Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации
на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов
Предварительные итоги социально-экономического развития Российской Федерации за январь-июль 2022 г. и ожидаемые итоги социально-экономического развития Российской Федерации в 2022 году
Мировая экономика
После активного восстановительного роста в 2021 г. мировая экономика перешла к замедлению. Снижение темпов глобального роста и ужесточение финансовых условий на мировых рынках во многом происходит из-за резкого повышения цен на продовольствие и энергоносители, на фоне чего крупнейшие развитые страны вынуждены сворачивать стимулирующие меры бюджетной политики и переходить к ужесточению денежно-кредитной политики. По оценке МВФ, рост мирового ВВП в текущем году составит 3,2% после увеличения на 6,1% в 2021 году.
Несмотря на то, что в декабре 2021 г. в ряде стран были зафиксированы рекордные значения инфляции, рост показателя в 2022 г. продолжился. Так, в США годовая инфляция в июле увеличилась на 1,5 п.п. к декабрю 2021 г. (до 8,5% г/г), в еврозоне - на 3,9 п.п. (до 8,9% г/г), в Италии - на 4,0 п.п. (до 7,9% г/г), во Франции - на 3,3 п.п. (до 6,1% г/г), Германии - на 2,2 п.п. (до 7,5% г/г). В крупнейших странах с формирующимися рынками масштаб ускорения годовой инфляции в июле по сравнению с декабрем прошлого года в основном варьировался от 5,4 до 10,9 п.п. (за исключением Турции, где рост в июле по сравнению с декабрем 2021 г. составил 43,5 п.п., и ряда стран Азиатско-Тихоокеанского региона и Латинской Америки, где ускорение составляло от 0,0 до 3,1 процентных пункта).
В этих условиях центральные банки крупнейших стран начиная с марта перешли к активному ужесточению денежно-кредитной политики за счет как сокращения размера баланса, так и повышения процентных ставок.
Финансовые и сырьевые рынки
В 2021 г. мировой фондовый рынок показал значительный рост, а индексы акций ряда развитых и развивающихся стран в октябре-ноябре прошлого года достигли исторических максимумов. В январе-августе 2022 г. динамика финансовых рынков складывалась преимущественно отрицательной.
Рынки акций развитых стран в январе-августе 2022 г. показали снижение на фоне значительного инфляционного давления из-за роста цен на продовольственные товары и энергоносители и ужесточения денежнокредитной политики крупнейшими центральными банками. В условиях повышения процентных ставок регуляторами развитых стран и общего ухудшения мировой экономической конъюнктуры в текущем году наблюдается снижение финансовых показателей компаний и переток капитала из рисковых бумаг в более безопасные и ликвидные активы. Так, индекс S&P 500 в январе-августе сократился на 17,0%, европейский индекс STOXX 600 - на 14,9%, японский Nikkei - на 2,4 процента.
Фондовые индексы стран с формирующимися рынками в январе-августе также демонстрировали негативную динамику. Индекс Шанхайской фондовой биржи Shanghai Composite в январе-августе 2022 г. сократился на 12,0% на фоне продолжающихся вспышек коронавируса в Китае, а также нарастания рисков на китайском рынке недвижимости. На рынках Южной Кореи, Венгрии, Польши, Греции, Мексики и Аргентины также наблюдалось снижение котировок. В секторальном разрезе наихудшую динамику демонстрируют акции технологических компаний, цены на которые наиболее чувствительны к изменению настроений инвесторов.
Тенденция роста цен на мировых товарных рынках, наблюдаемая со второй половины 2020 г., продолжилась в начале 2022 года. Хотя со 2 кв. 2022 г. наблюдалась стабилизация либо разворот ценовой конъюнктуры на большинство сырьевых товаров, цены на них остаются выше уровней начала 2022 года.
Несмотря на сокращение в апреле-августе текущего года, сводный индекс цен продовольственных товаров Продовольственной и сельскохозяйственной организации (FAO) ООН по итогам первых восьми месяцев вырос на 2,4%, в том числе индекс цен на молочную продукцию - на 10,9%, мясо - на 10,6%, зерновые культуры - на 4,6 процента.
Средняя цена природного газа на европейском хабе TTF за январь-август выросла более чем на 80 процентов.
В январе-августе текущего года цены на нефть показали рост. Основным фактором формирования цен в указанный период стали опасения относительно предложения на мировом рынке. Цена на нефть марки "Юралс" выросла с 72,9 долл. США за баррель в декабре 2021 г. до уровней 75-85 долл. США за баррель в июле-августе. Цены на нефть "Юралс" ожидаются на уровне 80,0 долл. США за баррель в среднем за 2022 год.
Платежный баланс и курс рубля
В условиях значительного роста мировых цен на ключевые товары российского экспорта, несмотря на снижение физических объемов, стоимостной объем российского товарного экспорта в январе-августе увеличился на 35% г/г. Одновременно начиная со 2 кв. 2022 г. наблюдалось резкое сокращение импорта товаров, обусловленное введением в отношении Российской Федерации санкционных ограничений, нарушениями транспортно-логистических цепочек и общим спадом экономической активности (при этом опережающими темпами уменьшался промежуточный и инвестиционный импорт).
В результате профицит счета текущих операций в январе-августе 2022 г. увеличился более чем в 3 раза относительно аналогичного периода предыдущего года, достигнув исторического максимума (183,1 млрд долл. США). Сальдо счета текущих операций по итогам текущего года ожидается на уровне 247,2 млрд долл. США или 11,5% ВВП.
В условиях прекращения операций на валютном рынке в рамках "бюджетного правила" и ограничений на движение капитала увеличение притока иностранной валюты по текущему счету привело к существенному укреплению обменного курса рубля. В номинальном выражении за первые 8 месяцев 2022 г. рубль укрепился к доллару США на 18,9%, к евро - на 28,4%. Вместе с тем со второй половины 2022 г. давление на платежный баланс и курс рубля постепенно ослабевает. До конца 2022 г. ожидается ослабление рубля, среднегодовой курс, по оценке, составит 68,1 руб. за долл. США.
Инфляция
На фоне ослабления рубля и повышенного спроса населения на ряд товаров, наблюдаемого с конца февраля 2022 года, уровень инфляции увеличился с 9,2% г/г в феврале до 17,8% г/г в апреле.
Разворот указанных тенденций (укрепление рубля и спад ажиотажного спроса) способствовали замедлению инфляции. Начиная с середины мая рост цен прекратился. В июне и июле зафиксирована дефляция в размере 0,4% м/м ежемесячно, в августе - на уровне 0,5% к предыдущему месяцу. По оперативным данным, дефляционная тенденция сохранилась и в первые недели сентября.
В осенние месяцы ожидается возврат инфляции в положительную область по мере оживления потребительского спроса и окончания сезонного удешевления плодоовощной продукции. По итогам года темп роста потребительских цен, по оценке, составит 12,4% г/г (декабрь к декабрю 2021 года).
Экономическая активность, рынок труда и доходы населения
В начале года в российской экономике сохранялись позитивные тенденции второй половины 2021 года. Прирост ВВП по итогам 1 кв. 2022 г. составил 3,5% г/г. Положительные тенденции наблюдались как в производственном, так и в потребительском сегментах.
Вместе с тем с конца февраля 2022 г. внешние условия функционирования российской экономики кардинально изменились. Введенные иностранными государствами санкционные ограничения привели к усилению волатильности валютного курса, снижению цен на финансовые активы, расширению дефицита ликвидности банковского сектора.
На первом этапе после введения санкционных ограничений Банком России и Правительством Российской Федерации был оперативно реализован комплекс первоочередных мер по стабилизации ситуации на валютном и финансовом рынках, включавший в себя решения в области ключевой ставки, приостановки торгов в фондовой секции Московской биржи, а также введения ограничений на движение капитала и обязательной продажи валютной выручки экспортерами на внутреннем валютном рынке.
В дополнение к оперативным мерам Банка России, Правительством Российской Федерации принимались меры, направленные на стабилизацию ситуации на внутреннем рынке. В этой связи был разработан и реализуется План первоочередных действий по обеспечению развития российской экономики в условиях внешнего санкционного давления (далее - План), который был принят Правительством Российской Федерации 15 марта 2022 г. и впоследствии регулярно дополнялся новыми мерами в зависимости от изменения экономической ситуации. Основными целями Плана стали обеспечение максимальной свободы хозяйственной деятельности внутри страны; поддержание бесперебойной работы предприятий и выстраивание новых логистических и производственных цепочек; обеспечение предприятий оборотными средствами; сохранение занятости. План включает также и меры, направленные на снижение издержек производителей и обеспечение максимального предложения отечественной и импортной продукции на внутреннем рынке.
Благодаря указанным мерам удалось сохранить устойчивость финансового и валютного рынков, не допустить дестабилизации банковской системы и резкого сжатия экономики, что позволило перейти к постепенному ослаблению ограничений, реализованных непосредственно после введения санкций.
