Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению администрации
МР "Княжпогостский"
от 22 сентября 2022 г. N 378
Положение
о системе оповещения и информирования населения муниципального образования муниципального района "Княжпогостский" об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также об угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций
I. Общие положения
1. Положение о системе оповещения и информирования населения муниципального образования МР "Княжпогостский" об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также об угрозе или возникновении чрезвычайной ситуации (далее - Положение) разработано в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Федеральным законом от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне", приказами МЧС России N 578 и Минкомсвязи России N 365 от 31.07.2020 "Об утверждении Положения о системах оповещения населения", постановлением Правительства Республики Коми от 21.05.2019 N 244 "Об утверждении Положения о системе оповещения и информирования населения Республики Коми об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера".
2. Положение определяет состав, назначение и задачи, а также порядок применения и поддержания в состоянии постоянной готовности системы оповещения и информирования населения МР "Княжпогостский" об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также об угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - муниципальная система оповещения и информирования населения).
3. Действие Положения распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности администрации МР "Княжпогостский", а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм по организации оповещения и информирования населения МР "Княжпогостский".
4. Понятия, используемые в настоящем Положении, применяются в значениях, определенных Федеральными законами от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне".
II. Состав, основные задачи и характеристики системы оповещения и информирования населения МР "Княжпогостский"
5. Муниципальная система оповещения и информирования включается в систему управления гражданской обороной и единой государственной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС), обеспечивающую доведение до населения, органов управления и сил гражданской обороны и РСЧС сигналов оповещения и (или) информации, и состоит из комбинации взаимодействующих элементов, состоящих из специальных программно-технических средств оповещения, громкоговорящих средств на подвижных объектах, мобильных и носимых средств оповещения, а также обеспечивающих ее функционирование каналов, линий связи и сетей передачи данных единой сети электросвязи Российской Федерации.
6. Муниципальная система оповещения и информирования населения включает в себя:
- муниципальную автоматизированную систему централизованного оповещения населения;
- комплекс технических средств оповещения П-166М;
- систему оповещения руководящего состава гражданской обороны и княжпогостского муниципального звена Коми республиканской подсистемы РСЧС;
- локальные системы оповещения (далее - ЛСО) потенциально опасных объектов, организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности (далее - потенциально опасные и опасные производственные объекты);
- системы оповещения на объектах, отнесённых к категориям по гражданской обороне и продолжающих работу в военное время, в том числе на базе систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре;
- системы оповещения и информирования населения городских и сельских населённых пунктов территориальных органов администрации МР "Княжпогостский";
- комплексы средств единой сети электросвязи Российской Федерации, ведомственных сетей связи, сетей и средств радио-, проводного и телевизионного вещания, сетей операторов сотовой (подвижной радиотелефонной) связи и кабельного телевидения, а также другие технические средства передачи информации организаций, независимо от форм собственности, расположенные на территории МР "Княжпогостский".
7. Основной задачей муниципальной системы оповещения и информирования населения является доведение с пункта управления единой дежурно-диспетчерской службы МР "Княжпогостский" (далее - ЕДДС) сигналов оповещения и информации до:
- руководящего состава гражданской обороны и княжпогостского муниципального звена Коми республиканской подсистемы РСЧС;
- органов, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны при органах местного самоуправления на территории МР "Княжпогостский";
- дежурно-диспетчерских служб организаций, в ведении которых находятся потенциально опасные и опасные производственные объекты;
- руководителей администраций городских и глав сельских поселений, расположенных на территории МР "Княжпогостский", старост населенных пунктов поселений;
- населения, проживающего на территории МР "Княжпогостский".
8. Для обеспечения доведения сигналов оповещения и информации до населения применяются:
- сети электрических, электронных сирен и мощных акустических систем;
- сети уличных громкоговорителей;
- сети эфирного радиовещания;
- сети сотовой (подвижной радиотелефонной) связи;
- сети связи общего пользования;
- мобильные (возимые и носимые) средства оповещения, включая специальные автомобили организаций, оснащенные громкоговорящими устройствами;
- институт старост;
- сети связи операторов связи и ведомственные;
- специальные мобильные приложения с функцией оповещения пользователя;
- информационно-телекоммуникационная сеть "Интернет" - веб-сайты, мессенджеры, социальные сети;
- средства массовой информации.
9. Системы оповещения населения должны соответствовать требованиям, предъявляемым к таким системам национальными стандартами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также настоящего Положения.
На системы оповещения населения оформляются паспорта. Паспорт муниципальной системы оповещения населения оформляется отделом по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям администрации МР "Княжпогостский", паспорта систем оповещения населения муниципальных образований оформляются соответствующими органами местного самоуправления в Республике Коми, паспорта ЛСО - организациями, имеющими ЛСО.
