Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2016 г. N 81 "Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 7, ст. 991; N 20, ст. 2840; 2018, N 23, ст. 3287; N 24, ст. 3528; 2019, N 29, ст. 4029; 2020, N 10, ст. 1337; 2021, N 27, ст. 5372; 2022, N 14, ст. 2297; N 18, ст. 3088).
2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 марта 2023 г.
Председатель Правительства |
М. Мишустин |
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 6 октября 2022 г. N 1777
Изменения,
которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2016 г. N 81
1. Пункт 2 дополнить словами "и действует до 1 сентября 2028 г.".
2. В Правилах взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора, утвержденных указанным постановлением:
а) в пункте 1:
слова "далее - прицеп" заменить словами "далее - прицепы";
дополнить словами "(далее - утилизационный сбор)";
б) дополнить пунктами 1 1 и 1 2 следующего содержания:
"1 1. Объектами обложения утилизационным сбором являются включенные в перечень видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2016 г. N 81 "Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - перечень), самоходные машины и (или) прицепы, ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, в отношении которых требуется уплата утилизационного сбора в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления", за исключением самоходных машин и (или) прицепов, указанных в пункте 6 статьи 24 1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления".
1 2. Уплата утилизационного сбора за самоходные машины и (или) прицепы, которые ввозятся в Российскую Федерацию или производятся, изготавливаются в Российской Федерации и в отношении которых в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" требуется уплата утилизационного сбора, осуществляется однократно, за исключением случаев изготовления (достройки) самоходных машин и (или) прицепов на базе самоходных машин и (или) прицепов, в отношении которых ранее был уплачен утилизационный сбор, при изменении вида и (или) категории самоходной машины и (или) прицепа.";
в) в пункте 2 слова "со статьей 24 1 " заменить словами "с пунктом 3 статьи 24 1";
г) пункт 5 изложить в следующей редакции:
"5. Утилизационный сбор исчисляется плательщиком самостоятельно в соответствии с перечнем, за исключением случаев исчисления утилизационного сбора таможенными органами, предусмотренных разделом II настоящих Правил.";
д) в пункте 6:
слова "отдельными расчетными (платежными) документами" исключить;
слова "казначейский счет для осуществления и отражения операций по учету и распределению поступлений" заменить словами "счет Федерального казначейства в порядке, установленном настоящими Правилами";
абзац четвертый дополнить словами ", за исключением случаев, установленных пунктом 27 настоящих Правил";
е) в пункте 7:
в абзаце первом слово "(дубликате)" заменить словами "(дубликате паспорта)";
абзац второй изложить в следующей редакции:
"На бланке паспорта выпускаемых в обращение самоходных машин или прицепов, в отношении которых в соответствии с пунктом 6 статьи 24 1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" утилизационный сбор не уплачивается, проставляется отметка об основании неуплаты утилизационного сбора.";
дополнить абзацами следующего содержания:
"В электронный паспорт самоходной машины и других видов техники (далее - электронный паспорт) вносится информация об уплате утилизационного сбора плательщиками, указанными в пункте 3 статьи 24 1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления".
В электронный паспорт выпускаемых в обращение самоходных машин или прицепов, в отношении которых в соответствии с пунктом 6 статьи 24 1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" утилизационный сбор не уплачивается, или которые не включены в перечень, или которые зарегистрированы (сняты с государственного учета) на территории Российской Федерации органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники, ранее даты введения требования об уплате утилизационного сбора, вносятся сведения о том, что утилизационный сбор не уплачивается.";
ж) в пункте 8:
в абзаце первом слова "на бланке паспорта или в паспорте (дубликате)" заменить словами "в паспорте (дубликате паспорта)";
дополнить абзацами следующего содержания:
"Сведения об уплате утилизационного сбора вносятся в электронный паспорт на основании сведений Федеральной таможенной службы об уплате утилизационного сбора или об основании неуплаты утилизационного сбора либо сведений Федеральной налоговой службы об уплате утилизационного сбора в соответствии с Порядком функционирования систем электронных паспортов транспортных средств (электронных паспортов шасси транспортных средств) и электронных паспортов самоходных машин и других видов техники, утвержденным решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 22 сентября 2015 г. N 122 "Об утверждении Порядка функционирования систем электронных паспортов транспортных средств (электронных паспортов шасси транспортных средств) и электронных паспортов самоходных машин и других видов техники".
