Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 16
Создание условий для инвестиций с трансграничным воздействием
1. Эффективно понесенные инвестиционные расходы, которые исключают затраты на техническое обслуживание, связанные с проектом, представляющим общий интерес, подпадающим под категории энергетической инфраструктуры, установленные в пункте (1)(a), (b), (c), (d) и (f) Приложения II, и с проектами, представляющими общий интерес, подпадающими под категорию энергетической инфраструктуры, установленную в пункте (3) Приложения II, если они подпадают под компетенцию национальных регулятивных органов в каждом соответствующем государстве-члене ЕС, возлагаются на соответствующего TSO или инициаторов проектов передающей инфраструктуры государств-членов ЕС, на которые проект оказывает общее положительное воздействие и, в той степени, в которой не покрываются арендной платой за перегрузку или другими сборами, оплачиваются пользователями сети через тарифы на доступ к сети в указанном или указанных государствах-членах ЕС.
2. Положения настоящей Статьи должны применяться к проекту, представляющему общий интерес, подпадающему под категории энергетической инфраструктуры, установленные в пункте (1)(a), (b), (c), (d) и (f) и пункте (3) Приложения II, если как минимум один инициатор проекта запрашивает у соответствующих национальных органов их заявку на покрытие расходов по проекту.
Проекты, подпадающие под категорию энергетической инфраструктуры, установленную в пункте (1)(e) и пункте (2) Приложения II, могут воспользоваться положениями настоящей Статьи, если как минимум один инициатор проекта запрашивает заявку у соответствующих национальных органов.
Если у проекта имеется несколько инициаторов проекта, соответствующие национальные регулятивные органы должны без промедления запросить у всех инициаторов проекта совместную подачу запроса на инвестиции в соответствии с параграфом 4.
3. В том, что касается проекта, представляющего общий интерес, к которому применяется параграф 1, инициаторы проекта должны регулярно информировать все соответствующие национальные регулятивные органы, как минимум, раз в год, и до тех пор, пока проект не будет введен в эксплуатацию, о реализации указанного проекта и об определении связанных с ним расходов и воздействия.
4. Как только такой проект, представляющий общий интерес, достигнет достаточной зрелости и, по оценкам, будет готов к началу этапа строительства в течение следующих 36 месяцев, инициаторы проекта, после консультаций с TSOs из государств-членов ЕС, которые получают от него значительное общее положительное воздействие, должны представить запрос на инвестиции. Такой запрос на инвестиции должен включать запрос на трансграничное распределение расходов и должен быть представлен всем соответствующим заинтересованным национальным регулятивным органам совместно со всем следующим:
(a) актуальный анализ эффективности затрат по определенному проекту в соответствии с методом, разработанным согласно Статье 11, и с учетом преимуществ за пределами границ государств-членов ЕС, на территории которых расположен проект, посредством рассмотрения как минимум совместных сценариев, разработанных для планирования развития сети согласно Статье 12. Если используются дополнительные сценарии, они должны соответствовать целевым показателям Союза в области энергетики и климата на 2030 г. и его цели климатической нейтральности на 2050 г. и должны подлежать тому же уровню консультаций и тщательного изучения, что и процесс, предусмотренный в Статье 12. Агентство должно отвечать за оценку любых дополнительных сценариев и гарантировать их соответствие настоящему параграфу;
(b) коммерческий план с оценкой финансовой жизнеспособности проекта, включая выбранное финансовое решение и, в отношении проекта, представляющего общий интерес, подпадающего под категорию энергетической инфраструктуры, указанную в пункте (3) Приложения II, результаты проверки в рыночных условиях;
(c) если согласны инициаторы проектов, обоснованное предложение о трансграничном распределении затрат.
Если проект продвигается несколькими инициаторами проектов, они должны вместе подать свой запрос на инвестиции.
Соответствующие национальные регулятивные органы по получении должны незамедлительно направить в Агентство копию каждого запроса на инвестиции в информационных целях.
Соответствующие национальные регулятивные органы и Агентство должны сохранять конфиденциальность коммерчески важной информации.
