполнитель |
Объем ресурсного обеспечения (при наличии), тыс. рублей* |
Источник финансирования |
|||||
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
2025-2030 |
всего |
||||||
Задача 1: повышение уровня доходов граждан и превышение темпов роста доходов граждан, в том числе средней заработной платы, над темпом роста инфляции | |||||||||||
1. |
Обеспечение проведения индексации заработной платы работников бюджетной сферы на уровень инфляции |
увеличение заработной платы работников бюджетной сферы |
ежегодно |
исполнительные органы Челябинской области |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
2. |
Обеспечение минимального уровня оплаты труда работников организаций, расположенных на территории Челябинской области (за исключением финансируемых из федерального бюджета), не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда |
исполнение требований Федерального закона от 19 июня 2000 года N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" |
постоянно |
исполнительные органы Челябинской области; Государственная инспекция труда в Челябинской области (по согласованию); Челябинский областной союз организаций профсоюзов "Федерация профсоюзов Челябинской области" (по согласованию); Челябинская областная ассоциация работодателей "Союз промышленников и предпринимателей" (по согласованию) |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
3. |
Мониторинг уровня просроченной задолженности по заработной плате перед работниками: областных и муниципальных учреждений социальной сферы; организаций внебюджетного сектора экономики |
отсутствие задолженности по заработной плате перед работниками областных и муниципальных учреждений социальной сферы;
снижение задолженности по заработной плате перед работниками организаций |
постоянно |
Главное управление по труду и занятости населения Челябинской области (далее именуется - ГУТиЗН)
Главное контрольное управление Челябинской области |
|
|
|
|
|
|
|
4. |
Проведение мероприятий по недопущению роста уровня безработицы по методологии Международной организации труда выше 5 процентов, в том числе: организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест; организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 25 лет, имеющих среднее профессиональное образование или высшее образование и ищущих работу в течение года с даты выдачи им документа об образовании и о квалификации; профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование безработных граждан, включая обучение в другой местности; содействие безработным гражданам в переезде и безработным гражданам и членам их семей в переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости |
численность участников ярмарок вакансий и учебных рабочих мест - 60 000 человек; организация временного трудоустройства 13 080 несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 25 лет, имеющих среднее профессиональное образование или высшее образование и ищущих работу в течение года с даты выдачи им документа об образовании и о квалификации; профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование 5 100 безработных граждан, включая обучение в другой местности; содействие 84 безработным гражданам в переезде и 6 безработным гражданам и членам их семей в переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости |
2021-2030 годы |
ГУТиЗН |
42 197,57 |
52 000,10 |
52 000,10 |
52 000,10 |
312 000,60 |
510 884,57 |
областной бюджет постановление Правительства Челябинской области от 24.12.2020 г. N 709-П "О государственной программе Челябинской области "Содействие занятости населения Челябинской области" |
|
|
|
|
|
|
||||||
5. |
Привлечение инвесторов, создание благоприятных условий для развития бизнеса |
темп роста (индекс роста) физического объема инвестиций в основной капитал, за исключением инвестиций инфраструктурных монополий (федеральные проекты) и бюджетных ассигнований федерального бюджета |
2021-2030 годы |
Министерство экономического развития Челябинской области; Министерство имущества Челябинской области; Министерство промышленности, новых технологий и природных ресурсов Челябинской области; Министерство информационных технологий, связи и цифрового развития Челябинской области; Министерство здравоохранения Челябинской области; Министерство образования и науки Челябинской области; Министерство тарифного регулирования и энергетики Челябинской области |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
6. |
Создание условий для легкого старта и комфортного ведения бизнеса |
гражданам, желающим вести бизнес, начинающим и действующим предпринимателям предоставлен комплекс услуг, направленных на вовлечение в предпринимательскую деятельность, а также информационно-консультационных и образовательных услуг в офлайн и онлайн форматах на единой площадке региональной инфраструктуры поддержки бизнеса по единым требованиям к оказанию поддержки, а также в федеральных институтах развития (центрах компетенций) (ежегодно) (количество граждан, желающих вести бизнес, начинающих и действующих предпринимателей, получивших услуги): 2021 год - 5 141; 2022 год - 6 279; 2023 год - 8 514; 2024 год - 10 671
|
2021-2024 годы |
Министерство экономического развития Челябинской области; некоммерческая организация "Фонд развития малого и среднего предпринимательства Челябинской области - Центр "Мой бизнес" (по согласованию) |
12 140,70 |
17 004,60 |
13 738,20 |
15 192,60 |
- |
58 076,10 |
областной бюджет
постановление Правительства Челябинской области от 12.11.2020 г. N 577-П "О государственной программе Челябинской области "Экономическое развитие и инновационная экономика Челябинской области"
|
32 177,40 |
47 568,70 |
69 670,30 |
80 795,70 |
- |
230 211,70 |
федеральный бюджет
постановление Правительства Челябинской области от 12.11.2020 г. N 577-П "О государственной программе Челябинской области "Экономическое развитие и инновационная экономика Челябинской области" |
|||||
7. |
Создание благоприятных условий для осуществления деятельности самозанятыми гражданами |
количество самозанятых граждан: 2021 год - 31,0 тыс. человек; 2022 год - 35,5 тыс. человек; 2023 год - 39,6 тыс. человек; 2024 год - 42,2 тыс. человек |
2021-2024 годы |
Министерство экономического развития Челябинской области; некоммерческая организация "Фонд развития малого и среднего предпринимательства Челябинской области - Центр "Мой бизнес" (по согласованию) |
584,20 |
1 007,00 |
1 266,50 |
1 416,60 |
- |
4 274,30 |
областной бюджет
постановление Правительства Челябинской области от 12.11.2020 г. N 577-П "О государственной программе Челябинской области "Экономическое развитие и инновационная экономика Челябинской области" |
14 018,60 |
24 165,80 |
30 395,10 |
33 997,50 |
- |
102 577,00 |
федеральный бюджет
постановление Правительства Челябинской области от 12.11.2020 г. N 577-П "О государственной программе Челябинской области "Экономическое развитие и инновационная экономика Челябинской области" |
|||||
8. |
В сфере развития сельского хозяйства: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1) мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, проживающих на сельских территориях
|
удовлетворение потребности сельского населения в благоустроенном жилье/отчет (годовой) о достижении значений показателей результативности формируется в государственной интегрированной информационной системе "Электронный бюджет" |
2021-2030 годы |
Министерство сельского хозяйства Челябинской области |
71 183,30 |
74 309,10 |
- |
- |
- |
145 492,40 |
областной бюджет постановление Правительства Челябинской области от 26.12.2019 г. N 600-П "О государственной программе Челябинской области "Комплексное развитие сельских территорий в Челябинской области" |
14 041,20 |
10 337,60 |
- |
- |
- |
24 378,80 |
федеральный бюджет постановление Правительства Челябинской области от 26.12.2019 г. N 600-П "О государственной программе Челябинской области "Комплексное развитие сельских территорий в Челябинской области" |
|||||
|
2) обеспечение грантовой поддержки крестьянских (фермерских) хозяйств в целях создания и (или) развития таких хозяйств и создания новых рабочих мест, в том числе предоставление грантов "Агростартап" и грантов на развитие семейных ферм |
количество новых рабочих мест, созданных крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, получившими грант: в 2022 году - 27 мест; в 2023 году - 25 мест; в 2024 году - 24 места/отчет о достижении результата предоставления гранта "Агростартап", в срок не позднее 20 января года, следующего за годом получения гранта "Агростартап"; отчет о показателях деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств, получивших грантовую поддержку (на развитие семейных ферм)
|
2021-2024 годы |
Министерство сельского хозяйства Челябинской области |
12 100,11 |
10 417,31 |
10 536,10 |
10 607,90 |
- |
43 661,42 |
областной бюджет постановление Правительства Челябинской области от 26.12.2019 г. N 602-П "О государственной программе Челябинской области "Развитие малых форм хозяйствования в Челябинской области", постановление Правительства Челябинской области от 23.12.2019 г. N 583-П "О государственной программе Челябинской области "Развитие сельского хозяйства в Челябинской области" |
95 401,79 |
80 014,19 |
82 866,00 |
84 588,00 |
- |
342 869,98 |
федеральный бюджет постановление Правительства Челябинской области от 26.12.2019 г. N 602-П "О государственной программе Челябинской области "Развитие малых форм хозяйствования в Челябинской области", постановление Правительства Челябинской области от 23.12.2019 г. N 583-П "О государственной программе Челябинской области "Развитие сельского хозяйства в Челябинской области" |
|||||
|
3) предоставление ежемесячной компенсационной выплаты по оплате жилого помещения, отопления и освещения специалистам, проживающим и работающим в сельской местности и рабочих поселках (работники областных государственных бюджетных учреждений ветеринарии) |
численность сельских специалистов, работающих и проживающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках Челябинской области - 350 человек/отчет (квартальный, годовой) о численности получателей компенсационной выплаты на отчетную дату |
