Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
ОДОБРЕНЫ
постановлением Правительства
Республики Коми
от 21 сентября 2022 г. N 465
(приложение)
Основные направления
бюджетной и налоговой политики Республики Коми на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов
Основные направления бюджетной и налоговой политики Республики Коми на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов (далее - Основные направления бюджетной и налоговой политики) разработаны в соответствии со статьей 172 и статьей 184.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), статьей 71 Закона Республики Коми "О бюджетной системе и бюджетном процессе в Республике Коми", с учетом итогов реализации бюджетной и налоговой политики в 2021 году и в первом полугодии 2022 года.
При подготовке Основных направлений бюджетной и налоговой политики учтены положения указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" (далее - Указ N 204) и от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" (далее - Указ N 474), Программы оздоровления государственных финансов (оптимизации расходов) Республики Коми на период 2017 - 2024 годов, утвержденной распоряжением Правительства Республики Коми от 29 марта 2017 г. N 151-р, (далее - Программа оздоровления) и Плана мероприятий по обеспечению развития экономики Республики Коми в условиях внешнего санкционного давления, утвержденного Главой Республики Коми 18 марта 2022 г.
Целью Основных направлений бюджетной и налоговой политики является определение условий, принимаемых для составления проекта республиканского бюджета Республики Коми на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов, подходов к его формированию, основных характеристик и прогнозируемых параметров республиканского бюджета Республики Коми и других бюджетов бюджетной системы Республики Коми.
I. Основные итоги бюджетной и налоговой политики Республики Коми за 2021 год и первое полугодие 2022 года
2021 год стал годом восстановления экономики после мирового финансового кризиса 2020 года, вызванного ограничениями, вводимыми для борьбы с глобальной пандемией новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Вместе с тем основные задачи бюджетной и налоговой политики Правительству Республики Коми удалось выполнить, в том числе обеспечить сбалансированность бюджетной системы региона и финансирование всех социальных расходов в полном объеме.
Основной целью Долговой политики Республики Коми в 2021 году являлось эффективное управление государственным долгом Республики Коми, предполагающее поддержание его объема и структуры на экономически безопасном уровне, обеспечивающем платежеспособность Республики Коми и устранение риска неисполнения финансовых обязательств, и минимизации стоимости его обслуживания.
В целях комплексного подхода в вопросе оздоровления государственных финансов (оптимизации расходов) Республики Коми продолжается реализация одноименной Программы оздоровления. Совокупный бюджетный эффект по итогам исполнения ее мероприятий в 2021 году составил 1,8 млрд рублей (110% от планового значения), а установленные на 1 июля 2022 года значения выполнены на 26% (0,4 млрд рублей).
Объем безвозмездных поступлений консолидированного бюджета Республики Коми в 2021 году составил 19,7 млрд рублей, что ниже уровня 2020 года на 7,5 млрд рублей, или на 27,6%. Снижение обусловлено сокращением дотаций из федерального бюджета на 8,2 млрд рублей, или в 4,1 раза. Объясняется это тем, что в 2020 году дотации на частичную компенсацию снижения поступления налоговых и неналоговых доходов в связи с пандемией новой коронавирусной инфекции составили 8,9 млрд рублей, а в 2021 году такие дотации не предоставлялись.
Как и в предыдущие годы Республика Коми обеспечивает поступление значительного объема налоговых доходов в бюджет Российской Федерации. В 2021 году с территории Республики Коми было собрано 371,4 млрд рублей налоговых доходов, что на 195,0 млрд рублей, или в 2,1 раза, больше поступлений 2020 года. Доля консолидированного бюджета Республики Коми в общем объеме налогов, собранных с территории республики и администрируемых налоговыми органами, составила 26,7%, или 99,0 млрд рублей. Увеличение объема перечислений по сравнению с предыдущим годом составило 23,6 млрд рублей, или 31,3%. При этом произошло значительное снижение доли налогов, поступивших в бюджет республики, - на 16,1 процентных пункта.
Доля поступления налогов с территории Республики Коми в федеральный бюджет в 2021 году по сравнению с прошлогодним уровнем соответственно увеличилась и составила 73,3%, что обусловлено, в основном, увеличением поступлений налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья в связи с ростом ставок налога, связанным с ростом цены на нефть и увеличением курса доллара к рублю.
В 2021 году объем поступлений налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет Республики Коми сложился под влиянием следующих основных факторов:
восстановления российской экономики в нефтегазовых и металлургических отраслях;
роста цен на нефть сырую марки Urals, цены на газ, продукцию черной металлургии, курса доллара по отношению к рублю, благоприятной ценовой конъюнктуры на пиломатериалы на мировых рынках;
принимаемых на федеральном и региональном уровнях мер государственной поддержки организаций и индивидуальных предпринимателей (отсрочки по налогам, по платежам за аренду государственного имущества, предоставление льготных кредитов субъектам малого и среднего бизнеса и системообразующим предприятиям, программы поддержки наиболее пострадавших отраслей).
В результате вышеуказанного поступление налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет Республики Коми в 2021 году составило 98,9 млрд рублей и по сравнению с уровнем 2020 года увеличилось на 23,6 млрд рублей, или на 31,4%. При этом доля налоговых доходов в общей сумме налоговых и неналоговых доходов составила 95,1%.
Основными плательщиками налоговых доходов консолидированного бюджета республики остаются организации нефтегазовой, лесной и угольной отраслей. Свыше 53% поступающих налогов приходится на данные отрасли.
Главными источниками формирования налоговых доходов по-прежнему остаются налог на прибыль организации (38,1%), налог на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) (30,2%), налоги на имущество (23,6%).
Поступление налога на прибыль организаций в 2021 году значительно возросло относительно прошлогоднего уровня на фоне восстановления экономики в постпандемийный период и составило 35,9 млрд рублей. Объем налога увеличился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 20,6 млрд рублей, или в 2,3 раза.
Значительный рост поступлений налога на прибыль обусловлен главным образом увеличением поступлений от крупнейших налогоплательщиков газовой и нефтедобывающей отраслей, в том числе входящих в состав консолидированных групп налогоплательщиков (далее - КГН). Кроме того, значительно увеличились поступления налога на прибыль от КГН горнодобывающей и металлургической отраслей, а также от организаций деревообрабатывающей отрасли, не входящих в КГН.
Кроме того, в 2021 году увеличились поступления в консолидированный бюджет Республики Коми НДФЛ. Объем поступлений НДФЛ составил 28,4 млрд рублей, что на 1,5 млрд рублей, или на 5,7%, превышает уровень 2020 года. Это сопоставимо темпу роста начисленной заработной платы по Республике Коми.
