Во исполнение пункта 11 плана мероприятий "дорожной карты" по реализации комплекса мер по социализации и психологической адаптации несовершеннолетних иностранных граждан, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного и среднего общего образования, среднего профессионального образования, высшего образования на период до 2025 года, утвержденного Минпросвещения России 30 июня 2022 г., Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей Минпросвещения России (далее - Департамент) направляет разработанные Федеральным координационным ресурсным центром по психологической и социокультурной адаптации несовершеннолетних иностранных граждан ФГБОУ ВО "Московский государственный психолого-педагогический университет" рекомендации по организации профилактической работы в образовательных организациях с целью предупреждения возникновения рисков совершения противоправных деяний несовершеннолетних иностранных граждан и в отношении них, в том числе с учетом национального и религиозного фактора (далее - рекомендации) для апробации и внесения предложений и замечаний по их доработке с учетом имеющихся региональных практик в данной сфере.
Информацию по итогам апробации рекомендаций просим направить в Департамент в срок до 15 сентября 2022 года.
Приложение: на 25 л. в 1 экз.
Исполняющая |
Ю.А. Костыряченко |
Рекомендации
по организации профилактической работы в образовательных организациях с целью предупреждения возникновения рисков совершения противоправных деяний несовершеннолетних иностранных граждан и в отношении них, в том числе с учетом национального и религиозного фактора
I. Общие положения
1.1. В Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации вопросы межнациональных отношений обозначены в качестве центральных. Основной платформой по адаптации и интеграции иностранных несовершеннолетних граждан в социокультурное пространство российского общества могут стать образовательные организации. Во исполнение плана мероприятий по реализации в 2022-2025 годах Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года (65 пункта плана), утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 3718-р, разработан комплекс мер по социализации и психологической адаптации несовершеннолетних иностранных граждан, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, высшего образования на период до 2025 года, утвержденный Минпросвещения России, Минобрнауки России, ФАДН России в апреле 2022 года (далее - комплекс мер).
1.2. Рекомендации по организации профилактической работы в образовательных организациях с целью предупреждения возникновения рисков совершения противоправных деяний несовершеннолетних иностранных граждан и в отношении них, в том числе с учетом национального и религиозного фактора (далее - рекомендации), разработаны по заданию Минпросвещения России Федеральным координационным ресурсным центром по психологической и социокультурной адаптации несовершеннолетних иностранных граждан ФГБОУ ВО "Московский государственный психолого-педагогический университет" (далее - ФКРЦ) с учетом положений федерального законодательства в указанной сфере*, согласно пункту 11 плана мероприятий "дорожной карты" по реализации комплекса мер, утвержденного Минпросвещения России 30 июня 2022 года.
1.3. Настоящие рекомендации направлены на обеспечение деятельности в образовательных организациях по предупреждению возникновения рисков совершения противоправных деяний несовершеннолетними иностранными гражданами и в отношении них с учетом национального и религиозного факторов, а также по своевременному выявлению несовершеннолетних иностранных граждан, испытывающих трудности в адаптации и склонных к противоправным деяниям.
1.4. Рекомендации предназначены для руководителей, специалистов и педагогических работников образовательных организаций, работающих с несовершеннолетними иностранными гражданами.
К факторам/рискам, влияющим на проявление социальной дезадаптации несовершеннолетних иностранных граждан или способствующим возникновению рисков противоправного поведения возможно отнесение следующих:
низкий уровень владения русским языком несовершеннолетними иностранными гражданами;
отсутствие мотивации у несовершеннолетних иностранных граждан и их родителей (законных представителей) для изучения русского языка, принятия российской культуры, норм поведения, установленных в российском обществе;
социокультурные особенности семьи, в том числе: обособленность проживания некоторых семей несовершеннолетних иностранных граждан, ценности семьи, включая ортодоксальные традиции, проявления вероисповедания родителей (законных представителей) несовершеннолетних иностранных граждан противоречащие нормам, принятым в российском обществе;
отсутствие мотивации у несовершеннолетних иностранных граждан для участия в мероприятиях, проводимых образовательными организациями, досуговой и общественно полезной деятельности;
возникновение конфликтов национального и религиозного характера;
и иных.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
1.6. Для обеспечения выявления основных образовательных потребностей несовершеннолетнего иностранного гражданина, определения динамики его социокультурной и психологической адаптации в образовательной организации, предупреждения возникновения рисков совершения противоправных деяний (с учетом национального и религиозного факторов) предлагается ведение социального дневника несовершеннолетнего иностранного гражданина (далее - социальный дневник).