В отношении самоходных машин или прицепов, которые не включены в перечень, а также самоходных машин и (или) прицепов, зарегистрированных (снятых с государственного учета) на территории Российской Федерации органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники, ранее даты введения требования об оплате утилизационного сбора, в электронный паспорт автоматически вносится информация о том, что утилизационный сбор не уплачивается.";
з) в пункте 10 слова "проводится с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации" заменить словами ", а также с администратором систем электронных паспортов транспортных средств (паспортов шасси транспортных средств) и электронных паспортов самоходных машин и других видов техники, определенным решением Совета Евразийской экономической комиссии от 18 сентября 2014 г. N 59 "Об организации работ по подготовке документов и проведению мероприятий, необходимых для введения единых форм паспорта транспортного средства (паспорта шасси транспортного средства) и паспорта самоходной машины и других видов техники и организации систем электронных паспортов, и об определении администратора систем электронных паспортов транспортных средств (паспортов шасси транспортных средств) и электронных паспортов самоходных машин и других видов техники" (далее соответственно - администратор систем электронных паспортов, системы электронных паспортов), осуществляется с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации";
и) наименование раздела II изложить в следующей редакции:
"II. Порядок исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора, взимаемого Федеральной таможенной службой";
к) пункты 11 и 11 1 изложить в следующей редакции:
"11. Для подтверждения правильности исчисления утилизационного сбора в отношении ввозимых в Российскую Федерацию самоходных машин и (или) прицепов либо наличия оснований для его неуплаты плательщики, указанные в абзацах втором и пятом пункта 3 статьи 24 1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", или их уполномоченные представители представляют в таможенный орган расчет суммы утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов по форме, приведенной в приложении N 1. Одновременно с этим расчетом суммы утилизационного сбора представляются следующие документы:
а) копии документов об оценке (подтверждении) соответствия самоходных машин и (или) прицепов требованиям технического регламента Таможенного союза "О безопасности машин и оборудования", утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. N 823, и (или) технического регламента Таможенного союза "О безопасности сельскохозяйственных и лесохозяйственных тракторов и прицепов к ним", утвержденного решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20 июля 2012 г. N 60, и (или) технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств", принятого решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. N 877 (далее - документы об оценке соответствия) (при наличии);
б) копии транспортных (перевозочных) документов;
в) документы, подтверждающие наличие оснований для неуплаты утилизационного сбора в соответствии с пунктом 6 статьи 24 1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" (при наличии таких оснований);
г) копия документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени плательщика, в случае если подтверждение правильности исчисления утилизационного сбора осуществляется уполномоченным представителем плательщика.
11 1. Указанные в пункте 11 настоящих Правил расчет суммы утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов и документы представляются в таможенные органы в электронной форме в соответствии с порядком, определяемым Федеральной таможенной службой.
В случаях, определенных подпунктами 2, 5 и 6 пункта 4 статьи 104 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, документы, указанные в настоящем пункте, могут быть представлены на бумажном носителе.
Документы, указанные в пункте 11 настоящих Правил, представляются плательщиками в таможенный орган в сроки, не превышающие сроков, установленных пунктом 11 7 настоящих Правил.";
л) дополнить пунктами 11 2 - 11 10 следующего содержания:
"11 2. Порядок заполнения и корректировки расчета суммы утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов, указанного в пункте 11 настоящих Правил, структура и формат его представления в виде электронного документа, а также порядок действий должностных лиц таможенных органов при его проверке и проверке документов, указанных в пункте 11 настоящих Правил, определяются Федеральной таможенной службой.
11 3. Указанные в пункте 11 настоящих Правил расчет суммы утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов и документы представляются в таможенный орган:
в котором осуществляется таможенное декларирование ввезенных самоходных машин и (или) прицепов в целях помещения под таможенную процедуру;
в регионе деятельности которого находится место нахождения (место жительства) плательщика, - в случае если самоходная машина и (или) прицеп не подлежат таможенному декларированию при ввозе в Российскую Федерацию.
При осуществлении таможенного декларирования указанные в пункте 11 настоящих Правил расчет суммы утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов и документы могут представляться одновременно с подачей таможенной декларации.
11 4. Для целей исчисления суммы утилизационного сбора применяются базовая ставка и коэффициент расчета размера утилизационного сбора, установленные перечнем, действующие на:
а) день регистрации таможенной декларации в отношении самоходной машины и (или) прицепа;
б) день подачи в таможенный орган расчета суммы утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов, указанного в пункте 11 настоящих Правил, в случае если самоходная машина и (или) прицеп не подлежат таможенному декларированию при ввозе в Российскую Федерацию.
