Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Анализ текущего состояния осуществления вида контроля, описание текущего развития профилактической деятельности контрольного (надзорного) органа, характеристика проблем, на решение которых направлена программа профилактики рисков причинения вреда
Предметом регионального государственного контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами на особо охраняемых природных территориях регионального значения и в границах их охранных зон обязательных требований, установленных Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федеральным законом от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", Законом Новосибирской области от 26.09.2005 N 325-ОЗ "Об особо охраняемых природных территориях в Новосибирской области", положениями об особо охраняемых природных территориях, положениями об охранных зонах особо охраняемых природных территорий, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения.
Объектами регионального государственного контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения являются деятельность контролируемых лиц в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения, а также здания, помещения, сооружения, линейные объекты, территории, включая воздушное пространство, водные участки, оборудование, транспортные средства, компоненты природной среды, природные и природно-антропогенные объекты, другие объекты, которыми граждане и организации владеют и (или) пользуются, компоненты природной среды, природные и природно-антропогенные объекты, не находящиеся во владении и (или) пользовании граждан или организаций, к которым предъявляются обязательные требования.
Ключевым риском является вероятность причинения вреда (ущерба) особо охраняемым природным территориям юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и иную деятельность.
По состоянию на 01 сентября 2022 года на территории Новосибирской области функционируют 79 особо охраняемых природных территорий регионального значения, из них 54 памятников природы и 25 заказников.
В соответствии с постановлением Правительства Новосибирской области от 27.10.2021 N 439-п "Об утверждении Положения о региональном государственном контроле (надзоре) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения в Новосибирской области" объекты государственного контроля (надзора) относятся к определенной категории риска с критериями:
- к категории среднего риска относится деятельность граждан и организаций в границах природных парков, государственных природных заказников;
- к категории умеренного риска относится деятельность граждан и организаций в границах: охранных зон природных парков, охранных зон государственных природных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов;
- к категории низкого риска относится деятельность граждан и организаций в границах: охранных зон памятников природы; охранных зон дендрологических парков и ботанических садов.
При осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения плановые контрольные (надзорные) мероприятия юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на особо охраняемых природных территориях регионального значения и отнесенные к определенной категории риска в соответствии с вышеуказанными критериями отнесения особо охраняемых природных территорий регионального значения к определенной категории риска для регионального государственного контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения, проводятся:
- для категории значительного риска - один раз в 3 года;
- для категории среднего риска - один раз в 4 года;
- для категории умеренного риска - один раз в 5 лет;
- для категории низкого риска - не проводятся.
Наиболее значимым риском является причинение вреда (ущерба) особо охраняемым природным территориям регионального значения.
Контрольно-надзорная деятельность осуществляется управлением контрольно-надзорной деятельностью министерства природных ресурсов и экологии Новосибирской области в соответствии с ежегодно утверждаемыми Планами проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также на основании решений о проведении внеплановых проверок.
Сведения о контрольных (надзорных) и профилактических мероприятиях, проведенных министерством в рамках осуществления регионального государственного экологического надзора в 2021 - 2022 годах приведены в таблице:
Показатели |
по состоянию на 01.09.2021 |
по состоянию на 01.09.2022 |
Общее количество проведенных контрольных (надзорных) мероприятий, в том числе: |
2033 |
- |
- количество проведенных плановых контрольных (надзорных) мероприятий |
- |
- |
- количество проведенных внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий |
- |
- |
- количество плановых (рейдовых) осмотров, обследований / выездных обследований |
2033 |
- |
- количество наблюдений за соблюдением обязательных требований |
- |
- |
Общее количество выданных предписаний |
- |
- |
Количество лиц, привлеченных к административной ответственности |
- |
11 |
Общая сумма наложенных штрафов, тыс. руб. |
- |
33 |
Общее количество проведенных профилактических мероприятий, в том числе: |
- |
34 |
- количество выданных предостережений |
- |
26 |
- количество консультаций |
- |
8 |
- количество профилактических визитов |
- |
- |
Типичные нарушения, выявляемые в ходе контрольных (надзорных) мероприятий и профилактических мероприятий:
- проезд вне дорог общего пользования по территории заказников;
- нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях.
Случаев причинения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых осуществляются контрольные (надзорные) мероприятия, вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также случаев возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, не выявлено.
Программа профилактики направлена на соблюдение контролируемыми лицами обязательных требований.
Совершенствование нормативной правовой базы в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения, повышение квалификации и степени информированности руководителей и сотрудников юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, осуществляющих деятельность на особо охраняемых природных территориях регионального значения на территории Новосибирской области, а также своевременное принятие мер по соблюдению обязательных требований, помогут способствовать снижению количества правонарушений. В тоже время, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также несоблюдение контролируемыми лицами обязательных требований может привести к случаям причинения крупного ущерба охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения.
Одним из направлений реформы контрольно-надзорной деятельности является осуществление профилактических мероприятий, направленных на разъяснение проверяемых требований и предупреждение совершения правонарушений.
По всем поступающим от контролируемых лиц вопросам в части осуществления в их отношении контрольных (надзорных) мероприятий должностными лицами управления контрольно-надзорной деятельностью министерства природных ресурсов и экологии Новосибирской области даются компетентные разъяснения и консультации.
С участием контролируемых лиц ежегодно проводятся публичные мероприятия по обсуждению результатов правоприменительной практики в подконтрольной сфере, обсуждения по особенностям соблюдения обязательных требований, разъяснения требований действующего законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.