Социальный дневник может стать формой информационного обмена и взаимодействия между педагогическими работниками при разработке и реализации индивидуального профилактического маршрута, выявлении рисков противоправного поведения.
В социальном дневнике возможна# фиксируются результаты наблюдений за поведением, результаты диагностик несовершеннолетнего обучающегося, профилактической работы педагогов образовательной организации и иные сведения с учетом ресурсов образовательной организации, региональной специфики, которые позволяют осуществлять подбор эффективных методик, технологий и форм работы по предупреждению рисков совершения противоправных деяний обучающимся.
В социальном дневнике фиксируются результаты диагностических методик и наблюдений за поведением несовершеннолетнего иностранного обучающегося, проведенные и планируемые профилактические мероприятия и иные сведения, необходимые для работы по предупреждению противоправных деяний несовершеннолетних иностранных граждан и в отношении них.
Данная работа выстраивается с учетом ресурсов образовательной организации и региональной специфики, опираясь на эффективные методики, технологии и формы работы по предупреждению рисков совершения противоправных деяний несовершеннолетними иностранными гражданами.
Сведения в социальный дневник могут вносить специалисты и педагогические работники образовательной организации, работающие с несовершеннолетними иностранными гражданами. Заполнение первого раздела социального дневника "Общая информация о несовершеннолетнем иностранном гражданине" возможно специалистом образовательной организации, принимающим документы от родителей (законных представителей). Внесение последующих сведений в другие разделы социального дневника осуществляется педагогическими работниками по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц на втором этапе и не реже одного раза в год на третьем этапе профилактических мероприятий.
Примерная форма социального дневника представлена в приложении 1.
1.7. В рекомендациях используются следующие понятия (с учетом определений, представленных на открытом образовательном ресурсе https://vocabulary.ru):
несовершеннолетний - лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет;
иностранный гражданин - это физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства;
противоправное деяние - деяние, нарушающее какие-либо нормы права (гражданского, административного, трудового, уголовного и др.);
профилактика - комплекс мер социально-психологического, медицинского и педагогического характера, направленных на нейтрализацию воздействия отрицательных факторов социальной среды на личность с целью предупреждения отклонений в ее поведении;
риски - характеристика ситуаций, имеющих неопределенность исхода, при обязательном наличии неблагоприятных последствий;
социокультурная адаптация - процесс приспособления человека к условиям жизни, нормам поведения, нормам общения в новой социальной среде;
психологическая адаптация - приспособление человека к существующим в обществе требованиям и критериям оценки за счет присвоения норм и ценностей данного общества;
социальная дезадаптация - рассогласование мироощущения и миропонимания ребенка с явлениями окружающей среды, ее традициями и нормами, проявляющаяся в ослаблении и утрате социальных связей с семьей, школой и другими социальными институтами;
религиозный фактор - это влияние религии как социального института на нерелигиозные стороны жизни общества;
национальный фактор - совокупность явлений этнонационального характера, присущих обществу и играющих определенную роль в его жизни;
реабилитационный досуг - это деятельность, направленная на активацию личностных ресурсов дезадаптированного подростка, коррекцию его ценностных установок и мотиваций за счет включения в новые позитивно ориентированные отношения с целью восстановления социального статуса, утраченных или несформированных социальных навыков и последующего успешного включения в социум;
комфортная образовательная среда - это результат комплексного, системного, длительного и специально организованного психолого-педагогического процесса.
1.8. Полезная информация (нормативные правовые акты, литературные источники, методические материалы) по данной проблематике представлены на официальном сайте ФКРЦ в разделе "Методические материалы": http://fkrc.mgppu.ru/materials.