Экономика продемонстрировала устойчивость: сокращение ВВП во 2 кв. 2022 г. (-4,1% г/г) оказалось меньше прогнозируемого весной текущего года. По оценке, нижняя точка экономического спада (к уровню 2021 г. с исключением сезонного фактора) будет пройдена в 4 кв. 2022 года. Снижение ВВП по итогам текущего года оценивается на уровне -2,9 процента.
Данные по инвестициям в основной капитал за 2 кв. 2022 г. оказались значительно лучше ожиданий. Инвестиции в основной капитал по полному кругу организаций во 2 кв. 2022 г. выросли на 4,1% г/г в реальном выражении. Во втором полугодии ожидается снижение инвестиционной активности, вместе с тем спад инвестиций в основной капитал по итогам года будет умеренным - по оценке, -2,0 процента.
Несмотря на сокращение производственной активности, ситуация на рынке труда остается стабильной: уровень безработицы (по методологии Международной организации труда) держится на исторических минимумах (3,9% от рабочей силы в мае-июле). По итогам года уровень безработицы, по оценке, составит 4,2% в среднем за год.
Стабильная ситуация на рынке труда, наряду с реализованными во 2 кв. 2022 г. мерами социальной политики (индексация пенсий, прожиточного минимума и минимального размера оплаты труда на 10% с 1 июня, начало выплат на детей от 8 до 17 лет из малообеспеченных семей), ограничили снижение реальных располагаемых денежных доходов населения (-0,8% г/г в апреле-июне после -1,2% г/г в 1 кв. 2022 года). По итогам года снижение реальных располагаемых денежных доходов населения ожидается на уровне -2,2% (в том числе, с учетом высокой базы 3 кв. 2021 г., обусловленной разовыми выплатами пенсионерам, военнослужащим, семьям с детьми школьного возраста).
Потребительский спрос в течение 2 квартала 2022 г. стабилизировался на низких уровнях. Так, оборот розничной торговли в апреле-июне сокращался годовым темпом порядка -10% г/г. С июля наметилось оживление потребительской активности, до конца года ожидается продолжение восстановительной тенденции. По итогам года снижение розничного товарооборота оценивается на уровне -6,1%, объема платных услуг населению - на уровне -1,0 процента.
Общая характеристика прогноза социально-экономического развития
Базовый вариант
В рамках прогноза социально-экономического развития на 2023-2025 годы Минэкономразвития России был скорректирован ряд ключевых макропараметров по сравнению со сценарными условиями прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, подготовленными в апреле. В частности, в прогнозе учтены следующие тенденции последних месяцев:
- существенное укрепление рубля по отношению к иностранным валютам;
- дефляция на потребительском рынке, наблюдающаяся с июня;
- более позитивные, чем ожидалось ранее, экономические итоги 2 квартала текущего года.
Как следствие, были улучшены оценки спада ВВП и ряда его компонентов в 2022 г., а также оценка максимальной глубины спада.
Платежный баланс и курс рубля
Со второй половины 2022 г. давление на платежный баланс и курс рубля постепенно ослабевает. С июня наметился разворот конъюнктуры мировых товарно-сырьевых рынков. Так, цены на нефть марки "Брент" опустились с уровней выше 120 долл. США за баррель в начале июня до уровней ниже 100 долл. США за баррель в начале августа, а в начале сентября нефтяные котировки опустились ниже 95 долл. США за баррель. Снижение либо стабилизация мировых цен также наблюдались на продовольственные товары, удобрения, черные и цветные металлы.
В среднесрочной перспективе снижение мировых цен продолжится. Давление на конъюнктуру мировых рынков будет оказывать замедление роста мировой экономики. Вместе с тем по мере переориентации экспортных поставок в нейтральные страны дисконт нефти "Юралс" к "Брент" на прогнозном горизонте будет сокращаться. В результате ожидается постепенное снижение цены на нефть "Юралс" до 65 долл. США за баррель в 2025 году.
Спад физических объемов российского экспорта в 2023 г. замедлится, а с 2024 г. начнется восстановление. Основным драйвером роста на среднесрочном горизонте станет ненефтегазовый экспорт, в то время как объемы нефтегазового экспорта стабилизируются.
В то же время импорт товаров с учетом крепкого рубля и снятия ряда ограничений (в частности, на параллельный импорт) перешел к восстановлению уже со второй половины 2022 года (в первую очередь за счет потребительского импорта). С 2023 г. восстановительная тенденция активизируется за счет возобновления роста инвестиционного и промежуточного импорта. Это приведет к сокращению профицита торгового баланса (с 14,1% ВВП в 2022 г. до 8,5% ВВП в 2025 г.) и счета текущих операций (с 11,5% ВВП в 2022 г. до 5,3% ВВП в 2025 году).
В свою очередь сокращение притока иностранной валюты по счету текущих операций, наряду с диверсификацией его валютной структуры, а также постепенная переориентация потоков капитала в нейтральные страны будут способствовать снижению давления на курс рубля. На среднесрочном горизонте в прогноз заложено постепенное ослабление российской валюты в соответствии с инфляционным дифференциалом, что будет способствовать сохранению стабильного реального эффективного курса рубля после его укрепления в 2022 году. При этом на всем прогнозном горизонте реальный эффективный курс рубля будет оставаться крепче средних уровней 2016-2021 годов.
Инфляция
По итогам 2023 г. темпы роста потребительских цен ожидаются на уровне 5,5% г/г (на конец года) с учетом продолжения восстановления потребительской активности, умеренного ослабления рубля, а также удорожания потребительского импорта из-за повышенной мировой инфляции и дополнительных транспортно-логистических издержек импортеров. В 2024-2025 годах инфляция выйдет на целевой уровень Банка России 4,0% г/г (на конец года).
Экономический рост
Основными факторами снижения ВВП во второй половине 2022 г. и 2023 г. станут внешний спрос (как из-за санкций на российский экспорт, так и из-за замедления мировой экономики) и ограничений на стороне предложения (как следствие санкций на импортные поставки и нарушения производственнологистических цепочек).
С точки зрения компонентов спроса основной вклад в ухудшение динамики ВВП в краткосрочной перспективе будут вносить инвестиционный спрос и чистый экспорт.
Негативное влияние на инвестиционную активность окажут "узкие места" в предложении оборудования и комплектующих (как импортных, так и отечественных). Кроме того, из-за изменения внешних условий будут постепенно сворачиваться либо сдвигаться "вправо" крупные экспортно ориентированные проекты.
С учетом опережающего восстановления импорта по сравнению с экспортом вклад чистого экспорта в годовые темпы роста ВВП с 4 кв. 2022 г. станет отрицательным (что нехарактерно для кризисных периодов в российской экономике, которые традиционно сопровождаются ослаблением рубля и опережающим падением импорта).
Вместе с тем потребительский спрос, по оценке, прошел нижнюю точку спада во 2 квартале. Дальнейшее восстановление в краткосрочной перспективе будет поддерживаться возобновлением роста потребительского кредитования и оттоком средств с депозитов по мере снижения процентных ставок в экономике, а с 2023 г. - восстановлением реальных располагаемых денежных доходов населения.
В результате уже с 1 кв. 2023 г. начнется восстановительный рост ВВП (к уровню 2021 г. с устранением сезонности). Отрицательная динамика по итогам 2023 г. (-0,8%) будет обусловлена преимущественно эффектом высокой базы 1 кв. 2022 года.
Траектория развития в 2024-2025 гг. будет в значительной степени определяться эффективной реализацией мер экономической политики, направленных на содействие адаптации экономики к новым условиям и структурной перестройке. В прогноз закладываются следующие предпосылки:
- сбалансированная бюджетная политика, подразумевающая достаточный для поддержания внутреннего спроса уровень государственных расходов при обеспечении долгосрочной бюджетной устойчивости;
- денежно-кредитная политика, учитывающая, наряду с целевым ориентиром по инфляции, необходимость подстройки структуры цен в экономике к новым условиям;
- реализация мер структурной экономической политики, направленных на переориентацию российских экспортных поставок (в том числе, через развитие транспортно-логических коридоров), замыкание производственных цепочек внутри страны и импортозамещение, обеспечение технологического суверенитета, стимулирование предпринимательской деятельности и инвестиционной активности, развитие финансовой системы.
С учетом реализации указанных мер в 2024-2025 годах прогнозируется рост ВВП на уровне 2,6% в год. В 2025 г. ВВП превысит уровень 2021 г. на 1,2 процента.
При этом на среднесрочном горизонте ожидаются значимые структурные сдвиги с точки зрения компонентов спроса. Основным драйвером восстановления и последующего роста экономики станет потребительский спрос: показатели розничной торговли, платных услуг, доходов населения, реальных заработных плат к 2025 г. превысят уровень 2021 г. на 3-6 процентов.
Уровень безработицы на прогнозном горизонте будет последовательно снижаться (до 4,1% в 2025 году) в силу как демографических ограничений, так и увеличения доли затрат на труд в производственных затратах. Вместе с тем при снижении общего уровня безработицы будут сохраняться локальные региональные и отраслевые дисбалансы на рынке труда, обусловленные структурной перестройкой экономики.
