Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к распоряжению Правительства
Астраханской области
от 26.09.2022 N 463-Пр
Прогноз
социально-экономического развития Астраханской области на среднесрочный период до 2025 года
1. Основные показатели прогноза социально-экономического развития Астраханской области на среднесрочный период до 2025 года
Наименование |
Ед. изм. |
2023 год |
2024 год |
2025 год |
|||
консервативный вариант |
базовый вариант |
консервативный вариант |
базовый вариант |
консервативный вариант |
базовый вариант |
||
Индекс физического объема валового регионального продукта |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
99,10 |
104,62 |
105,64 |
102,17 |
98,72 |
97,82 |
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по промышленности |
млн руб. |
694 320,5 |
751 830,6 |
762 790,3 |
780 386,0 |
774 951,5 |
778 461,6 |
Индекс промышленного производства - всего |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
98,0 |
106,4 |
107,8 |
101,6 |
97,5 |
95,8 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
по отрасли "Добыча полезных ископаемых" |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
97,5 |
107,1 |
109,4 |
102,1 |
96,9 |
94,7 |
по отрасли "Обрабатывающие производства" |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
101,4 |
102,6 |
97,7 |
98,1 |
101,4 |
103,0 |
по отрасли "Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха" |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
99,0 |
100,1 |
100,0 |
100,0 |
100,5 |
100,5 |
по отрасли "Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений" |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
102,0 |
103,0 |
101,0 |
101,6 |
100,0 |
101,8 |
Продукция сельского хозяйства |
млн руб. |
76 578,6 |
77 356,2 |
80 103,3 |
81 795,2 |
83 783,2 |
86 581,6 |
Индекс производства продукции сельского хозяйства |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
100,5 |
101,7 |
100,3 |
101,7 |
100,3 |
101,8 |
Объем работ, выполненных по виду экономической деятельности "Строительство" |
в ценах соответствующих лет, млн руб. |
42 701,52 |
42 731,78 |
44 583,97 |
44 617,23 |
46 821,38 |
46 996,31 |
Индекс физического объема работ, выполненных по виду деятельности "Строительство" |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
100,10 |
100,20 |
100,20 |
100,30 |
100,40 |
100,70 |
Инвестиции в основной капитал |
в ценах соответствующих лет, млрд руб. |
69,64 |
71,97 |
76,92 |
79,45 |
76,66 |
79,58 |
Индекс физического объема инвестиций в основной капитал |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
77,10 |
77,44 |
104,50 |
104,84 |
95,0 |
95,6 |
Объем инвестиций в основной капитал без бюджетных средств |
в ценах соответствующих лет, млрд руб. |
65,6 |
67,8 |
72,5 |
74,9 |
74,0 |
76,4 |
Темп инвестиций в основной капитал без бюджетных средств |
% к предыдущему году |
77,1 |
78,6 |
104,5 |
104,8 |
97,3 |
97,4 |
Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников организаций |
тыс. руб. |
48,282 |
48,646 |
51,420 |
52,148 |
54,763 |
56,059 |
% к предыдущему году |
106,20 |
107,00 |
106,50 |
107,20 |
106,50 |
107,50 |
|
Численность занятых в экономике |
тыс. человек |
455,4 |
457,7 |
455,4 |
458,6 |
455,8 |
460,5 |
Потребность Астраханской области в иностранных работниках |
тыс. чел. |
23,1 |
24,3 |
23,6 |
24,8 |
24,0 |
25,0 |
Среднесписочная численность работников на предприятиях малого и среднего предпринимательства (включая микропредприятия) (без внешних совместителей) |
тыс. чел. |
61,9 |
63,3 |
62,7 |
64,1 |
63,5 |
65,3 |
Доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей), занятых у субъектов малого и среднего предпринимательства, в общей численности занятого населения |
% |
13,6 |
13,8 |
13,8 |
14,0 |
13,9 |
14,2 |
Численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения (на конец года) |
тыс. чел. |
9,0 |
8,3 |
8,7 |
8,2 |
8,5 |
7,5 |
Индекс потребительских цен на товары и услуги, на конец года |
% к декабрю предыдущего года |
105,40 |
106,10 |
103,70 |
104,00 |
104,00 |
104,00 |
Прибыль прибыльных организаций |
млн руб. |
126 405,6 |
129 448,2 |
145 499,8 |
149 351,6 |
145 036,1 |
149 263,6 |
Фонд заработной платы работников организаций |
млн руб. |
121 670,3 |
123 112,2 |
129 887,4 |
132 320,40 |
138 658,60 |
142 614,50 |
Остаточная стоимость основных фондов |
млн руб. |
867 970,1 |
868 418,0 |
861 606,2 |
862 289,8 |
886 232,1 |
887 228,9 |
Продолжение таблицы
Наименование |
Ед. изм. |
2023-2025 годы |
|
консервативный вариант |
базовый вариант |
||
Индекс физического объема валового регионального продукта |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
100,3 |
104,6 |
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по промышленности |
млн руб. |
2 232 062,3 |
2 310 678,2 |
Индекс промышленного производства - всего |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
