Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья XIV-33. Оценка артистизма ПП
Оценка за артистизм выставляется на основе следующих принципов:
Судейство за артистизм начинается с момента касания первым вольтижером ручек гурты, пада или лошади и заканчивается с истечением лимита времени.
Максимальная оценка составляет 10 баллов. Оценка может записываться с десятыми долями.
1. Вольтижировка группы
Структура 50% |
Разнообразие упражнений Оптимальное соотношение статических и динамических упражнений Баланс между одиночными, двойными и тройными упражнениями Выбор упражнений и переходов из разных структурных групп |
С1 |
25% |
Разнообразие позиций Разнообразие позиций упражнений относительно лошади и направления движений Сбалансированное использование пространства: использование всех возможностей размещения на спине, крупе и шее лошади. Равная доля участия всех вольтижёров, отсутствие перегруженности одного или двух вольтижёров |
С2 |
25% |
|
Хореография 50% |
Единство композиции и комбинации элементов Гармоничные плавно перетекающие друг в друга переходы и движения в гармонии с лошадью. Высокая сложность комбинации элементов, последовательностей, переходов и позиций. Способность контролировать и связывать движения и положения в равновесии. Свобода движений. Избегание впечатления "пустой" лошади Упражнения не должны доставлять дискомфорт лошади. |
С3 |
30% |
Интерпретация музыки Глубокое вовлечение в образ Полная передача музыки Высокая вариативность движений как ответ на различия и изменения музыкальных элементов Сложный язык тела и многонаправленность жестов и движений |
С4 |
20% |
2. Вольтижировка пары
Структура 50% |
Разнообразие упражнений Оптимальное соотношение статических и динамических упражнений Выбор упражнений и переходов из разных структурных групп Учитываются только парные упражнения, включая заскоки и соскоки |
С1 |
25% |
Разнообразие позиций Вариативность позиций и направлений по отношению к лошади, разнообразие направления движений Сбалансированное использование пространства; задействование всех вариантов размещения на спине, шее и крупе лошади, включая положения внутрь и снаружи относительно лошади Баланс различных позиций двух вольтижёров |
С2 |
25% |
|
Хореография 50% |
Единство композиции и комбинации элементов Гармоничные плавно перетекающие друг в друга переходы и движения в гармонии с лошадью. Высокая сложность комбинации элементов, последовательностей, переходов и позиций. Способность контролировать и связывать движения и положения в равновесии. Свобода движений. Избегание впечатления "пустой" лошади. |
С3 |
30% |
Интерпретация музыки Глубокое вовлечение в образ Полная передача музыки Высокая вариативность движений как ответ на различия и изменения музыкальных элементов Сложный язык тела и многонаправленность жестов и движений |
С4 |
20% |
3. Индивидуальная вольтижировка ПП (для тестов ПП N 8, 9), Individual Free Test 2* and 3*.
