Постановление Администрации Сковородинского района Амурской области
от 30 сентября 2022 г. N 867
"Об утверждении муниципальной программы "Модернизация жилищно-коммунального комплекса, энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Сковородинском муниципальном округе"
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, с постановлением администрации Сковородинского района от 09.08.2022 N 716 "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке муниципальных программ Сковородинского муниципального округа, их формирования и реализации, а также проведения оценки эффективности", с постановлением администрации Сковородинского района от 10.08.2022 N 725 "Об утверждении Перечня муниципальных программ Сковородинского муниципального округа"
постановляет:
1. Утвердить муниципальную программу "Модернизация жилищно-коммунального комплекса, энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Сковородинском муниципальном округе".
2. Признать утратившим силу постановление администрации Сковородинского района от 10.09.2014 N 1190 "Об утверждении муниципальной программы "Модернизация жилищно-коммунального комплекса, энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Сковородинском районе" с 01.01.2023.
3. Настоящее постановление вступает в силу с момента официального опубликования в официальном периодическом печатном издании "Информационный бюллетень Сковородинского района" и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 01.01.2023.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.
Председатель ликвидационной комиссии - |
А.В. Прохоров |
УТВЕРЖДЕНА
постановлением администрации
Сковородинского района
от 30 сентября 2022 г. N 867
1. Муниципальная программа
"Модернизация жилищно-коммунального комплекса, энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Сковородинском муниципальном округе"
1.1. Паспорт муниципальной программы
Наименование муниципальной программы |
Муниципальная программа "Модернизация жилищно-коммунального комплекса, энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Сковородинском муниципальном округе" |
Координатор муниципальной программы |
1. Заместитель Главы Сковородинского муниципального округа по жилищно-коммунальному хозяйству, строительству и архитектуре |
Участники муниципальной программы |
2. Управление жилищно-коммунального хозяйства и капитального строительства администрации Сковородинского муниципального округа 3. Управление образования администрации Сковородинского муниципального округа |
Основные разработчики программы |
Управление экономики администрации Сковородинского муниципального округа |
Цель (цели) муниципальной программы |
1. Повышение качества и надежности предоставления жилищно-коммунальных услуг, повышение качества жилищного обеспечения граждан. 2. Обеспечение энергоэффективности в бюджетном и жилищно-коммунальном секторах экономики |
Задачи муниципальной программы |
1. Обеспечение надежности систем теплоснабжения населенных пунктов Сковородинского муниципального округа и доступности для населения Сковородинского муниципального округа платы за коммунальные услуги. 2. Создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышение качества жилищного обеспечения населения. 3. Снижение затрат при производстве, передаче и потреблении электрической и тепловой энергии, воды в социальной сфере и жилищно-коммунальном хозяйстве. |
Перечень подпрограмм, включенных в состав муниципальной программы |
2. Энергосбережение и повышение энергетической эффективности. |
Этапы (при их наличии) и сроки реализации муниципальной программы в целом и в разрезе подпрограмм |
2023 - 2035 годы, этапы не выделяются. |
Объемы ассигнований бюджета Сковородинского муниципального округа муниципальной программы (с расшифровкой по годам ее реализации) а также прогнозные объемы средств, привлекаемых из других источников |
Объем ассигнований бюджета Сковородинского муниципального округа на реализацию муниципальной программы составляет 0 тыс. рублей, в том числе по годам: 2023 год - 0 тыс. рублей; 2024 год - 0 тыс. рублей; 2025 год - 0 тыс. рублей; 2026 год - 0 тыс. рублей; 2027 год - 0 тыс. рублей; 2028 год - 0 тыс. рублей; 2029 год - 0 тыс. рублей; 2030 год - 0 тыс. рублей; 2031 год - 0 тыс. рублей; 2032 год - 0 тыс. рублей; 2033 год - 0 тыс. рублей; 2034 год - 0 тыс. рублей; 2035 год - 0 тыс. рублей. Планируемый объем финансирования за счет средств федерального бюджета составляет 0 тыс. рублей. Планируемый объем финансирования за счет средств областного бюджета составляет 0 тыс. рублей. Планируемый объем финансирования из внебюджетных источников составляет 0 тыс. рублей. |
Ожидаемые конечные результаты реализации муниципальной программы |
1. Стабилизация финансового состояния предприятий жилищно-коммунального хозяйства Сковородинского муниципального округа, в том числе снижение доли убыточных предприятий жилищно-коммунального хозяйства к 2035 году до 25,8% от их общего количества. 2. Снижение уровня износа коммунальной инфраструктуры до 33% в среднем по Сковородинскому муниципальному округу. 3. Достижение целей, выполнение задач, основных мероприятий и показателей (индикаторов) муниципальной программы на 100%. 4. Увеличение количества благоустроенных муниципальных территорий общего пользования на 50%. |
1.2. Характеристика сферы реализации муниципальной программы
С начала 90-х годов объем ремонта жилищного фонда составлял менее 1%, что привело к значительному ухудшению его состояния и к росту объемов аварийного фонда.
Существующие объемы капитального ремонта многоквартирных домов не обеспечивают нормальных условий их эксплуатации. Капитальный ремонт дома должен проводиться в среднем один раз в 25 - 30 лет и должен составлять не менее 3 - 4% от общей площади жилищного фонда в год.
Жилищный фонд на 01.01.2022 года составляет около 699,8 тыс. кв. м.
В структуре жилищного фонда преобладает частная форма собственности (64%), в то время как на долю муниципального жилья приходится чуть более 33% всего жилого фонда, доля государственного жилья составляет 3,1%. Это обусловлено тем, что в Сковородинском муниципальном округе более трети всего жилья - это индивидуальные малоэтажные строения, для которых характерна частная форма собственности. Именно по этой причине в Сковородинском муниципальном округе средняя степень оснащения благоустроенного жилья:
водопроводом обеспечено 42,1% всего жилого фонда;
канализацией - 42%;
центральным отоплением - 44,5%;
горячим водоснабжением - 36,4%;
ваннами (душем) - 40,3%;
напольными электроплитами - 32,7%.
