Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по государственному строительству и законодательству
на проект федерального конституционного закона N 203817-8 "О принятии в Российскую Федерацию Луганской Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Луганской Народной Республики"
внесен Президентом Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Рассматриваемым проектом федерального конституционного закона предлагается принять в состав Российской Федерации Луганской Народной Республики и образовать новый субъект - Луганскую Народную Республику Российской Федерации.
Необходимость принятия законопроекта обусловлена проведением на территории Луганской Народной Республики 27 сентября 2022 года референдума, в результате которого абсолютное большинство жителей поддержало вопрос о вхождении Луганской Народной Республики в состав Российской Федерации на правах субъекта Российской Федерации. Результаты вышеуказанного голосования закреплены 30 сентября 2022 года в Договоре между Российской Федерацией и Луганской Народной Республикой о принятии в Российскую Федерацию Луганской Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта.
Государственным языком Луганской Народной Республики будет являться русский язык. Комитет отмечает, что право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития гарантируется в соответствии с Конституцией Российской Федерации.
Законопроектом устанавливается специальный порядок признания гражданства Российской Федерации у граждан Луганской Народной Республики, Украины и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Луганской Народной Республики. Вышеуказанные лица, постоянно проживающие, на момент вступления в силу федерального конституционного закона, на территории Луганской Народной Республики или ранее постоянно проживавшие на этой территории и выехавшие в Российскую Федерацию, в том числе через территорию третьих государств, а также их несовершеннолетние дети приобретают гражданство Российской Федерации в результате признания при условии принесения Присяги гражданина Российской Федерации.
Стоит отметить, что ограничения для замещения государственных должностей Российской Федерации, муниципальных должностей, должностей муниципальной службы, предусмотренные законодательством Российской Федерации в отношении граждан Российской Федерации, обусловленные наличием у них гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, не будут применяться в отношении граждан Российской Федерации, которые признаны таковыми в соответствии с настоящим федеральным конституционным законом. Отдельные особенности замещения государственных должностей субъекта Российской Федерации, должностей государственной службы, в том числе при замещении которых предусматривается допуск к государственной тайне, гражданами Российской Федерации будут установлены Президентом Российской Федерации. Комитет отмечает, что лица, замещавшие должности в органах публичной власти Луганской Народной Республики на день ее принятия в Российскую Федерацию, будут иметь преимущественное право на поступление на службу в органы публичной власти Луганской Народной Республики.
Со дня принятия в Российскую Федерацию Вооруженные Силы Луганской Народной Республики, воинские формирования и органы Луганской Народной Республики включаются в состав соответственно Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов с сохранением воинских званий военнослужащих. Документы об образовании и о прохождении военной службы в Вооруженных Силах Луганской Народной Республики, воинских формированиях и органах Луганской Народной Республики, вооруженных силах, воинских формированиях и правоохранительных органах СССР и Украины, в которых предусмотрена военная служба, признаются в Российской Федерации и учитываются при исчислении в соответствии с законодательством Российской Федерации выслуги лет на военной службе для назначения пенсии и процентных надбавок за выслугу лет.
Местное самоуправление на территории Луганской Народной Республики гарантируется Конституцией Российской Федерации.
Проект федерального конституционного закона содержит положения, направленные на обеспечение функционирования судебной системы, что позволит обеспечить жителям Луганской Народной Республики судебную защиту их прав и свобод.
Отдельно стоит обратить внимание, что на территории Российской Федерации признаются и действуют без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Луганской Народной Республики документы, подтверждающие гражданское состояние, трудовой (страховой) стаж, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, таможенные документы, документы об образовании, судебные постановления, документы, являющиеся основанием для государственной регистрации прав на недвижимое имущество. Период предоставления документов, являющиеся основанием для государственной регистрации соответствующих прав, ограничений и обременений на недвижимое имущество в адрес органов государственной регистрации устанавливается до 1 января 2028 года.
Граждане Луганской Народной Республики, граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживавшие на территории Луганской Народной Республики, признанные гражданами Российской Федерации будут иметь право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных социальных выплат и на охрану здоровья в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Проектируемыми нормами регулируется применение на территории Луганской Народной Республики законодательства о налогах и сборах, бюджетного законодательства Российской Федерации, организация денежного обращения и банковской деятельности, а также иные вопросы финансового обеспечения.
Законопроектом устанавливаются особенности регулирования отношений в сфере оборота недвижимости. Могут быть установлены особенности регулирования земельных отношений, отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастровой деятельности и кадастровых отношений, государственной кадастровой оценки, землеустройства, имущественных отношений, отношений по выявлению и сносу объектов недвижимости (зданий, строений, сооружений), возведенных или созданных с нарушением законодательства Российской Федерации.
Правительству Российской Федерации будут предоставлены полномочия по установлению отдельных особенностей правового регулирования в сфере трудового, бюджетного, градостроительного законодательства, организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий, топливно-энергетического комплекса, услуг связи и иных сферах. Такой подход представляется целесообразным, поскольку будет способствовать принятию оперативных решений при возникновении правовых неопределенностей в указанных сферах общественных отношений.
Законопроектом предусматривается переходный период, в течение которого урегулируются вопросы интеграции нового субъекта Российской Федерации в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации. Такой период устанавливается до 1 января 2026 года.
Комитет поддерживает законопроект, поскольку его принятие позволит защитить права и свободы человека и гражданина, а также соблюсти принцип федеративного устройства Российской Федерации.
Проект федерального конституционного закона соответствует требованиям Методических рекомендаций по юридико-техническому оформлению законопроектов.
Учитывая вышеизложенное, Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству поддерживает проект федерального конституционного закона N 203817-8 "О принятии в Российскую Федерацию Луганской Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Луганской Народной Республики" и рекомендует Государственной Думе одобрить его в первом чтении и в целом.
Председатель Комитета |
П.В. Крашенинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.