11 5. В случаях недекларирования самоходной машины и (или) прицепа, подлежащих таможенному декларированию, или неподачи в установленный пунктом 11 7 настоящих Правил срок расчета суммы утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов, указанного в пункте 11 настоящих Правил, в отношении самоходной машины и (или) прицепа, не подлежащих таможенному декларированию при ввозе в Российскую Федерацию, для целей исчисления суммы утилизационного сбора применяются базовая ставка и коэффициент расчета размера утилизационного сбора, установленные перечнем на день пересечения самоходной машиной и (или) прицепом государственной границы Российской Федерации, а если этот день не установлен, - первый документально установленный день нахождения самоходной машины и (или) прицепа на территории Российской Федерации.
Для целей определения коэффициента расчета утилизационного сбора при установлении категории (вида) ввозимой самоходной машины и (или) прицепа в случае, если по ее (его) наименованию, физическим характеристикам и назначению не представляется возможным отнести ее (его) к тому или иному разделу перечня, применяется классификационный код самоходной машины или прицепа в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза.
В случае оснащения ввозимой самоходной машины или прицепа агрегатами, и (или) орудиями, и (или) оборудованием (в том числе навесным), необходимыми для выполнения основных и (или) дополнительных функций, в соответствии с которыми для целей уплаты утилизационного сбора самоходная машина или прицеп могут быть отнесены к различным категориям (видам), установленным в перечне, расчет утилизационного сбора осуществляется с применением коэффициента, который среди коэффициентов, установленных для таких категорий (видов), имеет наибольшее значение.
11 6. Обязанность по уплате утилизационного сбора возникает с момента:
пересечения самоходной машиной и (или) прицепом государственной границы Российской Федерации и (или) пределов территорий, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, при ввозе самоходной машины и (или) прицепа в Российскую Федерацию;
подачи таможенной декларации при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны, применяемой на территории Особой экономической зоны в Калининградской области, - для самоходных машин и (или) прицепов, в отношении которых утилизационный сбор не уплачивался.
11 7. Обязанность по уплате утилизационного сбора подлежит исполнению плательщиком:
не позднее принятия таможенным органом решения о выпуске самоходной машины и (или) прицепа;
не позднее 5-го рабочего дня со дня фактического пересечения самоходной машиной и (или) прицепом государственной границы Российской Федерации и (или) пределов территорий, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, в случае если самоходная машина и (или) прицеп не подлежат таможенному декларированию при ввозе в Российскую Федерацию, до момента государственной регистрации самоходной машины и (или) прицепа в соответствии с законодательством Российской Федерации в случаях, если такие самоходные машины и (или) прицепы подлежат государственной регистрации.
При недекларировании самоходной машины и (или) прицепа, подлежащих таможенному декларированию, или при неисполнении обязанности по уплате утилизационного сбора в отношении самоходной машины и (или) прицепа, не подлежащих таможенному декларированию при ввозе в Российскую Федерацию, сроком уплаты утилизационного сбора считается день пересечения самоходной машиной и (или) прицепом государственной границы Российской Федерации, а если этот день не установлен, - первый документально установленный день нахождения самоходной машины и (или) прицепа на территории Российской Федерации.
11 8. Обязанность по уплате утилизационного сбора считается исполненной в случае, если на момент наступления срока уплаты утилизационного сбора плательщик распорядился учитываемыми на его лицевом счете суммами авансовых платежей в счет исполнения обязанности по уплате утилизационного сбора путем подачи в таможенный орган расчета суммы утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов, указанного в пункте 11 настоящих Правил, и сумма учитываемых на лицевом счете плательщика авансовых платежей составляет не менее суммы исчисленного и подлежащего уплате утилизационного сбора. Обязанность по уплате утилизационного сбора считается исполненной, если размер авансовых платежей, указанных в настоящем пункте, составляет не менее суммы исчисленного и подлежащего уплате утилизационного сбора с момента:
а) идентификации сведений, содержащихся в распоряжении о переводе денежных средств на счет Федерального казначейства, со сведениями, содержащимися в электронном документе, подтверждающем совершение операции по переводу денежных средств с использованием программных и (или) технических средств (устройств) в рамках платежной системы, оператором которой является оператор таможенных платежей, на счет Федерального казначейства;
б) внесения авансовых платежей для уплаты утилизационного сбора физическими лицами в кассу таможенного органа либо непосредственно уполномоченному должностному лицу при условии заключения таможенным органом с этим лицом договора о полной индивидуальной материальной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
в) поступления денежных средств на счет Федерального казначейства в случае взыскания утилизационного сбора таможенным органом;
г) зачета сумм авансовых платежей, учитываемых на лицевом счете, в счет исполнения обязанности плательщика по уплате утилизационного сбора, в случае если такой зачет производится по инициативе плательщика, - с момента поступления распоряжения лица об осуществлении такого зачета.