II. Этапы профилактической работы в образовательных организациях с целью предупреждения возникновения рисков совершения противоправных деяний несовершеннолетних иностранных граждан
Разработка и реализация этапов профилактической работы по предупреждению возникновения рисков совершения противоправных деяний среди несовершеннолетних иностранных граждан осуществляется с учетом национального и религиозного факторов, ресурсов образовательной организации для реализации профилактических мер общего и индивидуального характера, сопровождения процессов адаптации несовершеннолетних иностранных граждан в образовательных организациях.
Для обеспечения комфортной образовательной среды рекомендуется принятие дополнительных мер общего и индивидуального характера, направленных на:
обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних иностранных граждан и организацию благоприятных условий для их обучения, воспитания и развития;
устранение негативных факторов, препятствующих социализации, социокультурной и психологической адаптации несовершеннолетних иностранных граждан;
обеспечение взаимодействия с родителями (законными представителями) несовершеннолетних иностранных граждан в целях их социокультурной и психологической адаптации;
формирование у несовершеннолетних иностранных граждан законопослушного поведения, навыков бесконфликтного общения через вовлечение их в реализацию социально-значимых проектов и участие в воспитательных мероприятиях.
К осуществлению профилактической работы могут привлекаться педагоги, классные руководители, педагоги-психологи, социальные педагоги, логопеды (дефектологи) и другие заинтересованные лица образовательных организаций.
В процессе реализации профилактических мероприятий руководитель образовательной организации осуществляет координацию всего процесса адаптации и социализации несовершеннолетних иностранных граждан в образовательной организации: создание комфортной образовательной среды, обеспечение благоприятного социально-психологического климата, развитие компетенций педагогических работников и специалистов в области использования эффективных способов коммуникации с иностранными несовершеннолетними гражданами и членами их семей.
Руководитель образовательной организации, координируя деятельность педагогических работников при проведении профилактических мероприятий общего и индивидуального характера с целью предупреждения возникновения рисков совершения противоправных деяний несовершеннолетних иностранных граждан и в отношении них (с учетом национального и религиозного факторов), организует взаимодействие с религиозными конфессиями и объединениями, землячествами, диаспорами и другими общественными объединениями и организациями при проведении мероприятий в рамках урочной, внеурочной деятельности, направленных на уважение к представителям других этнических, национальных и религиозных групп, их традициям.
Руководитель образовательной организации при поступлении несовершеннолетнего иностранного гражданина в образовательную организацию и в процессе обучения может проводить разъяснительную профилактическую работу с родителями (законными представителями) несовершеннолетних иностранных граждан о принципах светского характера образования.
Педагогические работники реализуют профилактические мероприятия общего и индивидуального характера в рамках своих компетенций. Для эффективной работы по языковой, психологической и социокультурной адаптации несовершеннолетних иностранных граждан педагогическим работникам рекомендуем создавать комфортную образовательную среду с использованием технологий языковой поддержки обучающихся и их родителей (законных представителей), атмосферу дружелюбия и толерантности, приобщать к российской культуре, истории, традициям.
В образовательных организациях обеспечение освоения социокультурных знаний, явлений иноязычной культуры, формирование опыта конструктивного общения составляют основу профилактических мер общего и индивидуального характера, которые могут реализоваться в рамках:
урочной деятельности (программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов (русский язык, литература, история, география и иные);
внеурочной деятельности (художественные, культурологические, филологические кружки, хоровые студии, сетевые сообщества, спортивные клубы и секции, краеведческие, военно-патриотические объединения, участие в конференциях, олимпиадах, экскурсиях, соревнованиях, общественно полезной деятельности;
дополнительного образования (дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы технической, естественно-научной, физкультурно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой, социально-педагогической направленности).
Работу по профилактике противоправных деяний несовершеннолетних иностранных граждан и в отношении них предлагается осуществлять поэтапно, с проработкой каждого предлагаемого уровня и отражением информации в индивидуальном профилактическом маршруте (далее - индивидуальный маршрут) для каждого обучающегося несовершеннолетнего иностранного гражданина. Индивидуальный маршрут формируется с учетом психологических и социокультурных особенностей несовершеннолетних иностранных граждан в соответствии с предлагаемыми в рекомендациях критериями их адаптации и социализации.