Инвестиции в основной капитал в 2024-2025 годах также будут демонстрировать восстановительный рост опережающими темпами по сравнению с ВВП и к концу прогнозного периода превысят уровень 2021 г. на 4,5%, что создаст основу для структурной перестройки российской экономики.
Чистый экспорт в 2024-2025 годах будет вносить околонулевой вклад в динамику ВВП.
Риски прогноза
С учетом перехода крупнейших центральных банков к ужесточению денежно-кредитной политики, а также накопленных в предыдущие годы структурных дисбалансов повышается вероятность рецессии в развитых странах. При реализации данного риска произойдет более существенное, чем заложено в текущем прогнозе, снижение цен на мировых товарных рынках. Кроме того, глобальный экономический спад затруднит переориентацию российского экспорта в нейтральные страны.
Дополнительным источником рисков для российской экономики является ужесточение действующего санкционного режима (де-юре либо де-факто).
Основные показатели базового варианта прогноза социально-экономического развития Российской Федерации
|
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
2025 |
Цена на нефть марки "Юралс", долл. США за баррель |
69,1 |
80,0 |
70,1 |
67,5 |
65,0 |
Курс доллара среднегодовой, руб. за долл. США |
73,6 |
68,1 |
68,3 |
70,9 |
72,2 |
Индекс потребительских цен на конец года, в % к декабрю |
8,4 |
12,4 |
5,5 |
4,0 |
4,0 |
Валовой внутренний продукт, % |
4,7 |
-2,9 |
-0,8 |
2,6 |
2,6 |
Инвестиции в основной капитал, % |
7,7 |
-2,0 |
-1,0 |
3,9 |
3,7 |
Промышленное производство, % |
6,4 |
-1,8 |
-1,3 |
2,2 |
2,3 |
Реальные располагаемые доходы населения,% |
3,0 |
-2,2 |
1,6 |
2,8 |
2,5 |
Реальная заработная плата, % |
4,5 |
-2,0 |
2,6 |
2,9 |
2,8 |
Оборот розничной торговли, % |
7,8 |
-6,1 |
2,7 |
3,7 |
3,1 |
Экспорт товаров, млрд долл. США |
494,4 |
578,6 |
529,0 |
522,0 |
530,4 |
Импорт товаров, млрд долл. США |
304,0 |
276,2 |
303,3 |
317,5 |
330,3 |
Источник: Росстат, ФТС России, расчеты Минэкономразвития России
Обеспечение устойчивости развития экономики
В рамках реагирования на изменение социально-экономической и внешнеполитической ситуации Правительством Российской Федерации разработан и 15 марта 2022 г. принят План первоочередных действий по обеспечению развития российской экономики в условиях внешнего санкционного давления (далее - План). В последствии План регулярно дополнялся новыми мерами с учетом изменения экономической ситуации.
В первую очередь План направлен на решение следующих задач:
- обеспечение максимальной свободы хозяйственной деятельности внутри страны - за счет сокращения избыточных процедур, контрольнонадзорной деятельности, расширения мер налогового стимулирования, ускорения бюджетирования;
- обеспечение бесперебойной работы предприятий и выстраивание новых логистических и производственных цепочек, обеспечение предприятий оборотными средствами. На это нацелена поддержка промышленности и системообразующих организаций, льготное кредитование, в том числе субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП), оптимизация и расширение программ импортозамещения, снижение стоимости логистики;
- создание "зеленого коридора" для импорта - обнуление ввозных таможенных пошлин, снятие регуляторных ограничений, оптимизация таможенных процедур;
- отраслевые меры поддержки развития производства и стимулирования инноваций в промышленности (с акцентом на импортозамещение), транспорте, информационных технологиях, сельском хозяйстве, строительстве и ЖКХ, туризме;
- сохранение занятости за счет предотвращения закрытия производств, программ переобучения, расширения программ социального контракта и мобильности трудовых ресурсов;
- стабилизация ситуации на финансовых рынках за счет поддержки работы банковской системы. Данный пакет мер реализован Банком России.
Значительная часть мероприятий в рамках Плана направлена на поддержку спроса в экономике - это программы льготного кредитования корпоративного сектора и ипотечные программы для населения, грантовая поддержка бизнеса, кредитование критического импорта и иные меры содействия расширению импорта.
Часть реализуемых мер направлена на перезапуск инвестиционного цикла (совершенствование механизма СЗПК, пересмотр инфраструктурных проектов в рамках инфраструктурных бюджетных кредитов).
Рынок труда и доходы населения
В условиях постепенной адаптации экономики к внешнему санкционному воздействию ситуация на рынке труда будет оставаться стабильной.
Правительством Российской Федерации в среднесрочной перспективе предполагается реализация мероприятий, направленных на снижение безработицы, повышение эффективности регулирования процессов использования трудовых ресурсов, обеспечение защиты трудовых прав граждан.
В рамках Плана реализуются, в том числе, следующие мероприятия по поддержке рынка труда:
- увеличение расходов на выплаты пособий по безработице (максимальное ежемесячное пособие составляет 12 792 рубля);
- организация общественных и временных работ;
- поддержка работников в неполной занятости (компенсация части заработной платы в пределах одного минимального размера оплаты труда на протяжении трех месяцев);
- профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование работников промышленных предприятий, находящихся под риском увольнения;
- переобучение, повышение квалификации и профессиональная переподготовка ищущих работу граждан, включая безработных граждан;
- стимулирование найма отдельных категорий граждан;
- временный перевод работников предприятий, приостановивших производство (работу), к другому работодателю с приостановкой действия первоначально заключенного трудового договора, но с сохранением течения срока его действия.
Дополнительно, в целях стимулирования занятости населения, повышен размер денежных выплат в рамках социального контракта (постановление Правительства Российской Федерации от 29 июня 2022 г. N 1160 в рамках оказания государственной социальной помощи по мероприятиям "Осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности" до 350 тыс. руб. и "Ведение личного подсобного хозяйства" до 200 тыс. руб., соответственно.
В результате реализации комплекса мер по содействию занятости населения численность занятого населения к 2025 г. возрастет до 72,3 млн человек (в 2021 г. - 71,7 млн человек). При этом среднегодовой уровень безработицы снизится с 4,8% от рабочей силы в 2021 г. до 4,1% в 2025 году.
Численность рабочей силы в 2022-2025 годах будет постепенно увеличиваться с 74,5 млн человек до 75,5 млн человек, в том числе за счет роста потребности в трудовых ресурсах и повышения уровня участия населения в рабочей силе.
На обеспечение устойчивого роста оплаты труда работников в прогнозный период будут направлены следующие меры:
- ежегодное повышение минимального размера оплаты труда (далее - МРОТ) в соответствии с требованиями трудового законодательства;
- поддержание достигнутых уровней заработной платы отдельных категорий работников, определенных указами Президента Российской Федерации;
- проведение ежегодной индексации заработной платы иных категорий работников организаций бюджетной сферы.
Во внебюджетном секторе рост заработной платы в целом будет определяться динамикой производительности труда и предложением трудовых ресурсов на рынке труда при сохранении спроса на них.
Одновременно с этим в условиях нарастающего с марта 2022 г. санкционного давления на Российскую Федерацию основной задачей Правительства Российской Федерации в социальной сфере является поддержка наиболее уязвимых категорий граждан.
В 2022 г. по поручению Президента Российской Федерации величина прожиточного минимума, размеры страховых пенсий неработающих пенсионеров и МРОТ были проиндексированы дважды (с 1 января 2022 г. на 8,6% и с 1 июня 2022 г. на 10%). Таким образом, величина прожиточного минимума в расчете на душу населения составила 13 919 руб., в том числе для трудоспособного населения - 15 172 руб., для пенсионеров - 11 970 руб., для детей - 13 501 рублей. С 2022 по 2025 год величина прожиточного минимума в среднем на душу населения вырастет на 14,2% в номинальном выражении и составит 15 899 рублей.
В среднесрочной перспективе увеличению доходов населения будет способствовать, в том числе:
- рост уровня пенсионного обеспечения выше уровня инфляции, который достигается путем увеличения размера страховой пенсии по старости неработающих пенсионеров, а также предоставления социальных доплат к пенсии;
- индексация социальных выплат, а также развитие форм предоставления социальной помощи нуждающимся гражданам;
- целевая поддержка отдельных категорий граждан, в частности семей с детьми;
- содействие занятости отдельных категорий граждан (женщин, воспитывающих детей, инвалидов, лиц старшего поколения);
- расширение мер поддержки, предоставляемых на основе оценки нуждаемости с использованием данных Единой государственной информационной системы социального обеспечения и единого ресурса сведений о населении.
Дополнительный вклад в рост доходов населения внесет опережающий рост доходов от предпринимательской деятельности. В условиях развития новых форм ведения бизнеса (платформенные решения, дистанционная занятость) и легализации занятости в ближайшие годы будет расти число самозанятых граждан, индивидуальных предпринимателей и занятых у индивидуальных предпринимателей. Условия для этого создаст реализация национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы".
