Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 21 октября 2002 г. N КА-А40/7110-02
Московское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - МРО ФСС России) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к ООО "Туристическая компания Юнитранс" о взыскании штрафа в размере 5000 рублей за нарушение установленного законом срока подачи заявления о постановке на учет в качестве страхователя в исполнительном органе ФСС России.
Решением от 24.07.2002 по делу N А40-22703/02-114-242 в иске отказано. В апелляционном порядке дело не пересматривалось.
В кассационной жалобе МРО ФСС РФ просит вышеназванный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение судом ст.ст. 9, 30, 31, 34.1, п.1 ст.116 Налогового кодекса Российской Федерации, ст. 10 Федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2000 год", ст. 11 ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты о налогах".
Извещенные в установленном законом порядке о времени и месте рассмотрения дела стороны своих представителей в суд не направили.
Законность решения Арбитражного суда г. Москвы проверена в кассационном порядке Федеральным Арбитражным судом Московского округа. Оснований для их отмены не найдено.
Как следует из материалов дела, ООО "Туристическая компания Юнитранс", зарегистрированное в качестве юридического лица Московской регистрационной палатой 01.11.2001, с заявлением о постановке на учет в качестве страхователя в исполнительный орган ФСС России обратилось 18.12.2001.
Решением МРО ФСС России от 07.01.2002 N 311/1 названное общество привлечено на основании п. 1 ст. 116 Налогового кодекса РФ к ответственности в виде наложения штрафа в сумме 5000 рублей за нарушение сроков постановки на учет в страховом органе в качестве страхователя от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.
Разрешая спор, суд исходил из того, что в силу ст. 11 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" ответственность субъектов страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний с 1 января 2001 года не регулируется НК РФ, а определяется специальным законом - Федеральным законом "Об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний". Поэтому МРО ФСС РФ с указанного периода не обладает полномочиями по осуществлению налогового контроля и взысканию налоговых санкций. Суд пришел к выводу о том, что ответчик необоснованно привлечен к ответственности по п.1 ст. 116 Налогового кодекса РФ за нарушение сроков регистрации в исполнительном органе ФСС России.
Суд кассационной инстанции находит данные выводы суда правильными.
В соответствии со ст.ст. 9, 30, 34.1 Налогового кодекса РФ органы государственных внебюджетных фондов отнесены к числу участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах. В случаях, когда законодательством на эти органы возложены обязанности по налоговому контролю, они пользуются правами и несут обязанности налоговых органов, предусмотренные вышеназванным Кодексом.
В соответствии со ст.ст. 9, 11 Федерального Закона от 05.08.2000 с 01.01.2001 в связи с введением в действие части второй Налогового кодекса РФ налоговые органы осуществляют контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в эти фонды страховых взносов, входящих в единый социальный налог. Взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в единый социальный налог не включены и уплачиваются в соответствии с Федеральным законом об этом виде социального страхования.
Суд обоснованно указал на то, что спорные правоотношения регулируются Федеральным Законом "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", пп.1 п.2 ст. 17 которым определена обязанность регистрации плательщиков страховых взносов у страховщика. Последствия уклонения от регистрации предусмотрены ст. 19 этого же Закона.
В этой связи ответчик не может нести налоговую ответственность по п. 1 ст. 116 Налогового кодекса РФ.
Ссылка заявителя на ст. 10 ФЗ Российской Федерации от 02.01.2000 N 24-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2000 год", предоставляющую право органам ФСС России применять налоговую ответственность, не состоятельна. Данная правовая норма не является нормой прямого действия, а сам Закон применяется к правоотношениям, возникшим в 2000 году. Правонарушение, за которое истец привлек общество к ответственности, имело место в 2001 году. Действовавший в 2001 году бюджетный закон не предусматривал применение финансовых санкций к плательщикам указанных страховых взносов за несвоевременное представление отчетности.
При таких обстоятельствах суд правильно пришел к выводу об отсутствии оснований для привлечения ответчика к налоговой ответственности по п. 1 ст. 116 Налогового кодекса РФ.
Руководствуясь ст.ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 24 июля 2002 г. по делу N А40-22703/02-114-242 оставить без изменения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 21 октября 2002 г. N КА-А40/7110-02
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании