Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу N 01-03/555
от 12 апреля 2021 г.
Порядок
действий специалистов образовательной организации в случаях завершенного суицида (попытки суицида) среди несовершеннолетних
1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок определяет алгоритм действий и взаимодействия образовательных организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти при оказании психолого-педагогической работы в случаях суицида (попытки суицида) среди несовершеннолетних.
1.2. Настоящий Порядок разработан в соответствии с Конвенцией о правах ребенка; Федеральным законом от 02.07.1992 N 3185-I "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании"; Федеральным законом от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"; Федеральным законом Российской Федерации от 24.06.1999 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"; Федеральным законом от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных"; Федеральным законом от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"; Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ; Федеральным законом от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации"; Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 06.05.1998 г. N 148 "О специализированной помощи лицам с кризисными состояниями и суицидальным поведением"; Письмом Минобрнауки России от 29.05.2003 г. N 03-51-102ин/22-03 "О мерах по усилению профилактики суицида среди детей и подростков"; Письмом Минобрнауки России от 18.01.2016 г. N 07-149 "О направлении методических рекомендаций по профилактике суицида"; этическим кодексом психолога; Концепцией психологической службы системы образования Республики Саха (Якутия), этический кодексом педагога.
1.3. Вся документация ведется под грифом "Для служебного пользования". Обмен информацией между заинтересованными органами выполняется с соблюдением требований Российской Федерации по защите персональных данных. Специалисты несут персональную ответственность о неразглашении персональных данных.
1.4. В настоящем Порядке используются следующие понятия:
Суицидальное поведение - вариант поведения личности, характеризующийся осознанным желанием покончить с собой (цель - смерть, мотив - разрешение или изменение психотравмирующей ситуации путем добровольного ухода из жизни), то есть любые внутренние и внешние формы психических актов, направляемые представлениями о лишении себя жизни. Имеет определенные формы, способы осуществления, стадии развития, предикторы, факторы риска.
Виды суицидального поведения:
- Истинное суицидальное поведение - характеризуется устойчивостью, целенаправленностью действий, связанных с осознанностью желания лишить себя жизни. Имеется четкий план действий, время, место совершения суицида.
- Аффективное суицидальное поведение - обусловлено необычайно сильным аффектом, возникшим в результате острого психотравмирующего события, сопровождается дезорганизацией и сужением сознания.
- Демонстративное суицидальное поведение - осознавая, что действия не должны повлечь за собой смерть, совершают суицидальную попытку с целью повлиять на окружающих, чаще всего на своих близких. Предпринимают меры предосторожности, которые не всегда достаточны для сохранения жизни.
- Несуицидальное самоповреждающее поведение - наносимые себе повреждения, не поддерживаемые желанием уйти из жизни, с целью привлечения внимания, снятия напряжения или улучшения самочувствия.
- Суицид (самоубийство) - осознанные преднамеренные действия, направленные на добровольное лишение себя жизни и приведшие к смерти;
Суицидальная попытка (парасуицид) - суицидальный акт, не завершившийся летально.
2. Цели и задачи психолого-педагогической работы образовательной организации в случаях суицида (попытки суицида)
2.1. Основные цели и задачи образовательной организации:
а) определение типа суицидального поведения;
б) определение факторов суицидального поведения;
в) оказание экстренной комплексной помощи несовершеннолетним и членам их семей (законным представителям) в случае суицидального поведения обучающегося;
г) разработка комплекса экстренных мер социально-психологической помощи несовершеннолетним и членам их семей (законным представителям) завершенного суицида/попытки суицида обучающегося;
д) ведение учета поступивших обращений и фактов реагирования по случаям суицидального поведения по установленной форме (приложения N 1, N 2);
е) направление на реабилитацию в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации и медицинские учреждения;
ж) организация и проведение лонгитюдного психолого-педагогического сопровождения несовершеннолетних пострадавших от случая суицида, несовершеннолетних с попытками суицида;
з) внесение изменений в план воспитательной работы образовательной организации с целью изменения в позитивную сторону условий жизнедеятельности несовершеннолетнего.
3. Алгоритм действий образовательной организации в случаях суицидальной попытки (парасуицида) несовершеннолетнего
3.1. Извещение экстренных служб и муниципальные управления в сфере образования по факту суицидальной попытки (парасуицида) согласно приложению N 3.
3.1.1. При обнаружении факта суицидальной попытки несовершеннолетнего или его непосредственной угрозы, необходимо безотлагательно известить родителей, администрацию образовательной организации, в которой учится (воспитывается) несовершеннолетний, вызвать "Скорую медицинскую помощь", полицию.
3.1.2. Администрация образовательной организации, в свою очередь, незамедлительно извещает о случае суицидальной попытки начальника муниципального управления образования.
3.1.3. Начальник управления образования направляет специальное сообщение в отдел воспитания и дополнительного образования Министерства образования и науки РС (Я) в течение от двух до 24 часов с момента получения информации, согласно приложению N 4.
3.1.4. При направлении общей информация за год о случаях суицидальной попытки среди обучающихся в ГБУ ДО РС (Я) "РЦПМСС" Отчет предоставляется до 15 января последующего года согласно приложению N 5.
3.2. После получения информации о факте суицидальной попытки, приказом главы/заместителя главы муниципального образования/руководителя городского округа/начальника управления образования городского округа создается комиссия по служебному расследованию случая суицидальной попытки несовершеннолетнего (далее - комиссия) в течение 24 часов.