При этом снизилось относительно уровня 2020 года поступление налогов на имущество. Объем таких налогов в 2021 году составил 22,2 млрд рублей, что на 0,4 млрд рублей, или на 1,6%, ниже прошлогоднего уровня. Основное уменьшение произошло по налогу на имущество организаций - на 0,3 млрд рублей, или на 1,7%, в связи со снижением налогооблагаемой базы по основному плательщику налога из-за начисления амортизации основных средств и подготовки к продаже отдельных объектов.
Снизилось и поступление транспортного налога на 43,6 млн рублей, или на 3,5%, что связано в числе прочего с принятыми в 2020 году Правительством Российской Федерации мерами государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - МСП) в условиях распространения новой коронавирусной инфекции, согласно которым плательщики, осуществляющие деятельность в наиболее пострадавших отраслях российской экономики, были частично освобождены от уплаты транспортного налога.
В 2022 году продолжилась положительная динамика поступления налоговых и неналоговых доходов в республиканский бюджет Республики Коми относительно прошлогоднего уровня.
Поступление налоговых и неналоговых доходов в республиканский бюджет Республики Коми за 1 полугодие 2022 года возросло на 18,5 млрд рублей, или в 1,5 раза, относительно уровня поступлений за аналогичный период прошлого года.
Основным фактором прироста является увеличение поступлений налога на прибыль организаций - на 14,8 млрд рублей, или в 2,1 раза, главным образом за счет роста поступлений от крупных налогоплательщиков - участников КГН нефтяной, угольной и газовой промышленности, а также увеличением поступлений от организации целлюлозно-бумажной промышленности, не входящей в КГН.
Кроме того, положительная динамика поступлений наблюдается и по налогу на имущество организаций, поступление которого в республиканский бюджет за 6 месяцев текущего года выросло на 1,5 млрд рублей, или на 14,4%, главным образом в связи с переоценкой стоимости основных средств по состоянию на 31 декабря 2021 года крупным налогоплательщиком.
На 0,2 млрд рублей, или на 2,4%, увеличилось поступление по НДФЛ.
По итогам 2021 года наблюдается положительная динамика по поступлениям налоговых и неналоговых доходов в местные бюджеты. Рост к уровню 2020 года составил 864,1 млн рублей, или 6,9%.
Основное увеличение в части доходов местных бюджетов произошло по НДФЛ - на 573,5 млн рублей, или на 6,8%.
Также выросли поступления по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (далее - УСН), на 74,1 млн рублей, или на 8,4%. Прирост поступлений в основном обусловлен переходом налогоплательщиков, применявших единый налог на вмененный доход (далее - ЕНВД) для отдельных видов деятельности, на УСН в связи с отменой с 1 января 2021 г. согласно Налоговому кодексу Российской Федерации (далее - НК РФ) применения системы налогообложения в виде ЕНВД.
С учетом этого же основания поступление по налогу, взимаемому в связи с применением патентной системы налогообложения, увеличилось на 75,5 млн рублей, или в 2,1 раза.
Соответственно, поступления в местные бюджеты уменьшились на 358,0 млн рублей, или в 3,6 раза.
По штрафам поступления увеличились на 211,5 млн рублей, или в 1,8 раза, в том числе за счет передачи с 2021 года из республиканского бюджета Республики Коми доли зачисления доходов от административных штрафов, постановления о наложении которых вынесены мировыми судьями, комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав.
По доходам от использования муниципального имущества поступления выросли на 154,5 млн рублей, или на 18,2%.
По состоянию на 1 июля 2022 г. в местные бюджеты поступило 6,6 млрд рублей налоговых и неналоговых доходов, что на 0,5 млрд рублей, или на 8,1%, больше, чем за аналогичный период 2021 года.
Поступление налоговых доходов составило 5,4 млрд рублей, что на 0,2 млрд рублей, или на 3,4%, больше, чем за аналогичный период 2021 года. Основной рост (на 157,1 млн рублей, или в 1,3 раза) отмечается по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, что обусловлено переходом налогоплательщиков на данный режим налогообложения в связи с отменой с 1 января 2021 г. применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход. Также поступления возросли по налогу на доходы физических лиц на 97,1 млн рублей, или на 2,4%, что адекватно темпу роста фонда начисленной заработной платы.
Неналоговые доходы по состоянию на 1 июля 2022 года поступили в сумме 1,2 млрд рублей, что на 0,3 млрд рублей, или в 1,4 раза, больше, чем за аналогичный период 2021 года. Наибольший прирост поступлений отмечается по штрафам, санкциям, возмещению ущерба на 145,9 млн рублей, или в 1,6 раза, платежам при пользовании природными ресурсами на 72,8 млн рублей, или в 2,0 раза.
В целях стимулирования муниципальных образований городских округов и муниципальных районов в Республике Коми, принимающих меры по увеличению базы доходов местного бюджета, в соответствии с порядком, утвержденным постановлением Правительства Республики Коми от 21 апреля 2016 г. N 208, в 2022 году проведена очередная оценка, по результатам которой гранты в общем объеме 40 млн рублей перечислены муниципальным образованиям, попавшим в пятерку лидеров: МР "Корткеросский", МР "Прилузский", ГО "Инта", МР "Печора", МР "Троицко-Печорский".
Общий объем расходов консолидированного бюджета Республики Коми в 2021 году увеличился по сравнению с 2020 годом на 1,1%, составив 115,9 млрд рублей, что в условиях значительного роста налоговых и неналоговых доходов позволило завершить 2021 год с профицитом в размере 2,7 млрд рублей при плановом дефиците консолидированного бюджета Республики Коми, превышающем 11 млрд рублей.
Сформированный на основании консервативного прогноза УФНС по Республике Коми поступлений налоговых доходов республиканский бюджет Республики Коми на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов был утвержден с предельным дефицитом на 2022 год, размер которого составил 10,9 млрд рублей, или 15% от запланированного объема налоговых и неналоговых доходов, и несколько меньшим дефицитом на 2023 и 2024 годы в размере 9,8 и 7,1 млрд рублей соответственно.
Крупнейшими направлениями расходования средств республиканского бюджета Республики Коми являются образование, здравоохранение и социальная политика. Общий объем средств, направляемых на решение социальных задач, составляет порядка 70% всех бюджетных расходов.
В консолидированном бюджете Республики Коми остается высокой доля расходов на заработную плату и начисления на выплаты по оплате труда - порядка 30 - 35%.
