Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к распоряжению Кабинета Министров
Чувашской Республики
от 07.10.2022 N 965-р
ОДОБРЕН
распоряжением Кабинета Министров
Чувашской Республики
от 30.06.2022 N 617-р
Прогноз
социально-экономического развития Чувашской Республики на 2023 - 2025 годы
Прогноз социально-экономического развития Чувашской Республики на 2023 - 2025 годы (далее - прогноз) разработан исходя из задач, поставленных в Указе Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", положений Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. N 207-р, Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2035 года, утвержденной Законом Чувашской Республики от 26 ноября 2020 г. N 102, государственных программ Чувашской Республики, состояния и тенденций социально-экономического развития Чувашской Республики в 2021 году и в январе - июле 2022 года, с учетом трендов развития российской экономики и отечественных рынков, реализуемых и планируемых к реализации в условиях геополитического и санкционного давления государственных мер поддержки.
1. Оценка достигнутого уровня социально-экономического развития Чувашской Республики
Уровень социально-экономического развития Чувашской Республики в 2021 году характеризовался следующими показателями:
объем валового регионального продукта (далее также - ВРП) в 2021 году, по оценке, - 102,3 процента в сопоставимых ценах (по России объем валового внутреннего продукта - 104,7 процента);
индекс промышленного производства - 99,8 процента (по России - 106,4 процента);
индекс сельскохозяйственного производства - 90,1 процента (по России - 99,1 процента);
объем выполненных работ по виду деятельности "строительство" - 111,8 процента (по России - 106,0 процента);
объем ввода жилья - 124,1 процента (по России - 112,7 процента);
потребительская инфляция - 8,9 процента (по России - 8,4 процента);
оборот розничной торговли - 108,0 процента (по России - 107,8 процента), объем платных услуг населению - 110,7 процента (по России - 114,1 процента);
реальные располагаемые денежные доходы населения - 103,5 процента (по России - 103,0 процента);
численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости на конец 2021 года, - 5024 человека (на конец 2020 года - 15372 человека).
Уровень социально-экономического развития Чувашской Республики в январе - июле 2022 года характеризовался следующими показателями:
индекс промышленного производства - 98,9 процента (по России - 101,0 процента);
индекс сельскохозяйственного производства - 103,4 процента (по России - 102,2 процента) (январь - июнь 2022 года);
объем выполненных работ по виду деятельности "строительство" - 121,0 процента (по России - 104,5 процента);
потребительская инфляция - 11,1 процента (по России - 11,0 процента);
оборот розничной торговли - 93,9 процента (по России - 95,7 процента);
объем платных услуг населению - 100,6 процента (по России - 104,2 процента);
численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости на 1 августа 2022 г., - 5678 человек (на 1 августа 2021 г. - 6583 человека).
Основные показатели прогноза разработаны в двух вариантах - базовом и консервативном. Базовый вариант описывает наиболее вероятный сценарий развития экономики с учетом эффективной реализации новой модели экономической политики, включая реализацию Плана первоочередных действий по обеспечению развития российской экономики в условиях внешнего санкционного давления, одобренного на заседании Президиума Правительственной комиссии по повышению устойчивости российской экономики в условиях санкций 15 марта 2022 года (далее - План первоочередных действий). Консервативный вариант предусматривает более существенное, чем в базовом варианте, замедление роста экономики в среднесрочной перспективе, более умеренные эффекты от реализации мер экономической политики, направленных на адаптацию экономики Чувашской Республики к измененным условиям регионального развития.
Базовый вариант прогноза рассматривается как основной. При разработке республиканского бюджета Чувашской Республики на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов используется базовый вариант прогноза.