103,00 |
103,56 |
в том числе: |
|
|
|
по отрасли "Добыча полезных ископаемых" |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
103,36 |
103,55 |
по отрасли "Обрабатывающие производства" |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
100,45 |
103,67 |
по отрасли "Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха" |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
99,50 |
100,60 |
по отрасли "Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений" |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
103,02 |
106,53 |
Продукция сельского хозяйства |
млн руб. |
240 465,1 |
240 465,1 |
Индекс производства продукции сельского хозяйства |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
101,10 |
105,29 |
Объем работ, выполненных по виду экономической деятельности "Строительство" |
в ценах соответствующих лет, млн руб. |
134 106,9 |
134 345,3 |
Индекс физического объема работ, выполненных по виду деятельности "Строительство" |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
100,7 |
101,2 |
Инвестиции в основной капитал |
в ценах соответствующих лет, млрд руб. |
223,2 |
231,0 |
Индекс физического объема инвестиций в основной капитал |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
76,5 |
77,6 |
Объем инвестиций в основной капитал без бюджетных средств |
в ценах соответствующих лет, млрд руб. |
212,2 |
219,1 |
Темп инвестиций в основной капитал без бюджетных средств |
% к предыдущему году |
78,4 |
80,2 |
Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников организаций |
тыс. руб. |
х |
х |
% к предыдущему году |
120,45 |
123,31 |
|
Численность занятых в экономике |
тыс. чел. |
х |
х |
Потребность Астраханской области в иностранных работниках |
чел. |
х |
х |
Среднесписочная численность работников на предприятиях малого и среднего предпринимательства (включая микропредприятия) (без внешних совместителей) |
тыс. чел. |
х |
х |
Доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей), занятых у субъектов малого и среднего предпринимательства, в общей численности занятого населения |
% |
х |
х |
Численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения (на конец года) |
тыс. чел. |
х |
х |
Индекс потребительских цен на товары и услуги, на конец года |
% к декабрю |
х |
х |
Прибыль прибыльных организаций |
млн руб. |
416 941,5 |
428 063,4 |
Фонд заработной платы работников организаций |
млн руб. |
х |
х |
Остаточная стоимость основных фондов |
млн руб. |
х |
х |
2. Оценка достигнутого уровня социально-экономического развития Астраханской области
Основные тенденции социально-экономического развития Астраханской области в 2021 году характеризуются в большей степени влиянием неблагоприятной санитарно-эпидемиологической обстановки в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19). Однако в феврале 2022 года внешние условия функционирования российской экономики кардинально изменились и значительно ограничивают экономическую деятельность.
Индекс потребительских цен за 2021 год составил 106,73% к 2020 году (по Российской Федерации - 106,7%).
По итогам 2021 года зафиксирован рост среднедушевых денежных доходов - 106,3%. Размер среднедушевых доходов составил 26,8 тыс. руб. Реальные располагаемые денежные доходы - 98,8%.
Ситуация на регистрируемом рынке труда Астраханской области за 2021 год характеризуется стабилизацией числа обращений граждан в агентство по занятости населения Астраханской области с целью поиска работы и снижением численности безработных.
Уровень зарегистрированной безработицы за 2021 год составил 1,7%, что значительно ниже показателя за аналогичный период 2020 года (5,8%). В 2021 году численность зарегистрированных безработных составила около 8,7 тыс. чел., что более чем в 3,4 раза ниже, чем в 2020 году - 29,4 тыс. человек.
По итогам 2021 года индекс промышленного производства по добыче полезных ископаемых составил 94,6%. Положительные темпы были поддержаны результатами работы сельского хозяйства (темп 101,5%).
Результаты работы обрабатывающей промышленности продемонстрировали сокращение объемов производства по сравнению с уровнем 2020 года (темп - 77,1%). Определяющее влияние на данное снижение оказали прежде всего отрасли по производству нефтепродуктов (69,3% к уровню 2020 года), химическому производству (82,4%) и судостроительная отрасль (66,0%).
В сельском хозяйстве в 2021 году объемы производства выросли на 1,5% и составили в фактических ценах более 63,5 млрд рублей, из которых более 39,7 млрд рублей составила продукция растениеводства (темп роста - 103,5%), 23,8 млрд рублей - продукция животноводства (темп роста - 98,0%). Основной составляющей роста в животноводстве стало производство скота и птицы на убой (темп роста - 100,2%) и молока (темп роста - 100,1%).
В 2021 году объем строительных работ составил 63,8 млрд рублей, что на 42,2% выше уровня 2020 года.
