Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению администрации
города Ставрополя
от 6 октября 2022 г. N 2124
Основные направления
бюджетной и налоговой политики города Ставрополя на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов
Общие положения
Основные направления бюджетной и налоговой политики города Ставрополя на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов разработаны с учетом положений указов Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" (далее - Указ N 204), от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", основных направлений бюджетной и налоговой политики Ставропольского края на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов, утвержденных распоряжением Правительства Ставропольского края от 31 августа 2022 г. N 655-рп, основных направлений долговой политики Ставропольского края на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов, утвержденных распоряжением Правительства Ставропольского края от 23 августа 2022 г. N 607-рп, Стратегии социально-экономического развития города Ставрополя до 2035 года, утвержденной решением Ставропольской городской Думы от 26 марта 2021 г. N 547, Программы оздоровления муниципальных финансов города Ставрополя на 2018 - 2024 годы, утвержденной постановлением администрации города Ставрополя от 25.12.2018 N 2638, а также с учетом итогов реализации бюджетной и налоговой политики города Ставрополя в предшествующем периоде.
Целью основных направлений бюджетной и налоговой политики города Ставрополя на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов является определение условий, используемых при составлении проекта бюджета города Ставрополя на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов, основных подходов к его формированию, основных характеристик и прогнозируемых параметров бюджета города Ставрополя, а также обеспечение прозрачности и открытости бюджетного планирования.
Бюджетная и налоговая политика города Ставрополя на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов сохранит свою направленность на реализацию приоритетных задач социально-экономического развития города Ставрополя с учетом текущей экономической ситуации.
Базовым принципом бюджетной и налоговой политики города Ставрополя является обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости городского бюджета, решение текущих и перспективных задач наиболее эффективным способом.
Бюджетная политика в области муниципальных заимствований в предстоящем бюджетном цикле будет направлена на поддержание объема муниципального долга города Ставрополя на экономически безопасном уровне, минимизацию затрат на его обслуживание, своевременное и безусловное исполнение принимаемых обязательств.
Основные направления налоговой политики города Ставрополя на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов
Налоговая политика города Ставрополя на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов в условиях нестабильной экономической ситуации сохраняет преемственность целей и задач налоговой политики предыдущего периода и ориентирована, в первую очередь, на реализацию следующих основных задач:
мобилизацию собственных доходов на основе экономического роста и развития налогового потенциала города Ставрополя;
обеспечение сбалансированности бюджета города Ставрополя путем получения доходов в запланированных объемах, а также дополнительных доходов за счет погашения задолженности налогоплательщиками по налогам, пеням и плательщиками по платежам в бюджет города Ставрополя.
Основными направлениями налоговой политики являются:
1) осуществление мер налогового стимулирования инвестиционной активности на территории города Ставрополя.
В целях обеспечения привлекательности экономики города для инвесторов продолжится применение мер налогового стимулирования, направленных на поддержку и реализацию инвестиционных проектов в соответствии с решением Ставропольской городской Думы от 11 ноября 2005 года N 149 "Об установлении земельного налога и введении его в действие на территории города Ставрополя (далее - решение N 149) в виде освобождения от уплаты земельного налога в полном объеме:
юридических лиц в отношении земельных участков, предоставленных в соответствии с постановлением Губернатора Ставропольского края от 16 июня 2015 г. N 305 "О некоторых мерах по реализации Закона Ставропольского края "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений" для размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения;
юридических лиц в отношении земельных участков, занятых индустриальными (промышленными) парками, соответствующими требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 04 августа 2015 г. N 794 "Об индустриальных (промышленных) парках и управляющих компаниях индустриальных (промышленных) парков" и внесенными в реестр индустриальных (промышленных) парков и управляющих компаний индустриальных (промышленных) парков в соответствии с Приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 09 февраля 2016 г. N 303 "Об утверждении Порядка ведения реестра индустриальных (промышленных) парков и управляющих компаний индустриальных (промышленных) парков, соответствующих требованиям к индустриальным (промышленным) паркам и управляющим компаниям индустриальных (промышленных) парков, в целях применения к ним мер стимулирования деятельности в сфере промышленности, в том числе обеспечения своевременного внесения изменений в содержащиеся в указанном реестре сведения", на период до 31 декабря 2023 года;
резидентов региональных парков, созданных на территории города Ставрополя, осуществляющих реализацию инвестиционных (инновационных) проектов в соответствии с соглашением о ведении деятельности резидента регионального парка, в отношении земельных участков, расположенных на территории региональных парков, сроком на пять лет с месяца возникновения права собственности на каждый земельный участок, но не более срока действия соглашения о ведении деятельности резидента регионального парка;
2) оценка эффективности налоговых расходов.