2. Оценка факторов и ограничений экономического роста Чувашской Республики на среднесрочный период
К основным факторам и ограничениям (рискам) развития экономики на среднесрочный период относятся:
ужесточение действующего санкционного режима;
снижение экспорта товаров, изменение его структуры;
нарушение производственно-логистических цепочек;
колебания мировых цен на нефть, объемов ее потребления;
общий спад экономической активности;
снижение спроса на продукцию, производимую предприятиями в Чувашской Республике, приостановление действия ранее достигнутых договоренностей о поставке продукции;
снижение инвестиционной активности организаций реального сектора экономики и недостаточный объем привлекаемых частных инвестиций;
снижение потребительского спроса, сокращение оборота розничной торговли;
дифференциация муниципальных образований Чувашской Республики по уровню социально-экономического развития.
3. Направления социально-экономического развития Чувашской Республики и целевые показатели одного или нескольких вариантов прогноза на среднесрочный период, включая количественные показатели и качественные характеристики социально-экономического развития Чувашской Республики
Обобщающим показателем социально-экономического развития Чувашской Республики является объем валового регионального продукта, характеризующий достигнутый уровень производства товаров и услуг по основным отраслям экономики.
По оценке, в 2022 году ВРП в реальном выражении составит 92,5 процента, в 2023 году - 99,4 процента, в 2024 - 2025 годах - 102,6-102,8 процента по базовому варианту. Среди факторов снижения ВРП во второй половине 2022 года и в 2023 году с учетом специфики его формирования в регионе присутствует снижение объемов промышленного производства, обусловленное ограничением возможности комплектования оборудования и техники, вероятностью срыва поставок импортных комплектующих, увеличением сроков поставок из-за усложнения механизма проведения платежей, необходимостью перехода на аналоги, что не обеспечивает необходимый уровень производительности труда. В 2024 - 2025 годах вследствие реализации новой модели экономической политики Чувашской Республики, ориентированной на обеспечение адаптации региона к новым условиям социально-экономического развития, устойчивости регионального развития прогнозируется прирост ВРП на уровне 2,6 процента в год по базовому сценарию. В 2025 году ВРП превысит уровень 2021 года на 0,3 процента.
Драйверами экономического роста в отраслевом разрезе в 2023 - 2025 годах станут обрабатывающая промышленность, сельское хозяйство, сфера информационных технологий, строительство, туризм, транспортно-логистическая инфраструктура, отрасли социальной сферы - здравоохранение и образование.
Индекс промышленного производства в 2022 году, по оценке, составит 97,0 процента к предыдущему году, в 2023 году по базовому варианту прогноза - 99,5 процента, в 2024 году - 100,8 процента, в 2025 году - 101,4 процента.
Замедление темпов снижения индекса промышленного производства в 2023 году свидетельствует об адаптации промышленности к условиям внешнего санкционного давления. Необходимо обеспечить устойчивость экономики не только в условиях уже введенных санкций, но и при потенциальных рисках.
На период адаптации экономики к новым условиям ключевым механизмом является импортозамещение. Сейчас для этого в рамках Плана первоочередных действий на федеральном уровне реализуется целый комплекс мер, предусматривающих обнуление импортных пошлин, упрощение ввоза продукции, особый режим декларирования.
Ряд предприятий в Чувашской Республике, обладая значительным инновационным потенциалом, способны в прогнозируемом периоде разрабатывать, модернизировать и серийно производить новейшую продукцию, внедрять новые технологические идеи для высокотехнологичных секторов экономики как в Чувашской Республике, так и в Российской Федерации.
В настоящее время в регионе продолжается реализация следующих крупных инвестиционных проектов:
создание производства тракторной техники на территории Российской Федерации по современной технологии "Технология производства сельскохозяйственного трактора с мощностью двигателя 40-90 л.с." в рамках механизма СПИК 2.0, ООО "Волжский комбайновый завод";
строительство производства перекиси водорода мощностью 50000 тонн в год по современной технологии "Технология производства перекиси водорода антрахиноновым методом", ООО "Волжская перекись".