Структура 35% |
Разнообразие упражнений Оптимальное соотношение количества статических и динамических упражнений Выбор упражнений и переходов из разных структурных групп |
С1 |
20% |
Разнообразие позиций Вариативность позиций и направлений по отношению к лошади, разнообразие направления движений Сбалансированное использование пространства; задействование всех вариантов размещения на спине, шее и крупе лошади, включая положения внутрь и снаружи относительно лошади |
С2 |
15% |
|
Хореография 65% |
Единство композиции и комбинации элементов Гармоничные плавно перетекающие друг в друга переходы и движения в гармонии с лошадью. Высокая сложность комбинации элементов, последовательностей, переходов и позиций. Способность контролировать и связывать движения и положения в равновесии. Свобода движений. |
С3 |
35% |
Интерпретация музыки Глубокое вовлечение в образ Полная передача музыки Высокая вариативность движений как ответ на различия и изменения музыкальных элементов Сложный язык тела и многонаправленность жестов и движений |
С4 |
30% |
3. Индивидуальная вольтижировка ПП (для теста ПП N 10), Individual Free Test 1* and Children 1* & 2*
Структура 55% |
Разнообразие упражнений Оптимальное соотношение количества статических и динамических упражнений Выбор упражнений и переходов из разных структурных групп |
С1 |
30% |
Разнообразие позиций Вариативность позиций и направлений по отношению к лошади, разнообразие направления движений Сбалансированное использование пространства; задействование всех вариантов размещения на спине, шее и крупе лошади, включая положения внутрь и снаружи относительно лошади |
С2 |
25% |
|
Хореография 45% |
Композиция Выбор элементов и связок в гармонии с лошадью Гармоничные плавно перетекающие друг в друга переходы и движения Способность контролировать и связывать движения и позиции в нестабильном равновесии. Свобода движений. |
С3 |
35% |
Интерпретация музыки Глубокое вовлечение в образ Полная передача музыки Высокая вариативность движений как ответ на различия и изменения музыкальных элементов Сложный язык тела и многонаправленность жестов и движений |
С4 |
10% |
4. Разнообразие упражнений - С1 в индивидуальной вольтижировке
4.1. Требования для оценки 10 баллов в С1.
Оценка 10 ставится, если выполнено минимальное количество упражнений из каждой структурной группы, представленной ниже.
Демонстрация более одного упражнения, из каждой структурной группы возможна на усмотрение вольтижера до тех пор, пока не становится очевидным преобладание упражнений одной структурной группы над всеми остальными. Такое злоупотребление ведет к вычетам.
Вариативность упражнений представляет собой совокупность структурных групп или отдельных типов упражнений, которые связаны межу собой.
Структурные группы с 1-й по 5-ю представляют СУ, с 6-й по 10-ю - ДУ.
N |
Структурная группа |
Минимальное количество |
Комментарии |
1. |
Упражнения сидя (все, кроме шпагатов) Упражнения на коленях Упражнения-скамейки (включая ласточки) Упражнения лежа (на груди, плечах, спине) Висы в петлях |
Как минимум 1 |
Шпагаты и упражнения в положении "лежа", которые показывают гибкость (растяжку) (т.е. шпагаты в позиции "лежа") могут быть отнесены также и к группе 2 |
2. |
Упражнения на гибкость корпуса, бедер и/или ног Упражнения на равновесие Упражнения-стойки (если одна нога горизонтально или выше) Шпагаты (в положении сидя или лежа) |
Как минимум 1 |
Упражнения на равновесие и упражнения-стойки только тогда относятся к группе 2, если одна нога как минимум горизонтальна или выше уровня горизонта. Упражнения-стойки и шпагаты могут также быть отнесены к группе 4, если выполнены соответствующие требования |
3. |
Силовые упражнения (упоры, "крокодилы") Мостик |
Как минимум 1 |
|
4. |
Упражнения - стойки на ногах |
Как минимум 1 |
Должно быть показано упражнение в положении стоя. Направление не является отличием (т.е. стойки на двух ногах лицом внутрь и наружу будут оцениваться как одинаковые) |
5. |
Упражнения - стойки "голова внизу" (на плече, спине, руках, предплечьях и т.д.) Висы на лошади (без петель) |
Как минимум 1 |
|
6. |
Прыжки на лошади (прыжки, прыжки-перекаты) |
Как минимум 1 |
Если прыжок показан с поворотом 180° и больше, то он также относится к группе 8 |
7. |