3.3. В состав комиссии в обязательном порядке входят: Председатель - заместитель главы по социальному вопросу муниципального района; Заместитель председателя - начальник муниципального управления образования; Члены комиссии: специалист отдела опеки и попечительства (по необходимости); член комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципального образования; специалист отдела воспитательной работы управления образования администрации муниципального района, курирующий социально-психологическую службу; психолог муниципального ППМС-центра.
3.4. Комиссией проводится служебное расследование по факту подтверждения суицидальной попытки несовершеннолетнего. Срок работы комиссии определяется исходя из дополнительных факторов конкретного случая, но не более 14 календарных дней (в сложных/особых случаях срок может быть продлен до 21 дня). Порядок проведения служебного расследования суицидального поведения согласно приложению N 6. По итогам расследования оформляется справка согласно приложению N 7, и направляется в отдел воспитания и дополнительного образования Министерства образования и науки РС (Я). В перечень документов, прилагаемых к справке служебного расследования, входит психолого-педагогическое заключение по факту суицидальной попытки согласно приложению N 8.
3.5. Комиссией в ходе служебного расследования принимается решение об организации выездной работы группы психологов с ГБУ ДО "РЦ ПМСС" и/или других психологических служб при особых случаях (парного/коллективного суицидального поведения, при наличии сложных взаимоотношений родственников суицидентов с образовательной организацией, в случае если психолог является родственником суицидиента, если на момент попытки суицида отсутствует психолог в образовательной организации и др.);
3.6. При подтверждении факта суицидальной попытки комиссией, в течение 24 часов, по представлению председателя комиссии в обязательном порядке создается междисциплинарная группа психолого-педагогического сопровождения на муниципальном уровне (далее - междисциплинарная группа) для обеспечения безопасности и недопущения повторной суицидальной попытки. В случае несуицидального самоповреждающего поведения группа междисциплинарного сопровождения не создается. Несовершеннолетний, совершивший самоповреждение ставится на внутришкольный учет по кризисному состоянию и осуществляется соответствующее психолого-педагогическое сопровождение.
3.7. В состав междисциплинарной группы в обязательном порядке входят: Председатель междисциплинарной группы - начальник управления образования муниципального образования; Члены междисциплинарной группы: специалист отдела воспитательной работы муниципального управления образования (куратор социально-психологической службы улуса); педагоги-психологи, прошедшие обучение по оказанию психолого-педагогической кризисной помощи; директор, заместитель директора, педагог-психолог, социальный педагог, классный руководитель/педагог образовательной организации по воспитательной работе, обучающийся которой совершил суицидальную попытку; медицинский работник - по необходимости.
3.8. Междисциплинарная группа представляет на согласование куратору социально-психологической службы муниципального органа управления образования индивидуальный план реабилитации несовершеннолетнего (далее - ИПР) в течение 2-х дней после создания междисциплинарной группы.
3.9. ИПР разрабатывается на срок от 3 до 6 месяцев в зависимости от состояния несовершеннолетнего и его семьи и направляется директору образовательной организации, обучающийся которой совершил суицидальную попытку для исполнения.
3.10. Руководитель МГС направляет отчет работы междисциплинарной группы куратору СПС улуса согласно приложению N 9.
3.11. Ответственность за реализацию и исполнение ИПР возлагается на директора образовательной организации. Директором образовательной организации назначаются специалисты за исполнение ИПР с учетом их специфики работы:
- Организационные вопросы ведет классный руководитель;
- Координатор содержания деятельности - педагог-психолог;
- Координатор связи с социумом - социальный педагог;
- Общий контроль осуществляет заместитель директора по воспитательной работе,
- Профессиональный контроль обеспечивает куратор социально-психологического направления муниципального управления образованием.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
3.11. По исполнению ИПР директор образовательного учреждения предоставляет куратору социально-психологической службы муниципального органа управления образования отчет по итогам реализации ИПР, а также итоги работы, согласно утвержденной форме согласно приложению N 10.
3.12. Обучающиеся, в отношении которого проводятся ИПР приказом директора образовательного учреждения несовершеннолетний ставятся на внутришкольный учет по кризисному состоянию.
3.13. Снятие с внутришкольного учета несовершеннолетнего осуществляется по решению психолого-педагогического консилиума образовательной организации.
3.14. Куратор социально-психологической службы муниципального органа управления образования направляет отчет по итогам работы, согласно утвержденной форме согласно приложению N 11 в отдел воспитания и дополнительного образования Министерства образования и науки РС (Я) в течение недели после завершения ИПР.
4. Алгоритм действий образовательной организации в случаях завершенного суицида несовершеннолетнего
4.1. Извещение экстренных служб и муниципальные управления в сфере образования по факту завершенного суицида согласно приложению N 3.
4.1.1. При обнаружении тела несовершеннолетнего с признаками суицида, после вызова "Скорой помощи" (при отсутствии - медицинского работника) и полиции, необходимо безотлагательно известить администрацию образовательной организации, в которой обучался несовершеннолетний.
4.1.2. Администрация образовательной организации, в свою очередь, незамедлительно извещает о случае завершенного суицида начальника муниципального управления образования и устанавливает связь с родителями (законными представителями) несовершеннолетнего, если таковые отсутствуют, то ближайших родственников.
4.1.3. Начальник управления образования направляет специальное сообщение в отдел воспитания и дополнительного образования Министерства образования и науки РС (Я) в течение от двух до 24 часов с момента получения информации согласно приложению N 4.
4.1.4. Муниципальное управление образования предоставляет общую информацию за год о случаях завершенного суицида среди обучающихся в отдел воспитания и дополнительного образования Ми
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.