В целях улучшения инвестиционного климата в Чувашской Республике для реализации крупных инвестиционных проектов проводится работа по активизации следующих направлений поддержки инвестиционной деятельности:
защита инвесторов и содействие заключению долгосрочных контрактов путем заключения специальных инвестиционных контрактов (снижены ставки налогов на прибыль организаций до 0 процентов, на имущество организаций до 0,1 процента);
реализация мероприятий по поддержке промышленных предприятий республики в рамках программ АУ "Фонд развития промышленности Чувашской Республики" Минпромэнерго Чувашии (далее - Фонд), в том числе по поддержке производства и реализации пилотных партий продукции, выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, корректировки технологической документации. Продолжается выдача займов по региональным программам Фонда "Промышленность", "Инвестиционная деятельность", "Обновление"; по совместным программам Фонда развития промышленности Российской Федерации и Фонда "Проекты развития", "Комплектующие изделия", "Производительность труда", "Лесная промышленность";
реализация мероприятий по возмещению промышленным предприятиям части затрат на уплату первого взноса (аванса) при заключении договора (договоров) лизинга оборудования с российскими лизинговыми организациями в соответствии с постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 11 августа 2021 г. N 375 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики на возмещение промышленным предприятиям части затрат на уплату первого взноса (аванса) при заключении договора (договоров) лизинга оборудования с российскими лизинговыми организациями и Положения о Комиссии по проведению отбора на получение субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики на возмещение промышленным предприятиям части затрат на уплату первого взноса (аванса) при заключении договора (договоров) лизинга оборудования с российскими лизинговыми организациями";
проведение специализированных выставок, презентаций, визитов и активное участие промышленных предприятий в Чувашской Республике в них;
формирование предложений по внесению изменений в формы оказания государственной поддержки на основе предложений промышленных предприятий в Чувашской Республике;
оказание содействия в расширении взаимодействия со стратегическими партнерами путем проведения встреч, совещаний и иных отраслевых мероприятий;
проведение организационных мероприятий по развитию кооперационных связей и организации взаимовыгодного сотрудничества хозяйствующих субъектов регионов Российской Федерации.
Важным фактором экономического роста в среднесрочном периоде станет реализация региональных проектов Чувашской Республики в рамках национального проекта "Производительность труда", что позволит к 2025 году вовлечь в выполнение мероприятий не менее 60 предприятий и обеспечить на них ежегодный прирост производительности труда не менее 5 процентов.
Объем производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий в 2022 году, по оценке, составит 55,3 млрд. рублей, или 109,0 процента в сопоставимых ценах к уровню 2021 года.
В прогнозируемом периоде предусмотрена реализация 131 инвестиционного проекта по строительству (реконструкции), модернизации производственных объектов на сумму 3,3 млрд. рублей с созданием 134 рабочих мест.
Основными приоритетными направлениями развития агропромышленного комплекса будут:
развитие импортозамещающих производств в сельском хозяйстве, включая овощеводство, плодоводство, садоводство и хмелеводство, на основе ресурсосберегающих земледельческих технологий и использования высокопродуктивного посевного материала;
возделывание новых культур, способных повысить эффективность сельскохозяйственного производства;
экологически регламентированное использование в сельскохозяйственном производстве земельных, водных и других возобновляемых природных ресурсов, а также повышение плодородия почв до оптимального уровня;
развитие науки и инновационной деятельности, модернизация материально-технической и технологической базы агропромышленного комплекса, развитие селекции и семеноводства;
строительство новых, реконструкция и модернизация действующих хранилищ зерна, картофеля, овощей и фруктов на основе инновационных технологий и современного оборудования, оснащение их технологическим и холодильным оборудованием;
строительство новых молочных ферм (от 200 голов) и ферм по выращиванию и откорму молодняка крупного рогатого скота молочных пород (от 120 скотомест), модернизация действующих молочных ферм (от 100 голов);
создание эмбрионального центра (лаборатории) в животноводстве молочного направления;
создание комбикормовых предприятий и (или) цехов;
создание мощностей для подработки зерна перед закладкой на хранение;
техническая и технологическая модернизация сельскохозяйственного производства (приобретение техники и оборудования), техническое перевооружение в рамках приоритетных подотраслей агропромышленного комплекса.