Износ жилищного фонда варьирует от 40% до 80% и более, при этом ветхий и аварийный фонд занимает 65,4 тыс. кв. м. В ветхом и аварийном жилье проживают около 4 тыс. человек.
В 2022 году на территории Сковородинского муниципального округа услуги теплоснабжения населению оказывали 6 организаций, имеющих 25 источников теплоснабжения, из них котельные мощностью до 3 Гкал/час работающих на твердом топливе - 17 единиц. В среднем по Сковородинскому муниципальному округу 23,9% тепловых сетей нуждаются в срочной замене.
Проблема качества воды остается актуальной. Водные источники повсеместно загрязнены, поскольку используются не только для забора воды на бытовые и производственные нужды, но и как приемники канализационных стоков. На конец 2022 года в Сковородинском муниципальном округе 10,4% уличной водопроводной и канализационной сети нуждается в замене.
Техническое состояние коммунальной инфраструктуры характеризуется высоким (более 44,0%) уровнем износа, аварийностью, низким коэффициентом полезного действия мощностей и большими потерями энергоносителей. Следствием этого стали обострение проблемы снабжения населения Сковородинского муниципального округа питьевой водой, дефицит мощностей водоотведения и очистки сточных вод, повсеместный перерасход топливно-энергетических ресурсов.
Средний физический износ по котельным составляет - 53,0%, тепловым сетям - 52,0%, водопроводным сетям - 50,0%, электрическим сетям, канализационным и водопроводным станциям - 34,0%.
Жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ) занимают на потребительском рынке особое место, обусловленное тем, что они носят обязательный характер для населения. В структуре расходов населения на оплату услуг сохраняется тенденция увеличения удельного веса услуг ЖКХ. Доля этих услуг в общем объеме платных услуг населению, в 2022 году составила 71,2%. В 2022 году населению оказано жилищных услуг на 30 млн. рублей, коммунальных услуг - на 204 млн. рублей.
Рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги в 2022 году к 2021 году в среднем по Сковородинскому муниципальному округу составил 112,0% и не превысил предельных индексов изменения размера платы граждан за жилое помещение.
Исходя из существующего состояния коммунальной инфраструктуры Сковородинского муниципального округа необходимо проведение мероприятий, предусматривающих техническую модернизацию систем тепло-, и водоснабжения, обеспечение жилищно-коммунального хозяйства современными котлами, системами подготовки и очистки воды, оборудованием, внедрение новых технологий энерго-, ресурсосбережения в котельных, системах теплоснабжения и водоснабжения; внедрение новых технологий мониторинга за расходом энергоресурсов.
Одной из причин, усугубляющих финансовое состояние предприятий жилищно-коммунального хозяйства Сковородинского муниципального округа, является наличие дебиторской задолженности, признанной в установленном порядке невозможной к взысканию.
Главная причина, приводящая к образованию такой задолженности, - это неплатежи населения. Низкий уровень собираемости платежей и взыскания задолженности населения обусловлен тем, что в структуре должников доминируют малодоходные группы, взыскать долг с которых не удается даже в случае положительного решения суда в силу отсутствия у них ликвидного имущества.
Указанная задолженность населения представляет собой денежные средства, недополученные предприятиями жилищно-коммунального хозяйства Сковородинского муниципального округа за оказанные услуги, то есть фактические их убытки. Это неблагоприятным образом сказывается на финансовом положении предприятий и, как следствие, на качестве оказываемых ими услуг.
Ситуация усугубляется общеэкономическими проблемами, в частности, по причине роста энергоемкости в жилищно-коммунальном хозяйстве возрастают издержки населения и производственного сектора на потребляемые топливно-энергетические ресурсы, что негативно сказывается на уровне жизни жителей Сковородинского муниципального округа.
Учитывая вышеуказанное, необходимым является принятие мер, направленных на модернизацию коммунальной инфраструктуры, улучшение финансового состояния предприятий жилищно-коммунального хозяйства Сковородинского муниципального округа.
1.3. Приоритеты социально-экономической политики в сфере реализации муниципальной программы, цели, задачи и ожидаемые конечные результаты
Приоритеты социально-экономической политики в сфере реализации муниципальной программы определяются Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг", а также долгосрочными стратегическими целями и приоритетными задачами социально-экономического развития Дальнего Востока, Забайкалья и Амурской области, такими как:
привлечение инвестиций в жилищно-коммунальное хозяйство, его модернизация;
снижение потребления всех видов ресурсов за счет применения, передовых ресурсо- и энергосберегающих технологий; сбалансированная тарифная политика;
повышение уровня благоустроенности жилья и благоустройства населенных пунктов, качества жилищно-коммунальных услуг.
Исходя из этого определены цели муниципальной программы:
повышение качества и надежности предоставления жилищно-коммунальных услуг, повышение качества жилищного обеспечения граждан;
обеспечение энергоэффективности в бюджетном и жилищно-коммунальном секторах экономики.
1.4. Описание системы подпрограмм
Муниципальная программа состоит из 2-х подпрограмм, которые предусматривают комплекс взаимосвязанных мер, направленных на достижение целей, а также на решение наиболее важных задач муниципальной программы. На основе этого выделены следующие подпрограммы:
1. Подпрограмма "Обеспечение доступности коммунальных услуг, повышение качества и надежности жилищно-коммунального обслуживания населения".
2. Подпрограмма "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности".
