Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
администрации
Моршанского района
от 23.09.2022 N 722
Муниципальная программа
Моршанского района "Доступная среда" на 2023 - 2030 гг.
(далее - программа)
Паспорт программы
Ответственный исполнитель программы |
Отдел экономики и сферы услуг администрации района |
Соисполнители муниципальной программы |
отдел культуры, массового спорта, молодежной политики и архивного дела администрации района, отдел образования администрации района, отдел организационной и кадровой работы администрации района |
Цели Программы |
Формирование безбарьерной среды в Моршанском районе посредством повышения доли доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов до 80,9% к 2030 году. Создание правовых, экономических и институционных условий, способствующих интеграции инвалидов в обществе и повышению уровня их жизни |
Задачи Программы |
Обеспечение равного доступа к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН; повышение информированности граждан, в том числе инвалидов о вопросах, связанных с обеспечением доступности объектов и услуг |
Целевые показатели (индикаторы) Программы |
Доля приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов, имеющих сформированные и обновленные карты доступности, в общем количестве объектов в Моршанском районе; доля приоритетных объектов образования, доступных для инвалидов и других МГН, в общем количестве приоритетных объектов в сфере образования; доля дошкольных образовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве дошкольных образовательных организаций; доля детей-инвалидов в возрасте от 1,5 до 7 лет, охваченных дошкольным образованием, в общей численности детей-инвалидов данного возраста; доля детей-инвалидов, которым созданы условия для получения качественного начального общего, основного общего, среднего общего образования, в общей численности детей-инвалидов школьного возраста; доля детей-инвалидов в возрасте от 5 до 18 лет, получающих дополнительное образование, в общей численности детей-инвалидов такого возраста; доля образовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве общеобразовательных организаций; доля лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов от 6 до 18 лет, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности этой категории людей; доля граждан, признающих навыки, достоинства и способности инвалидов, в общей численности опрошенных граждан; доля приоритетных объектов культуры, доступных для инвалидов и других МГН, в общем количестве приоритетных объектов в сфере культуры; доля инвалидов, положительно оценивающих уровень доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности, в общей численности инвалидов в Моршанском районе; доля инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов, в общей численности опрошенных инвалидов Моршанского района; доля доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной, транспортной инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов |
Сроки и этапы реализации Программы |
Программа реализуется в 1 этап: 2023 - 2030 годы |
Объемы и источники финансирования Программы |
Объем финансирования составляет (прогноз) - 240,0 тыс. рублей, в том числе: из бюджета Тамбовской области: 2023 г. - 0 2024 г. - 0 2025 г. - 0 2026 г. - 0 2027 г. - 0 2028 г. - 0 2029 г. - 0 2030 г. - 0 из бюджета Моршанского района (прогноз) - 240,0 тыс. руб., из них: 2023 г. - 30,0 тыс. руб. 2024 г. - 30,0 тыс. руб. 2025 г. - 30,0 тыс. руб. 2026 г. - 30,0 тыс. руб. 2027 г. - 30,0 тыс. руб. 2028 г. - 30,0 тыс. руб. 2029 г. - 30,0 тыс. руб. 2030 г. - 30,0 тыс. руб. Финансирование мероприятий Программы приоритетные сферы жизнедеятельности составит (прогноз): в сфере культуры - 180,0 тыс. руб., из них: на создание доступности к объектам культуры района - 116,0 тыс. руб.; на создание условий для занятий физической культурой и спортом, приобретение информационной и художественной литературы издаваемая рельефно-точечным шрифтом Брайля - 64,0 тыс. руб.; в сфере образования - 60,0 тыс. руб., из них: на создание доступности к объектам образования района - 60,0 тыс. руб. |
1. Общая характеристика сферы реализации муниципальной программы Моршанского района "Доступная среда" на 2023 - 2030 гг.
В Моршанском районе проживают более 27,0 тысяч человек. Обеспечение доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения является одной из социально-экономических задач, которая затрагивает права и потребности 2806 инвалидов района, в том числе 51 ребенок-инвалид.
К маломобильным группам населения (далее - МГН) относятся люди, испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве (инвалиды, люди с ограниченными (временно или постоянно) возможностями здоровья, люди с детскими колясками и т.д.).
В 2012 году Российская Федерация ратифицировала Конвенцию Организации Объединенных Наций о правах инвалидов от 13.12.2006 (Федеральный закон от 03.05.2012 N 46-ФЗ "О ратификации Конвенции о правах инвалидов") (далее - Конвенция), что является показателем готовности страны к формированию условий, направленных на соблюдение международных стандартов экономических, социальных, юридических и других прав инвалидов. Одним из важнейших направлений Конвенции является достижение максимально возможной независимости инвалидов, для чего необходимо формирование комплексных реабилитационных и абилитационных услуг.