Маховые упражнения (махи, "перекидка" (переворот), "вертушка") Мах ногой (из положения стойка на ногах) выше уровня 90° Колесо - упражнения, при котором тело вольтижера вращается вокруг сагитальной оси (включая колеса через руки, предплечья, плечи) "Выталкивания" на лошади (например из стойки на плече в стойку на руках) |
Как минимум 2 |
Динамика |
8. |
Вращения - движение вокруг продольной оси тела Кувырки - движения вокруг поперечной оси тела Прыжок через стойку на руках в направлении поперек лошади перекатом на грудь Сальто Прыжки толчком рук(фляк вперед/назад) |
Как минимум 2 |
Вращение будет засчитано, если показан поворот как минимум на 180° градусов Вращения могут быть в комбинации с упражнениями из других групп. Например, прыжок с поворотом 180° и более будет относиться к группе 6 и группе 8 |
9. |
Заскок (без подсаживания) и соскок (без помощи) |
Как минимум 2 |
Заскок приравнивается и засчитывается в структурную группу того упражнения, в которое был сделан заскок. Соскок засчитывается в ту структурную группу, к динамике которой он принадлежит. |
10. |
Соскок-седы |
Как минимум 2 |
Один внутрь и один наружу |
1) одно упражнение может быть засчитано более чем в 1 структурную группу (например соскок-сед вокруг ручки относится к группам 10 и 8);
2) СУ засчитывается, если оно было удержано 3 темпа аллюра лошади или в течение 3 секунд;
3) при отсутствии соскока и/или каждого из соскок-седов вычитается 0,5 балла. При выполнении заскока и/или соскока с помощью, следует вычет 0.5 балла из оценки С1;
4) заскок будет засчитываться в более чем одну структурную группу, если в конечной позиции он будет зафиксирован на 3 темпа аллюра лошади или в течение 3 секунд (например, заскок в положение стойки на коленях засчитывается в группу 9 и группу 1);
5) в том случае, если требуется показать больше, чем одно упражнение из структурной группы, вольтижер должен выбрать разные упражнения из этой структурной группы;
6) демонстрация более, чем одного упражнения, из каждой структурной группы возможна на усмотрение вольтижера до тех пор, пока не становится очевидным преобладание упражнений одной структурной группы над всеми остальными. Такое злоупотребление ведет к вычетам;
7) уровень сложности упражнений не имеет значения для оценки С1 (уровень сложности может повлиять на оценки С3 и оценку за технику).
Вычеты из оценки С1
| |
от 0,5 до 1 балла |
Чрезмерное использование упражнений какой-либо структурной группы |
От 0,5 до 1 балла |
Соотношение между статическими и динамическими упражнениями отличается от 40:60 до 60:40 |
1 балла |
Какая-либо структурная группа не продемонстрирована (за каждую) |
0,5 балла |
Если не продемонстрированно минимальное количество упражнений из каждой структурной группы |
5. Разнообразие позиций и направлений - С2 в индивидуальной вольтижировке.
5.1. Требования для оценки "10" в С2.
Оценка 10 ставится, если все направления и позиции хотя бы по одному разу используются в произвольной программе. Демонстрация более, чем одной позиции или направления возможна на усмотрение вольтижера до тех пор, пока не становится очевидным преобладание одного направления или одной позиции над всеми остальными. Такое злоупотребление ведет к вычетам.
Засчитываются только исполненные упражнения; начальная и конечная позиция вольтижера в динамических упражнениях не учитываются.
5.2. Описание направлений, которые должны быть показаны:
5.3. Описание позиций, которые должны быть показаны:
6. Критерии оценки: Разнообразие позиций и направлений - С2.
6.1. Каждое СУ должно быть засчитано как минимум в одной позиции и в одном направлении.
6.2. Каждое ДУ может быть засчитано для его начальной позиции, конечной позиции и одного направления.
6.3. Направление СУ определяется, если более 70% тела находится в соответствующем направлении по оси плеч и бедер.
6.4. Соскок имеет одно начальную позицию и одно динамическое направление (например, кувырок вперед с шеи лошади на спину лошади - позиция N 3 и направление N 5).
6.5. Заскок имеет одну конечную позицию и может иметь одно статическое и одно динамическое направление (например, заскок на колени лицом назад - позиция N 3 и направление N 6 и N 2, а заскок на колени лицом вперед - позиция N 3 и направление N 1)
6.6. Для каждого направления и позиции, не показанной в произвольной программе, будет сделан вычет.
6.7. При преобладании одного направления или одной позиции над другими, будет сделан вычет.