Косвенные показатели эффективности проводимых профилактических мер:
повышение уровня владения русским языком;
активное участие в проводимых мероприятиях как на уровне образовательной организации, так и за ее пределами;
повышение мотивации к изучению и принятию норм и традиций российского общества;
отсутствие конфликтов на почве национального и религиозного характера.
2.1. Первый этап профилактических мероприятий (меры общего характера)
Мероприятия первого этапа предлагается проводить со всеми обучающимися несовершеннолетними иностранными гражданами в рамках курсов по выбору (в части учебного плана), воспитательной работы, дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ. Диагностика проводится с согласия родителей (законных представителей) по их письменному заявлению.
Работа с родителями (законными представителями) несовершеннолетних иностранных граждан, осуществляется в форме индивидуальных бесед по правовому и культурному просвещению в области российского законодательства, ознакомлению с традициями и нормами, принятыми в российском обществе, разъяснению принципов светского образования. Профилактика на данном этапе строится в том числе с учетом разработанных рекомендаций Минпросвещения России.**
Алгоритм по реализации первого этапа (с момента зачисления несовершеннолетнего иностранного гражданина в образовательную организацию)
1. Проведение первичной диагностики по методике "Психолого-педагогическая оценка особых образовательных потребностей" (приложение 2).
2. Внесение результатов диагностики в социальный дневник, разработка индивидуального маршрута профилактических мероприятий.
3. Реализация индивидуального маршрута с учетом: показателей оценки особых образовательных потребностей, наличия мотивации несовершеннолетнего иностранного гражданина и членов его семьи к освоению русского языка, приобщению к культурным ценностям российского общества, ресурсов образовательной организации.
4. Проведение разъяснительной работы с родителями (законными представителями) несовершеннолетнего иностранного гражданина (в рамках родительских собраний, индивидуальных ознакомительных бесед об идеях межнационального мира и сотрудничества), осуществление сбора информации об особенностях семьи и ее уклада. Ознакомление родителей (законных представителей) несовершеннолетнего иностранного гражданина с результатами диагностики, определение дальнейшей совместной работы по предупреждению рисков противоправного поведения.
5. Проведение промежуточной диагностики (результаты наблюдения за поведением несовершеннолетнего иностранного гражданина, статус по социометрическому тесту, включенность его в общественно-полезные дела, мероприятия, проводимые в образовательной организации).
Вариант маршрутизации несовершеннолетнего иностранного гражданина в образовательной организации на первом этапе профилактических мероприятий (меры общего характера)
2.2. Второй этап профилактических мероприятий (меры индивидуального характера)
Мероприятия второго этапа предлагается проводить с несовершеннолетними иностранными гражданами, у которых диагностируются факторы/риски, влияющие на проявление их социальной дезадаптации.
На данном этапе (при согласовании с органом государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, или органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования) возможно привлечение к работе с несовершеннолетними иностранными гражданами и их семьями представителей религиозных конфессий и национальных диаспор, членов социально-ориентированных некоммерческих организаций, благотворительных фондов, а также, при наличии оснований, представителей органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Меры индивидуального характера на втором этапе профилактики направлены на:
нормализацию эмоционально-психологического состояния несовершеннолетних иностранных граждан;
переосмысление отношения к жизни и окружающим людям с иным вероисповеданием и национальными особенностями;
формирование у несовершеннолетних иностранных граждан положительных жизненных целей и перспектив;
осознание и принятие ценностей многонационального российского общества.
Алгоритм по реализации второго этапа профилактических мероприятий
1. Корректировка индивидуального профилактического маршрута осуществляется с учетом результатов промежуточной диагностики.
2. Оказание психолого-педагогической и иной помощи несовершеннолетним иностранным гражданам, их родителям (законным представителям) в устранении причин и предупреждении факторов, способствующих затруднениям в адаптации в российском обществе (использование медиативных подходов для разрешения детско-родительских конфликтов отношений, организация реабилитационного досуга, проведение социально-психологических тренингов и иное).
3. Закрепление за семьей несовершеннолетнего иностранного гражданина куратора из числа специалистов, педагогических работников образовательной организации, непосредственно работающих с этой категорией обучающихся.
