Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по финансовому рынку от 26 сентября 2022 г. N 53/1
(восьмого созыва)
о проекте федерального закона N 199777-8 "Об особенностях исполнения обязательств по кредитным договорам (договорам займа) лицами, призванными на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации или проходящими военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации по контракту, а также лицами, находящимися на иждивении у указанных лиц"
внесен депутатами Государственной Думы А.Г. Аксаковым, М.А. Топилиным и другими, сенаторами Российской Федерации А.А. Турчаком, Н.А. Журавлевым и другими
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по финансовому рынку (далее - Комитет) рассмотрел проект федерального закона N 199777-8 "Об особенностях исполнения обязательств по кредитным договорам (договорам займа) лицами, призванными на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации или проходящими военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации по контракту, а также лицами, находящимися на иждивении у указанных лиц" (далее - законопроект, проект федерального закона) и сообщает следующее.
Законопроект подготовлен в целях защиты прав и законных интересов заемщиков, призванных на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации или проходящих военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации по контракту, а также лиц, находящихся у них на иждивении 1 (далее - заемщик).
В частности устанавливается порядок предоставления заемщикам льготного периода, предусматривающего приостановление исполнения своих обязательств на срок, определенный заемщиком, но не превышающий срок военной службы заемщика, или уменьшение размера платежей в течение льготного периода.
При предоставлении льготного периода в законопроекте использован механизм, сходный с предусмотренным в Федеральном законе от 03.04.2020 N 106-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части особенностей изменения условий кредитного договора, договора займа".
Также предусматривается полное или частичное прекращение обязательств как по кредитным договорам (договорам займа) военнослужащего, так и по кредитным договорам (договорам займа) лиц, находящихся на иждивении у военнослужащего, в случае гибели военнослужащего при прохождении им военной службы или его смерти в результате увечья (ранения, травмы, контузии). Максимальный размер обязательств по кредитному договору (договору займа) заемщика, которые могут быть прекращены в случае гибели (смерти) военнослужащего, устанавливается Правительством Российской Федерации и Банком России совместно, и может быть дифференцирован по видам кредитов (займов) заемщика.
Поддерживая концепцию законопроекта, Комитет считает важным отметить следующее.
1. Проектом федерального закона предусмотрено, что правом на установление льготного периода будут обладать лица, призванные на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации или проходящими военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации по контракту.
Стоит отметить, что под указанную категорию подпадают как военнослужащие, проводящие военную службу по контракту и принимающие участие непосредственно в зоне боевых действий, так и те, которые не принимают непосредственное участие в зоне боевых действий.
В связи с этим отмечаем целесообразность конкретизировать перечень лиц, которые будут обладать правом на установление льготного периода, лицами, призванными на военную службу по мобилизации, а также проходящими военную службу по контракту, и непосредственно принимающими участие в зоне боевых действий.
2. Проектируемыми нормами установлено, что заемщик будет вправе обратиться за установлением ему льготного периода только после вступления в силу законопроекта.
Вместе с тем обращаем внимание, что в настоящее время уже есть лица, проходящие военную службу по контракту, которые с 24 февраля 2022 года участвуют в СВО, и у которых имеется просроченная задолженность по кредитам, на которую начисляются штрафы и пени.
В связи с этим требует уточнения, будет ли проект федерального закона распространяться на таких лиц (иметь обратную силу), чтобы не создавать неравные условия среди одной категории заемщиков.
3. В проектируемой статье 5 установлено, что законопроект вступает в силу со дня его официального опубликования. Одновременно в проекте федерального закона предусматривается, что заемщик обязан приложить документ, соответствующий требованиям (установленный по форме) Минобороны России, подтверждающий нахождение военнослужащего на военной службе по мобилизации в Вооруженных Силах Российской Федерации или наличие заключенного с ним действующего контракта о прохождении военной службы.
Отмечаем повышенную значимость заблаговременной разработки и утверждения такого документа Минобороны России, поскольку в случае его отсутствия и одновременного вступления в силу законопроекта у заемщиков возникнет право на установление льготного периода, а механизм его реализации будет не определен.
4. Законопроектом урегулирован порядок прекращения обязательств по кредитному договору заемщиком-военнослужащим, в случае его гибели при прохождении им военной службы или смерти в результате увечья (ранения, травмы, контузии).
Вместе с тем остается нерегулированным вопрос, связанный с дальнейшим погашением указанных обязательств, в случае получения им в результате прохождения военной службы повреждений, повлекших утрату его полной трудоспособности (например, получил инвалидность).
5. Проектом федерального закона заемщик имеет право обратиться к кредитору за приостановлением исполнения своих обязательств или за изменением условий договора "на срок, определенный заемщиком, но не превышающий срок военной службы военнослужащего".
Остается неясным, каким образом заемщик должен определить данный срок на момент обращения, с учетом того, что служба по контракту может быть продлена, а в Указе Президента РФ от 21.09.2022 N 647 "Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации" сроки нахождения мобилизованных в Вооруженных силах прямо не установлены.
6. В части 7 проектируемой статьи 1 установлено, что кредитор обязан направить заемщику уточненный график платежей по кредитному договору не позднее окончания льготного периода.
Вместе с тем стоит отметить, что проектируемая норма будет достаточной для тех заемщиков, которые выберут полное приостановление платежей по принятым на себя финансовым (кредитным) обязательствам, но не в полной мере достаточна для тех, кто затребовал уменьшения размера платежей, поскольку в последнем случае заемщик должен получить измененный график платежей до окончания льготного периода, с тем, чтобы понимать какие платежи (а также какие суммы и в какие сроки) он должен вносить в установленный ему льготный период.
7. Проектом федерального закона установление льготного периода распространяется также и на лиц, находящихся у них на иждивении у заемщика-военнослужащего.
Вместе с тем, по мнению Комитета, требуют урегулирования следующие вопросы:
- в числе иждивенцев, имеющих право на установление льготного периода, значатся несовершеннолетние. При этом неясно, какие кредиты могут быть оформлены на несовершеннолетних;
- требует дополнительного обсуждения перечень лиц, включаемых в число иждивенцев;
С учетом изложенного, Комитет считает возможным рекомендовать Государственной Думе принять законопроект в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.Г. Аксаков |
------------------------------
1 лица, определенные в соответствии с семейным законодательством Российской Федерации несовершеннолетние члены семьи, и (или) члены семьи, признанные инвалидами I или II группы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и (или) лица, находящиеся под попечительством военнослужащих
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.