Письмо Банка России от 30 сентября 2022 г. N 08-12-4/9304
Банк России рассмотрел направленные Ассоциацией "Россия" предложения банковского сообщества по снижению регуляторной нагрузки в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и сообщает следующее.
По предложениям, предусматривающим внесение изменений в Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ).
Банк России концептуально поддерживает модернизацию требований, механизмов и институтов "противолегализационного" законодательства, в частности, операций, подлежащих обязательному контролю, направленную на снижение регуляторной нагрузки на организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, и, в первую очередь, на кредитные организации, как субъектов, несущих наибольшую регуляторную нагрузку в данной сфере.
Отдельные предложения Ассоциации "Россия" нашли свое отражение в Федеральном законе от 14.07.2022 N 279-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о приостановлении действия отдельных положений Федерального закона "О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций" и Федеральном законе от 14.07.2022 N 331-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о приостановлении действия отдельных положений статьи 5.1 Федерального закона "О банках и банковской деятельности", которыми:
- увеличена пороговая сумма операций, подлежащих обязательному контролю, с 600 тыс. рублей до 1 млн рублей, а в отношении операций с недвижимостью - с 3 млн рублей до 5 млн рублей;
- установлены изъятия из числа подлежащих обязательному контролю операций некоммерческих организаций в виде операций, связанных с уплатой обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, оплатой жилого помещения и коммунальных услуг, уплатой комиссионного вознаграждения, взимаемого при совершении операций (сделок), а также с начислением процентов по вкладам (депозитам) и иным финансовым инструментам.
Вместе с тем, по мнению Банка России, модернизация института обязательного контроля операций с денежными средствами или иным имуществом должна быть продолжена, в частности, по следующим направлениям:
- ревизия перечня операций, подлежащих обязательному контролю, с целью исключения из-под обязательного контроля тех операций, отказ от которых не приведет к снижению эффективности "противолегализационного" контроля;
- дальнейшее расширение изъятий в отношении подлежащих обязательному контролю операций некоммерческих организаций.
Предложения по внесению изменений в Федеральный закон N 115-ФЗ направлены в Росфинмониторинг, так как требуют его оценки в связи с тем, что Служба является получателем информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, и осуществляет функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма, экстремистской деятельности и финансированию распространения оружия массового уничтожения, по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в этой сфере. Об итогах рассмотрения предложений Службой проинформируем дополнительно.
В отношении предложения об уточнении в пункте 1 статьи 6 Федерального закона N 115-ФЗ, что операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю в случае, если она совершается непосредственно в кредитной организации, передающей сведения в уполномоченный орган, отмечаем, что абзацем первым пункта 4 статьи 6 Федерального закона N 115-ФЗ уже установлено, что организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, представляют в Росфинмониторинг сведения о совершаемых их клиентами непосредственно в указанных организациях операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю. При этом отмечаем, что в пункте 1 статьи 6 Федерального закона N 115-ФЗ приведены операции, касающиеся деятельности всех организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, тогда как Ассоциация "Россия" предлагает в своих уточнениях указать только кредитные организации.
Предложение об определении состава предоставляемой в уполномоченный орган информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, представляется избыточным, поскольку указанный вопрос не является предметом регулирования подпункта 4 статьи 6 Федерального закона N 115-ФЗ и урегулирован правилами составления в электронной форме сведений и информации, предусмотренных статьями 7 и 7.5 Федерального закона N 115-ФЗ, и соответствующими разъяснениями Департамента финансового мониторинга и валютного контроля Банка России.
Предложение об увеличении сроков уведомления уполномоченного органа о реализуемых "отказных" полномочиях не может быть поддержано Банком России, поскольку указанное предложение может негативно отразиться на эффективности использования указанного инструментария иными кредитными и некредитными финансовыми организациями.