Оценка эффективности налоговых расходов города Ставрополя проводится в соответствии с постановлением администрации города Ставрополя от 11.06.2020 N 847 "Об утверждении Порядка формирования перечня налоговых расходов и оценки налоговых расходов муниципального образования города Ставрополя Ставропольского края" с учетом общих требований к оценке налоговых расходов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2019 г. N 796.
В соответствии с решением N 149 государственная поддержка в виде налоговых льгот по земельному налогу на 2021 год установлена для 11 категорий налогоплательщиков, 3 из которых - физические лица.
Сумма выпадающих доходов бюджета города Ставрополя в связи с предоставлением налоговых льгот юридическим и физическим лицам по итогам 2021 года составила 162,2 млн рублей, из них сумма налоговых льгот, предоставленных в соответствии с решением N 149, - 75,8 млн рублей (по земельному налогу с физических лиц - 0,8 млн рублей, по земельному налогу с организаций - 75,0 млн рублей).
В случае выявления несоответствия налоговых расходов города Ставрополя целям муниципальных программ города Ставрополя и (или) целям социально-экономической политики города Ставрополя, не относящимся к муниципальным программам, кураторами налоговых расходов осуществляется подготовка предложений по их отмене, уточнению либо изменению условий их предоставления.
По результатам проведенной оценки эффективности налоговых расходов за 2021 год налоговые расходы города Ставрополя признаны эффективными и не требующими отмены.
Сохранены меры поддержки категории "обманутых дольщиков" в виде пролонгации льготы по уплате земельного налога на период до 31 декабря 2025 года;
3) повышение эффективности управления муниципальными активами.
В данном направлении будет продолжена работа:
по инвентаризации объектов недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности города Ставрополя, регистрации права муниципальной собственности города Ставрополя;
по организации и проведению торгов по продаже права на заключение договоров аренды муниципального имущества города Ставрополя и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах города Ставрополя;
по разграничению и оформлению земельных участков в муниципальную собственность города Ставрополя;
по осуществлению мероприятий, направленных на улучшение результатов финансово-хозяйственной деятельности муниципальных унитарных предприятий города Ставрополя, оптимизацию количества муниципальных унитарных предприятий города Ставрополя, не выполняющих функции, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством, путем их реорганизации, ликвидации в целях возвращения имущества в казну города Ставрополя;
по осуществлению мероприятий по дополнительной мобилизации доходов в бюджет города Ставрополя путем приватизации муниципального имущества.
В целях актуализации баз данных по объектам недвижимости в 2022 - 2025 годах будут проводиться мероприятия в соответствии с утвержденной Правительством Ставропольского края и Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю "дорожной картой". Так, в частности, на муниципальном уровне будет проведена работа по выявлению правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости, если права на данные объекты недвижимости возникли и правоустанавливающие документы на них были оформлены до дня вступления в силу Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в 2022 году проводится государственная кадастровая оценка земельных участков, в 2023 году будет проведена государственная кадастровая оценка зданий, помещений, сооружений, объектов незавершенного строительства и машино-мест, что позволит применить в целях налогообложения и исчисления арендных платежей актуальную кадастровую стоимость объектов недвижимости. С учетом внесенных изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации для расчета земельного налога за 2023 год будет применяться кадастровая стоимость не выше кадастровой стоимости, действующей в 2022 году. Кадастровая стоимость объектов недвижимости, утвержденная в 2022 - 2023 годах, для целей налогообложения будет применяться с 2024 года.
В 2022 году состоялся открытый конкурс на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций. По результатам итогов вышеуказанного конкурса заключено шесть договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций сроком на восемь лет, что позволит получить в 2023 году и плановом периоде 2024 - 2025 годов доход от платы на установку и эксплуатацию рекламных конструкций;
4) совершенствование налогового администрирования.
Повышению качества налогового администрирования будет способствовать безусловное выполнение главными администраторами доходов бюджета города Ставрополя бюджетных полномочий в части обеспечения ими точности планирования и контроля за поступлением в бюджет города Ставрополя администрируемых налогов и сборов, в том числе проведение претензионно-исковой работы и осуществление мер принудительного взыскания задолженности. Внедрение механизма единого налогового платежа и единого налогового счета позволит улучшить платежную дисциплину налогоплательщиков.