6.8. Позиция "спина лошади" будет использоваться чаще, чем другие позиции на лошади. Причина: спина часто является начальным и конечным положением динамических упражнений, а шея и гурта/ручки гурты имеют меньшую нагрузку и реже используется. Соотношение более 1:5 будет считаться чрезмерным использованием позиции "спина лошади" и будет сделан вычет.
6.9. Вычеты:
Вычеты из оценки С2
| |
1 балл |
Какое-либо направление или позиция не продемонстрирована |
до 1 балла |
Преобладание одного направления или одной позиции над другими (соотношение более 1:3). Для упражнений на спине соотношение более чем 1:5 |
7. Разнообразие упражнений - С1 для групп.
ПП группы должна включать в себя большое разнообразие структур и комбинаций.
Комбинации, приведенные ниже должны быть представлены:
- индивидуальные упражнения: один спортсмен на лошади;
- парные упражнения:
парные поддержки: один спортсмен поддерживает значительную часть веса другого;
парные комбинированные упражнения: оба спортсмена выполняют индивидуальные упражнения без поддержки или с минимальной поддержкой друг друга;
- тройные упражнения:
поддержки в тройных упражнениях: два спортсмена поддерживают значительную часть веса другого спортсмена; вес третьего спортсмена (верхушки) в большей степени поддерживается одним или двумя спортсменами;
полукомбинированные тройные упражнения: парная поддержка и третий спортсмен делает индивидуальное упражнение;
комбинированные тройные упражнения: три спортсмена выполняют индивидуальные упражнения без поддержки или с минимальной поддержкой друг друга.
Для оптимального разнообразия в структуре необходимо учитывать следующие аспекты:
- оптимальная сложность, парные или тройные упражнения с высокой сложностью поз и/или баланса (например база/нижний находится без поддержки в самостоятельном балансе или в сложной позиции - вертикальном шпагате);
- оптимальная координация парные или тройные упражнения выполняются с высококоординационными упражнениями, сложный заскок/соскок, комбинация из одновременно выполняемых сложных динамических упражнений;
- оптимальная поддерживающая или стабилизирующая последовательности: комбинация упражнений где база/нижний выполняет изменение позы, уровня и/или направления во время поддержки.
8. Разнообразие позиций и направлений - С2 для группы.
ПП групп должна включать в себя большое разнообразие позиций, направлений и уровней с равным участием всех спортсменов в разнообразных ролях.
9. Композиция - С3 для индивидуальных спортсменов, пар и групп.
9.1. Базовые оценки:
10 |
Превосходно - отличный выбор элементов и последовательностей, непрерывная демонстрация,"текучесть", в гармонии с лошадью. |
6 |
Удовлетворительно -подходящий выбор элементов и последовательностей, "текучесть" программы, в гармонии с лошадью. |
3 |
Довольно плохо - недостаточный выбор элементов и последовательностей, редко демонстрируется непрерывность, в гармонии с лошадью. |
0 |
Отсутствие гармонии с лошадью |
10. Интерпретация музыки - С4 для индивидуальных спортсменов, пар и групп.
В таблице приведены базовые оценки С4. Для каждого уровня оценки учитывается соответствие нескольким требованиям и большей части описания. Выставляется более высокая оценка при условии выполнения нескольких требований базовой оценки этого уровня и соответствия всем требованиям предыдущего уровня базовой оценки.
10.1. Базовые оценки:
Базовая оценка |
Требования |
Описание |
до 10 баллов |
Глубокое вовлечение в образ; Полная передача музыки; Высокий уровень и вариативность экспрессии как ответ на различные музыкальные элементы; передача характера музыки вольтижером |
Вольтижер погружается в музыку и выступление тесно связано с музыкой; Выполняемые упражнения и переходы передают концепцию музыки; Творческий язык тела со сложными разнонаправленными позициями и движениями, жестами; Исполнение передаёт изменение ритма, темпа и стиля музыки; Переход упражнений и позиций великолепно находится в непрерывной связи с музыкой; Вольтижер очень выразителен, все выступление демонстрирует разнообразие в интерпретации и эмоциях |
до 8 баллов |
Вовлечение в образ; Значительная передача некоторых музыкальных элементов; Выразительный язык тела; Хороший уровень экспрессии в сочетании с музыкальными акцентами и хорошей вариативностью |
Художественная концепция может быть четко определена и узнаваема в течение большей части выступления; Художественная концепция передана через упражнения и язык тела; Исполнение передаёт изменение ритма, темпа и стиля музыки большую часть выступления; Вольтижер иногда использует убедительные жесты, язык тела, эмоции и мимику соответствующие музыке и художественной концепции (замыслу); Интерпретация иногда отсутствует при выполнении очень сложных элементов и/или связок; Вольтижер показывает хорошую экспрессию, вариативность в интерпретации и демонстрирует некоторую эмоциональную вовлеченность |
до 6 баллов |
Частичное вовлечение в образ; Основная передача музыкальных элементов; Низкий уровень экспрессии в сочетании с музыкальными акцентами и отсутствие вариативности |
Простая художественная концепция может быть узнаваема, но она иллюстрирует только несколько музыкальных моментов в выступлении; Простой язык тела иногда связан с музыкой; Чаще всего простые жесты показываются в стабильных и статичных позициях; Некоторые движения соответствуют ритму, акцентам и/или мелодии музыки; Вольтижер недостаточно передаёт изменения ритма, темпа и/или стиля музыки; При исполнении динамических элементов и сложных связок основное внимание уделяется исполнению элементов с незначительным акцентом ритма, темпа и мелодии музыки; Вольтижер показывает некоторую экспрессию но не демонстрирует эмоциональные переживания |
до 4 баллов |
Отсутствует вовлечение в образ; Очень ограниченная интерпретация музыкальных элементов |
Попытка реализовать художественную концепцию может быть узнаваема, но не может быть четко определена; Язык тела простой, не связан с музыкой большую часть выступления; Основное внимание уделяется исполнению элементов, вольтижер практически не фокусируется на музыке; Невыразительные движения |
до 2 баллов |
Отсутствует вовлечение в образ; Нет передачи музыкального сопровождения (фоновая музыка) |
Художественная концепция не узнаваема; Язык тела не соответствует выбранной музыке; Нет узнаваемой связи с музыкой; Отсутствует экспрессия |
0 баллов |
Нет музыкального сопровождения |
|
11. Вычеты из оценки за артистизм в группах:
0,5 балла |
За каждый дополнительный заскок или соскок выполненный с помощью |
1 балл |
Упражнения и соскоки (кроме соскоков, которые уже были начаты) после истечения лимита времени Отсутствие заскока после падения, когда лошадь оказалась пустая (отсутствие финальных соскоков) Несоответствие костюма правилам |
1 балл |
В программе Тест 1 более 6 статических тройных упражнений Заявлено менее 6 человек в группе (неполная группа) За каждого не выступившего из заявленных вольтижеров основного состава (без учета резервного спортсмена) или за участие в произвольной программе альтернативного вольтижера |
2 балла |
За каждого вольтижера из основного состава (без учета резервного спортсмена) группы, не показавшего ни одного упражнения, помимо заскока, в произвольной программе |
10. Вычеты из оценки за артистизм в индивидуальных соревнованиях и парах:
1 балл |
Упражнения и соскоки (кроме соскоков, которые уже были начаты) после истечения лимита времени Отсутствие заскока после падения, когда лошадь оказалась пустая (отсутствие финального соскока) Несоответствие костюма правилам |
<< Статья XIV-32. Оценка сложности упражнений ПП |
Статья XIV-34. >> Техническая программа (ТП) |
|
Содержание Приказ Министерства спорта РФ от 27 сентября 2022 г. N 774 "Об утверждении правил вида спорта "Конный спорт"... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.