4. При выявлении затруднений в адаптации, с целью создания оптимальных условий обучения, развития, социализации и адаптации обучающегося, разработки рекомендаций по организации психолого-педагогического сопровождения несовершеннолетний иностранный гражданин при наличии согласия со стороны его родителей (законных представителей) может быть направлен для прохождения обследования на психолого-педагогический консилиум образовательной организации и (или) для проведения комплексного обследования в территориальной психолого-медико-педагогической комиссии.
5. Осуществление мониторинга динамики адаптации обучающегося несовершеннолетнего иностранного гражданина, проведение промежуточных диагностик (по необходимости, но не реже 1 раза в полугодие).
Корректировка индивидуального профилактического маршрута (с учетом необходимости).
Вариант маршрутизации несовершеннолетнего иностранного гражданина в образовательной организации на втором этапе профилактических мероприятий (меры индивидуального характера)
2.3. Третий этап профилактических мероприятий (меры сопровождения процессов адаптации)
Третий этап профилактических мероприятий (меры сопровождения процессов адаптации) предполагает работу с несовершеннолетними иностранными гражданами, успешно прошедшими процесс адаптации, не испытывающими трудности в общении, достигшими уровня знания русского языка, достаточного для успешного обучения. Указанные обучающиеся могут стать наставниками в отношении несовершеннолетних иностранных граждан, вновь прибывших в образовательную организацию.
На данном этапе продолжается дальнейшее сопровождение процесса адаптации и развитие просоциального поведения у несовершеннолетних иностранных граждан, их всестороннее просвещение в части культурного и конфессионального многообразия и единства народов.
Сопровождение процессов адаптации несовершеннолетних иностранных граждан на третьем этапе осуществляется при проведении культурно-досуговых мероприятий, исследовательских проектов этнокультурной направленности с приглашением представителей религиозных конфессий, социальных партнеров, мероприятий краеведческой, лингвистической направленности, деловых игр по правовым вопросам, дискуссий по вопросам личностных, этнических, общечеловеческих ценностей, и иных мероприятий.
Алгоритм по реализации третьего этапа профилактических мероприятий:
1. Вовлечение несовершеннолетних иностранных граждан в деятельность, действующих в образовательных организациях объединений с учетом исторических и культурных особенностей региона, поисковых, военно-патриотических и иных детских организаций и движений (работа в социальных сетях, на популярных общедоступных информационных порталах, форумах с целью популяризации традиций и культурных ценностей российского общества, дружбы и сотрудничества и иных).
2. Проведение итоговой диагностики по адаптации и социализации несовершеннолетних иностранных граждан, диагностики лидерских качеств и склонности к проактивному поведению.
3. Организация деятельности успешно адаптировавшихся в образовательной организации обучающихся в роли наставников в отношении вновь прибывших несовершеннолетних иностранных граждан, в целях обеспечения комфортной образовательной среды, доброжелательных отношений.
4. Продолжение наблюдения за поведением адаптировавшихся в образовательной организации обучающихся несовершеннолетних иностранных граждан (в целях обеспечения оперативного выявления факторов/рисков социальной дезадаптации или способствующих противоправному поведению) с отражением результатов в социальном дневнике.
Вариант маршрутизации
несовершеннолетнего иностранного гражданина в образовательной организации на третьем этапе профилактических мероприятий (меры сопровождения процессов адаптации)
______________________________
* Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних";
Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации";
Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. N 1666.
** Методические рекомендации органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации об организации работы общеобразовательных организаций по языковой и социокультурной адаптации детей иностранных граждан" (письмо Минпросвещения России от 16 августа 2021 г., N НН-202/07.
https://legalacts.ru/doc/metodicheskie-rekomendatsii-organam-ispolnitelnoi-vlasti-subektov-rossiiskoi-federatsii-ob/
Примерная рабочая программа воспитания для общеобразовательных организаций, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (письмо Минпросвещения России от 18 июля 2022 г., N АБТВ-1951146/06).
https://legalacts.ru/doc/pismo-minprosveshchenija-rossii-ot-17062022-n-tv-114606-o-primernom/
Методические рекомендации об организации работы общеобразовательных организаций по оценке уровня языковой подготовки обучающихся несовершеннолетних иностранных граждан" (письмо Минпросвещения России от 6 мая 2022 г., N ДГ-1050/07).
