Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу N 01-03/555
от 12 апреля 2021 г.
Порядок
работы специалистов профессиональных образовательных организаций РС (Я) в случаях завершенных суицидов и попыток суицида обучающихся
1. Основные положения
1.1. Настоящий Порядок определяет алгоритм действий и взаимодействия профессиональных образовательных организаций (далее - ПОО), органов местного самоуправления, органов исполнительной власти при оказании психолого-педагогической работы в случаях суицида (попытки суицида) среди обучающихся.
1.2. Настоящий Порядок разработан в соответствии с Конвенцией о правах ребенка; Федеральным законом от 02.07.1992 N 3185-I "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании"; Федеральным законом от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"; Федеральным законом Российской Федерации от 24.06.1999 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"; Федеральным законом от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных"; Федеральным законом от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"; Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ; Федеральным законом от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации"; Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 06.05.1998 г. N 148 "О специализированной помощи лицам с кризисными состояниями и суицидальным поведением"; Письмом Минобрнауки России от 29.05.2003 г. N 03-51-102ин/22-03 "О мерах по усилению профилактики суицида среди детей и подростков"; Письмом Минобрнауки России от 18.01.2016 г. N 07-149 "О направлении методических рекомендаций по профилактике суицида"; Концепцией психологической службы системы образования Республики Саха (Якутия), этическим кодексом психолога; этический кодексом педагога.
1.3. Вся документация ведется под грифом "Для служебного пользования". Обмен информацией между заинтересованными органами выполняется с соблюдением требований Российской Федерации по защите персональных данных. Специалисты несут персональную ответственность о неразглашении персональных данных.
1.4. В настоящем Порядке используются следующие понятия:
Суицидальное поведение - вариант поведения личности, характеризующийся осознанным желанием покончить с собой (цель - смерть, мотив - разрешение или изменение психотравмирующей ситуации путем добровольного ухода из жизни), то есть любые внутренние и внешние формы психических актов, направляемые представлениями о лишении себя жизни. Имеет определенные формы, способы осуществления, стадии развития, предикторы, факторы риска.
Виды суицидального поведения:
- Истинное суицидальное поведение - характеризуется устойчивостью, целенаправленностью действий, связанных с осознанностью желания лишить себя жизни. Имеется четкий план действий, время, место совершения суицида.
- Аффективное суицидальное поведение - обусловлено необычайно сильным аффектом, возникшим в результате острого психотравмирующего события, сопровождается дезорганизацией и сужением сознания.
- Демонстративное суицидальное поведение - осознавая, что действия не должны повлечь за собой смерть, совершают суицидальную попытку с целью повлиять на окружающих, чаще всего на своих близких. Предпринимают меры предосторожности, которые не всегда достаточны для сохранения жизни.
- Несуицидальное самоповреждающее поведение - наносимые себе повреждения, не поддерживаемые желанием уйти из жизни, с целью привлечения внимания, снятия напряжения или улучшения самочувствия.
Суицид (самоубийство) - осознанные преднамеренные действия, направленные на добровольное лишение себя жизни и приведшие к смерти;
Суицидальная попытка (парасуицид) - суицидальный акт, не завершившийся летально.
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
3. Цели и задачи психолого-педагогической работы в случаях попытки суицида
2.1. Основные цели и задачи:
а) определение типа суицидального поведения;
б) определение факторов суицидального поведения;
в) разработка и оказание экстренной комплексной помощи обучающемуся в случае суицидального поведения;
г) ведение учета поступивших обращений и фактов реагирования по случаям суицидального поведения по установленной форме (приложения N 1, 2);
д) направление на реабилитацию в специализированные учреждения для обучающихся, нуждающихся в социальной реабилитации и медицинские учреждения;
ж) организация и проведение лонгитюдного психолого-педагогического сопровождения обучающихся, пострадавших от случая суицида, обучающихся с попытками суицида;
з) внесение изменений в план воспитательной работы ПОО с целью изменения в позитивную сторону условий жизнедеятельности обучающихся.
3. Алгоритм действий в случаях суицидальной попытки (парасуицида) обучающегося
3.1. Извещение экстренных служб и органов исполнительной власти в сфере образования по факту суицидальной попытки (согласно приложению N 3).
3.1.1. При обнаружении факта суицидальной попытки обучающегося или его непосредственной угрозы, необходимо вызвать "Скорую медицинскую помощь", полицию, безотлагательно известить администрацию ПОО, в которой учится обучающийся.
3.1.2. Администрация ПОО, в свою очередь, незамедлительно извещает о случае суицидальной попытки отдел воспитания и дополнительного образования Министерства образования и науки РС (Я) (приложение N 4) и принимает решение об информировании родителей (законных представителей), если таковые отсутствуют, то ближайших родственников, в течение от 2-24 часов после факта.
3.1.3. При направлении общей информация за год о случаях суицидальной попытки среди обучающихся в ГБУ ДО РС (Я) "Республиканский центр психолого-медико-социального сопровождения". Отчет предоставляется до 15 января последующего года согласно приложению N 5
3.2. После получения информации о факте суицидальной попытки приказом директора ПОО создается комиссия по служебному расследованию по случаю суицидальной попытки обучающегося (далее - комиссия), в течение 24 часов после факта.
