Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
к постановлению
Правительства Липецкой области
"О реализации некоторых положений Закона
Липецкой области от 2 августа 2022 года
N 157-ОЗ "Об обязательных требованиях,
устанавливаемых нормативными правовыми
актами Липецкой области"
Порядок
оценки применения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах Липецкой области, подготовки и рассмотрения доклада о достижении целей введения обязательных требований, принятия решения о продлении срока действия нормативного правового акта Липецкой области, устанавливающего обязательные требования, или о проведении оценки фактического воздействия нормативного правового акта Липецкой области, устанавливающего обязательные требования
1. Порядок устанавливает процедуру оценки применения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах Липецкой области (далее - область), подготовки и рассмотрения доклада о достижении целей введения обязательных требований, а также принятия решения о продлении срока действия нормативного правового акта области, содержащего обязательные требования, или о проведении оценки их фактического воздействия исполнительными органами государственной власти области, осуществляющими на территории области региональный государственный контроль (надзор), предоставление лицензий и иных разрешений, аккредитацию (далее - контрольные (надзорные) органы).
2. Целью оценки применения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах области, является комплексная оценка системы обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах области, в соответствующей сфере общественных отношений, оценка достижения целей введения обязательных требований, оценка эффективности введения обязательных требований, выявление избыточных обязательных требований.
3. Нормативные правовые акты области включаются контрольными (надзорными) органами в проект Перечня нормативных правовых актов области, содержащих обязательные требования, применение которых подлежит оценке (далее - Перечень), для проведения оценки применения обязательных требований на очередной год, предшествующий году подготовки проекта доклада, но не ранее чем за 1 год до окончания срока их действия.
4. В целях публичного обсуждения проекта Перечня контрольный (надзорный) орган не позднее 1 сентября года, предшествующего году подготовки доклада, размещает на интернет-портале для публичного обсуждения проектов и действующих нормативных правовых актов области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (regulation.lipetsk.gov.ru) (далее - Интернет-портал) проект Перечня с одновременным извещением субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, к которым применяются обязательные требования, содержащиеся в нормативных правовых актах области (далее - субъекты регулирования), органов и организаций, целями деятельности которых являются защита и представление интересов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе субъектов малого и среднего предпринимательства.
5. Срок публичного обсуждения проекта Перечня не может составлять менее 20 рабочих дней со дня его размещения контрольным (надзорным) органом на Интернет-портале.
6. Контрольный (надзорный) орган рассматривает предложения, поступившие через Интернет-портал в установленный пунктом 5 настоящего Порядка срок в связи с проведением публичного обсуждения проекта Перечня, составляет сводку предложений с указанием сведений об их учете и(или) о причинах отклонения, дорабатывает (при необходимости) проект Перечня с учетом поступивших предложений и в срок не более 20 рабочих дней со дня окончания публичного обсуждения размещает сводку предложений на Интернет-портале.
7. Доработанный проект Перечня, утвержденный руководителем контрольного (надзорного) органа, подлежит опубликованию контрольным (надзорным) органом на Интернет-портале не позднее 1 декабря года, предшествующего году подготовки доклада.
8. Контрольный (надзорный) орган проводит оценку достижения целей введения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах области, представленных в утвержденном Перечне, а также целей, указанных в пункте 2 настоящего Порядка, и готовит проект доклада, включающий комплексную оценку системы обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах области, представленных в утвержденном Перечне, в соответствующей сфере общественных отношений.
9. Проект доклада готовится по каждой сфере общественных отношений, соответствующей утвержденному Перечню, в которой контрольным (надзорным) органом реализуются его полномочия.
10. Источниками информации для подготовки доклада являются:
1) результаты мониторинга в установленной сфере деятельности;
2) результаты анализа осуществления контрольно-надзорной и разрешительной деятельности;
3) результаты анализа судебной практики по вопросам применения обязательных требований;
4) обращения, предложения и замечания субъектов регулирования, поступившие в том числе в рамках публичного обсуждения Перечня;
5) позиции органов государственной власти области, в том числе полученные при разработке проекта нормативного правового акта области, содержащего обязательные требования, на этапе правовой экспертизы, антикоррупционной экспертизы, оценки регулирующего воздействия;
6) иные сведения, которые по мнению контрольного (надзорного) органа позволяют оценить результаты применения обязательных требований.