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_424129/
Приложение 1
Примерная форма
социального дневника несовершеннолетнего иностранного гражданина
I. Общая информация о несовершеннолетнем иностранном гражданине ________________________________________ (фамилия, имя, отчество (при наличии) (заполняется при поступлении несовершеннолетнего иностранного гражданина в образовательную организацию) | |||
Дата открытия социального дневника |
|
||
Пол |
1 - мужской 2 - женский |
||
Дата рождения |
|
||
Из какой страны и когда прибыл в Российскую Федерацию (день, месяц, год) |
|
||
Миграционная история (указать вид документа, на основании которого пребывает на территории Российской Федерации) |
1 - вид на жительство 2 - миграционная карта |
||
Сведения о перемещениях семьи по территории Российской Федерации (сведения о предыдущем месте проживания) (при наличии сведений) |
|
||
Когда принят в образовательную организацию (день, месяц, год, класс) |
|
||
Место регистрации и фактического проживания в России |
|
||
Миграционные намерения семьи (при наличии информации) |
1 - остаться в России 2 - вернуться на родину 3 - уехать в третью страну 4 - неопределенные |
||
Численность членов семьи, проживающих вместе с несовершеннолетним иностранным гражданином |
|
||
Тип семьи |
1 - полная 2 - неполная |
||
Численность братьев и/или сестер в семье (из них несовершеннолетних), проживающих совместно с несовершеннолетним иностранным гражданином |
|
||
Статус в семье |
1 - единственный ребенок 2 - младший 3 - средний 4 - старший |
||
Наличие постоянных обязанностей у несовершеннолетнего иностранного гражданина в семье |
1 - не имеет обязанностей 2 - имеет (указать обязанности) ___________________________ |
||
Как часто несовершеннолетний иностранный гражданин бывает на родине |
1 - раз в год и чаще 2 - не был(а) более 5 лет |
||
Родной язык |
|
||
II. Особые образовательные потребности
| |||
Какими языками еще владеет |
|
||
Уровень знания русского языка (в соответствии с результатами диагностики) |
1 - нулевой 2 - низкий 3 - средний 4 - достаточный |
||
На каком языке происходит общение в семье |
1 - только на родном 2 - на русском и родном 3 - только на русском |
||
В каком классе обучался до прибытия в Российскую Федерацию |
|
||
Успеваемость в целом (уровень освоения несовершеннолетним иностранным гражданином образовательных программ в образовательной организации) |
1 - неудовлетворительная 2 - удовлетворительная 3 - хорошая 4 - отличная |
||
В подготовке к учебным занятиям несовершеннолетнему иностранному гражданину оказывают помощь (возможно несколько вариантов) |
1 - родители 2 - братья/сестры 3 - родственники 4 - сверстники 5 - педагог образовательной организации 6 - репетитор 6# - готовится самостоятельно |
||
Первичные представления о Российской Федерации |
1 - знание государственной атрибутики Российской Федерации (флаг, герб, гимн) 2 - социокультурные традиции Российской Федерации (праздники, памятные даты и иное) 3 - нормы и правила поведения, принятые в российском обществе |
||
III. Характеристика условий проживания
| |||
Условия проживания и воспитания несовершеннолетнего иностранного гражданина (наличие спального места, обеспечение питания, безопасности, наличие места для подготовки к учебным занятиям и иное) |
1 - неудовлетворительные 2 - удовлетворительные |
||
IV. Характер и организация досуговой деятельности (внеурочная деятельность)
| |||
Участие в культурно-массовых воспитательных мероприятиях образовательной организации (классных, общешкольных и иных) |
1 - не участвует 2 - участвует иногда 3 - участвует в большинстве мероприятий |
1 - является инициатором 2 - является организатором 3 - активно участвует 4 - пассивно участвует 5 - является дезорганизатором |
|