В результате объем валового регионального продукта составит по итогам 2021 года 662,6 млрд рублей с темпом роста по отношению к 2020 году 98,6% (оценка динамики валового внутреннего продукта России за аналогичный период - 104,7%).
Инвестиции в основной капитал сложились по итогам 2021 года на уровне 125,7 млрд рублей, что составляет 105,3% к уровню предыдущего года. Увеличение объемов относительно 2020 года обусловлено строительством и вводом в эксплуатацию ветропарка в Черноярском районе Астраханской области.
По итогам 2021 года оборот розничной торговли вырос с 174,8 млрд рублей (2020 год) до 194,8 млрд рублей (2021 год) или на 4% при устранении инфляционного фактора. Уровень платных услуг населению составил 43,3 млрд рублей (темп к предыдущему году - 106,7%).
В 2021 году сохранился положительный темп роста заработной платы - 108,3% к уровню 2020 года. В результате ее величина составила 42,1 тыс. рублей на 1 работника.
По итогам 2021 года коэффициент смертности превышал коэффициент рождаемости - 16,3 и 10,8 на 1000 человек населения соответственно. Коэффициент рождаемости Астраханской области на 1,2 процентных пункта превышает аналогичный российский показатель (Астраханская область - 10,8; Российская Федерация - 9,6). Коэффициент смертности в Астраханской области ниже показателя по России (Астраханская область - 16,3; Российская Федерация - 16,8).
Индекс физического объема валового регионального продукта оценивается по итогам первого полугодия на уровне 96,2%. Индекс промышленного производства за январь-июнь 2022 года сократился на 3,9%, объемы производства продукции сельского хозяйства выросли на 4,4%. Около 50% оборота организаций приходится на добычу полезных ископаемых. Результаты работы данного вида деятельности продолжают определять динамику экономики региона. Общий объем производства по итогам первого полугодия 2022 года сократился на 4% по сравнению с соответствующим периодом 2021 года в связи с сокращением добычи нефти и нефтяного (попутного) газа. Объемы производства продукции сельского хозяйства также выросли за первое полугодие 2022 года на 4,4%.
По итогам первого полугодия 2022 года объем работ по виду экономической деятельности "Строительство" составил 10,6 млрд рублей или 71,4% к уровню соответствующего периода 2021 года. Снижение темпа в первом полугодии 2022 года обусловлено высокой базой аналогичного периода 2021 года, сложившейся за счет строительства ветроэнергетического комплекса в Черноярском районе Астраханской области.
В первом полугодии 2022 года объем инвестиций в основной капитал оценивается на уровне 32,3 млрд рублей или 66,2% к уровню 2021 года.
В первом полугодии 2022 года наблюдается снижение оборота розничной торговли на 5,1%, который в денежном выражении составил 100,3 млрд рублей. Объем платных услуг населению составил 23,0 млрд рублей (темп роста - 100,1%).
По итогам I квартала 2022 года зафиксирована положительная динамика среднедушевых денежных доходов - 108,6%. Размер среднедушевых доходов составил 24,98 тыс. рублей. Реальные располагаемые денежные доходы - 97,5%.
Уровень зарегистрированной безработицы на 1 июля 2022 года составил 1,1%, что значительно ниже показателя за аналогичный период 2021 года (2,2%).
3. Оценка факторов и ограничений экономического роста Астраханской области на среднесрочный период
Сценарные условия социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2025 года учитывают тенденции и внешние потенциалы развития Астраханской области, региональные конкурентные преимущества, естественные и создаваемые факторы и превосходства, а также конкурентные факторы риска для региона.
Внешние ограничения, определяющие в целом состояние экономической стабильности в Российской Федерации в 2022 году, кардинально изменились. Введенные санкции против Российской Федерации крупными странами сильно повлияли на социально-экономические показатели, такие как валовой региональный продукт и индекс промышленного производства. Однако, несмотря на негативные последствия, отрасль сельского хозяйства демонстрирует положительную динамику, а также на территории Астраханской области возобновилось импортозамещение.
В качестве внутренних факторов социально-экономического развития Астраханской области выступают следующие региональные преимущества: значительные запасы природных ресурсов, благоприятные природные условия, предпосылки для развития альтернативной энергетики, выгодное географическое положение, природно-исторические предпосылки для развития туризма.
Риски, определяющие ограничения развития экономики, максимально учтены в консервативном варианте прогноза социально-экономического развития Астраханской области на период до 2025 года.
Консервативный сценарий характеризуется следующими высокими рисками: неблагоприятная санитарно-эпидемиологическая ситуация, затяжное восстановление мировой экономики, заморозка инвестиционных проектов вследствие влияния санкционной политики, увеличение оттока молодежи и квалифицированных кадров, обмеление судоходных каналов.
Рост экономики Астраханской области в базовом сценарии характеризуется усилением инвестиционной направленности экономического роста за счет выхода на проектную мощность по уже завершенным проектам, а также за счет модернизации энерго-сырьевого комплекса и развития обрабатывающей промышленности.
