В соответствии с распоряжением Правительства Ставропольского края от 23 августа 2022 г. N 607-рп "Об утверждении основных направлений долговой политики Ставропольского края на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов", решением Совета города Ессентуки от 29 июля 2015 г. N 98 "Об утверждении Положения о бюджетном процессе в муниципальном образовании городском округе город-курорт Ессентуки" администрация города Ессентуки постановляет:
1. Утвердить прилагаемые основные направления долговой политики муниципального образования городского округа город-курорт Ессентуки на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов.
2. Финансовому управлению администрации города Ессентуки формирование бюджета муниципального образования городского округа город-курорт Ессентуки на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов осуществлять в соответствии с основными направлениями долговой политики муниципального образования городского округа город-курорт Ессентуки на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов.
3. Муниципальному бюджетному учреждению "Ессентуки сегодня" (Ю.Ю. Корчевный) опубликовать настоящее постановление в городской общественно-политической газете "Ессентукская панорама".
4. Отделу по организационным и кадровым вопросам администрации города Ессентуки (Н.А. Радинская) разместить настоящее постановление на официальном сайте администрации города Ессентуки и Думы города Ессентуки в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя главы администрации города Ессентуки Герасимова Е.В.
6. Настоящее постановление вступает в силу со дня его обнародования.
Глава города Ессентуки |
А.Ю. Некристов |
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением администрации
города Ессентуки
Ставропольского края
от 28.09.2022 N 2215
Основные направления
долговой политики муниципального образования городского округа город-курорт Ессентуки на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов
I. Общие положения
Основные направления долговой политики муниципального образования городского округа город-курорт Ессентуки (далее - долговая политика города Ессентуки, город Ессентуки) на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов сформированы в соответствии со статьей 107.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, распоряжением Правительства Ставропольского края от 23 августа 2022 г. N 607-рп "Об утверждении основных направлений долговой политики Ставропольского края на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов".
Долговая политика города Ессентуки направлена на обеспечение сбалансированности и долговой устойчивости бюджета муниципального образования городского округа город-курорт Ессентуки (далее - местный бюджет) путем сохранения объема муниципального долга муниципального образования городского округа город-курорт Ессентуки (далее - муниципальный долг) на безопасном уровне, минимизации стоимости обслуживания муниципального долга и равномерного распределения платежей, связанного с его погашением и обслуживанием.
II. Реализация долговой политики по итогам 2019 - 2021 годов и анализ текущего состояния муниципального долга
За период 2019 - 2021 годов муниципальный долг сократился на 109 000,00 тыс. рублей.
По итогам 2019 года муниципальный долг составил - 112 727,44 тыс. рублей, в том числе:
перед кредитными организациями в сумме - 109 000,00 тыс. рублей (или 96,69 процента к общему объему долга);
перед бюджетом Ставропольского края в виде муниципальной гарантии по налоговому кредиту, выданному в 1995 году на реализацию Федеральной программы "Развитие особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации - Кавказских Минеральных Вод" в сумме - 3 727,44 тыс. рублей (или 3,31 процента к общему объему долга).
По итогам 2020 года муниципальный долг составил - 71 277,44 тыс. рублей, в том числе:
перед кредитными организациями в сумме - 67 550,00 тыс. рублей (или 94,77 процента к общему объему долга);
перед бюджетом Ставропольского края в виде муниципальной гарантии по налоговому кредиту, выданному в 1995 году на реализацию Федеральной программы "Развитие особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации - Кавказских Минеральных Вод" в сумме - 3 727,44 тыс. рублей (или 5,23 процента к общему объему долга).
В течение 2021 года Финансовым управлением администрации города Ессентуки принимались меры, направленные на снижение объема муниципального долга и расходов на его обслуживание, что позволило обеспечить отсутствие задолженности на 01 января 2022 г. по кредитам кредитных организаций (на 01 января 2021 г. задолженность составляла 67 500, 00 тыс. рублей), а также сократить расходы на уплату процентов за пользование возобновляемой кредитной линией на сумму 5 114, 29 тыс. рублей.
По итогам 2021 года муниципальный долг в виде муниципальной гарантии по налоговому кредиту, выданному в 1995 году на реализацию Федеральной программы "Развитие особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации - Кавказских Минеральных Вод", не изменился и составил 3 727,44 тыс. рублей.
Расходы на обслуживание муниципального долга в 2019 году составили - 9 713,02 тыс. рублей, в 2020 году - 4 568,45 тыс. рублей, в 2021 году - 608,21 тыс. рублей.