Структура экономического роста
ВВП по источникам доходов
Структура ВВП по источникам формирования доходов в прогнозном периоде будет относительно стабильной, что определяется политикой в сфере роста доходов населения, социальной поддержки населения, снижения уровня бедности, реализации комплекса мер по обеспечению устойчивого и эффективного функционирования рынка труда, а также решений, принимаемых в рамках налоговой политики.
Доля оплаты труда и смешанных доходов в 2022 и 2023 годах повысится на 1,5 и 0,7 п.п. соответственно в условиях реализации решений по поддержке занятости населения. В 2024-2025 годах по мере восстановления валовой прибыли доля оплаты труда будет постепенно снижаться, однако останется выше уровня 2021 г. (41,3%).
Доля чистых налогов на производство и импорт сохранится на относительно стабильном уровне на всем прогнозном периоде, что будет обусловлено, в основном, стабилизацией динамики нефтегазового сектора.
Доля валовой прибыли после сокращения до 47,0% ВВП в 2022 г. и до 46,3% в 2023 г., в последующие годы будет постепенно возрастать вследствие ускорения роста экономики, одновременно создавая условия для роста инвестиций в основной капитал.
Структура ВВП по источникам доходов
в % г/г |
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
2025 |
Валовой внутренний продукт |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Оплата труда |
41,3 |
42,8 |
43,5 |
42,5 |
42,1 |
Чистые налоги на производство и импорт |
10,6 |
10,2 |
10,2 |
10,2 |
10,1 |
Валовая прибыль экономики |
48,2 |
47,0 |
46,3 |
47,3 |
47,8 |
ВВП по счету использования
Структура использования ВВП претерпит существенные изменения в течение 2022-2025 годов под влиянием мер, направленных на перезапуск инвестиционного цикла, восстановления потребления населения и сдвигов в структуре внешней торговли.
Основным источником роста ВВП в 2022-2025 годах останется внутренний спрос. Темпы роста расходов домашних хозяйств на конечное потребление после сокращения на 4,2% в 2022 г. выйдут в последующие годы на уровень 2,8-3,1% в 2023-2024 годах и в 2025 г. на 2,6 процента.
Начиная с 2024 г. (в годовом разрезе) ожидается ускорение роста инвестиций в основной капитал выше темпов роста экономики, что отражается в увеличении доли валового накопления основного капитала в 2024-2025 годах.
Доля чистого экспорта в ВВП резко возрастет в 2022 г. в условиях сохранения высоких цен на энергоносители и сокращения импорта, обусловленного действием санкций западных стран. При этом в последующие годы ожидается сокращение доли чистого экспорта за счет опережающих темпов восстановления импорта по сравнению с экспортом.
Темпы роста компонентов использования ВВП
в % г/г |
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
2025 |
Валовой внутренний продукт |
4,7 |
-2,9 |
-0,8 |
2,6 |
2,6 |
Расходы на конечное потребление |
7,2 |
-2,9 |
1,7 |
2,2 |
2,1 |
Домашних хозяйств |
9,5 |
-4,2 |
2,8 |
3,1 |
2,6 |
товары |
8,7 |
-6,6 |
3,1 |
3,7 |
3,1 |
услуги |
16,9 |
-0,8 |
2,3 |
2,5 |
2,5 |
Государственного управления |
1,5 |
0,5 |
-1,0 |
-0,3 |
0,5 |
Валовое накопление |
8,9 |
-5,7 |
-0,9 |
4,8 |
4,5 |
Основного капитала |
6,8 |
-2,0 |
-1,0 |
3,9 |
3,7 |
Чистый экспорт |
|
|
|
|
|
Экспорт |
3,5 |
-9,0 |
-1,7 |
2,8 |
2,8 |
товары |
1,7 |
-8,7 |
-1,7 |
2,5 |
2,4 |
услуги |
16,0 |
-11,4 |
-1,6 |
6,0 |
6,9 |
Импорт |
16,9 |
-14,5 |
8,0 |
4,2 |
3,3 |
товары |
16,9 |
-15,4 |
9,5 |
4,1 |
3,0 |
услуги |
16,6 |
-10,8 |
2,3 |
4,4 |
4,6 |
Структура компонентов использования ВВП
в % |
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
2025 |
Валовой внутренний продукт |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
Расходы на конечное потребление |
67,8 |
66,1 |
69,6 |
70,5 |
70,5 |
Домашних хозяйств |
49,5 |
48,0 |
51,2 |
52,1 |
52,4 |
товары |
30,2 |
29,3 |
31,3 |
32,0 |
32,2 |
услуги |
10,6 |
10,4 |
11,1 |
11,2 |
11,3 |
Государственного управления |
17,8 |
17,6 |
18,0 |
17,7 |
17,5 |
Валовое накопление |
22,4 |
20,7 |
20,9 |
21,5 |
22,0 |
Основного капитала |
19,8 |
19,8 |
20,3 |
20,8 |
21,2 |
Изменение запасов материальных оборотных средств |
2,6 |
0,9 |
0,7 |
0,7 |
0,9 |
Чистый экспорт |
9,5 |
13,1 |
9,2 |
8,0 |
7,4 |
Экспорт |
30,9 |
29,3 |
26,4 |
25,5 |
24,9 |
товары |
27,7 |
27,0 |
24,1 |
23,2 |
22,5 |
услуги |
3,1 |
2,3 |
2,2 |
2,3 |
2,4 |
Импорт |
21,3 |
16,2 |
17,2 |
17,5 |
17,4 |
товары |
17,1 |
12,9 |
13,8 |
14,1 |
14,0 |
услуги |
4,2 |
3,3 |
3,3 |
3,4 |
3,4 |
ВВП по счету производства
В отраслевом разрезе драйверами экономического роста в 2023-2025 годах станут отрасли, обеспечивающие инвестиционную модель развития: отрасли обрабатывающей промышленности, сфера информационных технологий, наука, строительный и транспортный комплексы, отрасли социальной сферы, в том числе, определяющие повышение качества человеческого капитала, такие как образование и здравоохранение.
Структура компонентов производства ВВП
в % |
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
2025 |
Валовой внутренний продукт |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство |
3,8 |
3,8 |
3,9 |
3,9 |
3,9 |
Добыча полезных ископаемых |
11,5 |
11,9 |
10,4 |
10,1 |
9,8 |
Обрабатывающие производства |
14,4 |
14,4 |
14,6 |
14,6 |
14,5 |
Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха |
2,2 |
2,1 |
2,2 |
2,2 |
2,2 |
Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
Строительство |
4,6 |
4,7 |
4,8 |
4,9 |
4,9 |
Торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов |
11,7 |
10,9 |
11,4 |
11,4 |
11,5 |
Транспортировка и хранение |
5,4 |
5,5 |
5,6 |
5,6 |
5,6 |
Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания |
0,7 |
0,8 |
0,9 |
1,0 |
1,0 |
Деятельность в области информации и связи |
2,5 |
2,6 |
2,6 |
2,6 |
2,6 |
Деятельность финансовая и страховая |
4,1 |
4,5 |
4,5 |
4,5 |
4,5 |
Деятельность по операциям с недвижимым имуществом |
8,9 |
9,0 |
9,1 |
9,2 |
9,2 |
Деятельность профессиональная, научная и техническая |
4,0 |
4,1 |
4,2 |
4,1 |
4,1 |
Деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги Государственное управление и обеспечение |
1,7 |
1,8 |
1,7 |
1,7 |
1,7 |
военной безопасности; социальное обеспечение |
6,4 |
6,5 |
6,6 |
6,6 |
6,6 |
Образование |
2,8 |
3,0 |
3,1 |
3,1 |
3,2 |
Деятельность в области здравоохранения и социальных услуг |
3,0 |
3,1 |
3,2 |
3,3 |
3,3 |
Деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений |
0,8 |
0,9 |
0,9 |
0,9 |
0,9 |
Предоставление прочих видов услуг Деятельность домашних хозяйств как |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
работодателей; недифференцированная деятельность частных домашних хозяйств |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
Итого в основных ценах по видам деятельности |
89,9 |
90,5 |
90,9 |
90,9 |
91,0 |
Чистые налоги на продукты и импорт |
10,1 |
9,5 |
9,1 |
9,1 |
9,0 |
Цены (тарифы) на товары, услуги хозяйствующих субъектов, осуществляющих регулируемые виды деятельности в инфраструктурном секторе
Предпосылки для расчета параметров индексации тарифов базируются на макропараметрах прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2023-2025 годы. С целью смягчения тарифной нагрузки на потребителей в 2023-2024 годах индексацию цен (тарифов) в сферах газоснабжения, электроэнергетики, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, обращения с твердыми коммунальными отходами предлагается перенести с 1 июля 2023 года на 1 декабря 2022 года. Данная мера предполагает оперативное внесение соответствующих изменений в нормативные правовые акты в области государственного регулирования тарифов. В 2024-2025 годах индексацию предлагается проводить, как и ранее, с 1 июля.