В 2023 году объем производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий по базовому варианту составит 59,1 млрд. рублей, или 103,6 процента в сопоставимых ценах к предыдущему году, в 2024 году - 63,5 млрд. рублей, или 104,0 процента, в 2025 году - 65,4 млрд. рублей, или 100,9 процента.
По прогнозной оценке, с учетом политической и экономической ситуации общий объем инвестиций в основной капитал по региону в 2022 году составит 61,9 млрд. рублей, или 85,0 процента к уровню 2021 года. В 2023 году предполагается незначительное увеличение объема инвестиций: по базовому варианту - 64,8 млрд. рублей, или 98,0 процента. С 2024 года прогнозируется стабилизация темпов роста инвестиций: в 2024 году - 70,4 млрд. рублей, или 103,0 процента, в 2025 году - 76,2 млрд. рублей, или 103,1 процента. Финансовым ресурсом восстановления инвестиционной активности послужит рост прибыли организаций.
Прогнозируемый рост инвестиций в 2024 - 2025 годах будет связан с реализацией проектов, которые внесут заметный вклад в развитие экономики, обеспечат весомый социальный эффект. В настоящее время продолжается реализация следующих инвестиционных проектов:
строительство комбината по производству керамических строительных материалов мощностью 65 млн. шт. условного кирпича в селе Атрать Алатырского района Чувашской Республики, ООО "Стройкерамика";
расширение производства огнестойких и силовых кабелей и проводов, АО "Марпосадкабель",
строительство тепличного комплекса "Новочебоксарский" площадью 22 га для выращивания овощной продукции защищенного грунта на территории Чебоксарского района Чувашской Республики (III этап), ООО ТК "Новочебоксарский";
реконструкция и модернизация тепличного комплекса, АО "Агрофирма "Ольдеевская";
производство парапетных ограждений и стеновых колодезных колец, ООО "Лига-С";
модернизация производства, ООО "Спиртовой завод "Ядринский";
строительство комплекса придорожного сервиса на 585+860 км трассы М7 "Волга", ООО "Засурское";
модернизация и техническое перевооружение АО "Завод "Электроприбор";
организация производства прицепов и полуприцепов на территории ТОСЭР г. Канаш, ООО "АСТРА";
организация производства коагулянтов, ООО "ГранЭКО";
строительство фабрики "современных сладостей", ООО "Фабканди";
модернизация производств кремнийорганического комплекса с увеличением выпуска товарной продукции, ПАО "Химпром";
строительство производственного комплекса "Звениговский", ООО "Звениговский";
создание производства гусеничного бульдозера эксплуатационной массой более 70 тонн с двухпоточной гидромеханической трансмиссией, ООО "ПК "Промтрактор";
строительство завода объемно-блочного домостроения, ООО "Завод ОБД";
разработка отказоустойчивых мультиагентных автоматизированных систем управления технологическим процессом, АО "ЭЛАРА";
освоение производства инновационных электротехнических изделий со строительством новой производственной площадки, АО "НПО "Каскад";
реконструкция сектора внутренних воздушных линий здания аэровокзала Международного аэропорта "Чебоксары", ООО "МАЧ";
реконструкция и модернизация производственных объектов, ООО "ЧМК".
Объем работ, выполненных по виду деятельности "строительство", в 2022 году составит, по оценке, 51,0 млрд. рублей, или 98,5 процента к 2021 году, в 2023 году, по прогнозу, - 101,5 процента к уровню 2022 года по базовому варианту, в 2024 году - 101,6 процента, в 2025 году - 101,8 процента.
Повышению темпов роста объема работ по виду деятельности "строительство", а также жилищного строительства будет способствовать реализация социальных проектов и программ, региональных проектов, таких как:
региональный проект Чувашской Республики "Дорожная сеть";
региональный проект Чувашской Республики "Чистая вода";
региональный проект Чувашской Республики "Оздоровление Волги";
региональный проект Чувашской Республики "Формирование комфортной городской среды", предусматривающий благоустройство дворовых территорий и общественных пространств, а также мест массового отдыха населения (парков);
региональный проект Чувашской Республики "Жилье", включающий мероприятия по стимулированию жилищного строительства;
индивидуальная программа социально-экономического развития Чувашской Республики на 2020 - 2024 годы, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. N 865-р.