Наличие конфликтов с обучающимися, педагогами, иными лицами, в том числе национального и религиозного характера |
1 - не участвует 2 - вовлечен в конфликты (указать характер конфликта) ______________________________________ ______________________________________ |
||
Занятость в системе дополнительного образования, участие в работе детских организаций, волонтерских объединений |
1 - посещает занятия в организациях дополнительного образования (указать количество кружков, их наименования, длительность посещения) 2 - участвует в работе детской организации (указать наименование) 3 - посещает занятия в организациях дополнительного образования 4 -досуг не организован 5 - иное (указать) |
||
Знание и соблюдение правил и норм образовательной организации |
1 - знает и соблюдает 2 - знает и большинство соблюдает 3 - знает и системно нарушает 4 - не знает и не соблюдает |
||
V. Уровень социокультурной и психологической адаптации
| |||
Статус по социометрическому тесту (обвести цифру) |
1 - высокостатусный (лидерство) 2 - среднестатусный ("предпочитаемые") 3 - низкостатусный ("принятые") 4 - отвергаемый ("изолированные") |
||
Уровень социокультурной адаптации |
высокий |
средний |
низкий |
степени включенности в контакты |
|
|
|
характер межгрупповых установок |
|
|
|
VI. Трудности в адаптации, социализации
| |||
Специалист образовательной организации |
Описание затруднений |
Рекомендации, принятые меры |
Результаты |
Преподаватель русского языка и литературы ______________________________ (фамилия, имя, отчество) |
|
|
|
Преподаватель-предметник ______________________________ (фамилия, имя, отчество) |
|
|
|
Классный руководитель ______________________________ (фамилия, имя, отчество) |
|
|
|
Педагог-психолог ______________________________ (фамилия, имя, отчество) |
|
|
|
Социальный педагог ______________________________ (фамилия, имя, отчество) |
|
|
|
Куратор семьи ______________________________ (фамилия, имя, отчество) |
|
|
|
VII. Факторы, влияющие на возникновение рисков противоправного поведения
| |||
|
Принимаемые меры |
Результаты |
|
Незнание или недостаточное владение русским языком несовершеннолетним иностранным гражданином |
|
|
|
Отсутствие мотивации у несовершеннолетних иностранных граждан и их родителей (законных представителей) для изучения русского языка, принятия российской культуры, норм поведения, установленных в российском обществе |
|
|
|
Социокультурные особенности семьи: (обособленность проживания семей; нормы, ценности семьи, включая ортодоксальные традиции, проявления вероисповедания родителей (законных представителей) несовершеннолетних иностранных граждан противоречащие нормам, принятым в российском обществе, иные) |
|
|
|
Отсутствие мотивации на участие в мероприятиях, проводимых образовательными организациями, досуговой и общественной деятельности |
|
|
|
Возникновение конфликтов на почве национального и религиозного характера |
|
|
|
Иные |
|
|
Приложение 2
Перечень диагностических методик, возможных для использования при определении уровня адаптации и социализации обучающихся несовершеннолетних иностранных граждан
Диагностируемые критерии |
Название методики |
I. Показатели уровня владения русским языком (первичная диагностика)
| |
Уровень владения русским языком |
1. Методические рекомендации об организации работы общеобразовательных организаций по оценке уровня языковой подготовки обучающихся несовершеннолетних иностранных граждан (Омельченко Е.А., Криворучко Т.В., Дорохова М.В., Шевцова А.А., 2022 г. (https://drive.google.com/file/d/1UUs-8hZUsclQS8mu-1TCOTlBAkYJzmqt/view?usp=sharing). |
II. Показатели уровня социокультурной адаптации (промежуточные диагностики)
| |
Знания культуры |