11 9. Обязанность по уплате утилизационного сбора прекращается у плательщика при наступлении одного из следующих обстоятельств:
а) исполнение обязанности по уплате утилизационного сбора и (или) его взыскание в размере, исчисленном и подлежащем уплате в соответствии с перечнем;
б) представление документов, подтверждающих наличие оснований для неуплаты утилизационного сбора, при наличии оснований, предусмотренных пунктом 6 статьи 24 1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления";
в) фактический вывоз за пределы Российской Федерации самоходной машины и (или) прицепа, помещенных под таможенную процедуру реэкспорта в целях завершения таможенной процедуры свободной таможенной зоны, применяемой на территории Особой экономической зоны в Калининградской области, и в отношении которых утилизационный сбор не уплачивался.
11 10. Сумма утилизационного сбора, уплаченная в отношении ранее ввезенных в Российскую Федерацию самоходных машин и (или) прицепов, в случае их фактического вывоза за пределы Российской Федерации излишне уплаченным (взысканным) или ошибочно уплаченным утилизационным сбором не признается.";
м) пункт 12 изложить в следующей редакции:
"12. Уплата утилизационного сбора в отношении ввозимых в Российскую Федерацию самоходных машин и (или) прицепов осуществляется с использованием авансовых платежей, внесенных на счет Федерального казначейства (отдельный казначейский счет для осуществления и отражения операций по учету и распределению поступлений, предназначенный в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации для учета таможенных и иных платежей от внешнеэкономической деятельности и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации).
Внесение авансовых платежей для уплаты утилизационного сбора плательщиками - физическими лицами может осуществляться наличными денежными средствами в кассу таможенного органа в случаях отсутствия в месте совершения таможенных операций кредитных организаций либо возможности внесения авансовых платежей с использованием программных и (или) технических средств (устройств) в рамках платежной системы, оператором которой является оператор таможенных платежей.
В случаях отсутствия в месте совершения таможенных операций кассы таможенного органа, кредитных организаций либо возможности внесения авансовых платежей с использованием программных и (или) технических средств (устройств) в рамках платежной системы, оператором которой является оператор таможенных платежей, авансовые платежи для уплаты утилизационного сбора могут быть внесены наличными денежными средствами непосредственно уполномоченному должностному лицу при условии заключения таможенным органом с этим лицом договора о полной индивидуальной материальной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В качестве распоряжения лица, внесшего авансовые платежи, рассматривается подача в таможенный орган расчета суммы утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов, указанного в пункте 11 настоящих Правил.";
н) дополнить пунктами 12 1 и 12 2 следующего содержания:
"12 1. Таможенный орган отказывает в регистрации поданного плательщиком в соответствии с пунктом 11 настоящих Правил расчета суммы утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов в следующих случаях:
а) отсутствие сведений, подлежащих указанию в форме расчета суммы утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов, указанного в пункте 11 настоящих Правил;
б) несоответствие сведений о самоходной машине и (или) прицепе, указанных в расчете суммы утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов, представленном плательщиком в соответствии с пунктом 11 настоящих Правил, сведениям, содержащимся в документах, представленных плательщиком в соответствии с пунктом 11 настоящих Правил;
в) непредставление документов (их копий), указанных в подпунктах "б" - "г" пункта 11 настоящих Правил;
г) представление указанных в пункте 11 настоящих Правил расчета суммы утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов и (или) сведений о документах (их копий) неуполномоченным лицом;
д) отсутствие на лицевом счете плательщика суммы авансовых платежей, достаточной для уплаты утилизационного сбора.
12 2. После регистрации расчета суммы утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов, указанного в пункте 11 настоящих Правил, таможенный орган в срок, не превышающий 5 рабочих дней со дня подачи такого расчета, осуществляет проверку правильности исчисления суммы утилизационного сбора.
Допускается проведение проверки правильности исчисления суммы утилизационного сбора посредством Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов без участия должностных лиц таможенных органов.
В случае отказа в регистрации расчета суммы утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов, указанного в пункте 11 настоящих Правил, таможенный орган информирует плательщика о принятом решении с указанием причины такого отказа и возвращает плательщику оригиналы документов, представленных вместе с данным расчетом.";
о) пункты 13 и 14 изложить в следующей редакции:
"13. В случае если по результатам проверки подтверждена правильность исчисления утилизационного сбора и осуществлена его полная уплата, таможенный орган:
а) осуществляет учет авансовых платежей плательщика в качестве утилизационного сбора, сведения о которых отражены в расчете суммы утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов, указанного в пункте 11 настоящих Правил;
б) формирует таможенный приходный ордер и направляет его плательщику или его уполномоченному представителю в виде электронного документа либо выдает его заверенную копию на бумажном носителе;
в) проставляет отметки об уплате утилизационного сбора в паспорте, оформленном на самоходную машину или прицеп (в случае оформления паспорта);
г) направляет сведения об уплате утилизационного сбора администратору систем электронных паспортов для внесения в электронный паспорт в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил (в случае если на самоходную машину или прицеп оформляется электронный паспорт).