На решение задач и достижение целей программы ориентированы следующие основные мероприятия:
государственная поддержка организаций (индивидуальных предпринимателе й), осуществляющих оказание жилищно-коммунальных услуг;
проведение мероприятий по обеспечению доступности коммунальных услуг, повышению качества и надежности жилищно-коммунального обслуживания населения;
приоритетный проект "Формирование комфортной городской среды";
проведение мероприятий, влияющих на повышение энергоэффективности.
В рамках основных мероприятий предусмотрены мероприятия:
финансовое обеспечение государственных полномочий по компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций, возникающих в результате установления льготных тарифов для населения Сковородинского муниципального округа;
расходы, направленные на модернизацию коммунальной инфраструктуры;
расходы, направленные на ремонт бань;
разработка или актуализация схем теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения;
оборудование контейнерных площадок для сбора твердых коммунальных отходов;
расходы, направление на обеспечение бесперебойной поставки коммунальных ресурсов населению;
приобретение автомобильной коммунальной техники, предназначенной для оказания услуг населению и (или) для проведения аварийно-восстановительных работ на объектах жилищно-коммунального хозяйства;
реализация программ современной городской среды;
технические и технологические мероприятия энергосбережения;
организационные мероприятия энергосбережения.
Система основных мероприятий и плановых показателей реализации муниципальной программы приведена в приложение N 1 к муниципальной программе.
1.5. Сведения об основных мерах правового регулирования в сфере реализации муниципальной программы
Муниципальная программа разработана на основе следующих нормативных актов:
1. Жилищный кодекс Российской Федерации.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации.
3. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
4. Постановление Правительства Амурской области от 25.09.2013 N 452 "Об утверждении государственной программы Амурской области "Модернизация жилищно-коммунального комплекса, энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Амурской области".
5. Устав муниципального образования Сковородинского района.
1.6. Ресурсное обеспечение муниципальной программы
Ресурсное обеспечение и прогнозная (справочная) оценка расходов на реализацию мероприятий муниципальной программы из различных источников финансирования (в том числе в разрезе подпрограмм) представлены в приложениях N 2, 3 к муниципальной программе.
Объем финансового обеспечения на реализацию муниципальной программы подлежит ежегодному уточнению в рамках подготовки проекта решения о бюджете Сковородинского муниципального округа на очередной финансовый год и плановый период.
1.7. Планируемые показатели эффективности муниципальной программы
Значения плановых показателей эффективности реализации муниципальной программы, приведены в приложении N 1 к муниципальной программе.
1.8. Риски реализации муниципальной программы. Меры управления рисками
Сводный анализ рисков, их вероятности и силы влияния, а также мер по их минимизации при реализации государственной программы приведен в таблице 2.
Таблица 2
Риски невыполнения программы
Наименование рисков |
Вероятность |
Сила влияния |
Меры управления рисками |
1 |
2 |
3 |
4 |
Риски, связанные с недофинансированием программы | |||
Снижение объемов финансирования из районного бюджета |
Высокая |
Высокая |
Мониторинг эффективности бюджетных вложений, определение приоритетов для первоочередного финансирования |
Риски, связанные с изменением внешней среды | |||
Изменения федерального и областного законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства |
Средняя |
Высокая |
Разработка предложений по регулированию форм и видов муниципальной поддержки во взаимодействии с организациями жилищно-коммунального хозяйства |
Снижение актуальности мероприятий программы |
Средняя |
Высокая |
Ежегодный анализ эффективности мероприятий подпрограммы, перераспределение средств между мероприятиями подпрограммы |
Риски, связанные с человеческим фактором | |||
Недоверие со стороны организаций жилищно-коммунального хозяйства в части доступности мероприятий подпрограммы |
Средняя |
Средняя |
Повышение открытости за счет информирования организаций жилищно-коммунального хозяйства об осуществляемых мероприятиях на регулярной основе. |
Невостребованность мероприятий подпрограммы в связи с недостаточной информированностью |
Средняя |
Средняя |
Осуществление регулярного информирования организаций жилищно-коммунального хозяйства о мероприятиях с использованием разнообразных каналов коммуникаций (СМИ, муниципальные образования, встречи, семинары и др.) |
Недостаточная активность организаций жилищно-коммунального хозяйства |
Средняя |
Средняя |
Корректировка мероприятий подпрограммы с привлечением организаций жилищно-коммунального хозяйства |
Риски, связанные с недостоверностью информации (статистической, налоговой и т.д.) | |||
Неправильная оценка перспектив развития сферы и эффективности реализации мероприятий подпрограммы из-за получения недостоверной информации |
Средняя |
Высокая |
Сотрудничество с налоговыми органами и органами статистики о взаимодействии и информационном обмене по показателям развития сферы жилищно-коммунального хозяйства, проведение мониторинга и анализа сферы жилищно-коммунального хозяйства, возможность корректировки программных мероприятий и целевых показателей |
Риски, связанные с негативными природными явлениями | |||
Форс-мажорные обстоятельства - стихийные бедствия (лесные пожары, наводнения, засухи, землетрясения) |
Низкая |
Средняя |
Выработка скоординированных действий местного самоуправления по преодолению препятствий |
Принятие мер по управлению рисками осуществляется в процессе мониторинга реализации муниципальной программы и оценки ее эффективности и результативности.