Для Астраханской области в 2023-2025 годах будут использованы следующие возможности: участие в федеральных инициативах, привлечение федеральных инвестиций в рамках реализации государственных программ и национальных проектов, продолжение государственной политики, развитие инновационных технологий, повышение привлекательности Астраханской области для рабочей силы из соседних регионов, улучшение имиджа Астраханской области на российских и зарубежных рынках инвестиций, товаров и услуг.
4. Направления социально-экономического развития Астраханской области и целевые показатели вариантов прогноза социально-экономического развития Астраханской области на среднесрочный период, включая количественные показатели и качественные характеристики социально-экономического развития
Валовой региональный продукт
Снижение на 1,4% валового регионального продукта в 2021 году обусловлено введением ограничений, связанных с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Астраханской области.
Наибольший вклад в формирование валового регионального продукта области осуществлен организациями добывающей отрасли (более 45%), транспортировки и связь (7,9%), агропромышленного комплекса (6,1%), оптовой и розничной торговли (6,0%).
По базовому варианту прогноза объем валового регионального продукта области прогнозируется в 2025 году в текущих основных ценах в объеме 943,3 млрд рублей, что в сопоставимых ценах выше уровня 2022 года на 4,6%. В расчете на душу населения области в 2025 году валовый региональный продукт планируется в размере 1 032,6 тыс. рублей (120,7% к уровню 2022 года).
По консервативному варианту прогноза объем валового регионального продукта области прогнозируется в 2025 году в текущих основных ценах в объеме 928,8 млрд рублей, что в сопоставимых ценах выше уровня 2022 года на 3,3%. В расчете на душу населения области валовый региональный продукт планируется в 2025 году в размере 1 021,4 тыс. рублей (119,4% к уровню 2022 года).
Промышленное производство
По итогам работы за 2021 год индекс промышленного производства к 2020 году составил 92,8%. Индекс промышленного производства в оценке 2022 года составит 99,4% к уровню 2021 года. Снижение объемов производства обусловлено в большей степени продолжением тенденции сокращения объемов в добыче топливно-энергетических полезных ископаемых. Общий индекс промышленного производства прогнозируется в 2023 году на уровне 106,4%, в 2024 году - 101,6%, в 2025 году - 95,8%.
Добыча полезных ископаемых
Индекс промышленного производства в добыче полезных ископаемых прогнозируется в 2022 году на уровне 96,1%, в 2023 году - 107,1%, в 2024 году - 102,1%, в 2025 году - 94,7%. При этом индекс промышленного производства по добыче сырой нефти и природного газа в 2025 году к 2021 году прогнозируется на уровне 99,3%, по добыче прочих полезных ископаемых - 92,7%.
Основные перспективы развития добычи полезных ископаемых связаны с эффективным освоением минерально-сырьевой базы региона, в которой преобладают газ, конденсат и нефть.
Обрабатывающие производства
По виду экономической деятельности "Обрабатывающие производства" индекс производства в 2025 году к 2021 году составит 130%.
Индекс производства в пищевой отрасли в 2022 году составит 100,5%, в 2023 году - 102,5%, в 2024 году - 101,0%, в 2025 году - 100,0%. Развитие вида деятельности "Производство пищевых продуктов" будет сопряжено с трансформацией агропромышленного комплекса Астраханской области в один из наиболее эффективных, технологичных, инновационно ориентированных промышленных секторов Южного Поволжья и Каспийского региона со специализацией на производстве овощей и продуктов их переработки.
В сфере производства нефтепродуктов в 2022 году индекс производства составит 148,2%, в 2023 году - 101,5%, в 2024 году - 93,5%, в 2025 году - 112,0%. Развитие данного вида деятельности до 2024 года будет определяться реализацией проекта по расширению производств N 3, 6 на Астраханском газоперерабатывающем заводе.
В химической отрасли в 2025 году к 2021 году индекс производства составит 131,8%. Основная динамика данной отрасли связана с установлением плановых заданий предприятий газодобывающего комплекса по добыче природного газа и газового конденсата и, как следствие, по производству серы.
В отрасли судостроения индекс производства в 2022 году составит 101,5%, в 2023 году - 110,0%, в 2024 году - 105,0%, в 2025 году - 80,0%. Развитие судостроительной отрасли региона в прогнозируемом периоде будет связано главным образом с освоением континентального шельфа Каспийского моря, обустройством морских нефтяных месторождений и последующей добычей углеводородов и будет включать в себя строительство офшорной техники (морских платформ), вспомогательного и транспортного флота, организацию их обслуживания и ремонта.
Энергетика и водоснабжение
В 2022 году по прогнозу индекс производства по виду экономической деятельности "Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха" составит 98,7%, в 2023 году - 100,1%, в 2024 году - 100,0%, в 2025 году - 100,5%.