14. Порядок заполнения таможенного приходного ордера в виде электронного документа в связи с уплатой утилизационного сбора, внесения в него изменений и порядок его использования определяются Министерством финансов Российской Федерации.";
п) пункт 15 признать утратившим силу;
р) пункты 16 и 17 изложить в следующей редакции:
"16. В случае если по результатам проверки подтверждены предусмотренные пунктом 6 статьи 24 1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" основания для неуплаты утилизационного сбора, таможенный орган:
а) проставляет отметку об основаниях неуплаты утилизационного сбора в паспорте, оформленном на самоходную машину или прицеп (в случае оформления паспорта);
б) направляет сведения об основаниях неуплаты утилизационного сбора администратору систем электронных паспортов для внесения в электронный паспорт в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил (в случае если на самоходную машину или прицеп оформляется электронный паспорт).
17. В случае выявления таможенным органом факта неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате утилизационного сбора в срок, установленный пунктом 11 7 настоящих Правил, таможенный орган исчисляет подлежащую уплате (доплате) сумму утилизационного сбора путем корректировки указанного в пункте 11 настоящих Правил расчета суммы утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов, представленного в таможенный орган плательщиком или его уполномоченным представителем, а в случае, если такой расчет не представлялся в таможенный орган, путем самостоятельного формирования расчета суммы утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов, указанного в пункте 11 настоящих Правил.
В случае установления таможенным органом плательщика, указанного в абзаце втором пункта 3 статьи 24 1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", которым не исполнена или ненадлежащим образом исполнена обязанность по уплате утилизационного сбора, и (или) плательщика, который приобрел самоходную машину и (или) прицеп у такого плательщика, соответствующие сведения вносятся в расчет суммы утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов, указанный в пункте 11 настоящих Правил.
Действия, указанные в абзаце первом настоящего пункта, не производятся в случае, если со дня наступления срока исполнения обязанности по уплате утилизационного сбора прошло более 3 лет, а если такой день не установлен, то указанный срок исчисляется с первого установленного таможенным органом дня нахождения самоходной машины и (или) прицепа на территории Российской Федерации.";
с) раздел II дополнить пунктами 17 1 - 17 6 следующего содержания:
"17 1. После выявления таможенным органом факта неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате утилизационного сбора в срок, установленный пунктом 11 7 настоящих Правил, таможенный орган в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня формирования или корректировки расчета суммы утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов, указанного в пункте 11 настоящих Правил, направляет в адрес плательщика уведомление о сумме неуплаченного утилизационного сбора (далее - уведомление).
Направление уведомления после истечения срока, указанного в абзаце первом настоящего пункта, не является основанием для признания такого уведомления незаконным.
Уведомление составляется в виде электронного документа или на бумажном носителе. Уведомление в виде документа на бумажном носителе может быть вручено таможенным органом лицу, которому оно адресовано, непосредственно под расписку или направлено по почте заказным письмом. В случае направления уведомления таможенным органом по почте заказным письмом днем его получения считается 6-й рабочий день, следующий за днем отправки заказного письма.
Уведомление в виде электронного документа направляется в личный кабинет, являющийся информационным ресурсом Федеральной таможенной службы, размещенным в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", используемым для организации обмена электронными документами и (или) сведениями в электронной форме между таможенными органами и заинтересованными лицами. В случае направления уведомления таможенным органом в виде электронного документа днем его получения считается день, следующий за днем его направления.
Форма, формат и структура уведомления устанавливаются Федеральной таможенной службой.
При выявлении таможенным органом факта неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате утилизационного сбора таможенный орган осуществляет направление соответствующей информации администратору систем электронных паспортов для внесения в электронный паспорт.
17 2. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате утилизационного сбора в сроки, установленные разделом II настоящих Правил, плательщик обязан уплатить пеню.
17 3. Исполнение обязанности по уплате пени, взыскание и возврат пени осуществляется в порядке, установленном настоящими Правилами для уплаты, взыскания и возврата утилизационного сбора.
17 4. Пеня за неуплату утилизационного сбора начисляется в валюте Российской Федерации за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате утилизационного сбора со дня, следующего за днем истечения такого срока, по день исполнения обязанности по уплате утилизационного сбора включительно.
Размер пени определяется путем применения ставки пени и базы для ее начисления, равной сумме утилизационного сбора, обязанность по уплате которой не исполнена.