2. Подпрограмма
"Обеспечение доступности коммунальных услуг. Повышение качества и надежности жилищно-коммунального обслуживания населения"
2.1. Паспорт подпрограммы "Обеспечение доступности коммунальных услуг, повышение качества и надежности жилищно-коммунального обслуживания населения"
Наименование подпрограммы |
Обеспечение доступности коммунальных услуг, повышение качества и надежности жилищно-коммунального обслуживания населения |
Координатор подпрограммы |
Заместитель Главы Сковородинского муниципального округа по жилищно-коммунальному обслуживанию, строительству и архитектуре |
Участники подпрограммы |
Управление жилищно-коммунального обслуживания и капитального строительства администрации Сковородинского муниципального округа |
Цель (цели) подпрограммы |
Обеспечение надежности систем теплоснабжения населенных пунктов Сковородинского муниципального округа и доступности для населения округа платы за коммунальные услуги |
Задачи подпрограммы |
1. Обеспечение надежности систем теплоснабжения населенных пунктов Сковородинского муниципального округа. 2. Обеспечение доступности для населения Сковородинского муниципального округа платы за коммунальные услуги. 3. Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры. 4. Разработка или актуализация схем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения. 5. Обеспечение проведения мероприятий по благоустройству населенных пунктов Сковородинского муниципального округа. |
Этапы (при их наличии) и сроки реализации подпрограммы |
2023 - 2035 годы, этапы не выделяются. |
Объемы ассигнований бюджета Сковородинского муниципального округа муниципальной программы (с расшифровкой по годам ее реализации) а также прогнозные объемы средств, привлекаемых из других источников |
Объем ассигнований бюджета Сковородинского муниципального округа на реализацию подпрограммы составляет 0 тыс. рублей, в том числе по годам: 2023 год - 0 тыс. рублей; 2024 год - 0 тыс. рублей; 2025 год - 0 тыс. рублей; 2026 год - 0 тыс. рублей; 2027 год - 0 тыс. рублей; 2028 год - 0 тыс. рублей; 2029 год - 0 тыс. рублей; 2030 год - 0 тыс. рублей; 2031 год - 0 тыс. рублей; 2032 год - 0 тыс. рублей; 2033 год - 0 тыс. рублей; 2034 год - 0 тыс. рублей; 2035 год - 0 тыс. рублей. Планируемый объем финансирования за счет средств федерального бюджета составляет 0 тыс. рублей. Планируемый объем финансирования за счет средств областного бюджета составляет 0 тыс. рублей. Планируемый объем финансирования из внебюджетных источников составляет 0 тыс. рублей. |
Ожидаемые конечные результаты реализации подпрограммы |
1. Стабилизация финансового состояния предприятий жилищно-коммунального хозяйства Сковородинского муниципального округа, в том числе снижение доли убыточных предприятий жилищно-коммунального хозяйства области до 25,8% от общего их количества. 2. Снижение уровня износа коммунальной инфраструктуры до 33% в среднем по Сковородинскому муниципальному округу. 3. Увеличение количества благоустроенных населенных пунктов Сковородинского муниципального округа на 440 кв м. |
2.2. Характеристика сферы реализации подпрограммы
На сегодняшний день проблема состояния и развития жилищно-коммунального хозяйства (далее - ЖКХ) является одной из наиболее острых проблем нашего общества.
Несмотря на существенные улучшения, произошедшие в последние годы, ряд проблем в сфере ЖКХ еще только предстоит решить. Среди них следует отметить, прежде всего, следующие.
Жилищно-коммунальная отрасль в течение многих лет финансировалась по остаточному принципу, что сделало ее убыточной и депрессивной.
Одной из причин, ухудшающих финансовое состояние предприятий ЖКХ является наличие дебиторской задолженности.
Главная причина, приводящая к образованию такой задолженности, - это неплатежи населения. По состоянию на 01.07.2022 уровень сбора платежей за жилищно-коммунальные услуги с граждан составил 92,1%.
В целях взыскания долгов с населения предприятиями ЖКХ проводится претензионная работа. На 01.07.2022 поданы исковые заявления в отношении 73% просроченной задолженности физических лиц. При этом службой судебных приставов взыскано всего 24% от задолженности, в отношении которой возбуждено исполнительное производство.
Низкий уровень собираемости платежей и взыскания задолженности населения обусловлен тем, что в структуре должников доминируют малодоходные группы, взыскать долг с которых не удается даже в случае положительного решения суда в силу отсутствия у них ликвидного имущества.
В результате образуется дебиторская задолженность, признанная в установленном порядке невозможной к взысканию.
Указанная задолженность населения представляет собой денежные средства, недополученные предприятиями ЖКХ района за оказанные услуги, то есть фактические их убытки. Это неблагоприятным образом сказывается на финансовом положении предприятий и, как следствие, на качестве оказываемых ими услуг.
Предприятия жилищно-коммунального хозяйства, не имея достаточных доходов от предоставленных жилищно-коммунальных услуг, не производят инвестиции в основные производственные фонды в объемах, необходимых для развития инфраструктуры. В итоге отмечается высокий износ объектов коммунальной инфраструктуры, который, в свою очередь, приводит к увеличению потерь по сравнению с нормативными. Износ коммунальной инфраструктуры в целом по району в 2022 году составил 44%.
Учитывая вышеуказанное, необходимым является принятие мер, направленных на улучшение финансового состояния предприятий ЖКХ района, с целью обеспечения благоприятных условий для привлечения инвестиций, в том числе в качестве заемных средств.
Важным является вопрос обеспечения доступности для населения платы за жилищно-коммунальные услуги.
В Сковородинском районе рост совокупного размера платы граждан за коммунальные услуги с учетом установленных льготных тарифов на тепловую энергию составил не более 112%.
В связи с этим необходимым является принятие мер, направленных на обеспечение доступности для населения платы за теплоснабжение и электроснабжение.
2.3. Приоритеты социально-экономической политики в сфере реализации подпрограммы, цели, задачи и ожидаемые конечные результаты
Приоритеты социально-экономической политики в сфере реализации подпрограммы определяются Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг", а также долгосрочными стратегическими целями и приоритетными задачами социально-экономического развития Дальнего Востока, Забайкалья и Амурской области, такими как привлечение инвестиций в ЖКХ, его модернизация, снижение потребления всех видов ресурсов за счет применения передовых ресурсо- и энергосберегающих технологий, сбалансированная тарифная политика, повышение уровня благоустроенности жилья и благоустройства населенных пунктов, качества жилищно-коммунальных услуг.