Реализация социальных проектов за счет бюджетных средств будет продолжена до 2025 года, таким образом потенциал строительного комплекса республики будет использован в полном объеме.
В 2022 году предусматривается ввести в эксплуатацию за счет всех источников финансирования 716,0 тыс. кв. метров общей площади жилья, или 99,9 процента к уровню 2021 года. В 2025 году общая площадь введенного жилья, по прогнозу (базовый вариант), увеличится до 857,0 тыс. кв. метров.
Индекс потребительских цен на конец года ожидается на уровне 112,9 процента (среднероссийский уровень - 112,4 процента). В условиях завершения перестройки производственно-логистических цепочек инфляция в 2023 году по сравнению с 2022 годом прогнозируется значительно ниже - на уровне 5,5 процента (базовый вариант) (по России - 5,5 процента). К концу 2024 и 2025 годов инфляция ожидается на уровне 4,8 и 4,5 процента соответственно, что выше целевого уровня инфляции, установленного Банком России (4,0 процента). Постепенному снижению инфляции будут способствовать умеренное повышение доходов населения, укрепление номинального курса рубля, рост предложения товаров и реализация мер по сбалансированию товарных рынков.
При формировании прогнозных показателей развития сферы потребительского рынка учтено состояние исходных статистических показателей за январь - июль 2022 года, в частности ухудшение показателей оборота розничной торговли и объема платных услуг, что, в свою очередь, обусловлено введенными иностранными государствами санкционными ограничениями.
Так, если по итогам января - июля 2021 года индекс физического объема оборота розничной торговли составил 112,6 процента к уровню января - июля 2020 года, то в январе - июле 2022 года данный показатель снизился до 93,9 процента. В сфере платных услуг аналогичная ситуация (январь - июль 2021 года - 118,7 процента, январь - июль 2022 года - 100,6 процента).
При формировании прогноза учтены следующие тенденции последних месяцев 2022 года:
существенное укрепление рубля по отношению к иностранным валютам;
дефляция на потребительском рынке, наблюдавшаяся с мая по август 2022 года;
изменение структуры оборота розничной торговли в сторону увеличения доли продовольственных товаров.
Восстановительные процессы в экономике в среднесрочной перспективе обеспечат рост показателей розничной торговли и платных услуг населению.
В 2022 году оборот розничной торговли, по оценке, составит 212,7 млрд. рублей, или 95,0 процента к уровню 2021 года. По базовому варианту прогноза рост объема оборота розничной торговли составит в 2023 году 236,4 млрд. рублей (102,7 процента), в 2024 году - 254,9 млрд. рублей (103,8 процента), в 2025 году - 271,0 млрд. рублей (103,2 процента).
Увеличению объема оборота розничной торговли в прогнозируемом периоде будут способствовать принимаемые на федеральном и региональном уровнях меры поддержки товаропроизводителей, а также постепенное увеличение наиболее весомых доходных компонентов за счет мер государственной политики (оплата труда, пенсионное обеспечение, социальные выплаты).
В 2022 году объем платных услуг населению планируется в пределах 64,7 млрд. рублей, или 101,5 процента к уровню 2021 года. По базовому варианту рост объема платных услуг населению в 2023 году составит 69,6 млрд. рублей (102,5 процента), в 2024 году - 74,8 млрд. рублей (103,6 процента), в 2025 году - 78,8 млрд. рублей (101,5 процента).
В 2022 году фонд оплаты труда, по оценке, составит 135,9 млрд. рублей, или 109,1 процента к уровню 2021 года. С учетом планируемых мер по повышению занятости и доходов населения в 2025 году фонд заработной платы по базовому варианту прогнозируется на уровне 164,6 млрд. рублей, или 105,8 процента к уровню 2024 года.