Регулируемые цены и тарифы в сфере газоснабжения
С целью неувеличения перекрестного субсидирования индексация оптовых цен на газ для всех категорий потребителей, а также тарифов на транспортировку газа по газораспределительным сетям в 2023-2025 гг. будет проведена на уровне прогнозной инфляции, увеличенной на 3 п.п. ежегодно.
Индексация составит: 8,5% с 1 декабря 2022 г., 7% с 1 июля 2024 г. и 7% с 1 июля 2025 года.
В то же время уровень индексации тарифов на транспортировку газа по газораспределительным сетям в отношении отдельных регионов и газораспределительных организаций будет определяться с учетом необходимости реализации экономически обоснованных программ газификации и устанавливаемой регионами специальной надбавки.
Цены и тарифы в электроэнергетике
С целью компенсации сетевым компаниям инфляционного роста издержек 2022 года, рост регулируемых тарифов сетевых организаций для всех категорий потребителей в среднем по стране с 1 декабря 2022 г. оценивается в размере 9%, с 1 июля 2024 г. - на уровне 6%, с 1 июля 2025 г. - на уровне 5 процентов.
Указанные выше темпы индексации не учитывают индивидуальных решений Правительства Российской Федерации, принимаемых для устранения локальных регуляторных дисбалансов в отдельных регионах, и решений ФАС России о согласовании заявлений региональных органов регулирования об установлении тарифов, отличных от предельных уровней, установленных ФАС России.
Индексация тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Единой национальной (общероссийской) электрической сети (ЕНЭС) осуществляется с учетом поэтапного доведения мощности потребителей, подключенных к сетям ЕНЭС, учитываемой при расчете тарифов, до фактического значения (по 2,5 % ежегодно).
Размер индексации тарифов на электрическую энергию для населения в среднем по Российской Федерации с 1 декабря 2022 г. составит 9%, с 1 июля 2024 г. - 6% и с 1 июля 2025 г. - 5 процентов.
Индекс изменения платы граждан за коммунальные услуги
При установлении тарифов на 2023-2025 гг. в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения региональные органы регулирования в соответствии с законодательством должны будут учитывать в тарифах равномерную компенсацию дополнительных экономически обоснованных расходов ресурсоснабжающих организаций, вызванных ростом цен в 2022 г. на строительные материалы, металлопродукцию, сырье и топливо, не учтенных при установлении тарифов.
В целях снижения нагрузки на тарифы для населения дополнительные экономически обоснованные расходы могут частично компенсироваться за счет действующего механизма выделения субсидий ресурсоснабжающим организациям из региональных бюджетов при установлении льготных тарифов для населения и приравненных к нему категорий потребителей.
С учетом прогнозируемой индексации цен на газ и тарифов на электрическую энергию для населения, изменение совокупного платежа граждан за коммунальные услуги с 1 декабря 2022 г. в среднем по стране оценивается в размере 9%, с 1 июля 2024 г. - 6,3% и с 1 июля 2025 г. - 5,3 процента.
В соответствии с действующим законодательством, по отдельным муниципальным образованиям размер индексации может превысить установленный индекс по субъекту Российской Федерации более чем на величину предельного отклонения на основании предложений высших должностных лиц субъектов Российской Федерации с учетом реализации инвестиционных программ, соблюдения долгосрочных тарифов в рамках концессионных соглашений, реализации программ комплексного развития территорий, принятия решений об отнесении отдельных муниципальных образований к ценовым зонам теплоснабжения и перехода к модели предельного ценообразования на тепловую энергию.
В целях социальной поддержки населения субъектам Российской Федерации предстоит в полном объеме задействовать имеющийся механизм выделения адресных субсидий малообеспеченным гражданам (с долей расходов на услуги ЖКХ выше установленных региональных стандартов), прежде всего упростить процедуру получения субсидий, сделать ее более прозрачной, понятной и доступной для граждан.
Тарифы на железнодорожные перевозки
Базовая индексация тарифов на грузовые железнодорожные перевозки и услуги инфраструктуры в 2023 г. оценивается на уровне 8%, в 2024 г. - 7,1 %, в 2025 г. - 4,6 процента.
С учетом изменения величины дополнительной целевой надбавки по капитальному ремонту инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования совокупное изменение тарифов составит: в 2023 г. - 10%, в 2024 г. - 9,1%, в 2025 г. - на уровне базовой индексации.
Индексация тарифов на пассажирские перевозки в дальнем следовании в регулируемом сегменте (перевозки в плацкартных и общих вагонах) будет проведена с учетом изменения платы за пользование инфраструктурой железнодорожного транспорта (индексируется в соответствии с параметрами роста тарифов на грузовые перевозки), а также прочих расходов перевозчика (индексируются по прогнозному индексу потребительских цен). С учетом этого индексация тарифов на пассажирские перевозки в дальнем следовании в 2023 г. составит 8,1%, в 2024-2025 гг. - по 4% ежегодно.
Прогнозируемые изменения цен (тарифов) на продукцию (услуги) компаний инфраструктурного сектора на 2023-2025 гг., %
Показатели |
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
2025 |
Газ - индексация оптовых цен для всех категорий потребителей, исключая население |
3,0% с 1 июля |
5,0% с 1 июля 8,5% с 1 декабря |
0% |
7,0% с 1 июля |
7,0% с 1 июля |
- индексация оптовых цен для населения |
3,0% с 1 июля |
3,0% с 1 июля 8,5% с 1 декабря |
0% |
7,0% с 1 июля |
7,0% с 1 июля |
- индексация тарифов на транспортировку газа по распределительным газопроводам |
3,7% с 1 июля |
4,0% с 1 июля 8,5% с 1 декабря |
0% |
7,0% с 1 июля |
7,0% с 1 июля |
Электроэнергия - индексация тарифов сетевых компаний для всех категорий потребителей |
3,0% с 1 июля |
3,8% с 1 июля 9% с 1 декабря |
0% |
6% с 1 июля |
5% с 1 июля |
Индексация тарифов на электроэнергию для населения |
5,0% с 1 июля |
5,0% с 1 июля 9% с 1 декабря |
0% |
6% с 1 июля |
5% с 1 июля |
Совокупный платеж граждан за коммунальные услуги - размеры индексации |
4,0% с 1 июля |
4,0% с 1 июля 9% с 1 декабря |
0% |
6,3% с 1 июля |
5,3% с 1 июля |
Железнодорожные перевозки грузов в регулируемом секторе - индексация тарифов 1) |
3,7% с 1 января |
5,8% с 1 января, 11% с 1 июня |
8% с 1 января |
7,1% с 1 января |
4,6% с 1 января |
Пассажирские перевозки железнодорожным транспортом в регулируемом секторе - индексация тарифов 2) |
3,7% с 1 января |
4,3% с 1 января, 6,5% с 1 октября |
8,1% с 1 января |
4,0% с 1 января |
4,0% с 1 января |
------------------------------
1 без учета надбавки на капитальный ремонт в 2023-2024 г по 2% ежегодно.