2021 - 2030 годы |
Министерство сельского хозяйства Челябинской области |
6 040,60 |
6 816,50 |
7 089,10 |
7 372,70 |
39 937,80 |
67 256,70 |
областной бюджет постановление Правительства Челябинской области от 23.12.2019 г. N 583-П "О государственной программе Челябинской области "Развитие сельского хозяйства в Челябинской области"
|
9. |
Организация работ по снижению неформальной занятости и легализации "теневых доходов": выявление и легализация неформально занятых граждан; размещение публикаций о негативных последствиях сокрытия фактической заработной платы и ведения "теневого" бизнеса, о работодателях, допускающих нарушения трудового законодательства в части выплаты заработной платы и официального трудоустройства работников, в средствах массовой информации и на официальных интернет-сайтах; проведение разъяснительной работы, в том числе общественных обсуждений, встреч, разъяснительных бесед с работниками по вопросам соблюдения трудового законодательства в части трудовых отношений и оплаты труда; информирование руководителей хозяйствующих субъектов, использующих труд наемных работников, о последствиях неоформления трудовых отношений и использования "серых" и "черных" схем выплаты заработной платы; организация работы "горячей линии" по вопросам легализации заработной платы и трудовых отношений; организация процесса сбора информации территориальными комиссиями, организация работы территориальных комиссий, на которые возложены обязанности по легализации неформальной занятости, по выявлению лиц, осуществляющих индивидуальную профессиональную деятельность, с целью вынесения им рекомендаций зарегистрироваться в качестве самозанятых |
отчет по Плану мероприятий по снижению уровня теневой занятости и легализации трудовых отношений в Челябинской области на 2022-2024 годы; протокол заседания Комиссии по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности Челябинской области по вопросу снижения неформальной занятости |
2021-2030 годы;
1 раз в полгода |
ГУТиЗН; Государственное учреждение - отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области (по согласованию); Главное контрольное управление Челябинской области; Управление Федеральной налоговой службы по Челябинской области (по согласованию); органы местного самоуправления Челябинской области (по согласованию) |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
10. |
Предоставление субсидий местным бюджетам на привлечение детей из малообеспеченных, неблагополучных семей, а также семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в расположенные на территории Челябинской области муниципальные образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования, через предоставление компенсации части родительской платы |
повышение уровня доходов, улучшение качества жизни семей - доля детей из малообеспеченных, неблагополучных семей, а также семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, привлеченных в расположенные на территории Челябинской области муниципальные образовательные организации, реализующие программу дошкольного образования, через предоставление компенсации части родительской платы - 100 процентов |
2021 - 2030 годы |
Министерство образования и науки Челябинской области |
80 500,00 |
80 500,00 |
80 500,00 |
80 500,00 |
483 000,00 |
805 000,00 |
областной бюджет
постановление Правительства Челябинской области от 29.10.2014 г. N 522-П "О государственной программе Челябинской области "Поддержка и развитие дошкольного образования в Челябинской области" |
Задача 2: развитие системы социальной помощи нуждающимся гражданам | |||||||||||
11. |
Формирование и ведение реестров граждан с доходами ниже прожиточного минимума, установленного в Челябинской области, в разрезе муниципальных районов и городских округов; направление информации о выявленных гражданах и семьях с доходами ниже величины прожиточного минимума в управление социальной защиты населения Челябинской области для организации их социальной поддержки и разработки мероприятий по выводу их из бедности |
реестр граждан с доходами ниже прожиточного минимума, установленного в Челябинской области, в разрезе муниципальных районов и городских округов |
2021-2030 годы |
Министерство социальных отношений Челябинской области |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
12. |
Выплата единовременного социального пособия гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации |
увеличение доли граждан, преодолевших трудную жизненную ситуацию, в общей численности получателей |
2021-2030 годы |
Министерство социальных отношений Челябинской области |
29 862,72 |
23 097,70 |
23 097,70 |
23 097,70 |
138 586,20 |
237 477,00 |
областной бюджет
постановление Правительства Челябинской области от 17.12.2020 г. N 689-П "О государственной программе Челябинской области "Развитие социальной защиты населения в Челябинской области" |
13. |
Реализация дополнительных мер социальной поддержки семьям с детьми, имеющим доходы ниже величины прожиточного минимума, установленного в Челябинской области: |
повышение уровня доходов, улучшение качества жизни семей с детьми |