11. В проект доклада включается следующая информация:
1) общая характеристика системы оцениваемых обязательных требований в соответствующей сфере регулирования;
2) результаты оценки достижения целей введения обязательных требований для каждого содержащегося в докладе нормативного правового акта области;
3) выводы и предложения по итогам оценки достижения целей введения обязательных требований применительно к каждому рассматриваемому в рамках доклада нормативному правовому акту области.
12. Общая характеристика системы оцениваемых обязательных требований в соответствующей сфере регулирования должна включать следующие сведения:
1) перечень нормативных правовых актов области и содержащихся в них обязательных требований, включая сведения о внесенных в нормативные правовые акты области изменениях (при наличии);
2) период действия нормативных правовых актов области и их отдельных положений (при наличии);
3) общая характеристика общественных отношений, включая сферу осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности и конкретные общественные отношения (группы общественных отношений), на регулирование которых направлена система обязательных требований;
4) нормативно обоснованный перечень охраняемых законом ценностей, защищаемых в рамках соответствующей сферы общественных отношений;
5) цели введения обязательных требований (группы обязательных требований) для каждого содержащегося в докладе нормативного правового акта области (снижение (устранение) рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям с указанием конкретных рисков).
13. Результаты оценки достижения целей введения обязательных требований должны содержать следующую информацию о системе обязательных требований в соответствующей сфере общественных отношений, в том числе для каждого содержащегося в докладе нормативного правового акта области:
1) соблюдение принципов установления и оценки применения обязательных требований, установленных Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации";
2) информация о динамике ведения предпринимательской или иной экономической деятельности в соответствующей сфере общественных отношений в период действия обязательных требований, применение которых является предметом оценки;
3) сведения об уровне соблюдения обязательных требований в соответствующей сфере регулирования, в том числе данные о привлечении к ответственности за нарушение обязательных требований, о типовых и массовых нарушениях обязательных требований;
4) количество и анализ содержания обращений субъектов регулирования в контрольные (надзорные) органы, связанных с применением обязательных требований;
5) количество и анализ содержания вступивших в законную силу судебных актов по спорам, связанным с применением обязательных требований, по делам об оспаривании нормативных правовых актов области, содержащих обязательные требования, и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами в части разъяснений обязательных требований;
6) иные сведения, которые позволяют оценить результаты применения обязательных требований и достижение целей их установления.
14. Выводы и предложения по итогам оценки достижения целей введения обязательных требований должны содержать применительно к каждому рассматриваемому в рамках доклада нормативному правовому акту области один из следующих выводов:
1) о целесообразности дальнейшего применения обязательного требования (группы обязательных требований) без внесения изменений в нормативный правовой акт области;
2) о нецелесообразности дальнейшего применения обязательного требования (группы обязательных требований) и необходимости внесения изменений в соответствующий нормативный правовой акт области (с описанием предложений);
3) о нецелесообразности дальнейшего применения обязательного требования (группы обязательных требований) и отмене (признании утратившим силу) нормативного правового акта области, его отдельных положений.
15. Вывод о нецелесообразности дальнейшего применения обязательного требования (группы обязательных требований) и необходимости внесения изменений в соответствующий нормативный правовой акт области формулируется при выявлении одного или нескольких из следующих случаев:
1) несоответствие системы обязательных требований или отдельных обязательных требований принципам Федерального закона от 31 июля 2020 года N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации", вышестоящим нормативным правовым актам и (или) целям и положениям государственных программ и национальных проектов Российской Федерации;
2) недостижение обязательными требованиями целей их введения;
3) невозможность исполнения обязательных требований, устанавливаемая в том числе при выявлении избыточности требований, несоразмерности расходов субъектов регулирования на их исполнение и администрирование с положительным эффектом (в том числе с положительным влиянием на снижение рисков, в целях устранения (снижения) которых установлены соответствующие обязательные требования);
4) наличие в различных нормативных правовых актах области (в том числе разной юридической силы) или в одном нормативном правовом акте области противоречащих друг другу обязательных требований;
5) наличие в нормативных правовых актах области неопределенных понятий, некорректных и (или) неоднозначных формулировок, не позволяющих единообразно применять и (или) исполнять обязательные требования;
6) наличие неактуальных обязательных требований, не соответствующих современному уровню развития науки и техники и (или) негативно влияющих на развитие предпринимательской деятельности и технологий;
7) наличие устойчивых противоречий в практике применения обязательных требований.
16. Вывод о нецелесообразности дальнейшего применения обязательного требования (группы обязательных требований) и необходимости отмены (признании утратившим силу) нормативного правового акта области, содержащего обязательные требования, его отдельных положений может быть сформулирован при выявлении нескольких случаев, предусмотренных пунктом 15 настоящего Порядка, а также при выявлении хотя бы одного из следующих случаев:
1) наличие дублирующих и (или) аналогичных по содержанию обязательных требований (групп обязательных требований) в нескольких или одном нормативном правовом акте области;
2) отсутствие у органа государственной власти области предусмотренных в соответствии с законодательством Российской Федерации и области полномочий по установлению обязательных требований, являющихся предметом оценки применения обязательных требований.
17. В целях публичного обсуждения проекта доклада контрольный (надзорный) орган не позднее 1 марта года, следующего за годом подготовки Перечня, размещает проект доклада на Интернет-портале с одновременным извещением субъектов регулирования, органов и организаций, целями деятельности которых являются защита и представление интересов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе субъектов малого и среднего предпринимательства.
18. Срок публичного обсуждения проекта доклада составляет не менее 20 рабочих дней со дня его размещения контрольным (надзорным) органом на Интернет-портале.
19. Контрольный (надзорный) орган рассматривает предложения (в том числе относящиеся к представленным в проекте доклада нормативным правовым актам области), поступившие через Интернет-портал в установленный пунктом 18 настоящего Порядка срок в связи с проведением публичного обсуждения проекта доклада, составляет сводку предложений с указанием сведений об их учете и (или) о причинах отклонения и в течение 20 рабочих дней со дня окончания публичного обсуждения размещает сводку предложений на Интернет-портале. Сводка предложений подписывается руководителем контрольного (надзорного) органа или лицом, его замещающим, и приобщается к проекту доклада.
20. Контрольный (надзорный) орган дорабатывает (при необходимости) проект доклада по предложениям, поступившим в ходе публичного обсуждения, и направляет доработанный проект доклада, подписанный руководителем контрольного (надзорного) органа или лицом, его замещающим, для его рассмотрения в управление, осуществляющее функции обеспечения координации по вопросам оценки применения обязательных требований и совершенствования контрольной и надзорной деятельности на территории Липецкой области (далее - уполномоченный орган).
21. Уполномоченный орган в срок, не превышающий 15 рабочих дней со дня поступления проекта доклада, оценивает его на предмет соблюдения требований к содержанию доклада, в том числе в части полноты и обоснованности представленных сведений, выводов и предложений по итогам оценки достижения целей введения обязательных требований.
22. В случае соблюдения контрольным (надзорным) органом требований к содержанию проекта доклада уполномоченный орган подготавливает заключение о результатах рассмотрения проекта доклада о достижении целей введения обязательных требований (далее - заключение).
В случае несоблюдения контрольным (надзорным) органом требований к содержанию проекта доклада уполномоченный орган возвращает его на доработку.
23. Заключение подготавливается уполномоченным органом в течение 15 рабочих дней со дня поступления проекта доклада от контрольного (надзорного) органа и в течение 2 рабочих дней со дня подписания заключения направляется в адрес контрольного (надзорного) органа, а также размещается на Интернет-портале.
24. Заключение содержит позицию уполномоченного органа о достижении или недостижении заявленных целей введения обязательных требований, о полноте осуществленного контрольным (надзорным) органом анализа системы обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах области, в соответствующей сфере регулирования общественных отношений, о согласии либо несогласии с выводами и предложениями контрольного (надзорного) органа по итогам оценки достижения целей введения обязательных требований, в том числе с выводами о нецелесообразности дальнейшего применения обязательного требования (группы обязательных требований), о соответствии обязательных требований принципам, установленным Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации", а также о необходимости или отсутствии необходимости проведения оценки фактического воздействия нормативного правового акта области в порядке, установленном Правительством области.