Ставка пени принимается равной одной трехсотой ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей на день ее применения.
Размер пени не может превышать размер утилизационного сбора, в связи с неисполнением обязанности по уплате которого начислена пеня.
Сведения о начислении пени отражаются в таможенном приходном ордере и в направляемом плательщику уведомлении.
При взыскании утилизационного сбора в судебном порядке пени начисляются при подаче таможенным органом в суд иска или заявления. До принятия судебного акта таможенный орган для уточнения исковых требований проводит начисление пеней по день такого начисления включительно.
17 5. В случае если самоходная машина или прицеп не подлежат таможенному декларированию при ввозе в Российскую Федерацию, таможенный орган, в который представлены документы, предусмотренные пунктом 11 настоящих Правил, вправе направить плательщику требование о представлении такой самоходной машины или прицепа в зону таможенного контроля для целей осмотра и (или) идентификационной сверки.
В отношении крупнотоннажных и (или) крупногабаритных самоходных машин и (или) прицепов либо самоходных машин и (или) прицепов, ввозимых в Российскую Федерацию в несобранном или разобранном виде, по мотивированному обращению плательщика таможенный орган может принять решение о проведении осмотра (идентификационной сверки) самоходной машины или прицепа по месту их фактического нахождения.
Форма и порядок направления требования о представлении самоходной машины или прицепа для целей осмотра и (или) идентификационной сверки, структура и формат его направления в виде электронного документа определяются Федеральной таможенной службой.
17 6. При установлении по результатам проведенного контроля, осмотра и (или) идентификационной сверки факта несоответствия сведений о самоходной машине или прицепе, заявленных плательщиком (его уполномоченным представителем) в указанном в пункте 11 настоящих Правил расчете суммы утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов, внесения конструктивных (технических) изменений таможенный орган самостоятельно исчисляет подлежащую уплате сумму утилизационного сбора, формирует (корректирует) расчет суммы утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов, указанный в пункте 11 настоящих Правил, и направляет в адрес плательщика уведомление в порядке, предусмотренном пунктом 17 1 настоящих Правил.";
т) в пункте 18:
слово "(дубликаты)" заменить словами "(дубликаты паспортов)";
дополнить словами ", за исключением случаев, если на самоходные машины и (или) прицепы оформляется электронный паспорт";
подпункт "в" изложить в следующей редакции:
"в) копии документов об оценке соответствия, а также копии товаросопроводительных документов (при наличии);";
в подпункте "г" слова "Российской Федерации в случае, если" заменить словами "Российской Федерации, в случае если";
подпункт "д" изложить в следующей редакции:
"д) копии паспортов, выданных на самоходные машины и (или) прицепы, в отношении которых ранее был уплачен утилизационный сбор, на базе которых плательщиком изготовлены (достроены) самоходные машины и (или) прицепы, в случае если в отношении таких самоходных машин или прицепов в соответствии с законодательством Российской Федерации выдаются новые паспорта. В случае если на самоходную машину и (или) прицеп, на базе которого плательщиком изготовлены (достроены) самоходная машина и (или) прицеп, был оформлен электронный паспорт, представляются сведения об уникальном номере такого электронного паспорта;";
у) в пункте 20:
слово "(дубликатах)" заменить словами "(дубликатах паспортов)";
дополнить словами "либо направляет соответствующие сведения администратору систем электронных паспортов для внесения в электронный паспорт в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил";
ф) подпункт "б" пункта 21 изложить в следующей редакции:
"б) копии документов об оценке соответствия;";
х) дополнить пунктом 21 1 следующего содержания:
"21 1. В случае оформления на самоходные машины и (или) прицепы электронных паспортов крупнейший производитель в течение 2 рабочих дней, следующих за днем оформления электронного паспорта, в который крупнейшим производителем самостоятельно внесены сведения об уплате утилизационного сбора, представляет в налоговый орган по месту нахождения крупнейшего производителя:
а) расчет утилизационного сбора в электронной форме с направлением по телекоммуникационным каналам связи в формате, определенном Федеральной налоговой службой;
б) уникальные номера электронных паспортов, оформленных на самоходные машины и (или) прицепы, в отношении которых ранее был уплачен утилизационный сбор, на базе которых плательщиком изготовлены (достроены) самоходные машины и (или) прицепы, - в случае если в отношении таких самоходных машин и (или) прицепов в соответствии с законодательством Российской Федерации оформляются новые электронные паспорта.";
ц) в абзаце втором пункта 26 слова "новый паспорт" заменить словами "новый паспорт (новый электронный паспорт)";
ч) пункт 27 дополнить абзацами следующего содержания:
"Возврат излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора, исчисленного и уплаченного плательщиком или взысканного с плательщика в соответствии с разделом II настоящих Правил, осуществляется путем подачи в таможенный орган корректировки расчета суммы утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов, указанного в пункте 11 настоящих Правил, с приложением документов, указанных в подпунктах "а" - "в" пункта 29 настоящих Правил.
Возврат излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора, исчисленного и уплаченного плательщиком или взысканного с плательщика в соответствии с разделом II настоящих Правил, осуществляется в форме зачета в счет авансовых платежей на лицевой счет плательщика на основании отражения факта излишней уплаты (взыскания) утилизационного сбора в таможенном приходном ордере без подачи плательщиком заявления о его возврате (зачете).
В случае если осуществляется возврат денежных средств, уплаченных в качестве утилизационного сбора, взимаемого таможенными органами, до учета данных денежных средств в качестве утилизационного сбора в соответствии с разделом II настоящих Правил, указанные денежные средства рассматриваются в качестве авансовых платежей и их возврат осуществляется в соответствии с правом Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании.";
ш) абзац первый пункта 29 изложить в следующей редакции:
"29. Заявление, приведенное в приложении N 3 или 4 к настоящим Правилам, подается плательщиком (его правопреемником, наследником) или его уполномоченным представителем в налоговый орган, проставивший на паспорте, выданном на самоходную машину и (или) прицеп, отметку об уплате утилизационного сбора либо направивший соответствующую информацию администратору систем электронных паспортов для внесения в электронный паспорт, либо в налоговый орган по месту нахождения крупнейшего производителя в течение 3 лет со дня уплаты (взыскания) утилизационного сбора с приложением:";
щ) в абзаце восьмом пункта 32 слова "систему межведомственного электронного взаимодействия" заменить словами "единую систему межведомственного электронного взаимодействия";
ы) в подпункте "а" пункта 38:
слова "таможенный или налоговый орган направляют" заменить словами " налоговый орган направляет";
слова "или таможенным" исключить;
э) приложение N 1 к указанным Правилам изложить в следующей редакции:
"ПРИЛОЖЕНИЕ N 1
к Правилам взимания, исчисления,
уплаты и взыскания утилизационного
сбора в отношении самоходных
машин и (или) прицепов к ним,
а также возврата и зачета излишне
уплаченных или излишне
взысканных сумм этого сбора
(в редакции постановления
Правительства Российской Федерации
от 6 октября 2022 г. N 1777)
(форма)
Расчет
суммы утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, уплачиваемого лицами, указанными в абзацах втором и пятом пункта 3 статьи 24 1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления"
1. Заполняется плательщиком или его уполномоченным представителем
1.1. Наименование (код) таможенного органа, в который подается расчет ________________________________
1.2. Дата подачи расчета ___________________
1.3. Полное наименование плательщика (фамилия, имя, отчество физического лица) _______________________
______________________________________________________________________________________________________
1.4. ИНН/КПП (при наличии) ___________________________________________________________________________
1.5. ОГРН, дата регистрации (паспортные данные физического лица) _____________________________________
1.6. Место нахождения (место жительства (адрес) физического лица) ____________________________________
1.7. Сведения о лице, не состоящем на учете в налоговых органах Российской Федерации5_________________
1.8. Номер декларации на товары (таможенного приходного ордера) при таможенном декларировании
(при наличии)6________________________________________________________________________________________
1.9. Реквизиты документов, представление которых предусмотрено одновременно с подачей расчета
утилизационного сбора
1) ___________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________
2) ___________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________
1.10. __________________________________________________ _______________ ____________________
(фамилия, имя, отчество руководителя (подпись) (дата)
(полномочного представителя) организации или
физического лица)
М.П. (при наличии)
2. Заполняется должностным лицом таможенного органа
2.1. Сведения о плательщике
2.1.1. Полное наименование плательщика (фамилия, имя, отчество физического лица) _____________________
2.1.2. ИНН/КПП (при наличии) _________________________________________________________________________
2.1.3. ОГРН, дата регистрации (паспортные данные физического лица) ___________________________________
2.1.4. Место нахождения (место жительства (адрес) физического лица) __________________________________
2.2. Сведения о лице, которое приобрело самоходную машину и (или) прицеп на территории Российской
Федерации у лица, не уплачивающего утилизационный сбор в соответствии с абзацами вторым и третьим
пункта 6 статьи 241 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", или у лица, не
уплатившего в нарушение установленного порядка утилизационный сбор ___________________________________
2.2.1. Полное наименование лица (фамилия, имя, отчество физического лица) ____________________________
2.2.2. ИНН/КПП (при наличии) _________________________________________________________________________
2.2.3. ОГРН, дата регистрации (паспортные данные физического лица) ___________________________________
2.2.4. Место нахождения (место жительства (адрес) физического лица) __________________________________
2.2.5. Сведения о лице, не состоящем на учете в налоговых органах Российской Федерации5_______________
2.2.6. Номер декларации на товары (таможенного приходного ордера) при таможенном декларировании
(при наличии6)________________________________________________________________________________________
2.3. Наименование и код таможенного органа ___________________________________________________________
2.4. Должность, фамилия, имя, отчество (при наличии) должностного лица таможенного органа ____________
2.5. Дата составления расчета ________________________________________________________________________
2.6. Регистрационный номер расчета ___________________________________________________________________
------------------------------
1 Дата изготовления самоходных машин и (или) прицепов к ним определяется в соответствии с порядком определения момента выпуска и объема двигателя авто-, мототранспортного средства, установленным в приложении 6 к Соглашению о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском, от 18 июня 2010 г.