2021-2030 годы |
Министерство социальных отношений Челябинской области |
|
|
|
|
|
|
|
|
1) ежемесячная денежная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка |
осуществление ежемесячной денежной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка, 100 процентам получателей |
2021-2030 годы |
Министерство социальных отношений Челябинской области |
3 470 732,58 |
3 757 092,50 |
4 146 616,80 |
4 312 584,00 |
25 875 504,00 |
41 562 529,88 |
федеральный бюджет
постановление Правительства Челябинской области от 17.12.2020 г. N 689-П "О государственной программе Челябинской области "Развитие социальной защиты населения в Челябинской области"
|
|
2) ежемесячная денежная выплата, назначаемая в случае рождения третьего ребенка и (или) последующих детей до достижения ребенком возраста 3 лет |
осуществление ежемесячной денежной выплаты, назначаемой в случае рождения третьего ребенка и (или) последующих детей до достижения ребенком возраста 3 лет, 100 процентам получателей |
2021-2030 годы |
Министерство социальных отношений Челябинской области |
445 517,86 |
572 728,10 |
636 276,80 |
671 944,90 |
4 031 669,40 |
6 358 137,06 |
областной бюджет
постановление Правительства Челябинской области от 17.12.2020 г. N 689-П "О государственной программе Челябинской области "Развитие социальной защиты населения в Челябинской области"
|
|
|
|
|
|
1 829 237,79 |
2 153 762,20 |
2 392 826,20 |
2 527 006,20 |
15 162 037,20 |
24 064 869,59 |
федеральный бюджет
постановление Правительства Челябинской области от 17.12.2020 г. N 689-П "О государственной программе Челябинской области "Развитие социальной защиты населения в Челябинской области"
|
|
3) обеспечение распоряжения средствами федерального материнского (семейного) капитала |
повышение уровня доходов, улучшение качества жизни семей с детьми; перечисление средств материнского (семейного) капитала на основании решений об удовлетворении заявлений о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала, 100 процентам получателей |
2021-2030 годы |
Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области (по согласованию) |
9 284 138,90 |
11 238 819,90 |
11 688 372,70 |
12 155 907,60 |
72 935 445,60 |
117 302 684,70 |
федеральный бюджет
в рамках федерального проекта "Финансовая поддержка семей при рождении детей" национального проекта "Демография"
Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014г. N 296 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан"
|
|
4) обеспечение распоряжения средствами областного материнского (семейного) капитала |
перечисление средств материнского (семейного) капитала на основании решений об удовлетворении заявлений о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала, 100 процентам получателей |
2021-2030 годы |
Министерство социальных отношений Челябинской области |
429 387,63 |
432 640,00 |
449 944,00 |
467 939,80 |
2 807 638,80 |
4 587 550,23 |
областной бюджет
постановление Правительства Челябинской области от 17.12.2020 г. N 689-П "О государственной программе Челябинской области "Развитие социальной защиты населения в Челябинской области"
|
|
5) ежемесячная денежная выплата на детей в возрасте от трех до семи лет включительно |
осуществление ежемесячной денежной выплаты на детей в возрасте от трех до семи лет включительно, 100 процентам получателей |
2021-2030 годы |
Министерство социальных отношений Челябинской области |
1 795 533,99 |
3 631 869,60 |
3 606 000,70 |
3 570 332,70 |
21 421 996,20 |
34 025 727,21 |
областной бюджет
постановление Правительства Челябинской области от 17.12.2020 г. N 689-П "О государственной программе Челябинской области "Развитие социальной защиты населения в Челябинской области"
|
|
|
|
|
|
7 642 197,57 |
7 394 923,80 |
7 632 953,60 |
8 041 306,70 |
48 247 840,20 |
78 959 221,87 |
федеральный бюджет
постановление Правительства Челябинской области от 17.12.2020 г. N 689-П "О государственной программе Челябинской области "Развитие социальной защиты населения в Челябинской области"
|
|
6) предоставление государственной социальной помощи в виде единовременного социального пособия |
предоставление государственной социальной помощи в виде единовременного социального пособия 100 процентам получателей |
2021-2030 годы |
Министерство социальных отношений Челябинской области |
58 398,91 |
30 500,00 |
30 500,00 |
30 500,00 |
183 000,00 |
336 707,34 |
областной бюджет
постановление Правительства Челябинской области от 17.12.2020 г. N 689-П "О государственной программе Челябинской области "Развитие социальной защиты населения в Челябинской области"
|
14. |
Предоставление субсидий местным бюджетам на обеспечение питания детей из малообеспеченных семей и детей с нарушениями здоровья, обучающихся в муниципальных общеобразовательных организациях |
повышение уровня доходов, улучшение качества жизни семей - доля детей из малообеспеченных семей и детей с нарушениями здоровья, обучающихся в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспеченных питанием - 100 процентов |
2021-2030 годы |
Министерство образования и науки Челябинской области |