Кроме того, сохраняется тенденция направления значительных объемов средств консолидированного бюджета на оплату энергетических ресурсов (включая бюджетные и автономные учреждения) (в 2021 году - 3,9 млрд рублей), а также на компенсацию выпадающих доходов, связанных с государственным регулированием цен (тарифов) в сфере коммунального хозяйства (4,1 млрд рублей). В совокупности данные расходы составляют около 10% от общих расходов.
Указанные соотношения свидетельствуют, с одной стороны, о ярко выраженном социальном характере регионального бюджета, а с другой из-за значительной доли первоочередных, обязательных расходов - о его недостаточной гибкости.
Продолжена работа по обеспечению сохранения достигнутых соотношений между уровнем оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы и уровнем средней заработной платы в Республике Коми.
В 2021 году в Республике Коми целевые показатели средней заработной платы указных категорий работников государственных и муниципальных учреждений достигнуты (с учетом допустимого пятипроцентного отклонения).
В республиканском бюджете Республики Коми на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов бюджетные ассигнования, направляемые на оплату труда указных категорий работников бюджетной сферы Республики Коми (в том числе в рамках предоставления субсидий и субвенций местным бюджетам), утверждены с учетом индексации на 5% с 1 января 2022 г.
Обеспечен рост минимальных гарантий в оплате труда в части увеличения минимального размера оплаты труда (далее - МРОТ) с учетом районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (с 1 января 2021 г. от 21 747 рублей по южной части республики и до 30 701 рубля по самой северной части - Воркуте; с 1 января 2022 г. от 23 613 рублей в южных районах до 33 336 рублей в МО ГО "Воркута", с 1 июня 2022 г. от 25 975 рублей на юге Коми до 36 670 рублей в Воркуте).
При планировании бюджетных ассигнований республиканского бюджета Республики Коми были предусмотрены средства на индексацию заработной платы работников государственных учреждений, не относящихся к указным категориям: на 4% с 1 октября 2021 г. и также на 4% с 1 января 2022 г.
В 2021 году выделялись значительные бюджетные средства республиканского бюджета Республики Коми (в том числе за счет средств, предоставляемых из федерального бюджета) на мероприятия по борьбе с пандемией, в том числе: на стимулирующие выплаты соответствующим работникам государственных учреждений Республики Коми в сферах здравоохранения и социальной защиты, на оказание гражданам дополнительных мер социальной поддержки, на поддержку работодателей в условиях ухудшения экономической ситуации.
В первом полугодии 2022 года расходы на мероприятия по борьбе с пандемией уменьшились по причине снижения показателей по заболеваемости коронавирусом.
Вместе с тем в связи со сложной геополитической обстановкой выделяются дополнительные бюджетные ассигнования республиканского бюджета Республики Коми (в том числе за счет средств, предоставляемых из федерального бюджета) на меры поддержки экономики в условиях санкций.
В ходе заседания Президиума Государственного Совета по вопросам социальной поддержки граждан Президент Российской Федерации В.В. Путин анонсировал увеличение прожиточного минимума с 1 июня 2022 г. на 10%. В республике принято соответствующее постановление Правительства Республики Коми (от 30 мая 2022 г. N 258). Рост размера прожиточного минимума в Республике Коми влечет за собой увеличение части пособий и выплат, что станет дополнительным подспорьем для многих семей с детьми, малоимущих семей, малоимущих одиноко проживающих граждан и иных категорий граждан.
В связи с увеличением минимального размера оплаты труда с 1 июня 2022 г. Правительством Республики Коми принято решение об увеличении расходов на оплату труда работникам бюджетной сферы, финансируемым из республиканского бюджета Республики Коми, на 10% с 1 июля 2022 г.
Для обеспечения более оперативного реагирования на изменения социально экономической ситуации было значительно расширено использование механизма резервирования бюджетных средств в резервном фонде Правительства Республики Коми.
Учитывая масштаб вынужденного сокращения деловой активности, для минимизации негативных последствий в 2022 году был реализован пакет антикризисных мер, в том числе приостановлено до 1 января 2023 г. применение мер ответственности к муниципальным образованиям в Республике Коми за нарушение обязательств, установленных соглашением о предоставлении субсидии из республиканского бюджета Республики Коми.
В 2021 и 2022 годах сохраняется тенденция увеличения средств, предоставляемых муниципальным образованиям из республиканского бюджета Республики Коми. Объем межбюджетных трансфертов местным бюджетам в 2021 году увеличился в сравнении с 2020 годом на 1 млрд рублей (3,3%) - до 30,2 млрд рублей. По данным на 1 июля 2022 г. общая сумма межбюджетных трансфертов, распределенных к передаче местным бюджетам в 2022 году, увеличивается еще на 4 млрд рублей (13,4%) к исполнению за 2021 год.
В целях повышения инвестиционной и промышленной политики в Республике Коми реализуются следующие мероприятия:
а) предоставление субсидий юридическим лицам на компенсацию затрат на создание объектов инфраструктуры в целях реализации новых инвестиционных проектов (предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 19 октября 2020 г. N 1704). 10 новых инвестиционных проектов от Республики Коми включены в сводный перечень новых инвестиционных проектов, утвержденный приказом Минэкономразвития России, и могут претендовать на компенсацию затрат в объекты инфраструктуры в рамках заявленных проектов;
б) расширение возможностей инвесторов по применению нового механизма заключения специальных инвестиционных контрактов (далее - СПИК) 2.0 региональным законодательством:
определены полномочия Правительства Республики Коми на осуществление отдельных функций в целях реализации механизма СПИК 2.0 на региональном уровне (согласно Закону Республики Коми от 31 октября 2017 г. N 78-РЗ "О некоторых вопросах в сфере промышленной и инновационной политики в Республике Коми");
определены уполномоченные органы исполнительной власти Республики Коми на реализацию указанных функций (распоряжение Правительства Республики Коми от 9 марта 2021 г. N 116-р);
утвержден порядок согласования Министерством экономического развития и промышленности Республики Коми места производства промышленной продукции для участия в конкурсном отборе на заключение СПИК 2.0 (приказ Министерства экономического развития и промышленности Республики Коми от 30 апреля 2021 г. N 183);
в) в 2022 году организована работа по возобновлению механизма заключения специальных инвестиционных контрактов СПИК 1.0 (наряду с действующим механизмом заключения специальных инвестиционных контрактов СПИК 2.0) в условиях значительного влияния мер ограничительного характера в целях стимулирования инвесторов к реализации инвестиционных проектов в Республике Коми:
введены полномочия Правительства Республики Коми на заключение, изменение и расторжение СПИК 1.0, утверждение порядка заключения СПИК 1.0 без участия Российской Федерации (далее - региональный СПИК 1.0) согласно Закону Республики Коми "О внесении изменений в Закон Республики Коми "О некоторых вопросах в сфере промышленной и инновационной политики в Республике Коми";
введена мера стимулирования инвесторов в виде гарантии применения к участникам СПИК 1.0 "стабилизационной оговорки" на период действия СПИК 1.0;
введены налоговые льготы участникам региональных СПИК 1.0 в виде освобождения от уплаты налога на имущество организаций в отношении имущества, созданного и (или) приобретенного в ходе реализации СПИК 1.0, согласно Закону Республики Коми "О налоге на имущество организаций на территории Республики Коми" внесены изменения (ред. от 4 июля 2022 г. N 54-РЗ);
г) внедрен механизм поддержки - предоставление инфраструктурных бюджетных кредитов в рамках постановлений Правительства Российской Федерации от 14 июля 2021 г. N 1189 "Об утверждении Правил отбора инфраструктурных проектов, источником финансового обеспечения расходов на реализацию которых являются бюджетные кредиты из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов, и о внесении изменений в Положение о Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации" и от 14 июля 2021 г. N 1190 "Об утверждении Правил предоставления, использования и возврата субъектами Российской Федерации бюджетных кредитов, полученных из федерального бюджета на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов".