------------------------------
Исходные условия для формирования вариантов развития экономики
(Базовый вариант)
|
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
2025 |
|
отчет |
оценка |
прогноз |
||
1. Внешние и сопряженные с ними условия |
|
|
|
|
|
Цены на нефть Urals (мировые), долл. / барр. |
69,1 |
80,0 |
70,1 |
67,5 |
65,0 |
Цены на газ (среднеконтрактные, включая страны СНГ), долл./тыс. куб. м |
274,3 |
691,2 |
592,2 |
477,1 |
400,1 |
Цены на газ (дальнее зарубежье), долл./тыс. куб. м |
304,6 |
829,5 |
700,3 |
550,3 |
449,9 |
Курс евро (среднегодовой), долларов США за евро |
1,18 |
1,06 |
1,05 |
1,08 |
1,11 |
2. Внутренние условия |
|
|
|
|
|
Инфляция (ИПЦ), прирост цен на конец периода, % к декабрю |
8,4 |
12,4 |
5,5 |
4,0 |
4,0 |
в среднем за год |
6,7 |
13,9 |
6,0 |
4,7 |
4,0 |
Курс доллара (среднегодовой), рублей за доллар США |
73,6 |
68,1 |
68,3 |
70,9 |
72,2 |
Демографическая ситуация в среднем за год, млн чел. |
|
|
|
|
|
Численность населения* |
146,6 |
146,6 |
146,0 |
145,6 |
145,2 |
Численность населения трудоспособного возраста** |
83,0 |
83,6 |
83,8 |
84,4 |
85,0 |
Численность населения старше трудоспособного возраста** |
36,1 |
35,5 |
34,9 |
34,3 |
33,8 |
------------------------------
* С учетом развития мер поддержки рождаемости
** С учетом изменения границ трудоспособного возраста
------------------------------
Среднесрочный прогноз социально-экономического развития Российской Федерации до 2025 года (Базовый)
|
|
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
2025 |
отчет |
прогноз |
|||||
Цена на нефть, долл. за баррель |
|
69,1 |
80,0 |
70,1 |
67,5 |
65,0 |
Индекс потребительских цен |
|
|
|
|
|
|
на конец года |
% к декабрю |
108,4 |
112,4 |
105,5 |
104,0 |
104,0 |
в среднем за год |
% г/г |
106,7 |
113,9 |
106,0 |
104,7 |
104,0 |
Валовой внутренний продукт |
|
|
|
|
|
|
Номинальный объем |
млрд руб. |
131015 |
146065 |
149949 |
159714 |
170598 |
Темп роста |
% г/г |
104,7 |
97,1 |
99,2 |
102,6 |
102,6 |
Индекс-дефлятор ВВП |
% г/г |
116,5 |
114,9 |
103,5 |
103,9 |
104,1 |
Объем отгруженной продукции (работ. услуг) |
|
|
|
|
|
|
Номинальный объем |
млрд руб. |
95210 |
105502 |
106230 |
112263 |
118412 |
индекс промышленного производства |
% г/г |
106,4 |
98,2 |
98,7 |
102,2 |
102,3 |
Индекс-дефлятор (по сопоставимому кругу предприятий) |
% г/г |
128,4 |
112,9 |
102,1 |
103,4 |
103,1 |
Продукция сельского хозяйства |
|
|
|
|
|
|
Темп роста |
% г/г |
99,1 |
100,5 |
101,6 |
101,7 |
101,7 |
Индекс-дефлятор |
% г/г |
118,1 |
109,3 |
105,0 |
104,1 |
104,0 |
Инвестиции в основной капитал |
|
|
|
|
|
|
Номинальный объем |
млрд руб. |
22945 |
25599 |
26839 |
29363 |
31922 |
Темп роста |
% г/г |
107,7 |
98,0 |
99,0 |
103,9 |
103,7 |
Индекс-дефлятор |
% г/г |
104,9 |
113,9 |
105,9 |
105,3 |
104,8 |
Оборот розничной торговли |
|
|
|
|
|
|
Номинальный объем |
млрд руб. |
39472 |
42942 |
46878 |
51082 |
54987 |
Темп роста |
% г/г |
107,8 |
93,9 |
102,7 |
103,7 |
103,1 |
Индекс-дефлятор |
% г/г |
108,1 |
115,9 |
106,3 |
105,1 |
104,4 |
к ВВП |
% |
30,1 |
29,4 |
31,3 |
32,0 |
32,2 |
Объем платных услуг населению |
|
|
|
|
|
|
Номинальный объем |
млрд руб. |
11321 |
12343 |
13418 |
14468 |
15510 |
Темп роста |
% г/г |
116,7 |
99,0 |
101,9 |
102,5 |
102,5 |
Индекс-дефлятор |
% г/г |
104,4 |
110,1 |
106,7 |
105,2 |
104,6 |
к ВВП |
% |
8,6 |
8,5 |
8,9 |
9,1 |
9,1 |
Прибыль по всем видам деятельности |
|
|
|
|
|
|
Номинальный объем |
млрд руб. |
38689 |
35491 |
36799 |
39701 |
43110 |
Темп роста |
% г/г |
199,8 |
91,7 |
103,7 |
107,9 |
108,6 |
к ВВП |
% |
29,5 |
24,3 |
24,5 |
24,9 |
25,3 |
Прибыль прибыльных организаций для целей бухгалтерского учета |
|
|
|
|
|
|
Номинальный объем |
млрд руб. |
51334 |
53346 |
56122 |
60939 |
66821 |
Темп роста |
% г/г |
175,3 |
103,9 |
105,2 |
108,6 |
109,7 |
к ВВП |
% |
39,2 |
36,5 |
37,4 |
38,2 |
39,2 |
Амортизация |
|
|
|
|
|
|
Номинальный объем |
млрд руб. |
8847 |
9691 |
10585 |
11562 |
12634 |
Темп роста |
% г/г |
109,5 |
109,5 |
109,2 |
109,2 |
109,3 |
к ВВП |
% |
6,8 |
6,6 |
7,1 |
7,2 |
7,4 |
Среднегодовая стоимость амортизируемого имущества |
|
|
|
|
|
|
Номинальный объем |
млрд руб. |
151236 |
165653 |
180932 |
197644 |
215968 |
Темп роста |
% г/г |
109,5 |
109,5 |
109,2 |
109,2 |
109,3 |
к ВВП |
% |
115,4 |
113,4 |
120,7 |
123,7 |
126,6 |
Фонд заработной платы работников организаций |
|
|
|
|
|
|
Номинальный объем |
млрд руб. |
29535 |
32814 |
35826 |
38767 |
41649 |
Темп роста |
% г/г |
110,6 |
111,1 |
109,2 |
108,2 |
107,4 |
к ВВП |
% |
22,5 |
22,5 |
23,9 |
24,3 |
24,4 |
Среднемесячная начисленная заработная плата работников организаций |
руб./мес. |
57244 |
63888 |
69452 |
74804 |
80028 |
|
% г/г |
111,5 |
111,6 |
108,7 |
107,7 |
107,0 |
Реальная заработная плата работников организаций |
% г/г |
104,5 |
98,0 |
102,6 |
102,9 |
102,8 |
Реальные располагаемые денежные доходы населения |
% г/г |
103,0 |
97,8 |
101,6 |
102,8 |
102,5 |
Величина прожиточного минимума в расчете на душу населения (в среднем за год) |
руб./мес. |
11653 |
13919 |
14375 |
15049 |
15899 |
|
% г/г |
103,0 |
119,4 |
103,3 |
104,7 |
105,6 |
трудоспособного населения |
руб./мес. |
12702 |
15172 |
15669 |
16403 |
17330 |
пенсионеров |
руб./мес. |
10022 |
11970 |
12363 |
12942 |
13673 |
детей |
руб./мес. |
11303 |
13501 |
13944 |
14598 |
15422 |
Экспорт товаров |
|
|
|
|
|
|
Номинальное значение |
млрд долл. США |
494,4 |
578,6 |
529,0 |
522,0 |
530,4 |
Темп роста в номинальном выражении |
% г/г |
148,3 |
117,0 |
91,4 |
98,7 |
101,6 |
Темп роста в реальном выражении |
% г/г |
101,7 |
91,3 |
98,3 |
102,5 |
102,4 |
к ВВП |
% |
27,8 |
27,0 |
24,1 |
23,2 |
22,5 |
Ненефтегазовый экспорт |
|
|
|
|
|
|
Номинальное значение |
млрд долл. США |
250,1 |
254,0 |
262,5 |
275,1 |
287,8 |
Темп роста в реальном выражении |
% г/г |
104,0 |
90,1 |
103,0 |
103,8 |
103,4 |
к ВВП |
% |
14,1 |
11,8 |
12,0 |
12,2 |
12,2 |
Нефтегазовый экспорт |
|
|
|
|
|
|
Номинальное значение |
млрд долл. США |
244,3 |
324,6 |
266,5 |
246,9 |
242,6 |
Темп роста в реальном выражении |
% г/г |
98,9 |
92,6 |
94,6 |
101,3 |
101,4 |
к ВВП |
% |
13,7 |
15,1 |
12,1 |
11,0 |
10,3 |
Экспорт услуг |
|
|
|
|
|
|
Номинальное значение |
млрд долл. США |
55,7 |
49,6 |
49,3 |
52,7 |
56,9 |
Темп роста в реальном выражении |
% г/г |
116,0 |
88,6 |
98,4 |
106,0 |
106,9 |
к ВВП |
% |
3,1 |
2,3 |
2,2 |
2,3 |
2,4 |
Импорт товаров |
|
|
|
|
|
|
Номинальное значение |
млрд долл. США |
304,0 |
276,2 |
303,3 |
317,5 |
330,3 |
Темп роста в номинальном выражении |
% г/г |
126,9 |
90,9 |
109,8 |
104,7 |
104,0 |
Темп роста в реальном выражении |
% г/г |
116,9 |
84,6 |
109,5 |
104,1 |
103,0 |
к ВВП |
% |
17,1 |
12,9 |
13,8 |
14,1 |
14,0 |
Торговый баланс |
|
|
|
|
|
|
Номинальное значение |
млрд долл. США |
190,3 |
302,4 |
225,7 |
204,5 |
200,1 |
к ВВП |
% |
10,7 |
14,1 |
10,3 |
9,1 |
8,5 |
Счет текущих операций |
|
|
|
|
|
|
Номинальное значение |
млрд долл. США |
122,3 |
247,2 |
157,6 |
134,6 |
124,5 |
к ВВП |
% |
6,9 |
11,5 |
7,2 |
6,0 |
5,3 |
Численность рабочей силы |
млн чел. |
75,3 |
74,5 |
74,9 |
75,2 |
75,5 |
Численность занятых в экономике |
млн чел. |
71,7 |
71,3 |
71,6 |
72,0 |
72,3 |
Общая численность безработных граждан |
млн чел. |
3,6 |
3,2 |
3,3 |
3,2 |
3,1 |
|
|
|
|
|
|
|
Уровень безработицы |
% к рабочей силе |
4,8 |
4,2 |
4,4 |
4,3 |
4,1 |
|
|
|
|
|
|
|
Производительность труда |
% |
103,1 |
97,6 |
98,7 |
102,1 |
102,1 |
|
|
|
|
|
|
|
Курс Доллара |
рублей за доллар |
73,6 |
68,1 |
68,3 |
70,9 |
72,2 |
Прогноз курса доллара в среднем за период
(Базовый)
Период |
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
2025 |
январь |
74,2 |
75,9 |
66,5 |
70,3 |
71,7 |
февраль |
74,4 |
77,3 |
66,9 |
70,4 |
71,8 |
март |
74,4 |
103,7 |
67,2 |
70,5 |
71,9 |
I квартал |
74,3 |
84,7 |
66,9 |
70,4 |
71,8 |
апрель |
76,1 |
77,8 |
67,5 |
70,6 |
72,0 |
май |
74,0 |
64,6 |
67,9 |
70,7 |
72,1 |
июнь |
72,5 |
57,2 |
68,2 |
70,9 |
72,2 |
II квартал |
74,2 |
66,0 |
67,9 |
70,7 |
72,1 |
июль |
73,9 |
58,1 |
68,5 |
71,0 |
72,3 |
август |
73,6 |
60,3 |
68,8 |
71,1 |
72,4 |
сентябрь |
72,9 |
61,1 |
69,2 |
71,2 |
72,5 |
III квартал |
73,5 |
59,8 |
68,8 |
71,1 |
72,4 |
октябрь |
71,5 |
62,7 |
69,5 |
71,3 |
72,6 |
ноябрь |
72,6 |
64,4 |
69,8 |
71,4 |
72,7 |
декабрь |
73,7 |
66,2 |
70,2 |
71,6 |
72,8 |
IV квартал |
72,6 |
64,4 |
69,8 |
71,4 |
72,7 |
год |
73,6 |
68,1 |
68,3 |
70,9 |
72,2 |
Прогноз мировых цен на нефть марки "Urals" (долл./барр.)