48 731,78 |
54 651,70 |
57 707,00 |
57 707,00 |
346 242,00 |
568 094,78 |
областной бюджет
постановление Правительства Челябинской области от 28.12.2017 г. N 732-П "О государственной программе Челябинской области "Развитие образования в Челябинской области"
|
15. |
Предоставление ежемесячной выплаты на реализацию права бесплатного проезда на городском, пригородном транспорте, а также бесплатного проезда один раз в год к месту жительства и обратно к месту учебы детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, лицам, потерявшим в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающимся по основным профессиональным образовательным программам и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих или по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего общего образования в областных государственных профессиональных организациях по очной форме обучения за счет средств областного бюджета и находящимся на полном государственном обеспечении в таких образовательных организациях до завершения обучения по указанным образовательным программам
|
предоставление ежемесячной денежной выплаты. Доля обучающихся по основным профессиональным образовательным программам и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих в областных государственных профессиональных образовательных организациях, получивших ежемесячную выплату на обеспечение проезда на городском, пригородном транспорте, а также один раз в год к месту жительства и обратно к месту учебы для детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в общей численности данной категории, 100 процентов |
2021-2030 годы |
Министерство образования и науки Челябинской области |
12 036,95 |
12 518,43 |
13 019,17 |
- |
- |
37 574,55 |
областной бюджет
постановление Правительства Челябинской области от 29.12.1017г. N 756-П "О государственной программе Челябинской области "Развитие профессионального образования в Челябинской области" |
|
|
|
|
|
|
||||||
16. |
Предоставление компенсации расходов, связанных с самостоятельным приобретением протезноортопедических изделий, гражданам, не имеющим группы инвалидности |
доля граждан, не имеющих группы инвалидности, получивших компенсацию за самостоятельно приобретенные протезноортопедические изделия, от общего количества обратившихся граждан, имеющих право на ее получение (компенсация за самостоятельно приобретенные протезноортопедические изделия 100 процентам обратившихся граждан, имеющих право на ее получение) |
2021-2030 годы |
Министерство социальных отношений Челябинской области |
130,61 |
4 229,30 |
4 229,30 |
4 229,30 |
- |
12 818,51 |
областной бюджет
постановление Правительства Челябинской области от 17.12.2020 г. N 689-П "О государственной программе Челябинской области "Развитие социальной защиты населения в Челябинской области"
|
17. |
Установление федеральной/областной социальной доплаты к пенсии до величины прожиточного минимума пенсионера в Челябинской области |
выплата федеральной/областной социальной доплаты к пенсии до величины прожиточного минимума пенсионера в Челябинской области, гражданам, имеющим право на указанную доплату, из числа обратившихся - 100 процентам получателей |
2021-2030 годы |
Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области (по согласованию) |
3 345 511,20 |
3 362 381,00 |
3 746 635,90 |
4 285 179,10 |
25 711 074,60 |
40 450 781,80 |
федеральный бюджет
постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 296 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан"
|
18. |
Предоставление семьям, имеющим трех и более детей, социальной выплаты на приобретение жилого помещения взамен предоставления в собственность бесплатного земельного участка |
получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения, платежное поручение |
2021-2030 годы |
Министерство социальных отношений Челябинской области |
117 344,84 |
91 000,00 |
94 640,00 |
98 425,60 |
590 553,60 |
991 964,04 |
областной бюджет
постановление Правительства Челябинской области от 17.12.2020 г. N 689-П "О государственной программе Челябинской области "Развитие социальной защиты населения в Челябинской области"
|
19. |
Обеспечение предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений |
предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа |
2021-2030 годы |
Министерство социальных отношений Челябинской области |
669 328,25 |
995 607,50 |
995 607,50 |
995 607,50 |
5 973 645,00 |
9 629 795,75 |
областной бюджет
постановление Правительства Челябинской области от 17.12.2020 г. N 689-П "О государственной программе Челябинской области "Развитие социальной защиты населения в Челябинской области"
|
123 918,50 |
119 979,80 |
119 979,80 |
119 979,80 |
719 878,80 |
1 203 736,70 |
федеральный бюджет
постановление Правительства Челябинской области от 17.12.2020 г. N 689-П "О государственной программе Челябинской области "Развитие социальной защиты населения в Челябинской области"
|
|||||
20. |
Компенсация расходов на оплату найма жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включенным в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями по достижению ими возраста 18 лет, а также по приобретении ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия |
предоставление компенсации расходов на оплату найма жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включенным в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями по достижению ими возраста 18 лет, а также по приобретении ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия |
2022 - 2030 годы |
Министерство социальных отношений Челябинской области |
- |
99 936,00 |
99 936,00 |
99 936,00 |
599 616,00 |
899 424,00 |
областной бюджет
постановление Правительства Челябинской области от 17.12.2020 г. N 689-П "О государственной программе Челябинской области "Развитие социальной защиты населения в Челябинской области"
|
21. |
Единовременная выплата детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, имеющим в собственности жилое помещение, на ремонт жилого помещения |
проведение ремонта в жилых помещениях на праве собственности детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей |
2021-2030 годы |
Министерство социальных отношений Челябинской области |
900,00 |
900,00 |
900,00 |
900,00 |
5 400,00 |
9 000,00 |
областной бюджет
постановление Правительства Челябинской области от 17.12.2020 г. N 689-П "О государственной программе Челябинской области "Развитие социальной защиты населения в Челябинской области"
|
22. |
Предоставление гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг |
повышение уровня доходов, улучшение качества жизни семей с детьми, удельный вес семей, получающих субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, в общем количестве семей, обратившихся за назначением субсидии и имеющих право на ее назначение на территории Челябинской области - 100 процентов |
2021-2030 годы |
Министерство социальных отношений Челябинской области |
3 051 563,22 |
2 810 611,50 |
3 143 351,10 |
3 533 055,40 |
21 198 332,40 |
33 736 913,62 |
областной бюджет
постановление Правительства Челябинской области от 17.12.2020 г. N 689-П "О государственной программе Челябинской области "Развитие социальной защиты населения в Челябинской области"
|
23. |
Организация лекарственного обеспечения жителей Челябинской области, имеющих право на льготное лекарственное обеспечение в соответствии с действующим законодательством, в амбулаторных условиях за счет средств федерального и областного бюджетов |
удельный вес количества рецептов, находящихся на отсроченном обеспечении, от общего количества выписанных рецептов на отпуск льготных лекарственных препаратов - не более 0,84 процента |
2021-2030 годы |
Министерство здравоохранения Челябинской области |
2 865 708,29 |
3 023 719,80 |
3 023 719,80 |
3 023 719,80 |
18 142 318,80 |
30 079 186,49 |
областной бюджет
постановление Правительства Челябинской области от 11.12.2020 г. N 675-П "О государственной программе Челябинской области "Развитие здравоохранения Челябинской области"
|
2021-2030 годы |
1 425 654,70 |
1 460 870,10 |
1 490 521,80 |
1 496 736,20 |
- |
5 873 782,80 |
федеральный бюджет
постановление Правительства Челябинской области от 11.12.2020 г. N 675-П "О государственной программе Челябинской области "Развитие здравоохранения Челябинской области"
|
||||
24. |
Обеспечение полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей, а также детей в возрасте до трех лет, осуществляемое по заключению врачей с учетом медицинских показаний |
к 2030 году ежегодно до 8 300 детей в возрасте до трех лет будут обеспечены питанием |
2021-2030 годы |
Министерство здравоохранения Челябинской области |
220 000,00 |
220 000,00 |
220 000,00 |
220 000,00 |
1 320 000,00 |
2 200 000,00 |
областной бюджет
постановление Правительства Челябинской области от 11.12.2020 г. N 675-П "О государственной программе Челябинской области "Развитие здравоохранения Челябинской области"
|
25. |
Обеспечение детей, страдающих сахарным диабетом I типа, получающих помповую инсулинотерапию, расходными материалами |
обеспечено расходными материалами для оказания помповой инсулинотерапии детям, страдающим сахарным диабетом I типа, 100 процентов получателей |
2021-2030 годы |
Министерство здравоохранения Челябинской области |
18 000,00 |
18 000,00 |
18 000,00 |
18 000,00 |
108 000,00 |
180 000,00 |
областной бюджет
постановление Правительства Челябинской области от 11.12.2020 г. N 675-П "О государственной программе Челябинской области "Развитие здравоохранения Челябинской области"
|
26. |
Меры государственной поддержки молодежи в возрасте от 14 до 35 лет, оказываемые Министерством здравоохранения Челябинской области (стипендии, иные выплаты социального характера) |
поддержка молодежи в возрасте от 14 до 35 лет |
2021-2030 годы |
Министерство здравоохранения Челябинской области |
34 771,36 |
46 467,00 |
48 118,00 |
49 835,10 |
299 010,60 |
478 202,06 |
областной бюджет
постановление Правительства Челябинской области от 11.12.2020 г. N 675-П "О государственной программе Челябинской области "Развитие здравоохранения Челябинской области"
|
27. |
