Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 3 октября 2022 г. N 5.1-01/2430
по Федеральному закону "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Запорожской областью о принятии в Российскую Федерацию Запорожской области и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта", принятому Государственной Думой 3 октября 2022 года
Досье на проект федерального закона
Проект Федерального закона был внесен в Государственную Думу Президентом Российской Федерации 2 октября 2022 года (N 203814-8).
Ратифицируемый Договор, подписанный в городе Москве 30 сентября 2022 года, является международно-правовой основой для принятия в Российскую Федерацию Запорожской области и образования в составе Российской Федерации нового субъекта - Запорожской области.
В соответствии Договором (статьи 1, 2) Запорожская область считается принятой в Российскую Федерацию с даты подписания Договора. Новый субъект Российской Федерации (Запорожская область) образуется в ее составе со дня принятия Запорожской области в Российскую Федерацию.
Российская Федерация гарантирует всем народам, проживающим на территории Запорожской области, право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития (статья 3 Договора).
Статьей 4 Договора устанавливается, что пределы территории Запорожской области определяются границами территории Запорожской области, существовавшими на день ее образования и день принятия в Российскую Федерацию Запорожской области и образования в составе Российской Федерации нового субъекта. Граница Запорожской области, сопряженная с территорией иностранного государства, является Государственной границей Российской Федерации.
В соответствии со статьей 5 Договора со дня принятия в Российскую Федерацию Запорожской области и образования в составе Российской Федерации нового субъекта граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на этот день на территории Запорожской области, признаются гражданами Российской Федерации, за исключением лиц, которые в течение одного месяца после этого дня заявят о своем желании сохранить имеющееся у них и (или) их несовершеннолетних детей иное гражданство либо остаться лицами без гражданства.
Статьей 6 Договора устанавливается переходный период (до 1 января 2026 года), в течение которого должны быть урегулированы вопросы интеграции Запорожской области в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации, а также вопросы исполнения воинской обязанности и несения военной службы на территории Запорожской области.
Договором (статья 7) устанавливается, что выборы в законодательный (представительный) орган Запорожской области проводятся во второе воскресенье сентября 2023 года. Президент Российской Федерации в течение 10 дней со дня принятия в Российскую Федерацию Запорожской области образования в составе Российской Федерации нового субъекта назначает временно исполняющего обязанности высшего должного лица Запорожской области - Губернатора Запорожской области на период до вступления в должность избранного в соответствии с законодательством Российской Федерации Губернатора Запорожской области.
Согласно статье 8 Договора нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территории Запорожской области со дня принятия в Российскую Федерацию Запорожской области и образования в составе Российской Федерации нового субъекта, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Нормативные правовые акты, принимаемые в соответствии с решениями Военно-гражданской администрации Запорожской области действуют на территории Запорожской области до окончания переходного периода или до принятия соответствующего нормативного правового акта Российской Федерации и (или) нормативного правового акта Запорожской области.
Конституционный Суд Российской Федерации признал не вступивший в силу международный Договор между Российской Федерацией и Запорожской областью о принятии в Российскую Федерацию Запорожской области и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта соответствующим Конституции Российской Федерации (Постановление от 2 октября 2022 года N 38-П).
Договор в соответствии с его статьей 9 временно применяется с даты подписания (с 30 сентября 2022 года) и вступает в силу с даты ратификации. Договор был опубликован на официальном Интернет-портале правовой информации (www.ргаvо.gov.ru) 3 октября 2022 года.
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации. Договор согласуется с международными обязательствами Российской Федерации.
Договор подлежит ратификации на основании статьи 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" и в соответствии со статьей 9 Договора.
По Федеральному закону проведена антикоррупционная экспертиза в соответствии с методикой, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральный закон в соответствии с его статьей 2 вступает в силу со дня его официального опубликования.
Федеральный закон согласно пункту "г" (ратификация международных договоров) статьи 106 Конституции Российской Федерации подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, которое должно быть начато не позднее 17 октября 2022 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, первому заместителю Председателя Совета Федерации А.А. Турчаку, заместителю Председателя Совета Федерации К.И. Косачеву, заместителю Председателя Совета Федерации Г.Н. Кареловой, заместителю Председателя Совета Федерации Ю.Л. Воробьеву, заместителю Председателя Совета Федерации Н.А. Журавлеву, председателю Комитета Совета Федерации по международным делам Г.Б. Карасину, председателю Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству А.А. Клишасу, председателю Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера А.А. Шевченко, председателю Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности В.Н. Бондареву, председателю Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам А.Д. Артамонову, председателю Комитета Совета Федерации по экономической политике А.В. Кутепову, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьеву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации В.А. Живулину.
Заместитель Руководителя |
Е.Ю. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.