В целях расширения налогооблагаемой базы и увеличения поступлений налоговых и неналоговых доходов в бюджет города Ставрополя необходимо продолжить работу:
по актуализации перечня объектов недвижимости, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость;
по координации действий главных администраторов доходов бюджета города Ставрополя, направленных на увеличение собираемости налогов и сборов в бюджет города Ставрополя;
по проведению заседаний консультативного совета по налоговой и бюджетной политике при администрации города Ставрополя, созданного постановлением администрации города Ставрополя от 21.07.2011 N 1986, и городской межведомственной комиссии по контролю за деятельностью предприятий и организаций в сфере оплаты труда, легализации заработной платы в городе Ставрополе, созданной постановлением администрации города Ставрополя от 08.07.2011 N 1860;
по осуществлению контроля в отношении налогоплательщиков, являющихся поставщиками и подрядчиками - контрагентами по муниципальным контрактам (договорам), с целью пресечения фактов неисполнения обязательств по уплате налогов в бюджет города Ставрополя.
При определении общих параметров объема доходной части бюджета города Ставрополя на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов необходимо учесть следующие основные изменения законодательства:
введение института "единого налогового платежа", предполагающего уплату налогов одним платежным поручением (без уточнения реквизитов и других параметров) с последующим зачетом в счет имеющихся у налогоплательщика обязательств;
индексация ставок и сохранение на уровне 2022 года норматива отчислений в бюджеты субъектов Российской Федерации от акцизов на нефтепродукты;
продление "налоговых каникул" для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную и патентную систему налогообложения, работающих в производственной, социальной, научной сферах, а также в сферах бытовых услуг и предоставления мест временного проживания до 1 января 2025 года;
применение в 2023 году для целей налогообложения и расчета платежей по арендной плате за земельные участки кадастровой стоимости не выше кадастровой стоимости недвижимости, действующей в 2022 году;
продление до 1 апреля 2023 года моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами в отношении юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей;
введение целевого использования средств, поступающих в виде платы за негативное воздействие на окружающую среду и административных штрафов за административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования.
При принятии решений в сфере налоговой политики, в том числе и при реализации мероприятий по повышению собираемости налогов, следует учитывать их долгосрочные последствия для экономики города Ставрополя, организаций социальной сферы и доходной части бюджета города Ставрополя. При формировании и реализации налоговой политики необходимо соблюдать баланс интересов муниципального образования города Ставрополя Ставропольского края и налогоплательщиков.
Основные направления бюджетной политики города Ставрополя на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов
Бюджетная политика города Ставрополя на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов будет ориентирована на поддержание стабильности и устойчивости бюджета города Ставрополя, обеспечение сбалансированности параметров бюджета с учетом эффективного управления имеющимися ресурсами, безусловное исполнение всех взятых обязательств в экономике и социальной сфере, улучшение качества жизни и благосостояния населения города.
Основными направлениями бюджетной политики города Ставрополя на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов являются:
1) обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджета города Ставрополя.
Учитывая неблагоприятную ситуацию в мировой экономике, бюджетная политика требует дальнейшей увязки стратегического и бюджетного планирования для обеспечения долгосрочной стабильности и устойчивости бюджета города Ставрополя и должна быть ориентирована на детальную приоритизацию расходов бюджета.
Увязка стратегического и бюджетного планирования обеспечивается путем формирования бюджета на трехлетний период в рамках муниципальных программ.
Программная часть бюджета города Ставрополя будет сформирована на основе Перечня муниципальных программ города Ставрополя, принимаемых к разработке в 2022 году, утвержденного постановлением администрации города Ставрополя от 10.06.2022 N 1230. Непрограммная часть местного бюджета будет включать расходы, не охваченные муниципальными программами.
Доля программных расходов бюджета города Ставрополя в предстоящем бюджетном цикле составит более 90 процентов, что позволит оценить исполнение бюджета города Ставрополя не только с точки зрения исполнения финансовых показателей, но и с учетом достижения целевых показателей, установленных программными документами.
Будет продолжена реализация Программы оздоровления муниципальных финансов города Ставрополя на 2018 - 2024 годы, утвержденной постановлением администрации города Ставрополя от 25.12.2018 N 2638, мероприятия которой направлены на увеличение роста доходов, оптимизацию расходов бюджета города Ставрополя, сокращение муниципального долга и расходов по обслуживанию муниципального долга города Ставрополя.
Учитывая существующие риски снижения долгосрочной финансовой устойчивости бюджета города Ставрополя, необходимо и в дальнейшем обеспечить проведение ответственной бюджетной политики, направленной на максимально эффективное использование имеющихся финансовых ресурсов, обеспечение режима экономного и рационального использования бюджетных средств, взвешенного подхода к принятию новых расходных обязательств, финансовое обеспечение принятых расходных обязательств с учетом проведения мероприятий по их оптимизации.
Важная роль в обеспечении устойчивости бюджета города Ставрополя отводится снижению рисков неисполнения первоочередных и социально значимых обязательств.
Четкая приоритизация расходов в совокупности с политикой эффективного использования бюджетных средств позволит при любом развитии событий обеспечить полноту и своевременность выплаты заработной платы работникам бюджетной сферы, предоставления всех мер социальной поддержки населению города Ставрополя, бесперебойное финансирование мероприятий, направленных на достижение целей, показателей и результатов проектов (программ), входящих в состав национальных проектов.
2) достижение показателей национальных целей и задач путем реализации мероприятий муниципальных программ города Ставрополя.
Применение программного метода бюджетного планирования направлено на решение задач социально-экономического развития города Ставрополя исходя из национальных целей развития Российской Федерации. Разработка новых муниципальных программ на 2023 - 2028 годы с учетом глобальных вызовов, федеральных и региональных приоритетов развития обеспечит расходование бюджетных средств в увязке с конкретными результатами.
Достижение национальных целей будет обеспечено за счет реализации следующих направлений:
в сфере образования:
обеспечение доступности и повышение качества дошкольного, общего и дополнительного образования детей в городе Ставрополе (развитие учебно-материальной базы общеобразовательных учреждений города Ставрополя, расширение доступа к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья, реализация системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей путем предоставления сертификата дополнительного образования детей);
модернизация школьных систем образования для создания современных условий обучения, а также расширение возможностей получения образования (совершенствование материально-технической базы, проведение капитального ремонта общеобразовательных учреждений города Ставрополя, создание детских технопарков "Кванториум" на базе муниципальных общеобразовательных организаций города Ставрополя);
обеспечение поддержки детей и их семей, нуждающихся в особой защите государства;
создание новых мест в общеобразовательных организациях в связи с ростом числа обучающихся, вызванным демографическим фактором;
в сфере культуры и молодежной политики:
проведение на территории города Ставрополя культурных, зрелищных мероприятий и программ, массовых праздников, конкурсов, митингов;
укрепление материально-технической базы и модернизация муниципальных учреждений культуры (информатизация муниципального бюджетного учреждения культуры "Ставропольская централизованная библиотечная система", приобретение сценических костюмов, музыкальных инструментов, проведение капитального ремонта школ искусств, техническое оснащение музеев);
создание учреждений культуры и дополнительного образования детей в сфере культуры в новых районах города Ставрополя;
сохранение объектов культуры и культурного наследия;
создание благоприятных условий для всестороннего развития, успешной социализации и самореализации молодежи, содействие реализации молодежных инициатив и развитию молодежных общественных организаций;
воспитание патриотизма и активной гражданской позиции у молодежи города Ставрополя, развитие лидерских качеств у подрастающего поколения, формирование условий для полноценного включения молодежи в общественно-политическую жизнь города Ставрополя;
в сфере социальной защиты населения:
повышение уровня и качества жизни граждан города Ставрополя, нуждающихся в социальной поддержке;
повышение комфортности и доступности городской среды для инвалидов и других маломобильных групп населения;
в сфере физической культуры и спорта:
организация и проведение физкультурных и спортивных мероприятий различного уровня среди различных категорий населения на территории города Ставрополя, а также пропаганда здорового образа жизни в целях привлечения населения города Ставрополя к регулярным занятиям физической культурой и спортом;
укрепление материально-технической базы муниципальных бюджетных учреждений физкультурно-спортивной направленности города Ставрополя;
в сфере национальной экономики и жилищно-коммунального хозяйства:
формирование комфортной городской среды для проживания граждан путем предоставления поддержки в решении жилищной проблемы молодым семьям, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий;
повышение уровня благоустройства территорий города Ставрополя;
развитие жилищно-коммунального хозяйства города Ставрополя;
устойчивое развитие улично-дорожной сети города Ставрополя;
улучшение эстетического облика территории города Ставрополя;
финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Ставрополе;
развитие и обеспечение деятельности инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Ставрополе.
3) повышение эффективности и результативности бюджетных расходов.
С целью повышения эффективности и результативности бюджетных расходов будут проведены следующие мероприятия:
концентрация ресурсов на приоритетных направлениях расходования бюджетных средств;
безусловное соблюдение бюджетно-финансовой дисциплины всеми участниками бюджетного процесса;
реализация мероприятий, направленных на обеспечение соблюдения получателями межбюджетных субсидий и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении;
обеспечение режима экономного и рационального использования бюджетных средств;
недопущение установления расходных обязательств, не связанных с решением вопросов, отнесенных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления городского округа;
недопущение принятия расходных обязательств, не обеспеченных источниками финансирования, принятие новых расходных обязательств за счет сокращения действующих расходных обязательств, перераспределения бюджетных средств с наименее приоритетных видов расходов на осуществление расходов обязательного характера;
перераспределение средств на новые приоритеты, не затрагивая первоочередных обязательств;
повышение качества оказания муниципальных услуг (выполнения работ);
совершенствование процесса управления остатками средств на едином счете по учету средств бюджета города Ставрополя;
осуществление муниципальных закупок путем определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) конкурентными способами, обеспечивающими наименьшие затраты при сохранении качественных характеристик приобретаемых товаров, работ, услуг;
недопущение образования просроченной кредиторской задолженности по принятым обязательствам, в том числе по заработной плате и социальным выплатам;
активное привлечение муниципальными учреждениями города Ставрополя внебюджетных ресурсов, средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
совершенствование системы внутреннего муниципального финансового контроля и контроля в сфере закупок путем использования при осуществлении контрольной деятельности риск-ориентированного подхода к выбору объектов контроля, применение единых федеральных стандартов и иных нормативных правовых актов, регулирующих осуществление внутреннего муниципального финансового контроля и контроля в сфере закупок;
проведение мероприятий по дальнейшей централизации функций по ведению бюджетного (бухгалтерского) учета и формированию отчетности;
реализация инициативных проектов в целях прямого вовлечения жителей города Ставрополя в решение приоритетных вопросов местного значения;
4) обеспечение прозрачности и открытости бюджета города Ставрополя и бюджетного процесса для граждан.
Открытость и понятность информации о бюджете города Ставрополя для граждан как способ повышения эффективности бюджетных расходов реализуется за счет:
проведения публичных слушаний по проекту бюджета города Ставрополя и годовому отчету о его исполнении с целью вовлечения населения города Ставрополя в осуществление бюджетного процесса;
размещения на официальном сайте администрации города Ставрополя в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информации, касающейся планирования бюджета города Ставрополя, его исполнения, правового регулирования бюджетного процесса в городе Ставрополе;
повышения информационной открытости бюджетного процесса города Ставрополя в социальных сетях в целях информирования граждан по вопросам формирования и исполнения бюджета города Ставрополя, а также вовлечения граждан в процедуру обсуждения и принятия конкретных бюджетных решений;
размещения на едином портале бюджетной системы Российской Федерации финансовой и иной информации о бюджете и бюджетном процессе и иных сведений, определяемых Министерством финансов Российской Федерации;
официального опубликования муниципальных правовых актов города Ставрополя в газете "Вечерний Ставрополь".
При определении общих параметров расходов бюджета города Ставрополя на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов должны учитываться следующие подходы:
выполнение в полном объеме всех социальных обязательств (фонд оплаты труда, расходы на оплату коммунальных услуг, уплату налогов, стипендии, меры социальной поддержки населения, социальные выплаты);
исполнение в 2023 - 2024 годах публичных нормативных обязательств и иных социальных выплат населению города Ставрополя исходя из численности потребителей и нормативов затрат с учетом итогов инвентаризации мер социальной поддержки, пособий, компенсаций и других социальных выплат, предоставляемых отдельным категориям граждан, установленных муниципальными правовыми актами города Ставрополя, на основе принципа нуждаемости и адресности;
поддержание достигнутых уровней заработной платы отдельных категорий работников, определенных указами Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 28 декабря 2012 г. N 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - указы Президента Российской Федерации);
обеспечение выплаты работникам муниципальных учреждений заработной платы не ниже минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом "О минимальном размере оплаты труда";
обеспечение оплаты труда работников учреждений бюджетной сферы, за исключением отдельных категорий работников, определенных указами Президента Российской Федерации, с учетом индексации с 01 июля 2022 года на 10,0 процента;
обеспечение расходов на питание в муниципальных учреждениях социальной сферы с учетом индексации в 2022 году на 20,0 процента в связи с удорожанием стоимости продуктов питания;
индексация расходов на оплату коммунальных услуг с учетом прогнозируемого роста тарифов;
привлечение средств из вышестоящих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в целях софинансирования мероприятий муниципальных программ;
приоритетное планирование бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства (реконструкции) муниципальной собственности города Ставрополя с учетом принятых решений в отношении объектов капитального строительства, создание которых осуществляется в рамках национальных проектов, объектов капитального строительства, включенных в государственные программы Российской Федерации и Ставропольского края, иных социально значимых объектов, подлежащих вводу в эксплуатацию в планируемом периоде.
Основные направления долговой политики города Ставрополя на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов
Долговая политика города Ставрополя на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов (далее - долговая политика) будет направлена на обеспечение сбалансированности и долговой устойчивости бюджета города Ставрополя путем поддержания объема муниципального долга города Ставрополя (далее - муниципальный долг) на безопасном уровне и минимизации расходов на обслуживание муниципального долга.
Начиная с 2012 года, бюджет города Ставрополя формируется с дефицитом, что связано с недостатком собственных доходов для исполнения расходных обязательств муниципального образования города Ставрополя Ставропольского края.
По итогам 2020 и 2021 годов бюджет города Ставрополя был исполнен с профицитом, муниципальный долг снизился на 26,8 млн рублей.
В общем объеме долговых обязательств города Ставрополя в размере 2 098,5 млн рублей практически всю сумму составляют обязательства по кредитам, полученным от кредитных организаций, - 2 097,6 млн рублей (99,96 процента), и незначительную долю - 0,9 млн рублей (0,04 процента) - составляет задолженность по гарантиям по централизованным кредитам, выданным в 1992 - 1994 годах сельскохозяйственным организациям всех организационно-правовых форм и другим организациям агропромышленного комплекса Ставропольского края, организациям потребительской кооперации (далее - гарантии по централизованным кредитам).
В первом полугодии 2022 года удалось сохранить положительную динамику и снизить муниципальный долг на 138,4 млн рублей. По состоянию на 01 июля 2022 года муниципальный долг составил 1 960,1 млн рублей.
В результате замещения кредитов, полученных от кредитных организаций, на бюджетные кредиты от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (далее - бюджетные кредиты) структура муниципального долга претерпела изменения. В первом полугодии 2022 года в общем объеме долговых обязательств города Ставрополя обязательства по кредитам, полученным от кредитных организаций, снизились на 23,94 процента и составили 76,01 процента (1 490,0 млн рублей), обязательства по бюджетным кредитам составили 23,94 процента (469,1 млн рублей), обязательства по муниципальным гарантиям остались на прежнем уровне (0,9 млн рублей).
В 2022 году прогнозируется исполнение бюджета города Ставрополя без привлечения заемных средств.
Динамика и структура показателей муниципального долга приведена в таблице 1.
Таблица 1
Динамика и структура показателей муниципального долга в 2019 - 2022 годах
N |
Наименование показателя |
2019 год |
2020 год |
2021 год |
2022 год |
||||
сумма (млн руб.) |
удельный вес в объеме муниципального долга (%) |
сумма (млн руб.) |
удельный вес в объеме муниципального долга (%) |
сумма (млн руб.) |
удельный вес в объеме муниципального долга (%) |
сумма (млн руб.) |
удельный вес в объеме муниципального долга (%) |
||
1. |
Кредиты кредитных организаций |
2 124,4 |
99,96 |
2 122,6 |
99,96 |
2 097,6 |
99,96 |
2 097,6 |
99,96 |
2. |
Муниципальные гарантии |
0,9 |
0,04 |
0,9 |
0,04 |
0,9 |
0,04 |
0,9 |
0,04 |
|
Всего |
2 125,3 |
100,00 |
2 123,5 |
100,00 |
2 098,5 |
100,00 |
2 098,5 |
100,00 |
Муниципальные гарантии в 2019 - 2021 годах не предоставлялись. В настоящее время в структуре муниципального долга муниципальные гарантии составляют 0,9 млн рублей.
Списание задолженности по гарантиям по централизованным кредитам осуществляется согласно приказам министерства финансов Ставропольского края по мере исключения предприятий из реестра юридических лиц.
В 2022 году предоставление муниципальных гарантий также не планируется.
В соответствии со статьей 107.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации министерством финансов Ставропольского края проведена оценка долговой устойчивости муниципальных образований Ставропольского края.