Дополнительная форма государственной поддержки молодежи в возрасте от 14 до 30 лет - ежемесячная денежная выплата обучающимся в образовательных организациях высшего образования в рамках осуществления целевой подготовки |
поддержка молодежи в возрасте от 14 до 30 лет, обучающейся в образовательных организациях высшего образования в рамках осуществления целевой подготовки |
2021-2030 годы |
Министерство здравоохранения Челябинской области |
16 266,00 |
22 170,00 |
26 262,00 |
25 548,00 |
153 288,00 |
243 534,00 |
областной бюджет
постановление Правительства Челябинской области от 11.12.2020 г. N 675-П "О государственной программе Челябинской области "Развитие здравоохранения Челябинской области"
|
Задача 3: развитие системы социального контракта | |||||||||||
28. |
Реализация переданных государственных полномочий по назначению малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта |
перечисление субвенций на административные расходы в муниципальные образования |
2021-2030 годы |
Министерство социальных отношений Челябинской области |
1 402,10 |
1 948,20 |
1 948,20 |
1 948,20 |
11 689,20 |
18 935,87 |
областной бюджет
постановление Правительства Челябинской области от 17.12.2020 г. N 689-П "О государственной программе Челябинской области "Развитие социальной защиты населения в Челябинской области"
|
29. |
В сфере развития сельского хозяйства: профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров агропромышленного комплекса |
улучшение общих условий функционирования отраслей агропромышленного комплекса |
2021-2030 годы;
31 декабря каждого года |
Министерство сельского хозяйства Челябинской области |
1 208,09 |
1 500,00 |
1 500,00 |
1 500,00 |
9 000,00 |
14 708,09 |
Областной бюджет постановление Правительства Челябинской области от 23.12.2019 г. N 583-П "О государственной программе Челябинской области "Развитие сельского хозяйства в Челябинской области" |
Задача 4: организация социальной адаптации малоимущих граждан | |||||||||||
30. |
Предоставление услуг физкультурно-спортивными организациями |
улучшение качества жизни многодетных семей/реестр выдачи пропусков многодетным семьям |
2021-2030 годы |
Министерство по физической культуре и спорту Челябинской области (соисполнитель Государственное предприятие Челябинской области "Бассейн "Строитель" (по согласованию) |
|
|
|
|
|
|
|
--------------------------------
* Сведения об объемах ресурсного обеспечения подлежат корректировке по мере фактической реализации соответствующих мероприятий.
Приложение 2
к региональной программе
Челябинской области
"Снижение доли населения
с доходами ниже прожиточного
минимума в Челябинской области"
Показатели для реализации региональной программы
N п/п |
Наименование показателя |
Единица измерения |
2017 (факт) |
2018 (факт) |
2019 (факт) |
2020 (факт) |
2021 (факт) |
Целевое значение показателя |
||||||||
2022 |
2023 |
2024 |
2025 |
2026 |
2027 |
2028 |
2029 |
2030 |
||||||||
Цель: снижение уровня бедности в два раза по сравнению с показателем 2017 года | ||||||||||||||||
1. |
Уровень бедности |
процентов |
13,2 |
12,8 |
12,8 |
12,60 |
12,10 |
11,30 |
10,7 |
10,1 |
9,5 |
8,9 |
8,4 |
7,9 |
7,4 |
6,6 |
2. |
Доля граждан, охваченных государственной социальной помощью на основании социального контракта, в общей численности малоимущих граждан |
процентов |
- |
- |
- |
- |
2,5 |
5,1 |
5,6 |
6,1 |
6,1 |
6,1 |
6,1 |
6,1 |
6,1 |
6,1 |
3. |
Доля граждан, охваченных государственной социальной помощью на основании социального контракта, среднедушевой доход которых (среднедушевой доход семьи которых) превысил величину прожиточного минимума, установленную в субъекте Российской Федерации, по окончании срока действия социального контракта в общей численности граждан, охваченных государственной социальной помощью на основании социального контракта |
процентов |
- |
- |
- |
- |
14,3 |
16,3 |
19,4 |
22,5 |
22,5 |
22,5 |
22,5 |
22,5 |
22,5 |
22,5 |
4. |
Численность женщин Челябинской области, находящихся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до трех лет, а также женщин, имеющих детей дошкольного возраста, не состоящих в трудовых отношениях и обратившихся в органы службы занятости в целях поиска работы, прошедших профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование |
человек |
161 |
151 |
143 |
558 |
142 |
134 |
134 |
134 |
134 |
134 |
134 |
134 |
134 |
134 |
5. |
Количество муниципальных образований, предоставляющих компенсацию части родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных дошкольных учреждениях, детям из малообеспеченных, неблагополучных семей, а также семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации |
единиц |
43 |
43 |
43 |
43 |
43 |
43 |
43 |
43 |
43 |
43 |
43 |
43 |
43 |
43 |
6. |
Доля детей из малообеспеченных семей и детей с нарушениями здоровья, обучающихся в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспеченных питанием |
процентов |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
7. |
