Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 6
к порядку действий специалистов
образовательной организации
в случаях завершенного
суицида (попытки суицида)
среди несовершеннолетних
Порядок проведения служебной проверки
Порядок
проведения служебной проверки по факту совершения суицида (попыток суицида) обучающимся (воспитанником)
Служебная проверка проводится на предмет соблюдения работниками образовательного учреждения требований п.п. 1, 2, 3 ч. 2 ст. 14 ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ, ст. 7 Закона РС (Я) "О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" от 11 февраля 1999 года N 69-II об оказании социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним с отклонениями в поведении, не посещающим или систематически пропускающим по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях, семьям, находящимся в социально опасном положении.
Указанная проверка проводится в двухнедельный срок (14 дней) с момента совершения суицида (попытки) несовершеннолетним.
При проведении проверки по факту совершения обучающимся, воспитанником суицида (попытки) комиссией управления образования устанавливаются следующие обстоятельства:
1. Характеризующий материал: характеристика образовательной организации на обучающегося, воспитанника (с указанием основных черт характера, привычки, возрастные особенности обучающегося, воспитанника, поведение в школе, семье, характер отношений с одноклассниками, друзьями, ровесниками, отношение к учебе, успеваемость и др. особенности ребенка), объяснения несовершеннолетнего (в случае попытки суицида) и родителей (законных представителей) относительно мотивов попытки самоубийства, друзей, одноклассников, классного руководителя, социального педагога, заместителя директора по учебно - воспитательной работе, данные о посещаемости уроков, успеваемости (копии соответствующих страниц из классного журнала), занятость во внеурочное время, интересы, результаты психологического тестирования (с приложением копий теста, интерпретации теста, рекомендаций и др.), акт обследования семейно-бытовых условий). В случае перевода несовершеннолетнего на иную форму обучения или в другое образовательную организацию выявить причину перевода с приложением соответствующих документов (заявление, заключение КЭК, решение ПМПК и др.)
2. Описать условия, способствующие совершению суицида (попытки суицида) (социально-бытовые условия семьи):
- семейное неблагополучие, отсутствие у родителей (законных представителей) постоянного места работы;
- материальный уровень семьи (доход семьи)
- отсутствие доверительных отношений в семье, авторитарный стиль отношений, отсутствие контроля за соблюдением режима дня и др. _________________________________________________
- употребление алкоголя как родителями (законными представителями), так и несовершеннолетним;
- постановка на профилактический учет семьи, находящейся в социально опасном положении (СОП);
- организация досуга несовершеннолетнего;
- не оказание педагогами, психологами своевременной психолого-педагогической помощи, указать причины (отсутствие педагога-психолога, социального педагога, не проведение классных часов, родительских собраний, индивидуальных бесед, воспитательных мероприятий, тестирований, анкетирования и т.д.), в том числе при наличии ранее совершенных попыток самого несовершеннолетнего, либо из его ближайшего окружения.
3. Своевременность выявления и постановки на профилактический учет с целью определения необходимых мер по выявлению проблем несовершеннолетнего: состоял(ит) ли несовершеннолетний, его родители (законные представители) на внутришкольном учете, на учете как нуждающийся в индивидуальном психолого-педагогическом подходе (с какого времени, по каким основаниям.). Если несовершеннолетний не состоял(ит) на профилактическом учете, дается оценка причинам не постановки на учет.
4. Полнота и своевременность выявления проблем, оказания социально-психологической и педагогической помощи.
В случае, если несовершеннолетний состоял(ит) на профилактическом учете, совершал ранее попытки самоубийства, высказывал намерения о суициде: предоставить копию плана индивидуально-профилактической работы, доказательства ее проведения (тестирование, анкетирование, акты, беседы, мониторинг), протоколы заседаний Совета профилактики, педагогического совета, административных совещаний (с приложением копий протоколов), иные документы, содержащие сведения о личности несовершеннолетнего, его связях, проведении досуга, условиях воспитания и др.
- план работы классного руководителя, психолога, социального педагога, учителей - предметников (по необходимости, в случае, если имеются пропуски уроков, "школьная неуспешность" по предмету и др.) по оказанию психолого-педагогической помощи несовершеннолетнему, родителям (законным представителям), его исполнение;
- документы, подтверждающие оказание первичных и вторичных мер реабилитации в отношении несовершеннолетнего, совершившего попытку суицида, при завершенном суициде (в отношении его ближайшего окружения).