В результате отбора проектов одобрены для предоставления инфраструктурные бюджетные кредиты:
в 2021 г. в сумме 2,45 млрд рублей на реализацию проектов в сфере жилищного строительства и лесопромышленной отрасли;
в 2022 г. в сумме 939,2 млн рублей на проекты, планируемые к реализации в туристической сфере и сельскохозяйственной отрасли;
д) формируется специальный инвестиционный режим для организаций, реализующих инвестиционные проекты, в рамках соглашений о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК) в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 2020 г. N 69-ФЗ "О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации" в республике;
е) объем бюджетных ассигнований республиканского бюджета Республики Коми на обеспечение деятельности (докапитализацию) некоммерческой организации Республики Коми "Региональный фонд развития промышленности Республики Коми" (далее - РФРП), целью создания которой является содействие экономическому развитию и устойчивому функционированию промышленного производства на территории Республики Коми, в том числе предоставляющей гранты и льготные займы субъектам деятельности в сфере промышленности на льготных условиях на финансовое обеспечение реализации инвестиционных проектов, составил: в 2021 году - 301,8 млн рублей, в 2022 году - 224,1 млн рублей (123,8 млн рублей из федерального бюджета и 100,3 млн рублей из республиканского бюджета Республики Коми). Кроме того, в 2022 году на региональные программы РФРП и новую программу "Промышленный оборот" в республиканском бюджете Республики Коми дополнительно предусмотрено 80 млн рублей и 150 млн рублей соответственно. В рамках конкурсного отбора региональных программ развития промышленности одобрено выделение Республике Коми в 2023 году субсидии из федерального бюджета в размере 133,5 млн рублей, в республиканском бюджете Республики Коми на указанные цели предусмотрено 100 млн рублей;
ж) действуют следующие налоговые льготы для резидентов Арктической зоны Российской Федерации на территории Республики Коми (зарегистрировано 19 организаций из Воркуты, Инты и Усинска: в 2020 году - 2, в 2021 году - 12, в 1 полугодии 2022 года - 5 (общий объем инвестиций - более 1,7 млрд рублей, количество новых рабочих мест - 608):
согласно Закону Республики Коми от 29 октября 2020 г. N 75-РЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Коми в связи с установлением налоговых льгот для резидентов Арктической зоны Российской Федерации": снижение налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в республиканский бюджет Республики Коми (в размере 5% в течение пяти налоговых периодов начиная с налогового периода, в котором была получена первая прибыль от деятельности, и 10% в течение следующих пяти налоговых периодов); освобождение от уплаты налога на имущество организаций; установление пониженных налоговых ставок при применении УСН (1%, если объектом налогообложения являются доходы, и 5%, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов);
нормативными правовыми актами МО ГО "Воркута", "Инта", "Усинск" и МО МР "Усть-Цилемский" предусмотрено освобождение от уплаты земельного налога для резидентов Арктической зоны Российской Федерации;
з) функционирует территория социально-экономического развития "Емва" (ТОСЭР), государственная поддержка резидентов которой осуществляется в виде предоставления налоговых льгот, среди которых:
налог на имущество организаций 0% (обычная ставка 2,2%);
налог на прибыль (0% - первые 5 лет, 10% - с 6 по 10 год (обычная ставка 20%);
налог на землю 0% (обычная ставка 1,5%);
и) на территории региона в 2021 году создан новый Деревообрабатывающий кластер Республики Коми на 8 557 рабочих мест, в состав которого вошли 13 производственных предприятий, 2 инфраструктурные площадки и 1 образовательная организация (Сыктывкарский лесной институт);
к) продолжается работа по созданию на территории муниципального района "Сыктывдинский" особой экономической зоны промышленно-производственного типа "Север" (ОЭЗ ППТ "Север") с льготным режимом для ее резидентов. Резидентам ОЭЗ ППТ "Север" помимо федеральных льгот планируется предоставление льготы по налогу на прибыль организаций, транспортному налогу.