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата по Чувашской Республике в 2022 году оценивается на уровне 40022,8 рубля, или 111,8 процента к уровню предыдущего года.
Тенденция развития реального сектора экономики в среднесрочном периоде повлияет на дальнейшую динамику роста заработной платы. В 2023 году среднемесячная начисленная заработная плата прогнозируется по базовому варианту 43064,6 рубля, или 107,6 процента к предыдущему году, в 2024 году - 46208,4 рубля, или 107,3 процента, в 2025 году - 49442,9 рубля, или 107,0 процента.
На обеспечение устойчивого роста оплаты труда работников в прогнозируемый период будут направлены следующие меры:
ежегодное повышение минимального размера оплаты труда в соответствии с требованиями трудового законодательства;
поддержание достигнутых уровней заработной платы отдельных категорий работников;
проведение ежегодной индексации заработной платы иных категорий работников организаций бюджетной сферы.
Во внебюджетном секторе экономики рост заработной платы в целом будет определяться динамикой производительности труда и предложением трудовых ресурсов на рынке труда.
По оценке, в 2022 году реальные располагаемые денежные доходы населения составят 95,6 процента к 2021 году. Вследствие реализации комплекса мер по обеспечению роста и легализации доходов населения, социальной поддержке населения, эффективного и устойчивого функционирования регионального рынка труда по базовому варианту в прогнозируемом периоде рост реальных располагаемых доходов населения составит 101,2-102,7 процента. Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума сократится с 15,0 процента в 2022 году до 12,6 процента в 2025 году по базовому варианту. Особый вклад в рост доходов населения внесет опережающий рост доходов от предпринимательской деятельности. В условиях развития новых форм ведения бизнеса и легализации занятости будет расти число самозанятых граждан, индивидуальных предпринимателей и занятых у индивидуальных предпринимателей.
Численность безработных, зарегистрированных в органах службы занятости населения, на конец 2022 года увеличится до 6,2 тыс. человек; уровень общей безработицы (по методологии Международной организации труда) составит 4,7 процента.
Комплекс мероприятий, направленных на восстановление занятости и доходов населения, а также ускорение роста экономики, позволит в среднесрочной перспективе стабилизировать уровень регистрируемой безработицы и в базовом варианте прогноза добиться снижения численности безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, с 6,5 тыс. человек в 2023 году до 6,0 тыс. человек к концу 2025 года. Уровень общей безработицы (по методологии Международной организации труда) в базовом варианте прогноза снизится с 4,6 процента в 2023 году до 4,4 процента в 2025 году.
Доля среднесписочной численности работников на предприятиях малого и среднего предпринимательства в общей численности занятого населения составит, по оценке, в 2022 году 19,9 процента, по базовому варианту прогноза в 2023, 2024 и 2025 годах - 20,1, 20,3, и 20,5 процента соответственно. Ежегодный рост показателя прогнозируется за счет улучшения инвестиционного климата и установления дополнительных мер государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Основные показатели прогноза социально-экономического развития Чувашской Республики на 2023 - 2025 годы приведены в приложении к настоящему прогнозу.
4. Основные параметры государственных программ Чувашской Республики
В Чувашской Республике с 2012 года осуществлен переход на формирование и исполнение республиканского бюджета Чувашской Республики на основе государственных программ Чувашской Республики (далее - госпрограммы), которые являются инструментом повышения эффективности бюджетных расходов.
В настоящее время удельный вес программных расходов республиканского бюджета Чувашской Республики в общем объеме расходов республиканского бюджета Чувашской Республики составляет 100,0 процента. Проведена автоматизация процессов управления реализацией госпрограмм и оценки эффективности их реализации.
В Чувашской Республике реализуются 24 госпрограммы, в состав которых входят 96 подпрограмм (без учета подпрограммы "Обеспечение реализации государственной программы Чувашской Республики"). Всего в госпрограммах обеспечивается достижение более 900 целевых показателей (индикаторов).
