Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 3 октября 2022 г. N 5.1-01/2427
по Федеральному закону "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Донецкой Народной Республикой о принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта",
принятому Государственной Думой 3 октября 2022 года
Досье на проект федерального закона
Проект Федерального закона был внесен в Государственную Думу Президентом Российской Федерации 2 октября 2022 года (N 203812-8).
Ратифицируемый Договор, подписанный в городе Москве 30 сентября 2022 года, является международно-правовой основой для принятия в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образования в составе Российской Федерации нового субъекта - Донецкой Народной Республики (далее - ДНР).
В соответствии Договором (статьи 1, 2) ДНР считается принятой в Российскую Федерацию с даты подписания Договора. Новый субъект Российской Федерации (ДНР) образуется в ее составе со дня принятия ДНР в Российскую Федерацию.
Установлено, что государственным языком ДНР является русский язык. Российская Федерация гарантирует всем народам, проживающим на территории ДНР, право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития (статья 3 Договора).
В Договоре (статья 4) содержится положение о пределах территории ДНР - указанные пределы определяются границами территории ДНР, существовавшими на день ее образования и день принятия в Российскую Федерацию ДНР и образования в составе Российской Федерации нового субъекта, при этом граница ДНР, сопряженная с территорией иностранного государства, является Государственной границей Российской Федерации.
Со дня принятия в Российскую Федерацию ДНР и образования в составе Российской Федерации нового субъекта граждане ДНР, Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории ДНР, признаются гражданами Российской Федерации, за исключением лиц, которые заявят в установленные сроки о своем желании сохранить имеющееся у них и (или) их несовершеннолетних детей иное гражданство либо остаться лицами без гражданства (статья 5 Договора).
Статьей 6 Договора устанавливается переходный период (до 1 января 2026 года), в течение которого должны быть урегулированы вопросы интеграции ДНР в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации, а также вопросы исполнения воинской обязанности и несения военной службы на территории ДНР.
По условиям Договора (статья 7) выборы в законодательный (представительный) орган ДНР проводятся во второе воскресенье сентября 2023 года. До его избрания полномочия законодательного (представительного) органа ДНР осуществляет Народный Совет ДНР - Парламент ДНР. Также предусмотрено назначение Президентом Российской Федерации временно исполняющего обязанности высшего должностного лица ДНР - Главы ДНР на период до вступления в должность избранного в соответствии с российским законодательством Главы ДНР.
Согласно статье 8 Договора нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территории ДНР со дня принятия в Российскую Федерацию ДНР и образования в составе Российской Федерации нового субъекта, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Нормативные правовые акты ДНР действуют на территории ДНР до окончания переходного периода или до принятия соответствующего нормативного правового акта Российской Федерации и (или) нормативного правового акта ДНР. Нормативные правовые акты ДНР, противоречащие Конституции Российской Федерации, не применяются.
Конституционный Суд Российской Федерации признал не вступивший в силу международный Договор между Российской Федерацией и ДНР о принятии в Российскую Федерацию ДНР и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта соответствующим Конституции Российской Федерации (Постановление от 2 октября 2022 года N 36-П).
Договор в соответствии с его статьей 9 временно применяется с даты подписания (с 30 сентября 2022 года) и вступает в силу с даты ратификации. Договор был опубликован на официальном Интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 3 октября 2022 года.
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации. Договор согласуется с международными обязательствами Российской Федерации.
Договор подлежит ратификации на основании статьи 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" и в соответствии со статьей 9 Договора.
По Федеральному закону проведена антикоррупционная экспертиза в соответствии с методикой, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральный закон в соответствии с его статьей 2 вступает в силу со дня его официального опубликования.
Федеральный закон согласно пункту "г" (ратификация международных договоров) статьи 106 Конституции Российской Федерации подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, которое должно быть начато не позднее 17 октября 2022 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, первому заместителю Председателя Совета Федерации А.А. Турчаку, заместителю Председателя Совета Федерации К.И. Косачеву, заместителю Председателя Совета Федерации Г.Н. Кареловой, заместителю Председателя Совета Федерации Ю.Л. Воробьеву, заместителю Председателя Совета Федерации Н.А. Журавлеву, председателю Комитета Совета Федерации по международным делам Г.Б. Карасину, председателю Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству А.А. Клишасу, председателю Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера А.А. Шевченко, председателю Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности В.Н. Бондареву, председателю Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам А.Д. Артамонову, председателю Комитета Совета Федерации по экономической политике А.В. Кутепову, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьеву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации В.А. Живулину.
Заместитель Руководителя |
Е.Ю. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.