С учетом реализации в регионе инвестиционной программы по строительству и модернизации сетей водоснабжения и водоотведения, направленной на обеспечение надежного и бесперебойного водоснабжения и водоотведения, индекс промышленного производства по виду экономической деятельности "Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений" в 2022 году составит 102,0%, в 2023 году - 103,0%, в 2024 году - 101,6%, в 2025 году - 101,8%.
Сельское хозяйство
В 2022-2025 годах будет обеспечена дальнейшая реализация приоритетных направлений развития сельского хозяйства, внедрения новых технологий и техники. Объем валовой сельскохозяйственной продукции с 73,3 млрд рублей в 2022 году возрастет в 2025 году до 86,6 млрд рублей. Темпы роста агропромышленной продукции в 2022 году составят 101,6%, в 2023 году - 101,7%, в 2024 году - 101,7%, в 2025 году - 101,8%.
Перспективным направлением развития растениеводства с учетом благоприятных климатических условий региона является производство овощей закрытого грунта.
Темп роста производства овощей в 2022 году составит 107,9%, в 2023 году - 101,1%, в 2024 году - 100,8%, в 2025 году - 100,8%.
Животноводство является одной из основных составляющих агропромышленного комплекса. Темп роста производства скота и птицы на убой составит в 2022 году 100,1%, в 2023 году - 100,3%, в 2024 году - 100,1%, в 2025 году - 100,3%.
Строительство
В 2021 году объем строительных работ составил 63,8 млрд рублей, что на 42,2% выше уровня 2020 года. Увеличение показателя обусловлено строительством ветропарка в Черноярском районе Астраханской области.
В периоде 2023-2025 годов базовый вариант развития строительной отрасли предполагает, что объем работ по виду деятельности "строительство" в 2023 году составит 42,7 млрд рублей, в 2024 году - 44,6 млрд рублей, в 2025 году - около 47,0 млрд рублей. За период 2023-2025 годов прирост показателя в сопоставимых ценах составит +1,2%.
Консервативный сценарий формирования объема строительных работ в рассматриваемом периоде предполагает, что прирост показателя за период 2023-2025 годов составит +0,7%.
Малое и среднее предпринимательство, включая микропредприятия
Сложившаяся эпидемиологическая ситуация в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) отразилась на большинстве субъектов малого и среднего предпринимательства, которые были вынуждены приостановить свою деятельность.
Так, факт 2021 года по отношению к 2020 году показывает снижение среднесписочной численности работников малых и средних предприятий на 8,7% и снижение количества предприятий на 1,3%.
Однако наблюдается постепенное восстановление докризисного уровня в сфере малого и среднего предпринимательства. Так, оценка 2021 года по отношению к 2020 году показывает незначительное увеличение оборота на 1,1%.
Таким образом, в 2022-2025 годах прогнозируется рост количества малых и средних предприятий, включая микропредприятия (на конец года), по сравнению с оценочным уровнем 2021 года на 4,2%, что составит 29,2 тыс. ед., при этом среднесписочная численность работников малых и средних предприятий увеличится на 3,7% и достигнет 65,3 тыс. чел., а оборот вырастет на 9% и будет превышать 187,7 млрд рублей по базовому варианту прогноза.
По консервативному варианту прогноза количество малых и средних предприятий, включая микропредприятия, в 2025 году прогнозируется 28,4 тыс. ед., при этом среднесписочная численность работников малых и средних предприятий достигнет 63,5 тыс. чел., а оборот будет превышать 186,8 млрд рублей.
Инвестиции
В 2021 году объем инвестиций в основной капитал составил 125,7 млрд рублей, что на 5,3% выше уровня 2020 года.
Анализ источников финансирования капитальных затрат показал сохранение в 2021 году тенденции преобладания привлеченных средств, доля которых в общем объеме инвестиций крупных и средних организаций составила 80,6%, освоено 61,1 млрд рублей.
В 2022 году инвестиции в основной капитал ожидаются в объеме 87,0 млрд рублей, что составит 62,1% к уровню 2021 года.
Базовый сценарий прогноза инвестиций в основной капитал основывается на предпосылках реализации проектов в рамках сформированного плана инвестиционных затрат хозяйствующими субъектами по реализуемым проектам. В 2023 году общий объем капитальных вложений составит около 72,0 млрд рублей, в 2024 году - 79,4 млрд рублей, в 2025 году - 79,6 млрд рублей.
По консервативному варианту прогноза объем капитальных вложений прогнозируется в 2023 году в объеме 69,6 млрд рублей, в 2024 году - 76,9 млрд рублей, в 2025 году - 76,7 млрд рублей.
По оценке министерства экономического развития Астраханской области темп капитальных вложений за 2023-2025 годы сложится на уровне 77,6% в сопоставимых ценах.