Рекомендуемые образцы паспортов, порядок оформления, утверждения и уточнения паспортов на системы оповещения определяются нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами и рекомендациями федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
III. Порядок оповещения населения МР "Княжпогостский"
10. Основными способами оповещения и информирования населения МР "Княжпогостский" являются:
- задействование оконечных устройств оповещения (электросирены, мощные акустические устройства оповещения, уличные громкоговорители) муниципальной системы оповещения и информирования населения;
- передача сигналов оповещения и информации по сетям связи для распространения программ радиовещания. Допускается трехкратное повторение передачи речевой информации.
11. Типовые аудио и аудиовизуальные сообщения о фактических и прогнозируемых чрезвычайных ситуациях, передаваемых населению по сети радиовещания, готовятся заблаговременно.
12. По решению главы МР "Княжпогостский" - руководителя администрации в целях оповещения населения допускается передача информации и сигналов оповещения с рабочих мест дежурного персонала организаций связи, операторов связи, редакций средств массовой информации, радиовещательных передающих станций.
13. Органы повседневного управления княжпогостского муниципального звена Коми республиканской подсистемы РСЧС, получив информацию или сигнал оповещения, подтверждают их получение, немедленно доводят полученную информацию или сигналы оповещения до руководящего состава княжпогостского муниципального звена Коми республиканской подсистемы РСЧС, органов управления, сил гражданской обороны и населения.
14. Передача сигналов оповещения и экстренной информации в зависимости от условий угрозы возникновения или возникновения чрезвычайной ситуации может осуществляться в автоматическом, автоматизированном либо в ручном режимах функционирования.
Автоматический режим функционирования является основным для ЛСО. В автоматическом режиме оборудование ЛСО включаются по заранее установленным программам при получении управляющих сигналов (команд) от систем оповещения населения вышестоящего уровня или непосредственно от систем мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов без участия соответствующих дежурных (дежурно-диспетчерских) служб, ответственных за включение (запуск) оборудования оповещения.
Автоматизированный режим функционирования является основным для муниципальной системы оповещения и информирования населения, системы оповещения руководящего состава органов управления гражданской обороны администрации МР "Княжпогостский" и допустим для ЛСО. В автоматизированном режиме функционирования включение (запуск) оборудования оповещения осуществляется соответствующими дежурными (дежурно-диспетчерским) службами, уполномоченными на включение (запуск) соответствующего оборудования оповещения с автоматизированных рабочих мест при поступлении установленных сигналов (команд) и распоряжений.
Ручной режим функционирования - режим, при котором:
- лица, уполномоченные органами княжпогостского муниципального звена Коми республиканской подсистемы РСЧС, осуществляют включение (запуск) оборудования оповещения непосредственно с мест их установки, а также направляют заявки операторам связи и (или) редакциям средств массовой информации на передачу сигналов оповещения и экстренной информации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- задействуются громкоговорящие средства на подвижных объектах, мобильные и носимые средства оповещения.
15. С целью привлечения внимания населения до передачи сигналов оповещения и информации населению подается сигнал "ВНИМАНИЕ ВСЕМ!" путем включения сетей электрических, электронных сирен, мощных акустических систем и других сигнальных средств длительностью до 3 минут. Затем по действующим сетям связи, в том числе сетям связи телерадиовещания, через радиовещательные и телевизионные передающие станции операторов связи и организаций телерадиовещания с перерывом вещательных программ, через мощные акустические системы, сети уличных громкоговорителей и мобильные (возимые и носимые) средства оповещения передаются сообщения о возникающих опасностях, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий.
Длительность сообщений не должна превышать 5 минут, допускается трехкратное повторение сообщений.
Для передачи сигналов оповещения и информации населению могут привлекаться операторы связи и редакции средств массовой информации в порядке, определяемом федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
16. Задействование по предназначению муниципальной системы оповещения и информирования населения осуществляется по решению главы МР "Княжпогостский" - руководителя администрации или должностного лица, исполняющего его обязанности. О задействовании муниципальной системы оповещения и информирования населения ЕДДС МР "Княжпогостский" информирует ЦУКС Главного управления МЧС России по Республике Коми и отдел оперативного дежурства ГКУ РК "Управление ППС и ГЗ".
17. Эксплуатацию и запуск системы оповещения и информирования населения МР "Княжпогостский" и в том числе направление заявок на оповещение населения операторам связи и редакциям средств массовой информации осуществляет дежурная смена ЕДДС МР "Княжпогостский".
