Письмо Федеральной налоговой службы от 30 сентября 2022 г. N ШЮ-3-13/10632@
Федеральная налоговая служба, рассмотрев Интернет-обращение (далее - Обращение) о разъяснении порядка применения пункта 12 Указа Президента Российской Федерации от 05.03.2022 N 95 1, сообщает следующее.
Согласно пункту 13 Указа Президента Российской Федерации от 05.03.2022 N 95 право давать официальные разъяснения по вопросам применения Указа Президента Российской Федерации от 05.03.2022 N 95, а также указов Президента Российской Федерации от 28.02.2022 N 79 "О применении специальных экономических мер в связи с недружественными действиями Соединенных Штатов Америки и примкнувших к ним иностранных государств и международных организаций" и от 01.03.2022 N 81 "О дополнительных временных мерах экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации", имеющих обязательную силу на всей территории Российской Федерации, предоставлено Центральному банку Российской Федерации.
Вместе с тем в рамках установленной компетенции полагаем возможным сообщить следующее.
1. По вопросу определения статуса лица как находящегося под контролем российских лиц для целей применения пункта 12 Указа Президента Российской Федерации от 05.03.2022 N 95 (вопрос 2 Обращения).
Согласно пункту 1.1 официального разъяснения Банка России от 18.03.2022 N 2-ОР 2 в целях применения пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 01.03.2022 N 81 3, а также пункта 12 Указа Президента Российской Федерации от 05.03.2022 N 95, лицо считается находящимся под контролем при наличии одного из признаков, указанных в статье 5 Федерального закона от 29.04.2008 N 57-ФЗ "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" (далее - Федеральный закон от 29.04.2008 N 57-ФЗ).
При этом статья 5 Федерального закона от 29.04.2008 N 57-ФЗ содержит признаки нахождения хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение, под контролем контролирующего лица без каких-либо отсылок к законодательству Российской Федерации о налогах и сборах о контролируемых иностранных компаниях.
Следовательно, по мнению ФНС России, само по себе выполнение обязанностей, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах о контролируемых иностранных компаниях (глава 3.4 Налогового кодекса Российской Федерации), не означает автоматического выполнения критериев, указанных в Федеральном законе от 29.04.2008 N 57-ФЗ.
2. По вопросу надлежащего раскрытия информации о контроле в соответствии с подпунктом "б" пункта 12 Указа Президента Российской Федерации от 05.03.2022 N 95 (вопрос 1 Обращения) путем представления уведомления о контролируемых иностранных компаниях.
Из Обращения следует, что двумя российскими лицами представлены уведомления о контролируемых иностранных компаниях, поскольку данные лица признаются контролирующими лицами иностранной организации на основании подпункта 2 пункта 3 статьи 25.13 Налогового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, данными лицами выполнена обязанность по уведомлению налогового органа о контролируемых иностранных компаниях, в отношении которых они являются контролирующими лицами.
C учетом информации, размещенной на сайте Банка России по адресу https://www.cbr.ru/explan/app_decrees_president_aimed_ensuring_financial_stability/, выполнение указанной обязанности является надлежащим раскрытием информации о контроле в соответствии с подпунктом "б" пункта 12 Указа Президента Российской Федерации от 05.03.2022 N 95.
Действительный государственный советник |
Ю.В. Шепелева |
------------------------------
1Указ Президента Российской Федерации от 5 марта 2022 года N 95 "О временном порядке исполнения обязательств перед некоторыми иностранными кредиторами".
2Официальное разъяснение Банка России от 18.03.2022 N 2-ОР "О применении отдельных положений Указа Президента Российской Федерации от 28 февраля 2022 года N 79 "О применении специальных экономических мер в связи с недружественными действиями Соединенных Штатов Америки и примкнувших к ним иностранных государств и международных организаций", Указа Президента Российской Федерации от 1 марта 2022 года N 81 "О дополнительных временных мерах экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации" и Указа Президента Российской Федерации от 5 марта 2022 года N 95 "О временном порядке исполнения обязательств перед некоторыми иностранными кредиторами".
3Указ Президента Российской Федерации от 01.03.2022 N 81 "О дополнительных временных мерах экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
С 1 марта 2022 г. для резидентов предусмотрен особый порядок совершения некоторых сделок с лицами иностранных государств, совершающих недружественные действия. Если эти лица находятся под контролем российских лиц, и информация о контроле над ними раскрыта налоговым органам, то указанный особый порядок не применяется.
Выполнение обязанностей, предусмотренных налоговым законодательством о контролируемых иностранных компаниях, ещё не означает, что лицо считается находящимся под контролем.
Уведомление налоговой о контролируемых иностранных компаниях является надлежащим раскрытием информации о контроле.
Письмо Федеральной налоговой службы от 30 сентября 2022 г. N ШЮ-3-13/10632@
Опубликование:
бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь", 14 октября 2022 г. N 40
журнал "Нормативные акты для бухгалтера", 31 октября 2022 г. N 21