Комплексная реабилитация и абилитация должны начинаться как можно раньше и основываться на потребностях инвалида (ребенка-инвалида), способствовать вовлечению его в местное сообщество и быть доступными для него как можно ближе к местам его непосредственного проживания.
С учетом требований Конвенции, а также с учетом положений Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья решение вопросов формирования доступной среды и системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, определяется как приоритетное направление государственной политики.
Одной из целей государственной политики в области социальной защиты инвалидов является адаптация приоритетных объектов и создание условий развития доступной среды для инвалидов и других МГН, а также системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, путем разработки и внедрения в практику с учетом российского и зарубежного опыта нормативных, технических и организационных решений.
Под приоритетными объектами понимаются наиболее посещаемые инвалидами объекты, определяемые с учетом мнения самих инвалидов в сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН (здравоохранение, культура, транспортная и пешеходная инфраструктура, информация и связь, образование, социальная защита, занятость, спорт и физическая культура).
Для эффективной реализации Программы необходимо учитывать макроэкономические, операционные, социальные риски.
Макроэкономические риски связаны с возможными кризисными явлениями в мировой и российской экономики, высокой инфляцией. Они могут быть обусловлены также:
невыполнением предусмотренных Программой мероприятий;
неэффективным использованием выделяемых бюджетных средств для реализации муниципальной Программы;
риском отсутствия ожидаемых конечных результатов Программы.
Оперативные риски связаны с неэффективными управленческими решениями в ходе реализации муниципальной программы, в том числе с недостатками нормативно-правового обеспечения.
Социальные риски обусловлены дефицитом высококвалифицированных кадров.
Важнейшими условиями успешной реализации Программы является минимизация указанных рисков, эффектный мониторинг ее выполнения и принятие необходимых оперативных мер.
В данной области систематически проводится работа по совершенствованию нормативно-правовой базы и в формированию доступной среды с учетом потребностей инвалидов и других МГН.
Приняты следующие нормативные правовые акты:
Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"; постановление Правительства РФ от 29.03.2019 N 363 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда"; Стратегия социально-экономического развития Тамбовской области на период до 2035 года; постановление администрации Тамбовской области от 06.10.2020 N 798 "Об утверждении государственной программы Тамбовской области "Доступная среда"; постановление администрации района от 26.12.2019 N 1182 "Об утверждении Порядка разработки, утверждения и реализации муниципальных программ Моршанского района".
Нерешимость проблемы формирования доступной среды порождает следующие серьезные социально-экономические последствия:
- дестимуляция трудовой и социальной активности инвалидов, которая негативно отражается на образовательном и культурном уровне инвалидов, а также уровне и качестве их жизни;
- равнодушное отношение к инвалидам в массовом сознании граждан и социальная разобщенность инвалидов и граждан, не являющихся инвалидами, предопределяющие необходимость проведения соответствующих разъяснительных и образовательно-информационных кампаний;
- ограничение жизнедеятельности других МГН (лиц преклонного возраста, временно нетрудоспособных, беременных людей с детскими колясками, детей дошкольного возраста).
2. Приоритеты в сфере реализации муниципальной программы, цели, задачи, сроки и этапы реализации муниципальной программы Моршанского района "Доступная среда"
Решение вопросов формирования доступной среды определяется как приоритетное направление государственной политики.
К приоритетам государственной политики относятся:
реализация комплекса мероприятий, позволяющих обеспечить беспрепятственный доступ к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН;
решение вопросов системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов;
создание условий для полноценной жизни инвалидов, в том числе детей-инвалидов. Создание доступной среды для инвалидов позволит им реализовывать свои права и основные свободы, что будет способствовать их полноценному участию в жизни страны.
Организации независимо от организационно-правовой формы должны учитывать требования доступности для инвалидов объектов и услуг, руководствуясь соответствующими нормативными правовыми актами, предусматривающими в том числе возможность необходимых модификаций и коррекции способов обеспечения доступности, учитывающих особенности деятельности этих организаций.
При этом организации частных форм собственности должны проводить работу по обеспечению доступности объектов и услуг для инвалидов и других МГН за счет собственных средств.
Также приоритетным направлением государственной политики является создание условий для предоставления детям-инвалидам качественного образования.
