Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 20 сентября 2022 г. N 03-07-11/90970
Вопрос: ООО является управляющей организацией по управлению многоквартирными домами на территории области, применяющей общий режим налогообложения.
В настоящее время ООО не содержит в своем штате специалистов, осуществляющих контроль за выполнением работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах подрядными организациями, а также выполняющих работы по взысканию задолженности по оплате жилых помещений.
Для осуществления контрольных функций и оказания услуг по взысканию задолженности с населения ООО заключает договора со сторонними организациями на выполнение данных работ.
В соответствии п. 30 ч. 3 ст. 149 НК РФ, не подлежит налогообложению реализация работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых (оказываемых) управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги, при условии приобретения работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме указанными налогоплательщиками у организаций и индивидуальных предпринимателей, непосредственно выполняющих (оказывающих) данные работы (услуги).
Согласно правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 г. N 290, в целях обеспечения оказания услуг и выполнения работ, предусмотренных перечнем услуг и работ, лица, ответственные за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, обязаны, в том числе:
- своевременно заключать договоры оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме со сторонними организациями, в том числе специализированными, в случае, если лица, ответственные за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, не оказывают таких услуг и не выполняют таких работ своими силами, а также осуществлять контроль за выполнением указанными организациями обязательств по таким договорам (пп. В п. 6);
- организовать работу по взысканию задолженности по оплате жилых помещений (пп. Е п. 6).
Таким образом, с учетом вышеизложенного, считаю работы по осуществлению контроля за качеством выполненных работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и работы по взысканию задолженности по оплате жилых помещений сторонними организациями относятся к услугам и работам по содержанию общего имущества в многоквартирном доме.
Прошу разъяснить:
- имеет ли право управляющая организация, в соответствии п. 30 ч. 3 ст. 149 НК РФ, не облагать налогом на добавленную стоимость операции по реализации услуг по осуществлению контроля за выполненными работами по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме подрядными организациями, а также по взысканию задолженности с населения по оплате за жилищные услуги, в случае приобретения данных услуг у сторонних организаций.
Ответ: В связи с обращением по вопросам применения налога на добавленную стоимость в отношении перечисленных в обращении услуг, оказываемых управляющей организацией, Департамент налоговой политики сообщает, что в соответствии с Регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 14 сентября 2018 г. N 194н, обращения организаций по оценке конкретных хозяйственных ситуаций в Минфине России не рассматриваются и консультационные услуги не оказываются.
Одновременно сообщаем, что согласно подпункту 30 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) не подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость (освобождаются от налогообложения) операции по реализации работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых (оказываемых) управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги (далее - управляющие организации), при условии приобретения работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме указанными налогоплательщиками у организаций и индивидуальных предпринимателей, непосредственно выполняющих (оказывающих) данные работы (услуги).
Таким образом, указанной нормой Кодекса не предусмотрено освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость работ (услуг) по управлению многоквартирными домами, а также других работ (услуг), выполняемых (оказываемых) собственными силами управляющих организаций. В связи с этим указанные работы (услуги) подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость.
Также отмечаем, что согласно пункту 1 статьи 11 Кодекса институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом.
Поскольку понятие "содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме" Кодексом не предусмотрено, при определении данного понятия следует руководствоваться пунктом 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491, которым установлен перечень услуг по содержанию общего имущества.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
А.А. Смирнов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Работы (услуги) по управлению многоквартирными домами, а также другие работы (услуги), выполняемые (оказываемые) собственными силами управляющих организаций, не освобождены от НДС.
Перечень таких работ (услуг) установлен в правительственных правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 20 сентября 2022 г. N 03-07-11/90970
Опубликование:
-