3.2.1. В состав комиссии в обязательном порядке входят:
а) В случае, если ПОО располагается в г. Якутске: Председатель - специалист отдела воспитания и дополнительного образования Министерства образования и науки РС (Я);
б) В случае, если ПОО находится в муниципальном образовании: Председатель - заместитель начальника управления/руководитель отдела по воспитательной работе управления в сфере образования муниципального образования:
Членами комиссии выступают:
- заместитель директора ПОО;
- член комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципального образования (по согласованию);
- куратор социально-психологической службы улуса/городского округа;
- психолог муниципального ППМС-центра.
3.3. Комиссией проводится служебное расследование по факту подтверждения суицидальной попытки обучающегося. Срок работы комиссии определяется исходя из дополнительных факторов конкретного случая, но не более 14 календарных дней (в сложных/особых случаях срок может быть продлен до 21 дня). Проверка проводится согласно порядку служебного расследования согласно приложению N 6. По итогам расследования оформляется справка согласно приложению N 7 и направляется в отдел воспитания и дополнительного образования Министерства образования и науки РС (Я). В перечень документов, прилагаемых к справке служебного расследования, входит психолого-педагогическое заключение по факту суицидальной попытки согласно приложению 8.
3.4. Комиссией в ходе служебного расследования принимается решение об организации выездной работы группы педагогов-психологов с ГБУ ДО "РЦ ПМСС" и/или других психологических служб при особых случаях (парного/коллективного суицидального поведения, при наличии сложных взаимоотношений родственников суицидентов с образовательной организацией, в случае если психолог является родственником суицидиента, если на момент попытки суицида отсутствует психолог в образовательной организации и др.);
3.5. При подтверждении факта суицидальной попытки комиссией, в течение 24 часов, по представлению председателя комиссии в обязательном порядке создается междисциплинарная группа психолого-педагогического сопровождения (далее - междисциплинарная группа) для обеспечения безопасности и недопущения повторной суицидальной попытки. В случае несуицидального самоповреждающего поведения группа междисциплинарного сопровождения не создается. Обучающийся, совершивший самоповреждение ставится на внутриколледжный учет по кризисному состоянию и осуществляется соответствующее психолого-педагогическое сопровождение.
3.6. В состав междисциплинарной группы в обязательном порядке входят: Председатель междисциплинарной группы - заместитель директора по воспитательной работе; Члены междисциплинарной группы: педагоги-психологи, прошедшие обучение по оказанию психолого-педагогической кризисной помощи; директор, заместитель директора, педагог-психолог, социальный педагог, куратор группы, обучающийся которой совершил суицидальную попытку; медицинский работник - по необходимости.
3.7. Междисциплинарная группа представляет на согласование Председателю комиссии индивидуальный план реабилитации обучающегося (далее - ИПР) в течение 2-х дней после создания междисциплинарной группы.
3.8. Руководитель междисциплинарной группы направляет отчет проделанной работе куратору социально-психологических службы муниципального образования согласно приложению N 11.
3.9. ИПР разрабатывается на срок от 3 до 6 месяцев в зависимости от состояния обучающегося и его семьи и направляется директору ПОО, обучающийся которой совершил суицидальную попытку для исполнения.
3.10. Ответственность за реализацию и исполнение ИПР возлагается на директора ПОО. Директором ПОО назначаются специалисты за исполнение ИПР с учетом их специфики работы:
- Организационные вопросы ведет куратор группы/мастер производственного обучения;
- Координатор содержания деятельности - педагог-психолог;
- Координатор связи с социумом - социальный педагог;
- Общий контроль осуществляет заместитель директора по воспитательной работе,
- Профессиональный контроль обеспечивает ГБУ ДО РС (Я) "Республиканский центр психолого-медико-социального сопровождения".
3.11. По исполнению ИПР директор ПОО предоставляет ГБУ ДО РС (Я) "Республиканский центр психолого-медико-социального сопровождения" отчет по итогам реализации ИПР, а также итоги работы, согласно утвержденной форме согласно приложению N 9.
3.12. Обучающийся, в отношении которого проводится ИПР приказом директора ПОО, обучающийся ставится на внутриколледжный учет по кризисному состоянию.
3.13. Снятие с внутриколледжного учета обучающегося осуществляется по решению педагогического совета ПОО.
3.14. ГБУ ДО РС (Я) "Республиканский центр психолого-медико-социального сопровождения" направляет отчет по итогам работы, согласно утвержденной форме согласно приложению N 10 в отдел воспитания и дополнительного образования Министерства образования и науки РС (Я) в течение недели после получения отчета о проведенной ИПР от ПОО.
4. Алгоритм действий в случаях завершенного суицида обучающегося
4.1. Извещение экстренных служб и органов исполнительной власти в сфере образования по факту завершенного суицида (согласно приложению N 3).
4.1.1. При обнаружении тела обучающегося с признаками суицида, после вызова "Скорой помощи" (при отсутствии - медицинского работника) и полиции, необходимо безотлагательно известить администрацию ПОО, в которой учился обучающийся.
4.1.2. Администрация ПОО незамедлительно извещает о случае завершенного суицида отдел воспитания и дополнительного образования Министерства образования и науки РС (Я) (Приложение N 4) и принимает решение об информировании родителей (законных представителей), если таковые отсутствуют, то ближайших родственников от 2-24 часов с момента получения информации.
4.1.3. ПОО предоставляет общую информац
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.