Организация обучения детей-инвалидов в обычных образовательных организациях преимущественно по месту жительства позволяет избежать их помещения на длительный срок в интернатные организации, создать условия для проживания и воспитания детей в семье и обеспечить их постоянное общение со сверстниками, что способствует формированию толерантного отношения граждан к проблемам инвалидов, эффективному решению проблем их социальной адаптации и интеграции в общество.
Необходимым условием реализации указанного направления является создание в обычной образовательной организации универсальной безбарьерной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов в общество.
Согласно Конвенции государства - участники должны принимать надлежащие меры по обеспечению инвалидам наравне с другими гражданами доступа к физическому окружению, транспорту, информации и связи, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым населению. Эти меры должны распространяться:
на здания, дороги, транспорт и другие объекты, включая школы, детские сады, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места;
на информационные, коммуникационные и другие службы, включая электронные и экстренные службы.
Обеспечение доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения является одной из важнейших социально-экономических задач, затрагивающих права и потребности миллионов граждан Российской Федерации, проживающих как в городской, так и сельской местности.
Целью Программы является формирование безбарьерной среды в Моршанском районе посредством повышения доли доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов и создание правовых, экономических и институционных условий, способствующих интеграции инвалидов в обществе и повышению уровня их жизни.
Для достижения данной цели должно быть обеспечено решение следующих задач:
обеспечение равного доступа к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН;
повышение информированности граждан, в том числе инвалидов о вопросах, связанных с обеспечением доступности объектов и услуг.
Цели и задачи Программы аналогичны целям и задачам государственной программы Российской Федерации "Доступная среда", что дает возможность осуществлять общую оценку процесса формирования безбарьерной среды в районе, а также выявлять неравномерное формирование условий доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН на территории района.
Программа реализуется в 1 этап: с 2022 по 2030 годы, что обеспечит преемственность выполнения основных мероприятий и позволит последовательно решить поставленные на долгосрочную перспективу задачи.
3. Показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач, основные ожидаемые конечные результаты муниципальной программы Моршанского района "Доступная среда" на 2023 - 2030 гг.
Для оценки эффективности реализации Программы в соответствии с приоритетными направлениями ее реализации применяются следующие целевые показатели (индикаторы):
доля приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов, имеющих сформированные и обновленные карты доступности, в общем количестве объектов в Моршанском районе - 100% к 2030 году;
доля приоритетных объектов образования, доступных для инвалидов и других МГН, в общем количестве приоритетных объектов в сфере образования - 100% к 2030 году;
доля дошкольных образовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве дошкольных образовательных организаций - 23,53% - 100% к 2030 году;
доля детей-инвалидов в возрасте от 1,5 до 7 лет, охваченных дошкольным образованием, в общей численности детей-инвалидов данного возраста - 100% к 2030 году;
доля детей-инвалидов, которым созданы условия для получения качественного начального общего, основного общего, среднего общего образования, в общей численности детей-инвалидов школьного возраста - 100% к 2030 году;
доля детей-инвалидов в возрасте от 5 до 18 лет, получающих дополнительное образование, в общей численности детей-инвалидов такого возраста - 75%;
доля образовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве общеобразовательных организаций;
доля лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов от 6 до 18 лет, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности этой категории людей;
доля граждан, признающих навыки, достоинства и способности инвалидов, в общей численности опрошенных граждан;
доля приоритетных объектов культуры, доступных для инвалидов и других МГН, в общем количестве приоритетных объектов в сфере культуры;
доля инвалидов, положительно оценивающих уровень доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности, в общей численности инвалидов в Моршанском районе;
доля инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов, в общей численности опрошенных инвалидов Моршанского района;
доля доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной, транспортной инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов.
Реализация мероприятий муниципальной программы направленная на формирование доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других МГН, к 2030 году позволит на территории Моршанского района добиться позитивного изменения ситуации, связанной с доступной средой для данной категории граждан.
Основные целевые показатели (индикаторы) реализации Программы приведены в приложении к муниципальной программе.
4. Обобщенная характеристика подпрограмм, мероприятий и ведомственных целевых программ муниципальной программы Моршанского района "Доступная среда" на 2023 - 2030 гг.
Программа предусматривает реализацию комплекса мероприятий, позволяющих обеспечить беспрепятственный доступ к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН, а также совершенствование механизма предоставления услуг в сфере реабилитации и интеграции инвалидов с обществом.
Обеспечение доступной среды для инвалидов и других МГН является одной из важнейших социально-экономических задач, которые затрагивают права и потребности более 3,0 тыс. граждан Моршанского район
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.