5. Взаимодействие с органами профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (своевременность и полнота):
- установить наличие (отсутствие) оснований для подключения иных органов профилактики (ПДН, КДН и ЗП, органов социальной защиты, занятости, здравоохранения, опеки и попечительства, органов по делам молодежи, учреждений дополнительного образования, ППМС центры и др.) к решению проблем несовершеннолетнего (конфликтные отношения с родителями (законными представителями), авторитарный стиль воспитания в семье, уклонение родителей от исполнения обязанностей по воспитанию детей, асоциальный образ жизни, злоупотребление спиртными напитками, жестокое обращение и т.д., незанятость досуговой деятельностью, низкий уровень благосостояния и т.д.). Указать дату информирования других органов системы профилактики согласно ст. 9 ФЗ "120 об оказании психолого-педагогической, социальной помощи в соответствии с компетенциями, приложить копии документов. Дать оценку своевременности информирования учреждениями образования других органов профилактики о необходимости оказания семье и несовершеннолетнему помощи, указать факты об оказании помощи и/или отказе. Отразить: информировали ли учреждения образования органы прокуратуры о бездействии органов системы профилактики для принятия соответствующих мер.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "ст. 9 ФЗ "120 об оказании психолого-педагогической, социальной помощи в соответствии с компетенциями" имеется в виду "ст. 9 N 120-ФЗ "Об оказании психолого-педагогической, социальной помощи в соответствии с компетенциями"
6. Заключение проверки состоит из трех разделов:
Раздел 1:
- Ф.И.О. руководителя муниципального учреждения управления образования, утвердившего заключение;
- Ф.И.О лиц(а), проводившего проверку, должность;
- Дата начала и окончания проверки;
- полные данные о несовершеннолетнем, совершившем суицид (попытку) (Ф.И.О, число, месяц, год рождения; место учебы, если не обучается и не работает, то - с какого времени и по какой причине; какие предпринимались меры по возвращению в образовательную организацию, к трудоустройству;
Раздел 2:
Раздел начинается со слов: "Установил(и)" (указываются следующие сведения):
- с какого времени и по каким основаниям состоит (не состоит) на внутришкольном учете несовершеннолетний, совершивший самоубийство (попытку);
- полные данные о работниках образовательной организации, проводивших профилактическую работу с несовершеннолетним (Ф.И.О, образование, стаж работы по специальности, курсы повышения квалификации)
- данные о родителях (законных представителях), краткая характеристика внутрисемейных отношений;
- совершал ли несовершеннолетний нарушения требований устава ОУ, пропускал ли учебные занятия по неуважительным причинам, успеваемость, попытки суицида (сколько, когда);
- меры, принимавшиеся к подростку, с оценкой их своевременности и полноты (если меры не принимались, то указать причины): по датам (плану) проведения индивидуально-профилактической работы классным руководителем, социальным педагогом, педагогом-психологом, учителями - предметниками (в случае неуспеваемости);
- выявленные недостатки в оказании психолого-педагогической помощи несовершеннолетнему, его родителям (законным представителям), какие требования федерального законодательства при этом не исполнены (нарушены):
- несвоевременное выявление проблем уровня тревожности, одиночества, депрессии несовершеннолетнего путем тестирования, бесед с родителями (законными представителями), друзьями, одноклассниками;
- непринятие мер по выявлению семейной истории суицида, попыток путем проведения бесед с родителями (законными представителями), родительских собраний, получения информации от органов внутренних дел, учреждений здравоохранения;
- непринятие мер по выявлению и устранению проблем во взаимоотношениях с родителями (законными представителями), ровесниками, педагогами;
- несвоевременная (либо отсутствие) постановка несовершеннолетнего на профилактический учет;
- несвоевременное информирование (кем, указать работника образовательной организации) органов системы профилактики о необходимости оказания несовершеннолетнему, его родителям (законным представителям) помощи в соответствии с компетенцией органов и должностных лиц (указать период, когда данные обстоятельства были установлены, дату информирования);
- недостатки в проведении комплексной индивидуально-профилактической работы.
В заключении Раздела 2 обязательно представить "Выводы:" (указываются причины и условия, способствовавшие совершению суицида (попыток).
Раздел 3. В данном разделе формулируются предложения, рекомендации о принятии мер по устранению выявленных недостатков (организационно-методические в отношении образовательной организации и (либо) всех учреждений города, района, направление информации в органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, рассмотрение результатов проверки на оперативном совещании, Советах директоров ОУ, принятии мер дисциплинарного характера к работникам образовательной организации).
В случае, когда в ходе проверки выявляется вина работника образовательного учреждения в Заключении дополнительно указывается его должность, Ф.И.О., сведения о выявленных недостатках и предлагаемое дисциплинарное взыскание.
К материалам проверки прилагаются приказы, указания, информации и копии изданных ранее документов образовательного учреждения, управления образования в целях профилактики суицидов, а также копии всех документов, имеющих отношение к факту завершенного суицида (попытки суицида), изученных в ходе расследования.
Материалы служебного расследования должны быть структурно согласно Порядку представлены в папке, прошитыми, постранично пронумерованными, скрепленными подписью председа
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.