1. Методика "Модуль исследования ценностей" (Татарко А.Н., Н.,# Лебедева Н.М., 2011 г.) (https://id.hse.ru/data/2011/12/06/1271598891/06.pdf); 2. Методы измерения ценностей (Карандашев В.Н., 2004) (https://clck.ru/wwvUb); 3. Методика "Кто я?" (Румянцева Т.В., 2006) (http://ags29.narod.ru/pages/ovz/test_kyna.pdf); 4. Диагностика этнокультурного развития детей младшего школьного возраста (//multiurok.ru/files/diagnostika-etnokulturnoi-kompetentnosti.html). |
Степень включенности в контакты |
1. Рисуночная диагностика субъективного благополучия ребенка - (РДПБ) (Ионина О.В., 2020) (https://guto-razvitie.ru/sites/default/files/documents/metod_portf_diagnostika_ekspress.pdf). |
Социометрия |
1. Методика "Самооценка эмоционально-мотивационных ориентации в межгрупповом взаимодействии" (модифицированный вариант) (Хухлаев О.Е., Чибисова М.Ю., 2021) (http://my-enu-site.narod.ru/files/N.P._Fetiskin_V.V._Kozlov_G.M._Manuilov_Soccialno-psihologicheskaya_diagnostika.pdf); 2. Методика "Шкала отношения к школе" (уровень внутренней школьной мотивации и отношения к школе) (Хухлаев О.Е., Чибисова М.Ю., 2021) (https://drive.google.com/file/d/15B_cQpjMwu5rTv66neUs1iWV5jlxrhYy/view?usp=sharing); 3. Методика оценки социальных навыков несовершеннолетнего иностранного гражданина (навыки поведения в классе и в школе, выполнения домашних заданий, взаимодействие со сверстниками и взрослыми) (Хухлаев О.Е., Чибисова М.Ю., 2021) (https://drive.google.com/file/d/1_BvhYdHUo1_qK8NlKjptZqhkzKYHNoeo/view?usp=sharing). |
III. Показатели уровня психологической адаптации
| |
Стратегии адаптации |
1. Методика Карта стандартизованного наблюдения детей и подростков из семей мигрантов "Стратегии адаптации" (Солдатова Г.У. , Макарчук А.В., Пантелеев А.Б. 2008) (https://psyjournals.ru/files/118894/icp_2008.pdf); 2. Методика "Многомерная шкала удовлетворенности жизнью школьников" (уровень удовлетворенности жизнью в различных сферах) (Сычев О.А., Гордеева Т.О., Лункина М.В., Осин Е.Н., Сиднева А.Н. 2018) (https://psyjournals.ru/files/96667/pse_2018_n6_Sychev_Gordeeva_et_al.pdf). |
Выраженность поведенческих и эмоциональных проблем |
1. Методика опросник "Выраженность поведенческих и эмоциональных проблем" (Дмитриев, 2010) (http://www.miu.by/kaf_new/mpp/111.pdf); 2. Методика "Детский тест психологической устойчивости" (способность к эффективному социальному взаимодействию с целью получения ресурсов и поддержки) (Хухлаев О.Е., Чибисова М.Ю., 2021) (https://drive.google.com/file/d/1JHucKnarulw-jRMa5s97ISuZ6VqU4Hy_/view?usp=sharing). |
Характер межгрупповых контактов |
1. Методика социально-психологический тест "Социометрический тест" (включенность ребенка в сообщество одноклассников) (Битянова М.Р. 2004) (https://eduportal44.ru/koiro/enpj/33_6_2016/). |
IV. Определение социокультурных особенностей семьи
| |
Идентичность со страной исхода (родиной) |
1. Методика измерения гражданской идентичности для детей и подростков (Хухлаев О.Е., Чибисова М.Ю., 2021) (https://drive.google.com/file/d/1bELAStZnn3ZNeH4KEMUIZZCQl3RlsUXA/view?usp=sharing); 2. Методика Опросник "Интеграция бикультурной идентичности" (Хухлаев О.Е., Бахтеева М.С. 2020) (https://drive.google.com/file/d/1gtjJ6yw3ftMNl-puHtb8ILkb1L1eFnel/view?usp=sharing). |
Социальная дезадаптация |
1. Методика "Опросник родительского отношения" (Рогов Е.И., 1996) (https://elenamatichina.ucoz.net/diagnost/metodika_drop.pdf). 2. Комплекс диагностик определения школьной дезадаптации (https://multiurok.ru/files/kartotieka-komplieks-diaghnostik-opriedielieniia-1.html). |
Риски семейного неблагополучия |
1. Методика "Оценка рисков семейного неблагополучия" (Сафронова М.В., Осьмук Л.А., 2011) (https://clck.ru/wwdgn). |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства просвещения РФ от 12 сентября 2022 г. N 07-6179 "О направлении методических рекомендаций"
Опубликование:
бюллетень "Официальные документы в образовании", февраль 2023 г. N 5 (без Приложений к рекомендациям)