Преобладающая доля в объеме инвестиций в отрасли добычи полезных ископаемых будет приходиться на добычу сырой нефти и природного газа, предоставление услуг в этих областях.
Труд и занятость
В структуре денежных доходов населения наибольший удельный вес занимает оплата труда наемных работников. Значительное влияние на данный показатель оказывает среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников.
В 2021 году показатель среднемесячной заработной платы работников сложился в сумме 42 095,5 рубля (108,3%).
В прогнозном периоде по базовому варианту ежегодно ожидается положительная динамика в 2022 году - 45 463,1 рубля (108%), в 2023 году - 48 645,6 рубля (107%), в 2024 году - 52 148,0 рубля (107,2%), в 2025 году - 56 059,1 рубля (107,5%). Это связано с реализацией инвестиционных проектов по созданию новых производств в реальном секторе экономики, расширением имеющихся производственных предприятий, снижением неформальной занятости, в бюджетном секторе - с соблюдением уровня заработной платы отдельным категориям работников бюджетной сферы, предусмотренного указами Президента Российской Федерации.
По консервативному варианту прогноза заработная плата будет расти более низкими темпами и к 2025 году достигнет уровня 54 762,5 рубля.
Численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения (на конец года), составила 8,5 тыс. чел., по базовому варианту в 2023 году - 8,3 тыс. чел., в 2024 году - 8,2 тыс. чел., в 2025 году - 7,5 тыс. человек. По консервативному варианту к 2025 году значение показателя составит 8,5 тыс. человек.
Прогноз баланса трудовых ресурсов Астраханской области, в том числе потребность в привлечении иностранных работников по отдельным видам экономической деятельности, представлен в таблице 1.
Таблица 1
Прогноз
баланса трудовых ресурсов Астраханской области, в том числе потребность в привлечении иностранных работников по отдельным видам экономической деятельности
Наименование показателя |
Единица измерения |
2023 год |
2024 год |
2025 год |
|||
консервативный вариант |
базовый вариант |
консервативный вариант |
базовый вариант |
консервативный вариант |
базовый вариант |
||
Численность трудовых ресурсов - всего, в том числе: |
тыс. человек |
561,4 |
561,6 |
560,2 |
560,3 |
553,7 |
553,8 |
трудоспособное население в трудоспособном возрасте |
тыс. человек |
513,3 |
513,4 |
512,4 |
513,8 |
510,5 |
510,2 |
иностранные трудовые мигранты |
тыс. человек |
8,0 |
8,1 |
7,8 |
8,9 |
7,6 |
8,4 |
численность лиц старше трудоспособного возраста и подростков, занятых в экономике, в том числе: |
тыс. человек |
40,1 |
40,1 |
40,0 |
37,6 |
35,6 |
35,2 |
пенсионеры старше трудоспособного возраста |
тыс. человек |
38,0 |
38,0 |
38,0 |
35,5 |
33,5 |
33,0 |
подростки моложе трудоспособного возраста |
тыс. человек |
2,1 |
2,1 |
2,0 |
2,1 |
2,1 |
2,2 |
Численность занятых в экономике - всего, в том числе по разделам ОКВЭД: |
тыс. человек |
455,4 |
457,7 |
455,4 |
458,6 |
455,8 |
460,5 |
сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство |
тыс. человек |
57,9 |
58,2 |
57,9 |
58,3 |
58,0 |
58,5 |
добыча полезных ископаемых |
тыс. человек |
10,4 |
10,4 |
10,4 |
10,5 |
10,4 |
10,6 |
обрабатывающие производства |
тыс. человек |
43,8 |
44,1 |
43,9 |
44,2 |
43,9 |
44,4 |
обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха |
тыс. человек |
10,3 |
10,4 |
10,3 |
10,4 |
10,3 |
10,5 |
водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений |
тыс. человек |
5,8 |
5,9 |
5,9 |
5,9 |
5,9 |
6,0 |
строительство |
тыс. человек |
30,1 |
30,1 |
30,1 |
30,2 |
30,2 |
30,3 |
торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов |
тыс. человек |
79,2 |
79,6 |
79,3 |
79,7 |
79,3 |
80,1 |
транспортировка и хранение |
тыс. человек |
35,5 |
35,7 |
35,5 |
35,8 |
35,5 |
35,9 |