5. В течение шести месяцев с даты получения запроса на инвестиции последним из соответствующих национальных регулятивных органов указанные органы после консультаций с заинтересованными инициаторами проекта должны принять совместные согласованные решения о распределении эффективно понесенных инвестиционных затрат, которые должен нести каждый системный оператор в отношении проекта, а также их включении в тарифы или об отклонении запроса на инвестиции, полностью или частично, если общий анализ соответствующих национальных регулятивных органов приходит к выводу, что проект или его часть не могут обеспечить значительную чистую прибыль ни в одном из государств-членов ЕС соответствующих национальных регулятивных органов. Соответствующие национальные регулятивные органы должны включить соответствующие эффективно понесенные инвестиционные затраты в тарифы, как определено в рекомендации, указанной в параграфе 11, в соответствии с распределением инвестиционных затрат, которые должен нести каждый системный оператор в отношении проекта. Для проектов на территории соответствующего государства-члена ЕС соответствующие национальные регулятивные органы должны затем оценить при необходимости, могут ли возникнуть какие-либо проблемы с доступностью из-за включения инвестиционных затрат в тарифы.
При распределении расходов соответствующие национальные регулятивные органы должны учитывать фактические или предполагаемые:
(a) платежи за перегрузку или другие сборы;
(b) доходы, получаемые от механизма компенсации оператору межсистемной передачи согласно Статье 49 Регламента (ЕС) 2019/943.
Трансграничное распределение расходов должно учитывать экономические, социальные и экологические издержки и выгоды проектов в соответствующих государствах-членах ЕС, а также необходимость обеспечения стабильной финансовой основы для разработки проектов, представляющих общий интерес, при минимизации потребности в финансовой помощи.
При распределении расходов между странами соответствующие национальные регулятивные органы, после консультаций с заинтересованными TSOs, должны стремиться к взаимному согласию на основе, помимо прочего, информации, указанной в пунктах (a) и (b) первого подпараграфа параграфа 4 настоящей Статьи. Их оценка должна учитывать все соответствующие сценарии, указанные в Статье 12, и другие сценарии планирования развития сети, позволяющие провести тщательный анализ вклада проекта, представляющего общий интерес, в энергетическую политику Союза в области декарбонизации, интеграции рынка, конкуренции, устойчивости и надежности электроснабжения. Если используются дополнительные сценарии, они должны соответствовать целевым показателям Союза в области энергетики и климата на 2030 г. и его цели климатической нейтральности на 2050 г. и должны подлежать такому же уровню консультаций и проверки, что и процесс, предусмотренный в Статье 12.
Если проект, представляющий общий интерес, смягчает негативные внешние последствия, такие как кольцевые потоки, и данный проект, представляющий общий интерес, реализуется в государстве-члене ЕС, в котором возникли негативные внешние последствия, такое смягчение не должно рассматриваться как трансграничная выгода и, следовательно, не должно составлять основу для распределения расходов TSO государств-членов ЕС, затронутых указанными негативными внешними последствиями.
6. Соответствующие национальные регулятивные органы на основе трансграничного распределения расходов, указанного в параграфе 5 настоящей Статьи, должны учитывать фактические расходы, понесенные TSO или другим инициатором проекта в результате инвестиций, при установлении или утверждении тарифов в соответствии с пунктом (a) Статьи 41(1) Директивы 2009/73/EC и пунктом (a) Статьи 59(1) Директивы (ЕС) 2019/944, в той мере, в какой указанные расходы соответствуют затратам эффективного и сопоставимого в структурном плане оператора.
Соответствующие национальные регулятивные органы должны незамедлительно уведомить Агентство о решении о распределении расходов совместно с соответствующей информацией в отношении такого решения. В частности, решение о распределении расходов должно содержать подробные причины распределения расходов между государствами-членами ЕС, включая следующее:
(a) оценку выявленного воздействия на каждое из заинтересованных государств-членов ЕС, включая воздействие, которое касается сетевых тарифов;
(b) оценку коммерческого плана, указанного в пункте (b) первого подпараграфа параграфа 4;
(c) региональные или общесоюзные положительные внешние последствия, такие как надежность электроснабжения, гибкость системы, общность или инновации, которые будут генерироваться проектом;
(d) результат консультаций с заинтересованными инициаторами проекта.