Предложение о дополнении перечня допускаемых к совершению операций операцией по списанию денежных средств в целях оплаты комиссий кредитных организаций за обслуживание счета клиента заслуживает внимания и будет дополнительно проработано в рамках анализа практики применения Федерального закона от 21.12.2021 N 423-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В отношении предложения об исключении уплаты налогов, сборов и иных платежей за третьих лиц из числа операций, допускаемых к совершению по банковскому счету клиента, отнесенного Банком России и кредитной организацией к группе высокой степени (уровня) риска совершения подозрительных операций, сообщаем следующее.
Меры, предусмотренные пунктом 5 статьи 7.7 Федерального закона N 115-ФЗ, направлены на ограничение по распоряжению денежными средствами и иным имуществом клиента, отнесенного кредитной организацией и Банком России к группе высокой степени (уровня) риска совершения подозрительных операций. В связи с этим, возможность осуществления перечисленных в пункте 6 статьи 7.7 Федерального закона N 115-ФЗ операций, которые допускается проводить по банковскому счету (вкладу, депозиту) такого клиента, касается только тех случаев, когда проведение указанных операций вытекает из собственных обязательств клиента (в том числе, уплата налогов и сборов, таможенных платежей, страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, установленных законодательством Российской Федерации), и, тем самым, проведение таких операций по обязательствам третьих лиц не предусмотрено.
По предложению о применении запретов на прием на обслуживание и осуществление операций только в отношении лиц, деятельность которых связана с организацией и проведением азартных игр в букмекерских конторах или тотализаторах, требуется дополнительная аргументация обоснования этих предложений. Вместе с тем полагаем возможным поддержать идею о формировании централизованного федерального ресурса лицензий на право осуществления деятельности, подлежащей лицензированию, и выражаем готовность принимать участие в ее проработке.
Предложение о предоставлении кредитным организациям возможности автоматического получения Реестра Роскомнадзора 1 поддерживается и в настоящее время прорабатывается Банком России с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, в том числе Росфинмониторинга.
Одновременно отмечаем, что Банк России продлил до 31.12.2022 (включительно) мораторий 2 на применение мер за допущенные кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями нарушения требований абзаца второго пункта 15 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ в части осуществления операций с денежными средствами и иным имуществом по поручению лиц, оказывающих услуги с использованием сайта в сети "Интернет", в случае, если доменное имя этого сайта, указатель страницы этого сайта содержатся в Реестре Роскомнадзора. До конца текущего года Банком России может быть рассмотрен вопрос о продлении данного моратория до 31.12.2023.
Предложения по внесению изменений в нормативные акты Банка России заслуживают внимания и будут предметно проработаны при подготовке изменений в них. При этом полагаем возможным отметить следующее.
Относительно предложения по внесению изменений в нормативные акты Банка России в части замены обязанности кредитных организаций фиксировать в анкете (досье) клиента результаты каждой проверки обязанностью фиксировать сведения об актуальных на момент формирования анкеты результатах последней проверки сообщаем о готовности рассмотреть конкретные предложения по внесению изменений в пункт 2 приложения 3 к Положению N 499-П 3. Вместе с тем, как представляется, при получении от Росфинмониторинга актуального перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, кредитная организация делает сверку своей клиенткой базы с обновленным перечнем и может отражать в анкете (досье) клиента результаты такой сверки.
Заместитель Председателя |
О.В. Полякова |
------------------------------
1 Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
2 Информационное письмо Банка России от 31.03.2022 N ИН-019-12/46 "О продлении периода неприменения Банком России мер к кредитным организациям и некредитным финансовым организациям".
3 Положение Банка России от 15.10.2015 N 499-П "Об идентификации кредитными организациями клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Банк России рассмотрел предложения по снижению регуляторной нагрузки в области противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма.
ЦБ концептуально поддерживает модернизацию требований, механизмов и институтов "противолегализационного" законодательства. Указано, какие предложения поддержаны, а некоторые уже нашли свое отражение в законодательстве, а какие предложения Банк России отклонил.
Письмо Банка России от 30 сентября 2022 г. N 08-12-4/9304
Опубликование:
-