Исходя из этих документов определены цели и задачи подпрограммы.
Цель - обеспечение надежности систем теплоснабжения населенных пунктов Сковородинского муниципального округа и доступности для населения округа платы за коммунальные услуги.
Задачи:
1. Обеспечение надежности систем теплоснабжения населенных пунктов Сковородинского муниципального округа.
2. Обеспечение доступности для населения Сковородинского муниципального округа платы за коммунальные услуги.
3. Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры.
4. Разработка или актуализация схем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения.
5. Обеспечение проведения мероприятий по благоустройству населенных пунктов Сковородинского муниципального округа.
Ожидаемые конечные результаты:
1. Стабилизация финансового состояния предприятий жилищно-коммунального хозяйства Сковородинского муниципального округа, в том числе снижение доли убыточных предприятий жилищно-коммунального хозяйства области до 25,8% от общего их количества.
2. Снижение уровня износа коммунальной инфраструктуры до 33% в среднем по Сковородинскому муниципальному округу.
3. Увеличение количества благоустроенных населенных пунктов Сковородинского муниципального округа на 440 кв м.
2.4. Описание системы основных мероприятий
На решение задач и достижение целей подпрограммы ориентированы следующие основные мероприятия:
2.4.1. Государственная поддержка организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих оказание жилищно-коммунальных услуг.
В основное мероприятие включено следующее мероприятие:
2.4.1.1. Финансовое обеспечение государственных полномочий по компенсации выпадающих доходов теплоснабжения организаций, возникающих в результате установления льготных тарифов для населения Сковородинского муниципального округа.
2.4.2. Проведение мероприятий по обеспечению доступности коммунальных услуг, повышению качества и надежности жилищно-коммунального обслуживания населения.
В основное мероприятие включены следующие мероприятия:
2.4.2.1. Расходы, направленные на модернизацию коммунальной инфраструктуры.
Реализация мероприятия направлена на модернизацию коммунальной инфраструктуры, а также на оснащение предприятий жилищно-коммунального комплекса оборудованием и машинами для осуществления деятельности жилищно-коммунальных услуг.
2.4.2.2. Расходы, направленные на ремонт бань.
Реализация мероприятия направлены на ремонт бань, расположенных в населенных пунктах Сковородинского муниципального округа.
2.4.2.3. Разработка или актуализация схем теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения.
Реализация мероприятия направлены на разработку или актуализацию схем теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения.
2.4.2.4. Оборудование контейнерных площадок для сбора твердых коммунальных отходов.
Реализация мероприятия направлены на оборудование контейнерных площадок для сбора твердых коммунальных отходов в населенных пунктах Сковородинского муниципального округа.
2.4.2.5. Расходы, направление на обеспечение бесперебойной поставки коммунальных ресурсов населению.
Реализация мероприятия направлена на обеспечение бесперебойной поставки коммунальных ресурсов населению Сковородинского коммунального округа.
2.4.2.6. Приобретение автомобильной коммунальной техники, предназначенной для оказания услуг населению и (или) для проведения аварийно-восстановительных работ на объектах жилищно-коммунального хозяйства.
Реализация мероприятия направлена централизованное приобретение автомобильной коммунальной технике.
2.4.3. Приоритетный проект "Формирование комфортной городской среды".
В основное мероприятие включено следующее мероприятие:
2.4.3.1. Реализация программ современной городской среды.
Реализация мероприятия направлена на обновление общественных и дворовых территорий населенных пунктов Сковородинского муниципального округа.
2.5. Ресурсное обеспечение подпрограммы
Ресурсное обеспечение и прогнозная (справочная) оценка расходов на реализацию мероприятий подпрограммы из различных источников финансирования представлены в приложениях N 2, 3 к муниципальной программе.
2.6. Планируемые показатели эффективности реализации подпрограммы и непосредственные результаты основных мероприятий подпрограммы
Значения показателей эффективности реализации подпрограммы и непосредственных результатов мероприятий подпрограммы, планируемых показателей приведены в приложении N 1 к муниципальной программе. Коэффициенты значимости основных мероприятий приведены в таблице 1.