Правительством Республики Коми в течение 2021 года, а также в первом полугодии 2022 года введен ряд дополнительных мер, направленных на государственную поддержку субъектов МСП, осуществляющих деятельность на территории Республики Коми, в том числе с целью снижения налоговой нагрузки на бизнес в Республике Коми:
а) для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН, на трехлетний период 2020 - 2022 годов налоговые ставки снижены в 2 раза (с 6% до 3%, если объектом налогообложения являются доходы, и с 15% до 7,5%, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов) (Закон Республики Коми от 04.07.2022 N 54-РЗ);
б) для субъектов МСП снижена налоговая ставка налога на имущество организаций в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества (в 2022 году - 1,3%, в 2023 году - 1,7%, в 2024 и последующих годах - 2%);
в) с 1 июля 2020 г. на территории Республики Коми введен в действие специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", позволяющий самозанятым гражданам легализовать свою предпринимательскую деятельность с минимальными издержками и вести ее в дальнейшем в наиболее простом и необременительном режиме. Согласно информации УФНС по Республике Коми, по итогам 2021 года количество самозанятых граждан, зарегистрированных на территории республики, составляло 17,5 тыс. человек. По итогам I полугодия 2022 года - 19,5 тыс. человек;
г) всем субъектам МСП и самозанятым гражданам в рамках мероприятий подпрограммы "Малое и среднее предпринимательство в Республике Коми" Государственной программы Республики Коми "Развитие экономики и промышленности" предоставляются следующие меры государственной финансовой поддержки:
субсидии по возмещению части затрат на проведение оценки и страхования имущества, переданного в залог и по привлечению поручительств;
субсидии предпринимателям, деятельность которых была (будет) приостановлена в 2022 году в связи с ограничением их деятельности;
гранты социальным предпринимателям (с 2021 года) и субъектам МСП, созданным физическими лицами в возрасте до 25 лет включительно (с 2022 года). По состоянию на 1 января 2022 года в реестр социальных предпринимателей Республики Коми включены 72 субъекта МСП, на 1 июля 2022 года - 63 субъекта МСП;
льготная кредитно-гарантийная поддержка (АО "Микрокредитная компания Республики Коми" предоставляет микрозаймы в размере до 5 млн рублей на срок до 3 лет с процентными ставками от 0,1% до 9,5% годовых; АО "Гарантийный фонд Республики Коми" предоставляет поручительства субъектам МСП по обязательствам перед финансовыми организациями; АО "Лизинговая компания Республики Коми" предоставляет услуги по льготному лизингу техники и оборудования стоимостью до 5 млн рублей, срок договора лизинга до 5 лет, годовой процент удорожания предмета лизинга - от 3% до 7,5%);
социально ориентированным некоммерческим организациям установлены на 2021 - 2025 годы минимальные налоговые ставки при применении УСН в размере 1%, если объектом налогообложения являются доходы, и 5%, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов.
Кроме вышеперечисленных налоговых льгот, Законами Республики Коми от 4 июля 2022 г. N 54-РЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Коми по вопросам налогообложения" и от 26 октября 2020 г. N 55-РЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Коми по вопросам налогообложения" установлены также льготы в виде:
освобождения на 2022 - 2025 годы от уплаты налога на имущество организаций, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок, в отношении пассажирских и грузовых воздушных судов, находящихся в собственности данных организаций (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления);
продления до 1 января 2025 г. действие ставки в размере 0% при применении УСН и патентной системы налогообложения ("налоговых каникул") для вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей при применении УСН и патентной системы налогообложения на территории Республики Коми по видам деятельности, установленным Законом Республики Коми от 20 апреля 2015 г. N 9-РЗ;
установления нулевой ставки по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в республиканский бюджет Республики Коми, для организаций, которым присвоен статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления";
освобождения от уплаты транспортного налога (до 31 декабря 2025 г. включительно) владельцев экологически чистого вида транспорта - колесных транспортных средств с электрическими двигателями транспортных средств в целях стимулирования расширения их количества;
снижения на трехлетний период (2022 - 2024 годы) до минимально возможных налоговых ставок при применении упрощенной системы налогообложения: до 1 процента (объект налогообложения - "доходы") и 5 процентов (объект налогообложения - "доходы минус расходы") для IT-компаний.
Для повышения результативности и эффективности использования средств республиканского бюджета Республики Коми в 2021 году и первом полугодии 2022 года также продолжена работа по ряду реализуемых направлений.
Так, для обеспечения прозрачности и доступности республиканский бюджет Республики Коми разрабатывается и утверждается по программно-целевому принципу. В "программном формате" представлено более 90% средств бюджета.
В целях совершенствования механизмов решения задач государственных программ, повышения возможности привлечения для их реализации средств федерального бюджета, а также исключения замечаний к государственным программам со стороны контрольно-надзорных органов в 2021 - 2022 годах осуществлено:
а) корректировка Стратегии социально-экономического развития Республики Коми на период до 2035 года, утвержденной постановлением Правительства Республики Коми от 11 апреля 2019 г. N 185, с учетом положений Указа N 474, Единого плана по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года и иных отраслевых документов стратегического планирования как федерального, так и регионального уровня;
б) оптимизация перечня (с 1 января 2021 года реализуются 17 государственных программ) и совершенствования структуры отдельных государственных программ Республики Коми, в том числе в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 мая 2021 г. N 786 "О системе управления государственными программами Российской Федерации", путем:
включения в программы всех правил (порядков) предоставления и распределения субсидий (грантов в форме субсидий) юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, некоммерческим организациям, не являющимся казенными учреждениями;
учета в программах параметров национальных целей и показателей для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти);
выделения в структуре государственных программ проектной части и процессных мероприятий;
в) дополнение методики оценки эффективности реализации госпрограмм новыми критериями, стимулирующими повышение результативности мероприятий государственных программ и эффективности использования субсидий и иных межбюджетных трансфертов, а также исключение из оценки за 2021 год объемов бюджетных ассигнований, доведенных до главного распорядителя бюджетных средств республиканского бюджета Республики Коми в последние два рабочих дня отчетного финансового года, по которым отсутствуют принятые бюджетные обязательства на конец отчетного финансового года.
В целях усиления контроля за исполнением государственных программ годовые отчеты о ходе реализации и оценке эффективности программ представляются ответственными исполнителями в Контрольно-счетную палату Республики Коми, а сводный годовой доклад о ходе реализации и оценке эффективности государственных программ Республики Коми представляется Главой Республики Коми в Государственный Совет Республики Коми одновременно с годовым отчетом об исполнении республиканского бюджета Республики Коми.
По итогам осуществленной оценки эффективности государственных программ выявлен рост эффективности реализации госпрограмм в 2021 году по сравнению с 2020 годом. Дополнительным стимулом к проведению данной работы послужило изменение оценочной шкалы эффективности госпрограмм (повышение планки), а также введение новых критериев оценки.
Региональные проекты, разрабатываемые в соответствии с Указом N 204 и Указом N 474, включаются в государственные программы Республики Коми и республиканский бюджет Республики Коми на уровне основных мероприятий, соответствующих целевым статьям бюджета. Также государственные программы Республики Коми дополняются отдельными приложениями, предусматривающими отражение краткой информации о региональных проектах, в том числе сведений о показателях на весь срок реализации проектов.
В отчетном году с руководителями федеральных проектов заключено 42 соглашения о реализации региональных проектов по 11 направлениям национальных проектов, осуществлялась реализация 40 региональных проектов (по 10 направлениям национальных проектов). Объем средств, направленных на реализацию национальных проектов в 2021 году, составил 7,5 млрд рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета 3,87 млрд рублей. В 2022 году реализуются 44 региональных проекта (по 11 направлениям национальных проектов), на реализацию которых предусмотрено 13,49 млрд рублей (по состоянию на 1 июля 2022 г.), в том числе за счет средств федерального бюджета 6,05 млрд рублей. Исполнение за первое полугодие 2022 года составило 3,49 млрд рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета 2,08 млрд рублей.