(Базовый вариант)
Период |
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
2025 |
январь |
54,6 |
86,4 |
71,9 |
68,4 |
66,4 |
февраль |
61,1 |
93,7 |
71,5 |
68,2 |
66,2 |
март |
63,9 |
91,3 |
71,1 |
68,1 |
65,9 |
I квартал |
60,0 |
90,5 |
71,5 |
68,2 |
66,2 |
апрель |
62,6 |
71,0 |
70,8 |
67,9 |
65,6 |
май |
67,0 |
80,0 |
70,4 |
67,8 |
65,4 |
июнь |
71,5 |
90,2 |
70,1 |
67,6 |
65,1 |
II квартал |
67,2 |
80,6 |
70,4 |
67,8 |
65,4 |
июль |
72,8 |
84,2 |
69,8 |
67,5 |
64,8 |
август |
68,3 |
75,9 |
69,6 |
67,3 |
64,6 |
сентябрь |
72,5 |
71,1 |
69,3 |
67,1 |
64,3 |
III квартал |
71,2 |
77,1 |
69,6 |
67,3 |
64,6 |
октябрь |
81,7 |
71,5 |
69,3 |
67,0 |
64,0 |
ноябрь |
80,0 |
71,9 |
69,0 |
66,8 |
63,8 |
декабрь |
72,9 |
72,3 |
68,5 |
66,7 |
63,5 |
IV квартал |
78,2 |
71,9 |
68,9 |
66,9 |
63,8 |
год |
69,1 |
80,0 |
70,1 |
67,5 |
65,0 |
Прогноз цен на газ в дальнее зарубежье, долларов за 1000 куб.м
(Базовый вариант)
|
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
2025 |
январь |
181,9 |
807,9 |
818,8 |
573,6 |
515,1 |
февраль |
187,7 |
692,4 |
796,9 |
569,4 |
503,3 |
март |
181,8 |
715,2 |
775,0 |
565,1 |
491,4 |
I квартал |
183,6 |
738,5 |
796,9 |
569,4 |
503,3 |
апрель |
198,8 |
933,8 |
753,1 |
560,9 |
479,6 |
май |
212,3 |
868,0 |
731,2 |
556,7 |
467,7 |
июнь |
239,4 |
782,9 |
709,3 |
552,4 |
455,9 |
II квартал |
216,4 |
861,5 |
731,2 |
556,7 |
467,7 |
июль |
268,8 |
1025,2 |
687,4 |
548,2 |
444,0 |
август |
306,0 |
850,9 |
665,5 |
543,9 |
432,2 |
сентябрь |
334,6 |
848,4 |
643,6 |
539,7 |
420,3 |
III квартал |
304,0 |
908,2 |
665,5 |
543,9 |
432,2 |
октябрь |
506,0 |
845,8 |
621,6 |
535,5 |
408,4 |
ноябрь |
592,0 |
843,2 |
599,7 |
531,2 |
396,6 |
декабрь |
603,0 |
840,7 |
577,8 |
527,0 |
384,7 |
IV квартал |
567,6 |
843,2 |
599,7 |
531,2 |
396,6 |
год |
304,6 |
829,5 |
700,3 |
550,3 |
449,9 |
Прогноз показателей инфляции (Базовый вариант)
|
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
2025 |
Отчет |
Прогноз |
||||
Показатели инфляции: потребительские цены (ИПЦ) |
|
|
|
|
|
рост цен на конец периода, % к декабрю предыдущего года |
108,4 |
112,4 |
105,5 |
104,0 |
104,0 |
в среднем за год, % |
106,7 |
113,9 |
106,0 |
104,7 |
104,0 |
Товары |
|
|
|
|
|
рост цен на конец периода, % к декабрю предыдущего года |
109,7 |
113,2 |
105,6 |
104,0 |
104,0 |
в среднем за год, % |
107,8 |
115,5 |
105,9 |
104,7 |
104,0 |
продовольственные товары |
|
|
|
|
|
рост цен на конец периода, % к декабрю предыдущего года |
110,6 |
111,8 |
105,2 |
104,0 |
104,0 |
в среднем за год, % |
108,4 |
115,2 |
105,4 |
104,5 |
104,0 |
без плодоовощной продукции |
|
|
|
|
|
рост цен на конец периода, % к декабрю предыдущего года |
110,2 |
113,8 |
105,0 |
104,0 |
104,0 |
в среднем за год, % |
107,9 |
116,0 |
105,9 |
104,6 |
104,0 |
непродовольственные товары |
|
|
|
|
|
рост цен на конец периода, % к декабрю предыдущего года |
108,6 |
114,8 |
105,9 |
104,0 |
104,0 |
в среднем за год, % |
107,1 |
115,7 |
106,5 |
104,9 |
104,0 |
с исключением бензина |
|
|
|
|
|
рост цен на конец периода, % к декабрю предыдущего года |
108,6 |
115,2 |
106,0 |
104,0 |
104,0 |
в среднем за год, % |
107,2 |
116,0 |
106,5 |
104,9 |
104,0 |
Услуги |
|
|
|
|
|
рост цен на конец периода, % к декабрю предыдущего года |
105,0 |
110,2 |
105,4 |
104,0 |
104,0 |
в среднем за год, % |
103,8 |
109,6 |
106,1 |
104,6 |
104,0 |
организаций ЖКХ |
|
|
|
|
|
рост цен на конец периода, % к декабрю предыдущего года |
103,5 |
111,2 |
101,2 |
105,8 |
105,0 |
в среднем за год, % |
103,7 |
105,2 |
108,3 |
103,5 |
105,4 |
прочие услуги |
|
|
|
|
|
рост цен на конец периода, % к декабрю предыдущего года |
105,7 |
109,7 |
107,5 |
103,2 |
103,6 |
в среднем за год, % |
103,9 |
111,8 |
105,1 |
105,2 |
103,4 |
Прогноз индексов цен производителей 1 и индексов-дефляторов по видам экономической деятельности, в % г/г
(Базовый)
|
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
2025 |
|
отчет 2 |
оценка |
прогноз |
||
Промышленность (BCDE) |
|
|
|
|
|
дефлятор |
128,4 |
112,9 |
102,1 |
103,4 |
103,1 |
ИЦП |
124,5 |
112,1 |
102,0 |
103,7 |
103,3 |
в т. ч. без продукции ТЭКа (нефть, нефтепродукты, уголь, газ, энергетика) |
117,8 |
110,0 |
105,5 |
104,8 |
104,5 |
Добыча полезных ископаемых (Раздел B) |
|
|
|
|
|
дефлятор |
156,2 |
116,5 |
93,8 |
100,8 |
100,6 |
ИЦП |
146,2 |
113,4 |
91,0 |
101,1 |
100,7 |
Добыча топливно-энергетических полезных ископаемых (05, 06+09) |
|
|
|
|
|
дефлятор |
159,5 |
119,1 |
92,8 |
100,5 |
100,3 |
ИЦП |
146,8 |
119,6 |
89,8 |
100,6 |
100,1 |
Добыча угля (05) |
|
|
|
|
|
дефлятор |
181,3 |
161,3 |
92,3 |
103,8 |
103,2 |
ИЦП |
152,3 |
159,5 |
88,7 |
104,6 |
103,8 |
уголь энергетический каменный 2 |
|
|
|
|
|
ИЦП |
141,2 |
153,7 |
87,5 |
104,7 |
103,9 |
Добыча сырой нефти и природного газа (06+09) |
|
|
|
|
|
дефлятор |
157,3 |
112,2 |
92,9 |
99,9 |
99,8 |
ИЦП |
146,5 |
115,4 |
89,9 |
100,3 |
99,8 |
Добыча металлических руд и прочих полезных ископаемых (07, 08) |
|
|
|
|
|
дефлятор |
134,9 |
92,8 |
101,2 |
103,3 |
102,8 |
ИЦП |
139,9 |
90,4 |
101,4 |
104,1 |
103,8 |
Добыча металлических руд (07) |
|
|
|
|
|
дефлятор |
143,9 |
84,1 |
101,3 |
103,4 |
103,1 |
ИЦП |
146,0 |
84,7 |
101,0 |
103,8 |
103,5 |
Добыча прочих полезных ископаемых (08) |
|
|
|
|
|
дефлятор |
112,8 |
114,4 |
101,1 |
103,2 |
102,3 |
ИЦП |
107,0 |
118,2 |
100,6 |
103,4 |
102,7 |
Обрабатывающие производства (Раздел C) |
|
|
|
|
|
дефлятор |
123,4 |
112,5 |
104,2 |
104,0 |
103,6 |
ИЦП |
121,8 |
112,9 |
104,5 |
104,3 |
103,9 |