Показатели долговой устойчивости и значения показателей долговой устойчивости города Ставрополя по состоянию на 01 августа 2022 года, утвержденные приказом министерства финансов Ставропольского края от 15.09.2022 г. N 213, приведены в таблице 2.
Таблица 2
Показатели долговой устойчивости и значения показателей долговой устойчивости города Ставрополя по состоянию на 01 августа 2022 года
(процентов) | |||||
N |
Наименование показателя долговой устойчивости |
Значение показателя долговой устойчивости |
Значение показателя долговой устойчивости города Ставрополя по состоянию на 01 августа 2022 года |
||
для группы заемщиков с высоким уровнем долговой устойчивости |
для группы заемщиков со средним уровнем долговой устойчивости |
для группы заемщиков с низким уровнем долговой устойчивости |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. |
Объем муниципального долга к общему объему доходов бюджета города Ставрополя без учета безвозмездных поступлений |
не более 50 |
более 50 - менее 85 |
более 85 |
32,1 |
2. |
Доля расходов на обслуживание муниципального долга в общем объеме расходов бюджета города Ставрополя, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджета Ставропольского края |
не более 5 |
более 5 - менее 8 |
более 8 |
2,0 |
3. |
Годовая сумма платежей по погашению и обслуживанию муниципального долга, возникшего по состоянию на 01 января очередного финансового года, без учета платежей, направляемых на досрочное погашение долговых обязательств со сроками погашения после 01 января года, следующего за очередным финансовым годом, к общему объему налоговых и неналоговых доходов бюджета города Ставрополя и дотаций из бюджета Ставропольского края |
не более 13 |
более 13 - менее 18 |
более 18 |
1,4 |
4. |
Доля краткосрочных долговых обязательств в общем объеме муниципального долга |
- |
- |
- |
24,8 |
Данные, представленные в таблице 2, свидетельствуют о том, что город Ставрополь по состоянию на 01 августа 2022 года по первым трем показателям долговой устойчивости соответствует группе заемщиков с высоким уровнем долговой устойчивости. Значение четвертого показателя долговой устойчивости не влияет на оценку уровня долговой устойчивости.
В 2022 году планируется обеспечить высокий уровень долговой устойчивости города Ставрополя.
Особое внимание в период 2019 - 2022 годов уделялось минимизации расходов на обслуживание муниципального долга. Для этого были реализованы следующие мероприятия:
привлечены краткосрочные бюджетные кредиты из федерального бюджета на пополнение остатков средств на счете бюджета города Ставрополя под 0,1 процента годовых;
привлечены краткосрочные бюджетные кредиты из бюджета Ставропольского края на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении бюджета города Ставрополя, под 0,1 процента годовых;
привлечены временно свободные средства муниципальных бюджетных и автономных учреждений города Ставрополя для покрытия кассовых разрывов, возникающих при исполнении бюджета города Ставрополя;
проведены аукционы в соответствии с Федеральным законом от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в целях рефинансирования действующих кредитов кредитных организаций, в том числе:
в 2019 году - 16 аукционов по муниципальным контрактам (процентные ставки снизились от диапазона 7,67-8,41 процента годовых до диапазона 6,77 - 8,25 процента годовых);
в 2020 году - 10 аукционов по муниципальным контрактам (процентные ставки снизились от диапазона 6,77-8,25 процента годовых до диапазона 5,07 - 5,25 процента годовых).
в 2021 году - 12 аукционов по муниципальным контрактам (процентные ставки не более уровня ключевой ставки, установленной Центральным банком Российской Федерации, действующей в соответствующем периоде, увеличенной на 1 процент годовых).
Проведенные в 2019 - 2022 годах мероприятия позволили высвободить и направить на финансирование социально значимых расходов денежные средства в сумме 315,6 млн рублей.
В 2023 - 2025 годах долговая политика не претерпит кардинальных изменений в части осуществления муниципальных заимствований.
Основными факторами, определяющими характер и направления долговой политики, являются:
изменения, вносимые в бюджетное законодательство Российской Федерации и законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, влекущие диспропорции между расходами и доходами бюджета города Ставрополя;
рост расходных обязательств города Ставрополя, направленных на реализацию Указа N 204;
необходимость ежегодной индексации расходов бюджета города Ставрополя на выплату заработной платы работникам бюджетной сферы и оплату коммунальных услуг.