Постановлением администрации города Ессентуки N 1337 от 08 июля 2022 г. списаны муниципальные долговые обязательства по муниципальным гарантиям N 2 от 20 марта 1996 г. на сумму 2 370,00 тыс. рублей.
Постановлением администрации города Ессентуки N 1338 от 08 июля 2022 г. списаны муниципальные долговые обязательства по муниципальным гарантиям N 1 от 29 марта 1996 г. на сумму 1 357,44 тыс. рублей.
На 01 сентября 2022 г. по муниципальному образованию городскому округу город-курорт Ессентуки отсутствует муниципальный долг.
В целях экономии расходов местного бюджета, предусмотренных на обслуживание муниципального долга и обеспечение долговых обязательств на экономически безопасном уровне, проводятся мероприятия по эффективному управлению муниципальными финансами:
1. Проведение аукционов по привлечению заемных средств в рамках возобновляемых кредитных линий со свободным режимом выборки и свободным режимом погашения с целью осуществления заимствований по более низкой процентной ставке, чем в предшествующий период (за период 2019 - 2022 годы процентные ставки снижены с 9,44 процентов до 7,4 процента годовых).
2. Принятие мер по эффективному использованию средств, предусмотренных на обслуживание муниципального долга.
Досрочное погашение кредита в марте 2021 года позволило сократить расходы на обслуживание муниципального долга. Проводимые мероприятия обеспечили выполнение расходных обязательств по социально - значимым статьям бюджета своевременно и в полном объеме, сохранение объема муниципального долга на экономически безопасном уровне, а также обеспечили максимально возможную экономию средств бюджета города, предусмотренных на обслуживание муниципального долга в сумме 3 149,59 тыс. руб. в 2021 году.
Основным направлением долговой политики в 2023 году и в плановом периоде 2024 и 2025 годов по-прежнему является эффективное управление муниципальным долгом.
В соответствии со статьей 107.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлены показатели отнесения муниципальных образований к группам заемщиков по уровням долговой устойчивости (с высоким уровнем долговой устойчивости, средним уровнем долговой устойчивости или низким уровнем долговой устойчивости). Оценка значений показателей долговой устойчивости города Ессентуки по состоянию на 01 августа 2022 г. проведена в соответствии с Порядком оценки долговой устойчивости муниципальных образований Ставропольского края, утвержденным постановлением Правительства Ставропольского края от 15 мая 2020 г. N 258-п.
Приказом министерства финансов Ставропольского края от 15 сентября 2022 г. N 213 город Ессентуки отнесен к группе заемщиков с высоким уровнем долговой устойчивости.
III. Основные факторы, определяющие характер и направления долговой политики
Основными факторами, определяющими характер и направления долговой политики города Ессентуки, являются:
- изменения, вносимые в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, а также в Бюджетный кодекс Российской;
- рост расходных обязательств города Ессентуки вследствие принятия Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
- необходимость ежегодной индексации расходов местного бюджета на выплату заработной платы работников бюджетной сферы и оплату коммунальных услуг;
- нестабильность конъюнктуры рынка услуг по предоставлению кредитов кредитными организациями.
IV. Цели и задачи долговой политики
Целями долговой политики являются:
- сохранение объема муниципального долга на безопасном уровне;
- минимизация расходов местного бюджета по обслуживанию муниципального долга;
- обеспечение исполнения долговых обязательств в полном объеме и в установленные сроки.
Задачами долговой политики являются:
- обеспечение бездефицитного местного бюджета в 2023 - 2025 годах;
- гибкое реагирование на изменяющиеся условия финансовых рынков и использование наиболее благоприятных источников и форм заимствований;
- осуществление муниципальных заимствований в соответствии с реальными потребностями местного бюджета;
- мониторинг текущей ситуации по исполнению местного бюджета с целью определения возможности досрочного погашения долговых обязательств;
- безусловное соблюдение требований бюджетного законодательства в части параметров дефицита и муниципального долга;
- соблюдение ограничений, установленных Бюджетным Кодексом Российской Федерации.
V. Инструменты долговой политики
Инструментами долговой политики являются:
- кредиты кредитных организаций;
- бюджетные кредиты, получаемые от бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
VI. Основные риски, связанные с управлением муниципальным долгом
Основными рисками, связанными с управлением муниципальным долгом, являются:
- риск рефинансирования долговых обязательств города Ессентуки;
- риск роста процентных ставок на рынке заимствований;
- риск снижения ликвидности рынка заимствований;
- риск не достижения планируемых объемов поступлений доходов местного бюджета.
