Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 3 октября 2022 г. N 5.1-01/2433
по Федеральному конституционному закону "О принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Донецкой Народной Республики",
одобренному Государственной Думой 3 октября 2022 года
Досье на проект федерального закона
Проект Федерального конституционного закона был внесён в Государственную Думу Президентом Российской Федерации 2 октября 2022 года (законопроект N 203816-8).
Федеральный конституционный закон на основании Договора между Российской Федерацией и Донецкой Народной Республикой о принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта, подписанного в городе Москве 30 сентября 2022 года и признанного соответствующим Конституции Российской Федерации Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 2 октября 2022 года N 36-П, закрепляет вхождение в состав Российской Федерации Донецкой Народной Республики и образование в составе Российской Федерации нового субъекта - Донецкой Народной Республики.
Федеральный конституционный закон устанавливает наименование, статус и пределы территории Донецкой Народной Республики. Наименование нового субъекта Российской Федерации - Донецкая Народная Республика подлежит включению в часть 1 статьи 65 Конституции Российской Федерации, определяющую состав субъектов Российской Федерации.
Федеральным конституционным законом граждане Донецкой Народной Республики, Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Донецкой Народной Республики на день принятия Донецкой Народной Республики в состав Российской Федерации или ранее постоянно проживавшие на указанной территории и выехавшие в Российскую Федерацию, в том числе через территории третьих государств, а также их несовершеннолетние дети приобретают гражданство Российской Федерации в результате признания их гражданами Российской Федерации при условии принесения Присяги гражданина Российской Федерации. Гражданство Донецкой Народной Республики прекращается со дня принятия в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образования в составе Российской Федерации нового субъекта.
Определяется порядок формирования органов государственной власти Донецкой Народной Республики. Устанавливается, что выборы в законодательный (представительный) орган Донецкой Народной Республики проводятся во второе воскресенье сентября 2023 года. До избрания законодательного (представительного) органа Донецкой Народной Республики его полномочия осуществляет Народный Совет Донецкой Народной Республики - Парламент Донецкой Народной Республики.
На период до вступления в должность избранного в соответствии с законодательством Российской Федерации Главы Донецкой Народной Республики Президент Российской Федерации назначает временно исполняющего обязанности высшего должностного лица Донецкой Народной Республики - Главы Донецкой Народной Республики, который формирует Правительство Донецкой Народной Республики.
Сенаторы Российской Федерации - представители от Донецкой Народной Республики наделяются полномочиями соответственно Народным Советом Донецкой Народной Республики - Парламентом Донецкой Народной Республики и временно исполняющим обязанности Главы Донецкой Народной Республики.
Предусматриваются особенности замещения государственных и муниципальных должностей, прохождения государственной и муниципальной службы. Лица, замещавшие должности в органах публичной власти Донецкой Народной Республики на день принятия в Российскую Федерацию, в случае, если данные органы публичной власти продолжат осуществлять публичные функции, при наличии гражданства Российской Федерации смогут продолжить замещать указанные должности, при этом предусмотренные законодательством Российской Федерации ограничения, запреты и требования в течение переходного периода на них распространяться не будут.
Вооруженные силы, воинские формирования и органы Донецкой Народной Республики включаются в состав соответственно Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов Российской Федерации. Призыв на военную службу граждан Российской Федерации, проживающих на территории Донецкой Народной Республики, будет проводиться, начиная с 2023 года.
Устанавливаются гарантии в сфере социальной защиты и охраны здоровья. Территориальные органы Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, а также территориальные фонды обязательного медицинского страхования должны быть созданы до 1 марта 2023 года.
На территории Российской Федерации признаются и действуют без ограничения срока действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов документы, выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Донецкой Народной Республики.
Федеральным конституционным законом до 1 января 2026 года устанавливается переходный период, в течение которого будут урегулированы вопросы интеграции Донецкой Народной Республики в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации.
Федеральным конституционным законом регулируются вопросы создания и деятельности на территории Донецкой Народной Республики судов Российской Федерации, органов прокуратуры, нотариата и адвокатуры; осуществления правосудия в переходный период; организации местного самоуправления; применения бюджетного законодательства Российской Федерации, законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, законодательства о лицензировании отдельных видов деятельности; организации денежного обращения; банковской деятельности и деятельности некредитных финансовых организаций; особенности оборота недвижимости, градостроительной деятельности; особенности отношений в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд; особенности использования и охраны недр, окружающей природной среды; иные вопросы хозяйственной деятельности.
Устанавливается, что законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территории Донецкой Народной Республики со дня принятия в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образования в составе Российской Федерации нового субъекта, если иное не предусмотрено Федеральным конституционным законом. Нормативные правовые акты Донецкой Народной Республики действуют на территории Донецкой Народной Республики до окончания переходного периода или до принятия соответствующих нормативного правового акта Российской Федерации и (или) нормативного правового акта Донецкой Народной Республики.
Федеральный конституционный закон соответствует Конституции Российской Федерации, Договору между Российской Федерацией и Донецкой Народной Республикой о принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта, Федеральному конституционному закону от 17 декабря 2001 года N 6-ФКЗ "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации".
По Федеральному конституционному закону проведена антикоррупционная экспертиза, коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральный конституционный закон в соответствии с его статьей 37 вступает в силу со дня вступления в силу Договора между Российской Федерацией и Донецкой Народной Республикой о принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта, который при этом вступает в силу с даты ратификации.
Согласно части 2 статьи 108 Конституции Российской Федерации Федеральный конституционный закон подлежит обязательному рассмотрению Советом Федерации.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, первому заместителю Председателя Совета Федерации А.А. Турчаку, первому заместителю Председателя Совета Федерации А.В. Яцкину, заместителю Председателя Совета Федерации Г.Н. Кареловой, заместителю Председателя Совета Федерации К.И. Косачеву, заместителю Председателя Совета Федерации Ю.Л. Воробьеву, заместителю Председателя Совета Федерации Н.А. Журавлеву, председателю Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству А.Л. Клишасу, председателю Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера А.А. Шевченко, председателю Комитета Совета Федерации по международным делам Г.Б. Карасину, председателю Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности В.Н. Бондареву, председателю Комитета Совета Федерации по социальной политике И.Ю. Святенко, председателю Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам А.Д. Артамонову, председателю Комитета Совета Федерации по экономической политике А.В. Кутепову, председателю Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию А.П. Майорову, председателю Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Л.С. Гумеровой, председателю Комитета Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности В.С. Тимченко, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации В.А. Живулину.
Заместитель Руководителя |
Е.Ю. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.