деятельность гостиниц и предприятий общественного питания |
тыс. человек |
15,2 |
15,3 |
15,2 |
15,3 |
15,2 |
15,4 |
деятельность в области информации и связи |
тыс. человек |
6,6 |
6,6 |
6,5 |
6,6 |
6,5 |
6,6 |
деятельность финансовая и страховая |
тыс. человек |
5,8 |
5,9 |
5,8 |
5,9 |
5,8 |
5,9 |
деятельность по операциям с недвижимым имуществом |
тыс. человек |
10,3 |
10,4 |
10,3 |
10,4 |
10,3 |
10,4 |
деятельность профессиональная, научная и техническая |
тыс. человек |
9,5 |
9,6 |
9,5 |
9,6 |
9,5 |
9,6 |
деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги |
тыс. человек |
13,2 |
13,3 |
13,2 |
13,4 |
13,2 |
13,4 |
государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное обеспечение |
тыс. человек |
31,4 |
31,6 |
31,4 |
31,6 |
31,4 |
31,7 |
образование |
тыс. человек |
34,6 |
34,7 |
34,5 |
34,7 |
34,6 |
34,9 |
деятельность в области здравоохранения и социальных услуг |
тыс. человек |
34,6 |
34,7 |
34,5 |
34,8 |
34,6 |
34,9 |
деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений |
тыс. человек |
7,3 |
7,3 |
7,3 |
7,4 |
7,3 |
7,4 |
прочие виды экономической деятельности |
тыс. человек |
13,9 |
13,9 |
13,9 |
13,9 |
13,9 |
14,0 |
Численность населения в трудоспособном возрасте, не занятого в экономике, - всего, в том числе: |
тыс. человек |
106,0 |
103,9 |
104,8 |
101,7 |
98,0 |
93,3 |
численность учащихся трудоспособного возраста, обучающихся с отрывом от производства |
тыс. человек |
42,5 |
43,1 |
43,0 |
44,1 |
43,0 |
46,0 |
численность безработных, зарегистрированных в органах службы занятости |
тыс. человек |
11,2 |
10,4 |
9,5 |
8,7 |
6,4 |
5,8 |
численность прочих категорий населения в трудоспособном возрасте, не занятого в экономике |
тыс. человек |
52,3 |
50,4 |
52,3 |
48,9 |
48,6 |
41,5 |
Потребность в привлечении иностранных работников - всего, в том числе по разделам ОКВЭД: |
человек |
23100 |
24255 |
23600 |
24780 |
24000 |
25000 |
сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство |
человек |
6714 |
7585 |
6734 |
7623 |
6750 |
7700 |
добыча полезных ископаемых и обрабатывающие производства |
человек |
5811 |
6984 |
6359 |
7196 |
6363 |
7200 |
строительство |
человек |
813 |
913 |
814 |
916 |
825 |
950 |
торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов; транспортировка и хранение, деятельность в области информации и связи |
человек |
2405 |
2596 |
2525 |
2726 |
2550 |
2800 |
деятельность гостиниц и предприятий общественного питания |
человек |
467 |
510 |
477 |
520 |
452 |
525 |
прочие виды деятельности |
человек |
6890 |
5667 |
6691 |
5799 |
7060 |
5825 |
В 2022-2024 годах прослеживается плавный рост численности занятых в экономике к 2025 году. Значение показателя в 2025 году составит 460,5 тыс. человек по базовому варианту прогноза, 455,8 тыс. человек - по консервативному варианту прогноза.
В 2022 году численность занятых в экономике оценивается на уровне 456,8 тыс. человек, в 2023 году - 457,7 тыс. человек, в 2024 году - 458,6 тыс. человек, в 2025 году - 460,5 тыс. человек.
Анализ структуры занятости населения показал, что основная доля (около 40%) занята в таких отраслях экономики, как сельское хозяйство, рыболовство и рыбоводство, торговля оптовая и розничная, обрабатывающие производства.
При положительной динамике социально-экономического развития региона, создании новых рабочих мест, сокращении высвобождения и объемов неполной занятости работников предприятий и организаций возможно улучшение ситуации на рынке труда, снижение напряженности и уровня безработицы.
5. Основные параметры государственных программ Астраханской области
В прогнозном периоде на 2023-2025 годы на территории Астраханской области планируются к реализации 24 государственные программы. Основные параметры государственных программ представлены в таблице 2.