Решение о распределении расходов должно быть опубликовано.
7. Если соответствующие национальные регулятивные органы не достигли соглашения по запросу на инвестиции в течение шести месяцев с даты получения запроса последним из соответствующих национальных регулятивных органов, они должны незамедлительно проинформировать Агентство.
В этом случае или по совместному запросу соответствующих национальных регулятивных органов решение по запросу на инвестиции, включающее трансграничное распределение затрат согласно параграфу 5, должно быть принято Агентством в течение трех месяцев с даты его направления в Агентство.
До принятия такого решения Агентство должно проконсультироваться с соответствующими национальными регулятивными органами и инициаторами проектов. Трехмесячный срок, указанный во втором подпараграфе, может быть продлен еще на два месяца, если Агентству необходима дополнительная информация. Указанный дополнительный срок должен начинаться на следующий день после получения полной информации.
Оценка Агентства должна учитывать все соответствующие сценарии, установленные согласно Статье 12, и другие сценарии планирования развития сети, позволяющие провести тщательный анализ вклада проекта, представляющего общий интерес, в достижение целевых показателей энергетической политики Союза в области декарбонизации, рыночной интеграции, конкуренции, устойчивости и надежности электроснабжения. Если используются дополнительные сценарии, они должны соответствовать целевым показателям Союза в области энергетики и климата на 2030 г. и его цели климатической нейтральности на 2050 г. и должны подлежать такому же уровню консультаций и проверки, что и процесс, предусмотренный в Статье 12.
Агентство в своем решении по запросу на инвестиции, включая трансграничное распределение затрат, должно оставить определение способа включения инвестиционных расходов в тарифы в соответствии с предписанным трансграничным распределением расходов соответствующим национальным органам во время имплементации указанного решения в соответствии с национальным законодательством.
Решение по запросу на инвестиции, включая трансграничное распределение расходов, должно быть опубликовано. Применяются Статья 25(3) и Статьи 28 и 29 Регламента (ЕС) 2019/942.
8. Копия всех решений о распределении расходов, совместно со всей соответствующей информацией в отношении каждого решения незамедлительно должна быть направлена Агентством Европейской Комиссии. Указанная информация может быть представлена в обобщенной форме. Европейская Комиссия должна сохранять конфиденциальность коммерчески важной информации.
9. Решения о распределении расходов не влияют на право TSOs подавать заявки и на право национальных регулятивных органов утверждать плату за доступ к сетям в соответствии со Статьей 13 Регламента (ЕС) 715/2009, Статьей 18(1) и Статьей 18(3) - (6) Регламента (ЕС) 2019/943, Статьей 32 Директивы 2009/73/EC и Статьей 6 Директивы (ЕС) 2019/944.
10. Настоящая Статья не применяется к проектам, представляющим общий интерес, которые получили освобождение:
(a) от выполнения требований Статей 32, 33 и 34 и Статьи 41(6), (8) и (10) Директивы 2009/73/EC, согласно Статье 36 указанной Директивы;
(b) от выполнения требований Статьи 19(2) и (3) Регламента (ЕС) 2019/943 или Статьи 6, Статьи 59(7) и Статьи 60(1) Директивы (ЕС) 2019/944, согласно Статье 63 Регламента (ЕС) 2019/943;
(c) от выполнения правил либерализации или доступа третьих лиц в соответствии со Статьей 17 Регламента (ЕС) 714/2009 Европейского Парламента и Совета ЕС*(33) или со Статьей 64 Регламента (ЕС) 2019/943 и Статьей 66 Директивы (ЕС) 2019/944.
11. До 24 июня 2023 г. Агентство должно принять рекомендацию по установлению передовых практик рассмотрения запросов на инвестиции для проектов, представляющих общий интерес. Указанная рекомендация должна регулярно обновляться по мере необходимости, в частности, для определения соответствия принципам, касающимся морских сетей для трансграничного распределения затрат на возобновляемые источники энергии, как указано в Статье 15(1). При принятии рекомендации или внесении в нее изменений Агентство должно провести масштабный процесс консультаций с участием всех соответствующих заинтересованных сторон.
12. Настоящая Статья должна применяться mutatis mutandis к проектам, представляющим взаимный интерес.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.