Таблица 1
Коэффициенты значимости основных мероприятий
Наименование подпрограммы, основного мероприятия |
Значение планового показателя по годам реализации |
||||||||||||
2023 год |
2024 год |
2025 год |
2026 год |
2027 год |
2028 год |
2029 год |
2030 год |
2031 год |
2032 год |
2033 год |
2034 год |
2035 год |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
Подпрограмма "Обеспечение доступности коммунальных услуг, повышение качества и надежности жилищно-коммунального обслуживания населения" |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Финансовое обеспечение государственных полномочий по компенсации выпадающих доходов теплоснабжения организаций, возникающих в результате установления льготных тарифов для населения Сковородинского муниципального округа |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
Расходы, направленные на модернизацию коммунальной инфраструктуры |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
Расходы, направленные на ремонт бань |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
Разработка или актуализация схем теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
Оборудование контейнерных площадок для сбора твердых коммунальных отходов |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
Расходы, направление на обеспечение бесперебойной поставки коммунальных ресурсов населению |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
Приобретение автомобильной коммунальной техники, предназначенной для оказания услуг населению и (или) для проведения аварийно-восстановительных работ на объектах жилищно-коммунального хозяйства |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
Реализация программ современной городской среды |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
3. Подпрограмма
"Энергосбережение и повышение энергетической эффективности"
3.1. Паспорт подпрограммы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности"
Наименование подпрограммы |
Энергосбережение и повышение энергетической эффективности |
Координатор подпрограммы |
Заместитель Главы Сковородинского муниципального округа по жилищно-коммунальному хозяйству, строительству и архитектуре |
Участники подпрограммы |
Управление жилищно-коммунального хозяйства и капитального строительства администрации Сковородинского муниципального округа Управление образования администрации Сковородинского муниципального округа |
Цель (цели) подпрограммы |
Снижение затрат при производстве, передаче и потреблении электрической и тепловой энергии, воды в социальной сфере и жилищно-коммунальном хозяйстве, включая население Сковородинского муниципального округа |
Задачи подпрограммы |
Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на территории Сковородинского муниципального округа; мероприятия по энергосбережению, имеющие системный характер |
Этапы (при их наличии) и сроки реализации подпрограммы |
2023 - 2035 годы, этапы не выделяются. |
Объемы ассигнований бюджета Сковородинского муниципального округа муниципальной программы (с расшифровкой по годам ее реализации) а также прогнозные объемы средств, привлекаемых из других источников |
Объем ассигнований бюджета Сковородинского муниципального округа на реализацию подпрограммы составляет 0 тыс. рублей, в том числе по годам: 2023 год - 0 тыс. рублей; 2024 год - 0 тыс. рублей; 2025 год - 0 тыс. рублей; 2026 год - 0 тыс. рублей; 2027 год - 0 тыс. рублей; 2028 год - 0 тыс. рублей; 2029 год - 0 тыс. рублей; 2030 год - 0 тыс. рублей; 2031 год - 0 тыс. рублей; 2032 год - 0 тыс. рублей; 2033 год - 0 тыс. рублей; 2034 год - 0 тыс. рублей; 2035 год - 0 тыс. рублей. Планируемый объем финансирования за счет средств федерального бюджета составляет 0 тыс. рублей. Планируемый объем финансирования за счет средств областного бюджета составляет 0 тыс. рублей. Планируемый объем финансирования за счет средств бюджетов поселений составляет 0 тыс. рублей. Планируемый объем финансирования из внебюджетных источников составляет 0 тыс. рублей. |
Ожидаемые конечные результаты реализации подпрограммы |
Снижение энергоемкости потребления энергоресурсов на территории Сковородинского муниципального округа на 63,3% к 2035 году по отношению к 2022 году. |
3.2. Характеристика сферы реализации подпрограммы
Одна из основных проблем Сковородинского муниципального округа - низкая энергоэффективность во всех сферах экономики, особенно в бюджетном секторе и жилищно-коммунальном хозяйстве.
Решение проблемы энергосбережения и повышения энергетической эффективности носит долгосрочный характер, что обусловлено необходимостью как изменения системы отношений на рынках энергоносителей, так и замены и модернизации значительной части производственной, инженерной и социальной инфраструктуры и ее развития на новой технологической базе.
В Сковородинском муниципальном округе около 35 - 40% всех потребляемых топливно-энергетических ресурсов (далее - ТЭР) расходуется без отдачи, неэффективно. Вследствие этого возрастает себестоимость производимой промышленной и сельскохозяйственной продукции, снижается ее конкурентоспособность, увеличиваются ежегодные затраты на поддержание в работоспособном состоянии и развитие топливно-энергетического комплекса (далее - ТЭК), возрастают издержки населения и производственного сектора на потребляемые топливно-энергетические ресурсы, что негативно сказывается на уровне жизни жителей округа. Ситуация усугубляется общеэкономическими проблемами, в частности, рост энергоемкости большинства видов промышленной продукции, в жилищно-коммунальном хозяйстве (далее - ЖКХ) и бюджетном секторе повлек за собой сокращение спроса на продукцию предприятий на внутреннем и внешних рынках товаров и услуг, что привело к снижению энергоэффективности экономики в целом.
В настоящее время достаточно остро стоит проблема повышения эффективности энергосбережения ТЭР. В связи с ежегодным удорожанием стоимости энергоресурсов значительно увеличилась доля затрат на ТЭР в себестоимости продукции и оказании услуг.
Усугубляют ситуацию рост цен на топливо, рост тарифов на тепловую и электрическую энергию, опережающие уровень инфляции, что приводит к снижению конкурентоспособности товаропроизводителей, повышению расходов бюджетов всех уровней на энергообеспечение жилых домов, организаций социальной сферы, увеличению коммунальных платежей населения.
Недостаточное финансирование комплекса работ по энергосбережению в течение ряда лет негативно влияет на сложившуюся ситуацию.
В настоящее время потребители несут значительные затраты на оплату коммунальных ресурсов. Договоры на поставку тепла, холодной и горячей воды, электроэнергии в местах общего пользования отражают объемы реализации, которые зачастую значительно отличаются от фактического потребления.
Все эти негативные последствия обусловливают объективную необходимость экономии энергоресурсов и актуальность проведения целенаправленной политики энергосбережения.
3.3. Приоритеты социально-экономической политики в сфере реализации подпрограммы, цели, задачи и ожидаемые конечные результаты
Приоритеты социально-экономической политики в сфере реализации подпрограммы определяются в соответствии с Планом мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в Амурской области, направленным на реализацию Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", утвержденным распоряжением Правительства Амурской области от 24.05.2010 N 55-р.
Комплексное решение вопросов, связанных с эффективным использованием топливно-энергетических ресурсов на территории Сковородинского муниципального округа, является одной из приоритетных задач экономического развития социальной и жилищно-коммунальной инфраструктуры и требует взаимодействия между администрацией Сковородинского муниципального округа и организациями жилищно-коммунального комплекса, направленного на осуществление энергосберегающих мероприятий. Учитывая социальную и экономическую значимость энергосберегающих мероприятий, реализация подпрограммы позволит решить задачи энергосбережения в социальной сфере и сфере жилищно-коммунального хозяйства, а также снизить нагрузку на население и бюджет Сковородинского муниципального округа по оплате за потребленные ресурсы.