В целях предупреждения нецелевого использования бюджетных средств внедрена новация бюджетного законодательства Российской Федерации в части применения механизма казначейского сопровождения государственных контрактов. В соответствии со статьей 242.26 БК РФ в Законе Республики Коми от 7 декабря 2021 г. N 136-РЗ "О республиканском бюджете Республики Коми на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов" установлена норма о казначейском сопровождении и определен перечень средств, предоставляемых из республиканского бюджета Республики Коми, подлежащих такому сопровождению.
В 2021 - 2022 годах продолжена планомерная работа по повышению степени централизации закупок в регионе, которая позволяет сократить количество нарушений по сравнению с закупками, проводимыми заказчиками самостоятельно. Кроме того, неоспоримым преимуществом централизованных закупок является повышение юридического качества проводимых процедур, оптимизация работы квалифицированных специалистов в сфере закупок и экономия бюджетных средств за счет оптимального формирования лотов. В целях расширения централизации постановлением Правительства Республики Коми от 4 февраля 2022 г. N 45 "О централизации закупок товаров, работ, услуг для нужд в Республике Коми" полномочия по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков Республики Коми путем проведения электронных запросов котировок в случаях, определенных постановлением, возложены на государственное казенное учреждение Республики Коми "Центр обеспечения организации и проведения торгов". Также конкретизированы полномочия данного учреждения и заказчиков при взаимодействии, сокращены сроки их взаимодействия во избежание риска затягивания процедур, уточнен способ направления заказчиком заявки, перечень заказчиков, для которых осуществляются централизованные закупки.
Продолжается внедрение региональной информационной системы в сфере закупок, что обеспечивает прозрачность закупочного процесса в регионе, откроет возможности по контролю за ним и автоматизирует решения по использованию полученной экономии на приоритетные направления. Также позволит увеличить процент централизации закупок, что в свою очередь приведет к экономии средств республиканского бюджета Республики Коми за счет укрупнения лотов, уменьшению асимметрии цен по продовольственным торгам, уменьшению количества совершаемых ошибок со стороны заказчиков в закупочном процессе, единству толкования законодательства в сфере закупок, соответственно уменьшению жалоб, а также позволит решить задачу оперативного управления бюджетными средствами, сэкономленными заказчиками в ходе торгов.
По итогам 2021 года в результате списания затрат в виде незавершенных капитальных вложений по незавершенным строительством объектам, финансирование которых осуществлялось за счет средств республиканского бюджета Республики Коми, а также в результате ввода в эксплуатацию объектов капитального строительства снижение объемов незавершенного строительства по состоянию на 1 января 2022 г. составило 1 733,6 млн рублей (11,8%). А на 1 июля 2022 г. объем незавершенного строительства сократился на 1,28%.
Принимаемые меры по развитию сферы предоставления государственных и муниципальных услуг позволили подтвердить высокую оценку качества оказания услуг в МФЦ (по данным ИАС МКГУ - 99,94% положительных оценок), а также достичь и всех других плановых значений показателей, установленных "майскими" указами в сфере предоставления государственных и муниципальных услуг (среднее время ожидания в очереди - 7:01 при плановом значении 15 минут).
В рамках обеспечения принципа прозрачности (открытости) бюджетной системы Республики Коми, с учетом требований приказа Министерства финансов Российской Федерации от 28 декабря 2016 г. N 243н "О составе и порядке размещения и предоставления информации на едином портале бюджетной системы Российской Федерации" информация о региональных финансах размещается на едином портале бюджетной системы Российской Федерации, перечень такой информации расширяется по мере технических возможностей самого портала.
Кроме того, в рамках мероприятий по повышению открытости и прозрачности системы управления региональными финансами и в целях предоставления населению актуальной информации о республиканском бюджете Республики Коми и его исполнении в объективной и доступной для понимания форме на регулярной основе на всех этапах бюджетного процесса публикуется электронная информационная брошюра "Бюджет для граждан".
Еще одной мерой повышения прозрачности и эффективности использования бюджетных средств является вовлечение широкого круга общественности в бюджетный процесс.
Кроме того, продолжается системная работа по повышению финансовой грамотности жителей Республики Коми. Фокусом компетенций в данном вопросе остается Региональный центр повышения финансовой грамотности Республики Коми, а главным информационным источником - Портал финансовой грамотности в Республике Коми. При этом количество граждан, охваченных в 2021 году мероприятиями по финансовой грамотности, составило 195 229 человек, что в 2,3 раза больше запланированного значения Региональной программой повышения финансовой грамотности Республики Коми на 2018 - 2023 годы и в 1,5 раза больше уровня 2020 года.
Непосредственное участие населения в решении вопросов местного значения (отбор приоритетных проектов, софинансирование и контроль за их реализацией) обеспечивается в рамках реализации проекта "Народный бюджет". В 2021 году реализовано 440 проектов на общую сумму 313,8 млн рублей, из них средства республиканского бюджета Республики Коми составили 257,3 млн рублей.
Подход к финансированию проектов, многообразие тематических направлений - "Народный бюджет" Республики Коми был отмечен в 2021 году на федеральном уровне как лучшая практика развития инициативного бюджетирования в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях.
Стимулирующим инструментом по расширению участия муниципальных образований в проекте "Народный бюджет" являются гранты, предоставляемые муниципальным образованиям в Республике Коми на развитие народных инициатив в соответствии с постановлением Правительства Республики Коми от 23.04.2021 N 211. Такие гранты в 2021 году получили 14 муниципальных районов в Республике Коми в общем объеме 47,7 млн рублей.
В 2022 году практика поддержки гражданских инициатив значительно расширилась, в связи с чем в республиканском бюджете Республики Коми на реализацию инициативного бюджетирования предусмотрено 394,5 млн рублей, в том числе 324,5 млн рублей на реализацию проекта "Народный бюджет"; 70 млн рублей на народные инициативы, финансово поддерживаемые в рамках постановления Правительства Республики Коми от 23.04.2021 N 211.
Еще одним средством вовлечения общественности в решение проблем "на местах" должны стать инициативные проекты, определенные статьей 26.1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления". В целях обеспечения возможности их финансовой поддержки за счет межбюджетных трансфертов из республиканского бюджета Республики Коми в 2022 году осуществляется разработка порядка конкурсного отбора инициативных проектов, выдвигаемых для получения финансовой поддержки из республиканского бюджета Республики Коми.
