Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по государственному строительству и законодательству
на проект федерального конституционного закона N 203818-8 "О принятии в Российскую Федерацию Запорожской области и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Запорожской области"
внесен Президентом Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Проект федерального конституционного закона N 203818-8 "О принятии в Российскую Федерацию Запорожской области и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Запорожской области" (проект федерального конституционного закона, законопроект) внесен в Государственную Думу 2 октября 2022 года и направлен на правовое закрепление политической воли граждан Запорожской области о вхождении области в Российскую Федерацию, отраженной в результатах состоявшегося 27 сентября 2022 года референдума.
В соответствии с положениями проекта федерального конституционного закона Запорожская область считается принятой в Российскую Федерацию с даты подписания Договора о принятии в Российскую Федерацию Запорожской области, в составе Российской Федерации считается образованным новый субъект - Запорожская область.
В соответствии с положениями проекта федерального конституционного закона со дня принятия Запорожской области в Российскую Федерацию и до 1 января 2026 года действует переходный период, в течение которого подлежат урегулированию вопросы интеграции нового субъекта в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, а также в систему органов государственной власти Российской Федерации. Комитет отмечает, что в течение обозначенного переходного периода Запорожской области будет оказываться финансовая поддержка за счет средств федерального бюджета, что составляет важную экономическую и социальную гарантию.
Гражданам Украины и лицам без гражданства, постоянно проживающим в Запорожской области, а также проживавшим в Запорожской области и выехавшим в Российскую Федерацию, в том числе через территорию третьих государств, предоставляется гражданство Российской Федерации, получение российского гражданства также гарантируется несовершеннолетним детям указанных лиц. Во исполнение положений части 2 статьи 6 Конституции Российской Федерации жителям Запорожской области, приобретающим гражданство Российской Федерации, будет обеспечен полный объем прав и свобод граждан Российской Федерации.
Лицо, проживающее на территории Запорожской области, сможет отказаться от получения гражданства Российской Федерации, в таком случае ему будет предоставлен вид на жительство в Российской Федерации, что позволит лицу свободно проживать в Запорожской области.
На территории Запорожской области провозглашается действие законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, что формирует единство российского правового пространства и обеспечит надлежащую реализацию прав и свобод жителей Запорожской области, приобретающих гражданство Российской Федерации. В соответствии со статьей 2 Конституции Российской Федерации признание, соблюдение и защита прав и свобод граждан Российской Федерации является высшей ценностью и гарантируется государством, что в том числе является справедливым для граждан Российской Федерации, проживающих на территории Запорожской области
На территории Российской Федерации признаются и сохраняют действие документы, выданные государственными и иными официальными органами Украины, без необходимости совершения лицами дополнительных действий по их легализации. Это в первую очередь касается документов, подтверждающих гражданское состояние, стаж трудовой деятельности, право на получение пенсий и иных пособий, а также право на получение социальной помощи. Помимо этого, в Российской Федерации признаются выданные в Украине документы об образовании, а также документы, являющиеся основанием для государственной регистрации прав на недвижимое имущество.
Комитет отмечает, что установленные в Российской Федерации ограничения для замещения государственных должностей Российской Федерации, муниципальных должностей, должностей муниципальной службы в отношении граждан Российской Федерации, вытекающие из наличия у указанных лиц гражданства иностранного государства либо вида на жительство на территории иностранного государства, не будут подлежать применению в отношении граждан Российской Федерации, приобретающих гражданство Российской Федерации в соответствии с рассматриваемым федеральным конституционным законом.
Гражданам Российской Федерации, гражданам Украины и лицам без гражданства, проживающим в Запорожской области, гарантируется право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных социальных выплат, а также на охрану здоровья в соответствии с законодательством Российской Федерации. Помимо этого, проект федерального конституционного закона содержит положения, направленные на обеспечение функционирования системы отправления правосудия, что позволит обеспечить жителям Запорожской область судебную защиту их прав и свобод.
Для обеспечения надлежащей защиты имущественных прав и интересов граждан Российской Федерации, проживающих в Запорожской области, проектом федерального конституционного закона предусматривается возможность установления особенностей регулирования отношений в сфере оборота недвижимости, в частности, в части определения и изменения видов разрешенного использования земельных участков, перевода земельных участков из одной категории в другую, предоставления земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, оснований изъятия земельных участков или иных объектов недвижимости и особенностей расчета возмещения ввиду такого изъятия и др. Такие особенности могут устанавливаться до 1 января 2028 года.
Наряду с этим, до 1 января 2028 года на территории Запорожской области специальный режим регулирования устанавливается в отношении градостроительной деятельности и применения законодательства о техническом регулировании, что позволит обеспечить эффективное строительное проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства на территории Запорожской области до приведения процессов градостроительной деятельности в должное соответствие с Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Комитетом обращается внимание на то, что в проект федерального конституционного закона включены положения, обеспечивающие безопасное использование атомной энергии. Ввиду того, что обеспечение физической защиты ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ должно иметь особый приоритет в силу присущих атомной энергии свойств, Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации предоставляется право по установлению особенностей в отдельных областях использования атомной энергии, что оценивается Комитетом как необходимая и важная мера.
Комитет выражает поддержку проекту федерального конституционного закона в виду его направленности на реализацию воли жителей Запорожской области по вхождению в состав Российской Федерации, предоставление лицам, проживающим на территории Запорожской области, комплексных гарантий социального, имущественного и экономического характера, а также обеспечения эффективной интеграции субъекта в Российскую Федерацию.
Комитет по государственному строительству и законодательству отмечает соответствие законопроекта Методическим рекомендациям по юридико-техническому оформлению проектов федерального закона.
С учетом изложенного Комитет по государственному строительству и законодательству поддерживает представленный проект федерального конституционного закона и рекомендует Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации одобрить проект федерального конституционного закона N 203818-8 "О принятии в Российскую Федерацию Запорожской области и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Запорожской области", внесенный Президентом Российской Федерации, в первом чтении и в целом.
Председатель Комитета |
П.В. Крашенинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.