Основным инструментом управления энергосбережением является программно-целевой метод, предусматривающий разработку, принятие и исполнение подпрограммы энергосбережения. Необходимость решения проблемы энергосбережения программно-целевым методом обусловлена следующими причинами:
1. Невозможность комплексного решения проблемы в требуемые сроки за счет использования действующего рыночного механизма.
2. Комплексный характер проблемы и необходимость координации действий по ее решению. Повышение эффективности использования энергии и других видов ресурсов требует координации действий поставщиков и потребителей ресурсов, выработки общей технической политики, согласования договорных условий, сохранения баланса и устойчивости работы технических систем и т.п.
3. Необходимость обеспечения выполнения задач социально-экономического развития, поставленных на местном уровне. Стратегия социально-экономического развития Сковородинского муниципального округа до 2035 года определила внедрение энергосберегающих технологий среди главных ориентиров в реализации стратегического выбора Сковородинского муниципального округа.
4. Необходимость повышения эффективности расходования бюджетных средств, в частности на оплату услуг жилищно-коммунального комплекса.
Решение этих вопросов без применения программно-целевого метода не представляется возможным.
Целью подпрограммы является снижение затрат при производстве, передаче и потреблении электрической и тепловой энергии, воды в социальной сфере и жилищно-коммунальном хозяйстве, включая население Сковородинского муниципального округа.
Реализация подпрограммы осуществляется путем решения следующей задачи:
энергосбережение и повышение энергетической эффективности на территории Сковородинского муниципального округа;
мероприятия по энергосбережению, имеющие системный характер.
К 2035 году ожидается достижение следующих результатов:
задача "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на территории Сковородинского муниципального округа":
а) доля многоквартирных домов на территории Сковородинского муниципального округа (далее - МКД), оснащенных общедомовыми (коллективными) приборами учета используемых энергетических ресурсов по видам коммунальных ресурсов, в общем количестве МКД - 100 процентов, в том числе:
приборами учета потребления электрической энергии - 100 процентов;
приборами учета потребления тепловой энергии - 100 процентов;
приборами учета потребления холодной воды - 100 процентов;
приборами учета потребления горячей воды - 100 процентов;
б) доля МКД, оснащенных индивидуальными приборами учета используемых энергетических ресурсов по видам коммунальных ресурсов, в общем количестве МКД - 100 процентов, в том числе:
приборами учета потребления электрической энергии - 100 процентов;
приборами учета потребления тепловой энергии - 100 процентов;
приборами учета потребления холодной воды - 100 процентов;
приборами учета потребления горячей воды - 100 процентов;
в) доля бюджетных учреждений Сковородинского муниципального округа (далее - БУ), оснащенных приборами учета, в общем количестве БУ - 100 процентов;
г) доля тепловой энергии, отпущенной в тепловые сети от источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки тепловой и электрической энергии, принадлежащих организациям, осуществляющим регулируемые виды деятельности на территории Сковородинского муниципального округа (далее - организации), в общем объеме производства тепловой энергии в системах централизованного теплоснабжения организациями - 95,5 процентов;
д) удельный расход тепловой энергии зданиями и помещениями учебно-воспитательного назначения Сковородинского муниципального округа - 0,18 Гкал/м2;
е) удельный расход электрической энергии зданиями и помещениями учебно-воспитательного назначения Сковородинского муниципального округа - 18,00 кВт x ч/м2;
ж) объем потребления электрической энергии, тепловой энергии, угля, воды муниципальными учреждениями Сковородинского муниципального округа, в том числе:
электрической энергии - 112900 тыс. кВт x ч.;
тепловой энергии - 556600 Гкал;
з) доля МКД, имеющих класс энергетической эффективности "B" и выше, на территории Сковородинского муниципального округа - 6,0 процента;
и) удельный расход тепловой энергии в МКД на территории Сковородинского муниципального округа - 0,20 Гкал/м2;
й) удельный расход электрической энергии в МКД на территории Сковородинского муниципального округа - 31,00 кВт x ч/м2;
к) удельный расход топлива на отпуск электрической энергии тепловыми электростанциями организаций - 467,25 кг условного топлива/кВт x ч.;
л) удельный расход топлива на отпущенную тепловую энергию с коллекторов тепловых электростанций организаций - 319,00 кг условного топлива/Гкал;
м) доля потерь электрической энергии в общем объеме выработанной электрической энергии на территории Сковородинского муниципального округа - 3,1 процента;
н) доля энергоэффективных светодиодных источников света в системах уличного освещения Сковородинского муниципального округа - 80 процентов;
о) количество транспортных средств (включая легковые электромобили) с автономным источником электрического питания, зарегистрированных на территории Сковородинского муниципального округа, - 175 единиц;
п) доля внебюджетных средств, используемых для финансирования мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, в общем объеме финансирования подпрограммы - 100 процентов.
Задача "Мероприятия по энергосбережению, имеющие системный характер":
а) доля энергосервисных договоров (контрактов), заключенных муниципальными учреждениями, предметом которых является осуществление исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов на территории Сковородинского муниципального округа, по отношению к 2022 году - 10 процентов.
3.4. Описание системы основных мероприятий
На решение задачи "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на территории Сковородинского муниципального округа" направлены следующие основные мероприятия:
1. Проведение мероприятий, влияющих на повышение энергоэффективности.
1.1. Технические и технологические мероприятия энергосбережения, включающие в себя:
1.1. Оснащение приборами учета используемых энергетических ресурсов в жилищном фонде и организациях, в том числе с использованием интеллектуальных приборов учета, автоматизированных систем учета используемых энергетических ресурсов и систем диспетчеризации; замена существующих приборов учета на приборы с улучшенными метрологическими характеристиками и установка приборов учета для малоимущих граждан.