Риск рефинансирования долговых обязательств города Ессентуки обусловлен невозможностью осуществления на приемлемых условиях новых заимствований для погашения имеющихся долговых обязательств. Также исключение риска рефинансирования возможно при полном отказе от краткосрочных инструментов заимствований.
Риск роста процентных ставок на рынке заимствований обусловлен возникновением непредвиденных расходов местного бюджета, связанных с ростом расходов на обслуживание муниципального долга. Снижение данного риска возможно за счет маневрирования различными инструментами заимствований, сроками их использования или за счет перераспределения средств местного бюджета в пользу расходов по обслуживанию муниципального долга за счет иных расходных обязательств в пределах расходов, утвержденных решением Думы города Ессентуки о местном бюджете на текущий финансовый год и плановый период.
Риск снижения ликвидности рынка заимствований связан с неполучением денежных средств на погашение долговых обязательств города Ессентуки в случае отказа кредитных организаций от предоставления заемных средств.
Снижение данного риска возможно в случае замещения средств, не полученных от кредитных организаций, бюджетными кредитами, предоставляемыми из краевого бюджета, либо путем сокращения расходов местного бюджета на такую же сумму.
Риск не достижения планируемых объемов поступлений доходов местного бюджета потребует поиска альтернативных источников для выполнения принятых расходных обязательств бюджета и обеспечения его сбалансированности.
Основными мерами, принимаемыми в отношении управления рисками, связанными с реализацией долговой политики, являются:
достоверное прогнозирование доходов местного бюджета и поступлений по источникам финансирования дефицита бюджета;
планирование муниципальных заимствований с учетом экономических возможностей по привлечению ресурсов, текущей и ожидаемой конъюнктуры на рынке заимствований;
принятие взвешенных и экономически обоснованных решений по принятию долговых обязательств.
VII. Мероприятия реализации долговой политики
Достижение целей и задач долговой политики осуществляется путем выполнения комплекса мероприятий:
осуществление мониторинга использования бюджетных ассигнований получателями средств местного бюджета в целях своевременного принятия решения о сокращении невостребованных бюджетных ассигнований и уменьшения объема заимствований при исполнении местного бюджета;
проведение мероприятий, направленных на рост доходной части и оптимизацию расходной части местного бюджета и приводящих к недопущению дефицита местного бюджета и сокращению объема муниципального долга;
направление остатков средств на едином счете местного бюджета (без учета безвозмездных поступлений, имеющих целевое значение и подлежащих возврату в доход краевого бюджета), образовавшихся на начало текущего финансового года, и дополнительных доходов, поступивших сверх утвержденных годовых назначений, при исполнении местного бюджета на сокращение дефицита местного бюджета в целях снижения объема муниципального долга;
равномерное распределение в течение 2022 - 2024 годов платежей, связанных с погашением и обслуживанием муниципального долга.
недопущение принятия новых расходных обязательств, не обеспеченных стабильными источниками финансирования;
осуществление мониторинга соответствия параметров муниципального долга ограничениям, установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации;
эффективное управление свободными остатками средств местного бюджета;
осуществление муниципальных внутренних заимствований в соответствии с Федеральным законом от 05 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" с учетом планируемых кассовых разрывов, обеспечения равномерного распределения долговой нагрузки по годам, увеличения сроков заимствований в момент максимального благоприятствования, когда стоимость привлекаемых финансовых ресурсов минимальна.
проведение анализа процентных ставок на рынке кредитов в целях минимизации расходов местного бюджета, предусмотренных на обслуживание муниципального долга;
привлечения из краевого бюджета бюджетных кредитов на пополнение остатков средств местного бюджета в целях сокращения сроков использования кредитов, полученных от кредитных организаций;
своевременное выполнение долговых обязательств в целях формирования положительного кредитного рейтинга города Ессентуки.
Сложившийся в будущем положительный кредитный рейтинг города Ессентуки подтвердит правильность сформированных и намеченных к реализации бюджетной и налоговой, долговой политик города Ессентуки в очередном финансовом году и плановом периоде.
Реализация основных направлений долговой политики будет способствовать финансовой стабилизации местного бюджета, повысит инвестиционную привлекательность города Ессентуки.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление администрации города-курорта Ессентуки Ставропольского края от 28 сентября 2022 г. N 2215 "Об утверждении основных направлений долговой политики муниципального образования городского округа город-курорт Ессентуки на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов"
Вступает в силу со дня обнародования
Текст постановления опубликован на официальном сайте администрации и Думы города Ессентуки Ставропольского края (www.adm-essentuki.ru)