В качестве инструментов долговой политики будут использоваться кредиты, полученные от кредитных организаций, и бюджетные кредиты от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Муниципальные заимствования в кредитных организациях планируется осуществлять, в основном, на среднесрочный период сроком до 3 лет в виде возобновляемых и невозобновляемых кредитных линий в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Такой подход позволит более гибко управлять долговыми обязательствами города Ставрополя, перераспределять долговую нагрузку на среднесрочный период и минимизировать расходы бюджета города Ставрополя на обслуживание муниципального долга.
Основными целями долговой политики являются:
поддержание объема муниципального долга на безопасном уровне, обеспечивающем отнесение города Ставрополя к группе заемщиков с высоким уровнем долговой устойчивости;
минимизация расходов на обслуживание муниципального долга.
Для достижения поставленных целей в 2023 - 2025 годах необходимо обеспечить решение следующих задач:
обеспечение размера дефицита бюджета города Ставрополя в 2023 - 2025 годах на уровне не более 2,0 процента от суммы доходов бюджета города Ставрополя без учета объема безвозмездных поступлений в соответствующем году (значение может быть превышено на сумму изменения остатков средств бюджета города Ставрополя, которые в рамках разработки проекта решения Ставропольской городской Думы о бюджете города Ставрополя на очередной финансовый год и плановый период не были учтены, а также на сумму поступлений от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в муниципальной собственности);
замещение кредитов, полученных от кредитных организаций, на более выгодные бюджетные кредиты от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Достижение поставленных целей и реализация задач долговой политики будут осуществляться путем выполнения следующих мероприятий: недопущение принятия и исполнения расходных обязательств города Ставрополя, не отнесенных действующим законодательством к полномочиям органов местного самоуправления;
недопущение принятия новых расходных обязательств города Ставрополя, не обеспеченных источниками доходов;
поддержание сбалансированности бюджета города Ставрополя по доходам и расходам;
мониторинг и прогнозирование кассового исполнения бюджета города Ставрополя по доходам и расходам в целях своевременного определения оптимального объема и сроков привлечения муниципальных заимствований для финансирования дефицита бюджета города Ставрополя и кассовых разрывов, возникающих при исполнении бюджета;
привлечение бюджетных кредитов от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
осуществление мониторинга процентных ставок на рынке заимствований в целях эффективного расходования средств, предусмотренных в бюджете города Ставрополя на обслуживание муниципального долга;
проведение закупок конкурентными способами в целях снижения процентных ставок за пользование заемными средствами, а также в связи с окончанием срока действия кредитных линий;
проведение анализа объемов и сроков погашения действующих муниципальных заимствований с целью выявления пиков платежей для обеспечения равномерного распределения средств бюджета города Ставрополя, необходимых для погашения и обслуживания муниципального долга;
привлечение временно свободных средств муниципальных бюджетных и автономных учреждений города Ставрополя в целях сокращения сроков использования кредитов, полученных от кредитных организаций;
обеспечение информационной прозрачности (открытости) в вопросах долговой политики.
Основными рисками, связанными с реализацией долговой политики, являются:
риск рефинансирования долговых обязательств города Ставрополя;
риск роста процентных ставок на рынке заимствований;
риск снижения ликвидности рынка заимствований.
Риск рефинансирования долговых обязательств города Ставрополя означает невозможность осуществления на приемлемых условиях новых заимствований для погашения имеющихся долговых обязательств. Снижение данного риска возможно в случае предоставления бюджетных кредитов из бюджета Ставропольского края сроком на 5 лет. Предоставление бюджетных кредитов из бюджета Ставропольского края позволит сократить годовые объемы погашений долговых обязательств.
Риск роста процентных ставок на рынке заимствований влечет возникновение дополнительных расходов бюджета города Ставрополя. Снижение данного риска возможно за счет маневрирования различными инструментами заимствований, сроками их использования или за счет перераспределения средств бюджета города Ставрополя в пользу расходов по обслуживанию муниципального долга за счет иных расходных обязательств в пределах расходов, утвержденных решением Ставропольской городской Думы о бюджете города Ставрополя на текущий финансовый год и плановый период.
Риск снижения ликвидности рынка заимствований связан с отказом кредитных организаций в предоставлении заемных средств на финансирование дефицита бюджета города Ставрополя и погашение долговых обязательств города Ставрополя. Снижение данного риска возможно путем замещения средств кредитных организаций бюджетными кредитами, предоставляемыми из бюджета Ставропольского края, а также путем оптимизации расходов бюджета города Ставрополя.
<< Назад |
||
Содержание Постановление администрации города Ставрополя от 6 октября 2022 г. N 2124 "Об утверждении основных направлений бюджетной... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.