II. Основные направления бюджетной и налоговой политики Республики Коми на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов
Основными направлениями бюджетной и налоговой политики в предстоящий трехлетний период с учетом необходимости реализации целей национальных проектов на территории Республики Коми и развития экономики Республики Коми в условиях внешнего санкционного давления станет обеспечение сбалансированности бюджетной системы Республики Коми, в том числе за счет:
сохранения условий роста налоговых и неналоговых доходов республиканского бюджета Республики Коми;
сдерживания роста расходов республиканского бюджета Республики Коми, не обеспеченного увеличением доходов и (или) оптимизацией расходов;
совершенствования системы управления общественными финансами Республики Коми;
сохранения объема государственного долга Республики Коми на безопасном уровне и обеспечения ликвидности республиканского бюджета Республики Коми.
Основные направления налоговой политики Республики Коми на 2023 - 2025 годы сохраняют преемственность уже реализуемых мер по повышению эффективности использования доходного потенциала для обеспечения заданных темпов экономического развития, увеличения доходов консолидированного бюджета Республики Коми за счет стимулирования инвестиционной деятельности на территории региона, оптимизации налоговой нагрузки, отмены неэффективных налоговых льгот, в том числе путем:
создания оптимальных условий для стимулирования экономического роста, развития предпринимательской и инвестиционной деятельности путем внедрения на территории Республики Коми новых форм господдержки инвесторов, в том числе в рамках реализации федерального законодательства (в том числе защита и поощрение капиталовложений инвесторов через заключение соглашений (СЗПК), СПИК 1.0; создание объектов инфраструктуры за счет бюджетных инвестиций; предоставление инфраструктурных бюджетных кредитов, поддержка резидентов ТОСЭР и других);
обеспечения стабильных налоговых условий для хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на территории Республики Коми;
продолжения предоставления налоговых льгот в рамках заключенного СПИК;
продолжения поддержки субъектов МСП, в том числе посредством предоставления налоговых льгот, а также стимулирования их предпринимательской активности на территории Республики Коми в рамках реализации национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка предпринимательской инициативы";
реализации мер, направленных на легализацию предпринимательской деятельности, содействие вовлечению граждан в предпринимательскую деятельность и сокращение неформальной занятости путем расширения практики применения налога на профессиональный доход, регистрации граждан в качестве "самозанятых" и вовлечения их в экономику;
развития Арктической зоны Российской Федерации на территории Республики Коми с учетом установленных налоговых льгот для резидентов Арктической зоны Российской Федерации на территории Республики Коми по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в республиканский бюджет Республики Коми, по налогу на имущество организаций, а также пониженных налоговых ставок при применении УСН;
продолжения работы по совершенствованию механизмов взаимодействия органов исполнительной власти Республики Коми, органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Коми и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти по Республике Коми в части качественного администрирования доходных источников бюджетов и повышения уровня их собираемости, легализации налоговой базы, сокращения недоимки;
организации работы с кураторами налоговых расходов Республики Коми в целях проведения оценки эффективности налоговых льгот и пониженных налоговых ставок с учетом общих требований, установленных Правительством Российской Федерации, а также в соответствии с постановлением Правительства Республики Коми от 14 октября 2019 г. N 477 "Об утверждении Порядка формирования перечня налоговых расходов Республики Коми и оценки налоговых расходов Республики Коми";
оптимизации предоставляемых налоговых льгот и преференций.
Кроме того, планируется совершенствование нормативно-правовой базы, методологии оценки эффективности налоговых расходов Республики Коми и порядка формирования перечня налоговых расходов в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2022 г. N 1081 "О внесении изменений в общие требования к оценке налоговых расходов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований".
Эффективная бюджетная политика будет осуществляться путем:
1) реализации поручений Президента Российской Федерации по обеспечению сохранения достигнутых соотношений между уровнем оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы и уровнем средней заработной платы в Республике Коми;
2) обеспечения заработной платы не ниже МРОТ с учетом районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, ежегодной индексации оплаты труда;
3) увеличения с 2023 года норматива отчислений налога, взимаемого в связи с применением УСН, в бюджеты городских округов и муниципальных районов в Республике Коми с 50 до 100% в целях пополнения и укрепления собственной доходной базы местных бюджетов, компенсации выпадающих доходов местных бюджетов от отмены с 2021 года в соответствии с НК РФ системы налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности, повышения заинтересованности органов местного самоуправления в проведении работы по развитию МСП на территории Республики Коми (в соответствии с Законом Республики Коми от 4 июля 2022 г. N 54-РЗ);
4) повышения качества предоставления государственных и муниципальных услуг, оптимизации процесса получения гражданами государственных и муниципальных услуг путем участия ГАУ РК "МФЦ" в реализации Концепции 24/7 на территории Республики Коми согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2022 г. N 837-р "О Концепции перехода к предоставлению 24 часа в сутки 7 дней в неделю абсолютного большинства государственных и муниципальных услуг без необходимости личного присутствия граждан";
5) сохранения установленных мер социальной поддержки и их дальнейшего совершенствования;
6) повышения качества стратегического и бюджетного планирования за счет:
актуализации и совершенствования нормативной правовой и методической базы в сфере программно-целевого планирования, в том числе с учетом норм Положения о системе управления государственными программами Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 мая 2021 г. N 786;
оптимизации процедуры формирования и внесения изменений в государственные программы;
корректировки структуры и продления сроков реализации государственных программ Республики Коми;
развития системы мониторинга и оценки эффективности государственных программ;
постоянного мониторинга соответствия мероприятий государственных программ Республики Коми заявленным целям и задачам;
обеспечения автоматизации программно-целевого планирования и проектного управления;
реализации дополнительных мер по предупреждению невыполнения органами местного самоуправления требований бюджетного законодательства за счет расширения перечня обязательств, возлагаемых на муниципальные образования, заключающие соглашения с Министерством финансов Республики Коми согласно постановлению Правительства Республики Коми от 17 декабря 2019 г. N 605 "О некоторых вопросах, связанных с предоставлением дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности за счет средств республиканского бюджета Республики Коми";
7) оптимизации сети государственных и муниципальных учреждений с целью обеспечения повышения качества предоставляемых услуг и выполнения работ;
8) совершенствования системы закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Республики Коми, в том числе посредством:
планирования обеспечения государственных нужд на основе принципа неразрывной связи с бюджетным процессом;
централизации полномочий на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков Республики Коми в отношении всех закупок, осуществляемых конкурентными способами, в целях эффективного использования бюджетных средств и снижения количества нарушений при описании объектов закупок;