18. Администрация МР "Княжпогостский", организации и операторы связи, организации телерадиовещания и редакции средств массовой информации проводят комплекс организационно-технических мероприятий по исключению несанкционированной передачи сигналов оповещения и экстренной информации.
IV. Организация поддержания системы оповещения и информирования населения МР "Княжпогостский" в состоянии готовности к использованию по предназначению
19. Руководство организацией оповещения и информирования населения на территории МР "Княжпогостский" осуществляет администрация МР "Княжпогостский" во взаимодействии с Главным управлением МЧС России по Республике Коми, ГКУ РК "Управление ППС и ГЗ", организациями связи и телерадиовещания, привлекаемыми в установленном порядке к обеспечению оповещения и информирования населения.
20. Администрация МР "Княжпогостский":
1) разрабатывает тексты речевых сообщений для оповещения и информирования населения и организует их запись на носители информации;
2) организует и осуществляет подготовку оперативных дежурных ЕДДС по передаче сигналов оповещения и речевой информации в мирное и военное время;
3) планирует и проводит совместно с организациями, операторами связи и организациями телерадиовещания проверки систем оповещения, тренировки по передаче сигналов оповещения и речевой информации;
4) разрабатывает совместно с организациями связи, операторами связи и организациями телерадиовещания порядок взаимодействия дежурных (дежурно-диспетчерских) служб при передаче сигналов оповещения и речевой информации;
5) уточняет мероприятия (схемы, списки) по оповещению и информированию руководящего состава гражданской обороны и княжпогостского муниципального звена Коми республиканской подсистемы РСЧС, органов управления и объектов экономики;
6) уточняет инструкции ЕДДС с учетом действующих требований к организации оповещения и информирования органов управления, персонала и населения.
21. Организации связи, операторы связи, организации телерадиовещания и редакции средств массовой информации, привлекаемые к обеспечению оповещения и информирования:
1) обеспечивают готовность специальных программно-технических средств оповещения и информирования, каналов связи и оборудования, используемого при передаче сигналов оповещения и информации;
2) обеспечивают готовность студий к передаче сигналов оповещения и информации;
3) определяют по заявкам администрации МР "Княжпогостский" перечень каналов, средств связи и телерадиовещания, а также печатных средств массовой информации и сетевых изданий, предназначенных для оповещения населения.
22. Руководителям организаций, в ведении которых находятся потенциально опасные и опасные производственные объекты, имеющие ЛСО, рекомендуется обеспечивать:
1) своевременное и гарантированное оповещение персонала организации, населения и объектов экономики, находящихся в зоне действия ЛСО;
2) разработку и проведение своевременного уточнения инструкций по действию дежурно-диспетчерских служб при оповещении персонала и населения, попадающего в зону возможной чрезвычайной ситуации при аварии на этих объектах, и текстов информационных сообщений по действиям персонала и населения;
3) своевременное техническое обслуживание ЛСО;
4) участие в проведении совместных с администрацией МР "Княжпогостский" тренировок по оповещению населения и объектов экономики с использованием ЛСО.
23. Отдел по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям администрации МР "Княжпогостский" является ответственным за квалификационную подготовку оперативно-дежурного состава ЕДДС, отвечающего за задействование муниципальной системы оповещения и информирования населения.
24. Отдел по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям МР "Княжпогостский" обеспечивает проведение эксплуатационно-технического обслуживания технических средств муниципальной системы оповещения и информирования населения.
25. С целью контроля технического состояния и готовности к применению сил и средств системы оповещения и информирования населения МР "Княжпогостский" организуются и проводятся следующие виды проверок:
1) ежедневные технические проверки без включения оконечных средств оповещения;
2) ежемесячные проверки с включением оконечных средств оповещения;
3) комплексные проверки готовности систем оповещения населения с включением оконечных средств оповещения и доведением проверочных сигналов и информации до населения.
Ежедневные технические проверки проводятся в целях контроля состояния технических средств оповещения и каналов связи.
Ежедневные технические проверки проводятся оперативным дежурным ЕДДС МР "Княжпогостский" и ДДС организаций путем передачи проверочных команд (команд опроса) с пультов управления системой оповещения до технических средств оповещения и речевых сообщений с вышестоящих до нижестоящих пультов управления системой оповещения с периодичностью не реже одного раза в сутки без включения оконечных средств оповещения и замещения сигналов телеканалов (радиоканалов) вещателей.
При ежедневных технических проверках передача пользователям услугами связи (на пользовательское оборудование (оконечное оборудование), а также выпуск в эфир (публикация) редакциями средств массовой информации проверочного сигнала "Техническая проверка" не производятся.
При ежемесячных проверках проводится кратковременный, не более 10 секунд, запуск электрических сирен с последующей передачей речевого сообщения "Техническая проверка" п
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.