2 Вид самоходной машины или прицепа указывается в соответствии с перечнем видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2016 г. N 81 "Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".
3 Указывается рассчитанная сумма утилизационного сбора, которая подлежит уплате при ввозе самоходной машины и (или) прицепа на территорию Российской Федерации без учета положений пункта 6 статьи 24 1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления". При расчете пеней сумма указывается отдельной строкой ниже сведений о самоходной машине и (или) прицепе без заполнения граф 1 -14 и 17.
4 Уплачиваемая сумма утилизационного сбора. В случае ввоза самоходной машины и (или) прицепа, в отношении которых утилизационный сбор был уплачен и вид (категория) которых не изменялись (в том числе не вносились конструктивные изменения), а также в отношении самоходных машин и (или) прицепов, в отношении которых утилизационный сбор не уплачивается на основании положений пункта 6 статьи 24 1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" либо не включенных в перечень видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2016 г. N 81 "Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", проставляется "0" (ноль).
5 Заполняется в случае, если плательщиком выступает лицо, не состоящее на учете в налоговых органах Российской Федерации. Указываются сведения о лице в соответствии с абзацами восемнадцатым - двадцать первым (после таблицы) подпункта 46 пункта 15 Порядка заполнения декларации на товары, утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 г. N 257.
6 Расчет утилизационного сбора может содержать сведения о самоходных машинах и (или) прицепах, задекларированных в одной декларации на товары (по одному ТПО).";
------------------------------
ю) в приложении N 2 к указанным Правилам слова "таможенного (налогового) органа" заменить словами "налогового органа";
я) в приложениях N 3 и 4 к указанным Правилам слова "наименование таможенного (код налогового) органа" заменить словами "код налогового органа".
3. В перечне видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора, утвержденном указанным постановлением:
а) сноску 2 изложить в следующей редакции:
" 2 Учитывается номинальная мощность двигателя внутреннего сгорания. Для самоходных машин, имеющих электродвигатели, или другие приводные двигатели, или комбинации двигателей, учитывается максимальная полезная мощность системы электротяги (электротяги трансмиссии) при постоянном токе, которую система тяги может обеспечивать в среднем в течение 30-минутного периода.
В случае если в поле "Мощность двигателя (двигателей), кВт (л.с.)" единой формы паспорта самоходной машины и других видов техники либо в случае ее отсутствия - в таможенных документах данное значение указано только в киловаттах, для исчисления и уплаты утилизационного сбора при пересчете в лошадиные силы используется соотношение 1 кВт = 1,35962 л.с.";
б) сноску 5 дополнить словами "(электронном паспорте самоходной машины и других видов техники)";
в) примечание изложить в следующей редакции:
"Примечание. Размер утилизационного сбора, подлежащего уплате в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, изготовленных (достроенных) на базе самоходных машин либо прицепов, в отношении которых ранее был уплачен утилизационный сбор, определяется как разница между суммой утилизационного сбора, подлежащей уплате в отношении таких самоходных машин либо прицепов, и суммой утилизационного сбора, ранее уплаченной в отношении самоходных машин либо прицепов, на базе которых была осуществлена достройка.".
Правительство дополнило правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и прицепов к ним. В частности, указан порядок внесения сведений об уплате утилизационного сбора в электронные паспорта самоходных машин и других видов техники, а также правила использования этих сведений ФТС и ФНС.
Постановление вступает в силу с 1 марта 2023 г.
Постановление Правительства РФ от 6 октября 2022 г. N 1777 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2016 г. N 81"
Вступает в силу с 1 марта 2023 г.
Опубликование:
официальный интернет-портал правовой информации (pravo.gov.ru) 8 октября 2022 г. N 0001202210080002
Собрание законодательства Российской Федерации, 10 октября 2022 г. N 41 ст. 7107