Производство пищевых продуктов, напитков и табачных изделий (10, 11, 12) |
|
|
|
|
|
дефлятор |
116,0 |
114,3 |
104,8 |
103,6 |
103,3 |
ИЦП |
113,4 |
114,7 |
105,1 |
104,1 |
103,8 |
Производство текстильных изделий, Производство одежды, Производство кожи и изделий из кожи (13, 14, 15) |
|
|
|
|
|
дефлятор |
106,7 |
117,2 |
105,1 |
102,8 |
102,8 |
ИЦП |
108,2 |
117,6 |
105,4 |
103,2 |
103,3 |
Обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели, производство изделий из соломки и материалов для плетения (16) |
|
|
|
|
|
дефлятор |
135,9 |
108,4 |
102,0 |
104,2 |
104,0 |
ИЦП |
135,9 |
112,8 |
101,4 |
104,5 |
104,0 |
Производство бумаги и бумажных изделий (17) |
|
|
|
|
|
дефлятор |
125,3 |
110,1 |
103,5 |
103,2 |
103,1 |
ИЦП |
125,5 |
113,2 |
103,9 |
103,7 |
103,5 |
Производство нефтепродуктов (19.2) |
|
|
|
|
|
дефлятор |
140,1 |
107,3 |
99,7 |
102,1 |
101,6 |
ИЦП |
143,3 |
106,4 |
98,6 |
101,8 |
101,4 |
Производство химических веществ и химических продуктов, Производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях, Производство резиновых и пластмассовых изделий (20, 21, 22) |
|
|
|
|
|
дефлятор |
137,6 |
118,1 |
105,1 |
104,5 |
104,2 |
ИЦП |
127,6 |
120,8 |
105,5 |
104,8 |
104,6 |
Производство прочей неметаллической минеральной продукции (23) |
|
|
|
|
|
дефлятор |
107,4 |
119,1 |
104,6 |
104,1 |
104,1 |
ИЦП |
110,1 |
122,9 |
105,2 |
104,4 |
104,4 |
Производство черных металлов (24.1, 24.2, 24.3, 24.5) |
|
|
|
|
|
дефлятор |
156,5 |
103,1 |
105,3 |
104,1 |
103,2 |
ИЦП |
160,6 |
101,2 |
104,9 |
103,9 |
103,0 |
Производство основных драгоценных металлов и прочих цветных металлов, производство ядерного топлива (24.4) |
|
|
|
|
|
дефлятор |
115,0 |
108,4 |
102,4 |
104,0 |
104,2 |
ИЦП |
106,7 |
109,2 |
102,7 |
104,3 |
104,5 |
Производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования (25) |
|
|
|
|
|
дефлятор |
113,3 |
116,2 |
104,1 |
104,1 |
104,2 |
ИЦП |
115,3 |
118,0 |
103,7 |
103,9 |
104,0 |
Продукция машиностроения (26, 27, 28, 29, 30, 33) |
|
|
|
|
|
дефлятор |
109,1 |
115,3 |
107,1 |
105,7 |
105,2 |
ИЦП |
107,0 |
116,3 |
107,6 |
106,2 |
105,7 |
Прочие |
|
|
|
|
|
дефлятор |
121,5 |
113,9 |
104,5 |
104,0 |
104,0 |
Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха (Раздел D) |
|
|
|
|
|
дефлятор |
101,2 |
105,0 |
107,5 |
105,5 |
105,0 |
индекс цен производителей (ИЦП) |
105,3 |
104,5 |
108,0 |
105,6 |
105,2 |
Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизация отходов, деятельность по ликвидации загрязнений (Раздел E) |
|
|
|
|
|
дефлятор |
112,2 |
104,2 |
104,3 |
104,1 |
104,0 |
ИЦП |
103,2 |
103,6 |
104,0 |
104,1 |
104,0 |
Сельское хозяйство |
|
|
|
|
|
дефлятор |
118,1 |
109,3 |
105,0 |
104,1 |
104,0 |
- растениеводство |
|
|
|
|
|
дефлятор |
121,2 |
110,2 |
104,7 |
103,9 |
103,9 |
- животноводство |
|
|
|
|
|
дефлятор |
113,7 |
108,1 |
105,4 |
104,3 |
104,2 |
индекс цен реализации продукции сельхозпроизводителями |
113,6 |
107,6 |
105,8 |
104,4 |
104,3 |
Транспорт, вкл. трубопроводный |
|
|
|
|
|
дефлятор 4 |
105,8 |
115,2 |
105,9 |
105,1 |
104,6 |
ИЦП 5 |
106,3 |
115,4 |
105,6 |
105,0 |
104,5 |
ИЦП 5 с исключением трубопроводн. транспорта |
115,9 |
114,3 |
106,3 |
105,4 |
105,1 |
Инвестиции в основной капитал 6 |
|
|
|
|
|
дефлятор |
104,9 |
113,9 |
105,9 |
105,3 |
104,8 |
индексы цен |
105,2 |
|
|
|
|
Строительство |
|
|
|
|
|
дефлятор |
107,0 |
112,3 |
105,9 |
105,1 |
104,1 |
ИЦП |
106,6 |
111,2 |
106,4 |
105,5 |
105,2 |
Потребительский рынок 7 |
|
|
|
|
|
оборот розничной торговли, дефлятор |
108,1 |
115,9 |
106,3 |
105,1 |
104,4 |
ИПЦ на товары |
107,8 |
115,5 |
105,9 |
104,7 |
104,0 |
платные услуги населению, дефлятор |
104,4 |
110,1 |
106,7 |
105,2 |
104,6 |
ИПЦ на услуги |
103,8 |
109,6 |
106,1 |
104,6 |
104,0 |
------------------------------
1 - на продукцию, реализованную на внутренний рынок
2 - индексы-дефляторы, выделены курсивом - оценка
3 - в соответствии с Общероссийским классификаторои продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008) уголь, за исключением антрацита, угля коксующегося и угля бурого (05.10.10.130)
4 - по виду деятельности "Транспортировка и хранение"
5 - индекс тарифов на грузовые перевозки
6 - за счет всех источников финансирования
7- с учетом НДС, косвенных налогов, торгово-транспортной наценки
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
По итогам 2023 г. инфляция ожидается на уровне 5,5%. В 2024-2025 гг. она выйдет на целевой уровень Банка России 4%.
Ожидается постепенное снижение цены на нефть "Юралс" до 65 долл. США за баррель в 2025 г.
Спад физических объёмов российского экспорта в 2023 г. замедлится, а с 2024 г. начнётся восстановление. С 2023 г. ускорится восстановление импорта. Это приведёт к сокращению профицита торгового баланса (с 14,1% ВВП в 2022 г. до 8,5% ВВП в 2025 г.) и счёта текущих операций (с 11,5% ВВП в 2022 г. до 5,3% ВВП в 2025 г.). Давление на курс рубля снизится.
Ожидается снижение ВВП во второй половине 2022 г. и в 2023 г. В 2024-2025 гг. прогнозируется рост ВВП на уровне 2,6% в год.
Уровень безработицы снизится до 4,1% в 2025 г.
Инвестиции в основной капитал в 2024-2025 гг. будут расти опережающими темпами по сравнению с ВВП.
В настоящее время реализуется правительственный план первоочередных действий по обеспечению развития российской экономики в условиях внешнего санкционного давления.
Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов (официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации, раздел "Прогнозы социально-экономического развития", 28 сентября 2022 г.)
Опубликование:
-