повышения уровня прозрачности процесса государственных и муниципальных закупок малого объема путем расширения практики определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) на основе принципов "электронного магазина" с предварительным размещением участниками закупок заявок-оферт и возможностью оперативного выбора между ними предложения с минимальными ценами;
расширения практики проведения совместных процедур определения поставщиков в целях консолидации закупок одной и той же продукции;
унификации подходов к осуществлению закупочной деятельности, включая разработку типовых требований к закупаемым товарам и исключение закупок с избыточными потребительскими свойствами, стандартизации информации о закупке посредством применения описания позиции каталога товаров, работ, услуг, размещенной в единой информационной системе в сфере закупок;
внедрения региональной информационной системы Республики Коми в сфере закупок;
9) совершенствования контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд путем его стандартизации на ведомственном уровне;
10) отчислений (выплат) дивидендов по акциям, части (не менее 50%) чистой прибыли в республиканский бюджет Республики Коми в соответствии с распоряжением Правительства Республики Коми от 12 апреля 2016 г. N 149-р в целях совершенствования управления находящимися в государственной собственности Республики Коми акциями, долями в уставных капиталах хозяйственных обществ с учетом плана мероприятий по обеспечению развития экономики Республики Коми в условиях внешнего санкционного давления;
11) привлечения в пределах имеющихся возможностей республиканского бюджета Республики Коми субсидий из федерального бюджета на софинансирование региональных проектов, а также получения иной поддержки из федерального бюджета в целях высвобождения бюджетных средств и направления их на финансирование других приоритетных направлений социально-экономического развития Республики Коми;
12) продолжения применения механизма "перечисления межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств по расходам получателей средств республиканского бюджета Республики Коми" в целях снижения объема неиспользованных остатков межбюджетных трансфертов;
13) применения в целях повышения эффективности предоставления и использования межбюджетных трансфертов Правил формирования, предоставления и распределения субсидий местным бюджетам из республиканского бюджета Республики Коми, утвержденных постановлением Правительства Республики Коми от 6 сентября 2019 г. N 422;
14) обеспечения требования бюджетного законодательства об утверждении законом Республики Коми о республиканском бюджете на очередной финансовый год и плановый период распределения субсидий местным бюджетам из республиканского бюджета Республики Коми (кроме субсидий, распределяемых на конкурсной основе, субсидий местным бюджетам за счет резервного фонда Правительства Республики Коми и субсидий, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты за счет резервных фондов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации), соблюдения предельных сроков заключения соглашений о предоставлении местным бюджетам муниципальных образований Республики Коми целевых межбюджетных трансфертов;
15) продолжения практики широкого использования механизма резервирования бюджетных средств в резервном фонде Правительства Республики Коми в целях более оперативного реагирования на изменения социально-экономической ситуации;
16) решения задач целевого использования бюджетных средств, обеспечения их сохранности, сокращения недобросовестных поставщиков в цепочке соисполнителей государственных контрактов, повышения финансовой дисциплины сторон контрактов путем применения норм статьи 242.26 БК РФ, предусматривающей казначейское сопровождение средств, предоставляемых из республиканского бюджета Республики Коми;
17) продолжения проведения работы по сокращению объемов затрат незавершенного строительства путем списания затрат в виде незавершенных капитальных вложений по не завершенным строительством объектам, финансирование которых осуществлялось за счет средств республиканского бюджета Республики Коми, а также обеспечения своевременного ввода в эксплуатацию объектов капитального строительства;
18) обеспечения реализации принципа бюджетной системы Российской Федерации "участия граждан в бюджетном процессе" путем вовлечения большего количества граждан в процедуры обсуждения и принятия конкретных бюджетных решений, общественного контроля их эффективности и результативности посредством:
развития практик инициативного бюджетирования, в том числе осуществления финансовой поддержки инициативных проектов в целях активизации участия населения в местном развитии, выявления и решения приоритетных социальных проблем местного уровня, а также привлечения для их решения всех доступных местных ресурсов, в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; продолжения реализации проекта "Народный бюджет"; поощрения в виде грантов муниципальных образований муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов в Республике Коми за участие в проекте "Народный бюджет" и реализацию народных проектов в рамках проекта "Народный бюджет", направляемых также на развитие народных инициатив в муниципальных образованиях в Республике Коми;
проведения мероприятий по повышению финансовой грамотности населения, в том числе путем информирования населения через Портал финансовой грамотности в Республике Коми;
открытого размещения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информации (в том числе на едином портале бюджетной системы Российской Федерации), связанной с реализацией бюджетного процесса;
формирования и публикации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информационных брошюр "Бюджет для граждан";
проведения оценки муниципальных образований в Республике Коми в части открытости бюджетных данных;
продолжения практики размещения годовых отчетов о ходе реализации и оценке эффективности государственных программ Республики Коми на официальных сайтах ответственных исполнителей государственных программ Республики Коми, а также заслушивания их на общественных советах при органах исполнительной власти Республики Коми;
размещения и поддержания в актуальном состоянии бюджетных данных о формировании и исполнении республиканского бюджета Республики Коми на Едином портале бюджетной системы Российской Федерации в системе "Электронный бюджет";
19) оптимизации расходов на содержание органов исполнительной власти и органов местного самоуправления муниципальных образований посредством:
соблюдения норматива формирования расходов на содержание органов государственной власти Республики Коми, установленного Правительством Российской Федерации;
установления Правительством Республики Коми нормативов формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной штатной основе, и муниципальных служащих, замещающих должности муниципальной службы в муниципальных образованиях муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов в Республике Коми, городских (сельских) поселений в Республике Коми;
усиления ответственности органов местного самоуправления за соблюдением указанных нормативов;
20) достижения значений показателей долговой устойчивости, позволяющих отнести Республику Коми к группе заемщиков с долговой устойчивостью не ниже среднего уровня, обеспечения соответствия объема государственного долга Республики Коми и его структуры финансовым возможностям Республики Коми за счет:
проведения работы по диверсификации структуры долгового портфеля Республики Коми, ориентированной на равномерное распределение совокупных платежей по погашению и обслуживанию государственного долга Республики Коми во избежание "пиковых" нагрузок на республиканский бюджет Республики Коми;
отбора доступных на финансовом рынке ресурсов с приемлемыми для республиканского бюджета Республики Коми условиями по срочности и стоимости.
В условиях меняющейся макроэкономики и геополитической обстановки основной задачей бюджетной и налоговой политики Республики Коми на 2023 - 2025 годы становится сохранение устойчивости бюджетной системы Республики Коми при финансовом обеспечении задач, поставленных Правительством Республики Коми, в том числе по реализации национальных проектов.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Правительства Республики Коми от 21 сентября 2022 г. N 465 "Об Основных направлениях бюджетной и налоговой политики... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.