Глава 25 НК. Опять изменения придется вносить
"задним числом"
Бесконечные изменения, вносимые в главу 25 НК РФ, красноречиво свидетельствуют о качестве ее первоначального варианта. Несмотря на то что принимаемые уточнения в основном направлены в пользу налогоплательщиков, последним не позавидуешь. Ведь изменения в налоговый учет приходится вносить "задним числом" с начала текущего года. Очередные поправки в порядок исчисления и уплаты налога на прибыль внесены Федеральным законом от 24 июля 2002 г. N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую НК РФ и некоторые другие акты законодательства РФ".
В соответствии с уточненной названным Федеральным законом редакцией абзацев 4 и 5 п.1 ст.257 НК РФ восстановительная стоимость амортизируемых основных средств, приобретенных до 1 января 2002 г., определяется с учетом проведенных переоценок до введения в действие главы 25 НК РФ.
Однако сумма дооценки от переоценки амортизируемых основных средств, проведенной по состоянию на 1 января 2002 г. и отраженной в бухгалтерском учете налогоплательщиков в 2002 г., учитывается для целей налогообложения только в пределах 30% от восстановительной стоимости переоцененных основных средств, отраженных в бухгалтерском учете по состоянию на 1 января 2001 г.
Ранее действовавшее соответствующее положение ст.257 НК РФ (в редакции Федерального закона от 29 мая 2002 г. N 57-ФЗ) это 30-процентное ограничение не предусматривало.
Уточнено также, что результаты переоценки, проведенной по состоянию на 1 января 2002 г., для целей налогообложения не признаются доходом (расходом) налогоплательщиков.
Результат от переоценок, проводимых налогоплательщиками по собственной инициативе после 1 января 2002 г., также не будет учитываться в составе их доходов и расходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль. Не будет учитываться этот результат (как дооценка, так и уценка) и при определении восстановительной стоимости амортизируемых основных средств и начислении амортизации.
Таким образом, законодатель в очередной раз создал парадоксальную ситуацию. Организация может уценить основные средства и в бухгалтерском учете начислять амортизацию исходя из их восстановительной стоимости. В налоговом же учете амортизация должна будет начисляться исходя из стоимости основных средств без учета их уценки. В данном случае промах законодателя - в пользу налогоплательщиков, стремящихся к скорейшему выведению из оборота морально устаревшего оборудования путем его уценки и списания. При ликвидации выводимых из эксплуатации основных средств (в том числе и по причине их полной амортизации по данным бухгалтерского учета) организации смогут воспользоваться положениями подп.8 п.1 ст.265 НК РФ, согласно которым сумма недоначисленной по данным налогового учета амортизации относится на уменьшение налоговой базы в составе внереализационных расходов.
Поскольку результаты переоценок, проводимых после 1 января 2002 г., для целей налогообложения прибыли не будут учитываться, остаточная стоимость основных средств, введенных в эксплуатацию после вступления в силу главы 25 НК РФ, должна определяться в виде разницы между их первоначальной стоимостью и суммой, начисленной за период эксплуатации амортизации. В связи с этим внесены соответствующие изменения и в п.1 ст.257 НК РФ.
Рассматриваемым Федеральным законом уточнен также порядок определения налоговой базы и ведения налогового учета бюджетными организациями (учреждениями). Глава 25 НК РФ дополняется ст.321.1, согласно которой эти учреждения обязаны вести раздельный учет доходов и расходов, полученных в рамках целевого финансирования и за счет иных источников.
При этом под иными источниками финансирования понимаются доходы от коммерческой деятельности, к которым относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационные доходы. Налоговая база этих организаций определяется в виде разницы между перечисленными доходами и расходами, связанными с осуществлением коммерческой деятельности.
Названной статьей предусматривается возможность отнесения отдельных видов общехозяйственных расходов на уменьшение налоговой базы. Разрешено распределять между коммерческой и некоммерческой деятельностью только расходы по оплате коммунальных услуг, услуг связи и транспортных расходов, связанных с обслуживанием административно-управленческого персонала. Эти расходы распределяются только в том случае, если сметой доходов и расходов учреждения предусмотрено их финансирование за счет целевого финансирования и доходов от коммерческой деятельности. Не разрешается распределять расходы по оплате труда административно-управленческого персонала.
Отнесение указанных расходов на уменьшение налоговой базы осуществляется пропорционально сумме доходов от предпринимательской деятельности в общей сумме доходов (включая целевое финансирование). При этом внереализационные доходы в общей сумме доходов не учитываются.
Бюджетным учреждениям разрешено учитывать в составе расходов, связанных с предпринимательской деятельностью, также и суммы амортизации по амортизируемому имуществу, приобретенному за счет средств от предпринимательской деятельности и используемому для этой деятельности. По основным средствам, приобретенным до 1 января 2002 г., амортизация начисляется исходя из их остаточной стоимости, определяемой в виде разницы между первоначальной стоимостью и суммой амортизации, начисленной по правилам бухгалтерского учета.
Вышеуказанным Законом внесены отдельные изменения и в ст.10 Федерального закона от 6 августа 2001 г. N 110-ФЗ, уточняющие порядок формирования налоговой базы переходного периода. Согласно дополнительно вводимому в эту статью п.7.1 организации, перешедшие с 1 января 2002 г. на учет доходов и расходов методом начислений, а до этого учитывавшие выручку от реализации "по отгрузке", могут учесть при налогообложении прибыли убыток переходного периода в пределах суммы недоначисленной амортизации по средствам стоимостью до 10 тыс. руб. или сроком службы до 12 месяцев. Учет убытка осуществляется равными долями в отчетных периодах в течение 5 лет.
Статья 10 дополняется также положением о том, что организации, получившие убыток в 2001 г., налог на прибыль с налоговой базы переходного периода уплачивают в течение 5 лет равными долями в сроки, установленные для уплаты налоговых платежей по итогам отчетных периодов.
Законом также вносятся изменения в порядок распределения налога на прибыль между бюджетами Российской Федерации. В целях компенсации доходов бюджетов субъектов РФ, выпадающих в связи с отменой ряда налогов, зачисляемых в них в настоящее время, с 1 января 2003 г. налог на прибыль будет зачисляться в бюджеты по следующим ставкам:
- федеральный бюджет - 6%;
- бюджеты субъектов РФ - 16%;
- бюджеты муниципальных образований - 2%.
Ю. Подпорин,
ведущий эксперт "БП"
Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь", выпуск 33, август 2002 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предлагаемый материал содержится в еженедельнике "Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь". Газета зарегистрирована в Министерстве печати и массовой информации РФ, регистрационный N 1065. E-mail редакции "Бухгалтерского приложения" - buhgalt@akdi.ru.