1.1.2. Мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности жилищного фонда, в том числе по проведению энергоэффективного капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, включая повышение тепловой защиты зданий жилищного фонда при капитальном ремонте; утепление зданий жилищного фонда, включая наружные ограждающие конструкции и подвальные помещения.
1.1.3. Мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности систем коммунальной инфраструктуры, направленные в том числе на развитие жилищно-коммунального хозяйства и включающие мероприятия по:
оптимизации режимов работы энергоисточников, количества котельных и их установленной мощности с учетом корректировок схем энергоснабжения, местных условий и видов топлива;
проведению ремонтно-наладочных, пусковых работ;
реконструкции и прокладке новых тепловых и электрических сетей, систем освещения, отопления, горячего и холодного водоснабжения коммунальной инфраструктуры;
модернизации котельных, включая строительство котельных с использованием энергоэффективных технологий с высоким коэффициентом полезного действия; внедрение систем автоматизации работы и загрузки котлов, общекотельного и вспомогательного оборудования;
автоматизации отпуска тепловой энергии потребителям.
1.1.4. Мероприятия по энергосбережению в организациях и повышению энергетической эффективности этих организаций.
1.1.5. Мероприятия по увеличению количества случаев использования в качестве источников энергии вторичных энергетических ресурсов и (или) возобновляемых источников энергии.
1.1.6. Мероприятия по энергосбережению в транспортном комплексе и повышению его энергетической эффективности.
1.1.7. Мероприятия по закупке энергопотребляющего оборудования высоких классов энергетической эффективности и замене энергопотребляющего оборудования с завышенной мощностью.
1.1.8. Проведение энергоаудита и паспортизации существующих зданий и сооружений бюджетной сферы.
1.1.9. Мероприятия по реконструкции и модернизации систем внутреннего и наружного освещения, в том числе:
разработка проектов освещения кварталов, пространственного распределения источников освещения исходя из требований энергосбережения;
замена светильников внутреннего и наружного освещения на светодиодные;
внедрение электронной пускорегулирующей аппаратуры и автоматизированных систем управления наружным освещением.
Для решения задачи "Мероприятия по энергосбережению, имеющие системный характер" применяются мероприятия:
1.2. Организационные мероприятия энергосбережения, в том числе:
1.2.1. Мероприятия по выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов (включая газоснабжение, тепло- и электроснабжение), по организации постановки таких объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и последующему признанию права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества.
1.2.2. Мероприятия по организации управления бесхозяйными объектами недвижимого имущества, используемыми для передачи энергетических ресурсов, с момента выявления таких объектов, в том числе определению источника компенсации возникающих при их эксплуатации нормативных потерь энергетических ресурсов (включая тепловую энергию, электрическую энергию), в частности за счет включения расходов на компенсацию указанных потерь в тариф организации, управляющей такими объектами, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
1.2.3. Мероприятия по стимулированию производителей и потребителей энергетических ресурсов, организаций, осуществляющих передачу энергетических ресурсов к проведению мероприятий по энергосбережению, повышению энергетической эффективности и сокращению потерь энергетических ресурсов.
1.2.4. Мероприятия по информационной поддержке и пропаганде:
энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории Сковородинского муниципального округа;
реализации мер по снижению пикового потребления электрической энергии населением;
возможности заключения энергосервисных договоров (контрактов) и об особенностях их заключения;
энергетической эффективности бытовых энергопотребляющих устройств и других товаров, в отношении которых в соответствии с законодательством Российской Федерации предусмотрено определение классов их энергетической эффективности либо применяется добровольная маркировка энергетической эффективности;
установленных законодательством об энергосбережении и повышении энергетической эффективности требованиях, предъявляемых к собственникам жилых домов, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов;
возможных типовых решений по повышению энергетической эффективности и энергосбережению.
3.5. Ресурсное обеспечение подпрограммы
Ресурсное обеспечение и прогнозная (справочная) оценка расходов на реализацию мероприятий подпрограммы из различных источников финансирования представлены в приложениях N 2, 3 к муниципальной программе.
3.6. Планируемые показатели эффективности реализации подпрограммы и непосредственные результаты основных мероприятий подпрограммы
Значения показателей эффективности реализации подпрограммы и непосредственных результатов мероприятий подпрограммы, планируемых показателей приведены в приложении N 1 к муниципальной программе.
Коэффициенты значимости основных мероприятий приведены в таблице 2.
Таблица 2
Коэффициенты значимости основных мероприятий
Наименование подпрограммы, основного мероприятия |
Значение планового показателя по годам реализации |
||||||||||||
2023 год |
2024 год |
2025 год |
2026 год |
2027 год |
2028 год |
2029 год |
2030 год |
2031 год |
2032 год |
2033 год |
2034 год |
2035 год |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
Подпрограмма "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности" |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Технические и технологические мероприятия энергосбережения |
0,8 |
0,8 |
0,8 |
0,8 |
0,8 |
0,8 |
0,8 |
0,8 |
0,8 |
0,8 |
0,8 |
0,8 |
0,8 |
Организационные мероприятия энергосбережения |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Сковородинского района Амурской области от 30 сентября 2022 г. N 867 "Об утверждении муниципальной программы "Модернизация жилищно-коммунального комплекса, энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Сковородинском муниципальном округе"
Вступает в силу с 4 октября 2022 г. и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2023 г.
Опубликование:
информационный бюллетень Сковородинского района от 4 октября 2022 г. N 22
Постановлением Администрации Сковородинского муниципального округа Амурской области от 18 января 2023 г. N 84 настоящий документ признан утратившим силу с 1 января 2023 г.