Таблица 2
Государственные программы Астраханской области
N |
Перечень нормативных правовых актов, утверждающих государственные программы Астраханской области |
Сроки |
Государственный заказчик - координатор государственной программы |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
Постановление Правительства Астраханской области от 03.09.2014 N 352-П "О государственной программе "Информационное общество Астраханской области" |
2015-2030 годы |
министерство государственного управления, информационных технологий и связи Астраханской области |
2 |
Постановление Правительства Астраханской области от 03.09.2014 N 355-П "О государственной программе "Содействие занятости населения Астраханской области" |
2015-2030 годы |
агентство по занятости населения Астраханской области |
3 |
Постановление Правительства Астраханской области от 10.09.2014 N 370-П "О государственной программе "Развитие физической культуры и спорта в Астраханской области" |
2015-2030 годы |
министерство физической культуры и спорта Астраханской области |
4 |
Постановление Правительства Астраханской области от 10.09.2014 N 371-П "О государственной программе "Развитие здравоохранения Астраханской области" |
2015-2030 годы |
министерство здравоохранения Астраханской области |
5 |
Постановление Правительства Астраханской области от 12.09.2014 N 388-П "О государственной программе "Развитие культуры и туризма в Астраханской области" |
2015-2030 годы |
министерство культуры и туризма Астраханской области |
6 |
Постановление Правительства Астраханской области от 12.09.2014 N 389-П "О государственной программе "Охрана окружающей среды Астраханской области" |
2015-2030 годы |
служба природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области |
7 |
Постановление Правительства Астраханской области от 12.09.2014 N 399-П "О государственной программе "Социальная защита, поддержка и социальное обслуживание населения Астраханской области" |
2015-2030 годы |
министерство социального развития и труда Астраханской области |
8 |
Постановление Правительства Астраханской области от 16.09.2014 N 400-П "О государственной программе "Развитие промышленности и транспортной системы Астраханской области" |
2015-2028 годы |
министерство промышленности и природных ресурсов Астраханской области |
9 |
Постановление Правительства Астраханской области от 25.09.2014 N 402-П "О государственной программе "Развитие образования Астраханской области" |
2015-2030 годы |
министерство образования и науки Астраханской области |
10 |
Постановление Правительства Астраханской области от 07.10.2014 N 427-П "О государственной программе "Развитие дорожного хозяйства Астраханской области" |
2015-2030 годы |
министерство транспорта и дорожной инфраструктуры Астраханской области |
11 |
Постановление Правительства Астраханской области от 08.10.2014 N 429-П "О государственной программе "Развитие жилищного строительства в Астраханской области" |
2015-2030 годы |
министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области |
12 |
Постановление Правительства Астраханской области от 31.08.2017 N 292-П "О государственной программе "Формирование современной городской среды на территории Астраханской области" |
2018-2030 годы |
министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области |
13 |
Постановление Правительства Астраханской области от 21.12.2017 N 500-П "О государственной программе "Патриотическое воспитание населения Астраханской области" |
2018-2030 годы |
агентство по делам молодежи Астраханской области |
14 |
Постановление Правительства Астраханской области от 05.07.2018 N 272-П "О государственной программе "Обеспечение государственной политики в области противодействия коррупции в Астраханской области" |
2018-2023 годы |
служба по противодействию коррупции Астраханской области |
15 |
Постановление Правительства Астраханской области от 26.12.2019 N 556-П "О государственной программе "Реализация государственной национальной политики в Астраханской области" |
2022-2027 годы |
министерство культуры и туризма Астраханской области |
16 |
Постановление Правительства Астраханской области от 12.03.2020 N 97-П "О государственной программе "Обеспечение общественного порядка и усиление борьбы с преступностью в Астраханской области" |
2021-2026 годы |
администрация Губернатора Астраханской области (управление по взаимодействию с воинскими частями и правоохранительными органами) |
17 |
Постановление Правительства Астраханской области от 12.03.2020 N 98-П "О государственной программе "Повышение кадрового потенциала исполнительных органов государственной власти Астраханской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области" |
2022-2027 годы |
администрация Губернатора Астраханской области (управление государственной гражданской службы и кадров, управление по взаимодействию с органами местного самоуправления) |
18 |
Постановление Правительства Астраханской области от 18.12.2020 N 599-П "О государственной программе "Гражданская оборона, защита населения и территории Астраханской области от чрезвычайных ситуаций и пожаров, обеспечение безопасности людей на водных объектах" |
2022-2027 годы |
министерство промышленности и природных ресурсов Астраханской области |
19 |
Постановление Правительства Астраханской области от 10.11.2021 N 518-П "О государственной программе "Молодёжь Астраханской области" |
2022-2027 годы |
агентство по делам молодежи Астраханской области |
20 |
Государственная программа "Развитие транспортной системы Астраханской области" (проект) |
2023-2028 годы |
министерство транспорта и дорожной инфраструктуры Астраханской области |
21 |
Государственная программа "Газификация жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций Астраханской области" (проект) |
2023-2032 годы |
министерство промышленности и природных ресурсов Астраханской области |
22 |
Государственная программа "Развитие сельского хозяйства, пищевой и рыбной промышленности Астраханской области" (проект) |
2023-2030 годы |
министерство сельского хозяйства и рыбной промышленности Астраханской области |
23 |
Государственная программа "Улучшение качества предоставления жилищно-коммунальных услуг на территории Астраханской области" (проект) |
2023-2030 годы |
министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области |
24 |
Государственная программа "Экономическое развитие Астраханской области" (проект) |
2023-2030 годы |
министерство экономического развития Астраханской области |
Основные приоритеты и цели государственной политики в сферах реализации государственных программ определены федеральными и региональными документами стратегического планирования, а также иными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и Правительства Астраханской области.
<< Назад |
||
Содержание Распоряжение Правительства Астраханской области от 26 сентября 2022 г. N 463-Пр "О прогнозе социально-экономического развития... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.