25. В случае если по результатам рассмотрения проекта доклада уполномоченным органом сделан вывод о несоблюдении контрольным (надзорным) органом требований настоящего Порядка при подготовке проекта доклада, уполномоченный орган в течение 5 рабочих дней со дня поступления проекта доклада письменно уведомляет контрольный (надзорный) орган о несоблюдении требований настоящего Порядка с указанием нарушенных требований.
В указанном случае контрольный (надзорный) орган проводит процедуры, предусмотренные пунктами 8-20 настоящего Порядка (начиная с невыполненной процедуры), и при необходимости дорабатывает проект доклада по их результатам, после чего повторно направляет проект доклада в уполномоченный орган для повторного рассмотрения в соответствии с требованиями настоящего Порядка.
26. При отсутствии разногласий по результатам рассмотрения проекта доклада в соответствии с пунктами 21-25 настоящего Порядка контрольным (надзорным) органом на основании содержащихся в проекте доклада выводов и предложений по итогам оценки достижения целей введения обязательных требований, заключения уполномоченного органа в отношении каждого представленного в проекте доклада нормативного правового акта области в течение 15 рабочих дней со дня поступления заключения принимается одно из следующих решений, подлежащее включению в доклад:
1) о возможности продления срока действия нормативного правового акта области, его отдельных положений (в отношении нормативных правовых актов области, имеющих срок действия), в том числе о возможности внесения изменений в нормативный правовой акт области или об отсутствии необходимости внесения изменений в нормативный правовой акт области (в отношении нормативных правовых актов области, срок действия которых не установлен), либо о необходимости отмены (признания утратившим силу) нормативного правового акта области, его отдельных положений.
2) о необходимости проведения на основании представленной в заключении позиции уполномоченного органа оценки фактического воздействия нормативного правового акта области в порядке, установленном Правительством области.
27. В случае принятия контрольным (надзорным) органом в соответствии с подпунктом 1 пункта 26 настоящего Порядка решения о возможности продления срока действия нормативного правового акта области, отдельных положений таких нормативных правовых актов области продление срока действия нормативного правового акта области, его отдельных положений осуществляется в течение 3 месяцев со дня принятия соответствующего решения путем внесения в установленном порядке изменений в нормативный правовой акт области, его отдельные положения в части срока его (их) действия.
28. В случае принятия контрольным (надзорным) органом в соответствии с подпунктом 1 пункта 26 настоящего Порядка решения о возможности внесения изменений в нормативный правовой акт области либо о необходимости отмены (признания утратившим силу) нормативного правового акта области, его отдельных положений в течение 3 месяцев со дня принятия соответствующего решения контрольный (надзорный) орган обеспечивает разработку соответствующего проекта нормативного правового акта области, и соответствующие мероприятия осуществляются в установленном порядке.
29. В случае принятия контрольным (надзорным) органом в соответствии с подпунктом 2 пункта 26 настоящего Порядка решения о необходимости проведения оценки фактического воздействия нормативного правового акта области, содержащегося в проекте доклада, уполномоченный орган совместно с контрольным (надзорным) органом в течение 20 рабочих со дня принятия такого решения инициирует процедуру оценки фактического воздействия нормативного правового акта области, содержащего обязательные требования, в соответствии с порядком проведения оценки фактического воздействия нормативных правовых актов области, установленным Правительством области.
Контрольным (надзорным) органом в течение 3 месяцев со дня получения заключения уполномоченного органа об оценке фактического воздействия в соответствии с порядком, установленном Правительством области, обеспечивается разработка соответствующего проекта нормативного правового акта области и в установленном порядке осуществляются соответствующие мероприятия.
30. По результатам реализации принятых контрольным (надзорным) органом в соответствии с подпунктом 1 пункта 26 настоящего Порядка решений контрольный (надзорный) орган размещает доработанный и подписанный руководителем контрольного (надзорного) органа или лицом, его замещающим, доклад на Интернет-портале в срок не позднее 5 рабочих дней со дня подписания доклада.
31. В случае принятия контрольным (надзорным) органом решения в соответствии с подпунктом 2 пункта 26 настоящего Порядка контрольный (надзорный) орган размещает на Интернет-портале подписанный руководителем контрольного (надзорного) органа или лицом, его замещающим, доклад, в том числе содержащий сведения об исполнении решения, в течение 5 рабочих дней со дня реализации итоговых решений, принимаемых по результатам оценки фактического воздействия.