5. Прогноз баланса трудовых ресурсов Чувашской Республики, в том числе потребность в привлечении иностранных работников по отдельным видам экономической деятельности
В соответствии с постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 9 августа 2012 г. N 344 "О разработке прогноза баланса трудовых ресурсов Чувашской Республики" разработка прогноза баланса трудовых ресурсов, в том числе потребности в привлечении иностранных работников по отдельным видам экономической деятельности, осуществляется не позднее 15 ноября текущего года.
Дополнение прогноза социально-экономического развития Чувашской Республики на 2023 - 2025 годы прогнозом баланса трудовых ресурсов, в том числе потребности в привлечении иностранных работников по отдельным видам экономической деятельности, будет осуществлено до установленного срока.
Приложение
к прогнозу социально-экономического
развития Чувашской Республики
на 2023 - 2025 годы
Основные показатели
прогноза социально-экономического развития Чувашской Республики на 2023 - 2025 годы
Целевые показатели прогноза социально-экономического развития Чувашской Республики |
2021 год отчет |
2022 год оценка |
Прогноз* |
|||||
2023 год |
2024 год |
2025 год |
||||||
вариант I |
вариант II |
вариант I |
вариант II |
вариант I |
вариант II |
|||
консервативный |
базовый |
консервативный |
базовый |
консервативный |
базовый |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Индекс потребительских цен: |
|
|
|
|
|
|
|
|
декабрь к декабрю, процентов к предыдущему году |
108,9 |
112,9 |
104,8 |
105,5 |
104,5 |
104,8 |
104,2 |
104,5 |
в среднем за год, процентов к предыдущему году |
106,8 |
114,7 |
107,8 |
106,0 |
104,4 |
105,2 |
104,2 |
104,6 |
Валовой региональный продукт, млн. рублей |
363124,8** |
380899,8 |
384723,2 |
396030,6 |
406948,7 |
422590,0 |
432973,1 |
450486,9 |
темп роста, процентов к предыдущему году |
102,3 |
92,5 |
97,4 |
99,4 |
102,2 |
102,8 |
102,5 |
102,6 |
Индекс промышленного производства темп роста, процентов к предыдущему году |
99,8 |
97,0 |
98,9 |
99,5 |
100,2 |
100,8 |
100,7 |
101,4 |
Отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и оказано услуг собственными силами организаций по видам деятельности "добыча полезных ископаемых", "обрабатывающие производства", "обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха", "водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений" |
|
|
|
|
|
|
|
|
в действующих ценах, млн. рублей |
281842,3 |
289700,0 |
289000,0 |
292600,0 |
293500,0 |
300000,0 |
300000,0 |
310000,0 |
темп роста в действующих ценах, процентов к предыдущему году |
111,4 |
102,8 |
99,8 |
101,0 |
101,6 |
102,5 |
102,2 |
103,3 |
Продукция сельского хозяйства во всех категориях хозяйств, млн. рублей |
49007,2*** |
55300,0 |
58000,0 |
59050,0 |
61400,0 |
63500,0 |
63000,0 |
65400,0 |
темп роста, процентов к предыдущему году |
90,1 |
109,0 |
101,3 |
103,6 |
101,7 |
104,0 |
100,1 |
100,9 |
Инвестиции в основной капитал по всем источникам финансирования, |
63860,0*** |
61880,3 |
62901,1 |
64827,1 |
69142,0 |
70377,6 |
74192,1 |
76187,2 |
млн. рублей |
|
|
|
|
|
|
|
|
темп роста, процентов к предыдущему году |
108,3 |
85,0 |
95,0 |
98,0 |
101,0 |
103,0 |
102,0 |
103,1 |
Объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств), млн. рублей |
50565,8*** |
41680,3 |
41901,4 |
43827,1 |
47142,0 |
48377,6 |
53192,1 |
55187,2 |