Доля обучающихся по основным профессиональным образовательным программам и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих в областных государственных профессиональных образовательных организациях, получивших ежемесячную выплату на обеспечение проезда на городском, пригородном транспорте, а также один раз в год к месту жительства и обратно к месту учебы для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в общей численности данной категории |
процентов |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
8. |
Доля граждан, охваченных государственной социальной помощью на основании социального контракта, среднедушевой доход которых (среднедушевой доход семьи которых) увеличился по окончании срока действия социального контракта в сравнении со среднедушевым доходом этих граждан (семьи) до заключения социального контракта, в общей численности граждан, охваченных государственной социальной помощью на основании социального контракта |
процентов |
- |
- |
- |
- |
40,8 |
43,9 |
47 |
51,1 |
51,1 |
51,1 |
51,1 |
51,1 |
51,1 |
51,1 |
Цель: обеспечение темпа устойчивого роста доходов населения и уровня пенсионного обеспечения не ниже инфляции | ||||||||||||||||
1. |
Реальные располагаемые денежные доходы населения |
процентов |
96,9 |
98,3 |
99,4 |
100,7 |
101,9 |
101,0 |
101,6 |
102,4 |
102,4 |
102,4 |
102,5 |
102,5 |
102,6 |
102,6 |
2. |
Реальная заработная плата работников организаций |
процентов |
101,2 |
106,4 |
102,4 |
101,7 |
102,4 |
100,8 |
101,4 |
103,2 |
103,2 |
103,2 |
103,2 |
103,2 |
103,2 |
103,2" |
4. В приложении 3 к региональной программе:
пункты 1-3 изложить в следующей редакции:
"1. |
Уровень бедности |
методика расчета показателя утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2021 г. N 542 "Об утверждении методик расчета показателей для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных положений постановления Правительства Российской Федерации от 17 июля 2019 г. N 915" |
Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Челябинской области |
2. |
Доля граждан, охваченных государственной социальной помощью на основании социального контракта, в общей численности малоимущих граждан (D ск) |
показатель (D ск) рассчитывается по формуле:
, где:
Чск - численность граждан, охваченных государственной социальной помощью на основании социального контракта; Чмал - численность малоимущих граждан в Челябинской области (по данным Росстата) |
Министерство социальных отношений Челябинской области |
3. |
Доля граждан, охваченных государственной социальной помощью на основании социального контракта, среднедушевой доход которых (среднедушевой доход семьи которых) превысил величину прожиточного минимума, установленную в субъекте Российской Федерации, по окончании срока действия социального контракта, в общей численности граждан, охваченных государственной социальной помощью на основании социального контракта (D прев.сред.дох) |
показатель (D прев.сред.дох) рассчитывается по формуле:
, где:
Ч прев.сред.дох - численность граждан, среднедушевой доход которых (среднедушевой доход семьи которых) превысил величину прожиточного минимума, установленную в Челябинской области, по окончании срока действия социального контракта; Ч ск - численность граждан, охваченных государственной социальной помощью на основании социального контракта |
Министерство социальных отношений Челябинской области"; |
дополнить пунктом восьмым следующего содержания:
"8. |
Доля граждан, охваченных государственной социальной помощью на основании социального контракта, среднедушевой доход которых (среднедушевой доход семьи которых) увеличился по окончании срока действия социального контракта в сравнении со среднедушевым доходом этих граждан (семьи) до заключения социального контракта, в общей численности граждан, охваченных государственной социальной помощью на основании социального контракта (D увел.дох) |
показатель (D увел.дох) рассчитывается по формуле:
, где:
Ч увел.дох - численность граждан, среднедушевой доход которых (среднедушевой доход семьи которых) увеличился по окончании срока действия социального контракта в сравнении со среднедушевым доходом этих граждан (семьи) до заключения социального контракта; Ч ск - численность граждан, охваченных государственной социальной помощью на основании социального контракта |
Министерство социальных отношений Челябинской области". |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
По предварительным данным, в 2021 году объем денежных доходов населения сложился в размере 1 203,6 млрд рублей и по сравнению с 2020 годом увеличился на 9%, а объем денежных расходов за этот же период составил 1 159,9 млрд. рублей и увеличился на 13%.
Среднемесячные денежные расходы одного жителя Челябинской области в 2021 году составили 28 173,3 рубля.
Величина прожиточного минимума с 1 июня 2022 г. составила в среднем на человека в месяц 13 076 рублей и увеличилась по сравнению с предыдущим годом на 14,4%.
Распоряжение Правительства Челябинской области от 21 сентября 2022 г. N 917-рп "О внесении изменений в распоряжение Правительства Челябинской области от 11.05.2021 г. N 265-рп"
Вступает в силу с 26 сентября 2022 г.
Текст распоряжения опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru/ 26 сентября 2022 г. N 7400202209260001