32. При наличии неурегулированных разногласий по результатам рассмотрения проекта доклада в соответствии с пунктами 21 - 25 настоящего Порядка контрольный (надзорный) орган в течение 3 рабочих дней, следующих за днем получения заключения, размещает на Портале перечень разногласий по форме согласно приложению к настоящему Порядку (далее - перечень разногласий).
33. Разрешение разногласий осуществляется путем проведения уполномоченным органом совместно с контрольным (надзорным) органом согласительного совещания в срок не позднее 10 рабочих дней, следующих за днем размещения перечня разногласий на Портале.
Согласительное совещание проводится под председательством заместителя Губернатора Липецкой области, координирующего и контролирующего деятельность уполномоченного органа (далее - Заместитель Губернатора области).
34. В ходе рассмотрения доклада оцениваются заключение и иные позиции по результатам рассмотрения доклада в отношении каждого рассмотренного в докладе нормативного правового акта области.
35. По итогам согласительного совещания принимается одно из следующих решений:
1) о возможности продления срока действия нормативного правового акта области, его отдельных положений (в отношении нормативных правовых актов области, имеющих срок действия), в том числе о возможности внесения изменений в нормативный правовой акт области или об отсутствии необходимости внесения изменений в нормативный правовой акт области (в отношении нормативных правовых актов области, срок действия которых не установлен), либо о необходимости отмены (признания утратившим силу) нормативного правового акта области, его отдельных положений;
2) о необходимости проведения в отношении нормативного правового акта области оценки фактического воздействия в порядке, установленном Правительством области.
36. В случае принятия в ходе согласительного совещания решения, предусмотренного подпунктом 1 пункта 35 настоящего Порядка, его исполнение осуществляется контрольным (надзорным) органом в порядке, установленном пунктами 27, 28, 30 настоящего Порядка.
37. В случае принятия в ходе согласительного совещания решения, предусмотренного подпунктом 2 пункта 35 настоящего Порядка, его исполнение осуществляется в порядке, установленном пунктами 29, 31 настоящего Порядка.
38. Решение, принятое по результатам согласительного совещания, оформляется протоколом.
Протокол согласительного совещания подписывается в срок не позднее 5 рабочих дней Заместителем Губернатора области и руководителями уполномоченного органа, контрольного (надзорного) органа или лицами, их замещающими.
39. Если по результатам согласительного совещания стороны не урегулировали разногласия, то по решению Заместителя Губернатора области доклад и заключение уполномоченного органа рассматриваются на заседании Совета (организационного штаба) по улучшению инвестиционного климата и содействию развитию конкуренции в Липецкой области (далее - Совет) в сроки, установленные для проведения очередного заседания Совета.
По итогам проведенного заседания Совета контрольный (надзорный) орган в течение 5 рабочих дней, следующих за днем его проведения, принимает окончательное решение: о возможности продления срока действия нормативного правового акта области, его отдельных положений (в отношении нормативных правовых актов области, имеющих срок действия), в том числе о возможности внесения изменений в нормативный правовой акт области или об отсутствии необходимости внесения изменений в нормативный правовой акт области (в отношении нормативных правовых актов области, срок действия которых не установлен), либо о необходимости отмены (признания утратившим силу) нормативного правового акта области, его отдельных положений, либо о необходимости проведения оценки фактического воздействия нормативного правового акта области.
По итогам принятого Советом решения и на основании окончательного решения контрольным (надзорным) органом соответствующие мероприятия осуществляются в порядке, определенном пунктами 27 - 31 настоящего Порядка.
40. При подготовке проектов нормативных правовых актов области, указанных в пунктах 27 - 29 настоящего Порядка, должны быть учтены замечания, содержащиеся в отчете об оценке фактического воздействия и заключении об оценке фактического воздействия нормативных правовых актов области, а также в протоколе согласительного совещания, заседания Совета (при наличии).
Контрольный (надзорный) орган в течение 3 рабочих дней после официального опубликования нормативного правового акта области, указанного в абзаце первом настоящего пункта, размещает на Интернет-портале копию такого нормативного правового акта области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.