темп роста, процентов к предыдущему году |
108,6 |
72,3 |
94,0 |
98,4 |
104,1 |
104,7 |
102,0 |
108,6 |
Объем выполненных работ по виду деятельности "строительство", млн. рублей |
45420,0 |
50957,9 |
54900,0 |
55291,1 |
59271,7 |
59827,2 |
63456,3 |
64192,9 |
темп роста, процентов к предыдущему году |
111,8 |
98,5 |
100,5 |
101,5 |
100,9 |
101,6 |
101,0 |
101,8 |
Ввод в действие жилых домов, тыс. кв. метров общей площади |
716,7 |
716,0 |
716,0 |
730,0 |
730,0 |
783,0 |
780,0 |
857,0 |
темп роста, процентов к предыдущему году |
124,1 |
99,9 |
99,9 |
101,9 |
102,0 |
107,3 |
106,8 |
109,5 |
Оборот розничной торговли, млн. рублей |
199903,7 |
212697,5 |
235095,9 |
236352,5 |
251571,4 |
254901,9 |
266605,3 |
270950,5 |
темп роста, процентов к предыдущему году (в сопоставимых ценах) |
108,0 |
95,0 |
100,3 |
102,7 |
102,4 |
103,8 |
101,9 |
103,2 |
Платные услуги населению, млн. рублей |
57854,5 |
64690,2 |
69188,7 |
69556,5 |
73611,3 |
74798,8 |
77544,3 |
78805,8 |
темп роста, процентов к предыдущему году (в сопоставимых ценах) |
112,0 |
101,5 |
100,9 |
102,5 |
102,3 |
103,6 |
101,0 |
101,5 |
Фонд заработной платы, млн. рублей |
124541,8 |
135917,4 |
143657,3 |
146111,2 |
150983,8 |
155608,4 |
157174,2 |
164633,7 |
Среднемесячная заработная плата работников организаций, рублей |
35798,6 |
40022,8 |
42064,1 |
43064,6 |
44167,3 |
46208,4 |
46375,8 |
49442,9 |
Среднемесячная начисленная заработная плата наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячный доход от трудовой деятельности), рублей |
29813,0 |
32824,1 |
34531,0 |
35285,9 |
36292,0 |
37897,1 |
38142,9 |
40587,8 |
Реальные располагаемые денежные доходы населения, процентов к предыдущему году |
103,5 |
95,6 |
99,4 |
101,2 |
101,6 |
102,7 |
102,0 |
102,4 |
Численность населения с денежными доходами ниже границы бедности в общей численности населения, процентов от общей численности населения |
15,9 |
15,0 |
14,6 |
14,1 |
13,8 |
13,3 |
13,1 |
12,6 |
Уровень безработицы, процентов к рабочей силе |
4,8 |
4,7 |
4,7 |
4,6 |
4,6 |
4,5 |
4,5 |
4,4 |
Численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости (на конец года), тыс. человек |
5,0 |
6,2 |
6,8 |
6,5 |
6,5 |
6,2 |
6,2 |
6,0 |
Прибыль крупных и средних организаций, млн. рублей |
28534,9*** |
27100,00 |
27135,0 |
27800,0 |
28500,0 |
29450,0 |
29600,0 |
30900,0 |
Доля среднесписочной численности работников на предприятиях малого и среднего предпринимательства в общей численности занятого населения, процентов |
19,7 |
19,9 |
19,8 |
20,1 |
20,0 |
20,3 |
20,2 |
20,5 |
------------------------------
* Вариант I (консервативный) исходит из менее благоприятного сценария развития экономики в среднесрочной перспективе, предусматривает более умеренные эффекты от реализации мер экономической политики, направленных на адаптацию экономики к измененным условиям регионального развития.
Вариант II (базовый) описывает наиболее вероятный сценарий развития экономики с учетом эффективной реализации новой модели экономической политики, включая реализацию Плана первоочередных действий по обеспечению развития российской экономики в условиях внешнего санкционного давления.
** Оценка.
*** Предварительные данные.
<< Назад |
||
Содержание Распоряжение Кабинета Министров Чувашской Республики от 7 октября 2022 г. N 965-р О внесении изменения в распоряжение Кабинета... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.